Реализация парадигмы «Образование в течение всей жизни» в образовательных языковых центрах для профессионального и личностного развития человека
Выпуск:
ART 85298
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Надеждина
Е.
Ю.,
Штогрина
Ю.
И.,
Зубкова
О.
М.,
Гальперина
Е.
А. Реализация парадигмы «Образование в течение всей жизни» в образовательных языковых центрах для профессионального и личностного развития человека // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
1486–1490. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85298.htm.
Аннотация. Статья посвящена реализации парадигмы «Образование в течение всей жизни» в рамках реализации проекта Европейского союза 544283-TEMPUS-1-2013-1-ES-TEMPUS-JPHES «Создание сети университетских языковых центров для профессионального и личностного развития человека» в рамках парадигмы «образование в течение всей жизни», основной задачей которого является создание сети языковых центров ЮНИКО в 11 университетах Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Сибирского Федерального округа Российской Федерации как акселераторов экономического роста в отдаленных территориях с целью изменений в обществе в целом и в контексте новых возможностей на рынке труда и личностного развития.
Ключевые слова:
образование в течение всей жизни, профессиональное и личностное развитие, tempus, языковой центр
Текст статьи
Гальперина Екатерина Асимовна,Старший преподаватель кафедры естественно научных и физикоматематических факультетовфакультета иностранных языков Национально исследовательского Томского государственного университета, г. Томскkate.galp@mail.ru
Зубкова Ольга Михайловна,Старший преподаватель кафедры английской филологии факультета иностранных языков, Национально исследовательского Томского государственного университета, г. Томскzetaolga@gmail.com
Надеждина Елена Юрьевна,Кандидат педагогических наук, зав. кафедрой иностранных языков международного факультета управления, доцент Национально исследовательского Томского государственного университета, г. Томскnadezhdina_elena_tsu@mail.ru
Штогрина Юлия Ивановна,Старший преподаватель кафедры социальных наук международного факультета управления, Национально исследовательского Томского государственного университета, г. Томскru
Реализация парадигмы «Образование в течение всей жизни» в образовательных языковых центрах для профессионального и личностного развития человека
Аннотация.Статья посвященареализации парадигмы «Образование в течение всей жизни» в рамкахреализации проекта Европейского союза 544283TEMPUS120131ESTEMPUSJPHES«Создание сети университетских языковых центров для профессионального и личностного развития человека в рамках парадигмы «образование в течение всей жизни», основной задачей которого является создание сетиязыковых Центров ЮНИКО в 11 университетах Кыргызской республики, Республики Таджикистан и Сибирского федерального округа Российской Федерации как акселераторов экономического роста в отдаленных территориях с целью изменений в обществе в целом и в контексте новых возможностей на рынке труда и личностного развитияКлючевые слова: образование в течение всей жизни, профессиональное и личностное развитие, TEMPUS, языковой центр.
