Управление профессиональным развитием педагога в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов
Выпуск:
ART 85245
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Коршукова
Т.
В.,
Карсаков
А.
М. Управление профессиональным развитием педагога в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
1221–1225. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85245.htm.
Аннотация. В статье освещены вопросы управления профессиональным развитием педагога в условиях реализации ФГОС в образовательной организации.
Текст статьи
Коршукова Татьяна Викторовна, зам. директора по УВР МБОУ «Седельниковская СШ № 1» Седельниковского муниципального района Омской области
Карсаков Антон Михайлович,А.М.Карсаков, директор МБОУ «Седельниковская СШ № 1»Седельниковскогомуниципального районаОмской области
Управление профессиональным развитием педагога в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов
Аннотация.В статье освещены вопросы управления профессиональным развитием педагога в условиях реализации ФГОС в образовательной организации.Ключевые слова: управление, непрерывное образование, мониторинг.
Концепция модернизации Российского образования и последниеправительственные документы по вопросамобразования ставят перед образовательной организациейновые задачи: переход на новые педагогические и информационные технологии, активное использование современной компьютерной техники в образовательном процессе, создание проектов, направленных на развитие образовательной организации, участие в конкурсах на получение грантов. Изменения, происходящие в системе образования, подкреплены не просто словами о необходимости изменений, уже сегодня сформирован пакет документов, который напрямую меняет не только сам процесс, но и участников этого образовательного процесса и прежде всего педагогов.Основные моменты изменения связаны: с реализацией новых образовательных стандартов, изменением квалификационных характеристик, новым порядком аттестации, новым федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Центральной фигурой образовательной деятельности становится не только обучающийся, но и педагог, который должен гибко реагировать на все новые веяния в образовательной среде и уметь решать новые профессиональные задачи на современной научной основе. Данными задачамии обусловлена проблема профессионального развития педагога. В настоящее время значительное место в профессиональном развитии педагога отводитсяего самообразованию, изучению инновационного опыта педагогической деятельности формированию готовности конструировать и осуществлять свою образовательную траекторию на протяжении всей своей жизни.При реализации федеральных государственных образовательныхстандартов принципиально меняется деятельность педагога. Его работа строится на основе системнодеятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности. Педагог обеспечивает достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы, предполагающее владение соответствующими технологиями, участвует в реализации междисциплинарных курсов основной образовательной программы, предполагающее способность проектировать, прогнозировать, координировать, работать в команде. Участвует в реализации системы оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Для обеспечения профессиональной готовности педагогов к таким изменениям в нашем образовательном учреждении используется мониторинг профессиональной компетентности педагогических работников.Программа мониторинга включает инструментарий, позволяющий выявить динамику развития профессиональных компетентностей через урочную и внеурочную деятельностьпедагога. Для каждого педагога сформировано «Портфолио мониторинга профессиональной компетентности». В этом портфолио собрана следующая информация:1.Таблица непрерывного образования педагогического работникаФормальное образование (ПК, ПП, модули)Неформальное образование (семинары, мастерклассы, ИнКО, стажировочные площадки и др.)Информальное образование (конкурсы, программы профессионального развития и т.д.)
1.Карта мониторинга проявления профессиональной компетентности педагога.
Оцениваемые характеристикиКритерии оценкиФ.И.О. учителядатадатадатаКомпетентность в области постановки целей и задачпедагогической деятельности1.Педагог разделяет тему урока и цель занятия
2.Цели формулируются в понятной для обучающегося (воспитанника) форме
3.Поставленные перед обучающимися (воспитанниками) цели способствуют формированию позитивной мотивации и росту интереса к учебной деятельности
4.Поставленные перед обучающимися (воспитанниками) цели способствуют организации индивидуальной и групповой деятельности
5.Цели, поставленные перед обучающимися (воспитанниками), содержат критерии, позволяют им самостоятельно оценить качество полученных результатов
6.Задачи, выделенные педагогом, конкретизируют цель, представляя собой промежуточный результат, способствующий достижению основной цели занятия
7.На начальном этапе занятия педагог ставит цель и задачи, направленные на создание условий для дальнейшей эффективной работы на занятии (организацию рабочего пространства, привлечение внимания обучающихся (воспитанников) к предстоящей учебной деятельности, учебному предмету и теме занятия и т.д.)
