Содержательный анализ налоговой учетно-аналитической системы
Выпуск:
ART 85310
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кальницкая
И.
В.,
Иванкова
О.
Г.,
Максимочкина
О.
В. Содержательный анализ налоговой учетно-аналитической системы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
1546–1550. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85310.htm.
Аннотация. Одним из приоритетных направлений функционирования налоговой учетно-аналитической системы является прогнозирование воздействия уровня налогообложения на деятельность организации. В статье представлен содержательный анализ компонентного состава налоговой учетно-аналитической системы (налоговый учет, налоговое планирование, налоговый анализ) в контексте ее значения для целей управления организацией.
Ключевые слова:
налоговый учет, управление., налоговая учетно-аналитическая система, налоговый анализ, налоговое планирование
Текст статьи
Иванкова Ольга Георгиевна,
канд. экон. наук, зав. кафедрой«Бухгалтерский учет,анализ и статистика» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Омский филиал, г.Омскivankova2006@yandex.ru
Кальницкая Ирина Владимировна, канд. экон. наук, доцент кафедры«Бухгалтерский учет,анализ и статистика» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Омский филиал, г.Омскkiv2103@mail.ru
Максимочкина Ольга Валерьевна,
канд. экон. наук, доцент кафедры«Бухгалтерский учет,анализ и статистика» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Омский филиал, г.Омскmaksimochkina@yandex.ru
Содержательный анализналоговойучетноаналитической системы
Аннотация. Одним из приоритетных направлений функционирования налоговой учетноаналитической системы является прогнозирование воздействия уровня налогообложения на деятельность организации. В статье представлен содержательный анализ компонентного состава налоговойучетноаналитической системы (налоговый учет, налоговое планирование, налоговый анализ) в контексте ее значения для целей управления организацией. Ключевые слова: налоговая учетноаналитическая система, налоговый анализ, налоговое планирование, налоговый учет, управление
Налоговая учетноаналитическая система является неотъемлемой функциональной составляющей управления организацией, поскольку принятие любого управленческого решения должно анализироваться с позиции налоговых последствий. Налогообложение оказывает существенное влияние на политику ценообразования, стратегию маркетинга и производства, на инвестиционную политику и др. Недооценка налоговых последствий принимаемых управленческих решений может привести к значительному снижению результативности и эффективности функционирования организации. Вследствие этого, прогнозирование воздействия уровня налогообложения на деятельность организации можно выделить как одним из приоритетных направлений функционирования налоговой учетноаналитической системы. Компонентный состав налоговой учетноаналитической системы представляет собой органическое единение трех составляющих: налоговое планирование, налоговый учет, налоговый анализ[4].Налоговое планирование является сферой деятельности, которая позволяет смягчить воздействие внешней среды на текущие и перспективные условия функционирования организации, обеспечить равновесие между фискальной и регулирующей функциями налогов, способствуя повышению эффективности действия стимулирующей роли налоговой системы.Налоговое планирование в общепризнанном понимании –это компонентная часть финансового планирования организации, направленная на оптимизацию налоговых платежей с помощью разрешенных законом способов.Необходимость налогового планирования изначально заложена в действующем налоговом законодательстве, предусматривающем неодинаковые налоговые режимы для отдельных налогоплательщиков, допускающем различные методы исчисления налоговой базы и устанавливающем налогоплательщикам определенные льготы. В общетеоретическом смысле налоговое планирование можно определить как планирование хозяйственной деятельности организации для достижения наиболее выгодной налоговой позиции в рамках действующего налогового законодательства. Исходя из данного определения функциональное предназначение налогового планирования направлено на организацию рациональной хозяйственной деятельности организации в соответствии с требованиями налогового законодательства и возможностями получения необходимых ресурсов, выявление и использование резервов оптимизации налоговыхплатежей с целью достижения наибольшей эффективности функционирования хозяйствующего субъекта. Целевая направленность налогового планирования заключается в обеспечении эффективного использования финансовых ресурсов, оптимизации налоговых платежей при приемлемом уровне налогового риска и высокорентабельное использование собственного капитала.Для достижения целевой направленности налогового планирования как компонентного элемента налоговой учетноаналитической системы необходимо соблюдение следующих принципов:
сбалансированность налоговой политики организации с общей стратегией ее развития;
согласованность налоговой стратегии организации с предполагаемыми изменениями внешней налоговой среды и политики государства;
альтернативность вариантов налоговогопланирования;
обоснованность и реализуемость налогового плана;
законность и приемлемость уровня налоговых рисков;
результативность разработанного налогового плана [3, с.4243]С позиции управления налоговое планирование является связующим звеном между различными стадиями общей системы планирования организации, поскольку взаимодействует с такими управленческими структурами как маркетинг, финансы, кадровая политика, снабжение и является одним из инструментов улучшения показателей эффективного функционирования организации. В процессе налогового планирования не только определяются возможности оптимизации налогообложения, но и оценивается экономическое влияние принимаемых управленческих решений на деятельность организации.