Современный мир, включая и Россию, уже вступил в эпоху, когда большая часть экономического богатства создается вне среды материального производства. Многократно увеличивается значимость и стоимость интеллектуального труда, возрастает роль информации и информационных технологий, а экономика знаний становится важнейшей отраслью народного хозяйства.Сейчас главное условие инновационного устойчивого развития –способность оставаться на острие научнотехнического прогресса, задавать тон в новейших технологиях, влиять на мир силой идей, примера, культуры, надежно обеспечивать безопасность государства и граждан. Интеллект все больше оказывается основным конкурентным преимуществом.В последние годы парадигма «Образование в течение всей жизни» как общепризнанная норма международного права, сформулированная Паулем Ленграндом в 1965 году на форуме ЮНЕСКО и определеннаякак «непрерывный процесс, продолжающийся в течение всей жизни человека и охватывающий все формы, типы и уровни образования» получила широкое распространение по всему миру. В Российской Федерации трактовка концепции непрерывного образовании (или LLL) базируется на ряде нормативных актов РФ, предметом которых являлась и является образование и образовательная система в России. Этофедеральные законы «Об образовании» (10.07.1992 №32661), ЗаконРФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 32661 (действующая редакция от 12.11.2012), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (29.12.2012 №273ФЗ), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756р, Федеральная целевая программа развития образования на 20062010 годы (распоряжение Правительства РФ от 03.09.2005 № 1340р) и Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 (ред. от 12.12.2014) "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 2015 годы" (07 февраля 2011 г.). [1,2,3,4,5] В этих документах нашла отражение стратегическаяцельгосударственной политики в области образования
повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:обеспечение инновационного характера базового образования;модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.Создание системы всеобщего непрерывного образования, соответствующего потребностям страны и тенденциям мирового рынка труда, рассматривается сегодня как одна из основных стратегических задач российской системы образования. В условиях формирования информационного общества, динамичного наращивания потребностей в период глубочайших социальноэкономических сдвигов и вхождения в постиндустриальную эпоху, только непрерывное образование способно решить проблему отставания профессионального образования от запросов общества. Среди задач, решение которых необходимо для развития системы непрерывного образования, следует выделить следующие:переход к модульному принципу построения образовательных программ, что позволит обеспечить гибкость и вариативность образования, его личностную направленность, большее соответствие запросам рынка;
широкое использование новых образовательных технологий, в том числе технологий «открытого образования»,интерактивных форм обучения, проектных и других методов, стимулирующих активность обучающихся, формирующих навыки анализа информации и самообучения, увеличение роли самостоятельной работы учащихся;стимулирование с учетом мирового опыта соучредительства имногоканального финансирования учреждений профессионального образования, развитие механизмов привлечения в профессиональное образование внебюджетных средств, создание условий для инвестиционной привлекательности системы профессионального образования;обновление материальнотехнической базы и инфраструктуры образования, более интенсивная его информатизация;разработка и апробация различных моделей регионального управления профессиональным образованием в связи с возрастанием роли регионов в его развитии; нормативноправовое обеспечение функционирования и развития региональных систем образования;обеспечение инновационного характера профессионального образования за счет интеграции сферы образования, науки и производства; разработки проектов, связанных с развитием различных отраслей экономики, фундаментальной и прикладной науки, с обновлением содержания образования и технологий обучения; создания учебнонаучнопроизводственных комплексов, объединений, инновационных парков, бизнесинкубаторов при каждом успешном вузе с их государственной поддержкой;создание современной, мобильной и гибкой системы непрерывного профессионального образования как составной части общей системы непрерывного образования, включающей все уровни профессионального образования –от начального до послевузовского.Рассматривая непрерывность образованияс точки зрения процессаобразования, который охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека, необходимо отметить, что управление этими процессами в той или иной форме предполагает определенное структурирование образования и формы его протекания. В этой связи можно выделить 2 формы: институционализированные это те формы, которые осуществляются в рамках, действующих в обществе институтов: образовательных учреждений, различных зарегистрированных курсов и кружков, ассоциаций и союзов, публично объявленных образовательных программ и т.