Повышение личностного адаптационного потенциала курсантов методами психической саморегуляции
Выпуск:
ART 85343
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бобков
О.
Б. Повышение личностного адаптационного потенциала курсантов методами психической саморегуляции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
1711–1715. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85343.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с возникновением дезадаптивных форм поведения, стрессовых ситуаций, психологического перенапряжения курсантов военного авиационного вуза в учебной и служебной деятельности. Показаны способы предотвращения разрушительного воздействия стресса и необходимость знания потенциальных возможностей своего организма с целью развития у курсантов личностных свойств, таких как стабильность личностных структур и их адаптивность (активное приспособление к факторам летной деятельности), умение приспосабливаться к специфическим факторам социальной среды. В статье раскрывается научное представление о содержании понятия «психическая саморегуляция». Автором изложены результаты эмпирического исследования, представлен комплекс методик, адекватных задачам и содержанию диагностики личностного адаптационного потенциала курсантов первого курса военного авиационного вуза. Предложены практические рекомендации по профилактике стрессогенных ситуаций и управлению психоэмоциональным состоянием, которые содержат приемы и методы психической саморегуляции. Излагаемые сведения могут быть использованы военными специалистами при проведении индивидуальных занятий, направленных на самопознание и личное самосовершенствование.
Ключевые слова:
дезадаптация, курсанты военных авиационных вузов, психическая саморегуляция, личностный адаптационный потенциал
Текст статьи
Бобков Олег Борисович,кандидат психологических наук, доцент, начальник кафедры тактики и общевоенных дисциплин филиала военного учебнонаучного центра ВВС «Военновоздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина». Сызраньhabololeg@mail.ru
Повышение личностного адаптационного потенциала курсантов методами психической саморегуляции
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с возникновением дезадаптивных форм поведения, стрессовых ситуаций, психологического перенапряжения курсантов военного авиационного вуза в учебной и служебной деятельности. Показаны способы предотвращения разрушительного воздействия стресса и необходимость знания потенциальных возможностейсвоего организма с целью развития у курсантов личностных свойств, таких как стабильность личностных структур и их адаптивность (активное приспособление к факторам летной деятельности), умение приспосабливаться к специфическим факторам социальной среды. В статье раскрывается научное представление о содержании понятия «психическая саморегуляция». Автором изложены результаты эмпирического исследования, представлен комплекс методик, адекватных задачам и содержанию диагностики личностного адаптационного потенциала курсантов первого курса военного авиационного вуза. Предложены практические рекомендации по профилактике стрессогенных ситуаций и управлению психоэмоциональным состоянием, которые содержат приемы и методы психической саморегуляции. Излагаемые сведения могут быть использованы военными специалистами при проведении индивидуальных занятий, направленных на самопознание и личное самосовершенствование.Ключевые слова: курсанты военных авиационных вузов, психическая саморегуляция, личностный адаптационный потенциал, дезадаптация.
