Инновационная среда и молодежное предпринимательство: проблемы и перспективы развития

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Петрище В. И. Инновационная среда и молодежное предпринимательство: проблемы и перспективы развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 766–770. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85154.htm.
Аннотация. Экономика молодежной среды – сложное социально-экономическое явление, которое еще только формируется в нормативно-законодательном и экономическом пространстве. Развитие молодежного предпринимательства в инновационной сфере является одной из приоритетных задач модернизации экономики страны. В статье формулируется необходимость государственной политики, способствующей решению таких задач, как формирование экономически активного поведения и предпринимательского образа мышления молодежи в современной инновационной экономике.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Петрище Виталий Иванович,кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления ФГБОУ ВПО "Орловский государственный институт искусств и культуры", г.ОрёлVpetrishche@mail.ru

Инновационная среда и молодежное предпринимательство: проблемы и перспективы развития

Аннотация.Экономика молодежной среды сложное социальноэкономическое явление, которое еще только формируется в нормативнозаконодательном и экономическом пространстве.Развитие молодежного предпринимательства в инновационной сфере является одной из приоритетных задач модернизации экономики страны. В статье формулируется необходимость государственной политики, способствующей решению таких задач, как формирование экономически активного поведения и предпринимательского образа мышления молодежи в современной инновационной экономике.Ключевые слова:Инновационная среда, экономика молодежной среды, молодежное предпринимательство,социальноэкономической активностью молодежи.

Развитие современной России, её социальной и экономической составляющей, основывается на формированииинновационной экономики, для которой характерна переориентация от концентрация финансов и материальногопроизводства к информационнойсфере. Отличительной особенностьютакой экономикиявляется высокийиндекс экономической свободыхозяйствующих субъектов,высокаядоляинновационных предприятий, соответствующее общепризнанным практикам качество жизни,оценка влияния качествачеловеческого капиталана мировую экономику, активное участие молодежи в развитии инновационного сектора экономики[1].Присовременных тенденциях социальноэкономического развития общества категория лужей в возрастной группе до 30 лет (молодежь) становится важнейшим источником преобразований в связи с тем, что им свойственно стремление не только к познанию существующих видов деятельности (как предпринимательской так и социальной), но и активный поиск новых возможностей приложения своих сил и знаний.Характерные особенности деятельности такой категории гражданпозволяют нам выделить её в отдельную социальноэкономическую категорию, характеризующуюся образованностью, эрудированностью, энергичностью, честолюбивостью,обладающую навыками владения интернеттехнологиями,что делает их весьма конкурентоспособными и наделяет качествами, необходимыми и достаточными для осуществления предпринимательской деятельности в различных отраслях, в том числе и в инновационной.Предпринимательская деятельность, осуществляемая поколением людей в возрасте до 30 летобладает рядом специфических свойств: быстрее реагирует на изменения во внешней среде, более склонно к поиску новых методов управления бизнесом, новаторским решениям. Но, помимо этого такая деятельность наименее защищена и требует совершенствованиямеханизмов поддержки развития молодёжного предпринимательства в инновационной сфере.Необходимо отметить, что на сегодняшний день молодёжное предпринимательство как социальноэкономический ресурс расширения современного рынка труда сформировало существенный перечень проблем, связанных как с общественным сознанием, так и с содержанием профессионального образования. Прежде всего отмечается низкая предпринимательская активность молодёжи, что определяется сложившимся имиджем данной деятельности в контексте преодоления многочисленных трудностей. Поэтому предпочтения молодёжи находятся в сфере крупного бизнеса либо государственной службы как стабильных институтов профессиональной самореализации. Административные, правовые и финансовые барьеры, препятствующие свободному выходу на рынок молодых предпринимателей, характеризуются как труднопреодолимые, что во многом определяется низкой информированностью субъектов предпринимательства как о формах поддержки молодёжного предпринимательства, так и об организациях, ее реализующих. В целом это можно охарактеризовать как отсутствие информационной среды, стимулирующей предпринимательскую инициативу[2].В настоящее времяэкономика инноваций —закономерный этап эволюции мировой экономики, который приходит на смену отживающей традиционной экономике, изменяя существующие представления о форме и структуре национального богатства, критериях эффективности накопления и общественного воспроизводства. Переход на инновационный путь развития характеризуется следующими признаками:Вопервых, инновации становятся востребованными не отдельными хозяйствующими субъектами, а всем национальнохозяйственным комплексом; формируется целостная национальная инновационная система, призванная закрепить переход национальной экономики на инновационный путь развития и придать ускорение ее развитию.Вовторых, усиливается роль государства в развитии национальной экономики при одновременном изменении его экономических функций, методов и механизмов их исполнения. Это обусловливается наличием в инновационном цикле фаз, которые не могут эффективно регулироваться с помощью одних только рыночных механизмов.Втретьих, возрастает значение человеческого капитала как фактора увеличения прибавочного продукта и сверхприбыли, получаемой благодаря производству и реализации на рынке продукции, превосходящей по своим качественнымхарактеристикам и издержкам среднемировой уровень.Для перехода на инновационный путь развития необходима реализация следующих условий:1) научноинтеллектуального и технологического потенциала, достаточного для запуска и последующего развития инновационного процесса;2) постоянного роста количества участников инновационной деятельности;3) развитой системы институтов, ориентированных на инновационное развитие, способных обеспечить эффективное взаимодействие всех участников инновационной деятельности;4) востребованности инноваций большинством хозяйствующих субъектов и физических лиц, объединенных в единой национальной инновационной системе.Рассмотрим, как современные требования перехода на инновационный путь развития [3] соотносятся с молодежной политикойи молодежной средой и можно ли ее назвать инновационной экономической средой. Для понимания общих тенденций в молодежной среде был проведен анализ по основным ее характеристикам. На основании полученных данных были сделаны следующие основные выводы:1) только начиная с 2006 г. стали возникать предпосылки формирования инновационной молодежной среды. Это подтверждается количественными данными анализа об информационной активности по следующим направлениям:

