Инвестиционный проект, бизнес-план, анализ инвестиционных проектов как этапы стратегического планирования на предприятии
Выпуск:
ART 85236
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Соколов
А.
П.,
Кузнецов
И.
С. Инвестиционный проект, бизнес-план, анализ инвестиционных проектов как этапы стратегического планирования на предприятии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
1176–1180. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85236.htm.
Аннотация. Предприятие как субъект микроуровня подчиняется определенным экономическим принципам планирования и прогнозирования. Наиболее актуальным проведение данных процедур становится на этапе создания предприятия и внедрения инвестиций и инноваций в деятельность. Авторами сделан вывод о том, что бизнес-план инвестиционного проекта в первую очередь должен удовлетворять требованиям того субъекта инвестиционной деятельности, от решения которого зависит дальнейшая судьба проекта.
Текст статьи
Соколов Алексей Павлович,кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа, финансов и налогообложения Академии права и управления ФСИН России, г.Рязаньsrrpj@mail.ru
Кузнецов Иван Сергеевич,курсант 421 учебной группы Академии права и управления ФСИН России, рядовой внутренней службы,г. Рязаньerix69r@gmail.com
Инвестиционный проект, бизнесплан, анализ инвестиционных проектов
как этапы стратегического планирования на предприятии
Аннотация.Предприятие как субъект микроуровня подчиняется тем же экономическим принципам планирования и прогнозирования. Наиболее актуальным проведение данных процедур становится на этапе создания предприятии и внедрение инвестиций и инноваций в деятельность. Авторами сделан вывод о том, что бизнесплан инвестиционного проекта, в первую очередь, должен удовлетворить требованиям того субъекта инвестиционной деятельности, от решения которого зависит дальнейшая судьба проекта.
Ключевые слова:инвестиции, стратегическое планирование, прогнозирование, бизнесплан.
В международной практике план развития предприятия представляется в виде специальным образом оформленного бизнесплана, который, по существу, представляет собой структурированное описание проекта развития предприятия. Если проект связан с привлечением инвестиций, то он носит название “инвестиционного проекта”. Обычно любой новый проект предприятия в той или иной мере связан с привлечением новых инвестиций. В наиболее общем пониманиипроект
этоспециальным образом оформленное предложение об изменении деятельности предприятия, преследующее определенную цель[1.3.5].Проекты принято подразделять на тактические и стратегические. К числу последних обычно относятся проекты, предусматривающие изменение формы собственности (создание арендного предприятия, акционерного общества, частного предприятия, совместного предприятия и т.д.), или кардинальное изменение характера производства (выпуск новой продукции, переход к полностью автоматизированному производству, и т.п.). Тактические проекты обычно связаны с изменением объемов выпускаемой продукции, повышением качества продукции, модернизацией оборудования[1.2.4].Для отечественной практики понятие проекта не является новым. Его отличительное качество прежних времен заключалось в том, что основные направления развития предприятия, как правило, определялись на вышестоящем, по отношению к предприятию, уровне управления экономикой отрасли. В новых экономических условиях предприятие в лице его собственников и высшего состава управления должно само беспокоиться о своей дальнейшей судьбе, решая самостоятельно все стратегические и тактические вопросы. Такая деятельность в области инвестиционного проектирования должна быть специальным образом организована[1.6.8.10].В процессе формирования инвестиционного проекта естественным образом возникает вопрос, способно ли предприятие реализовать эту идею в принципе. Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать состояние отрасли экономики, к которой принадлежит предприятие, и сравнительное положение предприятия в рамках отрасли. Данный анализ и составляет содержание предварительной стадии разработки и анализа инвестиционного проекта. В практике западного проектного анализапринято использовать следующие два критерия:зрелость отрасли (Анализ зрелости отрасли принято производить, относя ее к одному из четырех состояний развития: эмбриональному, растущему, зрелому и стареющему)конкурентоспособность предприятия (его положениена рынке). Данным критерием необходимо установить конкурентоспособность предприятия в рамках отрасли, к которой оно принадлежит. Другими словами, необходимо выяснить сравнительное с другими предприятиями положение данного предприятия на целевом рынке товаров или услуг. Принято использовать шесть основных состояний предприятия: доминирующее, сильное, благоприятное, неустойчивое, слабое, нежизнеспособное[7.9.11].Сопоставляя критерии зрелости отрасли и конкурентной способности предприятия, мы можем представить матрицу жизненных циклов предприятия.Представленная на рис. 1 матрица носит конструктивный характер, устанавливая не только положение предприятия, но и давая принципиальные рекомендации по дальнейшему развитию.
