Адаптация студентов младших курсов в системе допрофессионального образования
Выпуск:
ART 85173
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Магомедова
М.
Г. Адаптация студентов младших курсов в системе допрофессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
861–865. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85173.htm.
Аннотация. Допрофессиональная подготовка ведется и в вечерних, и заочных школах для работающей молодежи. В этих школах учащиеся могут получать интересующее их профильно дифференцированное среднее образование или дополнить одну профильную подготовку другой. Дополнительные допрофессиональные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей учащихся в специально создаваемых учреждениях дополнительного образования. Таким образом, можно сделать вывод, что допрофессиональная подготовка – это первый этап в системе непрерывного образования и дополнительное образование к основному школьному и имеет целью профессиональную ориентацию учащихся.
Ключевые слова:
адаптивность, колледж, допрофессиональное образование, адаптация к условиям учебной деятельности, адаптация учащегося к вузовской системе обучения
Текст статьи
Магомедова Марина Гаджиевна,заведующаякафедрой психологии ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», г.Махачкалаmagomedowa.marina@yandex.ru
Адаптация студентов младших курсов
всистемедопрофессионального образования
Аннотация.Допрофессиональная подготовка ведется и в вечерних и заочных школах для работающей молодежи. В этих школах учащиеся могут получать интересующее их профильнодифференцированное среднее образование или дополнить одну профильную подготовку другой. Дополнительные допрофессиональные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей учащихся в специально создаваемых учреждениях дополнительного образования. Таким образом, можно сделать вывод, что допрофессиональная подготовка это первый этап в системе непрерывного образования и дополнительное образование к основному школьному и имеет целью профессиональную ориентацию учащихся. Ключевые слова:Допрофессиональное образование, адаптация к условиям учебной деятельности, Адаптивность, Адаптация учащегося к вузовской системе обучения,колледж.
Российское образование на современном этапе своего развития вошло в период основательных качественных изменений, причем одной из самых приоритетных задач в этой области явилась задача подготовки педагогических кадров, способных творчески и с энтузиазмом эффективно работать в совершенно новых, динамичных условиях современной российской педагогической действительности. Кардинальные изменения социальноэкономического уклада жизни россиян привели к смене методологических приоритетов в образовании, возникновению и распространению новой, постиндустриальной философии и новых образовательных ценностей, мощной волне инноваций, охватившей образовательные системы всех без исключения уровней. Все это требует качественно новых подходов в подготовке учителя, способного на высоком профессиональном уровне самостоятельно, творчески и ответственно решать проблемы образования.Допрофессиональная подготовка это первый этап в системе непрерывного образования и дополнительное образование к основному школьному. Допрофессиональное образование имеет целью профессиональную ориентацию учащихся и начальную подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественнополезной деятельности на базе основного общего образования.Основным институтом допрофессионального образования являются общеобразовательные школы, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и реализующие одну или несколько образовательных программ. По своим организационноправовым формам школы могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций). Однако действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории того или иного государства независимо от их организационноправовых форм и подчиненности.В России общеобразовательныеучрежденияпредставленыпреимущественногосударственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями–гимназиями, лицеями. Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени: I ступень –начальная школа (34 года); IIступень –основная школа (5 лет); III ступень –средняя школа (23 года). Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.Каждая из ступеней средней общеобразовательной школы, решая общие задачи, имеет свои специфические функции, связанные с возрастными особенностями учащихся. Они находят отражение, прежде всего,в наборе базовых учебных курсов и в соотношении базового ядра и занятий по выбору учащихся.Основой базисного учебного плана средней общеобразовательной школы является осуществление принципа преемственности между ее ступенями, когда изучаемые учебные курсы получают на последующих ступенях своеразвитие и обогащение.
