Педагогическая модель развития графической и технологической культуры у обучающихся в средних общеобразовательных школах
Выпуск:
ART 970027
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Непобедный
М.
В.,
Сысоев
А.
П.,
Мраморнова
Е.
А. Педагогическая модель развития графической и технологической культуры у обучающихся в средних общеобразовательных школах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
61–65. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970027.htm.
Аннотация. В статье представлена модель формирования графической и технологической культуры обучающихся в условиях средних общеобразовательных школ и результаты опытно-экспериментальной работы по ее внедрению в учебный процесс. Рассмотрены основные компоненты по управлению образовательным процессом с учетом дидактических принципов и педагогических условий.
Похожие статьи
Текст статьи
Мраморнова Елена Анатольевна,кандидат педагогических наук, методистКалининградского областного института развития образования, г. Калининградena07@mail.ru
Сысоев Анатолий Павлович,кандидат технических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и сервиса транспортных средств ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», г. Курскsysoiev.kur46@mail.ru
Непобедный Максим Витальевич,кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и сервиса транспортных средств ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», г. Курскnepobedny@rambler.ru
Педагогическая модель развитияграфическойи технологическойкультуры у обучающихся в средних общеобразовательных школах
Аннотация.В статье представлена модель формирования графическойи технологической культуры обучающихсявусловиях средних общеобразовательных школи результаты опытноэкспериментальной работы по ее внедрению в учебный процесс. Рассмотрены основные компоненты по управлению образовательным процессом с учетом дидактических принципов и педагогических условий.Ключевые слова: школа, методика, учитель, модель, культура, технология, черчение, эксперимент.
Одним из актуальных направлений обучения в школе является развитие графической культуры учащихся в условиях технологического образования. Графическая культура обучающихсяв старших классахобщеобразовательных и профильных школ, в условиях модернизации российского образования, является составной частью их дальнейшего обучения в системе высшего и среднего профессионального образованияпо специальностям инженернотехнического профиля.Среди школьных предметов в рамках образовательной области «Технология» черчению отводится центральнаяроль по формированию в целом технологической культуры, и в частности графической,учащихся и обладает наибольшимивозможностямидля развития творческого потенциала личности, а также овладения графическим языком, используемым в технике, производстве, конструкторскоизобретательской работе, дизайне и других сферах деятельности человека.Структуруучебного процесса при изучении черчения в большинстве средних общеобразовательных школ можно представить следующим образом. Учитель, в соответствии с учебным планомпроводит урок по традиционной методике, при которой сообщается учебный материал в форме рассказа, беседы. Ученики конспектируют материалы урока, выполняют разнообразные графические задания и упражнения, приобретают необходимые знания, умения и навыки по работе с чертежными инструментами, выполнении геометрических построений и изображений чертежей деталей, сборочных единиц, деталированииузлов машин и механизмов.В общем виде структуру учебного процесса при изучении предмета школьной программы можно представить в виде следующей схемы на рисунке 1.
контроль усвоения;управление учебной деятельностью
Рис.1.Модель учебного процесса при изучении предмета школьной программы
Из рисунка видно, что учитель, руководствуясь программой учебного предмета и государственным образовательным стандартом, используя разнообразную научнотехническую и методическую литературу осуществляет преподавание дисциплинышкольной программы,и управляет учебной деятельностью ученика путем контроля усвоения той информации, которая сообщалась на уроке. Ученик под влиянием отмеченных воздействий получает в процессе преподавания необходимые знания умения и навыки, которые он может реализоватьв дальнейшем в сфере производства и последующего обучения.Из приведенной схемы видно, что процесс обучения представляет собой замкнутую систему,в которой взаимодействуют между собой:с одной стороны,преподаватель (учитель), с другой обучающийся (ученик).Для эффективного управления процессом обучения в его структуру должны входить следующие компоненты: цели и задачи обучения, содержание обучения, формы и методы обучения, анализ и самоанализ обучения. По мнению Ю.К. Бабанского для успешной реализации целей и задач обучения на практике необходимо оптимально построить содержательный компонент процесса обучения[1]. В практической деятельности учителейобщеобразовательных школнаибольшее распространение получил объяснительнорепродуктивный метод обучения,основу которого составляет объяснение материала учителем и репродуктивное усвоение знаний учеником.Процесс формирования технологической и графической культуры рассматривается нами как методическая система, составляющими элементами которой являются: целевой компонент (цели и задачи), дидактические принципы, педагогические условия, процессуальносодержательный компонент (методы, формы и средства обучения), а также диагностический компонент, рисунке 2.УчительУченикЗнания, умения, навыкиРеализация полученных знаний в сфере производства и дальнейшем обучении в системе высшего (среднего) профессионального образованияУчебнометодическая литература и научнотехническая информация по предметуУчебная программа дисциплиныГосударственный образовательный стандарт
Цель: повышение уровня технологической и графической культуры, знаний, умений и навыков школьников с учетом их индивидуальных особенностей
Основные задачи
Формирование общего интеллектуального развития, логического, абстрактного, технического и аналитического мышления; формирование практических навыков, техническойи графической культуры, творческого потенциала личности
Дидактические принципыСистематичность, последовательность, наглядность, научность; прочность усвоения знаний и их доступность при необходимом уровне сложности; единства и оптимального сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения; сознательность и творческая активность школьников; соответствия графических заданий и упражнений возрастным и индивидуальным особенностям школьников