8.Цели и задачи опроса носят обучающий характер, они соответствуют предметному материалу, излагаемому педагогом
9.Цели и задачи, поставленные педагогом, способствуют развитию познавательных способностей обучающихся (воспитанников), воспитанию социально значимых качеств личности
Итого (количество «+»)
Компетентность в области мотивирования обучающихся (воспитанников)1.Педагог демонстрирует обучающимся (воспитанникам) возможность использования тех знаний, которые они освоят, на практике
2.Педагог демонстрирует знание приемов и методов, направленных на формирование интересаобучающихся (воспитанников) к преподаваемому предмету (курсу, дисциплине,
программе) и теме занятия3.Педагог использует педагогическое оценивание как метод повышения учебной активности и учебной мотивации обучающихся (воспитанников)
4.Педагог планирует использовать различные задания так, чтобы обучающиеся (воспитанники) почувствовали свой успех
5.Педагог дает возможность обучающимся (воспитанникам) самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы
6.Педагог владеет большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся (воспитанников) к различным темам преподаваемого предмета (курса, дисциплины, программы)
Итого (количество«+»)
Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности1.Педагог демонстрирует знание преподаваемого предмета (курса, дисциплины, программы)
2.Педагог раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами по преподаваемому предмету (курсу, дисциплине, программе)
3.Педагог видит и раскрывает связь своего предмета (курса, дисциплины, программы) с другими предметами школьной программы, связь теоретических знаний с практической деятельностью, в которой они используются
4.Педагог представляет материал в доступной обучающимся (воспитанникам) форме в соответствии с дидактическими принципами
5.Педагог представляет владение современными методами преподавания
6.Используемые методы соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого предмета, теме занятия, условиям и времени, отведенному на изучение темы
7.Педагог демонстрирует умение работать с различными информационными ресурсами и программнометодическими комплексами, современными информационнокоммуникативными технологиями, компьютерными и мультимедийными технологиями, цифровыми образовательными ресурсами
8.Педагог обоснованно использует на занятиях современные информационнокоммуникативные технологии
9.Методы выбраны в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников), с которыми он работает
10.Педагог планирует работу таким образом, чтобы получить информацию об уровне усвоения учебного материала каждым обучающимся (воспитанником)
11.Педагог демонстрирует владение методами работы со слабоуспевающими обучающимися (воспитанниками)
Итого (количество «+»)
Компетентность в 1.При подготовке к занятию педагог учитывает
области разработки программ и принятия педагогических решенийтребования основных нормативных документов, определяющих содержание и результаты учебной деятельности по предмету: государственный образовательный стандарт, конвенция о правах ребенка, базовые образовательные программы ОУ, содержание основных учебников и учебнометодических комплексов по преподаваемому предмету (курсу, дисциплине, программе), допущенных или рекомендованных Минобрнауки РФ, основные учебные программы, УМК, методические и дидактические материалы по преподаваемому предмету и т.д.2.Педагогдемонстрирует умение вносить изменения в существующие дидактические и методические материалы с целью достижения более высоких результатов
3.Педагог использует самостоятельно разработанные программные, методические или дидактические материалы по предмету (курсу, дисциплине, программе)
Итого (количество «+»)
Компетентность в области организации учебной деятельности1.Педагог ставит цель и задачи, структурирующие и организующие деятельность обучающихся (воспитанников) на каждом из этапов занятия
2.Педагог владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности обучающихся (воспитанников), направленной на решение поставленных целей и задач
3.Педагог демонстрирует владение методами и приемами создания рабочей атмосферы на занятии, поддержания дисциплины
4.Педагог демонстрирует способность устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися (воспитанниками), умение вести с ними диалог
5.Педагог использует методы, побуждающие обучающихся (воспитанников) самостоятельно рассуждать
6. Педагог демонстрирует умение включать новый материал в систему уже освоенных знаний обучающихся (воспитанников)
7. Педагог демонстрирует умение организовать обучающихся (воспитанников) для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиапособия, цифровые образовательные ресурсы и др.)
