Инновационные технологии формирования профессиональных и общекультурных компетенций в подготовке психологов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Баканова А. А. Инновационные технологии формирования профессиональных и общекультурных компетенций в подготовке психологов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1051–1055. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85211.htm.
Аннотация. В статье приведены некоторые частные инновационные технологии обучения, позволяющие формировать профессиональные и общекультурные компетенции психологов в рамках магистерской подготовки. Также описана инновационная образовательная технология, которая может быть использована при подготовке психологов в рамках модульного обучения (на примере модуля «Технологии психологической помощи в кризисных и чрезвычайных ситуациях»).
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Баканова Анастасия Александровна,Кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психологической помощиФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. СанктПетербургba2006@mail.ru

Инновационные технологии

формированияпрофессиональных и общекультурных компетенций в подготовкепсихологов

Аннотация. В статье приведены некоторые частные инновационныетехнологииобучения, позволяющиеформировать профессиональные и общекультурные компетенции психологовв рамках магистерской подготовки.Также описана инновационная образовательная технология, которая может быть использована при подготовке психологов в рамках модульного обучения (на примере модуля «Технологии психологической помощи в кризисных и чрезвычайных ситуациях»).Ключевыеслова:инновационные технологии обучения, подготовка психологов, профессиональные и общекультурные компетенции

Принятие за основу компетентностного подхода в образовании создает необходимость измерения профессиональных и общекультурных компетенций, что, в свою очередь, предъявляет новые требованияне только к способам замера (оценки) компетенций, но и к формам проведения занятий, формирующих эти компетенции, среди которых на первое место выступают инновационные технологии обучения. Образовательный стандарт, задавая перечень возможных профессиональных и общекультурных компетенций, являющихся результатом освоения основных образовательных программ бакалавриата и/или магистратуры, лишь в общем виде описывает круг тех форм проведения занятий, которые призваны реализовывать компетентностныйподход, создавая тем самым благоприятные возможности для творчества преподавателей и разработки инновационных технологий обучения.Инновационные технологии в подготовке психологов, хоть и сопряжены с рядом трудностей (например, в индивидуальном плане преподавателя не учитывается время, затраченное на организацию внеаудиторной, самостоятельной, творческой и проектной работы, а также на различные формы контроля, в том числе –по электронной почте), создают гораздо больше возможностей как для развития личностного и профессионального потенциала студентов, так и для построения новых –более открытых и творческих отношений с профессорскопреподавательским составом кафедры.

Более того, наши исследования по оценке качества подготовки магистров (Горьковая И.А., Баканова А.А.; 2013) показывают, что удовлетворенностьвыпускников полученным в рамках магистерских программ образованием тесно связана, в первую очередь, с их оценкой используемых технологий образования и лишь во вторую и третью –с учебнометодическим и информационным обеспечением процесса подготовки, а также квалификацией профессорскопреподавательского состава кафедры[1]. То есть можно говорить о том, что используемые в образовании технологии, в том числе –инновационные (интерактивные занятия, практические занятия с элементами тренингов, моделирование работы психолога, самостоятельно выполненные и защищенные проекты и т.д.), являются одним из значимых показателей в оценке выпускниками качества подготовки, так как, в конечном итоге, отвечают на их запрос о формировании таких компетенций, которые позволяют им реализовать смыслы получения образования. Следует отметить, что приведенные в данной статье инновационные технологии обучения,разработанные проф. Горьковой И.А. и доц. Бакановой А.А.[2], проходили апробациюна протяжении целого ряда учебных дисциплин, реализуемых в течение нескольких лет в рамках магистерскихпрограмм«Психологическое консультирование» и «Психологическая помощь в кризисных и чрезвычайных ситуациях». Среди учебных дисциплин, преподавание которых было основано, в том числе,на описанных ниже инновационных технологиях, можно отметить следующие: «Теория кризисных ситуаций и состояний», «Технологии психологического сопровождения в кризисных ситуациях», «Психологияличности и индивидуальности»,«Психология духовных кризисов», «Психологическая помощь в кризисных ситуациях»и др.

