Актуализация зоны ближайшего развития через использование инновационной игровой технологии В. Воскобовича средствами нейропсихологического метода замещающего онтогенеза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чухно С. В. Актуализация зоны ближайшего развития через использование инновационной игровой технологии В. Воскобовича средствами нейропсихологического метода замещающего онтогенеза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 696–700. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85140.htm.
Аннотация. В статье рассматривается нейропсихологический подход в коррекции трудностей дошкольников в подготовке к школе, затрагивается тема творческого развития ребенка, а также использование инновационных методов в работе педагога-психолога.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чухно Светлана Викторовна,педагогпсихолог, МБДОУ № 48 г. Амурскаchuhno1985@mail.ru

Актуализация зоны ближайшего развития, через использование инновационной игровой технологии В. Воскобовича, средствами нейропсихологического метода замещающего онтогенеза

Аннотация.В статье рассматривается нейропсихологический подход в коррекции трудностей дошкольников в подготовке к школе, затрагивается тема творческого развития ребенка, а так же использование инновационных методов в работе педагогапсихологаКлючевые слова:подготовка к школе, нейропсихологическая коррекция, сказочные лабиринты игры В.Воскобовича, нетрадиционные технологии изобразительного искусства.

Важнейшим новообразованием дошкольного возраста выступает готовность к школьному обучению. Являясь итогом развития ребенка на протяжении 7 лет, она обеспечивает переход к позиции школьника. В широком смысле ее можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, когда причастность к ним переживается ребенком, как его собственная потребность. (Урунтаева Г.А.).

Одной из задач дошкольного образования является облегчение для дошкольника прохождения этого перехода. В свете основного принципа дошкольного образования по ФГОС ДО: «Полноценного проживания ребенком всех этапов детства», работа педагогапсихолога становится важнейшим аспектом программы развития ребенка. В дошкольном детстве главным видом деятельности является игра, однако к 7 годам дошкольник меняется социальная ситуация развития, специфические дошкольные видыдеятельности теряют для ребенка привлекательность, ребенок хочет стать школьником, при этом осознавая себя как дошкольник. Именно поэтому, психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Содержание работы по подготовке к школе определяется компонентами готовности к школе указанными Урунтаевой Г.А.:

новая внутренняя позиция дошкольника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно полезной деятельности;

в познавательной сфере знаковосимволическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы;

в личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;в сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого регулировать свою деятельность.Выполнение социального заказа общества: всестороннее развитие ребенка в дошкольном возрасте и подготовка его к школьному обучению –ставит перед педагогами ДОО задачи использования адекватных коррекционных приемов и методов работы с детьми. Одним из таких методов в нашем детском саду является применение игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Развивающие игры Воскобовича имеют ряд особенностей:Широкий возрастной диапазон участников игр.Многофункциональность развивающих игр ВоскобовичаТворческий потенциал каждой игры. Вариативность игровых заданий и упражнений.Сказочная «огранка» Основой развития успешной личности с уверенностью можно считать наличие креативности и творческого воображения. Творческая личность строит свою жизнь по принципу созидания, тем самым развивая себя и свое окружение. Именно творческая, креативная личность способна нестандартно мыслить, находить решения в самых необычных ситуациях. Так как воображение является важнейшим новообразованием дошкольного возраста, мы считаем, что именно в дошкольном возрасте, следует приложить усилия для развитие креативности и творческих способностей детей. Поэтому, по нашему мнению, включение творческих занятий в программу по подготовке к школе, повысит шансы детей на успешную адаптацию, освоение программы и взаимодействие со сверстниками,и прочие аспекты жизни ребенка. В структуре программы творческие занятия занимают место «закрепляющего» занятия. Тем самым, мы развиваем творческую активность и познавательный интерес, не ставя изучение нетрадиционных технологий во главу угла. Стоит так же отметить коррекционную значимость изобразительного искусства в работе с детьми, испытывающими трудности не только в освоении программы, но и трудности во взаимодействии с окружающим миром. Творческие занятия программы направлены не на изучение ребенком способов нетрадиционного искусства и оценивание работы, а на развитие самоидентификации, уверенности в себе и своих силах, личности в целом. Каждое творческое занятие несет в себе задачу коррекции какоголибо затруднения группы, тем самым к концу года мы предполагаем наработать методический материал для разработки индивидуальных программ взаимодействия с детьми, имеющими трудности в формировании и развитии личностных качеств. Для получения всестороннего изучения пути развития ребенка необходимы методики диагностики трудностей развития дошкольников, которые дадут нам полную картину затруднений дошкольника. Так как ФГОС основан на индивидуальном личностноориентированном подходе, мы посчитали, что метод синдромного психологического анализа дефицита психической деятельности Лурия, наиболее эффективен, как дифференциальнодиагностический, прогностический, профилактический и коррекционный инструмент анализа деятельности детей.Диагностическая работа проводится в два этапа:

психологопедагогический блок;

нейропсихологический блок.Нейропсихологический метод занимает особое место в ряду научных дисциплин. Он позволяет оценить и описать те системнодинамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения.Одним из методов нейропсихологической коррекции является метод замещающего онтогенеза. Основная его цельразвитие мозгового обеспечения психического онтогенеза.Включение элементов нейропсихологических технологий в занятие позволяет нам оптимизировать функциональный статус глубинных образований мозга и межполушарной организации процессов развития ребенка дошкольного возраста. Таким образом, можно сформулировать Цельнашей программы: Актуализация зоны ближайшего развития, через использование инновационной игровой технологии В. Воскобовича, средствами нейропсихологического метода замещающего онтогенеза.