Педагогические условияНаправленность образовательного процесса на развитие технологических, технических и графических знаний школьников; формирование интереса для продолжения обучения в средних и высших учебных заведениях; формирование связи изучаемого материала с практической деятельностью учащихся; формирование престижа знаний потехнологической, графической подготовке необходимых к применению в своей будущей специальности; индивидуальный подход к учащимся, активизация личностного развития,создание благоприятного психологического климата, доброжелательности, уверенности учащегося при выполнении графических заданий и упражнений; рациональная организация рабочего места учащегося и учебнопроизводственной среды с учетом педагогических, санитарногигиенических, эстетических и эргономических требований
Процессуальносодержательный компонентобъяснительноиллюстративный (рассказ, объяснение, урок);репродуктивный (моделирование и конструирование, выполнение графических работ); самостоятельная работа с учебной и справочнотехническойлитературойМетоды и приёмы обучениягрупповая (классноурочная); звеньевая; индивидуальная; олимпиады; викторины; инновационные технологии обучения (обучение в группе); факультативыСредства обучениятехнические; дидактические (плакаты, чертежи, схемы и др.); наглядные пособия и учебные модели; набор деталей, стенды; чертёжные инструменты; комплекс тестовых заданий и графических упражнений
Регулярный мониторинг и диагностика развития технологической и графической культуры, знаний, уменийи навыков школьников с применением информационных технологий
Критерии сформированности технических и графических знаний, умений и навыков
МинимальнодопустимыйуровеньСреднийуровеньВысокий уровень
Методические рекомендации для учителей по проведению занятий в школепо предмету технология и черчение
Рис. 2.Модель процесса формирования технологической и графической культуры школьниковЦелевой компонент в представленной модели предусматривает развитие логического абстрактного и технического мышления, творческого потенциала личности, формирование технологических и графических знаний, умений, навыков школьников с учетом их индивидуальных особенностей.Для формирования технологической и графическойкультуры при обучении школьников на уроках технологии и черчения нами предусмотрены следующие дидактические принципы:
научности, который опирается на теоретическую основу предмета технология и черчения, ознакомление школьников с современными методами проектирования и конструирования и моделирования моделей с соблюдением требований установленных ГОСТами, ЕСКД, ЕСТД, а также широкого применения компьютерной техники;
систематичности и последовательности, которые определяют содержание и логику изложения учебного материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, а также связи предмета черчения с другими дисциплинами школьной программы;
наглядности, обеспечивает лучшее восприятие учебного материала путем демонстрации динамических пособий, узлов и деталей, а также широким применением технических средств (компьютеры, видеотехника);
принцип усвоения знаний их доступность предусматривает формирование памяти учащихся на тех темах и разделах предмета технология и черчения, которые являются основой для продвижения к новому материалу;
сознательности и активностипредусматривает организацию учебного процесса, при которой учащимся предлагается решение разнообразных задач, в соответствии с изучаемой темой. Эти принципы способствуют развитию памяти, внимания, воображения и умения работать с учебной и справочной литературой.
единства и оптимального сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения позволяет рационально организовывать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей учащихся, уровня их знанийи способностей и возможностей работы при групповой форме обучения на уроках черчения;
соответствия графических заданий и упражнений возрастными индивидуальным особенностям предусматривает дифференциацию заданий в зависимости от степени сложности. Это позволит обеспечить регулирование учебного процесса школьников с учетом достигнутого уровня знаний и способностей[6]. Решение поставленных задач, направленных на повышение уровня графической культуры школьниковтребует реализации определенных педагогических воздействий, которые включают в себя следующие основные компоненты:
направленность образовательного процесса;
формирование интереса и престижа знаний и мотивации в получении необходимых знаний по графической подготовке и их применении в своей будущей учебе в системе высшего профессионального образования инженернотехнологического профиля.Процессуальносодержательный компонент состоит из трех блоков и представляет собой взаимосвязанную деятельность учителя и ученика, в результате которой достигаются определенные учебные и воспитательные цели при проведении занятий по предмету черчение.Поскольку черчение, как учебный предмет отличается от других дисциплин, методы обучения,применяемые учителем могут быть различными.В практической деятельности учителя технологии и черчения, преобладает объяснительноиллюстративный и репродуктивный методы обучения.В профильных классах, в целях активизации учебного процесса применяются методы проблемного и программированного обучения, где для решения технических и графических задач от ученика требуется учебнопознавательный творческий подход.Решение задач данного типа предусматривает четкое взаимодействие учителя и ученика, поскольку обучение предполагает оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности школьников.Для реализации программированного обученияв условиях общеобразовательных школ необходимо наличие специальных обучающих программ и компьютерного класса.Необходимо отметить, что внедрение в учебный процесс программированного обучения имеет свои недостатки, поскольку нарушается взаимодействие междуучителем и учеником, отсутствует коллективная работа на уроке. Наиболее рациональным вариантом применения программированного обучения в условиях общеобразовательных школ является контроль знаний учеников по отдельным темам и разделам предмета черчение.Методы и приемы обучения учащихся неразрывно связаны с дидактическими принципами и педагогическими условиями, поскольку,учитель в своей практической деятельности руководствуется имидля достижения поставленной цели и задач по повышению уровня графической культуры школьников. В процессе обучения учитель выбирает соответствующие конкретномуметоду формы и средства обучения.Прежде чем приступить к проведению занятий учитель должен определиться с формой организации учебного процесса, поскольку проведение занятий по черчению имеет свою специфику работы со школьниками.В целях обеспечения необходимого качества и эффективности учебного процесса при проведении теоретических и практических занятий укажем какие индивидуальные особенности школьников при этом необходимоучитывать. На уроках черчения в поле зрения учителя должны быть: общие учебные способности ученика и его интеллектуальное развитие; особенности мышления, памяти, внимания и т.