Андрагогические подходы к обучению взрослого человека в системе дополнительного профессионального образования
Выпуск:
ART 85146
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Петрова
А.
С. Андрагогические подходы к обучению взрослого человека в системе дополнительного профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
726–730. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85146.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются андрагогические подходы к обучению взрослого человека, которые раскрывают принципы, содержание, методы и средства, с помощью которых в жизни взрослых обеспечивается развивающая, социализирующая и адаптирующая роль образования. Для системы дополнительного профессионального образования это способ решения проблем, связанных с организацией образовательного процесса и повышением уровня профессиональной подготовки специалистов.
Похожие статьи
- «Шаг вперёд»: цикл занятий с мультимедийным сопровождением по формированию функциональной грамотности в рамках внеурочной деятельности (интеллектуальное направление) в 1-м классе
- «Портрет» современного школьника – участника образовательного пространства
- Этнопедагогика в контексте вызовов современности
Текст статьи
Петрова Алла Станиславовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры кадрового, моральнопсихологического и информационного обеспечения ОВД, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, г. ТюменьАllaveta@yandex.ru
Андрагогические подходы к обучению взрослого человека в системе дополнительного профессионального образования
Аннотация.Встатьерассматриваются андрагогические подходы к обучению взрослого человека, которые раскрывают принципы, содержание, методы и средства, с помощью которых в жизни взрослых обеспечивается развивающая, социализирующая и адаптирующая роль образования.Для системы дополнительного профессионального образования это способ решения проблем, связанных с организацией образовательного процесса и повышением уровня профессиональной подготовки специалистов.Ключевые слова:образование, личность, андрогогика,развитие,профессиональная компетентность.
Мысльоб образованиина протяжении всех вековзафиксирована в пословицах, выражающих мудростьразныхнародов: русского («Век живи век учись»), китайского («Не бойся, что не знаешь бойся, что не учишься»),французского(«Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем»), вьетнамского («Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь»)и др.В деле объединения человечества на основе ценностныхориентиров становится непрерывное образование. Непрерывность образования выступает в современном обществе как идея, принцип обучения, качество образовательного процесса, условие становления человека. Мысли о непрерывности образования появились еще в эпоху Платона и Аристотеля. В содержательном плане онибыливпервые теоретически обоснованыи представленывеликим чешским педагогом Я.А. Коменским, который выстроилв своих трудах систему, направленную на обучение «всех всему», начиная от материнской школы и заканчивая академией[1].Международное профессиональнопедагогическое сообщество для определения категории непрерывного образования использует ряд терминов такие как:«образование взрослых» (adulteducation, Feducationdesadultes, Erwachsenenbildung); «дальнейшее образование» (furthereducation, Weiterbildung); «продолжающееся образование» (continuingeducation, continuouseducation); «возобновляющееся (рекуррентное) образование» (recurrenteducation) получение образования в течение всей жизни путем чередования обучения с другими видами деятельности, главным образом с работойи др.В непрерывномобразованииможно выделить две сферы:первая связана с построением системы непрерывного образования как части социальной практики(социальнообразовательный аспект непрерывного образования), вторая с процессом освоения самим человеком нового жизненного, социального, профессионального опыта (психологоандрагогический аспект непрерывного образования).Принципами непрерывного образования являются: гуманистический характер, демократизация образования, гибкость учебных планов и программ, альтернативность подходов к организации учебного процесса, связь обучения с жизнью(практической деятельностью), профессиональной и социальной активностьюличности.Функцияминепрерывного образованиявозможно определить: развивающую (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста); компенсирующую (восполнение пробелов в базовом образовании); адаптивную (профессиональная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся производственной и социальной ситуации); ресоциализации (продолжающейсясоциализации).