Основная школа закладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества и обеспечивает развитие личности учащегося, его способности к социальному самоопределению, глубокое усвоение основ наук и формирование научного мировоззрения. Введение на этом этапе обучения элементов допрофессиональной подготовки –дополнительных предметов по выбору (помимо обязательных предметов, охватывающих 75% учебного времени), факультативных курсов, системы внешкольных занятий –направлено на более полное развитие склонностей и способностей учащихся. Обучение в основной школе может осуществляться по разноуровневым программам. Наиболее широко в преподавании факультативных и обязательных курсов по выбору учащихся используются авторские учебные программы. Авторские учебные программы могут содержать собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения педагогов относительно изучаемых явлений и процессов. Содержание предмета может излагаться в иной логической последовательности, чем при использовании типовых учебных программ, которые чаще всего применяются при изучении обязательных предметов.Средняя школа обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения, создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, активного их включения в жизнь общества. Наряду с этой целью учебный план этой ступени включает помимо обязательныхпредметы по выбору самого учащегося. Для стимулирования самообразовательной работы учащихся обязательная сдельная нагрузка на третьей ступени школы существенно уменьшается по сравнению с предыдущей ступенью. Для более глубокой дифференциации совет школы может принять решение о введении в школе одного или нескольких профилей обучения (гуманитарный, физикоматематический, лингвистический, технический, сельскохозяйственный и др.). Допрофессиональная подготовка ведется и в вечерних и заочных школах для работающей молодежи. В этих школах учащиеся могут получать интересующее их профильнодифференцированное среднее образование или дополнить одну профильную подготовку другой.Таким образом, можно сделать вывод, что допрофессиональная подготовка –это первый этап в системе непрерывного образования и дополнительное образование к основному школьному и имеет целью профессиональную ориентацию учащихся. Введение допрофессионального обучения в России практикуется сначала в основной школе, впоследствии –в средней школе.
В России сложились разнообразные формы допрофессиональной педагогической подготовки:• педагогические классы в школах, работающие по специально разработанным программам;• педагогический профиль 10–11 классов в гимназиях (как правило, при педвузах);• специализированные довузовские образовательные учреждения педагогического профиля;• педагогические лицеи или классы лицеистов;• факультеты довузовской подготовки, существующие в структуре педвузов;• летние лагеря “Юный педагог”. Наиболее эффективным и общепринятым видом учреждений системы допрофессионального педагогическогообразования можно назвать педагогические классы (лицеи), которые фактически являются гуманитарноориентированной старшей школой, решающей задачи допрофессиональной педагогической подготовки.Также значительное место в системе допрофессионального педагогического образования занимает трудовая подготовка (Учебнопроизводственные курсы). В некоторых школах Советом школы введены педагогические профили обучения (гуманитарный и лингвистический).
При допрофессиональном образовании необходимо умело использовать имеющиеся у учащегося резервы и способствовать его быстрой и наиболее полной адаптации к системе допрофессионального образования: к работе в школе, во внешкольных учреждениях идома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. В этой связи учебная программа должна быть составлена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся.Поэтому важным свойством системыдопрофессионального образования является ее такое свойство, как адаптивность.
Адаптивность системы –качественная характеристика ее адаптации. Это показатель скорости адаптации системы в случае изменения внешних условий и появления новых стимулов внешнейсреды.Таким образом, адаптация учащегося к профессиональному образованию –это приспособление к условиям допрофессионального образования путем приобретения новых знаний и умений. Важным свойством системы допрофессионального образования является ее такое свойство как адаптивность –это показатель скорости адаптации системы в случае изменения внешних условий и появления новых стимулов внешней среды. Необходимость адаптивности как свойства системы допрофессионального образования возникает в связи с тем,чтомногие учащиеся приходят в школу не только не подготовленными к новой для них социальнопсихологической роли, но и со значительными индивидуальными различиями в мотивации, знаниях, умениях и навыках, что делает учение для одних слишком легким, неинтересным делом, для других –чрезвычайно трудным (и вследствие этого также неинтересным) и только для третьих, которые не всегда составляют большинство, соответствующим их способностям. Возникает необходимость психологического выравнивания детей с точки зрения ихготовности к обучению за счет подтягивания отстающих к хорошо успевающим.Актуальность проблемы усиливается, когда речь касается вопросов психологической адаптации студентов в новых социальноэкономических условиях и новых системах образования (психологической, профориентационной), а также изучение личностных процессов, связанных с проблемой формирования профессионального самоопределения. К числу таких проблем относится и психологическое изучение процесса формирования и развития профессиональной направленности личности на этапе допрофессионального образования, когда выбор направления профессионального развития фактически не совершен, на этапе обучения в общеобразовательной средней школе.