Таким образом, налоговое планирование –это одна из ключевых составляющих финансового планирования и управления денежными потоками организации, позволяющая оптимизировать налоговые платежи при условии увеличения прибыльности организации и повышения ее платежеспособности [3 с. 47].Как дополнение: налоговое планирование –это положительное социальноэкономическое явление современности, так как оно способствует развитию налоговой культуры, соответствует перспективным экономическим интересам государства и бизнеса, направлено на формирование имиджа добросовестного налогоплательщика в глазах клиентов, бизнеспартнеров и государственных органов [3].Доминирующую часть информационного обеспечения налогового планирования составляют результаты налогового анализа, которые в свою очередь, основываются на данных налогового учета. Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ. Организация налогового учета предусматривает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядок ведения бухгалтерского налогового учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета. Данные налогового учета отражают:
порядок формирования суммы доходов и расходов;
порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем (налоговом) периоде;
сумму остатков расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы следующих налоговых периодов;
порядок формирования сумм создаваемых резервов;
сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу [2, с.14].Налоговый учет ведется непрерывно и отражает в хронологическом порядке все операции и объекты учета для целей налогообложения, что обеспечивает юридическую полноценность получаемой информации, поскольку она документально подтверждена. Система налогового учета формируется организацией самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается организацией в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя организации. Предписания Налогового кодекса РФ предоставляют организациям право самостоятельно разрабатывать систему налогового учета в соответствии сего целью, которая заключается в формировании полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций и обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления в бюджет налогов. Это обусловило широкий спектр предлагаемых вариантов организации системы налогового учета в информационной модели организации. Предлагаемые подходы к ведению налогового учета по своей сути различны, но по тем или иным характеристикам они сводятся к двум моделям взаимодействия бухгалтерского финансового учета и налогового учета, широко обсуждаемым в экономической литературе специалистами в области бухгалтерского финансового учета и налогообложения. Эти моделиподразумевают:1. Автономное существование систем бухгалтерского финансового и налогового учета как двух самостоятельных, независимых видов деятельности по учету.Ведение самостоятельного налогового учета отдельного от бухгалтерскогофинансовогоучета обусловлено необходимостью регламентации налоговых платежей исключительно в рамках законодательства о налогах и сборах. Несогласованность положений законодательства о налогах и сборах и бухгалтерского законодательства приводит к возникновению множества объективных причин несопоставимости данных о результатах деятельности, формирующихся в бухгалтерском учете, и показателей налоговой отчетности [1, с. 26].2. Единую систему учета, в рамках которой собирается, группируется и обобщается информация, необходимая длякорректного определения величины налоговых обязательств и для целей бухгалтерского финансового учета.Использование данной модели даеторганизациям возможность использовать единый массив учетных данных, учетной информации при составлении бухгалтерской финансовой и налоговой отчетности. Вместе с тем интеграцию учетов допустимо осуществлять только путем установления близкой к бухгалтерскому финансовому учету содержательной части налоговых требований, но недопустимоэтого делать путем прямого применения правил бухгалтерского учета для целей налогообложения [1, с. 2728].