п.;специальные способности; логическое, абстрактное и техническое мышление; пространственное воображение, темп осмысления и усвоения учебной информации; особенности типа темперамента, характера[6].Традиционной формой изложения учебного материала в общеобразовательной школе, в том числе и по предмету технология и черчение, является урок это логически завершенный элемент учебновоспитательного процесса.Урок при групповой форме занятий имеет четко определенные структурные элементы,в котором представлены цель, содержание, средства обучения.На занятиях по черчению должны быть соблюдены требования, которые подразделяются на дидактические, воспитательные, психологические и гигиенического характера.Эти требования являются необходимой составляющей при проведении занятий со школьниками в классе или специализированном кабинете по черчению.Дидактические требования предусматривают рациональное использование учебного времени, выбор форм, методов, приемов и средств обучения, а также создания мотивации в достижении знаний, умений и навыков к концу урока.Воспитательные функции способствуют формированию у учащихся способностей к творчеству, конструированию и самостоятельного исполнения графических заданий.Психологические требования должны учитывать уровень развития индивидуальных психологических особенностей каждого школьника и формировать положительную мотивацию учения. Санитарногигиенические требования предусматривают обеспечение необходимых комфортных условий занятий в классе(оптимальный уровень температуры; освещение учебного (рабочего) места).В процессе проведения урока по конкретной теме происходит реализация целей и задач обучения, воспитания и развития творческих способностей.Закон РФ «Об образовании» дает возможность широкого внедрения в практику школ новых инновационнообразовательных технологий, целью которых является максимальная индивидуализация обучения.Современные педагогические технологии направлены на оптимизацию процесса обучения, поскольку,вариативность индивидуального подхода позволяет учитывать различные формы методы и приемы обучения.Авторы технологий индивидуального обучения указывают на следующие отличительные признаки от традиционного обучения, такие как осознанная деятельность учителя и ученика, эффективность и мобильность, открытость, диагностируемость и контролируемость.Положительными сторонами применения технологий индивидуального обучения являются включение учащихся в самостоятельную учебную работу, предоставление обучающемуся право выбора темпа и объема изучаемого материала, а также выделение резерва времени для повторения пройденного учебного материала.В процессе выполнения индивидуальных графических задач, различного уровня сложности учащийся может выбирать оптимальный для себя темп решения, избегает отрицательного влияния других школьников, развивает такие качества, как чувство ответственности, аккуратности и добросовестности.Индивидуальная форма обучения особенно целесообразна для учащихся отличающихся между собой по доминирующему типу темперамента, поскольку холерики и сангвиники более активны, а флегматики и меланхолики нуждаются в помощи учителя, при решении графических задач повышенной сложности[5].Одной из форм организации учебного процесса на уроках черчения является разделение учащихся на группы, сформированные на основе схожести индивидуальных особенностей школьников. В этом случае значительно упрощается подбор дифференцированных заданий.Каждая группа учащихся в составе 34 человек получает одно графическое задание совместно его обсуждают, поочередно предлагают свои варианты, а затем на основе анализа приходят к общему решению, которое каждый реализует в виде выполнения графического задания.Групповая форма обучения имеет положительные стороны, особенно при выполнении заданий творческого характера, поскольку сотрудничество в этих условиях способствует достижению не только учебных, но и воспитательных целей.В целях расширения и углубления графических знаний, умений и навыков в общеобразовательных школах в профильных классахмогут предусматриваться факультативные занятия для учащихся проявляющих интерес к черчению, атакже к конструкторской деятельности при выборе дальнейшего обучения в высших учебных заведениях.Организация процесса обучения факультативных занятий может осуществляться как традиционными методами и формами (лекции, семинары, практикумы, рефераты), а также в индивидуальной форме сгруппой учащихся в составе 34 человека, имеющими склонность к углубленному изучению технологии и черчения.Одной из форм активизации учебного процесса по предмету технология и черчение является внеклассная работа преподавателя в организации олимпиад, викторин, посещение конструкторских бюро, предприятий города.В состав средств обучения для развития технологической и графической культуры, умений и навыков входит комплекс дидактических материалов, наглядных пособий, учебных моделей, таблиц, плакатов, разработанных учителем для каждой темы занятий, а также графические задачи и упражненияразличной степени сложности.Диагностический компонент модели предусматривает регулярную оценку достигнутого уровня развития знаний школьников с целью выявления результатов учебной деятельности в системе «учительученик». Педагогическая диагностика, в данном случае,играет главную роль в осуществлении обратной связи между преподавателем и учащимися в предлагаемой методической модели, направленной на совершенствование процессаобучения.Для анализа успешности обучения школьников по предмету черчение нами использовался коэффициент успешности обучения, равный отношению числа учеников, имеющих оценку «отлично» и «хорошо» к общему числу учащихся в классе. Для проверки адекватности предлагаемой модели процесса формирования графической культуры школьников с учетом их индивидуальных особенностей нами была проведена опытноэкспериментальная проверка в условиях общеобразовательных школ города Курска, Курской и Белгородской областей.В эксперименте принимали участие учащиеся четырёх классов. Экспериментальная группа состояла из двух классов в количестве 41 человека. Контрольная группа включала 38 учащихся девятых классов. Учебные занятия в этих классах проводились со школьниками по традиционной программе.Экспериментальная часть работы состояла из двух этапов(см. таблицу 1). Статистическая обработка результатов обучения за первое полугодие производилась по стандартной программе «Excel». Полученные данные свидетельствуют о том, что средний бал, характеризующий успеваемость в контрольной и экспериментальной группах примерно одинаков и составляет3,88и 4,0 соответственно.Таблица1Характеристика этапов экспериментальной работы
