Устойчивое развитие аграрного производства в условиях членства в ВТО

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Айдинова А. Т. Устойчивое развитие аграрного производства в условиях членства в ВТО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2076–2080. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53418.htm.
Аннотация. Важным событием в экономике нашей страны стало вступление 22 августа 2012 года России во Всемирную торговую организацию. И особо актуальной темой в настоящее время является устойчивое развитие сельского хозяйства в совершенно новых условиях. В статье рассмотрены вопросы государственной поддержки сельского хозяйства в «переходный период» в условиях членства в ВТО.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Айдинова Анжелика Тагировна

к.э.н., доценткафедры экономики предприятия и бизнестехнологий в АПКФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставропольaatkmv@rambler.ru

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА В ВТОАннотация:Важным событием в экономике нашей страны стало вступление 22 августа 2012 года России во Всемирную торговую организацию. И особо актуальной темой в настоящее время является устойчивое развитие сельского хозяйства в совершенно новых условиях. В статье рассмотрены вопросы государственной поддержки сельского хозяйства в «переходный период» в условиях членства в ВТО.

Ключевые слова: устойчивое развитие, ВТО, сельское хозяйство, АПК, устойчивость, государственное регулирование

Современный этап развития экономики России характеризуется нестабильной внешней средой, она становится качественно иной: постоянно повышается степень ее неопределенности, неустойчивости, непредсказуемости, появляются все новые неучтенные факторы риска. Особая рольв этих условиях принадлежит этапу вступления России в ВТО. Важным событием в экономике нашей страны стало вступление 22 августа 2012 года России во Всемирную торговую организацию.Такие тенденции развития локальной и глобальной общерыночной ситуации, какмалопредсказуемые изменения спроса, ужесточение ценовой конкуренции на традиционных рынках, усложнение продуктовой конкуренции на российском рынке, в том числе с иностранными товаропроизводителями, диверсификация и завоевание новых рыночных ниш, возрастание рисков при проведении операций уже сегодня лежат в основе возрастающей роли устойчивого развития отечественных бизнесструктур.Изменениярыночной экономики в условиях ВТО предопределяет смену парадигмы потребностей общества, ориентацию на здоровый образ жизни и безопасное существование как продовольственное, так и экологическое, правовое, нравственное. При этом активно развиваются интеграционные процессы в экономике, усиливается глобализация бизнеса, резко изменяются и становятся более требовательными вкусы и предпочтения потребителей, в том числе к продукции сельского хозяйства, ускоряется процесс дифференциации запросов и доходов покупателей. В этой связи, особую актуальность приобретаютвопросыустойчивогоразвитияаграрного производства в совершенноновых условиях.Ряд авторов и в том числе СМИ считают, что сельское хозяйство в условиях ВТО не способно полноценно функционировать, утверждая, что производство сельскохозяйственной продукции в настоящее время неконкурентоспособно, причинами этого является:1.Слабая инфраструктура рынка сельского хозяйства (так как доля инфраструктурных издержек значительно превышает показатели в других странах).2.Устаревшее оборудование, технологии производства, которые применяются до сих пор в сельском хозяйстве, и приводит к высокой себестоимости и эрозии сельскохозяйственных угодий.3.Низкие цены на зерно внутри страны, и в следствии этого отечественные сельхозпроизводители не дополучают свою прибыль.4.Нехватке квалифицированных кадров и недостаточном образовании в вузахбудущих специалистов (т.к. образовательные стандарты базируются на устаревших знаниях) [1].Для российского агропромышленного комплекса и смежныхс ним отраслей в их нынешнем положении присоединение России к ВТО с ее весьма жесткими требованиями относительно ограничения государственного вмешательства в рыночное хозяйство, в том числе поддержки государством отраслей реального сектора, может нести в себе серьезную угрозу. Так, по подсчетам экспертов, только прямые финансовые потери отрасли могут составить более 1,5 трлн. рублей [3].Помимо вновь принимаемых страной на себя ограничений на прямую поддержку сельского хозяйства, на поддержку агробизнеса через ввозные пошлины и относительно низкие цены на потребляемые ресурсы, основными проблемами здесь будут: сравнительно низкие показатели экономической эффективности производства, производительности труда в нашем АПК, его технологическая отсталость и слабая техническая оснащенность, неразвитость систем страхования и финансовокредитного обеспечения, крайняя неразвитость инфраструктуры агрорынка и неадекватно высокие издержки обращения. Так, при среднем по отрасли уровне износа сельскохозяйственной техники более 70% и низких темпах ее обновления, технологические потребности в ней удовлетворяются лишь на 4045%. Потребности села в средствах химизации и защиты растений и животных от болезней и вредителей сегодня обеспечиваются только на 3040%, в энергетических ресурсах –на 5060%. Даже достижение установленного Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы целевого показателя энергообеспеченности растениеводства –1,68 л.