Воспитательно-профилактическая работа следователя по делам о преступлениях несовершеннолетних
Выпуск:
ART 85369
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Паутова
Т.
А. Воспитательно-профилактическая работа следователя по делам о преступлениях несовершеннолетних // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
1841–1845. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85369.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы профилактической работы следователя по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Автор акцентирует внимание на причинах и условиях, способствовавших совершению преступлений, способах их выявления, а также оказании индивидуально-профилактического воздействия на несовершеннолетних.
Ключевые слова:
следователь, преступность несовершеннолетних, воспитательно-профилактическая работа, индивидуальная воспитательная работа
Текст статьи
Паутова Татьяна Александровна,кандидат юридических наук, преподаватель кафедры организации расследования преступлений и судебных экспертиз Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, г. Тюменьtpautova@mail.ru
Воспитательнопрофилактическая работа следователя по делам о преступлениях несовершеннолетних
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы профилактической работы следователя по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Автор акцентирует внимание на причинах и условиях, способствовавших совершению преступлений, способах их выявления, а также оказании индивидуальнопрофилактического воздействия на несовершеннолетнихКлючевые слова:следователь, воспитательнопрофилактическая работа, преступность несовершеннолетних, индивидуальная воспитательная работа
Сегодняшнее состояние дел с преступностью в Российской Федерации вызывает серьезную озабоченность и тревогу как у населения страны в целом, так и у правоохранительных органов. Происходящие в России социальные изменения, ориентация на построение правового государства, формирование гражданского общества обуславливают качественные перемены в организации и деятельности органов внутренних дел, в том числе в следственной деятельности. Важными проблемами в деятельности органов внутренних дел в современных условиях являются дальнейшее совершенствование организации работы всех подразделений, разработка и внедрение в практику новых форм и методов, позволяющих повысить эффективность борьбы с преступностью несовершеннолетних. Деятельность государства по предупреждению преступности несовершеннолетних всегда носила многогранный характер. Какие же особенности этой функции государства выдвигаются нынешним временем, временем реформ, коренных преобразований во всех без исключения сферах жизнедеятельности страны?Анализ состояния преступности за длительный период времени свидетельствует о значительном ее росте, прежде всего в подростковой среде. Особенно интенсивно увеличивалось число преступлений среди лиц, не достигших возраста совершеннолетия. В течение 30 лет среднегодовой прирост преступности среди несовершеннолетних в 2,5 раза превышал аналогичный показатель среди взрослого населения. Вместе с тем, начиная с 1975 года,рост преступности несовершеннолетних на статистическом уровнепроисходил в условиях стабильного сокращения общей численности подросткового населения. Кроме того, следует констатировать, что несовершеннолетним является каждый третий участник группового преступления, каждый четвертый вымогательства. Ежегодно более статысяч подростков задерживается за бродяжничество, каждый десятый школьник знает вкус наркотиков, некоторые дети приобщаются к спиртному и наркотикам с 910 лет, с чем напрямую связан рост числа самоубийств среди подростков.Воспитательнопрофилактическая работа следователя по делам о преступлениях несовершеннолетних является элементом системы мер предупреждения преступности и других правонарушений в среде молодежи. Особое внимание при производстве предварительного следствия по делам несовершеннолетних должно обращаться на выявление причин и условий,
способствовавших совершению преступлений несовершеннолетними, на принятие мер к их устранению.
