Роль инновационного развития экономики в обеспечении устойчивости ведения сельскохозяйственного производства

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пучнина А. А. Роль инновационного развития экономики в обеспечении устойчивости ведения сельскохозяйственного производства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1061–1065. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85213.htm.
Аннотация. В данной статье показана роль инноваций в обеспечении устойчивого развития агропромышленного комплекса региона. Анализ социально-экономической ситуации в аграрном секторе последних пореформенных лет свидетельствует, что здесь применяются достаточно устаревшие технологии, несовершенные методы и формы организации производства и управления, что, собственно, сильно влияет на устойчивое развитие АПК. Сложность и особенности сельскохозяйственного производства характеризуются высоким уровнем рисков инновационных процессов в аграрном секторе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пучнина Анна Александровна,Преподаватель кафедры «Экономика, менеджмент и маркетинг» Липецкого филиала Финансового университета при Правительстве РФ,г. Липецкanyuta.puchnina@yandex.ru

Роль инновационного развития экономики в обеспечении устойчивости ведения сельскохозяйственного производства

Аннотация.Вданной статье показана роль инноваций в обеспечении устойчивого развития агропромышленного комплекса региона. Анализ социальноэкономической ситуации в аграрном секторе последних пореформенных лет свидетельствует, что здесь применяются достаточно устаревшие технологии, несовершенные методы и формы организации производства и управления, что собственно сильно влияет на устойчивое развитие АПК. Сложность и особенности сельскохозяйственного производства характеризуются высоким уровнем рисков инновационных процессов в аграрном секторе.Ключевые слова:устойчивость, государственное регулирование, факторы, инновации, инновационное развитие, АПК.

Анализ социальноэкономической ситуации в аграрном секторе последних пореформенных лет свидетельствует, что здесь применяются достаточно устаревшие технологии, несовершенные методы и формы организации производства и управления, что собственно сильно влияет на устойчивое развитие АПК. Отсутствуют отработанные механизмы внедренческой деятельности, система научнотехнической информации, соответствующая рыночной экономике, нет апробированной эффективной схемы взаимодействия научных учрежденийс внедренческими структурами. Крайне низкая активность инновационной деятельности также связана с несовершенством организационноэкономического механизма освоения инноваций. Это усугубляет деградацию отраслей комплекса, ведетк росту себестоимости и низкой конкурентоспособности продукции, тормозит социальноэкономическое развитие сельской местности, резко снижает качество жизни на селе.Следует отметить, что сложность и особенности сельскохозяйственного производства характеризуются высоким уровнем рисков инновационных процессов в аграрном секторе. Риск финансирования научнопроизводственных результатов, риск временного разрыва между затратами и результатами, неопределенность спроса на инновационную продукцию не заинтересовывают частных инвесторов вкладывать капитал в развитие сельского хозяйства.Условиями и факторами, способствующими инновационному развитию АПК, являются переход к рыночному способу хозяйствования, наличие природных ресурсов, значительный научнообразовательный потенциал, емкий внутренний продовольственный рынок, возможность производить экологически безопасные, натуральные продукты питания. Факторы,влияющие на инновационное развитие АПК региона, представлены на рисунке 1.В качестве негативных условий факторов следует отметить ведомственнуюразобщенность и ослабление научного потенциала аграрной науки. Для отечественной аграрной науки характеры: высокая степень сложности организационной структуры и ведомственная разобщенность; многообразие форм научнотехнической и инновационной деятельности; значительный удельный вес в научных исследованиях проблем, имеющих региональный, отраслевой и межотраслевой характер; большая продолжительность исследования некоторых проблем, связанных с воспроизводственным процессом. Эта специфика создает определенные трудности в управлении аграрными научными исследованиями и аграрной наукой в целом.Сложность аграрного производства и его особенности предопределяют своеобразие подходов и методов управления инновационным процессом, сочетание различных типов инноваций, усиления роли государства в стимулировании инноваций. Следует отметить, что сложность и особенности сельскохозяйственного производства характеризуются высоким уровнем рисков инновационных процессов в аграрном секторе. Риск финансирования научнопроизводственных результатов, риск временного разрыва между затратами и результатами, неопределенность спроса на инновационную продукцию не заинтересовывают частных инвесторов вкладывать капитал в развитие сельского хозяйства.

