Маркетинговое исследование рынка свежих овощей Кировской области

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Санович М. А., Харюшина В. И. Маркетинговое исследование рынка свежих овощей Кировской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1816–1820. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85364.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты маркетингового исследования рынка свежих овощей Кировской области, проводимого с целью выявления факторов, оказывающих влияние на выбор свежих овощей среди населения. На основании полученных результатов представлены выводы и предложения для местных производителей свежих овощей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Харюшина Виктория Игоревна, магистр кафедры маркетинга и стратегического планированияФГБОУ ВПО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия», г. Кировv.kuranova1991@mail.ru

Научный руководитель: Санович Марина Александровна,кандидат экономических наук, доценткафедры маркетинга и стратегического планированияФГБОУ ВПО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия», г. КировSanovich74@mail.ru

Маркетинговое исследованиерынка свежих овощей Кировской области

Аннотация.В статье представлены результаты маркетингового исследования рынка свежих овощей Кировской области, проводимого с целью выявления факторов, оказывающих влияние на выбор свежих овощей среди населения. На основании полученных результатов представлены выводы и предложения для местных производителей свежих овощей. Ключевые слова:маркетинговые исследования, рынок, овощи, респонденты.

Маркетинговое исследование–процесс систематической подготовки и проведения различных обследований, анализа полученной информации и представления результатов и выводов. [1]Рынок свежих овощей, как и любой другой рынок,находится в динамическом развитии и большое влияние на него оказывает спрос со стороны потребителей. Потребители –основа существования любого предприятия, в том числе и производителей свежих овощей. В современных условиях, когда на прилавках магазинов огромное разнообразие свежих овощей разных производителей, местным предприятиям необходимо выделить свой товар среди других, предложить те выгоды от покупки, которые важны для покупателя. Для решения этих проблем и было принято решение о проведении маркетингового исследования рынка свежих овощей Кировской области.Цель маркетингового исследования выявление факторов, оказывающих влияние на выбор свежих овощей среди жителей Кирова.[2]В опросе принимали участие 68 респондентов в возрасте от 20 до 62 лет. Нарисунке 1 показано, что 9% опрошенных семей имеют доход 1020 тыс. руб., 28% 2030 тыс. руб. , 40 % семей имеют общий семейный доход 3050тыс.руб., 24% семей –свыше 50 тыс.руб.

Рис.1.Доход респондентовНаименее популярным местом покупки овощей являются оптовые базы –всего 5,9% опрошенных приобретают овощи там(табл.1). Таблица 1Популярные места покупки овощейГде чаще всего приобретаются овощиВ магазинеНа рынкеНа оптовой базеВ киосках/ларьках"С рук"Валидные ответы, %79,48,85,98,813,2

76,47 % респондентов считают важным место, где произведены овощи, для 23,53% это значение не имеет(рис.2).

Рис. 2.Важность места производства овощей

Абсолютное большинство респондентов –97,06 % отдают предпочтение местным производителям овощей. Всего 2,94% предпочитают импортных производителей (рис.3).

Рис. 3. Предпочтение производителей свежих овощей

48,5% респондентов в ситуации отсутствияинтересующего их производителябудут покупать аналогичную продукцию, еслицена и качество будет такое же.25% купят аналогичную продукцию, даже если цена будет выше.23,5% пойдут в другое место.Лишь 3% респондентов откажутся от покупки, если производитель овощей неизвестен(табл.2).Таблица 2Действие, при отсутствии интересующего производителя

Несмотря на то, что большинство респондентов предпочитают свежие овощи местных производителей, лишь 45,59% опрошенных готовы искать места ее продажи. Большинство –54,41% искать такие места не будут(рис.4).

Рис.4.Готовность респондентов искать места продажи продукции местных производителей

Один из вопросов анкеты предполагал оценить степень согласия с несколькими утверждениями:

1.В сравнение с другимипроизводителямипродукцияКировскихпроизводителейовощейболеекачественная.