При расследовании уголовных дел в отношении несовершеннолетних следователям необходимо обращать внимание на выявление следующих причин, формирующих отрицательные свойства личности несовершеннолетних, которые могут в определенных ситуациях привести их к совершению преступлений:
отрицательный пример противоправного или иного аморального поведения в семье;
отрицательное влияние ближайшего окружения: по месту жительства, работы, учебы;
вовлечение в преступную деятельность взрослыми преступниками и подстрекательство со стороны несовершеннолетних (как правило, ранее судимых).Причины и условия, способствующие совершениюпреступлений несовершеннолетними, выявляются с момента возбуждения уголовного дела вплоть до окончания предварительного следствия, при производстве всех следственных действий, а также путем производства обследований, истребования характеристик и иных документов.Предварительное следствие по делам несовершеннолетних сложное производство. Уголовные дела данной категории подчас более объемные, чем многие другие, поскольку совершенные преступления нередко оказываются групповыми, многоэпизодными. На расследование таких дел следователи затрачивают много времени для выяснения обстоятельств происшедшего, изучения личности несовершеннолетнего, соблюдения других процессуальных требований.В связи с особенностью предмета доказывания по преступлениям, совершенным несовершеннолетними, следователям по каждому уголовному делунеобходимо проводить допрос родителей, классного руководителя несовершеннолетнего, делать запрос сведений в подразделения по делам несовершеннолетних.Следователям, специализирующимся на расследовании дел о преступлениях несовершеннолетних, должны быть присущи высокие общечеловеческие и нравственные качества. Ведь именно с недостатком правовых и нравственных знаний связаны нарушения законности, прав граждан, факты профессиональной деформации и другие возможные пороки.Воспитательнопрофилактическая работа по конкретному уголовному делу о преступлении несовершеннолетнего имеет свои особенности. Значительное внимание в процессе расследования следует уделять воспитательному воздействию на несовершеннолетних правонарушителей других подростков, находящихся на грани совершения преступления, а также на родителей, допустивших безнадзорность или отрицательно влияющих на своих детей.Воспитательное воздействие на несовершеннолетнего обвиняемого и других лиц должно осуществляться следователем постоянно (при производстве всех следственных действий, в беседах, других формах общения) и непрерывно.
Воспитательную работу с несовершеннолетним обвиняемым, другими лицами необходимо вести в пределах достоверно установленных фактов противоправного и иного аморального поведения, которые можно оценить с точки зрения существующих в нашем обществе нравственных и правовых требований. О совершенном подростком преступлении надо говорить как о факте, установленном предварительным следствием. Это, однако, не исключает необходимости вести в процессе расследования активную правовоспитательную работу с несовершеннолетним правонарушителем, акцентируя внимание на разъяснении законов, на необходимости соблюдения элементарных правовых требований и в повседневной жизни человека.
Полагаем, что тактически правильно увязывать воспитательное воздействие с вопросами противоправного либо иного аморального поведения подростка или его сверстников, не превращая его в назидательные наставления, которые на несовершеннолетнего не производят должного впечатления. Беседы с подростком должны подкрепляться активной практической деятельностью по вовлечению несовершеннолетнего в общественно полезные и интересные занятия, а если он арестован к глубокому анализу и активному обсуждению с ним противоправного характера совершенного им деяния, его отрицательных последствий.
Специфика производства по делам несовершеннолетних способствует не только более всестороннему, полному и объективному исследованию совершенного преступления, индивидуализации наказания виновному, но, и что особенно важно, вскрывает внутренний механизм, те конкретные жизненные факторы, которые привели подростка на путь правонарушения. Познать их значит овладеть эффективными средствами профилактического воздействия на поведение несовершеннолетних.