Личность учителя (ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы) характеризуется педагогической направленностью и определяет сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится учитель, какие он ставит задачи и цели, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач. Поэтому личность является центральным фактором в труде учителя.Педагогические способности определяют как индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и создания продуктивных моделей формирования искомых качеств личности воспитуемого.Разные исследователи указывают на разный компонентный состав профессиональнотворческих способностей педагога. Так, например,Кузьмина Н. В. выделяет следующие индивидуально психологические особенности личности педагога, от развития которых зависит уровень его профессиональнотворческих достижений: высокие познавательные интересы, любовь к детям и потребность работы с ними, цельный и твердый характер, самостоятельность и деловитость, педагогические способности (адекватность восприятия учителем ребенка, педагогическое прогнозирование),
практические навыки и умения: общепедагогические (информационные, развивающие мобилизованные), ориентационные, общетрудовые, коммуникативные, самообразовательные.Педагогическая адаптация –первый этап развития, формирования творческой личности как субъекта профессиональной деятельности.Способностьадаптации является необходимым условием существования познавательных и самообразовательных способностей учителя.Показателям уровня адаптивных способностей у учителя, как правило, является успешность обучения в средней школе и педагогическом учебном заведении и проявляется в глубине и разносторонности информации, которую учитель может получить об особенностях развития своих учащихся; в быстроте перестройки своей деятельности. Адаптивность, как и все педагогические способности,содержит в себе умение быстро познать психологию воспитанника и умение перестроить свою деятельность на основе самообразования и самовоспитания.Такимобразом, адаптивность можно отнести к важнейшим, предопределяющим другие способности, творческопедагогическим способностям учителя.К адаптивным способностям учителя можно отнести:
способность самостоятельно подбирать учебный материал, определить оптимальные средства и эффективные методы обучения;
способность поразному излагать доступным образом один и тот же учебный материал с тем, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися;
способность строить обучение с учетом индивидуальности учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знаний, умений и навыков;
способность за сравнительно короткий срок добиваться усвоения значительного объема информации, ускоренного интеллектуального и нравственного развития всех учащихся;
способность правильно строить урок, совершенствуя свое преподавательское мастерство от занятия к занятию;
способность передавать свой опыт другим учителям и,в свою очередь,учиться на их примерах;
способность к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной для обучения информации, а также ее непосредственное использование в педагогической деятельности.Таким образом, можно сделать вывод, что педагогические способности определяют как индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и создания продуктивных моделей формирования искомых качеств личности воспитуемого.
Важнейшей задачей допрофессионального образования является не только освоение конкретных знаний определенных курсов дисциплин, но и выработка вида мышления, присущего данной области деятельности будущего специалиста. При этом имеется в виду определенный тип восприятия окружающего мира, использование ассоциативных понятий, своеобразия логики мышления, методов и подходов в решении возникающих задач.Поэтому одна из проблем допрофессиональной подготовки современного учителя заключается в формировании у него гуманитарного мышления, помогающего ему сознательно решать нетрадиционные, творческие педагогические проблемы. Естественно, что этот процесс неразрывно связан с общим процессом формирования личности специалиста на всех стадиях его пребывания в образовательных учреждениях всех уровней. Решение проблемы формирования у будущего учителя гуманитарного мышления возможно через реализацию идеинепрерывного образования. В этой связи необходимо наличие у системы допрофессионального образования таких свойств, которые помогали бы учащемуся адаптироваться к условиям учебной деятельности в вузе. Иными словами, система допрофессионального педагогического образования должна обуславливать переориентацию студентов со школьной на вузовскую систему занятий. Эти свойства системы допрофессионального образования можно назвать ее адаптивными возможностями.Адаптация учащегося к вузовской системе обучения предполагает модульность построения образования в целом и основывается на следующих принципах:1) непрерывность развития основных представлений, понятий и законов педагогики в курсах всех педагогических дисциплин;2) фундаментализация специального педагогического образования путем создания модуля общепедагогических дисциплин "введение в специальность";
