Определение сформированности профессионально значимых качеств через анализ результатов педагогического эксперимента

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Попова Ю. А. Определение сформированности профессионально значимых качеств через анализ результатов педагогического эксперимента // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1541–1545. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85309.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования профессионально значимых качеств студентов ссузов. В данной статье приводится анализ результатов проведенного педагогического эксперимента. Определяется действительная эффективность модели формирования профессионально значимых качеств, выявляются уровни сформированности ПЗК для специалистов отрасли.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Попова Юлия Анатольевна,заместитель директора по учебной работе Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области «Чеховский механикотехнологический техникум молочной промышленности», г.Чеховjuliyaanatolevna@yandex.ru

Определение сформированности профессионально значимых качеств

через анализ результатов педагогического эксперимента

Аннотация.Статья посвящена проблеме формирование профессионально значимых качеств студентов ССУЗов. В данной статье приводится анализ результатов проведенного педагогического эксперимента.Определяется действительная эффективность моделиформирования профессионально значимых качеств, выявляются уровни сформированности ПЗК для специалистов отрасли.Ключевые слова:профессионально значимые качества, специалисты молочной промышленности, педагогический эксперимент, факультативный курс, уровни сформированности ПЗК.

Для расширения и углубления знанийбудущих специалистов,дляформирования первичных профессиональных умений и навыков по производству молока и молочных продуктов, икак следствие, для освоения профессиональных компетенций, для формированияпрофессионально значимых качеств студентов, нами была разработана и предложена к действию Программа факультативного курса «Лабораторный анализ сырья». В ходе изученияфакультативного курса, мы наблюдали, как происходит процессинтеграции учебной ивнеучебной деятельности, осуществляемый посредством активного включения студентов в учебнопроизводственную деятельность. Овладение студентами учебными навыками, поиском и анализом информации, разрешением конфликтов, общением, принятием решений все это служит формированию профессионально значимых качеств. Предлагаемый факультативный курс проводитсяв Учебнопроизводственной молочной лаборатории во время прохождения студентами первого этапа учебной практики, и наряду с основной программой, студенты получают болееглубокие и интересные знания, а также отрабатывают приобретенные умения. Главная цель факультативного курса –удовлетворение познавательного интереса, углубление химической подготовкистудентов ССУЗа, и, как следствие, развитие профессионально значимых качеств техникатехнолога молочной промышленности.На изучение курса отводится 56 часов. Курс рассчитан на студентов 23 курсов, обучающихся по специальности 260201 «Технология молока и молочных продуктов». Значительное место в настоящем курсе уделяется реализации межпредметных связей. Программой факультативного курса предусмотрено изучение теоретических вопросов и проведение лабораторнопрактических занятий. Согласно плану эксперимента, для выявления уровня сформированности производственнотехнологических профессионально значимых качеств технолога молочной промышленности, мы провелитестирование студентов. Для вычисления надежности теста, рассчитали коэффициенткорреляции Пирсона. В нашем случаеонсоставил 0,766. Данное значение показывает удовлетворительную надежность теста (больше +0,7)Ниже представлены диаграмма, отражающая результаты тестирования студентовтехнологов в начале ив конце эксперимента.Диаграмма 1

Как мы можем наблюдать, в ходе формирующего эксперимента значительно повысилось число правильно выполненных заданий в разделах «Химическая посуда» и «Методы анализов сырья» (с 38,8 % до 78, 1 % ис 44,5% до74,7% соответственно). Такие результаты подтверждают необходимость реализации факультативного курса и правильность выбранной методики егореализации. Для подведениярезультатов педагогического эксперимента, определим соответствие процентного выражения уровня сформированности ПЗК определениям «высокий –профессиональноэффективный», «средний –профессиональнофункциональный» и «низкий –базовый» (таб.1).Таблица 1Соответствие процентного выражения уровням сформированностиПЗК

