Лезгины в составе Кавказской Албании
Выпуск:
ART 85148
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Акимова
А.
А. Лезгины в составе Кавказской Албании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
736–740. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85148.htm.
Аннотация. История Дагестана тесно связана с историей возникновения и становления древнейшего государства Кавказская Албания. Данная статья посвящена истории и культуре албано-лезгинского народа. Статья способствует более глубокому изучению данной проблемы. В ней привлечены сведения античных авторов, сообщения русских, армянских и грузинских авторов. Частично рассмотрены вопросы экономики албано-лезгинского народа.
Текст статьи
Акимова Аида Акимовна,Кандидат исторических наук,старшийпреподавателькафедры истории отечестваФГБОУ ВПО «Дагестанский государственныйтехнический университет», г. Махачкалаhistory2015@mail.ru
Лезгинские народы в составе Кавказской Албании
Аннотация.История Дагестана тесно связана с историейвозникновения истановление древнейшего государства Кавказская Албания. Данная статьяпосвящена истории и культуре албанолезгинского народа. Статья способствуетболее глубокому изучению данной проблемы.В ней привлечены сведения античных авторов, сообщения русских, армянских и грузинских авторов. Частично рассмотрены вопросы экономики албанолезгинского народа.Ключевые слова: лезгины, Кавказ,Албания, этнокультура, город крепость –Чула, Лакз, Кабала, Леки.
Дагестан является уникальной страной, котораянаселена множеством самобытных народов. Это страна, сохранившаясвоюисконнуюидентичность.
Вторая половина 1го тысячелетиядо н.э. ознаменовалась важнейшим историческим событием, которое определило дальнейший ход развития СевероВосточного Кавказа, особенно Дагестана. В этот период начался процесс формирования государственного образования Кавказская Албания. Сведения об образовании Кавказской Албании содержатся в древних письменахГеродота,(425 г. до н.э.), МоисеяКаганкатваци, Моисея
Хоренаци и др.Время формирования албанской государственности обусловлено распадом персидской империи Дария IIIв результате поражения в битве при Гавгамелах в 331 г. до н.э. с Александром Македонским. Вэто время на историческойарене появляютсяалбаны.Об этом свидетельствует в IVв. до н.э. сообщение оподнесении албанским царем Александру Македонскому подаркадвух собак, способных победить слона и льва.Столицей Кавказской Албании была Кабала (трансформированное лезгинское названиеКъвепеле, что означает город на двух холмах).Албанские племена упоминаются у Геродота в его «Истории» и у Страбона, который писал, что «у албанов имеется 26 племен»,[1]такие, как албаны, удины, леги,гелы,каспии,гаргары,соды,сильвы, андаки, дидуры и др.Языки и наречия у албанских племен наложили прочный отпечаток на название местностей,рек и т.д.У Геродота засвидетельствованы племена каспиев, входивших в 11 сатрапию персидского царя Дария. После каспиев ведущее положение на Восточном Кавказе занимали племена албанов, которые объединилиместные народы и создали древнейшее политическое объединение.Некоторые исследователи, затрагивая вопрос о границах Кавказской Албании,считают,чтов ее составвходилазначительная территория Дагестана.На западе Албания граничила с Иберией.Археологические исследования говорят о сходстве археологических культур на территории Дагестана и Северного Азербайджана, который также входил в Кавказскую Албанию.Всостав Кавказской Албании вошло также население приморской части Дагестана.Северная граница доходила до р.Сулак.Однако,следует заметить, что границы Албании менялись в зависимости от внешней обстановки и внутреннего развития. Эту теорию поддерживают многие зарубежные и отечественные историки, такие,какВ.Ф.Минорский,Д.Трейд, дагестанские историки Р.М.Магомедов, А.Р.Шихсадови др.
Албания(Алпан)была многоплеменным лезгиноязычным государством, считает профессор А.Гюльмагомедов, который провел сравнение букв,звуков и слов в албанском, удинском и лезгинском языках и нашел общие корни албаноязычных племен.[2] Основой их является лезгинский язык.
