Теоретические аспекты совершенствования графической подготовки обучающихся с учётом особенностей типов темперамента
Выпуск:
ART 85344
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Непобедный
М.
В.,
Сысоев
А.
П.,
Мраморнова
Е.
А. Теоретические аспекты совершенствования графической подготовки обучающихся с учётом особенностей типов темперамента // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
1716–1720. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85344.htm.
Аннотация. В статье изложены результаты экспериментальной работы по совершенствованию методики графической подготовки обучающихся старших классов с учётом их типа темперамента и личностно ориентированного подхода к процессу обучения на основе дифференциации вариантов графических задач.
Ключевые слова:
личность, методика, школа, индивидуальность, эксперимент, черчение, темперамент, графическая культура
Похожие статьи
Текст статьи
Мраморнова Елена Анатольевна,кандидат педагогических наук, преподаватель ГБУ КО ПОО «Прибалтийский судостроительный техникум», г. Калининградena07@mail.ru
Сысоев Анатолий Павлович,кандидат технических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности в техносфере ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г. Курскsysoiev.kur46@mail.ru
Непобедный Максим Витальевич,кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности в техносфере ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г. Курскnepobedny@rambler.ru
Теоретические аспекты совершенствования графической подготовки обучающихся с учётом особенностей типовтемперамента
Аннотация.В статье изложены результаты экспериментальной работы по совершенствованию методики графической подготовки обучающихсястарших классов с учётом их типа темперамента и личностноориентированного подхода к процессу обучения на основе дифференциации вариантов графических задач.
Ключевые слова: методика, личность, индивидуальность, темперамент, графическая культура, черчение,школа, эксперимент.
Анализ учебных планов и существующей системы подготовки школьников, свидетельствует о том, что уровень их графической культуры, не в полной мере соответствует современным требованиям образовательных стандартов и критериям подготовленности выпускников средних общеобразовательных школ, для их дальнейшего обучения в системе высшего профессионального образования. Особенно остро, эта проблема проявляется на первых курсах вузов инженернотехнологического и машиностроительного профиля, где техническое черчение, начертательная геометрия, компьютерная графика и ряд других дисциплин фундаментальной подготовки будущего специалиста(бакалавра)занимают одно из ведущих мест.Выпускники школ, как показывают результаты их успеваемости и тестирования знаний по черчению, в рамках школьной программы в отдельных случаях не знакомы с правилами построения разрезов и сечений деталей, не могут логически и грамотно представлять внутреннюю конструкцию сборочного узла, слабо ориентируются в требованиях ЕСКД и ЕСТД, нанесении размеров, выполнении и написании шрифтов и т.п.[1].Отмеченные выше недостатки в графической подготовке старших школьников обусловлены рядом причин, в числе которых сокращение числа часов на черчение из учебных планов, так какпредмет в ряде случаев исключается или совмещается с другими дисциплинами трудового обучения образовательной области «Технология». Кроме того, это актуально для малокомплектных сельских школ, где черчению отводится второстепенная роль, а уроки проводят преподаватели не имеющие соответствующего графического образования. Таким образом, основной целью предмета черчения в школеявляется формирование графической культуры обучающихся, развитие их технического мышления и творческого потенциала.Формирование графической культуры обучающихся, с учётом современных требований образовательных стандартов должно осуществляться на уроке черчения, путём развития образного, логического и абстрактного мышления, а также и при изучении других предметов школьной программы, где эти особенности личности необходимы. Для реализации основной цели обучения школьников по развитию их графической культуры, знаний, умений и навыков, в рамках школьной программы, учителям необходимо в процессе обучения решать ряд следующих задач:сформировать необходимые знания об основахпроекционного и геометрического изображение деталей;научить читать и выполнять обучающихсянесложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции деталей;на основе анализа формы и предметов развить статическое, динамическое и пространственное представление и образное мышление о конструктивных особенностях деталей и сборочных единиц.Проблема организации обучения,которая максимально учитывает различия в развитии и способностях обучающихсявсегда была в числе наиболее острых в практикесреднихобщеобразовательных школ. Современная система обучения по формированию необходимых знаний, умений и навыков, в последние годы, ориентируется на индивидуальнодифференцированный подход к обучающимся, поскольку,от школы требуется повышение качества подготовки и переориентации учебного процесса на личность школьника. Особенно остро стоит вопрос об учёте индивидуальных различий обучающихсяна уроках черчения при усвоении ими теоретических знаний и получении практических навыков, поскольку,знания в классе протекают в условиях ограниченного числа учебных часов и ориентациина «среднего» обучающегося.