с. на 1 га посевной площади не позволит освоить высокоэффективные инновационные технологии, для которых необходимо около 3 л.с. на 1 га.[3].По показателю энергетической эффективности сельскохозяйственного производства (окупаемость энергетической единицы) на тонну условного топлива, который объективно отражает общий уровень его интенсификации, Россия отстает от других развитых стран в 4 –5 раз[3].Основные опасения в связи со снижением таможеннотарифной защиты связаны с производством мяса всех видов,особенно свинины,и мясопродуктов, сахара, молока и молокопродуктов, масложировой продукции.При вступлении в ВТО планируется снизить ввозную пошлину на живых свиней с 40% до 5%. В результате, прогнозирует Минсельхоз, цены на этих животных в стране снизятся, низкоэффективные предприятия, которые работают с минимальной рентабельностью, окажутся убыточными, а у высокоэффективных и предприятий со средней эффективностью рентабельность уменьшится в два раза. Это приведет к увеличению сроков окупаемости инвестиционных проектов с 8 до 12 лет, стагнации или снижению производства, росту импорта, доля которого может приблизиться к 3545%[3].Как считают в Министерстве сельского хозяйства, для компенсации потерь и сохранения инвестиционной привлекательности свиноводства потребуется в течение пяти лет ежегодно выделять субсидии в размере 10 рублей за 1 кг живого веса. Общий объем субсидий оценивается в 20 млрд. рублей в год. Кроме того, на поддержку первичной переработки потребуется 6 млрд. рублей (эти средства предусмотрены на ближайшие три года).По оценке Минсельхоза России, потери отрасли, занимающейся производством говядины, составят 17 млрд. рублей, а срок окупаемости новых проектов увеличится с 11 до 1415 лет. К этому приведет договоренность о снятии ценового критерия (8 тыс. евро за тонну) при определении высококачественной говядины для США, Канады и Аргентины, не подпадающей под режим тарифного квотирования. Таким образом, появляется канал по неконтролируемому ввозу говядины, резюмирует Минсельхоз и высказывается за выделение в течение минимум 10 лет дополнительных субсидий в размере 17 млрд. рублей в год, также считает необходимым исключить мясо из списка товаров, на которые распространяются преференции при поставках в Российскую Федерацию.Риск для птицеводства видится в том, что, поскольку рынки различных видов мяса взаимосвязаны, то возможное снижениецен на свинину приведет к повышению спроса на нее и падению на мясо птицы. В результате цены могут снизиться от 5 до 7 рублей за 1 кг, что приведет к потерям почти в 22 млрд. рублей. Кроме того, для поддержки этой отрасли необходимо принять комплекс мердля развития экспорта, поскольку уже в 2012 году ресурсы мяса птицы превысят возможное потребление на 140 тыс. тонн. На поддержку птицеводства потребуется 20 млрд. рублей ежегодно[3].Касаясь рисков для рынка сахара, Минсельхоз считает, что согласованныес ВТО импортные пошлины на сахарсырец, соответствуют базисным условиям 2004 года, поэтому при текущей конъюнктуре мирового рынка этот механизм не будет компенсировать резких изменений цен на сахарсырец на мировом рынке и защищать внутренний рынок сахара[2].По сути, действующая плавающая пошлина, которая в зависимости от цен мирового рынка повышалась или снижалась и таким образом защищала производителей свекловичного сахара от импортного сырца, превратится в плоскую на уровне 140 долл. за тонну. Это снизит тарифную защиту отечественных производителей на 25% при неблагоприятной конъюнктуре мирового рынка сахарасырца. По оценке Минсельхоза, отрасли потребуется ежегодно 25 млрд. рублей на субсидирование затрат на гектар посевов сахарной свеклы.На рынке молочной продукции после вступления России в ВТО возможны снижение внутреннего производства и рост импорта, особенно сухого молока, пошлина на ввоз которого будет снижена с 25% до 15%. В частности, производство сухого молока сократится на 38%, импорт вырастет на 60%. Изза снижения таможенных пошлин вырастет ввоз молочных продуктов, что приведет к уменьшению потребности в сыром молоке и, как следствие, к снижению цены. Уже в первый год потери сельхозпроизводителей изза снижения цены на молоко составят 29 млрд. рублей прогнозируют в Минсельхозе. Переработка молока к 2015 году упадет более чем на 2 млн. тонн. Молочной отрасли потребуется 25 млрд. рублей в год на модернизацию животноводческих комплексов, мероприятия по повышению продуктивности скота, поддержку переработки и генетики.Риск для производителей масложировой продукции также состоит в ослаблении защиты внутреннего рынка. Так, снижение импортных пошлин на жиры и маргарин приведет к тому, что с 2013 по 2016 годы российские производители изза сокращения объемов производства и падения цены реализации потеряют 13,9 млрд. рублей. Снижение экспортной пошлины на семена подсолнечника с 20% до 6,5% может привести к ежегодному вывозу до 2,5 млн. тонн сырья. Следствием этого станет сокращение объемов производства подсолнечного масла и уменьшение налоговых поступлений в бюджет на 3,1 млрд. рублей. Для компенсации потерь, поддержания инвестиционной привлекательности масложировой отрасли необходимо выделение в течение как минимум пяти лет субсидий на производство продуктов глубокой переработки растительного масла в размере 3 руб. на 1 кг.[2].