2. В сравнение с другимипроизводителямипродукцияКировскихпроизводителейовощейменеекачественная.

3. ПродукцияКировскихпроизводителейовощейимееттакоежекачество, как и ввозимая.

4. ЦенынаовощиКировских производителей должныбытьнижеценнаввозимыеовощи.

5. ЦенынаовощиКировских производителей должныбытьвышеценнаввозимыеовощи.

6. ЦенынаовощиКировских производителей должны быть такимиже, каки ценынаввозимыеовощи.Наибольшая степень согласия с утверждениями 1 и 4 –3,94 и 4,49 баллов соответственно.ОтветЧастотаПроцентВалидный процентАналогичнаяпродукция, цена и качество тоже3348,548,5Аналогичная продукция, цена дороже1725,025,0Куплю в другом месте1623,523,5Отказ от покупки23,03,0В основном свежие овощи на прилавках магазинов не содержат информации о месте производства и производителе, поэтому следующий вопрос направлен на выяснение: повлияет ли наличие информации о производителе на выбор данной продукции(табл. 3). Таблица 3Влияние информации о производителеОтветЧастотаПроцентКуплю, даже если цена выше1522,1Куплю, если цена не поднимется2333,8Не имеет значения, куплю, что дешевле45,9Не имеет значения, смотрю на внешнийвид2638,2

22,1% респондентов готовы покупать продукцию с наличием информации о производителе, даже если цена будет выше. 33,8 % согласны только в том случае, если цена при этом не поднимется. Для 44,1 % респондентов наличие информации о производителе не имеет значения. 5,9% будут покупать ту продукцию, которая дешевле, а 38,2% ту, которая понравится по внешнему виду. Одним из важных факторов при выборе любой продукцииявляется цена. Но овощи –особый вид продукции, жизненно необходимый для человека. Поэтому необходимо выяснить, обращают ли жители города на цены, замечают ли их изменение. На рисунке 5представлены результаты ответа на вопрос, обращает ли респондент внимание на цены на свежие овощи.

Рис.5.Обращение внимания респондентовна цены

85,29 % респондентов внимание на цены обращает.14,71% на цены внимания не обращает. По мнению респондентов, самые высокие цены на овощи в магазинах. Так считает 66,2 % опрошенных. Самые низкие цены на оптовой базе и «с рук», так ответили 66,2% и 42,6% опрошенных соответственно(табл.4).

Таблица 4Каналы сбыта с самыми высокими и низкими ценами на овощи

Место продажиСамые низкие цены, %Самые высокие цены, %Магазин7,466,2Рынок11,819,1Оптовая база66,20Киоск/ларек7,429,4"С рук"42,619,1

В заключение респондентам предлагалось представить ситуацию подорожания овощей. При этом предлагалось выбрать 1 из 3 вариантов действия при данной ситуации. Результаты представлены на рисунке 6. Покупать свежие овощи в прежнем объеме будет 55,88% респондентов. 39,71% опрошенных снизит потребление. 4,41% будет покупать заменители (например, крупы).

Рис.6.Действие респондентов при удорожании овощей

Так как существует сезонное удорожание овощей, и значительная часть респондентов:39,71% будет снижать их потребление при удорожании, следует посмотреть зависимость между семейным доходом и действием при удорожании овощей. Из числа респондентов с семейным доходом 1020 тыс. руб. снизят потребление овощей 66,7%Из числа респондентов с доходом в 2030 тыс. руб. –42,1%.Из числа респондентов с доходом 3050 тыс. руб. –37%.Из числа опрошенных с доходом свыше 50 тыс. руб. 31,3%. Получается следующее: семьи с меньшим доходом более чувствительны к изменению цены на овощи. В целом, из общего числа опрошенных при удорожании цены снизят потребление 39,7%, будут покупать заменители 4,4%, будут покупать овощи в том же объеме –55,9%(табл. 5). Таблица 5Зависимость между уровнем дохода и действием респондентовпри повышении цены на свежие овощи, %