Содержаниенепрерывного образования определяют три основные смысловые области, которые связанны с обучением взрослого человека: обучение грамотности в широком смысле, включая компьютерную, функциональную, социальную и др.; профессиональное обучение, включающее профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку; общекультурное дополнительное образование, не связанное с трудовой деятельностью.Социально значимымипоказателямиобразованности (как результата получения образования) личности выступают её грамотность, профессиональная компетентностьикультура.Одновременно непрерывное образование выступает и как общественногосударственная система, обеспечивающая реализацию принципа непрерывности обучения в обществе, и как внутренний процесс, сопровождающий становление субъекта на основе обучения втечение всей жизни. При этом по отношению к жизнедеятельности человека оно выполняет две основные функции: профессиональноличностного развития и адаптации к изменяющейся ситуациив обществе. В качестве основныхтребованийк системе образования взрослогочеловека можно определить:ориентированность на динамичные изменения социальноэкономической и производственной среды и вариативные образовательные потребности общества;многообразие образовательных услуг в соответствии с образовательными потребностями личности;гибкаяпереориентациясодержания, форм и методов обучения, создающихбольшие возможности оперативного перепрофилирования и переподготовки кадров для работы в рыночных условиях и удовлетворения индивидуальных запросов личности;доступность обучения как важнейшее условие государственной гарантии прав граждан на образование. Внастоящий момент образование взрослых выступает как одна из наиболее актуальных теоретических и практических проблем. От ее решения во многом зависит уровень экономического и социального развития государства. Происходит это потому, что образование взрослых дает эффект практически адекватно времени обучения.Начало формирования теоретических аспектов андрогогики как самостоятельной науки было положено в 70х годах XIXго века в работах американских ученых М. Ноулза, П. Смита, английского ученого П. Джарвиса, отечественных ученых К.Д.Ушинского, В.И. Водовозова, Н.И. Пирогова, С.И. Змеева и др.С.Г. Вершловский, совместно
сдругими ученымиотмечает, что андрагогика это наука, познающая и обобщающая практику образования взрослых, котораясоздает теоретические и методические основы деятельности, помогающей взрослым приобрести общие и профессиональные знания, сформировать (или пересмотреть) жизненные принципы. Обучение взрослых эффективно в той степени, в какой создаются условия, помогающие им критически оценить свой опыт и осмыслить сущность знаний в широком социальном контексте[2]. Образовательная деятельность взрослых,грамотно построеннаяи организованная,формирует такую среду обучения, которая способна повысить и укрепить уверенность взрослого человека в завтрашнем дне, помочь ему грамотно интерпретировать жизненные явления, развиватьсоциальную и профессиональнуюкомпетентность, определить смысл жизни, место в социуме, свой человеческий и гражданский долг[3].
Необходимость постоянного обновленияи пополнениязнаний, умений, навыков, приобретения дополнительного образовательного опыта у взрослого человека обусловленапостоянным появлением в жизни проблем, ситуаций, решение которых требует от него дополнительного приобретения знаний, умений, навыков, опыта деятельности, смены установок, объективно становящихся источником мотивации к обучению;
наличием у людей любого возраста своих информационных запросов;
способностью человека к обучению независимо от его возраста, в силу природной динамики структур, отвечающих в организме за процессы обновления информации и позволяющих,зачастую,компенсироватьпродуктивностьвозрастногоснижения работы познавательных функций;накоплением в ходе жизнедеятельности опыта, способного становиться содержательной основой образования для других и для себя[4].Для того, чтобы образовательный процесс взрослого человека былэффективным,любая программа обучения должна учитывать процесс самовыражения и самоопределения каждого обучающегося, так как взрослые обучающиеся вовлечены в непрерывный процесс развития, динамикаи направление обучения могут варьироваться применительно к категории обучающихся, однако все они вовлечены в динамический процесс измененийи каждый обучающийся привносит в обучение собственный опыт, знания и эмоции. Данный процессобученияподразумевает и включает в себя признание целей,мотивации инамеренийобучающихся, базируясьнасобственном опыте, взрослые привносят в обучение определенные пожелания относительно способов обучения.