Проблема дифференциацииобучения школьниковс учётом их индивидуальных личностных особенностей имеет свой историкопедагогический подход. В общеобразовательных школах преподавание предметов ведётся главным образом по традиционным образовательным программам в рамках часов утверждённых методическим советом школы и согласованным с районным (городским) комитетом образования. Эти программы в большинстве случаев не предусматривают индивидуализацию обучения ине учитывают особенности личности обучающегося.Анализ психологопедагогической литературы позволил установить, что успешность изучения различных дисциплин зависит от определённых индивидуальных психологических особенностей личности обучаемого, которые мало изменяются с возрастом и являются индивидуальной особенностей каждого. С точки зрения,психофизиологии личностьэто совокупность индивидуально выраженных психологических, физических, врождённых и приобретённых свойств человека. К основным свойствам личности школьника, влияющим на его успеваемость и отношение к учёбе,следует отнести интересы, способности, характер, темперамент.По определению академика И.М. Павлова темпераментэто психические свойства личности, характеризующиеся динамикой протекания нервных процессов в коре головного мозга[2].Особенно ярко, темперамент проявляется в поведении, действиях и поступках школьников в процессе проведения занятий и выраженбольшой устойчивостью, так как наиболее обусловлен врождёнными свойствами нервной системы.Следует отметить, что темперамент одного вида встречается крайне редко. Обычно в личности каждого человека сочетается ряд черт характерных, для нескольких типов темперамента.В целях установления доминирующего типа темперамента у школьников 9х классов нами проводилось тестирование по стандартным методикам[3], выполненноев условиях общеобразовательных школ г. Курска, районов Курской и Белгородской областей. Всего в эксперименте участвовало 156 обучающихсяв возрасте 1416 лет. Обработка и анализ результатов анкетирования показал, что школьники по типу темперамента распределились следующим образом: холерики 35%; сангвиники 31%; флегматики 25%; меланхолики 9%.Приведённая вышеинформация позволит учителю более рационально и продуктивно организовать учебный процесс, поскольку,обучающиеся, имеющие разный типтемперамента, требуют индивидуального подхода и соответствующегоуровня сложности графических задач. Кроме того, учителю следует обратить внимание на обучающихсяс преобладающим типом темперамента сангвиников и холериков, они нуждаются в постоянном контроле, так какв процессе занятий могут проявлять себя негативно с нарушением дисциплины.Школьникифлегматики более спокойны и склонны к порядку, несколько медлительны, но свои задачи выполняют на должном уровне, а школьникимеланхолики отличаются пассивностью, медлительностью прирешении более сложных задач, что является причиной их ошибок, поэтому они нуждаются в методической помощи и поддержке учителя.Опыт нашей работы в школе и учителей г. Курска показал, что одним из наиболее эффективных средств реализации индивидуального подхода к обучающимся,с учётом их типа темперамента, на уроках черчения являютсядифференцированные задания, которые целесообразно разделить на качественно различные группы сложности.Разработанные нами специальные дифференцированные задания существенно не отличаются от традиционных, изложенных в методических пособиях,выполнение которых будет способствовать развитию динамических, пространственных представлений, творческих способностей, формированию логического и технического мышления, а в целом графической культуры.Методически предлагаемые нами графические задания разделяем на четыре группы. В первую и вторую группы включены несложные задания и упражнения на преобразования изображений в прямоугольных проекциях. В третью и четвёртую группы включенызадания и упражнения,где от обучающегося требуется мыслительная деятельность, продуктивного (творческого) характера, связанная с преобразованием пространственного положения предмета и его формы, путём удаления его частей.При внедрении в учебный процесс школы дифференцированных заданий по черчению в целях реализации индивидуального подхода к обучающимся, учитывались особенности их типа темперамента. По нашему мнению,на уроках черчения в целях обеспечения необходимого качества учебного процесса, дополнительно должныпредусматриватьсяпедагогические условия, способствующие раскрытию творческих и индивидуальных возможностей каждого школьника, независимо от его типа темперамента. Это,прежде всего,общие и специальные учебные способности, особенности мышления, памяти, внимания, темпа осмысления графических упражнений или задач и т.д.Процесс обучения школьников должен бытьсвязан с воспитательными целями и ориентацией на ихбудущую профессию. Уровень индивидуальности обучения будет определяться также успеваемостью обучающихсяна занятиях по черчению и степенью успешности освоения.