Плодородность наших земель в среднем в 2,5 раза ниже, чем в находящихся в более благоприятных климатических условиях странах Европы, Америки, Австралии. Однако эти страны полностью обеспечивают себя продовольствием и проводят интенсивную политику захвата новых рынков, в том числе и внутреннего рынка России, которая закупает за рубежом примерно треть всего продовольствия. Особенно опасной остается ситуация с обеспечением крупных городов, промышленных центров и отдельных регионов, которые наполовину зависят от импортных поставок продовольствия.Анализируя вышесказанное, можно утверждать, что выравнивание условий конкуренции в аграрной сфере после присоединения России к ВТО может поставить большинство наших сельхозтоваропроизводителей в затруднительную ситуацию. Предусмотренный условиями присоединения «переходный период» в этой связи может оказаться объективно малым для решения глобальных задач ускоренной модернизации, повышения эффективности и, соответственно, роста конкурентоспособности нашего сельского хозяйства. В соответствии с этим, по нашему мнению государству необходимо предпринять ряд мер для исправления сложившейся ситуации. Для этого потребуется не только увеличить общий размер бюджетной поддержки (условиями присоединения России к ВТО такое увеличение возможно до 9 млрд .долларов), но и существенно изменить ее механизмы. Так, уровень государственной поддержки аграрного сектора в расчете на гектар в США, Канаде, странах Евросоюза в десятки раз выше, чем в России. Наши будущие партнеры защищают свой продовольственный рынок высокими пошлинами, а Россия будет их снижать. Это означает, что сравнительно чистые российские продукты будут вытеснены ввозимыми дешевыми генетически модифицированными аналогами. Страны, пытавшиеся ограничить ввоз такого продовольствия, были обвинены ВТО в создании запретительных барьеров.Также необходимо будет стимулировать ускоренное развитие рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе. В течение предусмотренного соглашением о присоединении России к ВТО «переходного периода» остро необходимо также адаптировать систему мер государственного регулирования, в том числе технического, и поддержки в агропромышленном комплексе к требованиям этой организации, которые не должны препятствовать свободе торговли, нарушать конкуренцию на рынке и создавать преимущества отдельным субъектам экономической деятельности. В контексте данного видения считаем, что государству необходимо перенять зарубежныйопыт и осуществлять меры поддержки и регулирования. К ним, в частности относятся: государственная поддержка развития сельской транспортной и социальной инфраструктуры, инфраструктуры сбыта произведенной продукции и конкурентного рынка товаров производственного назначения для сельского хозяйства, развития информационноконсультативных и агросервисных служб, стимулирование интеграционных процессов в агросфере и т.д. Предложенные меры могли бы стать весьма ощутимой поддержкой для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в частности, для малого и среднего агробизнеса. Однако работа в этом направлении ведется еще недостаточно активно.Отрицательные последствия присоединения России к ВТО на согласованных условиях наиболее сильно скажутся на аграрном секторев связи с ликвидацией защитных барьеров и снижением его конкурентоспособности. В сложившейся ситуации необходимы государственные рычаги поддержки отечественного сельского хозяйства.Предложения по реализации государственной поддержки сельскохозяйственногопроизводства в условиях членства России в ВТО:1.Увеличить объем государственной поддержки по разделу "Сельское хозяйство" в федеральном бюджете на 2013 год до 270 млрд. рублей.2.Предусмотреть в Федеральном законе "О развитии сельского хозяйства", в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 –2020 годы новые направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства: развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения,обеспечение закладки защитных лесных насаждений и уход за ними.3.Расширить мероприятия по обеспечению обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, включив такую форму, как субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части стоимости приобретенных технических средств и оборудования для сельскохозяйственного производства.4.Рассмотреть возможность создания перерабатывающих и обрабатывающих производств с государственным участием.5.Финансировать из федерального бюджета развитие сети по противоградовой защите земель сельскохозяйственного назначения.6.Развивать научноисследовательские учреждения, институты, лаборатории, центры для разработки и внедрения современных методов ведения сельскохозяйственного производства.7.Предусмотреть в Федеральном законе "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" мероприятия по государственной поддержке данной категории товаропроизводителей в форме субсидий на возмещение затрат по реализации плана улучшения финансового состояния должника.8.Необходимо сформировать специальные подразделения в соответствующих министерствах и ведомствах и организовать подготовку квалифицированных кадров, способных проводить качественные антидемпинговые расследования, отстаивать интересы России в различных торговых спорах и рассмотрении претензий.Таким образом, фундаментальной основой решения проблемы снижения негативных последствий развития сельского хозяйства в рамках ВТО является совершенствование законодательной и нормативноправовой базы, разработка и реализация государственных программ поддержки развития АПК, и инфраструктуры продовольственного рынка, повышения уровня качества жизни населения, эффективная таможенная и налоговая политика.