Кроме того, следователям следует обращать особое внимание на индивидуальную воспитательную работу с подростком с учетом степени деформации его личности. Кроме индивидуальных бесед, целесообразно показать несовершеннолетнему преимущества правомерного поведения, принимать меры к выработке у подростков правильных правовых взглядов и убеждений.Перевоспитать несовершеннолетнего преступника в процессе предварительного следствия вряд ли возможно. Однако побудить его к осознанию противоправности антиобщественного поведения, к глубокому раскаянию, показать возможность и перспективы исправления задача, которую следователь обязан решить не только в силу служебных полномочий, но и во исполнение своего морального долга.Учащихся надо ознакомить с действующим законодательством, особенностями его применения, отметить неправильное, бытующее среди подростков мнение о льготном режиме наказания для несовершеннолетних.Участие следователя в таких собраниях допустимо при бесспорной доказанности вины подростка и его раскаянии. К подобным обсуждениям следует тщательно готовиться с тем, чтобы действия преступников вызвали у присутствующих чувство осуждения.Содержание выступления зависит от целенаправленности конкретного мероприятия по правовому воспитанию, а также аудитории, где оно проводится,взрослых или несовершеннолетних.Желательно, чтобы, рассказывая о фактах, помогающих или, наоборот, затрудняющих формирование правильного правосознания несовершеннолетних, следователь ориентировался на ситуации, наиболее характерные для условий жизни и практической деятельности его слушателей. Тогда всего вероятнее, что, оказавшись в сходной ситуации, эти лица смогут принять правильное решение.Очевидно, с учителями надо говорить о недостатках их воспитательной работы, способствующих формированию у их воспитанников неправильных правовых взглядов, убеждений, неверной оценки собственного поведения.Например, недопустимо часто еще встречающееся расхождение между словом и делом воспитателя, даже если оно касается так называемых «мелочей», например, несоблюдения времени начала намеченного мероприятия. Воспитание и его обязательный компонент правовое воспитание призваны формировать активную жизненную позицию, сознательное отношение к общественному долгу, единство слова и дела как повседневную норму поведения.Наверное, следует напомнить и о том, как пагубно влияют на нравственное и правовое сознание несовершеннолетних те меры воспитательного воздействия,
которые воспринимаются ими как несправедливые и ущемляющие их человеческое достоинство.В своем выступлении следователь должен разоблачать ложный романтизм любого правонарушения, раскрывать его природу и вредные последствия; неправильно понимаемое чувство товарищества, под влиянием которого совершаются некоторые преступления.Необходимо сосредоточивать внимание слушателей на наиболее распространенных преступлениях, типичных для конкретной обстановки, складывающейся в районе, городе. Ведь преступлений, отличающихся особенностями по характеру совершения, не так уж много. Чаще всего подростки из хулиганских побуждений угоняют автомототранспорт, избивают группами одного подростка на почве личной неприязни. Именно на таких преступлениях, которые многими воспринимаются как простое озорство, не влекущее уголовной ответственности, следует акцентировать внимание несовершеннолетних, давать им соответствующую правовую и общественную оценку.Каким должен быть объем правовой информации, которую следователь, выступая перед аудиторией несовершеннолетних слушателей, должен до них донести?Представляется, что понятие правовой информации в его узком смысле более применимо к профилактическому аспекту правового воспитания несовершеннолетних. Иными словами, в целях предупреждения правонарушений следует в первую очередь разъяснить несовершеннолетним те положения закона, которые могут оказать на них сдерживаемое влияние. Во всех аудиториях бывает полезным акцентировать внимание несовершеннолетних на таких важных вопросах, как совершение преступления в состоянииалкогольного опьянения, на понятиях необходимой обороны и крайней необходимости, на ответственности за соучастие в преступлениях; ответственности за незаконное хранение, ношение, приобретение и сбыт оружия; за хулиганство, неосторожные преступления и др. Нужно, чтобы подростки понимали необратимость последствий преступного поведения для себя лично, для своих родителей и для общества в целом.Большое значение в правовоспитательной работе органов внутренних дел имеют формы индивидуального воздействия. Их результативность определяется возможностью учесть особенности каждого подростка, окружающую его обстановку, условия воспитания.Несовершеннолетние правонарушители это, как правило, нормальные дети, временно попавшие в ненормальные условия. Поэтому успех правовоспитательной профилактической деятельности во многом зависит от возможностей выявления и устранения или нормализации этих условий.В целях правового воспитания и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей мы рекомендуем следователям использовать формы индивидуальнопрофилактического воздействия. Среди этих форм самыми распространенными являются индивидуальные беседы.Эффективность бесед зависит от выполнения ряда требований, среди которых основными являются:знание личности подростка, причин егопоступков, семейного положения и других условий воспитания, влияния окружающей среды;умение установить с ним в процессе беседы психологический контакт;учет возрастных особенностей несовершеннолетних. Абстрактные призывы и пожелания, многократное повторение одних и тех же положений, пусть и бесспорных, не только бесполезны, но и могут принести вред воспитательной работе.Выявляя условия, способствующие совершению несовершеннолетними преступлений, следователь в первую очередь обращает внимание на отсутствие необходимого воспитания подростков в отдельных семьях, школах или по месту их
работы; низкий уровень воспитания в трудовых коллективах, где работают несовершеннолетние; плохую организацию быта и культурного досуга молодежи, особенно проживающей в общежитиях; отсутствие обстановки, убеждающей морально неустойчивых несовершеннолетних в неотвратимости наказания за совершенные преступления.Отмеченные и им подобные обстоятельства являются, как показывает практика, условиями, способствующими совершению преступлений несовершеннолетними.Таким образом, предотвращение следователем преступленийнесовершеннолетних, вопервых, исключает наступление вредных для общества последствий, избавляя его от необходимости применения карательных мер, во вторых, позволяет удержать морально неустойчивых лиц от совершения преступлений со всеми вытекающими из этого последствиями.