п.неинституционализированные –это неформальная образовательная деятельность. Примером неинституционализированной формы образования может служить, преждевсего, самообразование, протекающее в самых различных формах (с одной стороны, чтение художественной литературы повышение общего культурного уровня, а с другой стороны, чтение специальных журналов для получения сведений, которые могут использоваться какв профессиональной деятельности, так и в различных хобби).В зарубежной литературе, посвященной вопросам непрерывного образования в понимании LLL, обычно используются понятия formal (формальное), nonformal (неформальный) и informal (информальный). В русском языке последнему термину, видимо, следует ставить в соответствие понятие неинституционализированный (или внесистемный, т.е. за пределами системы образования). Трудность заключается в том, что институционализированное образование может быть формальным и неформальным. Неинституционалирированное образование всегда неформально.Помимо институционализированных и неинституционализированных форм предоставления непрерывного образования нужно учитывать и специфику целей его предоставления и получения. К ним можноотнести:социализацию подрастающего поколения; приобщение к профессии (профессиональная ориентация);расширение профессиональных навыков и знаний (повышение квалификации);достижение определенного социального статуса (ученая степень и ученое звание);общее развитие личности, т.е. определение и реализация жизненных целей и ценностей.Решением одной из вышеперечисленных задач(т.е. расширение профессиональных навыков и знаний (повышение квалификации)) в рамках языкового образованияявляется проектЕвропейского союза 544283TEMPUS120131ESTEMPUSJPHES«Создание сети университетских языковых центров для профессионального и личностного развития человека в рамках парадигмы «образование в течение всей жизни». Данный проект можно назвать ставкой на образование в течение всей жизни в отдаленных от Европы российских и среднеазиатских районах с суровым климатом в рамках диалога между местными университетами, властями и другими заинтересованными сторонами, с одной стороны, и европейскими партнерами, с другой. Этот диалог о поддержке различных профессиональных групп, а также людей с риском социальной изоляции, всех тех, кто хочет изучать иностранные языки с целью извлечения от языкового образования максимальной пользы для себя и для общества. Принимаяво внимание тот факт, что языковое образование сможет проложить дорогу к лучшим карьерным возможностям человека и поможет ему жить, учиться и работать за границей, а также сможет предоставить дополнительные стимулирующие возможности в родной стране, образование, трудоустройство и политика на рынке труда представляется нам динамичным многоуровневым феноменом, треугольником с равными сторонами. Важнейшее значение приобретает отношение между языком иновыми перспективами человека. Другими словами,языковая компетенция является обязательным инструментом обеспечения понимания и согласия внутри общества и между различными социумами.Участниками проекта являются шесть субъектов Сибирского Федерального округа Российской Федерации (Томск, Барнаул, Кемерово, Новосибирск, Красноярск и Чита), Кыргызстан (Бишкек и Нарын), Таджикистан(Душанбе), а также Европейские партнерыИнститут Образования (Университет Лондона), Карловуниверситетв Прагеи Университет Кордовы (Испания)ДанныеМинистерства экономического развития Российской Федерации показывают, что безработица среди экономически активного российского населения превышает 10% (данные 2013г.). Уровень безработицы варьируется от 12% в Кыргызстане до представляющих угрозу 70% не занятой на рынке труда молодежи в возрасте 1524 лет в Таджикистане. С другой стороны, по переписи населения 2010 г. только 3,98% населения Сибирского Федерального округа (0, 53% всего населения страны) подтвердилознание английского языка. Статистика стран Средней Азии подтверждает схожие цифры (данные по Москве и СанктПетербургу –соответственно 15,13% и 13,79%). Вместе с тем, все партнеры заявляют о спросе на иностранные языки во многих социальных секторах, преимущественно спросе на английский язык. Опрос, проведенный зимой2015г. в Томском государственном университете выявил, что 87% респондентов считают знание иностранных языков обязательным для профессионального и личностного развития. Все университетыпартнеры обладают солидным опытом влияния на формирование языковой политики в своих регионах.Большинство партнеровуниверситетов Российской Федерации вовлечены в преподавание английского языка для бизнессообщества в рамках так называемой Президентской программы, инициированной в 1997 г. Президентом РФ Б.