Рис. 1.Матрица наборов жизненных циклов
Конечным результатом предварительной стадии анализа проекта является установление положения конкретного предприятия по указанным критериям, т.е. буквально, какой конкретной “клетке” в матрице рис. 1 принадлежит данное предприятие.Стадия предварительного анализа не должна быть продолжительной по времени, и выводы, которые делаются на предварительном этапе преимущественно, базируются на качественных оценках. Тем не менее, эта стадия необходима, по крайней мере, по следующим двум причинам:при дальнейшем общении со стратегическим инвестором вопросы зрелости отрасли и конкурентного положения предприятия обязательно будут подниматься и к этому необходимо быть готовым заранее,если менеджеры предприятия не позаботятся об этом анализе, то стратегический инвестор сделает это сам и его выводы могут быть не столь благоприятными.Несмотря на разнообразие проектов их анализ обычно следует некоторой общей схеме, которая включает специальные разделы, оценивающие коммерческую, техническую, финансовую, экономическую и институциональную выполнимость проекта. Добропорядочный, с точки зрения стратегического инвестора, проект должен оканчиваться анализом риска. На рис. 2 представлена общая последовательность анализа проекта. Следует отметить, что используемая на схеме резолюция “Проект отклоняется” носит условный характер. Проект действительно должен быть отклонен в своем исходном виде. В то же время проект может быть видоизменен по причине, например, его технической невыполнимости и анализ модифицированного проекта должен начаться с самого начала.
Рис. 2. Общая последовательность анализа проекта
1.Анализ коммерческой выполнимости проектаПринципиально суть маркетингового анализа заключается в ответе на два простых вопроса:Сможем ли мы продать продукт, являющийся результатом реализации проекта?Сможем ли мы получить от этого достаточный объем прибыли, оправдывающий инвестиционный проект?По статистике последних лет степень разорения фирм в странах третьего мира около 80%. Основная причина банкротств недостаточный маркетинг.Базовые вопросы маркетингового анализа состоят в следующем.1.На какой рынок сфокусирован проект? На международный или внутренний?2.Предполагает ли проект баланс между международным и внутренним рынком?3.Если проект нацелен на международный рынок, совпадает ли его цель с принципиальными политическими решениями государства?4.Если проект сфокусирован на внутренний рынок, отвечают ли его цели внутренней государственной политике?5.Если проект несовместим с политикой государства, стоитли его рассматривать дальше?Так как проекты осуществляются при уже существующих рынках, в проекте должна быть приведена их характеристика. Маркетинговый анализ должен также включать анализ потребителей и конкурентов. Анализ потребителей должен определитьпотребительские запросы, потенциальные сегменты рынка и характер процесса покупки. Маркетинговый анализ включает в себя прогнозирование спроса. При разработке инвестиционного проекта необходимо определиться с точностью прогноза, сопоставив ее с издержкамидостижения желаемой точности. Хотя процесс принятия решений осуществляется в условиях неопределенности, правильный прогноз может уменьшить степень этой неопределенности.Сознавая невозможность исчерпать все маркетинговые аспекты инвестиционного проектирования, попытаемся выделить ключевые смысловые разделы маркетинга и дать им краткую характеристику. Полное замыкание всех вопросов маркетинга позволяют сделать четыре следующих блока:анализ рынка, анализ конкурентной среды, разработка маркетингового плана продукта, обеспечение достоверности информации, используемой для предыдущих разделов.Маркетинговый пландолжен быть составной частью проекта. При его разработке маркетолог должен ответить на следующие вопросы:Насколько хорошо разработан продукт?Была ли определена правильная стратегия ценообразования?Была ли определена правильная стратегия продвижения товара на рынок?Обеспечивает ли сбытовая система эффективную связь продавца и покупателя?Объединены ли элементы маркетинговой смеси в единый работающий маркетинговый план?В заключение отметим, что маркетинговый раздел имеет определяющее значение при анализе проектов, так как позволяет получить рыночную информацию, необходимую для оценки жизнеспособности проекта. Очень часто случается, что фирма расходует значительные средства и усилия на осуществление все разрастающихся снабженческих и сбытовых операций только ради того, чтобы никогда не получить ожидаемую выгоду, упущенную изза плохого маркетингового анализа.2. Технический анализЗадачей технического анализа инвестиционного проекта является:определение технологий, наиболее подходящих с точки зрения целей проекта,анализ местных условий, в том числе доступности и стоимости сырья, энергии, рабочей силы,проверка наличия потенциальных возможностей планирования и осуществления проекта.Технический анализ обычно производится группой собственных экспертов предприятия с возможным привлечением узких специалистов. Стандартная процедура технического анализа начинается с анализа собственных существующих технологий. При этом необходимо руководствоваться следующими критериями: (1) технология должна себя хорошо зарекомендовать ранее, то есть быть стандартной, (2) технология не должна быть ориентирована на импортное оборудование и сырье[1.11].3. Финансовый анализДанный раздел инвестиционного проекта является наиболее объемным и трудоемким. Общая схема финансового раздела инвестиционного проекта следует простой последовательности:1.Анализ финансового состояния предприятия в течение трех (лучше пяти) предыдущих лет работы предприятия.2.Анализ финансового состояния предприятия в период подготовки инвестиционного проекта.3.Анализ безубыточности производства основных видов продукции.4.Прогноз прибылей и денежных потоков в процессе реализации инвестиционного проекта.5.