ЭтапыЭкспериментальная база, участникиОсновная цель этапаМетодыПервый Учителя технологии и черчения школ г. Курска и районов Курской и Белгородской областей.Всего 156 учеников.Установление фактического уровня подготовленностиучащихся по предмету черчение. Проведение тестирования школьников по установлению типатемпераментаБеседы с учителями черчения, анализ текущей успеваемости школьников по классным журналам, графических работ и характерных ошибок при их выполнении. Тестирование школьников, анкетирование и интервьюирование учителей и школьных психологов, наблюдение. Анализ и обобщение научнометодической и учебной литературы по индивидуализации обучения.Второй Контрольная и экспериментальная группы школьников 9хклассов в общеобразовательных школах г. Курска. Всего 79 учеников.Экспериментальная проверка эффективности методики индивидуальноличностного подхода к учащимся с учётом их типа темперамента и дифференцированных вариантов графических задач и упражнений в сравнении с традиционной формы обученияЭкспериментальное проведение занятий в классах по отдельным темам и разделам школьной программы. Тестирование учащихся, анкетирование, наблюдение. Обработка результатов экспериментальных исследований и их сравнительный анализ. Обсуждение полученных результатов со школьными учителямиНа первом этапе для установления фактического уровня подготовленности учащихся по предмету черчения был проведён анализ успеваемости за первое полугодие (четверные оценки).Второй этап опытноэкспериментальной работы предусматривал проведение тестирования школьников на выявление индивидуальных свойств личности. Эта информация использовалась нами для разработки вариантов графических заданий различного уровня сложности в целях индивидуального подхода к учащимся экспериментальной группы. В контрольной группе занятия проводились в соответствии с существующей методикой и решением стандартных графических задач, предусмотренных учебной программой.Анализ учебнометодических работ и научных трудов в области индивидуализации и дифференциации обучения школьников свидетельствуют что, процесс формирования графической культуры школьников может быть успешным только при создании определенного комплекса педагогических условий, поскольку существующая методика и организация проведения занятий в школе не в полной мере способствуют обеспечению заинтересованности и мотивации учащихся в получении высокого уровня знаний по черчению[2, 4].Для создания заинтересованности в обучениив экспериментальной группе нами были введены дополнительные педагогические условия, которые учитывали индивидуальные особенности учащихся (темперамент, способности, характер,внимание, память), направленность образовательного процесса на развитие положительной мотивации, с учетом творческих способностей каждого ученика. Графическая культура в экспериментальной группе рассматриваласькак одна из приоритетных целей педагогического образования при выборе школьниками профиля своей будущей специальности и последующего продолжения обучения в средних и высших учебных заведениях. Анализ данных, по итоговым результатам в IIIи IVчетвертях учебного года в экспериментальной группеоказался лучше по сравнению с контрольной.Так, средний балл в контрольной группе равен4,1, а в экспериментальной группе 4,4. Число учащихся успешно освоивших программу предмета черчение и имеющих оценки «отлично» и«хорошо»вэкспериментальной группе увеличилось, эти данные представлены на рисунке 3.
Контрольная группаЭкспериментальная группа
«удовлетворительно»
«хорошо»
«отлично»
Рис. 3.Динамика уровня подготовленности школьников по предмету черчение
Как видно из рисунка число учеников в контрольной группе успешно усвоивших программу предмета черчение в IIIи IVчетвертях и получивших оценки «хорошо» и «отлично» соответственно составляет 79% и 81,5%. В экспериментальной группе оценки «хорошо» и «отлично» в IIIчетверти имеют 90% учащихся, а в IVчетверти 93%.Доля (процент) учащихся получивших оценки «удовлетворительно» в контрольной группе по четвертям имеют соответственно 21% и 18,5% школьников, а в экспериментальной 10% и 7%. Приведенные данные свидетельствуют, что успеваемость учащихся в экспериментальной группе повысилась на 8,8% по сравнению сконтрольной.Анализ данных по успеваемости школьников показал также, что успешность обучения в экспериментальной группе по сравнению с контрольной выше. Критерий успешности обучения в экспериментальной группе в IIIчетверти равен 0,9, в IVчетверти 0,927 в контрольной группе этот показатель по четвертям учебного года соответственно равен: 0,79 и 0,815.Для эффективного управления учебным процессом для учителя важно также знать уровень усвоения школьниками наиболее сложных тем учебной программы. Уровень усвоения учебной информации на уроках теоретического материала и практических навыков выполнение графических работ по отдельным наиболее сложным темам учебной программы оценивали с помощью коэффициента «С» предложенного в работе [4].К числу наиболее сложных тем, изучаемых во втором полугодии школьные учителя черчения отнесли следующие: 1. Аксонометрические проекции, прямоугольная изометрия, способы построения. 2. Проекции геометрических элементов предмета. 3. Выполнение чертежей с использованием геометрических исполнений. 4. Сечения и правила их выполнения. 5. Построение разрезов деталей. 6. Выполнение эскизов, рисунков деталей по сборочному чертежу.По оценкам, полученными школьниками, при изучении указанных выше тем, нами определён этотпоказатель для экспериментальной и контрольной групп. Если в целом, по шести наиболее сложным темам, изучаемым, школьниками во втором полугодии контрольной группе он оказался равным 1,65, то в экспериментальной группе составил 2,21, что свидетельствует о более эффективной методике обучения учащихся.Обобщая вышеизложенное, можно заключить что: в результате выполнения исследования установлена положительная динамика уровня сформированности графических знаний школьников в экспериментальной группе по сравнениюс контрольной. Формирование технологической и графической культуры,на основе предлагаемой индивидуальнодифференцированной методической системы, является организованным и управляемым процессом, основная цель которого заключается в повышении уровня знаний,умений и навыков учащихся с учётом их личностных особенностей.
Ссылки на источники1.Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. 560 с.2.Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебн.пособие для студентов и учащихся. М.: Просвещение, 1990. 176 с.3.Мраморнова Е.А., Непобедный М.В. Педагогическая модель формирования графической культуры школьников // Проблемы художественнотехнологического образования в школе и вузе / Под ред. Г.Н. Некрасовой и др. Киров: ВятГГУ, 2013. С. 5963.