Н. Ельциным. Эта программа и сейчас реализуется в 77 регионах России при поддержке региональных комиссий и ресурсных центров. Помимо указанных, каждый университетпартнер предлагает спектр языковых услуг, преимущественно напрямую или косвенно связанных с университетскимиобразовательными целями. Учитывая большойопыт неевропейских партнеровучастников проекта, а также проектный опыт европейских партеров, такой, как проект LLAKES Образовательные и жизненные шансы человека в экономиках и обществах, основанных на научных знаниях и инновациях (Learning and Life Chances in Knowledge Economies andSocieties) Института Образования (Университет Лондона), а также сетевая структура Образование для изменения (Learning for Change) Центра Внешней Среды Карловауниверситета в Праге), в рамках проекта было запланированосоздать сеть языковых центров ЮНИКО –UNICO (universitiescareeropportunities), в рамках парадигмы «Образование в течение всей жизни» в университетах Кыргызстана, Таджикистана и Сибирского федеральногоокруга Российской Федерации. Даннаясетьпризванасыграть роль акселератора экономического развития этих регионов. Таким образом, цель проекта–внести вклад в модернизацию высшего образования в странахпартнерах путем взаимодействия со странами Евросоюза в области образованияв целом и в рамках парадигмы «Образование в течение всей жизни»,в частности, в соответствии с европейской стратегией экономического развития наближайшие 10 лет «Европа2020», стратегической рамкой для европейского сотрудничества в области образования и профессиональной подготовки «Education and Training 2020» и принципами Болонского процесса.Задачи проекта создать сеть языковых Центров превосходства ЮНИКО в 11 университетах Кыргызской республики, Республики Таджикистан и Сибирского федерального округа Российской Федерации как акселераторов экономического роста в отдаленных территориях с целью изменений в обществе в целом и в контексте новых возможностей на рынке труда и личностного развития.Планируемые мероприятия проекта:Анализ существующих программПроведение тренинга по парадигме «образование в течение всей жизни»Проведение тренинга по методологииПроведение тренинга по ИТКНаписание программРазработка учебных модулей ЮНИКОПроведение тренинга для преподавателей «Круги по воде»Разработка инструментария для диссеминацииИнституализация центров ЮНИКОСравнительный анализ результатов по регионамПубличное освещение деятельности проектаПроведение заключительной конференцииМногочисленные заинтересованные стороны получат положительный эффект от реализации проекта ЮНИКО:1)11 университетовпартнеров: сеть ЮНИКО объединит не менее 100 преподавателей и тренеров, прошедших стажировку; не менее 15 образовательных офисов ЮНИКО будут открыты в отдаленных от крупных городов территориях;2)широкие профессиональные сообщества: не менее 20 высших образовательных заведений будут вовлечены в деятельность сети ЮНИКО через конференции, тренинги, открытые дискуссии, круглые столы, вебсеминары и т.д.; около 200 университетских преподавателей повысят квалификацию, около 200 аспирантов пройдут курсы обучения английскому языку;3)уязвимые группы с риском социальной изоляции: инвалиды, безработные и т.п. –не менее 30 человек получат обучение;4)неуниверситетское взрослое население: в центрах будут обучаться не менее 50 человек;5)представители малого, среднего и крупного бизнеса: не менее 100 бизнесменеджеров (промышленность, банки, служба гостеприимства, отели и т.д.) будут вовлечены в процесс языкового обучения;6)спортивные и культурные организации: обучение получат не менее 50 человек;7)местные агентства по рынку рабочей силы и трудоустройству: будут подписаны соглашения между университетами и соответствующими департаментами государственной гражданской службы;8)политические структуры местного и национального уровня через вклад в открытость миру определенных территорий посредством участия в международных форумах, экономических и образовательных проектах;9)гражданское общество в целом: новые приобретенные компетенции проложат путь навстречу новым возможностям человека и внесут вклад в снижение уровня безработицы;10)большинство прошедших курс обучения в центрах ЮНИКО: уровень удовлетворённости составит 95%.Тем самым, создание сети языковой центров позволит вовлечь широкий круг заинтересованных лиц, за счет создания привлекательных релевантных программ для различных целевых групп, которые обеспечат интенсивный обмен информацией, знаниями, методологией, учебными планами, а также материальными, интеллектуальными и организационными ресурсами. Методический подход будет основываться на личностноориентированном подходе, комбинированном (смешанном) обучении и инновациях, основанных на мультимедийных технологиях. Ожидается, что результаты проекта найдут положительный откликв других университетах. Кроме того, опыт создания подобной сети языковых центров и подходы к выстраиванию связей между партнерами, использованные в рамках проекта, представляется целесообразным для распространения в рамках других сетевых взаимодействий. Все это позволит на деле сформировать и реализовать парадигму «Образование в течение всей жизни» в образовательных и языковых центрах страны, что, в свою очередь, позволит повысить качество и доступность языкового образования на удаленных территориях Российской Федерации.
