Национальные отношения, духовность, патриотизм

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Позубенков П. С. Национальные отношения, духовность, патриотизм // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1011–1015. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85203.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы национальных отношений в Советском Союзе и в современной России, показана основная функция государства – защита национальных интересов. Автор отмечает объединяющую роль русского языка в межнациональных отношениях. Актуальным представляется суждение А. С. Панарина о идее героизма и патриотизма, которые являются важными составляющими культуры социума.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Позубенков Петр Сергеевич,кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой «экономическая теория» Пензенская государственная сельскохозяйственная академия, г. Пензаkafedraeckonomteorii.pgsha@yandex.ru

Национальные отношения, духовность,Патриотизм

Аннотация.В статье рассматривается вопросы национальных отношений в Советском Союзе и в современной России, показана основная функция государства‬защита национальных интересов. Автор отмечает объединяющую роль русского языка в межнациональных отношениях. Актуальным представляется суждение А.С.Панарина о идеи героизма и патриотизма, которые являются важными составляющими культуры социумаКлючевые слова:национальные отношения, национальные интересы, Советский Союз, геополитическое пространство, русский язык, духовность, патриотизм

Российскийнарод, как уже не раз бывало в своей истории, переживает переломный, крайне ответственный этап своего развития.Проблемы Отечества остры. Наши демографические, территориальные потери, духовнонравственные и экономические утраты неисчислимы. Собственные ошибки и упущения велики. Противники за рубежом и внутри страны многочисленны, но главное хитры лицемерны и коварны.