Необходимым условием подбора графических упражнений и задач является учёт достигнутого уровня графической грамотности школьника, которой целесообразно определять решением контрольных работ различной степени сложности. Анализ результатов контрольных работ даёт возможность учителю оперативно осуществлять и квалифицированно подбирать варианты заданий для самостоятельной работы обучающихся.В процессе выполнения индивидуальных практических заданий, связанных, например, с построением и преобразованием проекций плоских фигур у учителя, появляется возможность задавать определённый темп и ход решения графических задач, ориентированных на учеников различного типа темперамента.Как показало наше исследование, индивидуальная форма проведения занятий целесообразна для школьниковмеланхоликов, которые нуждаются в постоянной помощи и поддержке учителя при возникновении затруднений и решения графических задач более сложного уровня. Школьникамсангвиникам и холерикам следует предоставлять максимум самостоятельности в решении графических упражнений, где требуется творческий подход. Одной из форм организации учебного процесса на уроках черчения целесообразнообъединение школьников с доминирующим типом темперамента в однородные (гомогенные) группы, схожие по своим индивидуальным способностям.В этом случае, у учителя облегчается подбор вариантов однотипных дифференцированных заданий. Каждая группа в составе 34 школьников,схожая по своим чертам темперамента,получает задание различной степени сложности, обсуждает исходные данные, рассматривает различные вариантыего решения. Затем школьники приходят к единому мнению, которое индивидуально каждым реализуетсяв виде чертежа с различными видами, разрезами и сечениями, в соответствии с установкой учителя. Другим вариантом организации учебного процесса являетсяформирование группы школьниковобладающих различным типом темперамента. В этом случае, более активные и творческимыслящие обучающиеся, будут помогать своим одногруппникам,менее активным в решении графических заданий различной степени сложности.Групповая форма работы обучающихся, в таких условиях, будет способствовать решению наиболее сложных графических задач творческого характера, связанных с преобразованием и построением проекции плоских фигур на дветри плоскости, а также при выполнении разрезов, сечений и чтения сборочных чертежей. Организация учебного процесса по такой форме будет также способствовать решению и воспитательных задач,поскольку,сотрудничество вгруппе активизирует обучающихсяв достижении поставленных целей и задач приформировании графической культуры.При созданииученических групп необходимо учитывать не только схожие индивидуальные качества личности обучающихся, но и ихярко выраженные различия по своей активности, склонности к созданию конфликтных ситуаций. Поэтому если, в классе нет возможности создать психологически совместимые группы, то в этом случае, индивидуальные задания лучше давать каждому школьнику, строго контролируя ход выполнения графических заданий и упражнений.Организация процесса обучения школьников с учётом ихиндивидуальных особенностей должна включать следующие основные этапы:выбор критерия поформированию дифференцированных групп обучающихся;диагностика обучающихся повыбранному критерию;распределение обучающихсяпо группам сучётом результатов диагностики;организация учебного процесса в выделенных группах.Для дифференциации процесса обучения в рамках средней общеобразовательной школы необходимо обеспечитьопределённый комплекс условий:функциональноорганизационные(индивидуальная и групповая формаобучения);содержательнопроцессуальные (формирование учебного плана на основе персональных характеристик);управленческие (организационноеи программнометодическое обеспечение, нормативноправовоеобучение);прогностические (критериирезультативности обучения при дифференцированном обучении).Теоретически предпосылки соответствия предлагаемых методических подходов по совершенствованию графической подготовки школьников подлежали апробации на этапе опытноэкспериментального исследования в условиях 9х классов общеобразовательных школ г. Курска. В состав контрольной группы входили 38 обучающихся9х классов, экспериментальная группа состояла из 41 школьника. В целях создания их заинтересованностив экспериментальных группах на получение высоких оценок были введены дополнительные педагогические условия, направленные на развитие положительной мотивации процесса обучения по предмету черчение.В качестве дополнительных условий школьники были сориентированы, что графическая культура на современном этапе развития науки и техники является приоритетным направлением при поступлении в ВУЗы технического профиля, а также средние специальные учебные заведения, колледжи и лицеи с углублённым изучением специальных технических дисциплин. Кроме того, практические занятия в экспериментальной группе были направлены на:развитие интереса обучающихсяк деятельности инженераконструктора по созданию новых образцов техники в различных отраслях промышленности;развитие необходимых навыков в творческоконструкторской рационализаторской и изобретательской деятельности по проектированию и разработке новых технических решений моделей с последующей их практической реализацией;ознакомлениеобучающихсяс правилами оформления различной технической и технологической документацией;развитие интереса обучающихсяк проектированию, изготовлению различных технических устройств, наглядных учебных пособий, макетов, действующих моделей и приспособлений для их демонстрации при проведении занятий в условиях школы.