Лезгиноязычные народыявлялисьаборигенным народомииграли большую роль в политическом устройстве Кавказа, вего экономическом и культурном развитии. У древнегонаселения Кавказской Албании были свои религиозные представления и обряды.Это видно из найденных в древних погребениях сосудов. На них встречаются изображения солнца,луныиживотных. Люди считали их священными и поклонялись им, приносили жертвоприношения. Археологические исследования обнаружили керамические фигурки идолов, которые свидетельствуюто существовании языческих верованийу народов Кавказской Албании.Об этомсвидетельствует А.Трофимов, который пишет, что М.Каганкатваци говорит о существовании в Арцахе «различного рода жертвенной службы».
Кавказская Албания в источниках упоминается как богатая густонаселеннаястрана. Племена, которые входили в Кавказскую Албанию,отличались по уровню как экономического,так и социального развития. Часть населения занималась скотоводством, часть земледелием. Те, кто проживална побережье Каспийского моря,занимались морским промыслом.О вхождении лезгинских племен в состав КавказскойАлбании свидетельствуют археологические раскопки, проведенные недалеко от селения Мамраш(Сулейман
Стальского района). Там были найденызернотерка, обломки кремниевых вкладышей, керамика. На одном из холмов Гильяра был обнаружен кувшин с обуглившимся зерном ,ячменем, пшеницей и т.д.Это говорит о том, что в тот период было развито земледелие. Кроме того,раскопки,велись близ Магарамкента (Мугерганский могильник), в селении Зильдаг, Куг Хивского района. Был найденШаракунский могильник времени Албании (местность от Белиджи до Касумкента). Все это говорит о вхождении лезгиноязычных племен в состав Кавказской Албании.[3]Известный ученый, археолог А.Кудрявцев,описывая ранний период развития Восточного Кавказа, пишет, что «керамика,широко бытовавшая на памятниках Южного Дагестана, подчеркивает его хронологическое и культурное сходство с синхронными памятниками этих территорий.»[4]
Исследуяматериалы археологических раскопок,можно сделать вывод, что ужес 3 тыс. до н.э.лезгинская группа языков выделяется из иберокавказскойгруппы. Клезгинской группе относят
лезгинский, табасаранский, агульский, цахурский, рутульский, арчинский, крызский, будухский,хиналугский, удинский. Кстати, лезгинский язык с античных времен до настоящего времени не претерпел больших изменений, поэтому многие старинные названия мест на территории Албании объяснимы на основе лезгинского языка.К. Тревер, А.Алиев, М.Ихилов считают, что в античную эпоху лезгины проживали в тех же местах, что и сейчас. Это долина Кудиала и Самура.[5]Интересентакжевопрос, откуда появилсяэтноним«лезги». Вплоть до Xв.в античных,средневековых,арабских, армянских, иранских источниках часто встречается этноним «лег».Профессор А.Агаев связывает этноним «лезги» сзахватом Кава.зской Албании персами вIIIв. н.э. В связи сэтим он пишет «В транскрипции фарсидского языка суффикс «з» показывает происхождение. Поэтому иранцыэтноним «лек» употребляют с суффиксом «лекз», подвергшийся позже огласовке –«лезг».«Стан» по фарсидски означает страна.[6]
Известно, что у албанцев была своя письменность, состоящая из 52 букв. Профессор Г. Ибрагимов, например, считает, что она была создана на языке цахур, у которых самый гортанный язык из всех групплезгин. Г.Ибрагимов в цахурахвидит античных гаргарейцев.Он пишет, что толкование этнонима «гаргар»в рутульском и цахурском языках означает форму обращения (сосед, близкий).[7]Однако с этим не согласен М.Ихилов ,которыйсчитает, что что албанская письменность была создана на основе общелекского языка.Вопрос письменности рассматриваеттакжепрофессор А.Агаев, который пишет«Мы знаем удин, которые,с одной стороны,были продуктами сегментации лезгиноязычныхплемен, а с другой –были настолько родственны албанам , что имели с нимиодну общую письменность. Отсюда можно сделать вывод, что предки лезгинского народа не были лишены генетического родства салбанами.»[8]Благодаря своимбогатейшим природнымусловиями выгодномугеографическомуположениюЛезгистанвсегда привлекал внимание греков, персов, грузин,армян так как лезгины были первым из народов, находившемся в Каспийском проходе. Это привело к тому, что лезгины оказались в гуще политических событий мира и вошлив контакт с другими народами:скифами, армянами, хазарами, гуннами и т.д.Кавказская Албаниябылакрупнымторговоремесленным, административными культурнымцентром, с развитым денежным обращением , высоким уровнемсоциальноэкономической и культурной жизни. СоIIпоIVвека в Кавказской Албаниистали развиваться феодальные отношения. Государство возглавлялось царской династией, котораяимела свою резиденцию, вооруженные силы и царский суд.Албаныпоклонялись солнцу, луне,небуи различным животным.