Однако потерять веру в Бога, будущее России и силы нации было бы смерти подобно. Что бы не случилось, «покажет Русь, что есть в ней люди, что есть грядущее у них» (Н.Некрасов). Для того чтобы прогноз поэта воплотился в жизнь, а мечта русских людей о более совершенном обществе осуществилась, нужны колоссальные, каждодневные усилия. Крайне важно, тщательно проанализировать уроки прошлого развитие страны и современную ситуацию в ней. Историческая память нации должны быть в оптимальной системе мобилизована, поскольку «уважение к минувшим‬вот черта, отличающая образованность от дикости» (А.С.Пушкин)Для обеспечения национальных интересов России особое значение приобретает национальный вопрос.Никто не может указать место на карте и время, где и когда в отношениях народов все было бы или будет мирно и ладно. В этой области порой второстепенные вопросы приобретают нешуточный характер, внезапно переходящийв более острое состояние. То, что народы Советского Союза проделали в своем развитии в советский период огромный шаг вперед, несомненный факт. Некоторые из них не имели до 1917 года даже своей письменности, сохраняли патриархальный строй. То, что появилась новая историческая общность «советский народ», тоже объективная реальность. И дело даже не в числе смешанных браков (такое явление присуще всему миру, оно имело место и ранеев Российской империи), а в том, что многие национальные элементы культуры становились общими для всех, в единой истории, общем хозяйстве и т.д.Именно национальный вопрос «взорвал» СССР. Это стало возможнымв силу разных причин,не только объективного, но, прежде всего, субъективного порядка. Выдвинутый лозунг «Сколько суверенитета могут проглотить республики ‬пусть берут» одна из причин ликвидации Союзного советского государства. Нельзя недооценивать в развале Союза роль внешнего фактора. Стратегия разрушения Советского государства была изложена в речи М.Тэтчер в ноябре 1991 года на заседании Американского Нефтяного института,цитирую: «Советский Союз ‬этострана, представлявшая серьезную угрозу для Западного мира. Я говорю не о военной угрозе. Ее, в сущности, небыло. Наши страны достаточно хорошо вооружены, в том числе ядерным оружием. Я имею в виду угрозу экономическую…». В октябре 1995 годапрезидент Клинтон на совещании начальников штабов подвелитогипервого президентского срока правления Б. Ельцина и десятилетия начала перестройки в СССР и России. Цитата: «Последние 10 лет политики в отношении СССР и их союзников доказалиправильность взятого нами курса на устранение одной из сильнейших держав мира, а также сильнейшего военногоблока. Используя промахи советской дипломатии, чрезвычайную самонадеянность Горбачева и его окружения, а такжетех, кто занял откровенно проамериканскую позицию, мы добились того, что собирался сделать президент Трумэн, с одним существенным отличием ‬мы получили сырьевой придаток, а не разрушенное атомом государство, которое было бы нелегко создавать». Изучение опыта СССР актуально еще и потому, что территорию РФ населяют те же народы, что проживали на ней в РСФСР. Кроме того, миграция, которая доставляетроссийской власти все новые проблемы, происходит большей частью из бывших союзных республик[1].Мигранты, особенно старшего поколения, имеют опыт совместного проживания с народами Российской Федерации в рамках единого государства. Хорошо это или плохо, ноони знают будущее место проживания, способны заранее к нему подготовиться. Примечательно, что многие мигранты, независимо от возраста, рассматривают Россию как место, где можно себя реализовать в максимальной степени.Необходимость изучения советского опыта в сферемежнациональных отношений заключается не только в том, что многие проблемы сегодняшнего дня уходят корнями в советское прошлое. Любой другой опыт для нашей страны недостаточен и малопригоденпо той причине, что он связан с иной средойобитания иисторией появления иразвития народа, другимпроцессом ощущения себя в качестве нации.После распада СоюзаРоссия становится одним из суверенных, независимых государств, а с принятием Конституции 1993 г. Российской Федерацией ипопрежнему остается уникальным полиэтническим, многонациональным и многорегиональным образованием. Сегодня общее число жителейв России насчитывает 140 млн. человек. В ней проживает более 200 наций, народностей, разноименныхэтнических групп. 80% ее населения составляют русские.В литературе указывается на особую роль русского этноса в историческом формировании и развитии России. Вработе «Национальный вопрос и государственное устройство России»Р.Г. Абдулатипов пишет:«…от состояния русской нации зависитсостояние, всех других народов и общенациональной идеи Российского государства»1,и это справедливо. Ибо без русского этноса не может быть России и всего,что связано с ней. В российском обществе имеют место так называемые титульные народы, давшие названия республикам, автономнымокругам и автономным областям. Значительными этническими группами на территории нашей страныпредставлены азербайджанцы, армяне, белорусы, грузины, казахи, молдаване, узбеки, украинцы.Россия едина;у народов, живущих в ней, немалообщего, поскольку многие тенденции в национальном и политическом развитии ее наций и регионов весьма схожи. Вместе с тем она многолика и разнообразна, поскольку у каждой нации, в любомрегионе имеет место своеобразиесуществующих культур, языков, традиций. Россия являет собой сообщество десятков наций и народов, связанных между собой множеством разнообразных нитей. У них различныне только исторические судьбы, но и в весьма существенной степени сегодняшние реалии. Чтобы не потерялась другая, никак не менее важная сторона дела, необходимо помнить, что народы России столетиями живут и трудятся вместе наодном геополитическом пространстве. Народы России не изолированы друг от друга, а идут вместе путем созидания ‬такова реальность и, несомненно, перспектива.Но это одна сторона современной России. Другая ‬с развалом Союза в России формируется общество, характеризующееся первоначальным накоплениемкапитала, культом денег и насилия, а вместе с этим в данное общество приходят национализм,депопуляциянаций, межнациональные конфликты.Россия конца ХХ ‬начала ХХIв. в процессе этнонационального и культурного взаимодействия ее народов наполняется множеством противоречий и нерешенных проблем.Этноисторическое, национально ‬административное, этнопсихологическое развитие Россииобъективноориентирует ее народы на возрождение и развитие вековых традиций, связанных с культурным своеобразием и духовностью как основой всякой цивилизации, в том числе и российской. Вместе с тем современная государственная политика направляет весь национальный потенциал на внедрение в нашеобщество западного образа жизни и формирование негативного восприятия историческогопрошлогонашей страны.