Во все времена военная служба обязательно сопровождалась значительными психическими и физическими нагрузками. Опираясь на практический опыт, можно сказать, что навыки самоуправления дают возможность военнослужащему становиться выше обстоятельств в обычной обстановке и экстремальных ситуациях. Умение опираться на собственные силы, находить «ключ» к самому себе являются важнейшими предпосылками в военнопрофессиональной деятельности. Профессиональное становление личности военнослужащего –это длительный сложный процесс, сопровождающийся существенными психофизиологическими усилиями. Изменение темпа жизни, разлука с близкими людьми, распорядок дня согласно устава, регламентированный стиль поведения и общения, необходимость подчинения, невозможность уединения, повышенная ответственность, определенные бытовые сложности и неудобства, непривычные климатические и географические условия места службы, вредные профессиональные условия труда, что предъявляет повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья военных летчиков [4]. К профессиональным особенностям летного труда можно отнести ограниченное пространство, шум, вибрация, температурные нагрузки, электромагнитное излучение, операторская деятельность, аварийные ситуации и т.п. Немаловажным моментом является влияние не только учебных нагрузок, но и трудностей в обучении и летной практике, возникающих по различным причинам. Это сказывается на личностноэмоциональной сфере курсантов, достигая значительной выраженности, может вызывать разбалансированность ее структуры. В результате чего усугубляются имеющиеся или возникают новые отрицательные личностные черты, которые затрудняют освоение программы обучения в летном вузе [3].Во избежание вышеуказанных проблем в учебной и служебной деятельности необходимо применять специальные методы формирующих воздействий. Комплекс данных методов позволит развивать у курсантов такие личностные свойства, как стабильность (устойчивость) личностных структур и их адаптивность (активное приспособление к факторам летной деятельности), а также умение приспосабливаться к специфическим факторам социальной среды [1]. Существует большой арсенал общих и специальных методов психофизиологической подготовки, однако определенную ценность в работе по психопрофилактике дезадаптации военнослужащих имеют методы управления функциональным состоянием организма. Научиться управлять собой в любой обстановке, в том числе и критической, важно и полезно каждому человеку. В профессиональной лётной деятельности, в сложных условиях, при сопутствующем определенном риске и повышенной опасности, управление собственным психофизиологическим состоянием крайне необходимо. В данном случае применение метода психической саморегуляциине только способствует стабилизации эмоциональной сферы, но и направлено на активацию личностных черт, обеспечивающих самоанализ, профессиональную адекватность поведения, что придает адаптивным реакциям динамический характер [4].На базе филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Сызрани проводилось эмпирическое исследование курсантов 1 курса. В экспертную группу вошли 306 человек, возрастной диапазон испытуемых составил 1718 лет. Целью данного исследования являлось определение влияния методов психической саморегуляции на развитие личностного адаптационного потенциала курсантов.Для реализации поставленной цели были использованы:
стандартизированные методики: 1) тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН), предназначенный для оценки актуального (субъективного) текущего функционального состояния [2]; 2) многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», предназначенный для изучения адаптационных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социальнопсихологических характеристик личности [1]; 3) психологический опросник «Сопровождение», предназначенный для выявления дезадаптивных нарушений у курсантов вузов в процессе военнопрофессионального обучения и деятельности [1];
педагогические и специальные психофизиологические методы. В результате обработки первичных данных теста «Адаптивность» был выявлен общий уровень развития адаптационного потенциала исследуемых курсантов. С целью прогноза характера возможных нарушений процесса военнопрофессиональной адаптации подробно были проанализированы шкалы 3го уровня теста «Адаптивность» («поведенческая регуляция», «коммуникативный потенциал», «моральная нормативность») (рис. 1).
Рис.1. Уровень развития личностного адаптационного потенциалаВ процессе сопровождения учебновоспитательного процесса нами проводился метод психической саморегуляции (ПСР) психологическое средство коррекции и развития личностных свойств путем управления курсантом своим функциональным состоянием, с целью развития свойств, обеспечивающих противодействие дестабилизирующим и дезадаптирующим влияниям экстремальных факторов летной деятельности [4]. С курсантами проводились следующие мероприятия:
лекционные занятия о психологических особенностях летного труда и вытекающих из них требованиях к качествам человека;
индивидуальные беседы о психологических особенностях летного труда и вытекающих из них требований к качествам человека;
индивидуальные беседы об особенностях личностной и интеллектуальной сферы, их проявления в реальной деятельности и путей развития для преодоления конкретных трудностей в учебной работе каждого курсанта.Проведение такой работы способствовало формированию у курсантов навыков самоанализа, обеспечивающих стабильность и адаптивность личности, готовность к преодолению возникающих проблем.Метод ПСР проводился в 2 этапа. На первом этапе курсанты обучались навыкам расслабления и активации. Овладение курсантами приемами собственно ПСР, включающей способы, как расслабления, так иактивации проходило на 2 этапе.Особое внимание уделялось таким занятиям на 1м курсе. По мере овладения курсантами приемами саморегуляции акцент переносился на их самостоятельное индивидуальное применение. При этом в зависимости от особенностей курсанта и конкретных условий освоения им учебной (летной) деятельности им было рекомендовано проводить расслабление или активацию для восстановления своих сил в зависимости от характера и напряженности выполняемой деятельности. Результат сравнительного анализа (показателей личностного адаптационного потенциала курсантов представлен в таблице 1.Таблица 1Сравнительный анализ показателей личностного адаптационного потенциала курсантов
ЛАП (чел./%)НПУ (чел./%)МН (чел./%)КО (чел./%)высхорудвлвысхорудвлвысхорудвлвысхорудвлПри поступлении080,59,44,41,614%2,7%75%22,3%075%25%Через 6 месяцев13,87511,263,830,55,7%5,4%75%19,6%5,4%83,3%11,3%Контроль2,74,62,769,427,92,7%083,3%16,7%091,6%8,4%
Динамику формирования личностного адаптационного потенциала можно наблюдать на графиках (рис. 2, 3, 4, 5).020406080100ЛАПНПУМНКОвысокийхорошийудовлетвРис.2. Распределение курсантов по уровню сформированности личностного адаптационного потенциала
При поступлении 19,4% –группа удовлетворительной адаптации. Лица, отнесенные к данной категории, обладают, как правило, невысокой эмоциональной устойчивостью. В процессе служебной деятельности возможны асоциальные срывы. Адаптация к военной службе затруднена и зависит от внешних условий и психологического климата в коллективе. Контроль 2,7% .
Рис. 3. Динамика показателей уровня нервнопсихической устойчивости
14% группа с низким уровнем поведенческой регуляции. Для лиц, отнесенных к этой группе, характерна определенная склонность к нервнопсихическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и адекватного восприятия действительности. Контроль 2,7% .
Рис.4. Динамика показателей коммуникативной компетентности курсантов
25% группа с низким уровнем коммуникативных способностей. Лица, отнесенные к данной группе, испытывают затруднения в построении контактов с окружающими. Характерно проявление агрессивности, повышеннаяконфликтность. Контроль 8,4% .020406080100201220132014хорошийвысокийудовлетв020406080201220132014хорошийвысокийудовлет020406080100201220132014хорошийвысокийудовлет Рис. 5. Динамика показателей моральной нормативности курсантов
22,3% (8 человек) группа с невысоким и средним уровнем моральной нормативности. Большинство лиц этой группы имеют низкий уровень социализации, не могут адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремятся соблюдать общепринятые нормы поведения. Контроль 16,7% (6 человек).По результатам данных таблиц видно, что на фоне уменьшения числа курсантов, имеющих удовлетворительный уровень личностного адаптационного потенциала, идет увеличение числа курсантов, обладающих высоким и хорошим уровнем данного показателя. Такая же картинанаблюдается и при проведении сравнительного анализа показателей шкал 3го уровня теста «Адаптивность» («поведенческая регуляция», «коммуникативный потенциал», «моральная нормативность»). Обучение курсантов методам психической саморегуляции является однимиз способов преодоления формирующихся неадекватных реакций, которые зачастую влекут за собой целый шлейф последующих, также не всегда адекватных действий и поступков. Подобные реакции имеют свойство закрепляться в типичных формах поведения, которые формируют привычный стереотип реагирования (к сожалению, не всегда целесообразный и полезный).Неадекватный стереотип реагирования лежит в основе низкой успеваемости, недисциплинированности, снижения мотивации, развития функциональной патологии и т.д. Овладев методом психической саморегуляции, курсант может в определенной мере стимулировать свою интеллектуальную деятельность, поддерживать высокий уровень работоспособности, адекватно реагировать на стрессовые ситуации, рационально расходовать психофизиологическиерезервы, снимать неблагоприятные мотивационные установки и т.п. Этот метод поможет более глубоко познать свой внутренний мир, а значит, совершенствовать свои моральнонравственные качества, формировать устойчивость к любым трудностям психического и физического порядка.