4.Наумкин Н.И. Методическая система формирования у студентов технических вузов способности к инновационной инженерной деятельности // Наука и школа. 2008. №6. С. 48.5.Сысоева Е.А., Непобедный М.В. Анализ причин неуспеваемости в графической подготовке школьников // Педагогические науки. 2008. №6. С. 9094.6.Сысоева Е.А. Обучение черчению школьников с учетом типов темперамента. Автореф. дис. … канд.пед.наук. М., 2010. 25 с.
Сысоев Анатолий Павлович,кандидат технических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и сервиса транспортных средств ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», г. Курскsysoiev.kur46@mail.ru
Непобедный Максим Витальевич,кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и сервиса транспортных средств ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», г. Курскnepobedny@rambler.ru
Педагогическая модель развитияграфическойи технологическойкультуры у обучающихся в средних общеобразовательных школах
Аннотация.В статье представлена модель формирования графическойи технологической культуры обучающихсявусловиях средних общеобразовательных школи результаты опытноэкспериментальной работы по ее внедрению в учебный процесс. Рассмотрены основные компоненты по управлению образовательным процессом с учетом дидактических принципов и педагогических условий.Ключевые слова: школа, методика, учитель, модель, культура, технология, черчение, эксперимент.
Одним из актуальных направлений обучения в школе является развитие графической культуры учащихся в условиях технологического образования. Графическая культура обучающихсяв старших классахобщеобразовательных и профильных школ, в условиях модернизации российского образования, является составной частью их дальнейшего обучения в системе высшего и среднего профессионального образованияпо специальностям инженернотехнического профиля.Среди школьных предметов в рамках образовательной области «Технология» черчению отводится центральнаяроль по формированию в целом технологической культуры, и в частности графической,учащихся и обладает наибольшимивозможностямидля развития творческого потенциала личности, а также овладения графическим языком, используемым в технике, производстве, конструкторскоизобретательской работе, дизайне и других сферах деятельности человека.Структуруучебного процесса при изучении черчения в большинстве средних общеобразовательных школ можно представить следующим образом. Учитель, в соответствии с учебным планомпроводит урок по традиционной методике, при которой сообщается учебный материал в форме рассказа, беседы. Ученики конспектируют материалы урока, выполняют разнообразные графические задания и упражнения, приобретают необходимые знания, умения и навыки по работе с чертежными инструментами, выполнении геометрических построений и изображений чертежей деталей, сборочных единиц, деталированииузлов машин и механизмов.В общем виде структуру учебного процесса при изучении предмета школьной программы можно представить в виде следующей схемы на рисунке 1.
контроль усвоения;управление учебной деятельностью
Рис.1.Модель учебного процесса при изучении предмета школьной программы
Из рисунка видно, что учитель, руководствуясь программой учебного предмета и государственным образовательным стандартом, используя разнообразную научнотехническую и методическую литературу осуществляет преподавание дисциплинышкольной программы,и управляет учебной деятельностью ученика путем контроля усвоения той информации, которая сообщалась на уроке. Ученик под влиянием отмеченных воздействий получает в процессе преподавания необходимые знания умения и навыки, которые он может реализоватьв дальнейшем в сфере производства и последующего обучения.Из приведенной схемы видно, что процесс обучения представляет собой замкнутую систему,в которой взаимодействуют между собой:с одной стороны,преподаватель (учитель), с другой обучающийся (ученик).Для эффективного управления процессом обучения в его структуру должны входить следующие компоненты: цели и задачи обучения, содержание обучения, формы и методы обучения, анализ и самоанализ обучения. По мнению Ю.К. Бабанского для успешной реализации целей и задач обучения на практике необходимо оптимально построить содержательный компонент процесса обучения[1]. В практической деятельности учителейобщеобразовательных школнаибольшее распространение получил объяснительнорепродуктивный метод обучения,основу которого составляет объяснение материала учителем и репродуктивное усвоение знаний учеником.Процесс формирования технологической и графической культуры рассматривается нами как методическая система, составляющими элементами которой являются: целевой компонент (цели и задачи), дидактические принципы, педагогические условия, процессуальносодержательный компонент (методы, формы и средства обучения), а также диагностический компонент, рисунке 2.УчительУченикЗнания, умения, навыкиРеализация полученных знаний в сфере производства и дальнейшем обучении в системе высшего (среднего) профессионального образованияУчебнометодическая литература и научнотехническая информация по предметуУчебная программа дисциплиныГосударственный образовательный стандарт
Цель: повышение уровня технологической и графической культуры, знаний, умений и навыков школьников с учетом их индивидуальных особенностей
Основные задачи
Формирование общего интеллектуального развития, логического, абстрактного, технического и аналитического мышления; формирование практических навыков, техническойи графической культуры, творческого потенциала личности
Дидактические принципыСистематичность, последовательность, наглядность, научность; прочность усвоения знаний и их доступность при необходимом уровне сложности; единства и оптимального сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения; сознательность и творческая активность школьников; соответствия графических заданий и упражнений возрастным и индивидуальным особенностям школьников
Педагогические условияНаправленность образовательного процесса на развитие технологических, технических и графических знаний школьников; формирование интереса для продолжения обучения в средних и высших учебных заведениях; формирование связи изучаемого материала с практической деятельностью учащихся; формирование престижа знаний потехнологической, графической подготовке необходимых к применению в своей будущей специальности; индивидуальный подход к учащимся, активизация личностного развития,создание благоприятного психологического климата, доброжелательности, уверенности учащегося при выполнении графических заданий и упражнений; рациональная организация рабочего места учащегося и учебнопроизводственной среды с учетом педагогических, санитарногигиенических, эстетических и эргономических требований