Взрослый обучаемый характеризуется рядом специфических личностных особенностей. Условно их можно объединить в три группы: первая –связана с повышением компетентности; вторая –с личностным состоянием; третья –с определенными барьерами восприятия образовательной деятельности[5]. Повышение компетентностивзрослогочеловекасостоит в том, чтоон:владеет определенным объемом и уровнем общих и профессиональных знаний в одной или нескольких предметных областях;имеет сложившийся и развивающийся профессиональный опыт работы;осуществляет самоанализ и самооценку профессиональной деятельности;имеет свое профессиональное мнение и отстаивает его со своих позиций;сознателен в развитии своей компетентности, обладает высокой степенью обобщения и тенденций к постановке новых задач; с помощью обучениярешает свои важные жизненные проблемы;стремится полученные знания оперативно реализовать в профессиональной деятельности;объективно обуславливает своеобучение временными, социальными, профессиональными и бытовыми факторами;
бережно относится к времени, затрачиваемому на обучение;избирателен по отношению к новым знаниям, информации в соответствии с их актуальностью и значимостьюи др.Особенностивзрослого человекасвязанные с личностным состоянием включают:осознанное стремление к самореализации;нравственную и социальнуюзрелость;включенность в жизненные реалии;широтусоциальных ролей;физиологическуюи психологическуюзрелость;высокийуровень вербализации;наличие,как правило, большого жизненного опыта;финансовуюнезависимость;большуюкомпромиссность при принятии решений;социальнуюответственностьи др.Определенныебарьерывосприятия образовательной деятельности взрослого человекасвязаныпорою с:усложнением с возрастом отношения к образованию (сложившиеся основные ценности жизни взрослого при их трансформации в процессе обучения могут воспринимаются болезненно);недостаточностью умений и навыков к учебе; трудностью отказа от системы устоявшихся, полученных ранее и устаревших на данный момент знаний;наличием предубеждений против нововведений и перемен;сложностью смены актуального статуса в ходе обучения (особенно если это руководителиразличных уровней) на роль обучающегося.Основываясь на понимании ценности образования для взрослого человека, необходимо разрабатывать не простоновыеметодикипроведения занятий, а методы, которые бы в их сознании превращали идеи в концепции; в системы; в категории; в образцы деятельности; в готовые для деятельности конструкциии были выстроены по принципу практикоориентированного подхода к обучению. Андрагогика вместо проведения лекционных занятий преимущественно предусматривает практические занятия, дискуссии, деловые игры, кейсы, решение конкретных профессиональных задач иситуаций. Меняется подходик получению теоретических знаний:на первое место выходят дисциплины, содержащие интегрированный материал по нескольким смежным областям знаний (междисциплинарныезанятия: учения, круглые столы и др.). Поскольку для взрослого человека любого возраста обучение становится одним из способов самореализации в профессии или в жизни в целом, он всегда хочет знать, зачем ему учить именно этот материал. Тем самым, в отличие отподростка (юноши), его смысловые установки и мотивация обучения гораздо более осознанны и отличаются четкостью.Взрослый человек,включаясь в образовательный процесс, стремится занять в нем активную позицию, он всегда внутренне реагирует на предлагаемое содержание обучения (причем иногда довольно негативно, вплоть до полного отказа от предлагаемой информации). Взрослый обучающийся обычно не склонен имитировать интерес и включенность в занятие, если таковые отсутствуют. Напротив, зачастую он стремится публично выразить свое несогласие преподавателю и аудитории, так как заинтересован в качестве получаемой информации и занимает позицию требовательного и критически настроенного обучающегося.Современный взрослый человек,обладая определенным опытом и субъектной позицией в образовании, способен сам оценить способ и формы обучения, поэтому педагогу необходима ориентация на восприятие взрослого человека в ситуации его обучения. Обычно взрослый человек предпочитает такую организацию образовательного процесса, в которой другими людьми будет востребован его опыт и отношения. Обучение взрослых предполагает создание атмосферы партнерства, взаимопомощи и поддержки.