ДоходДействия при удорожании овощейснизите потреблениепокупказаменителейпокупка в том же объеме10 –20 тыс. руб.66,716,716,720 30 тыс. руб.42,15,352,630 –50 тыс. руб.37,03,759,3Свыше 50 тыс. руб. 31,30,068,8Итого39,74,455,9Так как большинство человек предпочитают продукцию местных производителей, рассмотрим зависимость между уровнем дохода и действием, при отсутствии интересующего производителя в месте покупки(табл.6).Таблица 6Зависимость между уровнем дохода и действиемреспондентовпри отсутствии интересующего его производителя овощей, %

ДоходДействия при отсутствии овощей интересующего производителяПокупка аналогичной продукции, если цена и качество такое жеПокупка аналогичной продукции, даже если цена вышеПокупка продукциив другом местеОтказ от покупки10 –20 тыс. руб.33,333,333,30,020 30 тыс. руб.57,95,336,80,030 –50 тыс. руб.44,425,922,27,4Свыше 50 тыс. руб. 50,043,86,30,0Итого48,525,023,52,9

Независимо от доходабольшинство респондентов –48,5% при отсутствии интересующего их производителя купят аналогичную продукцию, если цена и качество будет такое же. Это подтверждает тот факт, что, несмотря на предпочтение свежих овощей местных производителей, покупатели будут покупать овощи в том месте, где они решили совершить покупку. Лишь 26,4% процентов опрошенных респондентов пойдут в другой магазин или откажутся от покупки. Наблюдается ситуация, что люди с большим доходом при отсутствии интересующего их производителя свежих овощей более склонны соглашатьсяна покупку аналогичных овощей, даже если цена будет выше. Среди респондентов с доходом свыше 30 тыс. руб.данный вариант ответа выбрали 14 человек (82,35% от общего числа респондентов, выбравших этот ответ). Большинство респондентов, считают, что самые низкиецены на свежие овощи на оптовой базе 66,2% опрошенных, самые высокие цены в магазине –66,2%. Но чащеовощи приобретаются именно в магазине –79,4%. 68,5% опрошенных приобретающих чаще всего овощи в магазине,считают, что там самые высокие цены(табл.7).



Таблица 7Зависимость популярности покупки овощей в магазине от мнения о том, что там самые высокие цены на овощи, %

Покупка овощей в магазинеСамая высокая цена на овощи в магазинеДаНетДа

68,531,5Нет57,942,9Итого66,233,8

Причем, среди тех, кто покупает овощи в магазине, лишь 9,3% считают, что именно там самые низкие цены (табл.8). Таким образом,несмотря на высокий уровень цен на свежие овощи в магазине–это самое популярное место покупки свежих овощей. Это может объясняться тем, что в настоящее время большинство магазинов находится в «шаговой» доступности от покупателя, они работают ежедневно и запасы там постоянно пополняются. Таблица 8Зависимость популярности покупки овощей в магазине от мнения о том, что там самые низкие цены на овощи, %

Покупка овощей в магазинеСамая низкаяцена на овощи в магазинеДаНетДа

9,390,7Нет0,0100,0Итого7,492,6

Поэтому оптовые базы остаются одним из наименее популярных мест покупки свежих овощей, так как не все знают об их местонахождении и не у всех есть возможность в любое удобное время их посещать.100% респондентов, приобретающих овощи на оптовой базе,и 66,7% респондентов, приобретающих овощи в магазине, считают, что на оптовой базе самые низкие цены (табл.9и 10).Таблица 9Зависимость популярности покупки овощей на оптовой базеот мнения о том, что там самые низкие цены на овощи, %

Покупка овощей на оптовой базеСамая низкаяцена на овощи на оптовой базеДаНетДа100,00,0Нет64,135,9