Страбон пишет, что они почитали богов Гелиоса,Зевса,Селену.Он сообщает, что есть святилище богини Селены недалеко от Иберии.В 313г. верхушка Кавказской Албаниив видеофициальной религии приняла христианство.Между Лезгистаномибывшей Кавказской Албанией до сих пор прослеживается связь. Еслисравнить сведения об албанской языческой религии, то мы можем провести параллель с некоторыми поверьями у лезгинского населения. «Священные рощи», существовавшие в Кавказской Албании, символизирующие силы природы, существуют на склонахШалбузДага.Весенний праздник «ярансувар» также носитдоисламский характер. Этот праздник означает готовность народа к пахоте. Сопровождается он разжиганием костра, прыганием через него, песнямии танцами. Считается, что огонь очищает тело и сжигает старые грехи, укрепляет организм. Огонь у лезгиновявляется очистительным культом.
Большинство арабских авторов сопоставляет алЛакз (леговлеков) с предками современных лезгин.«Страна Лакз»(Лезгистан)привлекаласоседей своими богатейшими природными дарами. Это был зеленый оазис среди Ирана и юговосточного побережья Каспия. Древнелезгинские племена, включая предков табасаранцев, удин, крызов, будухов, хиналугов, рутулов, агулов, цахуров, арчинцев развивались в богатейшейжитнице.Лезгины играли весьма важную роль в развитии и расцвете древнейшего государства Кавказская Албания, котороепросуществоваловплоть до Vв. н.э. С VIв. после распада Албании, под ударами хазарчастьлезгин вошла в состав Дербентского владения (Чора), управляющегося иранскимнаместником,а основная часть лезгинбыла объединена в государство Лакз.Государство Лакз просуществовало вплоть до XIIIв. В XIIXVвв. на территории лезгин не существовало единого государства, а было несколько мелких политических образований: Ахты, Курах, Кюре.Таким образом,лезгины имеют древнюю историю. Земля лезгин была одним из древнейших очагов цивилизации на Кавказе.Объединившись в единый племенной союз еще в глубокой древности, лезгины смогли создать свое государство, развить оригинальную материальную и духовую культуру. Она имеет много общего с культурами древнейших закавказских (кути, хурриты) и малоазийских (хатты) цивилизаций. Лезгины до сегодняшнего дня смогли сохранить свой язык, культуру, вопреки бесконечным завоевательным походам иноземцев.
Ссылки на источники1.Страбон. География в17ти книгах,(перевод с греческ.,предисл.и указ.2.Ф.Мищенко) М. 1879г.3.Гюльмагомедов АЖурнал. Лезгистан, № 12, Махачкала,1992.,С.912. 4.Котович В. Отчет о работе 1го горного отряда. Раскопки. ФондИИЯЛ, С.104105. 5.КудрявцевА.А. «Дербент5000 лет». М., 1989г.6.Ихилов М.М.Народности лезгинской группы. Махачкала,1967г.7.