наличием специалистов по работе с молодежью;

возросший объем внимания к молодежным социальным технологиям;

повышенному вниманию к финансированию молодежных проблем;

появлению множественной информации, связанной с уровнем жизни молодежи;

увеличению информации, связанной с бюджетным финансированием молодежного сектора;

возрастанию роли молодежных государственных программ;2) увеличение информационной активности связано с увеличением конкретных мероприятий в молодежной сфере, количество которых возрастает и в конечном итоге должно привести к ее качественным изменениям;3) процесс структуризации инновационной экономической среды начался, однако он может занять довольно длительный период, так как среди обсуждаемых вопросов только начали рассматриваться проблемы молодежной инфраструктуры, только с 2009 г. более активно начала рассматриваться проблематика, связанная с обязанностями молодежи, а основополагающий раздел экономики молодежной среды —оценка эффективности молодежных проектов и программ —явно недостаточен[4].И,тем не менее, основные условия развития инновационной составляющей экономики молодежной среды начали наполняться содержательной информацией:1) рост информации о научноинтеллектуальном потенциале молодежной среды в виде информации о молодых ученых и социальных технологиях дает достаточный импульс для запуска и последующегоразвития инновационного процесса;2) объемы информации показывают устойчивый рост количеств участников инновационной деятельности в лице специалистов но организации работы с молодежью (ОРМ) государственных программ и бизнессообщества;3) развивается система институтов, ориентированных на инновационное развитие и способных обеспечить эффективное взаимодействие всех участников инновационной деятельности;4) востребованность инноваций в молодежной среде подтверждается огромными объемами информации, циркулирующей на государственном уровне в документах за подписью Президента РФ и членов Правительства РФ, а также значительным ростом информации об инновационных процессах в молодежной среде.Необходимо еще раз отметить, что развитие инновационной экономической молодежной среды связана, в первую очередь, с ростом молодежного капитала и ростом инвестиций в его развитие, как базы позитивного развития количественных и качественных характеристик молодежи.Развитие молодежного предпринимательства в инновационной среде включает в себя последовательность определенный действий: 1) поиск направления деятельности–молодые предприниматели могут заняться предпринимательской деятельностьюодним из двух способов: приобретая существующее предприятиеили создавая новое предприятие; 2) исполнение налогового законодательства –использование патентной системы налогообложения; 3) соответствие законодательным нормам –требования Конституции, Гражданского Кодекса, ФЗ и др.; 4) экономическая и политическая стабильность на государственном и региональном уровне; 5) финансовое обеспечение деятельности (кредитование по высокойставке); 6) административные препоны; 7) информационный вакуум; 8) недостаток культуры, опыта; 9) отсутствие собственной материальной базы(трудности с арендой; недостаток производственных помещений); 10) кадровое обеспечение; 11) недостаток собственных средств; 12) доровизна производства(неконкурентоспособность); 13) отсутствие льгот; 14) социальное не восприятие молодыхпредпринимателейи др. В настоящее время в РФсуществует система содействия молодежному предпринимательству, спроектированная в соответствии с подпрограммой «Поддержка молодежного предпринимательства» на основе опыта работы в этом направлении за предшествующий период, реализации ряда локальных проектов и программ, научных разработок и социологических исследований. Данная система представляет собой совокупность организационных структур федерального, регионального и муниципальногоуровней, объединенных едиными целями и задачами, организационноправовыми отношениями, законодательнонормативной базой и действующих на основании единых методических и функциональных подходов. Региональные и муниципальные элементы общей инфраструктуры содействия молодежному предпринимательствув инновационной сференаправлены на поддержку молодежи как специфической группы, которая характеризуется более слабой подготовкой при начальных этапах осуществления предпринимательской деятельности, но при этом обладающей высоким «внутренним» стимулом.