Процессуальносодержательный компонентобъяснительноиллюстративный (рассказ, объяснение, урок);репродуктивный (моделирование и конструирование, выполнение графических работ); самостоятельная работа с учебной и справочнотехническойлитературойМетоды и приёмы обучениягрупповая (классноурочная); звеньевая; индивидуальная; олимпиады; викторины; инновационные технологии обучения (обучение в группе); факультативыСредства обучениятехнические; дидактические (плакаты, чертежи, схемы и др.); наглядные пособия и учебные модели; набор деталей, стенды; чертёжные инструменты; комплекс тестовых заданий и графических упражнений
Регулярный мониторинг и диагностика развития технологической и графической культуры, знаний, уменийи навыков школьников с применением информационных технологий
Критерии сформированности технических и графических знаний, умений и навыков
МинимальнодопустимыйуровеньСреднийуровеньВысокий уровень
Методические рекомендации для учителей по проведению занятий в школепо предмету технология и черчение
Рис. 2.Модель процесса формирования технологической и графической культуры школьниковЦелевой компонент в представленной модели предусматривает развитие логического абстрактного и технического мышления, творческого потенциала личности, формирование технологических и графических знаний, умений, навыков школьников с учетом их индивидуальных особенностей.Для формирования технологической и графическойкультуры при обучении школьников на уроках технологии и черчения нами предусмотрены следующие дидактические принципы:
научности, который опирается на теоретическую основу предмета технология и черчения, ознакомление школьников с современными методами проектирования и конструирования и моделирования моделей с соблюдением требований установленных ГОСТами, ЕСКД, ЕСТД, а также широкого применения компьютерной техники;
систематичности и последовательности, которые определяют содержание и логику изложения учебного материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, а также связи предмета черчения с другими дисциплинами школьной программы;
наглядности, обеспечивает лучшее восприятие учебного материала путем демонстрации динамических пособий, узлов и деталей, а также широким применением технических средств (компьютеры, видеотехника);
принцип усвоения знаний их доступность предусматривает формирование памяти учащихся на тех темах и разделах предмета технология и черчения, которые являются основой для продвижения к новому материалу;
сознательности и активностипредусматривает организацию учебного процесса, при которой учащимся предлагается решение разнообразных задач, в соответствии с изучаемой темой. Эти принципы способствуют развитию памяти, внимания, воображения и умения работать с учебной и справочной литературой.
единства и оптимального сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения позволяет рационально организовывать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей учащихся, уровня их знанийи способностей и возможностей работы при групповой форме обучения на уроках черчения;
соответствия графических заданий и упражнений возрастными индивидуальным особенностям предусматривает дифференциацию заданий в зависимости от степени сложности. Это позволит обеспечить регулирование учебного процесса школьников с учетом достигнутого уровня знаний и способностей[6]. Решение поставленных задач, направленных на повышение уровня графической культуры школьниковтребует реализации определенных педагогических воздействий, которые включают в себя следующие основные компоненты:
направленность образовательного процесса;
формирование интереса и престижа знаний и мотивации в получении необходимых знаний по графической подготовке и их применении в своей будущей учебе в системе высшего профессионального образования инженернотехнологического профиля.Процессуальносодержательный компонент состоит из трех блоков и представляет собой взаимосвязанную деятельность учителя и ученика, в результате которой достигаются определенные учебные и воспитательные цели при проведении занятий по предмету черчение.Поскольку черчение, как учебный предмет отличается от других дисциплин, методы обучения,применяемые учителем могут быть различными.В практической деятельности учителя технологии и черчения, преобладает объяснительноиллюстративный и репродуктивный методы обучения.В профильных классах, в целях активизации учебного процесса применяются методы проблемного и программированного обучения, где для решения технических и графических задач от ученика требуется учебнопознавательный творческий подход.Решение задач данного типа предусматривает четкое взаимодействие учителя и ученика, поскольку обучение предполагает оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности школьников.Для реализации программированного обученияв условиях общеобразовательных школ необходимо наличие специальных обучающих программ и компьютерного класса.Необходимо отметить, что внедрение в учебный процесс программированного обучения имеет свои недостатки, поскольку нарушается взаимодействие междуучителем и учеником, отсутствует коллективная работа на уроке. Наиболее рациональным вариантом применения программированного обучения в условиях общеобразовательных школ является контроль знаний учеников по отдельным темам и разделам предмета черчение.Методы и приемы обучения учащихся неразрывно связаны с дидактическими принципами и педагогическими условиями, поскольку,учитель в своей практической деятельности руководствуется имидля достижения поставленной цели и задач по повышению уровня графической культуры школьников. В процессе обучения учитель выбирает соответствующие конкретномуметоду формы и средства обучения.Прежде чем приступить к проведению занятий учитель должен определиться с формой организации учебного процесса, поскольку проведение занятий по черчению имеет свою специфику работы со школьниками.В целях обеспечения необходимого качества и эффективности учебного процесса при проведении теоретических и практических занятий укажем какие индивидуальные особенности школьников при этом необходимоучитывать. На уроках черчения в поле зрения учителя должны быть: общие учебные способности ученика и его интеллектуальное развитие; особенности мышления, памяти, внимания и т.п.;специальные способности; логическое, абстрактное и техническое мышление; пространственное воображение, темп осмысления и усвоения учебной информации; особенности типа темперамента, характера[6].Традиционной формой изложения учебного материала в общеобразовательной школе, в том числе и по предмету технология и черчение, является урок это логически завершенный элемент учебновоспитательного процесса.