Ссылки на источники1. Профессиональное становление военного специалиста в период обучения в вузе в условиях модернизации военного образования. Сибирский педагогический журнал. –Новосибирск: НГПУ, 2011. № 2. Бобков О.Б., Бобкова Т.С.2. Методики военного профессионального психологического отбора / Под ред. В.И. Лазуткина, В.А. Жильцова, Г.М. Зараковского, Н.П. Островского. Методическое пособие. М.: МО РФ 2005 г.. –528 с.3. Физиология летного труда. Учебник / под редакцией В.С.Новикова.–СанктПетербург «Наука», 1997 г. –412 с.4. Формирование и развитие профессиональных важных качеств у курсантов в процессе обучения в ВВАУЛ / под редакцией В.А. Пономаренко, А.А. Вороны. –Москва: Военноеиздательство, 1992 г. –184 с.
020406080100201220132014хорошийвысокийудовлет
Повышение личностного адаптационного потенциала курсантов методами психической саморегуляции
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с возникновением дезадаптивных форм поведения, стрессовых ситуаций, психологического перенапряжения курсантов военного авиационного вуза в учебной и служебной деятельности. Показаны способы предотвращения разрушительного воздействия стресса и необходимость знания потенциальных возможностейсвоего организма с целью развития у курсантов личностных свойств, таких как стабильность личностных структур и их адаптивность (активное приспособление к факторам летной деятельности), умение приспосабливаться к специфическим факторам социальной среды. В статье раскрывается научное представление о содержании понятия «психическая саморегуляция». Автором изложены результаты эмпирического исследования, представлен комплекс методик, адекватных задачам и содержанию диагностики личностного адаптационного потенциала курсантов первого курса военного авиационного вуза. Предложены практические рекомендации по профилактике стрессогенных ситуаций и управлению психоэмоциональным состоянием, которые содержат приемы и методы психической саморегуляции. Излагаемые сведения могут быть использованы военными специалистами при проведении индивидуальных занятий, направленных на самопознание и личное самосовершенствование.Ключевые слова: курсанты военных авиационных вузов, психическая саморегуляция, личностный адаптационный потенциал, дезадаптация.
Во все времена военная служба обязательно сопровождалась значительными психическими и физическими нагрузками. Опираясь на практический опыт, можно сказать, что навыки самоуправления дают возможность военнослужащему становиться выше обстоятельств в обычной обстановке и экстремальных ситуациях. Умение опираться на собственные силы, находить «ключ» к самому себе являются важнейшими предпосылками в военнопрофессиональной деятельности. Профессиональное становление личности военнослужащего –это длительный сложный процесс, сопровождающийся существенными психофизиологическими усилиями. Изменение темпа жизни, разлука с близкими людьми, распорядок дня согласно устава, регламентированный стиль поведения и общения, необходимость подчинения, невозможность уединения, повышенная ответственность, определенные бытовые сложности и неудобства, непривычные климатические и географические условия места службы, вредные профессиональные условия труда, что предъявляет повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья военных летчиков [4]. К профессиональным особенностям летного труда можно отнести ограниченное пространство, шум, вибрация, температурные нагрузки, электромагнитное излучение, операторская деятельность, аварийные ситуации и т.п. Немаловажным моментом является влияние не только учебных нагрузок, но и трудностей в обучении и летной практике, возникающих по различным причинам. Это сказывается на личностноэмоциональной сфере курсантов, достигая значительной выраженности, может вызывать разбалансированность ее структуры. В результате чего усугубляются имеющиеся или возникают новые отрицательные личностные черты, которые затрудняют освоение программы обучения в летном вузе [3].Во избежание вышеуказанных проблем в учебной и служебной деятельности необходимо применять специальные методы формирующих воздействий. Комплекс данных методов позволит развивать у курсантов такие личностные свойства, как стабильность (устойчивость) личностных структур и их адаптивность (активное приспособление к факторам летной деятельности), а также умение приспосабливаться к специфическим факторам социальной среды [1]. Существует большой арсенал общих и специальных методов психофизиологической подготовки, однако определенную ценность в работе по психопрофилактике дезадаптации военнослужащих имеют методы управления функциональным состоянием организма. Научиться управлять собой в любой обстановке, в том числе и критической, важно и полезно каждому человеку. В профессиональной лётной деятельности, в сложных условиях, при сопутствующем определенном риске и повышенной опасности, управление собственным психофизиологическим состоянием крайне необходимо. В данном случае применение метода психической саморегуляциине только способствует стабилизации эмоциональной сферы, но и направлено на активацию личностных черт, обеспечивающих самоанализ, профессиональную адекватность поведения, что придает адаптивным реакциям динамический характер [4].