Экспериментальная часть наших исследований состояла из двух этапов. На первом этапе в условиях общеобразовательных школ г. Курска проводились следующие мероприятия:изучение, анализ и обобщение педагогического опыта, школьных учителей черчения;интервьюирование и анкетирование учителей черчения о причинах школьной неуспеваемости обучающихсяи их затруднения при изучении наиболее сложных разделов учебной программы по черчению;анализ текущей успеваемости школьников по классным журналам, а также итоговым оценкам, полученным по четвертям и полугодиям учебного года;беседа со школьными психологамио психофизических особенностях развития и поведения обучающихсяданной возрастной группы, изучение школьной документации и материалов наблюдений;анкетирование обучающихсяпо стандартным методикам о типе их темперамента, а также об отношениях к предмету черчение, успеваемости и другим вопросам по специально разработанным актам и опросным листам[2].Результаты первого этапа позволили нам сделать вывод, что уровень графических знаний обучающихся9х классовпо мнению большинства учителейсредних общеобразовательных школ не в полной мере соответствует современным требованиям, особенно при их дальнейшем обучении по техническим специальностям в системе среднего или высшего профессионального образования. Необходимотакже отметить, что традиционная практика проведения занятий в большинстве общеобразовательных школ не обеспечивает должного уровня подготовки обучающихся, поскольку,существующие технические средства обучения, а также учебнометодические разработки не учитывают индивидуальные особенности обучающихсяпри решении практических графических заданий и упражнений. Одним из факторов, способным повлиять на результаты эксперимента является возможное различие на начальном уровне подготовки школьников в экспериментальной и контрольной группах, поэтому нами перед началомисследований проводился контрольный срез знаний обучающихся, который показал практически одинаковый уровень подготовленности школьников по предмету черчение в двух группах. В таблице 1 приведены данные, характеризующие успеваемость школьников 9х классов в контрольной и экспериментальной группах напервом этапе.Таблица 1Успеваемость школьников по предмету черчение(первое полугодие)
ГруппаЧисло обучающихсяОценкиСредний балл«3»«4»«5»Контрольная38111893,9429%47%24%Экспериментальная41102293,9724%54%22%
Анализ данных приведённых в таблице показывает, что успеваемость обучающихся9х классов по итогампервогополугодия практически не отличается в экспериментальной и контрольной группах.Второй этап исследования предусматривал апробацию методики индивидуального подхода кобучающимсяс учётом их типа темперамента и дифференцированных вариантов графических задач. На основе разработок в области индивидуального подхода к обучению школьников с учётом их типа темперамента нами были разработаны и предложены различные по степени сложности заданиядля закрепления теоретических знаний и развития практических навыков по формированию графической культуры обучающихся. С использованием метода статистического анализа нами дана оценка результатов эксперимента по успеваемости обучающихся(во втором полугодие). Анализ данных, по итоговым оценкам, полученным учащимися в IIIи IVчетвертях учебного года в экспериментальной группе (9 «В», 9 «Г») оказался лучше по сравнению с контрольной. Так, средний бал в контрольной группе в IIIи IVчетвертях учебного года составил
4,1, а в экспериментальной группе он оказался равным: 4,47. Для более детального анализа результатов эксперимента нами дополнительно использовался коэффициент успешности обучения , равный отношению числа обучающихсяполучивших оценки «отлично» и «хорошо» к общему числу обучающихсяв классе. Анализ данных эксперимента по этому критерию, также показал эффективность обучения по разработаннойнами методике. Так, в экспериментальной группе по четвертям учебного года соответственно составил: III
0,9; IV
0,927, а в контрольной группе он оказался равным: III
0,79; IV
0,815. Уровень усвоение учебной информации на уроках теоретического материала и практических навыков выполнения графических работ по отдельным наиболее сложным темам учебной программы оценивали по методике предложенной в работе [4].
Анализ данных показал, что показатель, характеризующий уровень усвоение учебного материала школьниками по наиболее сложным темам учебной программыв экспериментальной группевыше по сравнению с контрольной группой. Если, в целом этот показатель по шести наиболее сложным темам, изучаемым во втором полугодии в контрольной групперавен 1,65, то в экспериментальной группе он составляет 2,21. Таким образом,предлагаемая нами методическая система индивидуальнодифференцированного подхода к школьникам на занятиях по черчениюс учётом особенностейих типа темперамента, позволяет повысить уровень их графической подготовки, даётболее эффективные результаты по успеваемости и способствует формированию графической культуры.