Для формирования профессиональных и общекультурных компетенций нами были использованы следующие инновационные технологии.1. Тренировка навыка клинического наблюдения и анализа кризисных жизненныхситуаций на примере спектаклей.Пример 1. Спектакль «Эти свободные бабочки» (Театр «Приют комедианта», СанктПетербург), в котором показывается трудная жизненнаяситуация семьи –рождение ребенкаинвалида –и различные стратегии ее преодоления членами семьи (матерью и сыном). Сначала студенты, посетившие вместе с преподавателем спектакль, должны были определить кризисы, показанные в спектакле, и их критерии. Затем каждый студент должен был в рамках самостоятельной работы представить (а на занятии –совместно с группой и преподавателем –разобрать) возможные технологии психологической помощи молодому человеку с точки зрения разных концептуальных позиций (классический психоанализ, бихевиоральное направление, экзистенциальногуманистическое, теория отношений, деятельностный подход и др.). Каждый студент выбирал направление и разрабатывал в соответствии с его методологией программу психологической помощи, которую затемпредставлял и защищал на занятии[3].Пример 2.Спектакль «Хочу, чтобы меня любили»(Театр «Приют комедианта», СанктПетербург), который рассказывает о молодом человеке и особенностях его взаимоотношений, приводящих к суициду. В процессе просмотра спектакля студенты должны были оценить поведение, личностные особенности, а также психический статус всех действующих лиц (героев) в разные моменты действия спектакля (в разных жизненных ситуациях). Так, например, каждый студентпсихолог после просмотра спектаклядолжен был выполнить свое задание: оценить комплекс суицидального поведения, проанализировать изменения психического статуса героев, описать личностные особенности героев, охарактеризовать особенности взаимоотношений главного героя и появление у него патологической зависимости, проанализировать поведение эмоционально холодной матери главного героя. Каждый студент самостоятельно готовил свое задание, результаты которого должен был аргументировано представить на занятии.После этого в рамках дискуссии каждыйстудент должен был в рамках этого же подхода подтвердить или опровергнуть приведенные аргументы, дать свою интерпретацию.Самостоятельная подготовка к занятию и участие в дискуссии позволяло развивать как профессиональные компетенции в научноисследовательской деятельности, так и общекультурные.За счет такого подхода к организации обучения не только создавалась мотивация для освоения той или иной дисциплины, но также преодолевалась одна из главных проблем современной студенческой научной работы –«списатьс Интернета». Более того, студенты, работавшие над такими проектами, должны были сначала освоить выбранное ими направление (вспомнить изучавшуюся ранее теорию, систематизировать свои знания по ней), углубить имеющиеся знания (а при необходимости –самостоятельно «заполнить пробелы») и переложить эти знания на практику психологической помощи. 2. Анализ жизненного пути и творчества художника(на примере таких художников, как М.А. Врубель, братья Черняховские, Сальвадор Далии др.). Студентам необходимо былопроанализировать биографию художника, начиная с детства (собрать анамнез и выделить опорные моменты), особенности его творческого самовыражения, а также влияние биографии на искусство с точки зрения различных направлений психологии. Например, жизненный путь и творчество Сальвадора Дали анализировалось студентамипсихологами с точки зрения таких подходов, как психоанализ, когнитивный подход (в частности, репертуарные решетки Дж. А. Келли), субъектнодеятельностный подход (в частности, изучение жизненных стратегий по К.А. АбульхановойСлавской), а также с помощью биографического метода (на основе работЕ.Ю. Коржовой).При анализе творчества художников с точки зрения патопсихологии студенты соотносилипоказатели проективных тестов (например, графические показатели возможных нарушений мышленияпри использовании метода пиктограмм, которые подробно описаны Б.Г. Херсонским, в частности, при шизофрении) и особенностиполотен художников(нарушение пропорций, цветовая гамма, фрагментарностьи т.д.).Подготовка к такимзанятиям ставила студентов перед необходимостью обращаться к смежным дисциплинам и курсам, изучавшимся ими ранее –психодиагностике, патопсихологии, психологии развития, психологии личности, что способствовало развитию способностипроводить теоретический анализ психологопедагогической литературы.3. Анализ биографии известного человекас точки зрения различных психологических подходов. На примере биографии известных людей (например, А. Гитлера, Н.А. Некрасова и др.) рассматривались позитивные и негативныеаспекты их личности, в том числе с позиции разных исследователей –Э.Фромма, Г. Мюррея и др. Отдельной темой в этом ключе может быть анализ личности и суицидального потенциала.4. В качестве другой творческой формы работы со студентамипсихологами можно привести такую форму, как посещение музея(художественной галереи, выставки)[3].