Основные принципы программы1.Принцип единства диагностики и коррекции

отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога, этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.2.Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития, это значит, что при оценке соответствия уровня развития ребенка возрастной норме учитывались следующие характеристики:1) Особенности социальной ситуации развития (например, изменение круга общения ребенка, включая сверстников, взрослых, семейное окружение и т.д.).2) Уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития.3) Уровень развития ведущей деятельности ребенка, ее оптимизация.3. Принцип коррекции "сверху вниз".В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание "зоны ближайшего развития" для ребенка. 4. Деятельностный принцип коррекции.Коррекционная работа строится не как простая тренировка навыков и умений, а как целостная осмысленная деятельность, естественно и органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений ребенка.Задачи программы:

формирование способов умственной деятельности;

развитие новой внутренней позиции дошкольника;

формирование знаковосимволической функции сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы;

формирование произвольности поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;

формирование умения принимать условную ситуацию, учиться у взрослого регулировать свою деятельность;Теоретические основы программы:

теория о зоне ближайшего развития Л.С. Выготского;

теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова

метод синдромного анализа нарушения психических процессов при локальных пораженияхмозга А.Р. ЛурияПланируемые результаты: •принятие детьми основных правил поведения в школе и новой социальной позиции ученика;•формирование умений общаться со сверстниками и взрослыми, быть терпимыми друг к другу;•снижение уровня личностной тревожности;•формирование умения контролировать себя на учебном занятии и вне его, внимательно слушать, принимать задачу, адекватно реагировать и давать оценку своим действиям;•развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мыслительных операций;•развитие мелкой моторики.Целенаправленное воздействие на ребенка осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков.Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.Психокоррекционныйкомплекс включает в себя четыре основных блока:1. Диагностический 2. Установочный.3. Коррекционный.4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействийДиагностический блок

Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.Установочный блок

Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности.Коррекционный блок

Цель: гармонизация и оптимизация развития ребенка.Блок оценки эффективности коррекционных воздействий

Цель: измеренение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний.Коррекционноразвивающие занятия построены в соответствии с тематическим планированием, отраженным в годовом плане ДОУ. Каждая тема изучается 2 занятия, на первом занятии основная цель –развитие и оптимизация познавательного компонента личности. На втором занятии основная цель –работа с эмоциональноличностным компонентом, процессы индивидуализации каждого ребенка. Структура занятий включает в себя следующие этапы:1.Ритуал приветствия. Он позволяет создавать атмосферу группового доверия и принятия.2.Разминка. Является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень ихактивности, выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.3.Основное содержание занятия. Представляет совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного комплекса и основано на теории развивающего обучения с элементами нейропсихологической коррекции, через использование игровой технологии В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»•сказки Фиолетового леса;•игрызнакомства и коммуникативные упражнения;•игры с правилами, направленные на развитие эмоциональноволевой и личностной сферы;•упражнения, направленные на снижение уровня тревожности;•упражнения, направленные на развитие познавательной сферы и мелкой моторики;•нейропсихологические упражнения: растяжки, дыхательные, глазодвигательныеупражнения;•обучающие презентации•нетрадиционные технологии художественного творчества4.Рефлексия. Представляет эмоциональную и смысловую оценку занятия, подведение итогов.5.Ритуал прощания. Способствует групповому сплочению детского коллектива.Используемые формы работы

1. Коллективноиндивидуальный методГруппа в пределах 7 9 человек позволяет сохранить индивидуальный подход к каждому ребенку и одновременно привить ему навыки социализации. Прослеживаются отношения между каждым конкретным ребенком и окружающими его детьми, используя подражательные реакции.2. Игровой метод(использование игровой технологии В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»)Включает в себя дидактические игры и игротренинги. Занятия состоят из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, игр, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению поставленных коррекционных задач.3.Беседы с детьми, обсуждение психологических ситуаций.4. Словесные и подвижные игры, релаксационные упражнения.5. Проигрывание психогимнастических упражнений.6. Прослушивание аудиозаписи со звуками природы и классических музыкальных произведений с целью снятия стрессового состояния.7. Изотерапия.Гасит негативные эмоции путём использования художественных средств.8. Сказкотерапия9.Использование наглядных пособий

фотографий, рисунков, картин; схем, пиктограмм, графических изображений, символов.10. Анкетирование, опросы.11. Диагностика развития детей.12. Наглядные формы работы с родителями13. Разработка памяток и оформление информационных стендов.Важной составляющей работы с детьми по подготовке к школе является всестороннее взаимодействие с родителями. С целью создания открытой системы взаимодействия психологической службы ДОУ и семьи, мы предполагаем проведение совместных занятий родителей и детей в форме игротренинга, на которых родители смогут познакомиться с методами и приемами работы по подготовке к школе, а так же повысить педагогическую компетентность. Занятия будут проводиться один раз в квартал с итоговым развлечением в конце года «В школу, с радостью!» Так же предусматривается проведение консультаций, семинаровпрактикумов, оформление информационного стенда по проблемам подготовки ребенка к школе.

Ссылки на источники1.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология:2.Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 5е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 336 с.3.Коломинский Я. Л., Панько Е. А.4.Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя.М.: Просвещение, 1988. 190 с, (Психол. Наука школе)5.Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е.Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2е изд. СПб.: Питер, 2008. 80 с.: ил. (Серия «Детскому психологу»).