Рис. 1. Факторы, влияющие на инновационное развитие АПК регионаУсловия и факторы, препятствующие освоению инноваций в АПК можно отнести следующие: сжатие внутреннего спроса на продовольствие, сокращение государственной поддержки аграрного сектора и государственного финансирования научнотехнических программ, неразвитость системы кредитования, высокие ставки по кредитам, отсутствие инновационной инфраструктуры и государственной инновационной политики и стратегии,а такженедостаточный уровень подготовки кадрового персонала организаций АПК в области инновационного менеджмента. Одно из основных препятствий перехода аграрной экономики на путь инновационного развития –острая нехватка соответствующих квалифицированных кадров руководителей и специалистов. Построение новой инновационной экономики, основанной на знаниях как ресурсе и продукте производства, возможно только на грамотно выстроенной инновационной системе, как на национальном, так и на региональном уровне и во многом будет определяться научнотехнической политикой региона, формированием регионального инновационного механизма. Субъектам принадлежит важная роль в реализации антикризисной программы, используя нововведения селекционногенетического, технологического, организационноуправленческого и социального типа. К числу приоритетов развития инновационных процессов в региональном АПК следует отнести: • технологическое переоснащение организаций комплекса; • энергои ресурсосберегающие технологии производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции; • воспроизводство плодородия почв, предотвращение всех видов их деградации, разработка адаптивных технологий агроэкосистем и агроландшафтов; • развитие производства органической продукции сельского хозяйства; • создание современной системы информационного и инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности в АПК; • разработка государственной инновационной политики и стратегии на федеральном и региональном уровне, нацеленных на становление прогрессивных технологических укладов; • формирование организационноэкономического механизма функционирования АПК на инновационной основе; • усиление роли государственных организаций в активизации инновационной деятельности; • разработка региональных и муниципальных инновационных программ развития АПК; • совершенствование системы подготовки кадров в области инновационной деятельности, обеспечивающих повышение инновационной активности организаций и коммерциализацию результатов научных исследований. Россия не сможет применить некую универсальную модель инновационной системы,являясь одной из шести стран—лидеров по размеру территории в мире и имея разнообразные природноресурсные, финансовые, социальные, экономические и территориальные особенности. Это разнообразие и определяет необходимость выбора варианта организации инновационной экономики, соотносимой с ее цивилизационной идентичностью. В настоящее время неравномерность социальноэкономического развития, диспропорции в размещении производительных сил являются естественными признаками, характерными как для мировой хозяйственной системы, так и для отдельных стран и регионов. В России региональный фактор играет существенную роль, где развитие инновационных процессов имеет специфические пространственные характеристики, что во многом связано с неоднородностью экономического пространства и различными адаптивными способностями региональных экономик к инновационным перестройкам. Отправной точкой организации инновационной экономики в регионах по мнению большинстваученых, также является разработка региональной инновационной политики. Она должна учитывать специфику регионального контекста, не пытаться копировать или применять успешные модели политик других стран и регионов. Исходной точкой должна стать история каждого региона, определение регионального потенциала проблемных мест, что позволит избежать «блокировки» регионального развития. И что особенно важно, политика должна быть открыта для экспериментов. Основные барьеры, препятствующие развитию региональной инновационной политики, следующие:

отсутствие важных элементов инновационной системы, например таких, как научноисследовательские институты, учебные заведения, венчурные капиталы, специализированные поставщики. Особенно это свойственно периферийным районам. Для России в силу огромных размеров ее бездорожных периферийных пространств и дефицита крупных городов эта масштабная проблема отсутствие или слабая связь между элементами (организациями или участниками, или игроками на инновационном пространстве) инновационной системы. Связь между участниками должна быть четко определена, иначе знания не будут перемещаться, межфирменное обучение придет к остановке, и инвестиционные возможности не будут реализованы изза нехватки капитала квалифицированной рабочей силы

«блокировка» развития региона. Организации и их отношения часто, как правило, инертны (т. е. если система отлажена и работает—то она не меняется), что ограничивает способность регионов адаптировать и обновлять их экономическую базу. Так, местные организации могут быть слишком сильно ориентированы на традиционные виды деятельности и сложившиеся специализации, как показывает опыт многих регионов. Более того, местные организации могут быть слишком сильно привязаны к сетям, которые ограничивают их доступ к новым источникам информации, что делает трудным реализацию новых изменений. Кроме того, органы местного и регионального управления могут препятствовать развитию региона, создавая замкнутые и интроспективные системы через свою политику программ и прямое участие в таких системах.

размытость функций субъектов (государства, общественных и политических организаций и различных социальных институтов), которые могли бы реально осуществлять инновационные процессы. Это приводит к тому, что они не способны правильно оценить ситуацию и определить свою роль в реализации инновационной региональной политики.Таким образом, приоритетным направлениями развития АПК, способными обеспечить устойчивое развитие отрасли в новых условиях являются: •создание условий для роста инновационного уровня и конкурентоспособности производства, выход инновационной продукции на внутренний и внешний рынки; •создание привлекательных условий для вхождения инвесторов в сельхозпроизводство, формирование эффективных собственников с инвестиционными портфелями; •мониторинговые агрохимические исследования состояниясельскохозяйственных угодий.

Ссылки на источники1.Евдокимова Л.П. Необходимое условие устойчивого развития АПК// Экономика сельского хозяйства: реферативный журнал. 2009.№ 2.С. 274. 2.Нестерова Н.Н. Устойчивое развитие потенциала территорий через диверсификацию экономики / Н.Н.Нестерова, Л.В.Турганова // Оборонный комплекс –научнотехническому прогрессу России.2014. №2 (122) С.92953.Корякина Т.В. Маркетинговые аспекты управления развитием сельского хозяйства региона // Научные труды Вольного экономического общества России. 2013. Т.179. С.4724784.Пучнина А.А. Устойчивость АПК в условиях экономических рисков/ А.А.Пучнина, О.И.Юдин, Т.Д.Стрельникова //«ФЭС: Финансы, экономика, статистика»,Воронеж, 2014. №1. С. 25285.Савенкова О.Ю. Социальноориентированное развитиеаграрного сектора экономики: проблемы, тенденции и пути решения / О.Ю. Савенкова, Н.С. Морозова // Научные труды Вольного экономического общества России. 2011. Т.148. С.277286