Рассмотрим андрагогические подходы к обучению взрослого человека в системе дополнительного профессионального образованияв системе МВД России. Главная цель курсовповышения квалификации, переподготовки сотрудников органов внутренних дел обеспечение на основе совершенствования профессиональной деятельности сотрудника непрерывности и поступательности развития его личности. Взаимосвязь между развитием личности и ее профессиональной деятельностью становится возможным, тогда когдас профессиональной сферой у человека связаны жизненные смыслы и ценности;профессиональная деятельность позволяет реализовать свои творческие способности,личностный потенциали чувство удовлетворения от выполненнойработы;результаты труда и постоянное повышение квалификации получают положительную социальную поддержку;в профессиональной деятельности рождаются информационные запросы, стимулирующие продолжение образования;в сфере профессиональной деятельностисотрудник выступает в качестве субъекта, способного влиятьна совершенствование совместного результатадеятельности.Всистеме повышения квалификациии переподготовки кадровзапросы сотрудника органов внутренних дел связаны с желанием повысить уровень профессиональной компетенции, самоопределиться в профессиональной сфере, продолжить общекультурное развитие. На разных этапах профессиональной деятельности ожидания от повышения квалификациии переподготовкикадров у сотрудника меняются.Так,например, молодой сотрудник со стажем от 3 до 5 лет,как правило,нуждается в приобретении личностных и профессиональных характеристик, отвечающих требованиям егодолжностного регламента, т. е. в дообучении, компенсации пробелов, оставшихся после базовой подготовки.Профессионал, имеющий стаж работы 10 и более лет, ожидает от системы повышения квалификации и переподготовки кадровпрежде всего стимула к развитию творческого потенциала. Кроме того, к этому моменту у многих сотрудниковвозникает неосознанная потребность к изменению сложившихся стереотипов профессионального поведения. В период инновационных преобразований в профессиональной сфере даже опытный сотрудник нуждается в приобретении умения действовать в ситуациях неопределенности, быть конкурентоспособным.Сотрудник органов внутренних дел, имеющий за плечами значительный опыт профессиональной деятельности, испытывает потребность поделиться своими знаниями, умениями с коллегами. Следовательно, в системе повышения квалификации и переподготовки кадров ему необходимо предоставить возможность осмысления, обобщения и трансляции своих достижений. Необходимо, чтобы непрерывное профессиональное образование способствовало сохранению и развитию субъектной позиции сотрудника на основе самоанализа, самооценки, самоорганизации в дальнейшем освоении поля профессиональной активности.В системе повышения квалификации и переподготовки кадров в органах внутренних дел перед профессорскопреподавательским составом встают основные андрагогические задачи:осуществить диагностику типовых и индивидуальных проблем аудитории(учебной группы) навыявление степенимотивированности на продолжение образования, информационный запрос, актуальный уровень профессиональной компетентности и притязаний, готовность обучаться в предлагаемой форме, психофизиологические и социальнопсихологические особенности, образовательный и профессиональный опыт и др.;
помочь в самоопределении и выборе необходимого развивающего в профессиональноличностном отношении образовательного маршрута;оказать помощь в адаптации к условиям обучения;создать условия для позитивного настроя и понимания перспектив профессионального и личностного роста;сформировать ситуацию межсубъектного взаимодействия в ходе обучения;предоставить каждому слушателю возможность самовыражения и самоутверждения в среде коллег за счет презентации своего позитивного опыта;обеспечить реальное развивающее продвижение в освоении образовательного содержания в логике «динамического треугольника» отношение –сознание–деятельность;гарантировать получение конкретного образовательного продукта, который можно «перенести» в ситуацию профессиональной деятельности (проект, программа действий, технология и др.);
психологически помочь слушателям выйти из ситуации обучения, т.е. без конфликтов возвратиться внутренне измененными в неизменившийся за это время рабочий контекст; наметить перспективы дальнейшего продвижения в профессиональной деятельности.Поэтому, для каждой категории обучающихся сотрудников органов внутренних дел необходимо определить цели, подходы, методы обученияи их взаимодействие с профессорскопреподавательским составом,а также коллегамипо обучению. Для системы дополнительного профессионального образования это способ решения проблем, связанных с повышением уровня профессиональной подготовки, обучения сотрудника органов внутренних дел.
Андрагогические подходы к обучению взрослого человека в системе дополнительного профессионального образования позволяют обоснованно формулировать и реализовывать образовательные цели взрослых людей, при этом разрабатывая теоретические и методологические основы образовательной деятельности, которая помогаетприобретать общие и профессиональные знания, формироватьнравственные ориентиры [6], осваивать достижения культуры.