Оценка эффективности инвестиционного проекта.Финансовый анализ предыдущей работы предприятия и его текущего положения обычно сводится к расчету и интерпретации основных финансовых коэффициентов, отражающих ликвидность, кредитоспособность, прибыльность предприятия и эффективность его менеджмента. Обычно это не вызывает затруднения. Важно также представить в финансовом разделе основную финансовую отчетность предприятия за ряд предыдущих лет и сравнить основные показатели по годам. Если инвестиционный проект готовится для привлечения западного стратегического инвестора, финансовую отчетность следует преобразовать в западные форматы той страны, из которой предполагается привлечь инвестора.Анализ безубыточности включает в себя систематическую работу по анализу структуры себестоимости изготовления и продажи основных видов продукции и разделение всех издержек на переменные (которые изменяются с изменением объема производства и продаж) и постоянные (которые остаются неизменными при изменении объема производства). Основная цель анализа безубыточности определить точку безубыточности, т.е. объема продаж товара, который соответствует нулевому значению прибыли. Важность анализа безубыточности заключается в сопоставлении реальной или планируемой выручки в процессе реализации инвестиционного проекта с точкой безубыточности и последующей оценки надежности прибыльной деятельности предприятия.Наиболее ответственной частью финансового раздела проекта является собственно его инвестиционная часть, которая включаетопределение инвестиционных потребностей предприятия по проекту,установление (и последующий поиск) источников финансирования инвестиционных потребностей,оценка стоимости капитала, привлеченного для реализации инвестиционного проекта,прогноз прибылей и денежных потоков за счет реализации проекта,оценка показателей эффективности проекта.Наиболее методически сложным является вопрос оценки окупаемости проекта в течение его срока реализации. Объем денежных потоков, которые получаются в результате реализации проекта долженпокрывать величину суммарной инвестиции с учетом принципа “стоимости денег во времени”. Данный принцип гласит: “Доллар сейчас стоит больше, чем доллар полученный через год”, т.е. каждый новый поток денег полученный через год имеет меньшую значимость, чем равный ему по величине денежный поток, полученный на год раньше. В качестве характеристики, измеряющей временную значимость денежных потоков, выступает норма доходности от инвестирования полученных в ходе реализации инвестиционного проекта денежных потоков[1.11].Итак, проект принимается с точки зрения финансовых критериев, если суммарный денежный поток, генерируемый инвестицией, покрывает ее величину с учетом описанного выше финансового феноменаВ процессе оценки окупаемости проекта критичным является вопрос учета инфляции. В самом деле, денежные потоки, развернутые во времени, следует пересчитать в связи с изменением покупательной способности денег. В то же время существует положение, согласно которому конечный вывод об эффективности инвестиционного проекта может быть сделан, игнорируя инфляционный эффект. В одной из глав будет показано, что инфляционное изменение уровня цен не влияет на оценку чистого приведенного к настоящему моменту значения денежных потоков, на базе которых определяется основной показатель эффективности инвестиционного проекта.4.Экономический анализОсновной вопрос финансового анализа: может ли проект увеличить богатство владельцев предприятия (акционеров)? Ответ на этот вопрос, как было показано в предыдущем разделе, можно дать с помощью анализа денежных потоков.Экономический анализ состоит в оценке влияния вклада проекта в увеличении богатства государства (нации).В чем необходимость экономического анализа? Если рынок полностью (идеально) свободный, то никакого экономического анализаделать не надо, так как то, что выгодно владельцам компании, одновременно выгодно всем остальным. Не претендуя на глобальность последующего определения, перечислим основные черты свободного рынка:изобилие покупателей и продавцов;все производственные факторы (труд, капитал, материалы) мобильны;цены свободно устанавливаются исходя из желаний продавца и покупателя;нет барьеров для входа новых компаний в рынок.Такую ситуацию следует признать идеальной даже для передовых западных стран. Реально цены на многие товары искусственно изменяются государством (завышаются или занижаются), и очень редко можно оценить экономический вклад проекта, если известен финансовый. Поэтому для крупных инвестиционных проектов помимо оценки их финансовой эффективности принято анализировать экономическую эффективность и экономическую притягательность(т.е. степень соответствия проекта национально приоритетным задачам).Отметим, чтоэкономический анализ обычно проводится для крупных инвестиционных проектов, которые разрабатываются по заказу правительства и призваны решить какуюлибо национально значимую задачу. Если предприятие разрабатывает инвестиционный проект по своей собственнойинициативе, самостоятельно привлекая инвестора, оно в конечном итоге фокусирует общий интерес проекта на выгодах его участников, главным образом тех физических и юридических лиц, которые предоставили финансовые ресурсы для проекта. И если в число этих лицне входит государство, экономический анализ проекта можно не производить.5. Институциональный анализИнституциональный анализ оценивает возможность успешного выполнения инвестиционного проекта с учетом организационной, правовой, политической и административной обстановки. Этот раздел инвестиционного проекта является не количественным и не финансовым. Его главная задача оценить совокупность внутренних и внешних факторов, сопровождающих инвестиционный проект.Оценка внутренних факторов обычно производитсяпо следующей схеме:1.