Ссылки на источники1. Сысоева Е.А., Непобедный М.В. Анализ причин неуспеваемости в графической подготовке школьников // Педагогические науки. 2008. №6. С. 9094.2. Сысоева Е.А. Обучение черчению школьников с учетом типов темперамента. Автореф. дис. … канд.пед.наук. М., 2010. 25 с.3. БатаршевА.В. Диагностика темперамента и характера. СПб.: Питер, 2007. 368с. 4. Наумкин Н.И. Методическая система формирования у студентов технических вузов способности к инновационной инженерной деятельности //Наука и школа.2008. №6. С. 48.
Сысоев Анатолий Павлович,кандидат технических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности в техносфере ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г. Курскsysoiev.kur46@mail.ru
Непобедный Максим Витальевич,кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности в техносфере ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г. Курскnepobedny@rambler.ru
Теоретические аспекты совершенствования графической подготовки обучающихся с учётом особенностей типовтемперамента
Аннотация.В статье изложены результаты экспериментальной работы по совершенствованию методики графической подготовки обучающихсястарших классов с учётом их типа темперамента и личностноориентированного подхода к процессу обучения на основе дифференциации вариантов графических задач.
Ключевые слова: методика, личность, индивидуальность, темперамент, графическая культура, черчение,школа, эксперимент.
Анализ учебных планов и существующей системы подготовки школьников, свидетельствует о том, что уровень их графической культуры, не в полной мере соответствует современным требованиям образовательных стандартов и критериям подготовленности выпускников средних общеобразовательных школ, для их дальнейшего обучения в системе высшего профессионального образования. Особенно остро, эта проблема проявляется на первых курсах вузов инженернотехнологического и машиностроительного профиля, где техническое черчение, начертательная геометрия, компьютерная графика и ряд других дисциплин фундаментальной подготовки будущего специалиста(бакалавра)занимают одно из ведущих мест.Выпускники школ, как показывают результаты их успеваемости и тестирования знаний по черчению, в рамках школьной программы в отдельных случаях не знакомы с правилами построения разрезов и сечений деталей, не могут логически и грамотно представлять внутреннюю конструкцию сборочного узла, слабо ориентируются в требованиях ЕСКД и ЕСТД, нанесении размеров, выполнении и написании шрифтов и т.п.[1].Отмеченные выше недостатки в графической подготовке старших школьников обусловлены рядом причин, в числе которых сокращение числа часов на черчение из учебных планов, так какпредмет в ряде случаев исключается или совмещается с другими дисциплинами трудового обучения образовательной области «Технология». Кроме того, это актуально для малокомплектных сельских школ, где черчению отводится второстепенная роль, а уроки проводят преподаватели не имеющие соответствующего графического образования. Таким образом, основной целью предмета черчения в школеявляется формирование графической культуры обучающихся, развитие их технического мышления и творческого потенциала.Формирование графической культуры обучающихся, с учётом современных требований образовательных стандартов должно осуществляться на уроке черчения, путём развития образного, логического и абстрактного мышления, а также и при изучении других предметов школьной программы, где эти особенности личности необходимы. Для реализации основной цели обучения школьников по развитию их графической культуры, знаний, умений и навыков, в рамках школьной программы, учителям необходимо в процессе обучения решать ряд следующих задач:сформировать необходимые знания об основахпроекционного и геометрического изображение деталей;научить читать и выполнять обучающихсянесложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции деталей;на основе анализа формы и предметов развить статическое, динамическое и пространственное представление и образное мышление о конструктивных особенностях деталей и сборочных единиц.Проблема организации обучения,которая максимально учитывает различия в развитии и способностях обучающихсявсегда была в числе наиболее острых в практикесреднихобщеобразовательных школ. Современная система обучения по формированию необходимых знаний, умений и навыков, в последние годы, ориентируется на индивидуальнодифференцированный подход к обучающимся, поскольку,от школы требуется повышение качества подготовки и переориентации учебного процесса на личность школьника. Особенно остро стоит вопрос об учёте индивидуальных различий обучающихсяна уроках черчения при усвоении ими теоретических знаний и получении практических навыков, поскольку,знания в классе протекают в условиях ограниченного числа учебных часов и ориентациина «среднего» обучающегося.Проблема дифференциацииобучения школьниковс учётом их индивидуальных личностных особенностей имеет свой историкопедагогический подход. В общеобразовательных школах преподавание предметов ведётся главным образом по традиционным образовательным программам в рамках часов утверждённых методическим советом школы и согласованным с районным (городским) комитетом образования. Эти программы в большинстве случаев не предусматривают индивидуализацию обучения ине учитывают особенности личности обучающегося.