Ссылки на источники1.Закон «Об образовании» (10.07.1992 №32661), ЗАКОН РФ"ОБ ОБРАЗОВАНИИ"от 10.07.1992 N 32661(действующая редакция от 12.11.2012)http://www.consultant.ru/popular/edu/КонсультантПлюс, 199220152.Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (29.12.2012 №273ФЗ) http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121834
3.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756р, http://www.edu.ru/db/mo/data/d_02/393.html
4.Федеральная целевая программа развития образования на 20062010 годы (распоряжение Правительства РФ от 03.09.2005 № 1340р) http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=350111
5.Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 (ред. от 28.01.2015) "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 2015 годы" (07 февраля 2011 г.) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174759/© КонсультантПлюс, 19922015
Зубкова Ольга Михайловна,Старший преподаватель кафедры английской филологии факультета иностранных языков, Национально исследовательского Томского государственного университета, г. Томскzetaolga@gmail.com
Надеждина Елена Юрьевна,Кандидат педагогических наук, зав. кафедрой иностранных языков международного факультета управления, доцент Национально исследовательского Томского государственного университета, г. Томскnadezhdina_elena_tsu@mail.ru
Штогрина Юлия Ивановна,Старший преподаватель кафедры социальных наук международного факультета управления, Национально исследовательского Томского государственного университета, г. Томскru
Реализация парадигмы «Образование в течение всей жизни» в образовательных языковых центрах для профессионального и личностного развития человека
Аннотация.Статья посвященареализации парадигмы «Образование в течение всей жизни» в рамкахреализации проекта Европейского союза 544283TEMPUS120131ESTEMPUSJPHES«Создание сети университетских языковых центров для профессионального и личностного развития человека в рамках парадигмы «образование в течение всей жизни», основной задачей которого является создание сетиязыковых Центров ЮНИКО в 11 университетах Кыргызской республики, Республики Таджикистан и Сибирского федерального округа Российской Федерации как акселераторов экономического роста в отдаленных территориях с целью изменений в обществе в целом и в контексте новых возможностей на рынке труда и личностного развитияКлючевые слова: образование в течение всей жизни, профессиональное и личностное развитие, TEMPUS, языковой центр.
Современный мир, включая и Россию, уже вступил в эпоху, когда большая часть экономического богатства создается вне среды материального производства. Многократно увеличивается значимость и стоимость интеллектуального труда, возрастает роль информации и информационных технологий, а экономика знаний становится важнейшей отраслью народного хозяйства.Сейчас главное условие инновационного устойчивого развития –способность оставаться на острие научнотехнического прогресса, задавать тон в новейших технологиях, влиять на мир силой идей, примера, культуры, надежно обеспечивать безопасность государства и граждан. Интеллект все больше оказывается основным конкурентным преимуществом.В последние годы парадигма «Образование в течение всей жизни» как общепризнанная норма международного права, сформулированная Паулем Ленграндом в 1965 году на форуме ЮНЕСКО и определеннаякак «непрерывный процесс, продолжающийся в течение всей жизни человека и охватывающий все формы, типы и уровни образования» получила широкое распространение по всему миру. В Российской Федерации трактовка концепции непрерывного образовании (или LLL) базируется на ряде нормативных актов РФ, предметом которых являлась и является образование и образовательная система в России. Этофедеральные законы «Об образовании» (10.07.1992 №32661), ЗаконРФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 32661 (действующая редакция от 12.11.2012), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (29.12.2012 №273ФЗ), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756р, Федеральная целевая программа развития образования на 20062010 годы (распоряжение Правительства РФ от 03.09.2005 № 1340р) и Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 (ред. от 12.12.2014) "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 2015 годы" (07 февраля 2011 г.). [1,2,3,4,5] В этих документах нашла отражение стратегическаяцельгосударственной политики в области образования
повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:обеспечение инновационного характера базового образования;модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.Создание системы всеобщего непрерывного образования, соответствующего потребностям страны и тенденциям мирового рынка труда, рассматривается сегодня как одна из основных стратегических задач российской системы образования. В условиях формирования информационного общества, динамичного наращивания потребностей в период глубочайших социальноэкономических сдвигов и вхождения в постиндустриальную эпоху, только непрерывное образование способно решить проблему отставания профессионального образования от запросов общества. Среди задач, решение которых необходимо для развития системы непрерывного образования, следует выделить следующие:переход к модульному принципу построения образовательных программ, что позволит обеспечить гибкость и вариативность образования, его личностную направленность, большее соответствие запросам рынка;
широкое использование новых образовательных технологий, в том числе технологий «открытого образования»,интерактивных форм обучения, проектных и других методов, стимулирующих активность обучающихся, формирующих навыки анализа информации и самообучения, увеличение роли самостоятельной работы учащихся;стимулирование с учетом мирового опыта соучредительства имногоканального финансирования учреждений профессионального образования, развитие механизмов привлечения в профессиональное образование внебюджетных средств, создание условий для инвестиционной привлекательности системы профессионального образования;обновление материальнотехнической базы и инфраструктуры образования, более интенсивная его информатизация;разработка и апробация различных моделей регионального управления профессиональным образованием в связи с возрастанием роли регионов в его развитии; нормативноправовое обеспечение функционирования и развития региональных систем образования;обеспечение инновационного характера профессионального образования за счет интеграции сферы образования, науки и производства; разработки проектов, связанных с развитием различных отраслей экономики, фундаментальной и прикладной науки, с обновлением содержания образования и технологий обучения; создания учебнонаучнопроизводственных комплексов, объединений, инновационных парков, бизнесинкубаторов при каждом успешном вузе с их государственной поддержкой;создание современной, мобильной и гибкой системы непрерывного профессионального образования как составной части общей системы непрерывного образования, включающей все уровни профессионального образования –от начального до послевузовского.Рассматривая непрерывность образованияс точки зрения процессаобразования, который охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека, необходимо отметить, что управление этими процессами в той или иной форме предполагает определенное структурирование образования и формы его протекания. В этой связи можно выделить 2 формы: институционализированные это те формы, которые осуществляются в рамках, действующих в обществе институтов: образовательных учреждений, различных зарегистрированных курсов и кружков, ассоциаций и союзов, публично объявленных образовательных программ и т.п.неинституционализированные –это неформальная образовательная деятельность. Примером неинституционализированной формы образования может служить, преждевсего, самообразование, протекающее в самых различных формах (с одной стороны, чтение художественной литературы повышение общего культурного уровня, а с другой стороны, чтение специальных журналов для получения сведений, которые могут использоваться какв профессиональной деятельности, так и в различных хобби).В зарубежной литературе, посвященной вопросам непрерывного образования в понимании LLL, обычно используются понятия formal (формальное), nonformal (неформальный) и informal (информальный). В русском языке последнему термину, видимо, следует ставить в соответствие понятие неинституционализированный (или внесистемный, т.е. за пределами системы образования). Трудность заключается в том, что институционализированное образование может быть формальным и неформальным. Неинституционалирированное образование всегда неформально.Помимо институционализированных и неинституционализированных форм предоставления непрерывного образования нужно учитывать и специфику целей его предоставления и получения. К ним можноотнести:социализацию подрастающего поколения; приобщение к профессии (профессиональная ориентация);расширение профессиональных навыков и знаний (повышение квалификации);достижение определенного социального статуса (ученая степень и ученое звание);общее развитие личности, т.е. определение и реализация жизненных целей и ценностей.Решением одной из вышеперечисленных задач(т.