Агаев А.Г. Происхождение лезгин. «Садвал», №25,1991г.8.Ибрагимов Г.Х. К вопросу языка и письма Кавказских албанцев // Рукоп. Фонд ИИЯЛ,1963г.,С 67.9.Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М.–Л, 1959г.
Лезгинские народы в составе Кавказской Албании
Аннотация.История Дагестана тесно связана с историейвозникновения истановление древнейшего государства Кавказская Албания. Данная статьяпосвящена истории и культуре албанолезгинского народа. Статья способствуетболее глубокому изучению данной проблемы.В ней привлечены сведения античных авторов, сообщения русских, армянских и грузинских авторов. Частично рассмотрены вопросы экономики албанолезгинского народа.Ключевые слова: лезгины, Кавказ,Албания, этнокультура, город крепость –Чула, Лакз, Кабала, Леки.
Дагестан является уникальной страной, котораянаселена множеством самобытных народов. Это страна, сохранившаясвоюисконнуюидентичность.
Вторая половина 1го тысячелетиядо н.э. ознаменовалась важнейшим историческим событием, которое определило дальнейший ход развития СевероВосточного Кавказа, особенно Дагестана. В этот период начался процесс формирования государственного образования Кавказская Албания. Сведения об образовании Кавказской Албании содержатся в древних письменахГеродота,(425 г. до н.э.), МоисеяКаганкатваци, Моисея
Хоренаци и др.Время формирования албанской государственности обусловлено распадом персидской империи Дария IIIв результате поражения в битве при Гавгамелах в 331 г. до н.э. с Александром Македонским. Вэто время на историческойарене появляютсяалбаны.Об этом свидетельствует в IVв. до н.э. сообщение оподнесении албанским царем Александру Македонскому подаркадвух собак, способных победить слона и льва.Столицей Кавказской Албании была Кабала (трансформированное лезгинское названиеКъвепеле, что означает город на двух холмах).Албанские племена упоминаются у Геродота в его «Истории» и у Страбона, который писал, что «у албанов имеется 26 племен»,[1]такие, как албаны, удины, леги,гелы,каспии,гаргары,соды,сильвы, андаки, дидуры и др.Языки и наречия у албанских племен наложили прочный отпечаток на название местностей,рек и т.д.У Геродота засвидетельствованы племена каспиев, входивших в 11 сатрапию персидского царя Дария. После каспиев ведущее положение на Восточном Кавказе занимали племена албанов, которые объединилиместные народы и создали древнейшее политическое объединение.Некоторые исследователи, затрагивая вопрос о границах Кавказской Албании,считают,чтов ее составвходилазначительная территория Дагестана.На западе Албания граничила с Иберией.Археологические исследования говорят о сходстве археологических культур на территории Дагестана и Северного Азербайджана, который также входил в Кавказскую Албанию.Всостав Кавказской Албании вошло также население приморской части Дагестана.Северная граница доходила до р.Сулак.Однако,следует заметить, что границы Албании менялись в зависимости от внешней обстановки и внутреннего развития. Эту теорию поддерживают многие зарубежные и отечественные историки, такие,какВ.Ф.Минорский,Д.Трейд, дагестанские историки Р.М.Магомедов, А.Р.Шихсадови др.
Албания(Алпан)была многоплеменным лезгиноязычным государством, считает профессор А.Гюльмагомедов, который провел сравнение букв,звуков и слов в албанском, удинском и лезгинском языках и нашел общие корни албаноязычных племен.[2] Основой их является лезгинский язык.