Анализ психологопедагогической литературы позволил установить, что успешность изучения различных дисциплин зависит от определённых индивидуальных психологических особенностей личности обучаемого, которые мало изменяются с возрастом и являются индивидуальной особенностей каждого. С точки зрения,психофизиологии личностьэто совокупность индивидуально выраженных психологических, физических, врождённых и приобретённых свойств человека. К основным свойствам личности школьника, влияющим на его успеваемость и отношение к учёбе,следует отнести интересы, способности, характер, темперамент.По определению академика И.М. Павлова темпераментэто психические свойства личности, характеризующиеся динамикой протекания нервных процессов в коре головного мозга[2].Особенно ярко, темперамент проявляется в поведении, действиях и поступках школьников в процессе проведения занятий и выраженбольшой устойчивостью, так как наиболее обусловлен врождёнными свойствами нервной системы.Следует отметить, что темперамент одного вида встречается крайне редко. Обычно в личности каждого человека сочетается ряд черт характерных, для нескольких типов темперамента.В целях установления доминирующего типа темперамента у школьников 9х классов нами проводилось тестирование по стандартным методикам[3], выполненноев условиях общеобразовательных школ г. Курска, районов Курской и Белгородской областей. Всего в эксперименте участвовало 156 обучающихсяв возрасте 1416 лет. Обработка и анализ результатов анкетирования показал, что школьники по типу темперамента распределились следующим образом: холерики 35%; сангвиники 31%; флегматики 25%; меланхолики 9%.Приведённая вышеинформация позволит учителю более рационально и продуктивно организовать учебный процесс, поскольку,обучающиеся, имеющие разный типтемперамента, требуют индивидуального подхода и соответствующегоуровня сложности графических задач. Кроме того, учителю следует обратить внимание на обучающихсяс преобладающим типом темперамента сангвиников и холериков, они нуждаются в постоянном контроле, так какв процессе занятий могут проявлять себя негативно с нарушением дисциплины.Школьникифлегматики более спокойны и склонны к порядку, несколько медлительны, но свои задачи выполняют на должном уровне, а школьникимеланхолики отличаются пассивностью, медлительностью прирешении более сложных задач, что является причиной их ошибок, поэтому они нуждаются в методической помощи и поддержке учителя.Опыт нашей работы в школе и учителей г. Курска показал, что одним из наиболее эффективных средств реализации индивидуального подхода к обучающимся,с учётом их типа темперамента, на уроках черчения являютсядифференцированные задания, которые целесообразно разделить на качественно различные группы сложности.Разработанные нами специальные дифференцированные задания существенно не отличаются от традиционных, изложенных в методических пособиях,выполнение которых будет способствовать развитию динамических, пространственных представлений, творческих способностей, формированию логического и технического мышления, а в целом графической культуры.Методически предлагаемые нами графические задания разделяем на четыре группы. В первую и вторую группы включены несложные задания и упражнения на преобразования изображений в прямоугольных проекциях. В третью и четвёртую группы включенызадания и упражнения,где от обучающегося требуется мыслительная деятельность, продуктивного (творческого) характера, связанная с преобразованием пространственного положения предмета и его формы, путём удаления его частей.При внедрении в учебный процесс школы дифференцированных заданий по черчению в целях реализации индивидуального подхода к обучающимся, учитывались особенности их типа темперамента. По нашему мнению,на уроках черчения в целях обеспечения необходимого качества учебного процесса, дополнительно должныпредусматриватьсяпедагогические условия, способствующие раскрытию творческих и индивидуальных возможностей каждого школьника, независимо от его типа темперамента. Это,прежде всего,общие и специальные учебные способности, особенности мышления, памяти, внимания, темпа осмысления графических упражнений или задач и т.д.Процесс обучения школьников должен бытьсвязан с воспитательными целями и ориентацией на ихбудущую профессию. Уровень индивидуальности обучения будет определяться также успеваемостью обучающихсяна занятиях по черчению и степенью успешности освоения.Необходимым условием подбора графических упражнений и задач является учёт достигнутого уровня графической грамотности школьника, которой целесообразно определять решением контрольных работ различной степени сложности. Анализ результатов контрольных работ даёт возможность учителю оперативно осуществлять и квалифицированно подбирать варианты заданий для самостоятельной работы обучающихся.В процессе выполнения индивидуальных практических заданий, связанных, например, с построением и преобразованием проекций плоских фигур у учителя, появляется возможность задавать определённый темп и ход решения графических задач, ориентированных на учеников различного типа темперамента.