е. расширение профессиональных навыков и знаний (повышение квалификации)) в рамках языкового образованияявляется проектЕвропейского союза 544283TEMPUS120131ESTEMPUSJPHES«Создание сети университетских языковых центров для профессионального и личностного развития человека в рамках парадигмы «образование в течение всей жизни». Данный проект можно назвать ставкой на образование в течение всей жизни в отдаленных от Европы российских и среднеазиатских районах с суровым климатом в рамках диалога между местными университетами, властями и другими заинтересованными сторонами, с одной стороны, и европейскими партнерами, с другой. Этот диалог о поддержке различных профессиональных групп, а также людей с риском социальной изоляции, всех тех, кто хочет изучать иностранные языки с целью извлечения от языкового образования максимальной пользы для себя и для общества. Принимаяво внимание тот факт, что языковое образование сможет проложить дорогу к лучшим карьерным возможностям человека и поможет ему жить, учиться и работать за границей, а также сможет предоставить дополнительные стимулирующие возможности в родной стране, образование, трудоустройство и политика на рынке труда представляется нам динамичным многоуровневым феноменом, треугольником с равными сторонами. Важнейшее значение приобретает отношение между языком иновыми перспективами человека. Другими словами,языковая компетенция является обязательным инструментом обеспечения понимания и согласия внутри общества и между различными социумами.Участниками проекта являются шесть субъектов Сибирского Федерального округа Российской Федерации (Томск, Барнаул, Кемерово, Новосибирск, Красноярск и Чита), Кыргызстан (Бишкек и Нарын), Таджикистан(Душанбе), а также Европейские партнерыИнститут Образования (Университет Лондона), Карловуниверситетв Прагеи Университет Кордовы (Испания)ДанныеМинистерства экономического развития Российской Федерации показывают, что безработица среди экономически активного российского населения превышает 10% (данные 2013г.). Уровень безработицы варьируется от 12% в Кыргызстане до представляющих угрозу 70% не занятой на рынке труда молодежи в возрасте 1524 лет в Таджикистане. С другой стороны, по переписи населения 2010 г. только 3,98% населения Сибирского Федерального округа (0, 53% всего населения страны) подтвердилознание английского языка. Статистика стран Средней Азии подтверждает схожие цифры (данные по Москве и СанктПетербургу –соответственно 15,13% и 13,79%). Вместе с тем, все партнеры заявляют о спросе на иностранные языки во многих социальных секторах, преимущественно спросе на английский язык. Опрос, проведенный зимой2015г. в Томском государственном университете выявил, что 87% респондентов считают знание иностранных языков обязательным для профессионального и личностного развития. Все университетыпартнеры обладают солидным опытом влияния на формирование языковой политики в своих регионах.Большинство партнеровуниверситетов Российской Федерации вовлечены в преподавание английского языка для бизнессообщества в рамках так называемой Президентской программы, инициированной в 1997 г. Президентом РФ Б.Н. Ельциным. Эта программа и сейчас реализуется в 77 регионах России при поддержке региональных комиссий и ресурсных центров. Помимо указанных, каждый университетпартнер предлагает спектр языковых услуг, преимущественно напрямую или косвенно связанных с университетскимиобразовательными целями. Учитывая большойопыт неевропейских партнеровучастников проекта, а также проектный опыт европейских партеров, такой, как проект LLAKES Образовательные и жизненные шансы человека в экономиках и обществах, основанных на научных знаниях и инновациях (Learning and Life Chances in Knowledge Economies andSocieties) Института Образования (Университет Лондона), а также сетевая структура Образование для изменения (Learning for Change) Центра Внешней Среды Карловауниверситета в Праге), в рамках проекта было запланированосоздать сеть языковых центров ЮНИКО –UNICO (universitiescareeropportunities), в рамках парадигмы «Образование в течение всей жизни» в университетах Кыргызстана, Таджикистана и Сибирского федеральногоокруга Российской Федерации. Даннаясетьпризванасыграть роль акселератора экономического развития этих регионов. Таким образом, цель проекта–внести вклад в модернизацию высшего образования в странахпартнерах путем взаимодействия со странами Евросоюза в области образованияв целом и в рамках парадигмы «Образование в течение всей жизни»,в частности, в соответствии с европейской стратегией экономического развития наближайшие 10 лет «Европа2020», стратегической рамкой для европейского сотрудничества в области образования и профессиональной подготовки «Education and Training 2020» и принципами Болонского процесса.