На базе филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Сызрани проводилось эмпирическое исследование курсантов 1 курса. В экспертную группу вошли 306 человек, возрастной диапазон испытуемых составил 1718 лет. Целью данного исследования являлось определение влияния методов психической саморегуляции на развитие личностного адаптационного потенциала курсантов.Для реализации поставленной цели были использованы:
стандартизированные методики: 1) тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН), предназначенный для оценки актуального (субъективного) текущего функционального состояния [2]; 2) многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», предназначенный для изучения адаптационных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социальнопсихологических характеристик личности [1]; 3) психологический опросник «Сопровождение», предназначенный для выявления дезадаптивных нарушений у курсантов вузов в процессе военнопрофессионального обучения и деятельности [1];
педагогические и специальные психофизиологические методы. В результате обработки первичных данных теста «Адаптивность» был выявлен общий уровень развития адаптационного потенциала исследуемых курсантов. С целью прогноза характера возможных нарушений процесса военнопрофессиональной адаптации подробно были проанализированы шкалы 3го уровня теста «Адаптивность» («поведенческая регуляция», «коммуникативный потенциал», «моральная нормативность») (рис. 1).
Рис.1. Уровень развития личностного адаптационного потенциалаВ процессе сопровождения учебновоспитательного процесса нами проводился метод психической саморегуляции (ПСР) психологическое средство коррекции и развития личностных свойств путем управления курсантом своим функциональным состоянием, с целью развития свойств, обеспечивающих противодействие дестабилизирующим и дезадаптирующим влияниям экстремальных факторов летной деятельности [4]. С курсантами проводились следующие мероприятия:
лекционные занятия о психологических особенностях летного труда и вытекающих из них требованиях к качествам человека;
индивидуальные беседы о психологических особенностях летного труда и вытекающих из них требований к качествам человека;
индивидуальные беседы об особенностях личностной и интеллектуальной сферы, их проявления в реальной деятельности и путей развития для преодоления конкретных трудностей в учебной работе каждого курсанта.Проведение такой работы способствовало формированию у курсантов навыков самоанализа, обеспечивающих стабильность и адаптивность личности, готовность к преодолению возникающих проблем.Метод ПСР проводился в 2 этапа. На первом этапе курсанты обучались навыкам расслабления и активации. Овладение курсантами приемами собственно ПСР, включающей способы, как расслабления, так иактивации проходило на 2 этапе.Особое внимание уделялось таким занятиям на 1м курсе. По мере овладения курсантами приемами саморегуляции акцент переносился на их самостоятельное индивидуальное применение. При этом в зависимости от особенностей курсанта и конкретных условий освоения им учебной (летной) деятельности им было рекомендовано проводить расслабление или активацию для восстановления своих сил в зависимости от характера и напряженности выполняемой деятельности. Результат сравнительного анализа (показателей личностного адаптационного потенциала курсантов представлен в таблице 1.Таблица 1Сравнительный анализ показателей личностного адаптационного потенциала курсантов
ЛАП (чел./%)НПУ (чел./%)МН (чел./%)КО (чел./%)высхорудвлвысхорудвлвысхорудвлвысхорудвлПри поступлении080,59,44,41,614%2,7%75%22,3%075%25%Через 6 месяцев13,87511,263,830,55,7%5,4%75%19,6%5,4%83,3%11,3%Контроль2,74,62,769,427,92,7%083,3%16,7%091,6%8,4%
Динамику формирования личностного адаптационного потенциала можно наблюдать на графиках (рис. 2, 3, 4, 5).020406080100ЛАПНПУМНКОвысокийхорошийудовлетвРис.2. Распределение курсантов по уровню сформированности личностного адаптационного потенциала
При поступлении 19,4% –группа удовлетворительной адаптации. Лица, отнесенные к данной категории, обладают, как правило, невысокой эмоциональной устойчивостью. В процессе служебной деятельности возможны асоциальные срывы. Адаптация к военной службе затруднена и зависит от внешних условий и психологического климата в коллективе. Контроль 2,7% .