Это означает, что Россия начала руководствоваться европейскими принципами. Изучать иной опыт нужно, но будемпомнить, чтоэто именно чужой опыт. С восстановлениемрелигии в России (прежде всего православияи мусульманства), с возрождением православной культуры создаются возможности для общинного, соборного, коллективного проявления личности. Вместе с тем с приходом в общество западных ценностей утверждаютсяиндивидуализм, либерализм, формальная (буржуазная)демократия, во многом порождение римского права и идейпротестантизма. «Конечно, замечает Л.Н. Гумилев, можно попытатьсявойти в круг цивилизованных народов», то есть в чужой суперэтнос. Однако, к сожалению, ничто не дается даром. Надо осознавать, что ценойприсоединения в любом случае будет отказ от отечественных традиций и последующаяассимиляция»[2].Все это ведет к потере российской духовности, к нравственной деградации ее народов и как следствие ‬разложению и вымиранию этносов и наций.Россия не пустое этнографическоеи геополитическое пространство, в которое можно привнести любую государственную форму и любое право собственности. Сегодня кризис в России носит системный характер. Он охватывает все сферы общественной жизни. Но наиболее тяжелые его последствия ощущаются в сфере духа.Подрыв духовных основ нации, потеря нравственныхориентиров, угроза духовно‬нравственного перерождения ‬это и многое другое свидетельствует об исчерпаниясаморазвитие страны, о необходимости крепить национальный дух, национальную волю, национальную энергию, национальное достоинство.Национальные интересы народов России ‬вот что должно быть поставлено во главу политики современного государства. Современная геополитическая ситуацияв миретребует определения стратегических перспектив развития России не только в сфере материального, но и духовного производства.Реальную опасность для существования нашей страны представляют негативные процессы, происходящие в духовной сфере современного российского общества. Разрушение единого духовного пространства России ‬однаиз основных угроз нашей безопасности.Национальные интересы в духовной сфере‬это совокупность интересов личности, общества и государства в культурной, религиозной, научной, информационной и идеологических сферах. Национальные интересы современного российского общества в указаннойсфере формируются на основе уважения интересов отдельной личности и всего общества в целом. Защита национальных интересов является одной из основных функций государства, создавшего для этих целейсоответствующиеинститутыи органы. «Концепция национальной безопасности Российской Федерации (действовавшая до 2009 г.) определяла, что «национальные интересы в духовной среде состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны».В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» подчеркивается: «Укрепление национальной безопасности в сфере культуры будут способствовать сохранению и развитиюсамобытных культур многонационального народа Российской Федерации, духовных ценностей граждан».Исторически сложилосьтак, что Россия сделалась альтернативой католическому Западу во многом ‬врелигии, культуре, образе жизни, структуре ценностей, выборе пути развития. Сказанное вовсе не означает, что мы лучше или хуже. Просто мы другие. Россия ‬особая цивилизация, особый внутренний мир со своими особыми интересами и собственной логикой развития. «Каждый раз, замечает Н.Н. Моисеев, принятие чужой веры, чужой нам идеологии, а значит, ичужого образа жизни оборачивалось для восточных славян трагедией»[3].Сущность нации, как известно, в ее культуре‬духовности. Поэтому достижениемежнационального мира в условиях мирового движения за национальное возрождение предусматривает, прежде всего, общий рост культуры всех наций и народов и осуществление диалога культур,который предполагает отказ от насилия, взаимный поиск истины и правды мирными средствами, терпимость и справедливость.Главное в диалоге культур ‬это язык, который играет объединяющую роль в межнациональных отношениях. В языке запечатлеваетсяисторический опыт народа, его культура, энергия освоения материального и духовного мира. Поэтому однаиз основных задач в России XXIвека‬сохранить и развить языки всех ее наций и народов, и прежде всего говоря словами классика,«великий, могучий, правдивый и свободный русский язык». По мнениюкрупнейшего знатока родной речиО.Н. Трубачева, несмотря на разрушение СССР, необходимо поддерживать исторически сложившиеся в обширных рамках старой России русский языковой союз, который по прежнему объективно существует на основе книжно ‬письменного, литературного общения, влияние, распространения русских людей, клише и т.д[4]/Русский язык ‬в числе мировых языков. Выдвижение языка на роль мирового определяется общественной значимостью культуры, созданной на этом языке. Народ,говорящий на этом языке, русский народ, в Советском Союзе выполнял функции народа ‬объединителя. По данным центра демографии и экологиичеловека ИНП РАН, русский ‬единственный из 1012 ведущих мировых языков,который на протяжении последних15 лет утрачивает свои позиции в мире. К 2025 г.,по прогнозууказанного центра, число владеющих русским языком сократитсядо 152 млн. человек.Сокращение распространения русского языка в мире ‬это одновременно ‬уменьшение российского влияния, как культурного, так и политического, это также и падение сопротивляемости русского мира глобальной культурной экспансии.Существуют вечные ценности, составляющие духовный стереотип. Одной из таких исторических ценностей российского народа всегда был патриотизм. Патриотизм является духовным составляющим личности, характеризует уровень ее развития и проявляется в ее активной, деятельности самореарелизации на благо отечества.Идеи героизма и патриотизма являются важными составляющими культуры социума. А.С. Панарин обращал внимание на значимую роль героического мифа (мифа жертвенности) для России5. Сущность русского национального мира всегда опиралась на мифологию сакрального (геройлидер) и одновременно сакральную коллективность (православная соборность, община).Героико ‬патриотическое мировосприятие облегчает поиск ориентиров и стабильность в перенасыщенном информацией, нестабильном мире, вызывающем чувство беспокойства и тревоги. Главная черта новой действительности, ее содержательная сторона состоят в том, что современный человек создал слишком сложный для отдельной личности, для ее интеллектуальных возможностей мир. В результате во многом утраченаспособность осознавать базовые закономерности этого мира и их изменения.

Ссылки на источники1.Абдулатипов, Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России/ Р.Г. Абдулатипов. ‬М.: 2000. ‬С. 86.2.Гумилев, Л.Н. От Русидо России. Очерки этнической истории/ Л.Н. Гумилев. ‬С. 256.3.Моисеев, Н.Н. Время определять национальные цели/ Н.Н. Моисеев// Социальногуманитарные знания. ‬1999. №6. ‬С.140.4.Трубачев, О.Н. Занимаясь закономо русском языке/ О.Н. Трубачев// Патриотизм: общероссийский и национальный. ‬М.: 1996. ‬С.57.5.Панарин, А.С. Православная цивилизация/ А.С. Панарин. ‬М.: 2004. ‬С. 4553.