Анализ возможностей производственного менеджмента. Хорошо известно, что плохой менеджмент в состоянии завалить любой, даже сверххороший проект. Анализируя производственный менеджмент предприятия, необходимо сфокусироваться на следующих вопросах:oопыт и квалификация менеджеров предприятия,oих мотивация в рамках проекта (например в виде доли от прибыли),oсовместимость менеджеров с целями проекта и основными этическими и культурными ценностями проекта.2.Анализ трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы, которые планируется привлечь для реализации проекта должны соответствовать уровню используемых в проекте технологий. Данный вопрос становитсяактуальным в случае использования принципиально новой для предприятия зарубежной или отечественной технологии. Может сложиться ситуация, когда культура производства на предприятии попросту не соответствует разрабатываемому проекту, и тогда необходимо либообучать рабочих, либо нанимать новых.3.Анализ организационной структуры. Данный раздел инвестиционного проекта является наиболее сложным, учитывая практически полное отсутствие опыта на украинских предприятиях в этом вопросе. Принятая на предприятии организационная структура не должна тормозить развитие проекта. Необходимо проанализировать, как происходит на предприятии процесс принятия решений и как осуществляется распределение ответственности за их выполнение. Не исключено, что управление реализацией разрабатываемого инвестиционного проекта следует выделить в отдельную управленческую структуру, перейдя от иерархической к матричной структуре управления в целом по предприятию.6. Анализ рискаСуть анализа риска состоит в следующем. Вне зависимости от качества допущений, будущее всегда несет в себе элемент неопределенности. Большая часть данных, необходимых, например, для финансового анализа (элементы затрат, цены, объем продаж продукции и т. п.) являются неопределенными. В будущем возможны изменения прогноза как в худшую сторону (снижение прибыли), так и в лучшую. Анализрискапредлагает учет всех изменений, как в сторону ухудшения, так и в сторону улучшения.В процессе реализации проекта подвержены изменению следующие элементы: стоимость сырья и комплектующих, стоимость капитальных затрат, стоимость обслуживания, стоимость продаж, цены и так далее. В результате выходной параметр, например прибыль, будет случайным. Риск использует понятие вероятностного распределения и вероятности. Например, риск равен вероятности получить отрицательную прибыль, то есть убыток. Чем более широкий диапазон изменения факторов проекта, тем большему риску подвержен проект.Иногда в процессе анализа риска ограничиваются анализом сценариев, который может быть проведен по следующей схеме.1.Выбирают параметры инвестиционного проекта в наибольшей степени неопределенные.2.Производят анализ эффективности проекта для предельных значений каждого параметра.3.В инвестиционном проекте представляют три сценария:oбазовый,oнаиболее пессимистичный,oнаиболее оптимистичный (необязательно).Стратегический инвестор обычно делает вывод на основе наиболее пессимистичного сценария.В заключение отметим, что окончательно инвестиционный проект оформляется в виде бизнесплана. В этом бизнесплане, как правило,отражаются все перечисленные выше вопросы. В то же время, структура бизнесплана не предполагает повторение разделов настоящей статьи. Более того, следует однозначно уяснить, что нет строгих стандартов бизнес планирования, которым надлежит следовать “во всех случаях жизни”. Бизнесплан инвестиционного проекта, в первую очередь, должен удовлетворить требованиям того субъекта инвестиционной деятельности, от решения которого зависит дальнейшая судьба проекта.Ссылки на источники1.СавчукВ.П. Оценкаэффективностиинвестиционныхпроектов: Учебник. –М.: Изд. «Лори», 2002.2.Соколов А.П. Анализ социальноэкономической региональной системы на примере Вологодской области / Л. П. Васильева, А. П. Соколов // Экономика и предпринимательство. –2013. №2 С. 121125. 0,6 п.л. (личный вклад автора 0,3 п.л.)3.Соколов А.П. Инструментарий индикативного планирования региональных социальноэкономических систем / А.П. Соколов // Теория и практика общественного развития. –2013. №1 С. 319322. 0,5 п.л. 4.Соколов А.П. Зарубежный схемы инновационного развития АПК / А. П. Соколов // Экономика и предпринимательство. –2014. №9 С. 437439. 0,4 п.л.5.Соколов А.П. Опыт государственночастного партнерства / А. П. Соколов // Естественные и технические науки. –2014. № 910 С. 242243. 0,19 п.л.6.Соколов А. П. Индикативные показатели эффективности сельских домохозяйств региона: Вологодская область / А. П. Соколов, В. В. Прудников // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. –2014. № 5 С. 9698. –0,25 п.л. (личный вклад автора –0,13 п.л.)7.Соколов А. П. Индикаторы показатели эффективности реализации региональных программ АПК Вологодской области / А. П. Соколов, Е. В. Пономарева // Финансовая экономика. –2014. № 4 С. 2022. –0,25п.л. (личный вклад автора –0,13 п.л.)
8.Соколов А. П. Проблематика теоретической разработки стратегического управления социальным потенциалом АПК / А. П. Соколов, Н. В. Воронина // Сегодня и завтра российской экономики. –2014. № 4 С. 8284. –0,24 п.л. (личный вклад автора –0,12 п. л.). 9.Соколов А. П. Основные направления государственной поддержки производственного сектора УИС / А. П. Соколов, Е. В. Пономарева // Сегодня и завтра российской экономики. –2014. № 4 С. 3740. –0,32 п.л. (личный вклад автора –0,16 п.л.)10.Соколов А. П. Европейский Север России: инструменты модернизации экономики / А. П. Соколов // Вестник Университета (Государственный университет управления). –2014. № 20 С. 153158. –0,75 п.л. 11.Соколов А. П. Управление социальноэкономическим развитием региона: сценарноиндикативное прогнозирование и планирование: монография / А. П. Соколов, Л. П. Васильева; под общ. ред. Ю. А. Дмитриева. –Вологда: ВИБ, 2013. –с. 170. 10,6 п.л. (личный вклад автора 5,3 п.л.)