Задачи проекта создать сеть языковых Центров превосходства ЮНИКО в 11 университетах Кыргызской республики, Республики Таджикистан и Сибирского федерального округа Российской Федерации как акселераторов экономического роста в отдаленных территориях с целью изменений в обществе в целом и в контексте новых возможностей на рынке труда и личностного развития.Планируемые мероприятия проекта:Анализ существующих программПроведение тренинга по парадигме «образование в течение всей жизни»Проведение тренинга по методологииПроведение тренинга по ИТКНаписание программРазработка учебных модулей ЮНИКОПроведение тренинга для преподавателей «Круги по воде»Разработка инструментария для диссеминацииИнституализация центров ЮНИКОСравнительный анализ результатов по регионамПубличное освещение деятельности проектаПроведение заключительной конференцииМногочисленные заинтересованные стороны получат положительный эффект от реализации проекта ЮНИКО:1)11 университетовпартнеров: сеть ЮНИКО объединит не менее 100 преподавателей и тренеров, прошедших стажировку; не менее 15 образовательных офисов ЮНИКО будут открыты в отдаленных от крупных городов территориях;2)широкие профессиональные сообщества: не менее 20 высших образовательных заведений будут вовлечены в деятельность сети ЮНИКО через конференции, тренинги, открытые дискуссии, круглые столы, вебсеминары и т.д.; около 200 университетских преподавателей повысят квалификацию, около 200 аспирантов пройдут курсы обучения английскому языку;3)уязвимые группы с риском социальной изоляции: инвалиды, безработные и т.п. –не менее 30 человек получат обучение;4)неуниверситетское взрослое население: в центрах будут обучаться не менее 50 человек;5)представители малого, среднего и крупного бизнеса: не менее 100 бизнесменеджеров (промышленность, банки, служба гостеприимства, отели и т.д.) будут вовлечены в процесс языкового обучения;6)спортивные и культурные организации: обучение получат не менее 50 человек;7)местные агентства по рынку рабочей силы и трудоустройству: будут подписаны соглашения между университетами и соответствующими департаментами государственной гражданской службы;8)политические структуры местного и национального уровня через вклад в открытость миру определенных территорий посредством участия в международных форумах, экономических и образовательных проектах;9)гражданское общество в целом: новые приобретенные компетенции проложат путь навстречу новым возможностям человека и внесут вклад в снижение уровня безработицы;10)большинство прошедших курс обучения в центрах ЮНИКО: уровень удовлетворённости составит 95%.Тем самым, создание сети языковой центров позволит вовлечь широкий круг заинтересованных лиц, за счет создания привлекательных релевантных программ для различных целевых групп, которые обеспечат интенсивный обмен информацией, знаниями, методологией, учебными планами, а также материальными, интеллектуальными и организационными ресурсами. Методический подход будет основываться на личностноориентированном подходе, комбинированном (смешанном) обучении и инновациях, основанных на мультимедийных технологиях. Ожидается, что результаты проекта найдут положительный откликв других университетах. Кроме того, опыт создания подобной сети языковых центров и подходы к выстраиванию связей между партнерами, использованные в рамках проекта, представляется целесообразным для распространения в рамках других сетевых взаимодействий. Все это позволит на деле сформировать и реализовать парадигму «Образование в течение всей жизни» в образовательных и языковых центрах страны, что, в свою очередь, позволит повысить качество и доступность языкового образования на удаленных территориях Российской Федерации.
Ссылки на источники1.Закон «Об образовании» (10.07.1992 №32661), ЗАКОН РФ"ОБ ОБРАЗОВАНИИ"от 10.07.1992 N 32661(действующая редакция от 12.11.2012)http://www.consultant.ru/popular/edu/КонсультантПлюс, 199220152.Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (29.12.2012 №273ФЗ) http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121834
3.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756р, http://www.edu.ru/db/mo/data/d_02/393.html
4.Федеральная целевая программа развития образования на 20062010 годы (распоряжение Правительства РФ от 03.09.2005 № 1340р) http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=350111
5.Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 (ред. от 28.01.2015) "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 2015 годы" (07 февраля 2011 г.) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174759/© КонсультантПлюс, 19922015