УровниПроизводственнотехнологические ПЗКПоказатель, %

Высокийпрофессиональноэффективный

Отлично владеет умениями организовывать и вести технологические процессы производства молока и молочных продуктов; самостоятельно контролирует качество сырья, готовой продукции; владеет умениями проводить первичную переработку молока; изготавливает производственную закваску; уверенно эксплуатирует основное технологическое оборудование; умеет принимать решения в нестандартных производственных ситуациях.90 ÷ 100СреднийпрофессиональнофункциональныйВ целом владеет умениями организовывать и вести технологические процессы производства молока и молочных продуктов; контролируеткачество сырья, готовой продукции; владеет умениями проводить первичную переработку молока; изготавливает 80 ÷ 89Хим.п.ПТБХ.с.м.Мет.анКонстатирующий этап38,560,55644,5Формирующий этап78,168,468,674,70102030405060708090% сформированностиПЗКРезультаты тестового опроса студентов до проведения факультативного курса и послепроизводственную закваску; эксплуатирует основное технологическое оборудование; умеет принимать решения в стандартных производственных ситуациях.НизкийбазовыйЗатрудняется самостоятельно организовывать и вести технологические процессы производства молока и молочных продуктов; контролироватькачество сырья, готовой продукции; проводить первичную переработку молока; изготавливать производственную закваску; испытывает трудности в эксплуатации основноготехнологического оборудования; не готов приниматьрешения в нестандартных производственных ситуациях и не решителен в принятии решений в стандартных производственных ситуациях.70 ÷ 79

Определив соответствие процентного выражения уровням сформированностиПЗК, мыпопытались определить эффективность проделанной нами педагогическойработы по формированию профессионально значимых качеств студентов–будущих технологов молочной промышленности.

Полученные данные представлены в таблице 2.Таблица 2Динамика средней рейтинговой оценки процесса формирования ПЗК у студентов (%)

Уровень Экспериментальная группа НачалоэкспериментаКонец экспериментаИзмененияВысокий23%40%+17Средний50%53,3%+3,3Низкий27%6,7%20,3

В экспериментальнойгруппе приростчисла студентов, достигших высшего уровня составил 17%; в данной группе приростхарактерен для каждой частислагаемых производственнотехнологического ПЗК. В экспериментальной группе наблюдается динамика от низкого и среднего уровня до высокого. Какпоказывают приведенные данные, число студентов из экспериментальной группы, с высоким уровнем постоянно растет, то есть наблюдается положительная динамика. Это говорит об эффективности модели формирования профессионально значимых качеств студентовтехнологов.Сравнительный анализ результатов обучения в экспериментальной группе показывает, что реализация в учебном процессе разработанной нами модели формирования профессионально значимых качеств, позволяет эффективно сформировать у студентов производственнотехнологические профессионально значимые качества в соответствии с требованиями современного рынка труда. Студенты экспериментальной группы также показали более высокие результаты по дисциплинам общепрофессионального и специального циклов, что подтверждается итогами промежуточной аттестации. Действительная эффективность модели формирования профессионально значимых качеств можетбыть подтверждена итогами «Конкурса на звание лучшего лаборанта», проводимого в рамках итоговогоконтроля знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе прохождения учебной практики в учебнопроизводственной молочной лаборатории. Сравнительный анализ показал, что количество студентов техникума, обучавшихся в условиях реализации модели формирования профессионально значимых качеств и получившихСвидетельство о присвоении рабочей профессии –лаборант, выше, чем число студентов, обучавшихся в ранние годы по стандартной программе (таб.3).Таблица 3Анализ количества студентов, получивших рабочую профессию лаборанта

ГруппаВсегостудентовКоличество студентов, прошедших квалификационные испытания и получивших рабочую профессию% соотношение21т (20092010 уч.год).442761,421т (20102011 уч.год).482858,3экспериментальная21т (20112012 уч.год).403177,5экспериментальная21т (20122013 уч.год) 352982,8

Значительное повышение результатов в экспериментальной группе свидетельствуетоб эффективности проводимой работы по формированию профессионально значимых качеств устудентов.

Ссылки на источники1.Попов О.А. Методы математической статистики. // Статистика в психологии и педагогике.2009.URL:http://psystat.at.ua/[Датаобращения30.03.2015].