Кузнецов Иван Сергеевич,курсант 421 учебной группы Академии права и управления ФСИН России, рядовой внутренней службы,г. Рязаньerix69r@gmail.com
Инвестиционный проект, бизнесплан, анализ инвестиционных проектов
как этапы стратегического планирования на предприятии
Аннотация.Предприятие как субъект микроуровня подчиняется тем же экономическим принципам планирования и прогнозирования. Наиболее актуальным проведение данных процедур становится на этапе создания предприятии и внедрение инвестиций и инноваций в деятельность. Авторами сделан вывод о том, что бизнесплан инвестиционного проекта, в первую очередь, должен удовлетворить требованиям того субъекта инвестиционной деятельности, от решения которого зависит дальнейшая судьба проекта.
Ключевые слова:инвестиции, стратегическое планирование, прогнозирование, бизнесплан.
В международной практике план развития предприятия представляется в виде специальным образом оформленного бизнесплана, который, по существу, представляет собой структурированное описание проекта развития предприятия. Если проект связан с привлечением инвестиций, то он носит название “инвестиционного проекта”. Обычно любой новый проект предприятия в той или иной мере связан с привлечением новых инвестиций. В наиболее общем пониманиипроект
этоспециальным образом оформленное предложение об изменении деятельности предприятия, преследующее определенную цель[1.3.5].Проекты принято подразделять на тактические и стратегические. К числу последних обычно относятся проекты, предусматривающие изменение формы собственности (создание арендного предприятия, акционерного общества, частного предприятия, совместного предприятия и т.д.), или кардинальное изменение характера производства (выпуск новой продукции, переход к полностью автоматизированному производству, и т.п.). Тактические проекты обычно связаны с изменением объемов выпускаемой продукции, повышением качества продукции, модернизацией оборудования[1.2.4].Для отечественной практики понятие проекта не является новым. Его отличительное качество прежних времен заключалось в том, что основные направления развития предприятия, как правило, определялись на вышестоящем, по отношению к предприятию, уровне управления экономикой отрасли. В новых экономических условиях предприятие в лице его собственников и высшего состава управления должно само беспокоиться о своей дальнейшей судьбе, решая самостоятельно все стратегические и тактические вопросы. Такая деятельность в области инвестиционного проектирования должна быть специальным образом организована[1.6.8.10].В процессе формирования инвестиционного проекта естественным образом возникает вопрос, способно ли предприятие реализовать эту идею в принципе. Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать состояние отрасли экономики, к которой принадлежит предприятие, и сравнительное положение предприятия в рамках отрасли. Данный анализ и составляет содержание предварительной стадии разработки и анализа инвестиционного проекта. В практике западного проектного анализапринято использовать следующие два критерия:зрелость отрасли (Анализ зрелости отрасли принято производить, относя ее к одному из четырех состояний развития: эмбриональному, растущему, зрелому и стареющему)конкурентоспособность предприятия (его положениена рынке). Данным критерием необходимо установить конкурентоспособность предприятия в рамках отрасли, к которой оно принадлежит. Другими словами, необходимо выяснить сравнительное с другими предприятиями положение данного предприятия на целевом рынке товаров или услуг. Принято использовать шесть основных состояний предприятия: доминирующее, сильное, благоприятное, неустойчивое, слабое, нежизнеспособное[7.9.11].Сопоставляя критерии зрелости отрасли и конкурентной способности предприятия, мы можем представить матрицу жизненных циклов предприятия.Представленная на рис. 1 матрица носит конструктивный характер, устанавливая не только положение предприятия, но и давая принципиальные рекомендации по дальнейшему развитию.
Рис. 1.Матрица наборов жизненных циклов
Конечным результатом предварительной стадии анализа проекта является установление положения конкретного предприятия по указанным критериям, т.е. буквально, какой конкретной “клетке” в матрице рис. 1 принадлежит данное предприятие.Стадия предварительного анализа не должна быть продолжительной по времени, и выводы, которые делаются на предварительном этапе преимущественно, базируются на качественных оценках. Тем не менее, эта стадия необходима, по крайней мере, по следующим двум причинам:при дальнейшем общении со стратегическим инвестором вопросы зрелости отрасли и конкурентного положения предприятия обязательно будут подниматься и к этому необходимо быть готовым заранее,если менеджеры предприятия не позаботятся об этом анализе, то стратегический инвестор сделает это сам и его выводы могут быть не столь благоприятными.Несмотря на разнообразие проектов их анализ обычно следует некоторой общей схеме, которая включает специальные разделы, оценивающие коммерческую, техническую, финансовую, экономическую и институциональную выполнимость проекта. Добропорядочный, с точки зрения стратегического инвестора, проект должен оканчиваться анализом риска. На рис. 2 представлена общая последовательность анализа проекта. Следует отметить, что используемая на схеме резолюция “Проект отклоняется” носит условный характер. Проект действительно должен быть отклонен в своем исходном виде. В то же время проект может быть видоизменен по причине, например, его технической невыполнимости и анализ модифицированного проекта должен начаться с самого начала.
