Формирование социально-профессиональной готовности воспитанников детского дома через организацию системы социального партнерства: опыт работы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рязанова Г. А. Формирование социально-профессиональной готовности воспитанников детского дома через организацию системы социального партнерства: опыт работы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1641–1645. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85329.htm.
Аннотация. В данной статье описан опыт работы по формированию социально-профессиональной готовности воспитанников детского дома, отражена система взаимодействия социальных институтов с детским домом и ребенком в частности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Рязанова Галина Анатольевна,Воспитатель,ГКОУ РО детский дом №3 г.Таганрогаryazanova1gr@mail.ru

Формирование социальнопрофессиональной готовности воспитанников детского дома через организацию системы

социального партнерства. Опыт работы.

Аннотация.В данной статье описан опыт работы по формированию социальнопрофессиональной готовности воспитанников детского дома, отражена система взаимодействия социальных институтов с детским домом и ребенком в частности.Ключевые слова:социальное партнерство, социальная адаптация, социальная мобильность

«Ребенок существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь». Я. Корчак

Сегодня одним из важных положений модернизации системы образования РФ является готовность выпускников образовательных учреждений нести личную ответственность за собственнуюжизньи благополучие общества. Достижение этого результата предполагает, с одной стороны, освоение учащимися (воспитанниками) социальных навыков и практических умений, обеспечивающих их социальную адаптацию к условиям меняющегося общества, а, с другой стороны, социальную мобильность молодых людей, их способность к возможной быстрой смене социальных и экономических ролей, возможность активного и творческого участия в общественном прогрессе. Социальная компетентность является интегративным показателем готовности ребенка к самостоятельной жизни, самостоятельному построению значимых жизненных перспектив, особенно в вопросе воспитания детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Этидети, не имеющие примера созидательной, конструктивной деятельности в своей семье, легко усваивают позицию потребителя, о нуждах которого заботится государство.Таким образом, по своему содержанию, на наш взгляд, процесс воспитания в группе должен стать своеобразным «тренажером» для формирования готовности детейк выполнению социальных ролей в основных сферах жизнедеятельности: Семья – Коллектив – Общество –Мир –Ясфера.В своей работемыруководствуемсяпедагогическими идеями:

коррекционной педагогики Я. Корчака;[7]

теории педагогической поддержки О. Газмана;[2]

системноролевой теории развития личности Н.М.Таланчука.[8]На основании изучения психологопедагогической литературы, передового педагогического опыта нами была разработана авторская программа (Г.А.Рязанова, Г.В.Катаева) «Организация процесса социальной адаптации детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей», занявшая III место на конкурсе образовательных программ по Ростовской области, 2003г.В 2012 году «вышла в свет» новая обновленная и переработанная редакция нашей программы сизмененным названием «Ключик успеху» программа по формированию социальнотрудовой готовности воспитанников, получившую положительную внешнюю рецензию канд. пед. наук «Таганрогского педагогического института им. А.П. Чехова» Т.Н. Меньшиковой, а главное подтвердившая свою результативность на практике.Нанашихвоспитательных часах активно используются интерактивные методы воспитания и обучения, ролевые игры, элементы тренингов, упражнения психогимнастики, релаксационные минуты, физминутки, упражнения на развитие познавательных процессов, беседы, тренинги, круглые столы по формированию здорового образа жизни, духовной и физической культуре. В результате при организации самоподготовки, проведении воспитательных часов и коррекционных занятий в группе создается особая психологически безопасная среда, которая способствует восстановлению, сохранению и укреплению здоровья наших воспитанников.Типичный ритм жизни детского дома, темп его жизнедеятельности и объем нагрузок в работе педагогов и воспитанников построен в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями ребенка, состоянием здоровья. Для каждого воспитанника продуман гибкий режим жизнедеятельности. Индивидуальный режим дня –это не строго регламентированная деятельность. Это правильное распределение нагрузки на воспитанника, это рациональное планирование его деятельности с учетом «свободных зон развития».С этой целью в начале года нами проводится мониторинг здоровья воспитанников, данные заносятся в специальную таблицу, на основании которой иопределяется общая нагрузка, подбираются соответствующие здоровьесберегающие методы и технологии индивидуально для каждого воспитанника. Большое внимание уделяетсяпрофилактической работе. В группе систематически проводятся занятия по пропаганде здорового образа жизни, значимости активной гражданской позиции, умению противостоять давлению. Еженедельно в группе проводятся рефлексионные занятия «Итоги недели», на которых ребята анализируют свои успехи и неудачи. Ведутся дневники «Мой день». Максимальногорезультата в образовании, воспитании и сохранении здоровья можно добиться только в условиях психологического комфорта. Внашемпонимании он предполагает взаимоотношение воспитанников друг с другом в атмосфере совместного творчества; самореализацию личности в различной творческой деятельности, возможность учиться и развиваться соответственно своим психофизиологическим особенностям и интересам; теплую дружескую атмосферу в коллективе, способствующую сохранению здоровья и развитию активной созидательной личности.

Так, среди нашихвоспитанников: 2 отличника; 1 –хорошист и 1 воспитанник имеет одну тройку, трое воспитанников учатся удовлетворительно.1 Ребята ежегодноучаствуютв международных и всероссийских предметных олимпиадах.