Ссылки на источники1.Ян Амос Коменский Великая дидактика Издательство: Государственное Учебнопедагогическое издательство Наркомпроса, 1939.2.Рабочая книга андрагога / Под редакцией С.Г.Вершловского. М., 1998.3.Шелепова М.А., Петрова А.С. Мораль и право в деятельности сотрудников органов внутренних дел // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2014. № 1 (2). С. 113118.4.Основы андрагогики. И.А. Колесникова, А.Е. Марон, Е.П. Тонконогая/ под ред. И.А. Колесниковой. М., Академия, 2002. С.415.Информационные технологии в управлении образованием: Программа и методические рекомендации. –М.: НФПК, 2006.6.Петрова А.С. Механизмы развития нравственного сознания личности // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новыегуманитарныеисследования. 2011. № 2. С. 118119.
Андрагогические подходы к обучению взрослого человека в системе дополнительного профессионального образования
Аннотация.Встатьерассматриваются андрагогические подходы к обучению взрослого человека, которые раскрывают принципы, содержание, методы и средства, с помощью которых в жизни взрослых обеспечивается развивающая, социализирующая и адаптирующая роль образования.Для системы дополнительного профессионального образования это способ решения проблем, связанных с организацией образовательного процесса и повышением уровня профессиональной подготовки специалистов.Ключевые слова:образование, личность, андрогогика,развитие,профессиональная компетентность.
Мысльоб образованиина протяжении всех вековзафиксирована в пословицах, выражающих мудростьразныхнародов: русского («Век живи век учись»), китайского («Не бойся, что не знаешь бойся, что не учишься»),французского(«Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем»), вьетнамского («Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь»)и др.В деле объединения человечества на основе ценностныхориентиров становится непрерывное образование. Непрерывность образования выступает в современном обществе как идея, принцип обучения, качество образовательного процесса, условие становления человека. Мысли о непрерывности образования появились еще в эпоху Платона и Аристотеля. В содержательном плане онибыливпервые теоретически обоснованыи представленывеликим чешским педагогом Я.А. Коменским, который выстроилв своих трудах систему, направленную на обучение «всех всему», начиная от материнской школы и заканчивая академией[1].Международное профессиональнопедагогическое сообщество для определения категории непрерывного образования использует ряд терминов такие как:«образование взрослых» (adulteducation, Feducationdesadultes, Erwachsenenbildung); «дальнейшее образование» (furthereducation, Weiterbildung); «продолжающееся образование» (continuingeducation, continuouseducation); «возобновляющееся (рекуррентное) образование» (recurrenteducation) получение образования в течение всей жизни путем чередования обучения с другими видами деятельности, главным образом с работойи др.В непрерывномобразованииможно выделить две сферы:первая связана с построением системы непрерывного образования как части социальной практики(социальнообразовательный аспект непрерывного образования), вторая с процессом освоения самим человеком нового жизненного, социального, профессионального опыта (психологоандрагогический аспект непрерывного образования).Принципами непрерывного образования являются: гуманистический характер, демократизация образования, гибкость учебных планов и программ, альтернативность подходов к организации учебного процесса, связь обучения с жизнью(практической деятельностью), профессиональной и социальной активностьюличности.Функцияминепрерывного образованиявозможно определить: развивающую (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста); компенсирующую (восполнение пробелов в базовом образовании); адаптивную (профессиональная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся производственной и социальной ситуации); ресоциализации (продолжающейсясоциализации).Содержаниенепрерывного образования определяют три основные смысловые области, которые связанны с обучением взрослого человека: обучение грамотности в широком смысле, включая компьютерную, функциональную, социальную и др.; профессиональное обучение, включающее профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку; общекультурное дополнительное образование, не связанное с трудовой деятельностью.Социально значимымипоказателямиобразованности (как результата получения образования) личности выступают её грамотность, профессиональная компетентностьикультура.