Рис. 2. Общая последовательность анализа проекта
1.Анализ коммерческой выполнимости проектаПринципиально суть маркетингового анализа заключается в ответе на два простых вопроса:Сможем ли мы продать продукт, являющийся результатом реализации проекта?Сможем ли мы получить от этого достаточный объем прибыли, оправдывающий инвестиционный проект?По статистике последних лет степень разорения фирм в странах третьего мира около 80%. Основная причина банкротств недостаточный маркетинг.Базовые вопросы маркетингового анализа состоят в следующем.1.На какой рынок сфокусирован проект? На международный или внутренний?2.Предполагает ли проект баланс между международным и внутренним рынком?3.Если проект нацелен на международный рынок, совпадает ли его цель с принципиальными политическими решениями государства?4.Если проект сфокусирован на внутренний рынок, отвечают ли его цели внутренней государственной политике?5.Если проект несовместим с политикой государства, стоитли его рассматривать дальше?Так как проекты осуществляются при уже существующих рынках, в проекте должна быть приведена их характеристика. Маркетинговый анализ должен также включать анализ потребителей и конкурентов. Анализ потребителей должен определитьпотребительские запросы, потенциальные сегменты рынка и характер процесса покупки. Маркетинговый анализ включает в себя прогнозирование спроса. При разработке инвестиционного проекта необходимо определиться с точностью прогноза, сопоставив ее с издержкамидостижения желаемой точности. Хотя процесс принятия решений осуществляется в условиях неопределенности, правильный прогноз может уменьшить степень этой неопределенности.Сознавая невозможность исчерпать все маркетинговые аспекты инвестиционного проектирования, попытаемся выделить ключевые смысловые разделы маркетинга и дать им краткую характеристику. Полное замыкание всех вопросов маркетинга позволяют сделать четыре следующих блока:анализ рынка, анализ конкурентной среды, разработка маркетингового плана продукта, обеспечение достоверности информации, используемой для предыдущих разделов.Маркетинговый пландолжен быть составной частью проекта. При его разработке маркетолог должен ответить на следующие вопросы:Насколько хорошо разработан продукт?Была ли определена правильная стратегия ценообразования?Была ли определена правильная стратегия продвижения товара на рынок?Обеспечивает ли сбытовая система эффективную связь продавца и покупателя?Объединены ли элементы маркетинговой смеси в единый работающий маркетинговый план?В заключение отметим, что маркетинговый раздел имеет определяющее значение при анализе проектов, так как позволяет получить рыночную информацию, необходимую для оценки жизнеспособности проекта. Очень часто случается, что фирма расходует значительные средства и усилия на осуществление все разрастающихся снабженческих и сбытовых операций только ради того, чтобы никогда не получить ожидаемую выгоду, упущенную изза плохого маркетингового анализа.2. Технический анализЗадачей технического анализа инвестиционного проекта является:определение технологий, наиболее подходящих с точки зрения целей проекта,анализ местных условий, в том числе доступности и стоимости сырья, энергии, рабочей силы,проверка наличия потенциальных возможностей планирования и осуществления проекта.Технический анализ обычно производится группой собственных экспертов предприятия с возможным привлечением узких специалистов. Стандартная процедура технического анализа начинается с анализа собственных существующих технологий. При этом необходимо руководствоваться следующими критериями: (1) технология должна себя хорошо зарекомендовать ранее, то есть быть стандартной, (2) технология не должна быть ориентирована на импортное оборудование и сырье[1.11].3. Финансовый анализДанный раздел инвестиционного проекта является наиболее объемным и трудоемким. Общая схема финансового раздела инвестиционного проекта следует простой последовательности:1.Анализ финансового состояния предприятия в течение трех (лучше пяти) предыдущих лет работы предприятия.2.Анализ финансового состояния предприятия в период подготовки инвестиционного проекта.3.Анализ безубыточности производства основных видов продукции.4.Прогноз прибылей и денежных потоков в процессе реализации инвестиционного проекта.5.Оценка эффективности инвестиционного проекта.Финансовый анализ предыдущей работы предприятия и его текущего положения обычно сводится к расчету и интерпретации основных финансовых коэффициентов, отражающих ликвидность, кредитоспособность, прибыльность предприятия и эффективность его менеджмента. Обычно это не вызывает затруднения. Важно также представить в финансовом разделе основную финансовую отчетность предприятия за ряд предыдущих лет и сравнить основные показатели по годам. Если инвестиционный проект готовится для привлечения западного стратегического инвестора, финансовую отчетность следует преобразовать в западные форматы той страны, из которой предполагается привлечь инвестора.Анализ безубыточности включает в себя систематическую работу по анализу структуры себестоимости изготовления и продажи основных видов продукции и разделение всех издержек на переменные (которые изменяются с изменением объема производства и продаж) и постоянные (которые остаются неизменными при изменении объема производства). Основная цель анализа безубыточности определить точку безубыточности, т.