Важной составляющей налоговой учетноаналитической системы является налоговый анализ. Налоговый анализ представляет собой метод научного исследования системы налогообложения экономического субъекта, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. В данном контексте налоговый анализ направлен на изучение составных частей системы налогообложения организации с целью повышения ее результативности и эффективности. Результаты налогового анализа позволяют оценить уровень налоговых обязательств и способствуют разработке управленческих решений по оптимизации налогообложения организации. В частности, в процессе налогового анализа оцениваютуровень налоговой нагрузки, который является очень важным для любой организации, поскольку влияет на ее финансовое положение. Расчет налоговой нагрузки необходим для разработки альтернативных управленческих решений в рамках инвестиционных проектов, более выгодного вложения средств, эффективного размещения производства, а также для анализа результатов деятельности при составлении бизнеспланов на краткосрочный и долгосрочный периоды [5 с.44].В таблице представлена система показателей оценки налоговой нагрузки организации.Таблица1Показатели оценки налоговой нагрузки организации
ПоказателиМетодика расчетаЧислительЗнаменательНалоговая нагрузкаНп+ НкНп–прямые налоги, уплачиваемые организациейНк –косвенные налоги, за исключением налогов, которые организация уплачивает как налоговый агентВыручка, от продажи продукции без НДССовокупная налоговая нагрузкаНп+ Нк + ОвбОвб–отчисления во внебюджетные фонды
Вндс+ ВДВндс–выручка от продажи продукции с НДСВД –внереализационные доходыКоэффициент эффективности налогового планированияЧистая прибыль организацииНп+ Нк + Овб
Доля налоговых отчислений в добавленной стоимостиНп+ Нк + Овб
Добавленная стоимость, создаваемая организацией
Дополнительными показателями, рассчитываемымив компоненте налоговой учетноаналитической системы налоговый анализ,являются:
динамика и структураналоговых платежей;
коэффициентэффективности налогообложения;
коэффициентэффективности налогообложениязатрат;
коэффициент налоговой платежеспособности;
коэффициент налоговых льгот;
доля косвенных и прямых налогов в выручкеот продажи продукции;
доля косвенныхи прямыхналогов в добавленной стоимости. Однако, для организации важно не только прогнозировать размер предстоящих налоговых платежей при возможных изменениях показателей ее хозяйственной деятельности, но и иметь представление о том, как достичь таких экономических показателей деятельности, которые обеспечивают его оптимальное налогообложение [6].В данном контексте «налоговый анализ выступает как своеобразный регулятор интересов производства и налогообложения. Его результаты основываются на знании факторов предпринимательской хозяйственной деятельности, порождающих объекты налогообложения и как следствие налоговую базу; умении определять их влияние на величину налогов, что позволяет достичь оптимального равновесия между перспективой расширения налоговой базы и возникающими в связи с этим изменениями налоговых обязательств, добиться сбалансирования интересов производства и налогообложения, не нарушив при этом налогового законодательства» [6, с.65].
Движение информационных потоков в налоговой учетноаналитической системе между ее компонентами можно определить как налоговый информационный цикл, представляющий собой замкнутыйкруг, что обусловлено взаимозависимостью налогового учета от налогового планирования, налогового анализа от организации налогового учета, налогового планирования от результатов налогового анализа[4].Качественные характеристики учетноаналитической информации для целей управления организацией (достоверность, релевантность, действенность и др.), формируемой в налоговой учетноаналитической системе в значительной степени зависят от уровня профессионализма специалистов, что обусловлено действующим нормативным регулированием в области налогообложения[4].Сложность трактовок положений налогового законодательства, наличие уголовной, административной ответственности за нарушение налогового законодательства требуют высокого уровня знаний специалистов в области налогового планирования, налогового учета и налогового анализа. Кроме того, налоговое планирование необходимо осуществлять с учетом различных отраслей права, в каждой из которых существует своя правовая база, позволяющая организации маневрировать в выборе формы и стратегии деятельности с целью оптимизации налоговых платежей: бухгалтерское законодательство, гражданское законодательство, таможенное законодательство, региональное и муниципальное законодательство.Содержательныйанализ налоговой учетноаналитической системы позволяет сделать вывод, что функционирование налоговой учетноаналитической системы по сравнению с бухгалтерской финансовой учетноаналитической системой и управленческой учетноаналитической системой в меньшей степени ориентировано на управление организацией. Однако непризнание ее роли для управления организацией может иметь негативные последствия, поскольку налоговый аспект присутствует в любом сегменте функционирования организации.