Урок при групповой форме занятий имеет четко определенные структурные элементы,в котором представлены цель, содержание, средства обучения.На занятиях по черчению должны быть соблюдены требования, которые подразделяются на дидактические, воспитательные, психологические и гигиенического характера.Эти требования являются необходимой составляющей при проведении занятий со школьниками в классе или специализированном кабинете по черчению.Дидактические требования предусматривают рациональное использование учебного времени, выбор форм, методов, приемов и средств обучения, а также создания мотивации в достижении знаний, умений и навыков к концу урока.Воспитательные функции способствуют формированию у учащихся способностей к творчеству, конструированию и самостоятельного исполнения графических заданий.Психологические требования должны учитывать уровень развития индивидуальных психологических особенностей каждого школьника и формировать положительную мотивацию учения. Санитарногигиенические требования предусматривают обеспечение необходимых комфортных условий занятий в классе(оптимальный уровень температуры; освещение учебного (рабочего) места).В процессе проведения урока по конкретной теме происходит реализация целей и задач обучения, воспитания и развития творческих способностей.Закон РФ «Об образовании» дает возможность широкого внедрения в практику школ новых инновационнообразовательных технологий, целью которых является максимальная индивидуализация обучения.Современные педагогические технологии направлены на оптимизацию процесса обучения, поскольку,вариативность индивидуального подхода позволяет учитывать различные формы методы и приемы обучения.Авторы технологий индивидуального обучения указывают на следующие отличительные признаки от традиционного обучения, такие как осознанная деятельность учителя и ученика, эффективность и мобильность, открытость, диагностируемость и контролируемость.Положительными сторонами применения технологий индивидуального обучения являются включение учащихся в самостоятельную учебную работу, предоставление обучающемуся право выбора темпа и объема изучаемого материала, а также выделение резерва времени для повторения пройденного учебного материала.В процессе выполнения индивидуальных графических задач, различного уровня сложности учащийся может выбирать оптимальный для себя темп решения, избегает отрицательного влияния других школьников, развивает такие качества, как чувство ответственности, аккуратности и добросовестности.Индивидуальная форма обучения особенно целесообразна для учащихся отличающихся между собой по доминирующему типу темперамента, поскольку холерики и сангвиники более активны, а флегматики и меланхолики нуждаются в помощи учителя, при решении графических задач повышенной сложности[5].Одной из форм организации учебного процесса на уроках черчения является разделение учащихся на группы, сформированные на основе схожести индивидуальных особенностей школьников. В этом случае значительно упрощается подбор дифференцированных заданий.Каждая группа учащихся в составе 34 человек получает одно графическое задание совместно его обсуждают, поочередно предлагают свои варианты, а затем на основе анализа приходят к общему решению, которое каждый реализует в виде выполнения графического задания.Групповая форма обучения имеет положительные стороны, особенно при выполнении заданий творческого характера, поскольку сотрудничество в этих условиях способствует достижению не только учебных, но и воспитательных целей.В целях расширения и углубления графических знаний, умений и навыков в общеобразовательных школах в профильных классахмогут предусматриваться факультативные занятия для учащихся проявляющих интерес к черчению, атакже к конструкторской деятельности при выборе дальнейшего обучения в высших учебных заведениях.Организация процесса обучения факультативных занятий может осуществляться как традиционными методами и формами (лекции, семинары, практикумы, рефераты), а также в индивидуальной форме сгруппой учащихся в составе 34 человека, имеющими склонность к углубленному изучению технологии и черчения.Одной из форм активизации учебного процесса по предмету технология и черчение является внеклассная работа преподавателя в организации олимпиад, викторин, посещение конструкторских бюро, предприятий города.В состав средств обучения для развития технологической и графической культуры, умений и навыков входит комплекс дидактических материалов, наглядных пособий, учебных моделей, таблиц, плакатов, разработанных учителем для каждой темы занятий, а также графические задачи и упражненияразличной степени сложности.Диагностический компонент модели предусматривает регулярную оценку достигнутого уровня развития знаний школьников с целью выявления результатов учебной деятельности в системе «учительученик». Педагогическая диагностика, в данном случае,играет главную роль в осуществлении обратной связи между преподавателем и учащимися в предлагаемой методической модели, направленной на совершенствование процессаобучения.Для анализа успешности обучения школьников по предмету черчение нами использовался коэффициент успешности обучения, равный отношению числа учеников, имеющих оценку «отлично» и «хорошо» к общему числу учащихся в классе. Для проверки адекватности предлагаемой модели процесса формирования графической культуры школьников с учетом их индивидуальных особенностей нами была проведена опытноэкспериментальная проверка в условиях общеобразовательных школ города Курска, Курской и Белгородской областей.В эксперименте принимали участие учащиеся четырёх классов. Экспериментальная группа состояла из двух классов в количестве 41 человека. Контрольная группа включала 38 учащихся девятых классов. Учебные занятия в этих классах проводились со школьниками по традиционной программе.Экспериментальная часть работы состояла из двух этапов(см. таблицу 1). Статистическая обработка результатов обучения за первое полугодие производилась по стандартной программе «Excel». Полученные данные свидетельствуют о том, что средний бал, характеризующий успеваемость в контрольной и экспериментальной группах примерно одинаков и составляет3,88и 4,0 соответственно.Таблица1Характеристика этапов экспериментальной работы
