Организация и проведение недели профориентации в образовательных организациях разных типов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Долженко М. Л. Организация и проведение недели профориентации в образовательных организациях разных типов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1216–1220. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85244.htm.
Аннотация. Представлен опыт центра профориентации и постинтернатного сопровождения по проведению мероприятий в области профориентации в образовательных организациях разных типов, рассматривается алгоритм организации и проведения профориентационного мероприятия в образовательной организации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ДолженкоМаргарита Леонидовна,Методист, ГОУ «КРИРПО», г.Кемеровоmargo_belovo@mail.ru Организация и проведениеНеделипрофориентации

в образовательныхорганизацияхразныхтипов

Аннотация.Представлен опыт центра профориентации и постинтернатногосопровождения по проведению мероприятий в области профориентациивобразовательныхорганизацияхразных типов, рассматривается алгоритм организации и проведения профориентационногомероприятия в образовательной организации.Ключевые слова:профессиональноесамоопределение,образовательнаяорганизация,алгоритмпрофориентационногомероприятия.

Профессиональное самоопределение процесс принятия личностьюрешения о выборе будущей трудовой деятельности кем стать, к какойсоциальной группе принадлежать. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя, вконечном счёте, многие стороны жизни. Выпускникиобразовательных организаций осознают, что быть успешным человеком и квалифицированным специалистомсможет тот, кто имеетхорошую профессиональную подготовку иможет адаптироваться в меняющихся условияхжизни.Во многом это зависит от того, насколько правильно в профессиональном плане они сориентированы. Процесспрофориентационнойработы собучающимися регламентирует ФЗ от 29.12.12 г. №273ФЗ«Об образовании в Российской Федерации» [1], Федеральный государственный образовательный стандарт основного общегообразования от 17.12.2010 г. №1897.В стандарте отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы [2].

Мы разделяем мнениеЕ.Ю. Пряжниковой, что «сегодня, в первую очередь, необходимо выстроить цельную, единую программу организационнопедагогического сопровождения профессионального и личностного самоопределения молодых людей. Где ведущее место должно быть отведено блоку информационнопросветительской работы. Нужно привлекать к сотрудничеству различные государственные ведомства, конкретные организации и предприятия, чтобы получать актуальные сведения о тенденциях на рынке труда и давать эту информацию школьникам, при этом не только просвещать, но и предоставлять возможность пробовать себя в различных видах будущей профессиональной деятельности»[3].

Так, в ноябре2014г. в образовательных организациях разного типа Беловского городского округа в соответствии с Региональным планом мероприятий по профориентации обучающихся на 20132015г.г. прошла Неделя профориентации «Профессиональный компас».Цель проведения Недели профориентации: содействие профильному и профессиональному самоопределению воспитанников и обучающихся образовательных организаций разного типа. В ходе проведения недели решались следующие задачи:

расширить представления обучающихсяо мире профессий и их особенностях;

оказать помощь обучающимсяв оценке своих способностей и возможностей в выборе сферы профессиональной деятельности;

воспитывать у обучающихся и воспитанников чувство ответственности за свой профессиональный выбор;

знакомить родителей и обучающихся с вопросами самоопределения и дальнейшего профессионального обучения;

информировать обучающихся и родителей о ситуации на рынках труда и образовательных услуг региона;

формировать у специалистов, ответственных за профориентацию, профессиональные компетенции в области организации и проведения профориентационных мероприятий для обучающихся и их родителей, воспитанников, оказания педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессионального развития.Особенностью организации и проведения Недели профориентации является активное участие в ней образовательных организаций разного типа: общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, а также организации для детейсирот и детей, оставшихсябез попечения родителей, школыинтернаты, организации высшего образования, организации дополнительного образования детей и д.р.Губернаторские образовательные организацииприглашают на Дни открытых дверей детей из неполных семей, детейсирот и других детей, нуждающихся в поддержке государства.В рамках проведениянеделиобучающиеся получают информацию о содержании, условиях, организации труда и обучения конкретной профессии, оплате труда,требованиях к организму и личности человека, возможностях профессиональноквалификационного и должностного роста, планирование карьеры, информациюо текущем и перспективном кадровом спросе. При проведении таких мероприятий основное внимание следует уделять информации о профессиях, востребованных в регионе, муниципалитете.