3) приоритетность и ранжирование модулей с учетом профиля и характера специальностей;4) универсальность –возможности замены одного модуля "введения в специальность" другим.Осуществление принципа непрерывности оказалось возможным благодаря систематизации всей суммы знаний по курсам общепедагогических дисциплин на основе усложнения представлений о педагогическом процессе. Указанная классификация, введенная в каждый модуль, и соблюдение основных законов познания (переход от простого к сложному, от абстрактного –к конкретному, индукции и дедукции) позволили избежать повтор при изложении основных педагогических понятий и законов и представили ихв динамическом развитии.С другой стороны, решить проблемы при переводе с одной ступени образования на другую, в частности,проблему переструктурирования и согласовывания содержания профессиональнотеоретической подготовки, позволяет принцип вариативности. Процесс подготовки специалистов разного уровня не является замкнутой системой. Он зависит от многих факторов. Один из ведущих принципов, положенных в основу адаптивности системы педагогического допрофессионального образования, –принцип фундаментализации. Это понятие имеет разнообразное, часто весьма субъективное толкование. Одни авторы понимают ее как более углубленную подготовку по заданному направлению –«образование вглубь». Второе понимание–разностороннее гуманитарное и естественнонаучное образование на основе овладения фундаментальными знаниями –«образование вширь». Распространенная точка зрения такова, что фундаментальность образования предполагает, вопервых, выделение определенного круга вопросов по основополагающим областям знаний данного направления науки и общеобразовательных дисциплин, без которых немыслим интеллигентный человек; вовторых, изучение сложного круга вопросов с полным обоснованием, необходимыми ссылками, без логических пробелов.Современные концепции считают образование фундаментальным, еслионо представляет собой процесс нелинейного взаимодействия человека с интеллектуальной средой, при котором личность воспринимает ее для обогащения собственного внутреннего мира и благодаря этому созревает для умножения потенциала самой среды. Задача фундаментального образования –обеспечить оптимальные условия для воспитания гибкого и многогранного научного мышления, различных способов восприятия действительности, создать внутреннюю потребность в саморазвитии и самообразовании напротяжении всей жизни человека.
Фундаментальное образование реализует единство онтологического и гносеологического аспектов учебной деятельности. Онтологический аспект связан с познанием окружающего мира, гносеологический –с освоением методологии иприобретением навыков познания. Фундаментальное образование, являясь инструментом достижения научной компетентности, ориентировано на достижение глубинных, сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира. Таким образом, одна из проблем допрофессиональной подготовки современного учителя–формирование у него гуманитарного мышления, помогающего ему сознательно решать нетрадиционные, творческие педагогические проблемы. В этой связи необходимо наличие у системы допрофессионального образования таких свойств, которые помогали бы учащемуся адаптироваться к условиям учебной деятельности в вузе. Система допрофессионального педагогического образования должна обуславливать переориентацию студентов со школьной на вузовскую систему занятий. Эти свойства системы допрофессионального образования можно назвать ее адаптивными возможностями.На современном этапе развития нашего общества и системы образования как одного из его важнейших социальных институтов неуклонно возрастает потребность в компетентных специалистах с творческим складом ума, способных находить новые пути и методы в науке, технике, экономике, управлении.Решение проблемы формирования у специалиста творческого отношения к своему делу возможно лишь через реализацию идеи непрерывного образования, которая осуществляется через сочетание самообразования с предоставлением возможности в любой момент воспользоваться помощью высококвалифицированных преподавателей и специалистов. В этой связи изменяется модель образования в целом. Совершается переход от мономодели, ориентированной на подготовку специалиста, функционера, к полифункциональной модели, в основе которой свободное развитие личности каждого, формирование способности к саморазвитию. В качестве одного из наиболее реальных средств воплощения идеи непрерывного образования в жизнь предлагается так называемое «периодически возобновляющееся образование».Многоуровневая система образования –одно из перспективных средств осознанного управления реформами образования. Основными преимуществами многоуровневой структуры образования являются следующие:–реализация новой парадигмы образования, заключающейся в фундаментальности, целостности и направленности на личность обучаемого;–значительная диверсификация и реагирование на конъюнктуру рынка интеллектуального труда;–повышение образованности выпускников, подготовленных к «образованию через всю жизнь»в отличие от «образования на всю жизнь»;–свобода выбора “траектории обучения” и отсутствие тупиковой образовательной ситуации;–возможность эффективной интеграции со средними общеобразовательными и средними специальными учебными заведениями;–стимулирование значительной дифференциации среднего образования;–широкие возможности для последипломного образования;–возможность интеграции в мировуюобразовательную систему.
Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего, необходимостью создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике. Система допрофессионального педагогического образования должна обуславливать переориентацию студентов со школьной на вузовскую систему занятий. Эти свойства системы допрофессионального образования можно назвать ее адаптивными возможностями.