Рис. 3. Динамика показателей уровня нервнопсихической устойчивости
14% группа с низким уровнем поведенческой регуляции. Для лиц, отнесенных к этой группе, характерна определенная склонность к нервнопсихическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и адекватного восприятия действительности. Контроль 2,7% .
Рис.4. Динамика показателей коммуникативной компетентности курсантов
25% группа с низким уровнем коммуникативных способностей. Лица, отнесенные к данной группе, испытывают затруднения в построении контактов с окружающими. Характерно проявление агрессивности, повышеннаяконфликтность. Контроль 8,4% .020406080100201220132014хорошийвысокийудовлетв020406080201220132014хорошийвысокийудовлет020406080100201220132014хорошийвысокийудовлет Рис. 5. Динамика показателей моральной нормативности курсантов
22,3% (8 человек) группа с невысоким и средним уровнем моральной нормативности. Большинство лиц этой группы имеют низкий уровень социализации, не могут адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремятся соблюдать общепринятые нормы поведения. Контроль 16,7% (6 человек).По результатам данных таблиц видно, что на фоне уменьшения числа курсантов, имеющих удовлетворительный уровень личностного адаптационного потенциала, идет увеличение числа курсантов, обладающих высоким и хорошим уровнем данного показателя. Такая же картинанаблюдается и при проведении сравнительного анализа показателей шкал 3го уровня теста «Адаптивность» («поведенческая регуляция», «коммуникативный потенциал», «моральная нормативность»). Обучение курсантов методам психической саморегуляции является однимиз способов преодоления формирующихся неадекватных реакций, которые зачастую влекут за собой целый шлейф последующих, также не всегда адекватных действий и поступков. Подобные реакции имеют свойство закрепляться в типичных формах поведения, которые формируют привычный стереотип реагирования (к сожалению, не всегда целесообразный и полезный).Неадекватный стереотип реагирования лежит в основе низкой успеваемости, недисциплинированности, снижения мотивации, развития функциональной патологии и т.д. Овладев методом психической саморегуляции, курсант может в определенной мере стимулировать свою интеллектуальную деятельность, поддерживать высокий уровень работоспособности, адекватно реагировать на стрессовые ситуации, рационально расходовать психофизиологическиерезервы, снимать неблагоприятные мотивационные установки и т.п. Этот метод поможет более глубоко познать свой внутренний мир, а значит, совершенствовать свои моральнонравственные качества, формировать устойчивость к любым трудностям психического и физического порядка.
Ссылки на источники1. Профессиональное становление военного специалиста в период обучения в вузе в условиях модернизации военного образования. Сибирский педагогический журнал. –Новосибирск: НГПУ, 2011. № 2. Бобков О.Б., Бобкова Т.С.2. Методики военного профессионального психологического отбора / Под ред. В.И. Лазуткина, В.А. Жильцова, Г.М. Зараковского, Н.П. Островского. Методическое пособие. М.: МО РФ 2005 г.. –528 с.3. Физиология летного труда. Учебник / под редакцией В.С.Новикова.–СанктПетербург «Наука», 1997 г. –412 с.4. Формирование и развитие профессиональных важных качеств у курсантов в процессе обучения в ВВАУЛ / под редакцией В.А. Пономаренко, А.А. Вороны. –Москва: Военноеиздательство, 1992 г. –184 с.
020406080100201220132014хорошийвысокийудовлет