Воспитательнопрофилактическая работа следователя по делам о преступлениях несовершеннолетних
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы профилактической работы следователя по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Автор акцентирует внимание на причинах и условиях, способствовавших совершению преступлений, способах их выявления, а также оказании индивидуальнопрофилактического воздействия на несовершеннолетнихКлючевые слова:следователь, воспитательнопрофилактическая работа, преступность несовершеннолетних, индивидуальная воспитательная работа
Сегодняшнее состояние дел с преступностью в Российской Федерации вызывает серьезную озабоченность и тревогу как у населения страны в целом, так и у правоохранительных органов. Происходящие в России социальные изменения, ориентация на построение правового государства, формирование гражданского общества обуславливают качественные перемены в организации и деятельности органов внутренних дел, в том числе в следственной деятельности. Важными проблемами в деятельности органов внутренних дел в современных условиях являются дальнейшее совершенствование организации работы всех подразделений, разработка и внедрение в практику новых форм и методов, позволяющих повысить эффективность борьбы с преступностью несовершеннолетних. Деятельность государства по предупреждению преступности несовершеннолетних всегда носила многогранный характер. Какие же особенности этой функции государства выдвигаются нынешним временем, временем реформ, коренных преобразований во всех без исключения сферах жизнедеятельности страны?Анализ состояния преступности за длительный период времени свидетельствует о значительном ее росте, прежде всего в подростковой среде. Особенно интенсивно увеличивалось число преступлений среди лиц, не достигших возраста совершеннолетия. В течение 30 лет среднегодовой прирост преступности среди несовершеннолетних в 2,5 раза превышал аналогичный показатель среди взрослого населения. Вместе с тем, начиная с 1975 года,рост преступности несовершеннолетних на статистическом уровнепроисходил в условиях стабильного сокращения общей численности подросткового населения. Кроме того, следует констатировать, что несовершеннолетним является каждый третий участник группового преступления, каждый четвертый вымогательства. Ежегодно более статысяч подростков задерживается за бродяжничество, каждый десятый школьник знает вкус наркотиков, некоторые дети приобщаются к спиртному и наркотикам с 910 лет, с чем напрямую связан рост числа самоубийств среди подростков.Воспитательнопрофилактическая работа следователя по делам о преступлениях несовершеннолетних является элементом системы мер предупреждения преступности и других правонарушений в среде молодежи. Особое внимание при производстве предварительного следствия по делам несовершеннолетних должно обращаться на выявление причин и условий,
способствовавших совершению преступлений несовершеннолетними, на принятие мер к их устранению.