8.Педагог может точно сформулировать критерии, на основе которых он оценивает ответы обучающихся (воспитанников)
9.Педагог показывает обучающимся (воспитанникам), на основе каких критериев производится оценка их ответов
10.Педагог умеет сочетать методы педагогического оценивания и самооценки обучающихся (воспитанников)
11.Педагог использует методы, способствующие формированию навыков самооценки учебной деятельности обучающихся (воспитанников)
Итого (количество «+»)
Сумма (общее количество «+»)
2.Лист индивидуального мониторингаПедагог __________________________________________________ (Ф.И.О.)Категория ________________________________________________ (высшая, первая, соответствие)100% 40
85% 34 Высшая категория
65% 26 Первая категория
50% 20 Соответствие занимаемой должности 0 Дата посещения 3.Карта–характеристика методической темы педагогаТема
Актуальность
Проблема
Новизна
Результативность
Предполагаемая эффективность
4.Карта профессиональных затруднений№Выявленное затруднение педагога, связанное с реализацией ООПБазовая профессиональная компетентность, недостаточно проявляющаяся у педагогаДействияпо преодолению затруднения педагогаСрокиРезультат по итогам контроля
5.Программа саморазвития профессиональной компетентности
в 20132014 учебном годуКакие профессиональныезадачи буду решатьКакие знания и умения необходимыЧто предполагаю для этого сделатьКаких результатов ожидаю
в 20142015 учебном годуВедущие задачи по развитию профессиональной компетентностиОжидаемый результат
Программу составил________________________________________________Программа согласована с зам.директора по УВР_________________________Мониторинг профессиональной компетентности педагогических работников осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля.На основе полученной информациипринимается управленческое решение,своевременно планируется и организовывается методическая поддержка по развитию профессиональной компетентности каждого педагога.
Карсаков Антон Михайлович,А.М.Карсаков, директор МБОУ «Седельниковская СШ № 1»Седельниковскогомуниципального районаОмской области
Управление профессиональным развитием педагога в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов
Аннотация.В статье освещены вопросы управления профессиональным развитием педагога в условиях реализации ФГОС в образовательной организации.Ключевые слова: управление, непрерывное образование, мониторинг.
Концепция модернизации Российского образования и последниеправительственные документы по вопросамобразования ставят перед образовательной организациейновые задачи: переход на новые педагогические и информационные технологии, активное использование современной компьютерной техники в образовательном процессе, создание проектов, направленных на развитие образовательной организации, участие в конкурсах на получение грантов. Изменения, происходящие в системе образования, подкреплены не просто словами о необходимости изменений, уже сегодня сформирован пакет документов, который напрямую меняет не только сам процесс, но и участников этого образовательного процесса и прежде всего педагогов.Основные моменты изменения связаны: с реализацией новых образовательных стандартов, изменением квалификационных характеристик, новым порядком аттестации, новым федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Центральной фигурой образовательной деятельности становится не только обучающийся, но и педагог, который должен гибко реагировать на все новые веяния в образовательной среде и уметь решать новые профессиональные задачи на современной научной основе. Данными задачамии обусловлена проблема профессионального развития педагога. В настоящее время значительное место в профессиональном развитии педагога отводитсяего самообразованию, изучению инновационного опыта педагогической деятельности формированию готовности конструировать и осуществлять свою образовательную траекторию на протяжении всей своей жизни.При реализации федеральных государственных образовательныхстандартов принципиально меняется деятельность педагога. Его работа строится на основе системнодеятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности. Педагог обеспечивает достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы, предполагающее владение соответствующими технологиями, участвует в реализации междисциплинарных курсов основной образовательной программы, предполагающее способность проектировать, прогнозировать, координировать, работать в команде. Участвует в реализации системы оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Для обеспечения профессиональной готовности педагогов к таким изменениям в нашем образовательном учреждении используется мониторинг профессиональной компетентности педагогических работников.Программа мониторинга включает инструментарий, позволяющий выявить динамику развития профессиональных компетентностей через урочную и внеурочную деятельностьпедагога. Для каждого педагога сформировано «Портфолио мониторинга профессиональной компетентности». В этом портфолио собрана следующая информация:1.Таблица непрерывного образования педагогического работникаФормальное образование (ПК, ПП, модули)Неформальное образование (семинары, мастерклассы, ИнКО, стажировочные площадки и др.)Информальное образование (конкурсы, программы профессионального развития и т.д.)