Ссылки на источники1.Бозина О.П. Дорожная карта: курс на упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 23 (317). С. 25332.Бозина О.П. Организация системы налогового учета на предприятии // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 2 (200). С. 13183.Долгих И.Н. Налоговое планирование и оценка его эффективности // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 21 (267). С. 41474.Кальницкая И.В. Налоговая учетноаналитическая система для целей управления организацией // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 42 (288). С.44495.Коростелкина И.А. Методика расчета налоговой нагрузки экономических субъектов // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 32 (326). С. 4151 6.Попова Л.В. Основные направления применения налогового анализа при упрощенной системе налогообложения // Управленческий учет. 2009. № 10. С.5765
канд. экон. наук, зав. кафедрой«Бухгалтерский учет,анализ и статистика» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Омский филиал, г.Омскivankova2006@yandex.ru
Кальницкая Ирина Владимировна, канд. экон. наук, доцент кафедры«Бухгалтерский учет,анализ и статистика» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Омский филиал, г.Омскkiv2103@mail.ru
Максимочкина Ольга Валерьевна,
канд. экон. наук, доцент кафедры«Бухгалтерский учет,анализ и статистика» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Омский филиал, г.Омскmaksimochkina@yandex.ru
Содержательный анализналоговойучетноаналитической системы
Аннотация. Одним из приоритетных направлений функционирования налоговой учетноаналитической системы является прогнозирование воздействия уровня налогообложения на деятельность организации. В статье представлен содержательный анализ компонентного состава налоговойучетноаналитической системы (налоговый учет, налоговое планирование, налоговый анализ) в контексте ее значения для целей управления организацией. Ключевые слова: налоговая учетноаналитическая система, налоговый анализ, налоговое планирование, налоговый учет, управление
Налоговая учетноаналитическая система является неотъемлемой функциональной составляющей управления организацией, поскольку принятие любого управленческого решения должно анализироваться с позиции налоговых последствий. Налогообложение оказывает существенное влияние на политику ценообразования, стратегию маркетинга и производства, на инвестиционную политику и др. Недооценка налоговых последствий принимаемых управленческих решений может привести к значительному снижению результативности и эффективности функционирования организации. Вследствие этого, прогнозирование воздействия уровня налогообложения на деятельность организации можно выделить как одним из приоритетных направлений функционирования налоговой учетноаналитической системы. Компонентный состав налоговой учетноаналитической системы представляет собой органическое единение трех составляющих: налоговое планирование, налоговый учет, налоговый анализ[4].Налоговое планирование является сферой деятельности, которая позволяет смягчить воздействие внешней среды на текущие и перспективные условия функционирования организации, обеспечить равновесие между фискальной и регулирующей функциями налогов, способствуя повышению эффективности действия стимулирующей роли налоговой системы.Налоговое планирование в общепризнанном понимании –это компонентная часть финансового планирования организации, направленная на оптимизацию налоговых платежей с помощью разрешенных законом способов.Необходимость налогового планирования изначально заложена в действующем налоговом законодательстве, предусматривающем неодинаковые налоговые режимы для отдельных налогоплательщиков, допускающем различные методы исчисления налоговой базы и устанавливающем налогоплательщикам определенные льготы. В общетеоретическом смысле налоговое планирование можно определить как планирование хозяйственной деятельности организации для достижения наиболее выгодной налоговой позиции в рамках действующего налогового законодательства. Исходя из данного определения функциональное предназначение налогового планирования направлено на организацию рациональной хозяйственной деятельности организации в соответствии с требованиями налогового законодательства и возможностями получения необходимых ресурсов, выявление и использование резервов оптимизации налоговыхплатежей с целью достижения наибольшей эффективности функционирования хозяйствующего субъекта. Целевая направленность налогового планирования заключается в обеспечении эффективного использования финансовых ресурсов, оптимизации налоговых платежей при приемлемом уровне налогового риска и высокорентабельное использование собственного капитала.Для достижения целевой направленности налогового планирования как компонентного элемента налоговой учетноаналитической системы необходимо соблюдение следующих принципов:
сбалансированность налоговой политики организации с общей стратегией ее развития;
согласованность налоговой стратегии организации с предполагаемыми изменениями внешней налоговой среды и политики государства;
альтернативность вариантов налоговогопланирования;
обоснованность и реализуемость налогового плана;
законность и приемлемость уровня налоговых рисков;
результативность разработанного налогового плана [3, с.4243]С позиции управления налоговое планирование является связующим звеном между различными стадиями общей системы планирования организации, поскольку взаимодействует с такими управленческими структурами как маркетинг, финансы, кадровая политика, снабжение и является одним из инструментов улучшения показателей эффективного функционирования организации. В процессе налогового планирования не только определяются возможности оптимизации налогообложения, но и оценивается экономическое влияние принимаемых управленческих решений на деятельность организации.