Одновременно непрерывное образование выступает и как общественногосударственная система, обеспечивающая реализацию принципа непрерывности обучения в обществе, и как внутренний процесс, сопровождающий становление субъекта на основе обучения втечение всей жизни. При этом по отношению к жизнедеятельности человека оно выполняет две основные функции: профессиональноличностного развития и адаптации к изменяющейся ситуациив обществе. В качестве основныхтребованийк системе образования взрослогочеловека можно определить:ориентированность на динамичные изменения социальноэкономической и производственной среды и вариативные образовательные потребности общества;многообразие образовательных услуг в соответствии с образовательными потребностями личности;гибкаяпереориентациясодержания, форм и методов обучения, создающихбольшие возможности оперативного перепрофилирования и переподготовки кадров для работы в рыночных условиях и удовлетворения индивидуальных запросов личности;доступность обучения как важнейшее условие государственной гарантии прав граждан на образование. Внастоящий момент образование взрослых выступает как одна из наиболее актуальных теоретических и практических проблем. От ее решения во многом зависит уровень экономического и социального развития государства. Происходит это потому, что образование взрослых дает эффект практически адекватно времени обучения.Начало формирования теоретических аспектов андрогогики как самостоятельной науки было положено в 70х годах XIXго века в работах американских ученых М. Ноулза, П. Смита, английского ученого П. Джарвиса, отечественных ученых К.Д.Ушинского, В.И. Водовозова, Н.И. Пирогова, С.И. Змеева и др.С.Г. Вершловский, совместно
сдругими ученымиотмечает, что андрагогика это наука, познающая и обобщающая практику образования взрослых, котораясоздает теоретические и методические основы деятельности, помогающей взрослым приобрести общие и профессиональные знания, сформировать (или пересмотреть) жизненные принципы. Обучение взрослых эффективно в той степени, в какой создаются условия, помогающие им критически оценить свой опыт и осмыслить сущность знаний в широком социальном контексте[2]. Образовательная деятельность взрослых,грамотно построеннаяи организованная,формирует такую среду обучения, которая способна повысить и укрепить уверенность взрослого человека в завтрашнем дне, помочь ему грамотно интерпретировать жизненные явления, развиватьсоциальную и профессиональнуюкомпетентность, определить смысл жизни, место в социуме, свой человеческий и гражданский долг[3].
Необходимость постоянного обновленияи пополнениязнаний, умений, навыков, приобретения дополнительного образовательного опыта у взрослого человека обусловленапостоянным появлением в жизни проблем, ситуаций, решение которых требует от него дополнительного приобретения знаний, умений, навыков, опыта деятельности, смены установок, объективно становящихся источником мотивации к обучению;
наличием у людей любого возраста своих информационных запросов;
способностью человека к обучению независимо от его возраста, в силу природной динамики структур, отвечающих в организме за процессы обновления информации и позволяющих,зачастую,компенсироватьпродуктивностьвозрастногоснижения работы познавательных функций;накоплением в ходе жизнедеятельности опыта, способного становиться содержательной основой образования для других и для себя[4].Для того, чтобы образовательный процесс взрослого человека былэффективным,любая программа обучения должна учитывать процесс самовыражения и самоопределения каждого обучающегося, так как взрослые обучающиеся вовлечены в непрерывный процесс развития, динамикаи направление обучения могут варьироваться применительно к категории обучающихся, однако все они вовлечены в динамический процесс измененийи каждый обучающийся привносит в обучение собственный опыт, знания и эмоции. Данный процессобученияподразумевает и включает в себя признание целей,мотивации инамеренийобучающихся, базируясьнасобственном опыте, взрослые привносят в обучение определенные пожелания относительно способов обучения.Взрослый обучаемый характеризуется рядом специфических личностных особенностей. Условно их можно объединить в три группы: первая –связана с повышением компетентности; вторая –с личностным состоянием; третья –с определенными барьерами восприятия образовательной деятельности[5]. Повышение компетентностивзрослогочеловекасостоит в том, чтоон:владеет определенным объемом и уровнем общих и профессиональных знаний в одной или нескольких предметных областях;имеет сложившийся и развивающийся профессиональный опыт работы;осуществляет самоанализ и самооценку профессиональной деятельности;имеет свое профессиональное мнение и отстаивает его со своих позиций;сознателен в развитии своей компетентности, обладает высокой степенью обобщения и тенденций к постановке новых задач; с помощью обучениярешает свои важные жизненные проблемы;стремится полученные знания оперативно реализовать в профессиональной деятельности;объективно обуславливает своеобучение временными, социальными, профессиональными и бытовыми факторами;