1.Карта мониторинга проявления профессиональной компетентности педагога.
Оцениваемые характеристикиКритерии оценкиФ.И.О. учителядатадатадатаКомпетентность в области постановки целей и задачпедагогической деятельности1.Педагог разделяет тему урока и цель занятия
2.Цели формулируются в понятной для обучающегося (воспитанника) форме
3.Поставленные перед обучающимися (воспитанниками) цели способствуют формированию позитивной мотивации и росту интереса к учебной деятельности
4.Поставленные перед обучающимися (воспитанниками) цели способствуют организации индивидуальной и групповой деятельности
5.Цели, поставленные перед обучающимися (воспитанниками), содержат критерии, позволяют им самостоятельно оценить качество полученных результатов
6.Задачи, выделенные педагогом, конкретизируют цель, представляя собой промежуточный результат, способствующий достижению основной цели занятия
7.На начальном этапе занятия педагог ставит цель и задачи, направленные на создание условий для дальнейшей эффективной работы на занятии (организацию рабочего пространства, привлечение внимания обучающихся (воспитанников) к предстоящей учебной деятельности, учебному предмету и теме занятия и т.д.)
8.Цели и задачи опроса носят обучающий характер, они соответствуют предметному материалу, излагаемому педагогом
9.Цели и задачи, поставленные педагогом, способствуют развитию познавательных способностей обучающихся (воспитанников), воспитанию социально значимых качеств личности
Итого (количество «+»)
Компетентность в области мотивирования обучающихся (воспитанников)1.Педагог демонстрирует обучающимся (воспитанникам) возможность использования тех знаний, которые они освоят, на практике
2.Педагог демонстрирует знание приемов и методов, направленных на формирование интересаобучающихся (воспитанников) к преподаваемому предмету (курсу, дисциплине,
программе) и теме занятия3.Педагог использует педагогическое оценивание как метод повышения учебной активности и учебной мотивации обучающихся (воспитанников)
4.Педагог планирует использовать различные задания так, чтобы обучающиеся (воспитанники) почувствовали свой успех
5.Педагог дает возможность обучающимся (воспитанникам) самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы
6.Педагог владеет большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся (воспитанников) к различным темам преподаваемого предмета (курса, дисциплины, программы)
Итого (количество«+»)
Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности1.Педагог демонстрирует знание преподаваемого предмета (курса, дисциплины, программы)
2.Педагог раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами по преподаваемому предмету (курсу, дисциплине, программе)
3.Педагог видит и раскрывает связь своего предмета (курса, дисциплины, программы) с другими предметами школьной программы, связь теоретических знаний с практической деятельностью, в которой они используются
4.Педагог представляет материал в доступной обучающимся (воспитанникам) форме в соответствии с дидактическими принципами
5.Педагог представляет владение современными методами преподавания
6.Используемые методы соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого предмета, теме занятия, условиям и времени, отведенному на изучение темы
7.Педагог демонстрирует умение работать с различными информационными ресурсами и программнометодическими комплексами, современными информационнокоммуникативными технологиями, компьютерными и мультимедийными технологиями, цифровыми образовательными ресурсами
8.Педагог обоснованно использует на занятиях современные информационнокоммуникативные технологии
9.Методы выбраны в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников), с которыми он работает
10.Педагог планирует работу таким образом, чтобы получить информацию об уровне усвоения учебного материала каждым обучающимся (воспитанником)
11.Педагог демонстрирует владение методами работы со слабоуспевающими обучающимися (воспитанниками)