Например, студентам было предложено сходить в Русский музей и выбрать картину, ассоциирующуюся у них с духовным кризисом. Затем, проанализировав свои впечатления, ассоциации и размышления об этой картине, написать эссе, а для занятия подготовить репродукцию этой картины и соответствующие комментарии к ней. Например, в качестве образов кризиса студенты выбрали такие картины, как «Девятый вал» (И.К. Айвазовский), «Заброшенное кладбище (Ю.Ю. Клевер), «Пейзаж с озером» (К. Коро), «Лунная ночь наДнепре» (А. Куинджи) и др. Рассматривая картины и анализируя те образы и переживания, которыми она наполнена для конкретного человека, можно найти множество метафор и даже внутренних озарений, которые содержатся в ситуации духовного кризиса. Так, в известной картине И.К. Айвазовского можно увидеть такие идеи кризисной психологии, как двойственная природа кризиса (шторм и пробивающееся сквозь тучи солнце), значимость поддержки других людей истремление быть вместе в кризисной ситуации, разнообразие путей спасения и в то же время –необходимость «держаться на плаву». Как написал один студент в своем эссе: «Кризис –это буря, это борьба, это безысходность и это –надежда. Все выше написанное относится, видимо, и ко мне. Определённо, я –на мачте и либо пойду ко дну, либо построю новый «корабль», еще лучше, чем был!».Как видно из данного примера, такая форма работы не только обучение, имеющее целью повышение профессионального и культурного уровня, это еще и возможность самопознания, самоанализа, рефлексии своих переживаний и жизненного опыта, что находит отражение в соответствующей общекультурной компетенции.Кроме формирования соответствующей мотивации, такие формы работы помогали студентам продемонстрировать свою самостоятельность, а также навыки научной аргументации при публичном обсуждении проектов. К тому же, обсуждение программ психологической помощи, основанных на различных методологических подходах, делалось, например, не только на занятиях по курсу, но и в рамках СНО, куда привлекались студенты из бакалавриата, специалитета и других магистратур факультета. Можно отметить, что студенты относились к таким формам занятий с большим интересом, в ходе обсуждений рождалось много оригинальных икреативных идей. Более того, присутствие студентов разных направлений и курсов стимулировало процессы самообучения и взаимного обучения друг друга; отстающие вынуждены были «подтягиваться», чтобы иметь возможность наравне с другими участвовать в дискуссии(здесь можно говорить о развитии целого ряда профессиональных компетенций в научнометодической деятельности).5.Для формирования профессиональных компетенций психологов в сфере взаимодействия с человеком, находящимся в кризисном состоянии или ситуации суицидальной готовностинами достаточно эффективно применялся метод драматизациипод названием «Клуб самоубийц».Несмотря на то, что возможностиобучения студентовпсихологовнавыкам работы с кризисными состояниями достаточно широки, это моделирование ситуации взаимодействия с клиентом в парах, тройках, минигруппах и «аквариумах»; обращение к собственному опыту преодоления кризисных состояний; использование средств арттерапии, а также возможностей видео и аудиоматериалов (учебных, документальныхихудожественных), порой приходится сталкиваться с недостаточностью конкретных технологий, позволяющих максимально полно не только смоделировать кризисную ситуацию, но и в безопасных условиях отработать необходимые навыки. Именно поэтому апробированный нами в течение целого ряда лет метод драматизации, основанной на сочетании принципов психосинтеза, гештальттерапии и психодрамыможет выступать не только как инновационная, но и эффективная технология обучения психологов. Драматизация (ролевая игра) моделирует взаимодействие помогающего специалиста с человеком, имеющим высокую степень суицидальной готовности, а также ориентирует на поиск и закреплениеэффективных коммуникативных стратегий, позволяющих психологупредотвратить совершение суицида. Упражнение позволяет не только смоделировать кризисную ситуацию, но и в безопасных условиях отработать необходимые профессиональные навыки. Дополнительной методической возможностью этого упражнения является создание условий для проработки и осмысления опыта, представляющего особую сложность для помогающего специалиста (страха возможной потери клиента, чувства беспомощности и др.).В ходе драматизации студенты имеют возможность исследовать свое представление о потенциальном суициденте и причинах кризисных состояний, а также напримере анализа портретов субличностей«Подстрекателя»и «Ресурса» понять особенности внутриличностных процессов, провоцирующих суицид. Так, более глубокое понимание ведущих потребностей и актуального состояния субличности Подстрекателя, а такжеанализ образов ресурсной части и ее способов