бережно относится к времени, затрачиваемому на обучение;избирателен по отношению к новым знаниям, информации в соответствии с их актуальностью и значимостьюи др.Особенностивзрослого человекасвязанные с личностным состоянием включают:осознанное стремление к самореализации;нравственную и социальнуюзрелость;включенность в жизненные реалии;широтусоциальных ролей;физиологическуюи психологическуюзрелость;высокийуровень вербализации;наличие,как правило, большого жизненного опыта;финансовуюнезависимость;большуюкомпромиссность при принятии решений;социальнуюответственностьи др.Определенныебарьерывосприятия образовательной деятельности взрослого человекасвязаныпорою с:усложнением с возрастом отношения к образованию (сложившиеся основные ценности жизни взрослого при их трансформации в процессе обучения могут воспринимаются болезненно);недостаточностью умений и навыков к учебе; трудностью отказа от системы устоявшихся, полученных ранее и устаревших на данный момент знаний;наличием предубеждений против нововведений и перемен;сложностью смены актуального статуса в ходе обучения (особенно если это руководителиразличных уровней) на роль обучающегося.Основываясь на понимании ценности образования для взрослого человека, необходимо разрабатывать не простоновыеметодикипроведения занятий, а методы, которые бы в их сознании превращали идеи в концепции; в системы; в категории; в образцы деятельности; в готовые для деятельности конструкциии были выстроены по принципу практикоориентированного подхода к обучению. Андрагогика вместо проведения лекционных занятий преимущественно предусматривает практические занятия, дискуссии, деловые игры, кейсы, решение конкретных профессиональных задач иситуаций. Меняется подходик получению теоретических знаний:на первое место выходят дисциплины, содержащие интегрированный материал по нескольким смежным областям знаний (междисциплинарныезанятия: учения, круглые столы и др.). Поскольку для взрослого человека любого возраста обучение становится одним из способов самореализации в профессии или в жизни в целом, он всегда хочет знать, зачем ему учить именно этот материал. Тем самым, в отличие отподростка (юноши), его смысловые установки и мотивация обучения гораздо более осознанны и отличаются четкостью.Взрослый человек,включаясь в образовательный процесс, стремится занять в нем активную позицию, он всегда внутренне реагирует на предлагаемое содержание обучения (причем иногда довольно негативно, вплоть до полного отказа от предлагаемой информации). Взрослый обучающийся обычно не склонен имитировать интерес и включенность в занятие, если таковые отсутствуют. Напротив, зачастую он стремится публично выразить свое несогласие преподавателю и аудитории, так как заинтересован в качестве получаемой информации и занимает позицию требовательного и критически настроенного обучающегося.Современный взрослый человек,обладая определенным опытом и субъектной позицией в образовании, способен сам оценить способ и формы обучения, поэтому педагогу необходима ориентация на восприятие взрослого человека в ситуации его обучения. Обычно взрослый человек предпочитает такую организацию образовательного процесса, в которой другими людьми будет востребован его опыт и отношения. Обучение взрослых предполагает создание атмосферы партнерства, взаимопомощи и поддержки.Рассмотрим андрагогические подходы к обучению взрослого человека в системе дополнительного профессионального образованияв системе МВД России. Главная цель курсовповышения квалификации, переподготовки сотрудников органов внутренних дел обеспечение на основе совершенствования профессиональной деятельности сотрудника непрерывности и поступательности развития его личности. Взаимосвязь между развитием личности и ее профессиональной деятельностью становится возможным, тогда когдас профессиональной сферой у человека связаны жизненные смыслы и ценности;профессиональная деятельность позволяет реализовать свои творческие способности,личностный потенциали чувство удовлетворения от выполненнойработы;результаты труда и постоянное повышение квалификации получают положительную социальную поддержку;в профессиональной деятельности рождаются информационные запросы, стимулирующие продолжение образования;в сфере профессиональной деятельностисотрудник выступает в качестве субъекта, способного влиятьна совершенствование совместного результатадеятельности.Всистеме повышения квалификациии переподготовки кадровзапросы сотрудника органов внутренних дел связаны с желанием повысить уровень профессиональной компетенции, самоопределиться в профессиональной сфере, продолжить общекультурное развитие. На разных этапах профессиональной деятельности ожидания от повышения квалификациии переподготовкикадров у сотрудника меняются.