Как показало наше исследование, индивидуальная форма проведения занятий целесообразна для школьниковмеланхоликов, которые нуждаются в постоянной помощи и поддержке учителя при возникновении затруднений и решения графических задач более сложного уровня. Школьникамсангвиникам и холерикам следует предоставлять максимум самостоятельности в решении графических упражнений, где требуется творческий подход. Одной из форм организации учебного процесса на уроках черчения целесообразнообъединение школьников с доминирующим типом темперамента в однородные (гомогенные) группы, схожие по своим индивидуальным способностям.В этом случае, у учителя облегчается подбор вариантов однотипных дифференцированных заданий. Каждая группа в составе 34 школьников,схожая по своим чертам темперамента,получает задание различной степени сложности, обсуждает исходные данные, рассматривает различные вариантыего решения. Затем школьники приходят к единому мнению, которое индивидуально каждым реализуетсяв виде чертежа с различными видами, разрезами и сечениями, в соответствии с установкой учителя. Другим вариантом организации учебного процесса являетсяформирование группы школьниковобладающих различным типом темперамента. В этом случае, более активные и творческимыслящие обучающиеся, будут помогать своим одногруппникам,менее активным в решении графических заданий различной степени сложности.Групповая форма работы обучающихся, в таких условиях, будет способствовать решению наиболее сложных графических задач творческого характера, связанных с преобразованием и построением проекции плоских фигур на дветри плоскости, а также при выполнении разрезов, сечений и чтения сборочных чертежей. Организация учебного процесса по такой форме будет также способствовать решению и воспитательных задач,поскольку,сотрудничество вгруппе активизирует обучающихсяв достижении поставленных целей и задач приформировании графической культуры.При созданииученических групп необходимо учитывать не только схожие индивидуальные качества личности обучающихся, но и ихярко выраженные различия по своей активности, склонности к созданию конфликтных ситуаций. Поэтому если, в классе нет возможности создать психологически совместимые группы, то в этом случае, индивидуальные задания лучше давать каждому школьнику, строго контролируя ход выполнения графических заданий и упражнений.Организация процесса обучения школьников с учётом ихиндивидуальных особенностей должна включать следующие основные этапы:выбор критерия поформированию дифференцированных групп обучающихся;диагностика обучающихся повыбранному критерию;распределение обучающихсяпо группам сучётом результатов диагностики;организация учебного процесса в выделенных группах.Для дифференциации процесса обучения в рамках средней общеобразовательной школы необходимо обеспечитьопределённый комплекс условий:функциональноорганизационные(индивидуальная и групповая формаобучения);содержательнопроцессуальные (формирование учебного плана на основе персональных характеристик);управленческие (организационноеи программнометодическое обеспечение, нормативноправовоеобучение);прогностические (критериирезультативности обучения при дифференцированном обучении).Теоретически предпосылки соответствия предлагаемых методических подходов по совершенствованию графической подготовки школьников подлежали апробации на этапе опытноэкспериментального исследования в условиях 9х классов общеобразовательных школ г. Курска. В состав контрольной группы входили 38 обучающихся9х классов, экспериментальная группа состояла из 41 школьника. В целях создания их заинтересованностив экспериментальных группах на получение высоких оценок были введены дополнительные педагогические условия, направленные на развитие положительной мотивации процесса обучения по предмету черчение.В качестве дополнительных условий школьники были сориентированы, что графическая культура на современном этапе развития науки и техники является приоритетным направлением при поступлении в ВУЗы технического профиля, а также средние специальные учебные заведения, колледжи и лицеи с углублённым изучением специальных технических дисциплин. Кроме того, практические занятия в экспериментальной группе были направлены на:развитие интереса обучающихсяк деятельности инженераконструктора по созданию новых образцов техники в различных отраслях промышленности;развитие необходимых навыков в творческоконструкторской рационализаторской и изобретательской деятельности по проектированию и разработке новых технических решений моделей с последующей их практической реализацией;ознакомлениеобучающихсяс правилами оформления различной технической и технологической документацией;развитие интереса обучающихсяк проектированию, изготовлению различных технических устройств, наглядных учебных пособий, макетов, действующих моделей и приспособлений для их демонстрации при проведении занятий в условиях школы.