е. объема продаж товара, который соответствует нулевому значению прибыли. Важность анализа безубыточности заключается в сопоставлении реальной или планируемой выручки в процессе реализации инвестиционного проекта с точкой безубыточности и последующей оценки надежности прибыльной деятельности предприятия.Наиболее ответственной частью финансового раздела проекта является собственно его инвестиционная часть, которая включаетопределение инвестиционных потребностей предприятия по проекту,установление (и последующий поиск) источников финансирования инвестиционных потребностей,оценка стоимости капитала, привлеченного для реализации инвестиционного проекта,прогноз прибылей и денежных потоков за счет реализации проекта,оценка показателей эффективности проекта.Наиболее методически сложным является вопрос оценки окупаемости проекта в течение его срока реализации. Объем денежных потоков, которые получаются в результате реализации проекта долженпокрывать величину суммарной инвестиции с учетом принципа “стоимости денег во времени”. Данный принцип гласит: “Доллар сейчас стоит больше, чем доллар полученный через год”, т.е. каждый новый поток денег полученный через год имеет меньшую значимость, чем равный ему по величине денежный поток, полученный на год раньше. В качестве характеристики, измеряющей временную значимость денежных потоков, выступает норма доходности от инвестирования полученных в ходе реализации инвестиционного проекта денежных потоков[1.11].Итак, проект принимается с точки зрения финансовых критериев, если суммарный денежный поток, генерируемый инвестицией, покрывает ее величину с учетом описанного выше финансового феноменаВ процессе оценки окупаемости проекта критичным является вопрос учета инфляции. В самом деле, денежные потоки, развернутые во времени, следует пересчитать в связи с изменением покупательной способности денег. В то же время существует положение, согласно которому конечный вывод об эффективности инвестиционного проекта может быть сделан, игнорируя инфляционный эффект. В одной из глав будет показано, что инфляционное изменение уровня цен не влияет на оценку чистого приведенного к настоящему моменту значения денежных потоков, на базе которых определяется основной показатель эффективности инвестиционного проекта.4.Экономический анализОсновной вопрос финансового анализа: может ли проект увеличить богатство владельцев предприятия (акционеров)? Ответ на этот вопрос, как было показано в предыдущем разделе, можно дать с помощью анализа денежных потоков.Экономический анализ состоит в оценке влияния вклада проекта в увеличении богатства государства (нации).В чем необходимость экономического анализа? Если рынок полностью (идеально) свободный, то никакого экономического анализаделать не надо, так как то, что выгодно владельцам компании, одновременно выгодно всем остальным. Не претендуя на глобальность последующего определения, перечислим основные черты свободного рынка:изобилие покупателей и продавцов;все производственные факторы (труд, капитал, материалы) мобильны;цены свободно устанавливаются исходя из желаний продавца и покупателя;нет барьеров для входа новых компаний в рынок.Такую ситуацию следует признать идеальной даже для передовых западных стран. Реально цены на многие товары искусственно изменяются государством (завышаются или занижаются), и очень редко можно оценить экономический вклад проекта, если известен финансовый. Поэтому для крупных инвестиционных проектов помимо оценки их финансовой эффективности принято анализировать экономическую эффективность и экономическую притягательность(т.е. степень соответствия проекта национально приоритетным задачам).Отметим, чтоэкономический анализ обычно проводится для крупных инвестиционных проектов, которые разрабатываются по заказу правительства и призваны решить какуюлибо национально значимую задачу. Если предприятие разрабатывает инвестиционный проект по своей собственнойинициативе, самостоятельно привлекая инвестора, оно в конечном итоге фокусирует общий интерес проекта на выгодах его участников, главным образом тех физических и юридических лиц, которые предоставили финансовые ресурсы для проекта. И если в число этих лицне входит государство, экономический анализ проекта можно не производить.5. Институциональный анализИнституциональный анализ оценивает возможность успешного выполнения инвестиционного проекта с учетом организационной, правовой, политической и административной обстановки. Этот раздел инвестиционного проекта является не количественным и не финансовым. Его главная задача оценить совокупность внутренних и внешних факторов, сопровождающих инвестиционный проект.Оценка внутренних факторов обычно производитсяпо следующей схеме:1.Анализ возможностей производственного менеджмента. Хорошо известно, что плохой менеджмент в состоянии завалить любой, даже сверххороший проект. Анализируя производственный менеджмент предприятия, необходимо сфокусироваться на следующих вопросах:oопыт и квалификация менеджеров предприятия,oих мотивация в рамках проекта (например в виде доли от прибыли),oсовместимость менеджеров с целями проекта и основными этическими и культурными ценностями проекта.2.