Так,например, молодой сотрудник со стажем от 3 до 5 лет,как правило,нуждается в приобретении личностных и профессиональных характеристик, отвечающих требованиям егодолжностного регламента, т. е. в дообучении, компенсации пробелов, оставшихся после базовой подготовки.Профессионал, имеющий стаж работы 10 и более лет, ожидает от системы повышения квалификации и переподготовки кадровпрежде всего стимула к развитию творческого потенциала. Кроме того, к этому моменту у многих сотрудниковвозникает неосознанная потребность к изменению сложившихся стереотипов профессионального поведения. В период инновационных преобразований в профессиональной сфере даже опытный сотрудник нуждается в приобретении умения действовать в ситуациях неопределенности, быть конкурентоспособным.Сотрудник органов внутренних дел, имеющий за плечами значительный опыт профессиональной деятельности, испытывает потребность поделиться своими знаниями, умениями с коллегами. Следовательно, в системе повышения квалификации и переподготовки кадров ему необходимо предоставить возможность осмысления, обобщения и трансляции своих достижений. Необходимо, чтобы непрерывное профессиональное образование способствовало сохранению и развитию субъектной позиции сотрудника на основе самоанализа, самооценки, самоорганизации в дальнейшем освоении поля профессиональной активности.В системе повышения квалификации и переподготовки кадров в органах внутренних дел перед профессорскопреподавательским составом встают основные андрагогические задачи:осуществить диагностику типовых и индивидуальных проблем аудитории(учебной группы) навыявление степенимотивированности на продолжение образования, информационный запрос, актуальный уровень профессиональной компетентности и притязаний, готовность обучаться в предлагаемой форме, психофизиологические и социальнопсихологические особенности, образовательный и профессиональный опыт и др.;
помочь в самоопределении и выборе необходимого развивающего в профессиональноличностном отношении образовательного маршрута;оказать помощь в адаптации к условиям обучения;создать условия для позитивного настроя и понимания перспектив профессионального и личностного роста;сформировать ситуацию межсубъектного взаимодействия в ходе обучения;предоставить каждому слушателю возможность самовыражения и самоутверждения в среде коллег за счет презентации своего позитивного опыта;обеспечить реальное развивающее продвижение в освоении образовательного содержания в логике «динамического треугольника» отношение –сознание–деятельность;гарантировать получение конкретного образовательного продукта, который можно «перенести» в ситуацию профессиональной деятельности (проект, программа действий, технология и др.);
психологически помочь слушателям выйти из ситуации обучения, т.е. без конфликтов возвратиться внутренне измененными в неизменившийся за это время рабочий контекст; наметить перспективы дальнейшего продвижения в профессиональной деятельности.Поэтому, для каждой категории обучающихся сотрудников органов внутренних дел необходимо определить цели, подходы, методы обученияи их взаимодействие с профессорскопреподавательским составом,а также коллегамипо обучению. Для системы дополнительного профессионального образования это способ решения проблем, связанных с повышением уровня профессиональной подготовки, обучения сотрудника органов внутренних дел.
Андрагогические подходы к обучению взрослого человека в системе дополнительного профессионального образования позволяют обоснованно формулировать и реализовывать образовательные цели взрослых людей, при этом разрабатывая теоретические и методологические основы образовательной деятельности, которая помогаетприобретать общие и профессиональные знания, формироватьнравственные ориентиры [6], осваивать достижения культуры.
Ссылки на источники1.Ян Амос Коменский Великая дидактика Издательство: Государственное Учебнопедагогическое издательство Наркомпроса, 1939.2.Рабочая книга андрагога / Под редакцией С.Г.Вершловского. М., 1998.3.Шелепова М.А., Петрова А.С. Мораль и право в деятельности сотрудников органов внутренних дел // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2014. № 1 (2). С. 113118.4.Основы андрагогики. И.А. Колесникова, А.Е. Марон, Е.П. Тонконогая/ под ред. И.А. Колесниковой. М., Академия, 2002. С.415.Информационные технологии в управлении образованием: Программа и методические рекомендации. –М.: НФПК, 2006.6.Петрова А.С. Механизмы развития нравственного сознания личности // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новыегуманитарныеисследования. 2011. № 2. С. 118119.