На всех уровняхвласти для роста и развития молодежного предпринимательства в инновационной среде необходимы определенные меры. На федеральном уровне реализация подпрограммы и формирование системы возложены на учреждение Комитета РФ по делам молодежи «Российский центр содействия молодежному предпринимательству». На межрегиональном уровне координацию работ осуществляют филиалы, представительства РЦСМП. На уровне субъектов РФ функции по реализации программ поддержки и развития молодежного предпринимательства возлагаются на региональные структуры содействия молодежному предпринимательству. Участники реализации подпрограммы «Поддержка молодежного предпринимательства» определяются на основе конкурса, проводимого филиалами и представительствами РЦСМП. Сотрудничество предполагает оказание научнометодической, информационной и организационнотехнической поддержки региональной структуре содействия молодежному предпринимательству в течение двух лет с последующим выводом последней на режим самофинансирования.Анализ существующей инфраструктурной системы поддержки молодежного предпринимательства в инновационной сфере позволил выделить факторы, которые необходимо учитывать при разработке системы управления социальноэкономической активностью молодежи.К ним относят: дифференциация профессиональных областей;социальная модель образования;экономическая модель образования;социальнопсихологическое отношение к труду;региональная политика на рынке труда.От социальноэкономической активности молодежи зависит приток будущих работников на рынок труда. По этой характеристике определяется способность общества к воспроизводству человеческих ресурсови развития человеческого капитала. Одна из характеристик социальноэкономической активности —коэффициент демографической нагрузки. По прогнозу Госкомстата РФ, коэффициент демографической нагрузки в 2016 г., по сравнению с 2005 г., возрастет на 20% и составит 709 чел. против 190 чел.[5]При разработке системы управления социальноэкономической активностью молодежи в организации целесообразно опираться на принципы, которые можно разделить на две группы[6].1. Принципы формирования системы управления социальноэкономической активностью молодежи в организации. К ним относятся:

комплексность, т.е. учет всех ключевых факторов, воздействующих на молодое поколение как внутри организации, так и вне ее;

соответствие целей молодежной политики организации стратегии ее развития;

системность, т.е. построение обобщенной модели управления социальноэкономической активностью молодежи в организации, объединенной общим замыслом и отражающей взаимосвязи элементов в реальной ситуации.2. Принципы развития системы управления социальноэкономической активностью молодежи в организации, в том числе:

участие молодежи в процессе развития организации и реализации молодежной политики;

взаимовыгодное сотрудничество администрации и молодежи с очевидной выгодой для обеих сторон;

обретение смысла в трудовой деятельности, т.е. содержание трудовой деятельности должно становиться основным мотивом формирования профессиональных навыков, обеспечивающим высокий социальный статус молодого человека в обществе;

непрерывное совершенствование процессов управления молодежью, т.е. создание механизма работы с инициативами молодежи;

развитие лидерства в молодежной среде, характеризующееся включением молодежи в управленческий резерв, дальнейшая системная работа по подготовке из них будущих руководителей.Таким образом, на современном этапе управление социальноэкономической активностью молодежив инновационной сфере долженпроизойти переход от фрагментарных действий по решению ситуативных задач к системности и приобрести черты современной технологии управления.Рассмотрев вопросы развития молодежного предпринимательствав инновационной среде необходимо осуществление следующих мероприятий:

органам политической и экономической власти разработать и реализовывать единую информационную политику для привлечения молодежи в предпринимательство, формироватьположительного имиджа молодежной предпринимательской культуры,посредством средств массовой информации;

органам административной власти способствовать созданиюединогоинформационное пространство, объединяющее начинающих предпринимателей, бизнессообщество, инфраструктуру бизнеса, органы власти;

органам административной власти совместно с представителями высших учебных заведений организовывать регулярные образовательные программы, направленные на обучение основам предпринимательской деятельности, формирования навыков, необходимых для успешного бизнеса, повышение информированности молодежи о мерах поддержки начинающим предпринимателям;

высшим учебным заведениям повышать мотивацию молодых людей к предпринимательской деятельностив инновационной сферепутем проведения тематических мероприятий в учебных заведениях; осуществлять взаимодействие с объединениями предпринимателей и инфраструктурой поддержки и развития предпринимательства;

высшим учебным заведениям совместно с региональными бизнесструктурами привлекать к деятельности по развитию молодежного предпринимательства в инновационной сфере различные организации в которых будут осуществляться стажировкистудентов и молодых предпринимателей;

органам исполнительной власти формировать инфраструктуру региональной и муниципальной поддержки молодежного предпринимательствав инновационной сфере;

органам региональной и муниципальной власти создать экспертноконсультационные Советы по развитию молодежного предпринимательствав инновационной сферепри администрациях, сделать регулярными их работу;

органам региональной исполнительной и законодательной власти предусмотреть финансирование мероприятий по развитию молодежного предпринимательства в инновационной сферев региональных целевых программах поддержки малого и среднего предпринимательства;

органам региональной власти способствовать участию субъектов молодежного предпринимательства в конкурсе Министерства экономического развития на субсидирование финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки молодежного предпринимательствав инновационной сфере;

общественным объединениям необходимо, с учетом региональных особенностей,осуществлять меры по развитию взаимовыгодного сотрудничества молодежи и бизнеса; содействовать интеграции молодых предпринимателей в структуры предпринимательских сообществ.

Ссылки на источники1.Гохберг Л.М., Кузнецова Т.Е. Новая инновационная политика в контексте модернизации экономики // Журнал Новой экономической ассоциации. 2010. № 7. С. 141–1432.Петрище В.И. Инновационность экономики региона как функцияобщественной потребности развития //Русский провинциальный научный журнал «Регион: системы, экономика, управление». 2012. №3(18). 3.Инновационная Россия —2020 // Инновации. 2011. № 2.4.Власов Г.Ю.Развитие молодежного предпринимательства на современном этапе // Российское предпринимательство. —2011. —№ 10 Вып. 2 (194). —c. 1116. —http://www.creativeconomy.ru/articles/13919/5.Ефимова Е. А.Регионы России: соотношение инноваций и занятых НИОКР : занятость в инновационном секторе экономики: региональный аспект / Е. А. Ефимова // Российское предпринимательство. 2010. № 8, Вып. 2. С. 169174.6.Александрова О.Н. Управление трудовой активностью молодежи в организациях: Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. экон. наук. Москва, 2007.