Таблица 10Зависимость популярности покупки овощей в магазине от мнения о том, что там самые низкие цены на оптовой базе, %

Покупка овощей в магазинеСамая низкаяцена на овощи на оптовой базеДаНетДа66,733,3Нет64,335,7Как выяснилось ранее, большинство людей обращает внимание на цены. Поэтому имеет смысл сопоставить эти данные с действием респондентов, при удорожании овощей (табл.11).Получилось, что среди респондентов, обращающих внимание на цены, при повышении цены на свежие овощи снизят потребление 43,1%. Но большинство респондентов –51,7% продолжат покупать овощи в том же объеме. Данный факт свидетельствует о том, что потребителей хоть и интересуют цены, при их повышении резкого снижения в объеме потребления наблюдаться не будет. Таблица 11Зависимость действий респондентовпри удорожании овощей от того, обращается ли внимание на цены

Обращает ли респондент внимание на ценыДействия при удорожании овощейснизите потреблениепокупказаменителейпокупка в том же объемеДа43,15,251,7Нет20,00,080,0Итого39,74,455,9

Как оказалось, немаловажное значение для потребителя имеет место производства овощей. Но почти все овощи продаются без информации о производителе, поэтому стоит выяснить, как будет влиять наличие информации о производителе на выбор потребителей(табл.12).Таблица 12Зависимость действий респондентовпри наличии на товаре информации о производителе от того, имеет ли для них значение место производства овощей

Значение места производства свежих овощей для респондентаДействие респондентапри наличие на овощах информации о производителеКуплю, даже если цена вышеКуплю, если цена не подниметсяНе имеет значения. Куплю овощи, которые будут дешевлеНе имеет значения. Приобретаю овощи по внешнему видуДа26,944,21,926,9Нет6,30,018,875,00Итого22,133,85,938,2

Свежие овощи с наличием информации о производителе купят,даже в случае повышения цены,26,9% респондентов, для которых имеет значение место производства. 44,2% купят такие овощи, если цена при этом не будет отличаться отцены на овощи без информации о производителе. Для 28,8% наличие информациипроизводителяне имеет значения, овощи приобретаются либо по более дешевой цене, либо с привлекательным внешним видом. Для тех респондентов, кому не важно место производства овощей, в основном (93,8%),не имеет значение наличие информации о производителе. На основании проведенного исследования и анализа результатов можно сделать ряд выводов и предложений:1)Несмотря на то, что, по мнению большинства респондентовв магазине самые высокие цены на свежие овощи, магазин –самое популярное место их покупки. Поэтому местным производителям с целью расширения рынков сбыта своей продукции необходимо налаживать связи именно с магазинами, которые сейчас в большинстве своемпредставлены розничными торговыми сетями. 2)Продукция Кировских производителей пользуется большей популярностью, чемпродукция из других регионов и стран. На основании этого, можно порекомендовать местным производителям включить в свой ассортимент те овощи, которые везутся из вне (при наличие производственных и финансовых возможностей).3)Чтобы свежие овощи Кировских производителей продвигались на рынке, необходимо указывать на их упаковке информацию о производителе. При этом, себестоимость овощей не должна увеличиваться. 4)

По мнению большинства респондентов, продукция местных производителей более качественна. Данный факт создает конкурентное преимущество по сравнению с продукцией других производителей. При этомпотребителям важно, чтобы цена на Кировские овощи была ниже. Для этого предприятиям необходимо оптимизировать свои издержки и снизить себестоимость продукции.

Ссылки на источники1. БожукС.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинговые исследования –СПб.:Питер,2004. 304 с.2. Маракулина И.В. Маркетинговые исследования рынка: Методические рекомендации по выполнению курсовой работы для магистров, обучающихсяпо программе «Маркетинг»

Киров: ФГБОУ ВПО Вятская ГСХА, 2014. 17 с.