воздействия на протагониста может помочь в разработке стратегии взаимодействия в ситуации суицидальной готовности. В целом, упражнение позволяет увидеть эффективные и неэффективные стратегии при работе с кризисным состоянием, а также прояснить особенности своей профессиональной позиции (например, поговорить о «ловушках» психологического консультирования, в частности о феномене «спасательства»). Хочется подчеркнуть, что применение данных инновационных технологий оказывает «синергетический эффект» на личность студента. Использование таких технологий, как анализ жизненного пути и творчества художника, анализ биографии известного человека, обсуждение спектакля, картины,художественного фильмаили драматизации позволяет формировать не только собственно профессиональные и общекультурные компетенции, но и воздействует на личность целиком, затрагивая моральнонравственные, мировоззренческие и экзистенциальные категории.

Помимо описанных выше частных технологий образования, которые могут быть использованы с учетом целей и задач различных учебных дисциплин, нами была использована инновационная образовательная технология «сквозной» формы работы в рамках одного модуля[3]. Это такая модель развития основных профессиональных компетенций, заложенных в модуль, которая предполагает последовательную, разноплановую (многомерную)и в то же время детальную проработку выбранной студентом темы на протяжении всех учебных дисциплин, входящих в модуль. Так, в процессе знакомства с первым курсом модуля «Технологии психологической помощи в кризисных и чрезвычайных ситуациях» [4] (в нашем случае –это «Теория кризисных ситуаций и состояний»)каждый магистрант выбирал для себя определенный тип кризисной ситуации (тему, не сопряженную с темой магистерской диссертации, например «кризис профессионального самоопределения студентов») для «сквозного» изучения и, соответственно, выполнения самостоятельного проекта для итоговой аттестации.Практические задания и самостоятельную работу по каждому курсу модуля студенты выполняли также по выбранной теме, что позволяло им полностью проработать определенную кризисную ситуацию, начиная с основных теоретических аспектов ее формирования и развития кризисного состояния и заканчивая методами диагностики и технологиямипсихологической помощи.Более того, научноисследовательская деятельность в выбранном студентом направлении обязательно сочеталась с его деятельностью в рамках СНО (в виде тематических докладов, выступлений, участия в конференциях). Такой подход позволил заметно расширить и углубить как профессиональную, так и творческую компетентность студентов за счет расширения поисковой активности, усиления мотивации к научноисследовательской и практической деятельности (например, в процессе выбора «сквозной» темы происходило развитие навыка поиска и постановки научной проблемы).В рамках каждой учебной дисциплины магистранты имели возможность совместного обсуждения своих работ в виде круглых столов, на которых разбиралось, является ли, например, данная ситуация кризисной и почему, какие факторы риска существуют в зависимости от индивидуальнопсихологических особенностей в разные возрастные периоды, какими методами можно диагностировать наличие того или иного кризисного состояния и насколько они валидны, а также какие технологии психологической помощи могут быть наиболее эффективны.Таким образом, по результатам освоения всех дисциплин модуля каждый студент в течение семестра готовил экзаменационный проект с публичной защитой перед группой и коллективом преподавателей кафедры. Обсуждение на круглых столах в течение семестра и публичная защита экзаменационного проекта позволяла каждому магистранту не только глубоко проработать интересовавшую его кризисную ситуацию, но и собрать своеобразный банк идей (информации, психодиагностических методов, технологий психологической помощи в кризисных ситуациях), что обогатило профессиональный инструментарий каждого студента.В качестве иллюстрации можно привести следующий пример. В ходе освоения дисциплины«Теория кризисных ситуаций и состояний» магистрант выбрал такую тему, как «Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) у участников боевых действий». В рамках самостоятельной работы по дисциплинеон рассмотрел характеристики ПСТР участников боевых действий, сделав при этом исторический экскурс в анализ психологических реакций человека на участие в боевых действиях, а также проанализировав социальнопсихологические особенности процесса их адаптации к условиям гражданской жизни. В ходе самостоятельной работы по дисциплине«Технологии проведения психодиагностических исследований кризисных состояний» с учетом диагностических критериев острого стрессового расстройства и ПСТР по DSMIVим была сделана подборка соответствующего психодиагностического инструментария, включающего также карты наблюдения за поведением, реакциями и высказываниями клиента для определения специфики травмы и личного отношения к ней. Также в рамках данной работы магистрантом были отдельно освещены особенности ПТСР у детей и подростков.В процессе дисциплин«Психологическая помощь детям в кризисной ситуации» и «Технологии психологического сопровождения в кризисных состояниях» магистрант проанализировал, какие психологические интервенции являются самыми эффективными для детей, подростков и взрослых, а в самостоятельной работе не только раскрыл особенности применения таких психотерапевтических направлений, как когнитивноповеденческая терапия, терапия игрой, десенсибилизация травматических переживаний через движения глаз (EMDR), НЛП в сочетании с Эриксоновским гипнозом и др., но и разработал брошюрыпамятки «Как помочь детям справиться с катастрофой. Советы родителям» и «Как можно помочь при посттравматическом стрессе. Краткие рекомендации для студентовпсихологов»[3]. Необходимо добавить, что часть из перечисленныхработ может выполняться в рамках зачета по дисциплинам, другая часть –представляется студентами на заключительных занятиях как результат их самостоятельной работы. Следует учесть и тот факт, что для подготовки, например, такого вида зачетной работы, как брошюрапамятка, магистранту необходимо предварительно проанализировать соответствующие интернетресурсы по теме, а также составить аннотированный список литературы (например, подготовить аннотации не менее 10 статей по теме, опубликованных в соответствующихпериодических журналах за последние 3 года), что также включается в самостоятельную работу. В качестве экзаменационной работы по модулю и итогового проекта по своей теме магистрант выбрал художественный фильм «Я легенда» (США, 2008, реж. Френсис Лоренс, в гл. роли –Уилл Смит), на примере которого описал особенности травматической ситуации, личности главного героя и его психологического состояния. Результатом экзаменационного проекта стала разработка программы помощи(для смоделированного через художественный фильм клиента), включающей:цель, задачи, методы,формы и этапы оказания психологической помощи, возможности психодиагностики кризисного состояния, а также прогнозируемую эффективность предложенной программы. Таким образом, анализ различных жизненных ситуаций с учетом множества воздействующих на личность факторов, не имеющих, к тому же, заранее «правильного» или готовогоответа, ставят будущего психологаперед необходимостью выходить за границыпривычных способов взаимодействия с образовательной средой и искать новые формы построения отношений не только с ее объектами (учебнометодическими ресурсами, использованием технических средств обучения и т.д.), но и субъектами, среди которых на первое место выходит он сам –его мировоззрение, профессиональнаяпозиция, ответственность, мотивация и смыл обучения. Именно поэтому в заключении хотелось бы привести впечатления выпускников нашей кафедры, которыми мы попросили поделиться их по прошествии нескольких лет после окончания магистратуры.«В моем случае, 2хлетнее обучение в магистратуре оказало на меня даже большее влияние, нежели 4хлетнее обучение в бакалавриате. Это и контакт с одногруппниками, и более личное, интимное общение с преподавателями, и тот вклад, который они делали, и уровень знаний. Повысилсяуровень личной осознанности, ответственности, ЗРЕЛОСТИ –это крайне благотворно повлияло на мою личность».«С получением этого образования почувствовала свою подготовленность к самостоятельной взрослой жизни, способность нести ответственность за свою жизнь».