Для популяризациирабочих профессий и привлечения внимания обучающихсяобразовательных организаций разного типа к выборуспециальностей данного профиля в Беловском городском округе проводитсядля обучающихся 8–11 классов, которые ориентированы на поступление в губернаторские школы, в профессиональныеобразовательные организациипрофориентационное мероприятие подназванием «Фестиваль рабочихпрофессий». Целью которого является повышение престижа рабочих профессий и формирование позитивного имиджа человека труда;информирование старшеклассников о рынкерабочих профессий, о профессиональных образовательныхорганизациях,о профессионально важных качествах рабочего.В ходе проведения Фестиваля были задействованы общеобразовательные образовательные организации, профессиональныеобразовательныеорганизации,а также детские дома, школыинтернаты, организации дополнительного образования детей.При организации и проведенииНеделипрофориентациинеобходимо активное межведомственное взаимодействие с промышленными предприятиями,строительными компаниями, угольными разрезами, шахтами, общественными организациями, профессиональными образовательными организациями и другими службами. В мероприятияхнедели приняли активное участие социальные партнёры 89 организаций и предприятий.

Среди них: ГКУ «Центр занятости населения города Белово», предприятия компании ОАО «УК «Кузбассразрезуголь»,ЦЭММ п.Грамотеино,ООО «ШахтаЧертинскаяЮжная», Компания ОАО разрез «Шестаки», Беловская ГРЭС ОАО«Кузбассэнерго»,ОАОПрокопьевскаяКондитерскаяфабрика,ООО «Беловское рыбное хозяйство», ООО Автобаза «Инская», ОАО «Белон», ООО «Исток», ООО «Анюта», строительная компания ООО «Монолит».

В период проведения Недели профориентации для того чтобы профессиональный выбор был наиболее оптимальным, важно обучающимся дать представление о разных типах профессий в сферах: человек, техника, знаковая система, природа, художественный образ. В этом существенную роль играетпроведениепрофориентационногомероприятия в образовательных организациях, объединённых подобщим названием

единый областной День профориентации. Единый областной День профориентации проводится в целях совершенствования организации работы, повышения качества проведения профессиональной ориентации среди обучающихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций и выполнения поручения Правительства Российской Федерации от 26.07.2011 №АЖП85284 в соответствии с планом профориентационных мероприятий на 2014 год (утверждён распоряжением Губернатора Кемеровской области 26.11.2013г. № 78рг).

Цель проведенияединого областного Дня профориентации:развитие системы профессиональной ориентации в образовательных организациях различных типовКемеровской области.

В ходе проведения единого дня решаются следующиезадачи:

развитие профессиональных компетенций педагогических работников образовательных организаций в области разработки и реализации профориентационных информационных мероприятий;

информирование обучающихся о специальностях и профессиях, востребованных в регионе, муниципалитете;

повышениепрестижа рабочих профессий.Категорииграждан, привлекаемых к участию в едином Дне профориентации: педагогические работники, ответственные за профессиональную ориентацию в образовательных организациях;обучающиеся общеобразовательных организаций; студенты профессиональных образовательных организаций; детисироты и выпускники детских домов; подростки, состоящие на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних;социальные партнеры. В ходе проведенияединого Дня профориентации используются современные формы профинформирования с учётом востребованности профессий и специальностей.В Беловском городском округе прошли единые Дни профориентации на тему «Я и моя профессия», «Я в крае шахтёрском живу», «Профессиональная карьера и здоровье» и др.Приглашение специалистов различных служб для выступления с полезной информацией для обучающихся при проведении мероприятий обязательно. Представитель службы занятости населения информирует присутствующих о востребованностиспециалистов на рынке труда,ситуации трудоустройства молодых специалистов в Кузбассе, имеющих профессии разногопрофиля.Выступление специалистовотдела кадровпромышленных предприятий, угольных предприятий, строительных компаний, швейных фабрикнацеливает обучающихся науровень подготовки молодых специалистов по выбранной профессии в профессиональной образовательной организации.Работодателизнакомят старшеклассников с требованиями, предъявляемыми к молодому специалисту ужеполучившему профессию.

Юрист рассказываетвыпускникам о правовых аспектах трудоустройства молодого специалиста. Психолог отрабатывает путисамопрезентациисоискателя работына рынке труда муниципалитета, региона в целом. Такие мероприятия помогают личностному и профессиональному самоопределению старшеклассников. МероприятияНеделипрофориентациипроходят в соответствии с общим алгоритмом разработанного нами профориентационного мероприятия [4]. Ответственным специалистам за организацию и проведение профориентации в образовательных организациях разного типа (директора, заместители директоров по УВР, заместители директоров по ВР,заместители директоров по УР,социальные педагоги, педагогипсихологи преподаватели и др.) была представлена теоретическая информация по структуре профориентационногомероприятия, рассмотрены понятия «алгоритм профориентационного мероприятия» и «этап профориентационного мероприятия». Для ознакомления с применением алгоритма в профориентационной игре педагогам были предложены игровые задания профориентационной игры «Найди себя в мире профессий» [5]. Педагогиотметили универсальность алгоритмапрофориентационного мероприятия, включающего следующие этапы:

Iэтап. Подготовительный(подготовка к мероприятию). Он включаетпланирование мероприятия, написание сценария, заключение договоров, соглашений, подготовку ведущих, подбор реквизита, оформление помещения, разработку анкет, согласование выступлений, решение организационных вопросов и др.IIэтап. Основной(проведение мероприятия). Этот этап состоит из трех частей.