Экспериментальная часть наших исследований состояла из двух этапов. На первом этапе в условиях общеобразовательных школ г. Курска проводились следующие мероприятия:изучение, анализ и обобщение педагогического опыта, школьных учителей черчения;интервьюирование и анкетирование учителей черчения о причинах школьной неуспеваемости обучающихсяи их затруднения при изучении наиболее сложных разделов учебной программы по черчению;анализ текущей успеваемости школьников по классным журналам, а также итоговым оценкам, полученным по четвертям и полугодиям учебного года;беседа со школьными психологамио психофизических особенностях развития и поведения обучающихсяданной возрастной группы, изучение школьной документации и материалов наблюдений;анкетирование обучающихсяпо стандартным методикам о типе их темперамента, а также об отношениях к предмету черчение, успеваемости и другим вопросам по специально разработанным актам и опросным листам[2].Результаты первого этапа позволили нам сделать вывод, что уровень графических знаний обучающихся9х классовпо мнению большинства учителейсредних общеобразовательных школ не в полной мере соответствует современным требованиям, особенно при их дальнейшем обучении по техническим специальностям в системе среднего или высшего профессионального образования. Необходимотакже отметить, что традиционная практика проведения занятий в большинстве общеобразовательных школ не обеспечивает должного уровня подготовки обучающихся, поскольку,существующие технические средства обучения, а также учебнометодические разработки не учитывают индивидуальные особенности обучающихсяпри решении практических графических заданий и упражнений. Одним из факторов, способным повлиять на результаты эксперимента является возможное различие на начальном уровне подготовки школьников в экспериментальной и контрольной группах, поэтому нами перед началомисследований проводился контрольный срез знаний обучающихся, который показал практически одинаковый уровень подготовленности школьников по предмету черчение в двух группах. В таблице 1 приведены данные, характеризующие успеваемость школьников 9х классов в контрольной и экспериментальной группах напервом этапе.Таблица 1Успеваемость школьников по предмету черчение(первое полугодие)
ГруппаЧисло обучающихсяОценкиСредний балл«3»«4»«5»Контрольная38111893,9429%47%24%Экспериментальная41102293,9724%54%22%
Анализ данных приведённых в таблице показывает, что успеваемость обучающихся9х классов по итогампервогополугодия практически не отличается в экспериментальной и контрольной группах.Второй этап исследования предусматривал апробацию методики индивидуального подхода кобучающимсяс учётом их типа темперамента и дифференцированных вариантов графических задач. На основе разработок в области индивидуального подхода к обучению школьников с учётом их типа темперамента нами были разработаны и предложены различные по степени сложности заданиядля закрепления теоретических знаний и развития практических навыков по формированию графической культуры обучающихся. С использованием метода статистического анализа нами дана оценка результатов эксперимента по успеваемости обучающихся(во втором полугодие). Анализ данных, по итоговым оценкам, полученным учащимися в IIIи IVчетвертях учебного года в экспериментальной группе (9 «В», 9 «Г») оказался лучше по сравнению с контрольной. Так, средний бал в контрольной группе в IIIи IVчетвертях учебного года составил
4,1, а в экспериментальной группе он оказался равным: 4,47. Для более детального анализа результатов эксперимента нами дополнительно использовался коэффициент успешности обучения , равный отношению числа обучающихсяполучивших оценки «отлично» и «хорошо» к общему числу обучающихсяв классе. Анализ данных эксперимента по этому критерию, также показал эффективность обучения по разработаннойнами методике. Так, в экспериментальной группе по четвертям учебного года соответственно составил: III
0,9; IV
0,927, а в контрольной группе он оказался равным: III
0,79; IV
0,815. Уровень усвоение учебной информации на уроках теоретического материала и практических навыков выполнения графических работ по отдельным наиболее сложным темам учебной программы оценивали по методике предложенной в работе [4].
Анализ данных показал, что показатель, характеризующий уровень усвоение учебного материала школьниками по наиболее сложным темам учебной программыв экспериментальной группевыше по сравнению с контрольной группой. Если, в целом этот показатель по шести наиболее сложным темам, изучаемым во втором полугодии в контрольной групперавен 1,65, то в экспериментальной группе он составляет 2,21. Таким образом,предлагаемая нами методическая система индивидуальнодифференцированного подхода к школьникам на занятиях по черчениюс учётом особенностейих типа темперамента, позволяет повысить уровень их графической подготовки, даётболее эффективные результаты по успеваемости и способствует формированию графической культуры.
Ссылки на источники1. Сысоева Е.А., Непобедный М.В. Анализ причин неуспеваемости в графической подготовке школьников // Педагогические науки. 2008. №6. С. 9094.2. Сысоева Е.А. Обучение черчению школьников с учетом типов темперамента. Автореф. дис. … канд.пед.наук. М., 2010. 25 с.3. БатаршевА.В. Диагностика темперамента и характера. СПб.: Питер, 2007. 368с. 4. Наумкин Н.И. Методическая система формирования у студентов технических вузов способности к инновационной инженерной деятельности //Наука и школа.2008. №6. С. 48.