Ссылка на источники

1. Бездольная Т.Ю., Нестеренко А.В. Необходимость поддержки агробизнеса для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственного производства на мировом рынке // Вестник Институтадружбы народов Кавказа "Теория экономики и управления народным хозяйством". 2012. Т. 2. № 22. С. 107112. 2. Кужаева. А.Т. Особенности рискменеджмента в масложировом подкомплексе АПК (на материалах Ставропольского края): автореферат Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05, 08.00.10 Ставрополь, 20053. Холод Л.И. О мерах государственной поддержки сельского хозяйства в условиях членства в ВТО / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ №14 (457), 2012



Aidinova Anzhelika PhD (Econ.), associate Professor of the chair of Economics of enterprises and businesstechnologies in the agroindustrial complex Stavropol state agrarian University, str. Stavropolaatkmv@rambler.ru

SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL PRODUCTION IN THE CONDITIONS OF WTO MEMBERSHIPAbstract: an Important event in the economy of our country was the entry on August 22, 2012, the year of Russia to the world trade organization. And especially topical subject at the present time is the sustainable development of agriculture in the completely new conditions. In article are considered questions of the state support of agriculture in the «transition period» in the conditions of WTO membership.

Key words: sustainable development, the WTO, agriculture, agroindustrial complex, the stability of the state regulation