Лезгиноязычные народыявлялисьаборигенным народомииграли большую роль в политическом устройстве Кавказа, вего экономическом и культурном развитии. У древнегонаселения Кавказской Албании были свои религиозные представления и обряды.Это видно из найденных в древних погребениях сосудов. На них встречаются изображения солнца,луныиживотных. Люди считали их священными и поклонялись им, приносили жертвоприношения. Археологические исследования обнаружили керамические фигурки идолов, которые свидетельствуюто существовании языческих верованийу народов Кавказской Албании.Об этомсвидетельствует А.Трофимов, который пишет, что М.Каганкатваци говорит о существовании в Арцахе «различного рода жертвенной службы».
Кавказская Албания в источниках упоминается как богатая густонаселеннаястрана. Племена, которые входили в Кавказскую Албанию,отличались по уровню как экономического,так и социального развития. Часть населения занималась скотоводством, часть земледелием. Те, кто проживална побережье Каспийского моря,занимались морским промыслом.О вхождении лезгинских племен в состав КавказскойАлбании свидетельствуют археологические раскопки, проведенные недалеко от селения Мамраш(Сулейман
Стальского района). Там были найденызернотерка, обломки кремниевых вкладышей, керамика. На одном из холмов Гильяра был обнаружен кувшин с обуглившимся зерном ,ячменем, пшеницей и т.д.Это говорит о том, что в тот период было развито земледелие. Кроме того,раскопки,велись близ Магарамкента (Мугерганский могильник), в селении Зильдаг, Куг Хивского района. Был найденШаракунский могильник времени Албании (местность от Белиджи до Касумкента). Все это говорит о вхождении лезгиноязычных племен в состав Кавказской Албании.[3]Известный ученый, археолог А.Кудрявцев,описывая ранний период развития Восточного Кавказа, пишет, что «керамика,широко бытовавшая на памятниках Южного Дагестана, подчеркивает его хронологическое и культурное сходство с синхронными памятниками этих территорий.»[4]
Исследуяматериалы археологических раскопок,можно сделать вывод, что ужес 3 тыс. до н.э.лезгинская группа языков выделяется из иберокавказскойгруппы. Клезгинской группе относят
лезгинский, табасаранский, агульский, цахурский, рутульский, арчинский, крызский, будухский,хиналугский, удинский. Кстати, лезгинский язык с античных времен до настоящего времени не претерпел больших изменений, поэтому многие старинные названия мест на территории Албании объяснимы на основе лезгинского языка.К. Тревер, А.Алиев, М.Ихилов считают, что в античную эпоху лезгины проживали в тех же местах, что и сейчас. Это долина Кудиала и Самура.[5]Интересентакжевопрос, откуда появилсяэтноним«лезги». Вплоть до Xв.в античных,средневековых,арабских, армянских, иранских источниках часто встречается этноним «лег».Профессор А.Агаев связывает этноним «лезги» сзахватом Кава.зской Албании персами вIIIв. н.э. В связи сэтим он пишет «В транскрипции фарсидского языка суффикс «з» показывает происхождение. Поэтому иранцыэтноним «лек» употребляют с суффиксом «лекз», подвергшийся позже огласовке –«лезг».«Стан» по фарсидски означает страна.[6]
Известно, что у албанцев была своя письменность, состоящая из 52 букв. Профессор Г. Ибрагимов, например, считает, что она была создана на языке цахур, у которых самый гортанный язык из всех групплезгин. Г.Ибрагимов в цахурахвидит античных гаргарейцев.Он пишет, что толкование этнонима «гаргар»в рутульском и цахурском языках означает форму обращения (сосед, близкий).[7]Однако с этим не согласен М.Ихилов ,которыйсчитает, что что албанская письменность была создана на основе общелекского языка.Вопрос письменности рассматриваеттакжепрофессор А.Агаев, который пишет«Мы знаем удин, которые,с одной стороны,были продуктами сегментации лезгиноязычныхплемен, а с другой –были настолько родственны албанам , что имели с нимиодну общую письменность. Отсюда можно сделать вывод, что предки лезгинского народа не были лишены генетического родства салбанами.»[8]Благодаря своимбогатейшим природнымусловиями выгодномугеографическомуположениюЛезгистанвсегда привлекал внимание греков, персов, грузин,армян так как лезгины были первым из народов, находившемся в Каспийском проходе. Это привело к тому, что лезгины оказались в гуще политических событий мира и вошлив контакт с другими народами:скифами, армянами, хазарами, гуннами и т.д.Кавказская Албаниябылакрупнымторговоремесленным, административными культурнымцентром, с развитым денежным обращением , высоким уровнемсоциальноэкономической и культурной жизни. СоIIпоIVвека в Кавказской Албаниистали развиваться феодальные отношения. Государство возглавлялось царской династией, котораяимела свою резиденцию, вооруженные силы и царский суд.Албаныпоклонялись солнцу, луне,небуи различным животным.