Итого (количество «+»)
Компетентность в 1.При подготовке к занятию педагог учитывает
области разработки программ и принятия педагогических решенийтребования основных нормативных документов, определяющих содержание и результаты учебной деятельности по предмету: государственный образовательный стандарт, конвенция о правах ребенка, базовые образовательные программы ОУ, содержание основных учебников и учебнометодических комплексов по преподаваемому предмету (курсу, дисциплине, программе), допущенных или рекомендованных Минобрнауки РФ, основные учебные программы, УМК, методические и дидактические материалы по преподаваемому предмету и т.д.2.Педагогдемонстрирует умение вносить изменения в существующие дидактические и методические материалы с целью достижения более высоких результатов
3.Педагог использует самостоятельно разработанные программные, методические или дидактические материалы по предмету (курсу, дисциплине, программе)
Итого (количество «+»)
Компетентность в области организации учебной деятельности1.Педагог ставит цель и задачи, структурирующие и организующие деятельность обучающихся (воспитанников) на каждом из этапов занятия
2.Педагог владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности обучающихся (воспитанников), направленной на решение поставленных целей и задач
3.Педагог демонстрирует владение методами и приемами создания рабочей атмосферы на занятии, поддержания дисциплины
4.Педагог демонстрирует способность устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися (воспитанниками), умение вести с ними диалог
5.Педагог использует методы, побуждающие обучающихся (воспитанников) самостоятельно рассуждать
6. Педагог демонстрирует умение включать новый материал в систему уже освоенных знаний обучающихся (воспитанников)
7. Педагог демонстрирует умение организовать обучающихся (воспитанников) для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиапособия, цифровые образовательные ресурсы и др.)
8.Педагог может точно сформулировать критерии, на основе которых он оценивает ответы обучающихся (воспитанников)
9.Педагог показывает обучающимся (воспитанникам), на основе каких критериев производится оценка их ответов
10.Педагог умеет сочетать методы педагогического оценивания и самооценки обучающихся (воспитанников)
11.Педагог использует методы, способствующие формированию навыков самооценки учебной деятельности обучающихся (воспитанников)
Итого (количество «+»)
Сумма (общее количество «+»)
2.Лист индивидуального мониторингаПедагог __________________________________________________ (Ф.И.О.)Категория ________________________________________________ (высшая, первая, соответствие)100% 40
85% 34 Высшая категория
65% 26 Первая категория
50% 20 Соответствие занимаемой должности 0 Дата посещения 3.Карта–характеристика методической темы педагогаТема
Актуальность
Проблема
Новизна
Результативность
Предполагаемая эффективность
4.Карта профессиональных затруднений№Выявленное затруднение педагога, связанное с реализацией ООПБазовая профессиональная компетентность, недостаточно проявляющаяся у педагогаДействияпо преодолению затруднения педагогаСрокиРезультат по итогам контроля
5.Программа саморазвития профессиональной компетентности
в 20132014 учебном годуКакие профессиональныезадачи буду решатьКакие знания и умения необходимыЧто предполагаю для этого сделатьКаких результатов ожидаю
в 20142015 учебном годуВедущие задачи по развитию профессиональной компетентностиОжидаемый результат
Программу составил________________________________________________Программа согласована с зам.директора по УВР_________________________Мониторинг профессиональной компетентности педагогических работников осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля.На основе полученной информациипринимается управленческое решение,своевременно планируется и организовывается методическая поддержка по развитию профессиональной компетентности каждого педагога.