1В группе 9 человек, из них 2 дошкольника.Таблица 1Результативность воспитательной работыКритерии 201020112011201220122013Успеваемость 100%100%100%Преступления и правонарушения нетнетнетПостановка на учет в школе и в органах внутренних дел нетнетнетЗанятость воспитанников во внеурочное время 100%100%100%Включенность в групповые дела100%100%100%Включенность в самоуправление детского дома 25%33%33%Уровень удовлетворенности работой воспитателей (по результатам тестирования психологическойатмосферы в группе)высокийвысокийвысокий

Таблица 2Результативность учебной деятельностиУчебный годКол. воспитан.Результативность % успеваемости % качества знаний «5» «54» «3» «2» 201020117115

100%28,5%2011201210217

100%30%2012201310217

100%30%Воспитанники являются активными участниками в создании комфортых условий в своей групповой комнате и спальных помещениях. Ежегодно в детском доме проводится конкурс по эстетическому оформлению и санитарному состоянию вышеназванных объектов. Ребята оформляют комнаты своими творческими поделками, вместес нами,воспитателями, изготавливают салфетки, покрывала, подушечки и другие аксесуары. На протяжении многих лет наша группа занимает 1 места.Большое внимание в своей работемыуделяемтрудовой подготовке своих воспитанников от элементарных навыковдо начальных профессиональных (профессиональные пробы на предприятияхгорода).Также одним из приоритетных направлений является нравственное воспитание, за последние 5 лет заметна положительная динамика, рост уровня воспитанности наших детей.Динамика уровня воспитанности детей 1 группыВсе воспитанники группы вовлечены в работу кружков, спортивных секций, многие ребята имеют высокие индивидуальные достижения, являясь лауреатами и дипломантами городских, областных и всероссийских конкурсов детского художественного творчества и спорта.Воспитанники имеют грамоты за активное участие в жизни ОУ.Таблица 4Включенность детей 1 группы в деятельность кружков, секции.Кружки, студии Количество детей % участников Рукоделие 6 66,7 Резьба по дереву2 22,2 Эстрадного танца5 55,6 Информатики 2 22,2 ИЗО 7 77,8 ВИА 4 44,4 Спортивный 7 77,8 Казачий 8 88,9 Воскресная школа 5 55,6

Многие наши воспитанники успешно интегрировались в обществе. Анализируя жизненные истории наших воспитанников, мы можем говорить о большом проценте благополучно сложившихся судеб. Конечно, есть и печальные страницы в жизненных историях. И столь печальный результат, как показывает практика, зависит от многих факторов: личностные особенности, наследственность, среда, но одним из главных факторов, на наш взгляд, является отсутствие поддержки. Для ребенка, оставшегося без попечения родителей очень важно, чтобы рядом с ним был значимый взрослый, который поддержит, согреет, разделит печаль и радость на всем жизненном пути. В детском доме воспитатель не в силах полностью удовлетворить эмоциональную, психологическую потребность своих воспитанников, а после выпуска тем более. Понимаяэто, наш коллектив давно сотрудничает со многими предприятиями и организациями города и области, в надежде, что помощь шефов улучшит жизнь детей, и главное, ребенок найдет «своего значимого взрослого». Так и происходит, в процессе непосредственного общения во время праздников, будничных встречмежду нашими взрослыми друзьями и детьми складываются теплые, доверительные отношения и в некоторых случаях эти отношения перерастают в нечто большее. В лице шефа ребенок приобретает не только друга, но и родственника (социального), который поддерживает и участвует в его судьбе до и после выпуска из детского дома. Взрослые люди, которые становятся друзьями нам и социальными родителями нашим воспитанникам,помогают ввести каждого ребенкав социум, подготовитьего к реальной самостоятельной жизни.Результатом успешной организации воспитательнойдеятельности является поступление наших выпускников в средние и высшие ОУ города и области, их успешная адаптация в социуме.Динамика результатов нашей работы по заявленной теме зависит от систематического изучения проблем, особенностей педагогического творчества, от участия в профессиональных и творческих конкурсах, в разработках авторских программ, в проведении семинаров, «круглых столов», мастерклассов, а главное от людей,которые готовы активно участвовать в судьбах детейсирот дарить им свою любовь и тепло.

Ссылки на источники1.Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. М., 1989. С.2212372.Газман О.С. Гуманизм и свобода // Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1990.3.Газман О.С. Самоопределение // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995. С.82.4.Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы.// Новые ценности образования. №2. М., 1995.С. 1645.5.Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века // Новые ценности образования. Вып. 6. М., 1996. С. 1037.6.Коджаспирова, Г.И., Коджаспиров, А.Д. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.И. Коджаспирова, А.Д. Коджаспиров. М.: Издательский Центр "Академия", 2000. –176 с.7.Корчак, Я. Как любить ребенка: книга о воспитании //Я. Корчак. –М.: Знание, 1990. –129 с.8.Рязанова Г.А. Социальная адаптация детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей Pedsovet.su –сообщество взаимопомощи учителей // URL: http://pedsovet.su/publ/82103320[16.02.2015г.]9.Рязанова Г.А. Социальная адаптациядетейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей тезисы //Шаг навстречу, по материалам VIII всероссийского конкурса педагогических достижений воспитателей ГБОУ для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Спб.: БФ "Наше завтра",2013 с. 7210.Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. –М.: ТЦ Сфера, 2003. –С. 18 27