Таким образом, налоговое планирование –это одна из ключевых составляющих финансового планирования и управления денежными потоками организации, позволяющая оптимизировать налоговые платежи при условии увеличения прибыльности организации и повышения ее платежеспособности [3 с. 47].Как дополнение: налоговое планирование –это положительное социальноэкономическое явление современности, так как оно способствует развитию налоговой культуры, соответствует перспективным экономическим интересам государства и бизнеса, направлено на формирование имиджа добросовестного налогоплательщика в глазах клиентов, бизнеспартнеров и государственных органов [3].Доминирующую часть информационного обеспечения налогового планирования составляют результаты налогового анализа, которые в свою очередь, основываются на данных налогового учета. Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ. Организация налогового учета предусматривает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядок ведения бухгалтерского налогового учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета. Данные налогового учета отражают:
порядок формирования суммы доходов и расходов;
порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем (налоговом) периоде;
сумму остатков расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы следующих налоговых периодов;
порядок формирования сумм создаваемых резервов;
сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу [2, с.14].Налоговый учет ведется непрерывно и отражает в хронологическом порядке все операции и объекты учета для целей налогообложения, что обеспечивает юридическую полноценность получаемой информации, поскольку она документально подтверждена. Система налогового учета формируется организацией самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается организацией в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя организации. Предписания Налогового кодекса РФ предоставляют организациям право самостоятельно разрабатывать систему налогового учета в соответствии сего целью, которая заключается в формировании полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций и обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления в бюджет налогов. Это обусловило широкий спектр предлагаемых вариантов организации системы налогового учета в информационной модели организации. Предлагаемые подходы к ведению налогового учета по своей сути различны, но по тем или иным характеристикам они сводятся к двум моделям взаимодействия бухгалтерского финансового учета и налогового учета, широко обсуждаемым в экономической литературе специалистами в области бухгалтерского финансового учета и налогообложения. Эти моделиподразумевают:1. Автономное существование систем бухгалтерского финансового и налогового учета как двух самостоятельных, независимых видов деятельности по учету.Ведение самостоятельного налогового учета отдельного от бухгалтерскогофинансовогоучета обусловлено необходимостью регламентации налоговых платежей исключительно в рамках законодательства о налогах и сборах. Несогласованность положений законодательства о налогах и сборах и бухгалтерского законодательства приводит к возникновению множества объективных причин несопоставимости данных о результатах деятельности, формирующихся в бухгалтерском учете, и показателей налоговой отчетности [1, с. 26].2. Единую систему учета, в рамках которой собирается, группируется и обобщается информация, необходимая длякорректного определения величины налоговых обязательств и для целей бухгалтерского финансового учета.Использование данной модели даеторганизациям возможность использовать единый массив учетных данных, учетной информации при составлении бухгалтерской финансовой и налоговой отчетности. Вместе с тем интеграцию учетов допустимо осуществлять только путем установления близкой к бухгалтерскому финансовому учету содержательной части налоговых требований, но недопустимоэтого делать путем прямого применения правил бухгалтерского учета для целей налогообложения [1, с. 2728].Важной составляющей налоговой учетноаналитической системы является налоговый анализ. Налоговый анализ представляет собой метод научного исследования системы налогообложения экономического субъекта, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. В данном контексте налоговый анализ направлен на изучение составных частей системы налогообложения организации с целью повышения ее результативности и эффективности. Результаты налогового анализа позволяют оценить уровень налоговых обязательств и способствуют разработке управленческих решений по оптимизации налогообложения организации. В частности, в процессе налогового анализа оцениваютуровень налоговой нагрузки, который является очень важным для любой организации, поскольку влияет на ее финансовое положение. Расчет налоговой нагрузки необходим для разработки альтернативных управленческих решений в рамках инвестиционных проектов, более выгодного вложения средств, эффективного размещения производства, а также для анализа результатов деятельности при составлении бизнеспланов на краткосрочный и долгосрочный периоды [5 с.44].В таблице представлена система показателей оценки налоговой нагрузки организации.Таблица1Показатели оценки налоговой нагрузки организации