Анализ трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы, которые планируется привлечь для реализации проекта должны соответствовать уровню используемых в проекте технологий. Данный вопрос становитсяактуальным в случае использования принципиально новой для предприятия зарубежной или отечественной технологии. Может сложиться ситуация, когда культура производства на предприятии попросту не соответствует разрабатываемому проекту, и тогда необходимо либообучать рабочих, либо нанимать новых.3.Анализ организационной структуры. Данный раздел инвестиционного проекта является наиболее сложным, учитывая практически полное отсутствие опыта на украинских предприятиях в этом вопросе. Принятая на предприятии организационная структура не должна тормозить развитие проекта. Необходимо проанализировать, как происходит на предприятии процесс принятия решений и как осуществляется распределение ответственности за их выполнение. Не исключено, что управление реализацией разрабатываемого инвестиционного проекта следует выделить в отдельную управленческую структуру, перейдя от иерархической к матричной структуре управления в целом по предприятию.6. Анализ рискаСуть анализа риска состоит в следующем. Вне зависимости от качества допущений, будущее всегда несет в себе элемент неопределенности. Большая часть данных, необходимых, например, для финансового анализа (элементы затрат, цены, объем продаж продукции и т. п.) являются неопределенными. В будущем возможны изменения прогноза как в худшую сторону (снижение прибыли), так и в лучшую. Анализрискапредлагает учет всех изменений, как в сторону ухудшения, так и в сторону улучшения.В процессе реализации проекта подвержены изменению следующие элементы: стоимость сырья и комплектующих, стоимость капитальных затрат, стоимость обслуживания, стоимость продаж, цены и так далее. В результате выходной параметр, например прибыль, будет случайным. Риск использует понятие вероятностного распределения и вероятности. Например, риск равен вероятности получить отрицательную прибыль, то есть убыток. Чем более широкий диапазон изменения факторов проекта, тем большему риску подвержен проект.Иногда в процессе анализа риска ограничиваются анализом сценариев, который может быть проведен по следующей схеме.1.Выбирают параметры инвестиционного проекта в наибольшей степени неопределенные.2.Производят анализ эффективности проекта для предельных значений каждого параметра.3.В инвестиционном проекте представляют три сценария:oбазовый,oнаиболее пессимистичный,oнаиболее оптимистичный (необязательно).Стратегический инвестор обычно делает вывод на основе наиболее пессимистичного сценария.В заключение отметим, что окончательно инвестиционный проект оформляется в виде бизнесплана. В этом бизнесплане, как правило,отражаются все перечисленные выше вопросы. В то же время, структура бизнесплана не предполагает повторение разделов настоящей статьи. Более того, следует однозначно уяснить, что нет строгих стандартов бизнес планирования, которым надлежит следовать “во всех случаях жизни”. Бизнесплан инвестиционного проекта, в первую очередь, должен удовлетворить требованиям того субъекта инвестиционной деятельности, от решения которого зависит дальнейшая судьба проекта.Ссылки на источники1.СавчукВ.П. Оценкаэффективностиинвестиционныхпроектов: Учебник. –М.: Изд. «Лори», 2002.2.Соколов А.П. Анализ социальноэкономической региональной системы на примере Вологодской области / Л. П. Васильева, А. П. Соколов // Экономика и предпринимательство. –2013. №2 С. 121125. 0,6 п.л. (личный вклад автора 0,3 п.л.)3.Соколов А.П. Инструментарий индикативного планирования региональных социальноэкономических систем / А.П. Соколов // Теория и практика общественного развития. –2013. №1 С. 319322. 0,5 п.л. 4.Соколов А.П. Зарубежный схемы инновационного развития АПК / А. П. Соколов // Экономика и предпринимательство. –2014. №9 С. 437439. 0,4 п.л.5.Соколов А.П. Опыт государственночастного партнерства / А. П. Соколов // Естественные и технические науки. –2014. № 910 С. 242243. 0,19 п.л.6.Соколов А. П. Индикативные показатели эффективности сельских домохозяйств региона: Вологодская область / А. П. Соколов, В. В. Прудников // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. –2014. № 5 С. 9698. –0,25 п.л. (личный вклад автора –0,13 п.л.)7.Соколов А. П. Индикаторы показатели эффективности реализации региональных программ АПК Вологодской области / А. П. Соколов, Е. В. Пономарева // Финансовая экономика. –2014. № 4 С. 2022. –0,25п.л. (личный вклад автора –0,13 п.л.)
8.Соколов А. П. Проблематика теоретической разработки стратегического управления социальным потенциалом АПК / А. П. Соколов, Н. В. Воронина // Сегодня и завтра российской экономики. –2014. № 4 С. 8284. –0,24 п.л. (личный вклад автора –0,12 п. л.). 9.Соколов А. П. Основные направления государственной поддержки производственного сектора УИС / А. П. Соколов, Е. В. Пономарева // Сегодня и завтра российской экономики. –2014. № 4 С. 3740. –0,32 п.л. (личный вклад автора –0,16 п.л.)10.Соколов А. П. Европейский Север России: инструменты модернизации экономики / А. П. Соколов // Вестник Университета (Государственный университет управления). –2014. № 20 С. 153158. –0,75 п.л. 11.Соколов А. П. Управление социальноэкономическим развитием региона: сценарноиндикативное прогнозирование и планирование: монография / А. П. Соколов, Л. П. Васильева; под общ. ред. Ю. А. Дмитриева. –Вологда: ВИБ, 2013. –с. 170. 10,6 п.л. (личный вклад автора 5,3 п.л.)