ЭтапыЭкспериментальная база, участникиОсновная цель этапаМетодыПервый Учителя технологии и черчения школ г. Курска и районов Курской и Белгородской областей.Всего 156 учеников.Установление фактического уровня подготовленностиучащихся по предмету черчение. Проведение тестирования школьников по установлению типатемпераментаБеседы с учителями черчения, анализ текущей успеваемости школьников по классным журналам, графических работ и характерных ошибок при их выполнении. Тестирование школьников, анкетирование и интервьюирование учителей и школьных психологов, наблюдение. Анализ и обобщение научнометодической и учебной литературы по индивидуализации обучения.Второй Контрольная и экспериментальная группы школьников 9хклассов в общеобразовательных школах г. Курска. Всего 79 учеников.Экспериментальная проверка эффективности методики индивидуальноличностного подхода к учащимся с учётом их типа темперамента и дифференцированных вариантов графических задач и упражнений в сравнении с традиционной формы обученияЭкспериментальное проведение занятий в классах по отдельным темам и разделам школьной программы. Тестирование учащихся, анкетирование, наблюдение. Обработка результатов экспериментальных исследований и их сравнительный анализ. Обсуждение полученных результатов со школьными учителямиНа первом этапе для установления фактического уровня подготовленности учащихся по предмету черчения был проведён анализ успеваемости за первое полугодие (четверные оценки).Второй этап опытноэкспериментальной работы предусматривал проведение тестирования школьников на выявление индивидуальных свойств личности. Эта информация использовалась нами для разработки вариантов графических заданий различного уровня сложности в целях индивидуального подхода к учащимся экспериментальной группы. В контрольной группе занятия проводились в соответствии с существующей методикой и решением стандартных графических задач, предусмотренных учебной программой.Анализ учебнометодических работ и научных трудов в области индивидуализации и дифференциации обучения школьников свидетельствуют что, процесс формирования графической культуры школьников может быть успешным только при создании определенного комплекса педагогических условий, поскольку существующая методика и организация проведения занятий в школе не в полной мере способствуют обеспечению заинтересованности и мотивации учащихся в получении высокого уровня знаний по черчению[2, 4].Для создания заинтересованности в обучениив экспериментальной группе нами были введены дополнительные педагогические условия, которые учитывали индивидуальные особенности учащихся (темперамент, способности, характер,внимание, память), направленность образовательного процесса на развитие положительной мотивации, с учетом творческих способностей каждого ученика. Графическая культура в экспериментальной группе рассматриваласькак одна из приоритетных целей педагогического образования при выборе школьниками профиля своей будущей специальности и последующего продолжения обучения в средних и высших учебных заведениях. Анализ данных, по итоговым результатам в IIIи IVчетвертях учебного года в экспериментальной группеоказался лучше по сравнению с контрольной.Так, средний балл в контрольной группе равен4,1, а в экспериментальной группе 4,4. Число учащихся успешно освоивших программу предмета черчение и имеющих оценки «отлично» и«хорошо»вэкспериментальной группе увеличилось, эти данные представлены на рисунке 3.
Контрольная группаЭкспериментальная группа
«удовлетворительно»
«хорошо»
«отлично»
Рис. 3.Динамика уровня подготовленности школьников по предмету черчение
Как видно из рисунка число учеников в контрольной группе успешно усвоивших программу предмета черчение в IIIи IVчетвертях и получивших оценки «хорошо» и «отлично» соответственно составляет 79% и 81,5%. В экспериментальной группе оценки «хорошо» и «отлично» в IIIчетверти имеют 90% учащихся, а в IVчетверти 93%.Доля (процент) учащихся получивших оценки «удовлетворительно» в контрольной группе по четвертям имеют соответственно 21% и 18,5% школьников, а в экспериментальной 10% и 7%. Приведенные данные свидетельствуют, что успеваемость учащихся в экспериментальной группе повысилась на 8,8% по сравнению сконтрольной.Анализ данных по успеваемости школьников показал также, что успешность обучения в экспериментальной группе по сравнению с контрольной выше. Критерий успешности обучения в экспериментальной группе в IIIчетверти равен 0,9, в IVчетверти 0,927 в контрольной группе этот показатель по четвертям учебного года соответственно равен: 0,79 и 0,815.Для эффективного управления учебным процессом для учителя важно также знать уровень усвоения школьниками наиболее сложных тем учебной программы. Уровень усвоения учебной информации на уроках теоретического материала и практических навыков выполнение графических работ по отдельным наиболее сложным темам учебной программы оценивали с помощью коэффициента «С» предложенного в работе [4].К числу наиболее сложных тем, изучаемых во втором полугодии школьные учителя черчения отнесли следующие: 1. Аксонометрические проекции, прямоугольная изометрия, способы построения. 2. Проекции геометрических элементов предмета. 3. Выполнение чертежей с использованием геометрических исполнений. 4. Сечения и правила их выполнения. 5. Построение разрезов деталей. 6. Выполнение эскизов, рисунков деталей по сборочному чертежу.По оценкам, полученными школьниками, при изучении указанных выше тем, нами определён этотпоказатель для экспериментальной и контрольной групп. Если в целом, по шести наиболее сложным темам, изучаемым, школьниками во втором полугодии контрольной группе он оказался равным 1,65, то в экспериментальной группе составил 2,21, что свидетельствует о более эффективной методике обучения учащихся.Обобщая вышеизложенное, можно заключить что: в результате выполнения исследования установлена положительная динамика уровня сформированности графических знаний школьников в экспериментальной группе по сравнениюс контрольной. Формирование технологической и графической культуры,на основе предлагаемой индивидуальнодифференцированной методической системы, является организованным и управляемым процессом, основная цель которого заключается в повышении уровня знаний,умений и навыков учащихся с учётом их личностных особенностей.
Ссылки на источники1.Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. 560 с.2.Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебн.пособие для студентов и учащихся. М.: Просвещение, 1990. 176 с.3.Мраморнова Е.А., Непобедный М.В. Педагогическая модель формирования графической культуры школьников // Проблемы художественнотехнологического образования в школе и вузе / Под ред. Г.Н. Некрасовой и др. Киров: ВятГГУ, 2013. С. 5963.
4.Наумкин Н.И. Методическая система формирования у студентов технических вузов способности к инновационной инженерной деятельности // Наука и школа. 2008. №6. С. 48.5.Сысоева Е.А., Непобедный М.В. Анализ причин неуспеваемости в графической подготовке школьников // Педагогические науки. 2008. №6. С. 9094.6.Сысоева Е.А. Обучение черчению школьников с учетом типов темперамента. Автореф. дис. … канд.пед.наук. М., 2010. 25 с.