Полный текст статьи
Печать

Большую роль в обосновании управленческих решений играет маржинальный анализ. Его методика базируется на изучении соотношения между тремя группами экономических показателей – издержками, объемом производства продукции и прибылью – и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Цель данной работы заключается в изучении особенностей маржинального анализа и применении их в качестве современного способа анализа деятельности предприятия.

Для оперативного принятия решений по нормализации финансового состояния предприятия необходимо организовать обособленный учет постоянных и переменных затрат по видам изделий и в целом по предприятию.

Это создает предпосылки для проведения перспективного анализа с разработкой различных вариантов получения прибыли. В мировой экономической практике это считается системой управления себестоимостью, которая объединяет учетные, аналитические и управленческие процедуры. Анализ прибыли предприятия, который основан на разделении совокупных расходов на производство и реализацию продукции, на постоянные и переменные издержки с определением маржинального дохода (валовой  маржи), называется маржинальным анализом. Маржинальный анализ, как отмечают Балашов В. Г. и А. Ириков, является средством увеличения прибыли и повышения рентабельности. Для этого рассчитываются маржинальный доход и маржинальная рентабельность каждого вида продукции [1].

Маржинальный доход определяется как разница между товарооборотом организации и ее переменными издержками обращения. К переменным издержкам обращения относятся те статьи расходов, которые изменяются пропорционально изменению объема продаж. Если же убрать из товарооборота переменные издержки обращения, остаются постоянные затраты и чистая прибыль. Таким образом, маржинальный доход – вклад на покрытие постоянных затрат и формирование чистой прибыли, который приносит основная деятельность хозяйствующего субъекта.

Исчислять маржинальный доход можно как в целом по организации, так и отдельно по каждому виду продукции. В этом во многом и состоит сущность маржинального анализа. Результат расчета маржинальной прибыли по видам продукции – информация для принятия управленческих решений по данному виду товаров. При многономенклатурной продаже анализ ассортимента по показателю маржинальной прибыли дает возможность определить наиболее выгодные с точки зрения потенциальной прибыльности виды продукции, а также выявить продукцию, которую предприятию не выгодно или убыточно продавать. То есть маржинальный анализ позволяет ранжировать ассортиментный ряд в порядке возрастания "предельной (потенциальной) прибыльности" различных видов товаров и выработать соответствующие управленческие решения относительно изменения ассортимента выпуска.

При отрицательной маржинальной прибыли рост объема продаж приводит к росту убытков. При положительной маржинальной прибыли рост объема продаж приводит к увеличению балансовой и чистой прибыли. Поэтому главной целью предприятия в рыночных условиях хозяйствования является максимальное получение прибыли, однако добиться этого, по мнению Крылова Е. И., можно на основе разумного соотношения объема продаж и цены реализации продукции, которая выпускается [2].

Для детального анализа прибыли и принятия управленческих решений целесообразно определять такие показатели, как маржинальная рентабельность затрат, маржинальная рентабельность выручки и общая рентабельность. Маржинальная рентабельность затрат исчисляется как отношение маржинальной прибыли к переменным затратам. Она характеризует эффективность переменных издержек (отдачу на одну гривну переменных затрат). Маржинальная рентабельность выручки (доля маржинальной прибыли в выручке) исчисляется как отношение маржинальной прибыли к выручке. Она характеризует экономическую эффективность продаж и резерв снижения цены для обеспечения прибыльности дополнительной продажи продукции. Ранжирование видов

© Денежко К. А., 2013продукции по маржинальной рентабельности затрат и ранжирование видов продукции по доле маржинального дохода в выручке совпадают, но существенно отличаются от упорядочения видов продукции по общей рентабельности. Общая рентабельность определяется как отношение прибыли (выручка за минусом полных затрат) к полным затратам. Полные затраты на конкретный вид продукции определяются как сумма переменных затрат и части постоянных расходов на определенный вид продукции. Такое распределение постоянных издержек имеет несколько условный характер, в зависимости от выбранной базы распределения, что приводит к искажению финансового результата.