«Это был незабываемый опыт. Еще могу сказать, что это было чудесно, великолепно, поучительно и т.д. Не смотря на то, что я не работаю по специальности, полученный опыт помогает мне каждый день. Я не всегда это замечаю, так как это стало частью меня. Оставаясь наедине с собой, понимаю, что во мне многое изменилось и понимаю, что не было бы меня на этой кафедре, не было бы рядом со мной таких замечательных преподавателей и чудесных людей, не было бы и меня такой!»Эти слова являются в какойто мере подтверждением эффективности используемых нами инновационных форм обучения, так как показывают, что в магистратуре формируется не только профессионал, но, в первую очередь, личность.

Ссылки на источники1.Горьковая И.А., Баканова А. А. Оценка качества профессиональной подготовки магистровпсихологов: опыт разработки методического инструментария и его апробации//Вестник практической психологии образования. №2 (35). 2013. С. 7180.2.Горьковая И.А., Баканова А. А. Инновационные образовательные технологии в подготовке психологов//Инновации в образовании. Современная психология в обучении. Сборник трудов I международной интернетконференции. Казань, 2526 октября 2012 г./ред. Изотова Е.Д. –Казань: Издво «Казанский университет», 2012. –С. 5359.3.Горьковая И.А., Баканова А. А. Реализация модуля «Технологии психологической помощи в кризисных и чрезвычайных ситуациях» //Вопросы психологии. 2011. №3. С. 5968.4.Горьковая И.А., Баканова А.А. и др. Технологии психологической помощи в кризисных и чрезвычайных ситуациях: Учебнометодический комплекс. –СПб.: Издво РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. –207 с.