Ссылки на источники1.Педагогика: Учебное пособие. Под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко. –М.: Школапресс, 2000. –512 с.2.КанКалик В. А. К разработке теории общегоипрофессиональногоразвития личности специалиста в ВУЗе.// Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. тр. М., 1990. С. 513.3.Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. Л., 1991. –98 с.4.Маркова А.К. Психология труда учителя. –М., 1993. –190 с.5.Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. –М., 1994. –215 с. 6.Введение в педагогическую профессию: Курс лекций // Научные редакторы: Н.К. 7.Сергеев и Е.И. Сахарчук. —Волгоград: Перемена, 1998. 8.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебноепособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: ШколаПресс, 1997, Гл. 9.Педагогика / под редакцией П.И. Пидкасистого. –М.: Педагогическоеобщество России, 1998 10.Известия Южного федерального университета № 2 2011
Адаптация студентов младших курсов
всистемедопрофессионального образования
Аннотация.Допрофессиональная подготовка ведется и в вечерних и заочных школах для работающей молодежи. В этих школах учащиеся могут получать интересующее их профильнодифференцированное среднее образование или дополнить одну профильную подготовку другой. Дополнительные допрофессиональные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей учащихся в специально создаваемых учреждениях дополнительного образования. Таким образом, можно сделать вывод, что допрофессиональная подготовка это первый этап в системе непрерывного образования и дополнительное образование к основному школьному и имеет целью профессиональную ориентацию учащихся. Ключевые слова:Допрофессиональное образование, адаптация к условиям учебной деятельности, Адаптивность, Адаптация учащегося к вузовской системе обучения,колледж.
Российское образование на современном этапе своего развития вошло в период основательных качественных изменений, причем одной из самых приоритетных задач в этой области явилась задача подготовки педагогических кадров, способных творчески и с энтузиазмом эффективно работать в совершенно новых, динамичных условиях современной российской педагогической действительности. Кардинальные изменения социальноэкономического уклада жизни россиян привели к смене методологических приоритетов в образовании, возникновению и распространению новой, постиндустриальной философии и новых образовательных ценностей, мощной волне инноваций, охватившей образовательные системы всех без исключения уровней. Все это требует качественно новых подходов в подготовке учителя, способного на высоком профессиональном уровне самостоятельно, творчески и ответственно решать проблемы образования.Допрофессиональная подготовка это первый этап в системе непрерывного образования и дополнительное образование к основному школьному. Допрофессиональное образование имеет целью профессиональную ориентацию учащихся и начальную подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественнополезной деятельности на базе основного общего образования.Основным институтом допрофессионального образования являются общеобразовательные школы, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и реализующие одну или несколько образовательных программ. По своим организационноправовым формам школы могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций). Однако действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории того или иного государства независимо от их организационноправовых форм и подчиненности.В России общеобразовательныеучрежденияпредставленыпреимущественногосударственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями–гимназиями, лицеями. Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени: I ступень –начальная школа (34 года); IIступень –основная школа (5 лет); III ступень –средняя школа (23 года). Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.Каждая из ступеней средней общеобразовательной школы, решая общие задачи, имеет свои специфические функции, связанные с возрастными особенностями учащихся. Они находят отражение, прежде всего,в наборе базовых учебных курсов и в соотношении базового ядра и занятий по выбору учащихся.Основой базисного учебного плана средней общеобразовательной школы является осуществление принципа преемственности между ее ступенями, когда изучаемые учебные курсы получают на последующих ступенях своеразвитие и обогащение.
Основная школа закладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества и обеспечивает развитие личности учащегося, его способности к социальному самоопределению, глубокое усвоение основ наук и формирование научного мировоззрения. Введение на этом этапе обучения элементов допрофессиональной подготовки –дополнительных предметов по выбору (помимо обязательных предметов, охватывающих 75% учебного времени), факультативных курсов, системы внешкольных занятий –направлено на более полное развитие склонностей и способностей учащихся. Обучение в основной школе может осуществляться по разноуровневым программам. Наиболее широко в преподавании факультативных и обязательных курсов по выбору учащихся используются авторские учебные программы. Авторские учебные программы могут содержать собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения педагогов относительно изучаемых явлений и процессов. Содержание предмета может излагаться в иной логической последовательности, чем при использовании типовых учебных программ, которые чаще всего применяются при изучении обязательных предметов.Средняя школа обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения, создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, активного их включения в жизнь общества. Наряду с этой целью учебный план этой ступени включает помимо обязательныхпредметы по выбору самого учащегося. Для стимулирования самообразовательной работы учащихся обязательная сдельная нагрузка на третьей ступени школы существенно уменьшается по сравнению с предыдущей ступенью. Для более глубокой дифференциации совет школы может принять решение о введении в школе одного или нескольких профилей обучения (гуманитарный, физикоматематический, лингвистический, технический, сельскохозяйственный и др.). Допрофессиональная подготовка ведется и в вечерних и заочных школах для работающей молодежи. В этих школах учащиеся могут получать интересующее их профильнодифференцированное среднее образование или дополнить одну профильную подготовку другой.Таким образом, можно сделать вывод, что допрофессиональная подготовка –это первый этап в системе непрерывного образования и дополнительное образование к основному школьному и имеет целью профессиональную ориентацию учащихся. Введение допрофессионального обучения в России практикуется сначала в основной школе, впоследствии –в средней школе.