ПоказателиМетодика расчетаЧислительЗнаменательНалоговая нагрузкаНп+ НкНп–прямые налоги, уплачиваемые организациейНк –косвенные налоги, за исключением налогов, которые организация уплачивает как налоговый агентВыручка, от продажи продукции без НДССовокупная налоговая нагрузкаНп+ Нк + ОвбОвб–отчисления во внебюджетные фонды
Вндс+ ВДВндс–выручка от продажи продукции с НДСВД –внереализационные доходыКоэффициент эффективности налогового планированияЧистая прибыль организацииНп+ Нк + Овб
Доля налоговых отчислений в добавленной стоимостиНп+ Нк + Овб
Добавленная стоимость, создаваемая организацией
Дополнительными показателями, рассчитываемымив компоненте налоговой учетноаналитической системы налоговый анализ,являются:
динамика и структураналоговых платежей;
коэффициентэффективности налогообложения;
коэффициентэффективности налогообложениязатрат;
коэффициент налоговой платежеспособности;
коэффициент налоговых льгот;
доля косвенных и прямых налогов в выручкеот продажи продукции;
доля косвенныхи прямыхналогов в добавленной стоимости. Однако, для организации важно не только прогнозировать размер предстоящих налоговых платежей при возможных изменениях показателей ее хозяйственной деятельности, но и иметь представление о том, как достичь таких экономических показателей деятельности, которые обеспечивают его оптимальное налогообложение [6].В данном контексте «налоговый анализ выступает как своеобразный регулятор интересов производства и налогообложения. Его результаты основываются на знании факторов предпринимательской хозяйственной деятельности, порождающих объекты налогообложения и как следствие налоговую базу; умении определять их влияние на величину налогов, что позволяет достичь оптимального равновесия между перспективой расширения налоговой базы и возникающими в связи с этим изменениями налоговых обязательств, добиться сбалансирования интересов производства и налогообложения, не нарушив при этом налогового законодательства» [6, с.65].
Движение информационных потоков в налоговой учетноаналитической системе между ее компонентами можно определить как налоговый информационный цикл, представляющий собой замкнутыйкруг, что обусловлено взаимозависимостью налогового учета от налогового планирования, налогового анализа от организации налогового учета, налогового планирования от результатов налогового анализа[4].Качественные характеристики учетноаналитической информации для целей управления организацией (достоверность, релевантность, действенность и др.), формируемой в налоговой учетноаналитической системе в значительной степени зависят от уровня профессионализма специалистов, что обусловлено действующим нормативным регулированием в области налогообложения[4].Сложность трактовок положений налогового законодательства, наличие уголовной, административной ответственности за нарушение налогового законодательства требуют высокого уровня знаний специалистов в области налогового планирования, налогового учета и налогового анализа. Кроме того, налоговое планирование необходимо осуществлять с учетом различных отраслей права, в каждой из которых существует своя правовая база, позволяющая организации маневрировать в выборе формы и стратегии деятельности с целью оптимизации налоговых платежей: бухгалтерское законодательство, гражданское законодательство, таможенное законодательство, региональное и муниципальное законодательство.Содержательныйанализ налоговой учетноаналитической системы позволяет сделать вывод, что функционирование налоговой учетноаналитической системы по сравнению с бухгалтерской финансовой учетноаналитической системой и управленческой учетноаналитической системой в меньшей степени ориентировано на управление организацией. Однако непризнание ее роли для управления организацией может иметь негативные последствия, поскольку налоговый аспект присутствует в любом сегменте функционирования организации.
Ссылки на источники1.Бозина О.П. Дорожная карта: курс на упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 23 (317). С. 25332.Бозина О.П. Организация системы налогового учета на предприятии // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 2 (200). С. 13183.Долгих И.Н. Налоговое планирование и оценка его эффективности // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 21 (267). С. 41474.Кальницкая И.В. Налоговая учетноаналитическая система для целей управления организацией // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 42 (288). С.44495.Коростелкина И.А. Методика расчета налоговой нагрузки экономических субъектов // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 32 (326). С. 4151 6.Попова Л.В. Основные направления применения налогового анализа при упрощенной системе налогообложения // Управленческий учет. 2009. № 10. С.5765