Расчет показателей маржинального анализа дает возможность упорядочить виды продукции по рентабельности и принять на этой основе решения. Выделяют следующие этапы маржинального анализа:

           - определение перечня видов продукции и получение исходных данных по поводу переменных затрат и выручки в разрезе каждого вида продукции;

- вычисление маржинальной прибыли каждого вида продукции (выручка минус переменные затраты);

- вычисление маржинальной рентабельности затрат (отношение маржинальной прибыли к переменным затратам) с каждого вида продукции;

- исчисление доли маржинального дохода в выручке каждого вида продукции;

- ранжирование видов продукции по мере снижения их маржинальной рентабельности;

- вычисление суммарного маржинального дохода и суммарных затрат нарастающим итогом по упорядоченному перечню видов продукции и построение графика зависимости суммарного маржинального дохода от суммарных переменных затрат;

- вычисление маржинальной рентабельности для всего ассортимента нарастающим итогом к переменным затратам нарастающим итогом [3].

Результаты маржинального анализа, начиная с этапа ранжирования видов продукции, могут быть использованы при принятии решений, в частности при премировании работников коммерческой службы и выбора критерия оценки их работы. Например, кроме показателя объема продаж продукции, вводится показатель маржинальной прибыли и устанавливается уровень постоянных затрат предприятия. Если плановый маржинальный доход ниже, чем постоянные издержки, то неизбежны убытки и план реализации требует корректировки. Если фактический маржинальный доход ниже, чем постоянные издержки, то руководителей коммерческой службы не премируют, если выше – то премия исчисляется как часть от маржинальной прибыли. Виды продукции с отрицательным маржинальным доходом исключают из плана продаж, если только такая продукция не является условием для продажи высокорентабельной продукции. Планируя объемы продажи продукции, прежде всего, включают такую продукцию, у которой самая высокая маржинальная рентабельность, и указываются их переменные издержки. Такие решения для массового производства обеспечивают максимум маржинальной прибыли при фиксированных переменных затратах. На практике такое распределение средств обычно приводит к приросту маржинального дохода на 10 – 15 % без дополнительных затрат.

Если упорядочение объема продаж продукции осуществляется по общей рентабельности и в дальнейшем принимаются решения относительно ассортимента, то такой вариант ведет к значительной потере маржинальной прибыли, а в дальнейшем – и к прибыли до налогообложения [4].

В экономической науке разработаны требования по обоснованию управленческих решений, направленных на достижение максимальной прибыли:

- учесть ограничения, обусловленные производственной мощностью предприятия, обеспеченностью оборотными средствами, трудовыми ресурсами, потребностями рынка в каждом виде продукции и в связи с этим откорректировать планы, заключать договоры с поставщиками материальных ресурсов и сформировать портфель

- заказов на продукцию;

- оценить, как изменится ситуация на рынке при увеличении выпуска одних видов продукции и снижении производства других, составить прогноз о том, как будут реагировать заказчики на изменение ассортимента и

- объема изготовленной продукции;

- проанализировать изменения прибыли и себестоимости продукции и объема продаж в случае возможного снижения цен при одновременном росте выпуска продукции;

- обосновать целесообразность максимально возможного увеличения выпуска продукции, которая имеет высокую рентабельность и обеспечивает значительный вклад в формирование прибыли предприятия;

- разработать оптимальный метод распределения косвенных затрат и постоянных затрат предприятия между отдельными видами продукции при многономенклатурном производстве;

- провести детальную классификацию затрат на переменные и постоянные с последующим распределением постоянных издержек по видам продукции и центрам ответственности [5].

В целях совершенствования маржинального анализа необходимо определение удельного веса отдельных видов продукции в получении прибыли, маржинального дохода и покрытия постоянных затрат. Для этого вычисляют коэффициент вклада отдельных видов продукции в покрытие постоянных затрат и коэффициент вклада в получение прибыли. Анализ возможности получения максимальной прибыли необходимо проводить с позиции спроса на продукцию, а оценку полученной прибыли – с точки зрения безубыточности. Решение задачи максимизации прибыли заключается в обосновании равновесия между спросом и предложением, а также в установлении цены реализации, которая максимально соответствует спросу покупателей и интересам предприятия в получении максимальной прибыли.

Научный руководитель: Сорвина Ольга Владимировна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и торгового дела» Тульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Тула, Россия