В России сложились разнообразные формы допрофессиональной педагогической подготовки:• педагогические классы в школах, работающие по специально разработанным программам;• педагогический профиль 10–11 классов в гимназиях (как правило, при педвузах);• специализированные довузовские образовательные учреждения педагогического профиля;• педагогические лицеи или классы лицеистов;• факультеты довузовской подготовки, существующие в структуре педвузов;• летние лагеря “Юный педагог”. Наиболее эффективным и общепринятым видом учреждений системы допрофессионального педагогическогообразования можно назвать педагогические классы (лицеи), которые фактически являются гуманитарноориентированной старшей школой, решающей задачи допрофессиональной педагогической подготовки.Также значительное место в системе допрофессионального педагогического образования занимает трудовая подготовка (Учебнопроизводственные курсы). В некоторых школах Советом школы введены педагогические профили обучения (гуманитарный и лингвистический).
При допрофессиональном образовании необходимо умело использовать имеющиеся у учащегося резервы и способствовать его быстрой и наиболее полной адаптации к системе допрофессионального образования: к работе в школе, во внешкольных учреждениях идома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. В этой связи учебная программа должна быть составлена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся.Поэтому важным свойством системыдопрофессионального образования является ее такое свойство, как адаптивность.
Адаптивность системы –качественная характеристика ее адаптации. Это показатель скорости адаптации системы в случае изменения внешних условий и появления новых стимулов внешнейсреды.Таким образом, адаптация учащегося к профессиональному образованию –это приспособление к условиям допрофессионального образования путем приобретения новых знаний и умений. Важным свойством системы допрофессионального образования является ее такое свойство как адаптивность –это показатель скорости адаптации системы в случае изменения внешних условий и появления новых стимулов внешней среды. Необходимость адаптивности как свойства системы допрофессионального образования возникает в связи с тем,чтомногие учащиеся приходят в школу не только не подготовленными к новой для них социальнопсихологической роли, но и со значительными индивидуальными различиями в мотивации, знаниях, умениях и навыках, что делает учение для одних слишком легким, неинтересным делом, для других –чрезвычайно трудным (и вследствие этого также неинтересным) и только для третьих, которые не всегда составляют большинство, соответствующим их способностям. Возникает необходимость психологического выравнивания детей с точки зрения ихготовности к обучению за счет подтягивания отстающих к хорошо успевающим.Актуальность проблемы усиливается, когда речь касается вопросов психологической адаптации студентов в новых социальноэкономических условиях и новых системах образования (психологической, профориентационной), а также изучение личностных процессов, связанных с проблемой формирования профессионального самоопределения. К числу таких проблем относится и психологическое изучение процесса формирования и развития профессиональной направленности личности на этапе допрофессионального образования, когда выбор направления профессионального развития фактически не совершен, на этапе обучения в общеобразовательной средней школе.Личность учителя (ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы) характеризуется педагогической направленностью и определяет сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится учитель, какие он ставит задачи и цели, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач. Поэтому личность является центральным фактором в труде учителя.Педагогические способности определяют как индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и создания продуктивных моделей формирования искомых качеств личности воспитуемого.Разные исследователи указывают на разный компонентный состав профессиональнотворческих способностей педагога. Так, например,Кузьмина Н. В. выделяет следующие индивидуально психологические особенности личности педагога, от развития которых зависит уровень его профессиональнотворческих достижений: высокие познавательные интересы, любовь к детям и потребность работы с ними, цельный и твердый характер, самостоятельность и деловитость, педагогические способности (адекватность восприятия учителем ребенка, педагогическое прогнозирование),
практические навыки и умения: общепедагогические (информационные, развивающие мобилизованные), ориентационные, общетрудовые, коммуникативные, самообразовательные.Педагогическая адаптация –первый этап развития, формирования творческой личности как субъекта профессиональной деятельности.Способностьадаптации является необходимым условием существования познавательных и самообразовательных способностей учителя.Показателям уровня адаптивных способностей у учителя, как правило, является успешность обучения в средней школе и педагогическом учебном заведении и проявляется в глубине и разносторонности информации, которую учитель может получить об особенностях развития своих учащихся; в быстроте перестройки своей деятельности. Адаптивность, как и все педагогические способности,содержит в себе умение быстро познать психологию воспитанника и умение перестроить свою деятельность на основе самообразования и самовоспитания.Такимобразом, адаптивность можно отнести к важнейшим, предопределяющим другие способности, творческопедагогическим способностям учителя.К адаптивным способностям учителя можно отнести:
способность самостоятельно подбирать учебный материал, определить оптимальные средства и эффективные методы обучения;
способность поразному излагать доступным образом один и тот же учебный материал с тем, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися;
способность строить обучение с учетом индивидуальности учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знаний, умений и навыков;
способность за сравнительно короткий срок добиваться усвоения значительного объема информации, ускоренного интеллектуального и нравственного развития всех учащихся;
способность правильно строить урок, совершенствуя свое преподавательское мастерство от занятия к занятию;
способность передавать свой опыт другим учителям и,в свою очередь,учиться на их примерах;
способность к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной для обучения информации, а также ее непосредственное использование в педагогической деятельности.Таким образом, можно сделать вывод, что педагогические способности определяют как индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и создания продуктивных моделей формирования искомых качеств личности воспитуемого.
Важнейшей задачей допрофессионального образования является не только освоение конкретных знаний определенных курсов дисциплин, но и выработка вида мышления, присущего данной области деятельности будущего специалиста. При этом имеется в виду определенный тип восприятия окружающего мира, использование ассоциативных понятий, своеобразия логики мышления, методов и подходов в решении возникающих задач.Поэтому одна из проблем допрофессиональной подготовки современного учителя заключается в формировании у него гуманитарного мышления, помогающего ему сознательно решать нетрадиционные, творческие педагогические проблемы. Естественно, что этот процесс неразрывно связан с общим процессом формирования личности специалиста на всех стадиях его пребывания в образовательных учреждениях всех уровней. Решение проблемы формирования у будущего учителя гуманитарного мышления возможно через реализацию идеинепрерывного образования. В этой связи необходимо наличие у системы допрофессионального образования таких свойств, которые помогали бы учащемуся адаптироваться к условиям учебной деятельности в вузе. Иными словами, система допрофессионального педагогического образования должна обуславливать переориентацию студентов со школьной на вузовскую систему занятий. Эти свойства системы допрофессионального образования можно назвать ее адаптивными возможностями.Адаптация учащегося к вузовской системе обучения предполагает модульность построения образования в целом и основывается на следующих принципах:1) непрерывность развития основных представлений, понятий и законов педагогики в курсах всех педагогических дисциплин;2) фундаментализация специального педагогического образования путем создания модуля общепедагогических дисциплин "введение в специальность";
3) приоритетность и ранжирование модулей с учетом профиля и характера специальностей;4) универсальность –возможности замены одного модуля "введения в специальность" другим.Осуществление принципа непрерывности оказалось возможным благодаря систематизации всей суммы знаний по курсам общепедагогических дисциплин на основе усложнения представлений о педагогическом процессе. Указанная классификация, введенная в каждый модуль, и соблюдение основных законов познания (переход от простого к сложному, от абстрактного –к конкретному, индукции и дедукции) позволили избежать повтор при изложении основных педагогических понятий и законов и представили ихв динамическом развитии.С другой стороны, решить проблемы при переводе с одной ступени образования на другую, в частности,проблему переструктурирования и согласовывания содержания профессиональнотеоретической подготовки, позволяет принцип вариативности. Процесс подготовки специалистов разного уровня не является замкнутой системой. Он зависит от многих факторов. Один из ведущих принципов, положенных в основу адаптивности системы педагогического допрофессионального образования, –принцип фундаментализации. Это понятие имеет разнообразное, часто весьма субъективное толкование. Одни авторы понимают ее как более углубленную подготовку по заданному направлению –«образование вглубь». Второе понимание–разностороннее гуманитарное и естественнонаучное образование на основе овладения фундаментальными знаниями –«образование вширь». Распространенная точка зрения такова, что фундаментальность образования предполагает, вопервых, выделение определенного круга вопросов по основополагающим областям знаний данного направления науки и общеобразовательных дисциплин, без которых немыслим интеллигентный человек; вовторых, изучение сложного круга вопросов с полным обоснованием, необходимыми ссылками, без логических пробелов.Современные концепции считают образование фундаментальным, еслионо представляет собой процесс нелинейного взаимодействия человека с интеллектуальной средой, при котором личность воспринимает ее для обогащения собственного внутреннего мира и благодаря этому созревает для умножения потенциала самой среды. Задача фундаментального образования –обеспечить оптимальные условия для воспитания гибкого и многогранного научного мышления, различных способов восприятия действительности, создать внутреннюю потребность в саморазвитии и самообразовании напротяжении всей жизни человека.