Страбон пишет, что они почитали богов Гелиоса,Зевса,Селену.Он сообщает, что есть святилище богини Селены недалеко от Иберии.В 313г. верхушка Кавказской Албаниив видеофициальной религии приняла христианство.Между Лезгистаномибывшей Кавказской Албанией до сих пор прослеживается связь. Еслисравнить сведения об албанской языческой религии, то мы можем провести параллель с некоторыми поверьями у лезгинского населения. «Священные рощи», существовавшие в Кавказской Албании, символизирующие силы природы, существуют на склонахШалбузДага.Весенний праздник «ярансувар» также носитдоисламский характер. Этот праздник означает готовность народа к пахоте. Сопровождается он разжиганием костра, прыганием через него, песнямии танцами. Считается, что огонь очищает тело и сжигает старые грехи, укрепляет организм. Огонь у лезгиновявляется очистительным культом.
Большинство арабских авторов сопоставляет алЛакз (леговлеков) с предками современных лезгин.«Страна Лакз»(Лезгистан)привлекаласоседей своими богатейшими природными дарами. Это был зеленый оазис среди Ирана и юговосточного побережья Каспия. Древнелезгинские племена, включая предков табасаранцев, удин, крызов, будухов, хиналугов, рутулов, агулов, цахуров, арчинцев развивались в богатейшейжитнице.Лезгины играли весьма важную роль в развитии и расцвете древнейшего государства Кавказская Албания, котороепросуществоваловплоть до Vв. н.э. С VIв. после распада Албании, под ударами хазарчастьлезгин вошла в состав Дербентского владения (Чора), управляющегося иранскимнаместником,а основная часть лезгинбыла объединена в государство Лакз.Государство Лакз просуществовало вплоть до XIIIв. В XIIXVвв. на территории лезгин не существовало единого государства, а было несколько мелких политических образований: Ахты, Курах, Кюре.Таким образом,лезгины имеют древнюю историю. Земля лезгин была одним из древнейших очагов цивилизации на Кавказе.Объединившись в единый племенной союз еще в глубокой древности, лезгины смогли создать свое государство, развить оригинальную материальную и духовую культуру. Она имеет много общего с культурами древнейших закавказских (кути, хурриты) и малоазийских (хатты) цивилизаций. Лезгины до сегодняшнего дня смогли сохранить свой язык, культуру, вопреки бесконечным завоевательным походам иноземцев.
Ссылки на источники1.Страбон. География в17ти книгах,(перевод с греческ.,предисл.и указ.2.Ф.Мищенко) М. 1879г.3.Гюльмагомедов АЖурнал. Лезгистан, № 12, Махачкала,1992.,С.912. 4.Котович В. Отчет о работе 1го горного отряда. Раскопки. ФондИИЯЛ, С.104105. 5.КудрявцевА.А. «Дербент5000 лет». М., 1989г.6.Ихилов М.М.Народности лезгинской группы. Махачкала,1967г.7.
Агаев А.Г. Происхождение лезгин. «Садвал», №25,1991г.8.Ибрагимов Г.Х. К вопросу языка и письма Кавказских албанцев // Рукоп. Фонд ИИЯЛ,1963г.,С 67.9.Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М.–Л, 1959г.