1 часть. Вводная. Состоит из организационного момента, постановки цели, задач, мотивации обучающихся, инструктажа (при необходимости). 2 часть. Основная.Её наполнение зависит от формы мероприятия. Это может быть игра, выступления агитбригад, выполнение проекта, дискуссия и др.3 часть. Подведение итогов. Подведение итогов является логическим завершениемосновной части. В этой части проводится рефлексия, награждения, дается информация о домашнем задании и др. IIIэтап. Заключительный(анализ мероприятия).Проходит после завершения мероприятия.На данном этапе проходит обработка анкет обратной связи; анализ мероприятия; подготовка справок, отчётов; представление итогов на планерке, педсовете, сайте образовательной организации; выполнение обучающимися «домашних заданий»; написание статей, методических рекомендаций; внесение корректировки в план дальнейшей работы и др.

Нужно отметить, что вБеловском городскомокруге наиболее востребованными оказались следующие формы работы с обучающимися: индивидуальные консультации со специалистами, диагностика профессиональныхнамерений старшеклассников,тренинговые занятия, круглые столы, виртуальные экскурсии, информационные часы со специалистами ГКУ «Центр занятости населения»,Дни открытых дверейв профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, производственные экскурсии на предприятия; конференции; классные и информационные часы; кинолектории, беседы; встречи с людьми интересных профессий, выпускниками образовательных организаций; деловые, ролевые профориентационные игры; конкурсы рисунков, плакатов; фотовыставки, разработки творческих проектов,оформлены выставки, информационные стенды; тематические родительские собрания; семинары, тематические консультации для специалистов, ответственных за профориентацию.Участниками Недели профориентации Беловского городского округа стали 9179 человек, в том числе педагоги ОО303 человека, обучающиеся ОО 111 классов 7009 человек, студенты ПОО 14 курс212 человек, родители1923 человека.

Многим присутствующим подросткам, планирующим получить профессиюучастие в Недели профориентации помогло утвердиться в правильности выбора благодаря информации преподавателей об особенностях организации учебной и досуговой деятельностей, перспективах поступления. Как показало анкетирование, проведённое мероприятие школьники высоко оценили по критериям полезность и информативность проведенных встреч (более 98 % респондентов). Педагоги оценили не только пользу профориентационного мероприятияв аспекте формирования профессионального самоопределения обучающихся, но и то, что информация была представлена интересно, с учётом возрастных особенностей участников. Представители отметили, что у ребят есть живой

интерес к получению профессии.

Такимобразом, участники Недели отметили, что подобныеформы работы являются эффективными, и необходимо включать в систему профориентации, как на уровнеобразовательной организации, так и на уровне городского округа.Полученные результаты анкетирования участников Недели позволяют сделать вывод об её результативности:

положительная динамика по уровню информированности обучающихся о мире профессий, рынках труда и образовательных услугах: на начало Недели профориентации высокий уровень у 31% участников, на конец «Недели» у 57% обучающихся;

определились с профессиональным выбором: начало «Недели» 34% участников, конец «Недели» 68%;

положительнооценилипроведенные мероприятия (полностью удовлетворены) 79% обучающихся, 84% педагогов, 100 % родителей.Вто же время следует отметить, что максимально положительный результат может быть достигнут только в случае проведения такой профориентационной работы на локальном, муниципальном, региональном уровнях, когда Неделя профориентации

это не разовое профориентационное мероприятие , а одно из звеньев в системе постоянной, последовательной и разнообразной профориентационнойдеятельности.

Ссылки на источники1.Федеральный закон от 29.12.12 г. №273ФЗоб образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]. –Режим доступа http: //http:// минобрнауки.рф/документы/2974.2.Федеральныйгосударственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. –Режим доступа http: //минобрнауки.рф/документы.3.Инновационные методы и подходы в профориентации подростков [Электронный ресурс]. –Режим доступа http: //www.moeobrazovanie.ru4.Понамарёва, Е.В. Разработкаалгоритма профориентационногомероприятия [Текст] / Е.В. Понамарёва, М.Л.Долженко// Обучение и воспитание: методика и практика 2013/2014 года: сборник материалов VIIмеждународной научнопрактической конференции /под.общ.ред.С.С.Чернова.Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2013.С.5862.5. Формы и методы профориентации обучающихся [Текст] : сборник методических рекомендаций / авт.сост.: И. А. Килина, Е. В. Понамарева ; под. общ. ред. В. И. Сахаровой. –Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2013. –94 с.