Фундаментальное образование реализует единство онтологического и гносеологического аспектов учебной деятельности. Онтологический аспект связан с познанием окружающего мира, гносеологический –с освоением методологии иприобретением навыков познания. Фундаментальное образование, являясь инструментом достижения научной компетентности, ориентировано на достижение глубинных, сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира. Таким образом, одна из проблем допрофессиональной подготовки современного учителя–формирование у него гуманитарного мышления, помогающего ему сознательно решать нетрадиционные, творческие педагогические проблемы. В этой связи необходимо наличие у системы допрофессионального образования таких свойств, которые помогали бы учащемуся адаптироваться к условиям учебной деятельности в вузе. Система допрофессионального педагогического образования должна обуславливать переориентацию студентов со школьной на вузовскую систему занятий. Эти свойства системы допрофессионального образования можно назвать ее адаптивными возможностями.На современном этапе развития нашего общества и системы образования как одного из его важнейших социальных институтов неуклонно возрастает потребность в компетентных специалистах с творческим складом ума, способных находить новые пути и методы в науке, технике, экономике, управлении.Решение проблемы формирования у специалиста творческого отношения к своему делу возможно лишь через реализацию идеи непрерывного образования, которая осуществляется через сочетание самообразования с предоставлением возможности в любой момент воспользоваться помощью высококвалифицированных преподавателей и специалистов. В этой связи изменяется модель образования в целом. Совершается переход от мономодели, ориентированной на подготовку специалиста, функционера, к полифункциональной модели, в основе которой свободное развитие личности каждого, формирование способности к саморазвитию. В качестве одного из наиболее реальных средств воплощения идеи непрерывного образования в жизнь предлагается так называемое «периодически возобновляющееся образование».Многоуровневая система образования –одно из перспективных средств осознанного управления реформами образования. Основными преимуществами многоуровневой структуры образования являются следующие:–реализация новой парадигмы образования, заключающейся в фундаментальности, целостности и направленности на личность обучаемого;–значительная диверсификация и реагирование на конъюнктуру рынка интеллектуального труда;–повышение образованности выпускников, подготовленных к «образованию через всю жизнь»в отличие от «образования на всю жизнь»;–свобода выбора “траектории обучения” и отсутствие тупиковой образовательной ситуации;–возможность эффективной интеграции со средними общеобразовательными и средними специальными учебными заведениями;–стимулирование значительной дифференциации среднего образования;–широкие возможности для последипломного образования;–возможность интеграции в мировуюобразовательную систему.
Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего, необходимостью создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике. Система допрофессионального педагогического образования должна обуславливать переориентацию студентов со школьной на вузовскую систему занятий. Эти свойства системы допрофессионального образования можно назвать ее адаптивными возможностями.
Ссылки на источники1.Педагогика: Учебное пособие. Под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко. –М.: Школапресс, 2000. –512 с.2.КанКалик В. А. К разработке теории общегоипрофессиональногоразвития личности специалиста в ВУЗе.// Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. тр. М., 1990. С. 513.3.Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. Л., 1991. –98 с.4.Маркова А.К. Психология труда учителя. –М., 1993. –190 с.5.Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. –М., 1994. –215 с. 6.Введение в педагогическую профессию: Курс лекций // Научные редакторы: Н.К. 7.Сергеев и Е.И. Сахарчук. —Волгоград: Перемена, 1998. 8.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебноепособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: ШколаПресс, 1997, Гл. 9.Педагогика / под редакцией П.И. Пидкасистого. –М.: Педагогическоеобщество России, 1998 10.Известия Южного федерального университета № 2 2011