При расследовании уголовных дел в отношении несовершеннолетних следователям необходимо обращать внимание на выявление следующих причин, формирующих отрицательные свойства личности несовершеннолетних, которые могут в определенных ситуациях привести их к совершению преступлений:
отрицательный пример противоправного или иного аморального поведения в семье;
отрицательное влияние ближайшего окружения: по месту жительства, работы, учебы;
вовлечение в преступную деятельность взрослыми преступниками и подстрекательство со стороны несовершеннолетних (как правило, ранее судимых).Причины и условия, способствующие совершениюпреступлений несовершеннолетними, выявляются с момента возбуждения уголовного дела вплоть до окончания предварительного следствия, при производстве всех следственных действий, а также путем производства обследований, истребования характеристик и иных документов.Предварительное следствие по делам несовершеннолетних сложное производство. Уголовные дела данной категории подчас более объемные, чем многие другие, поскольку совершенные преступления нередко оказываются групповыми, многоэпизодными. На расследование таких дел следователи затрачивают много времени для выяснения обстоятельств происшедшего, изучения личности несовершеннолетнего, соблюдения других процессуальных требований.В связи с особенностью предмета доказывания по преступлениям, совершенным несовершеннолетними, следователям по каждому уголовному делунеобходимо проводить допрос родителей, классного руководителя несовершеннолетнего, делать запрос сведений в подразделения по делам несовершеннолетних.Следователям, специализирующимся на расследовании дел о преступлениях несовершеннолетних, должны быть присущи высокие общечеловеческие и нравственные качества. Ведь именно с недостатком правовых и нравственных знаний связаны нарушения законности, прав граждан, факты профессиональной деформации и другие возможные пороки.Воспитательнопрофилактическая работа по конкретному уголовному делу о преступлении несовершеннолетнего имеет свои особенности. Значительное внимание в процессе расследования следует уделять воспитательному воздействию на несовершеннолетних правонарушителей других подростков, находящихся на грани совершения преступления, а также на родителей, допустивших безнадзорность или отрицательно влияющих на своих детей.Воспитательное воздействие на несовершеннолетнего обвиняемого и других лиц должно осуществляться следователем постоянно (при производстве всех следственных действий, в беседах, других формах общения) и непрерывно.
Воспитательную работу с несовершеннолетним обвиняемым, другими лицами необходимо вести в пределах достоверно установленных фактов противоправного и иного аморального поведения, которые можно оценить с точки зрения существующих в нашем обществе нравственных и правовых требований. О совершенном подростком преступлении надо говорить как о факте, установленном предварительным следствием. Это, однако, не исключает необходимости вести в процессе расследования активную правовоспитательную работу с несовершеннолетним правонарушителем, акцентируя внимание на разъяснении законов, на необходимости соблюдения элементарных правовых требований и в повседневной жизни человека.
Полагаем, что тактически правильно увязывать воспитательное воздействие с вопросами противоправного либо иного аморального поведения подростка или его сверстников, не превращая его в назидательные наставления, которые на несовершеннолетнего не производят должного впечатления. Беседы с подростком должны подкрепляться активной практической деятельностью по вовлечению несовершеннолетнего в общественно полезные и интересные занятия, а если он арестован к глубокому анализу и активному обсуждению с ним противоправного характера совершенного им деяния, его отрицательных последствий.
Специфика производства по делам несовершеннолетних способствует не только более всестороннему, полному и объективному исследованию совершенного преступления, индивидуализации наказания виновному, но, и что особенно важно, вскрывает внутренний механизм, те конкретные жизненные факторы, которые привели подростка на путь правонарушения. Познать их значит овладеть эффективными средствами профилактического воздействия на поведение несовершеннолетних.
Кроме того, следователям следует обращать особое внимание на индивидуальную воспитательную работу с подростком с учетом степени деформации его личности. Кроме индивидуальных бесед, целесообразно показать несовершеннолетнему преимущества правомерного поведения, принимать меры к выработке у подростков правильных правовых взглядов и убеждений.Перевоспитать несовершеннолетнего преступника в процессе предварительного следствия вряд ли возможно. Однако побудить его к осознанию противоправности антиобщественного поведения, к глубокому раскаянию, показать возможность и перспективы исправления задача, которую следователь обязан решить не только в силу служебных полномочий, но и во исполнение своего морального долга.Учащихся надо ознакомить с действующим законодательством, особенностями его применения, отметить неправильное, бытующее среди подростков мнение о льготном режиме наказания для несовершеннолетних.Участие следователя в таких собраниях допустимо при бесспорной доказанности вины подростка и его раскаянии. К подобным обсуждениям следует тщательно готовиться с тем, чтобы действия преступников вызвали у присутствующих чувство осуждения.Содержание выступления зависит от целенаправленности конкретного мероприятия по правовому воспитанию, а также аудитории, где оно проводится,взрослых или несовершеннолетних.Желательно, чтобы, рассказывая о фактах, помогающих или, наоборот, затрудняющих формирование правильного правосознания несовершеннолетних, следователь ориентировался на ситуации, наиболее характерные для условий жизни и практической деятельности его слушателей. Тогда всего вероятнее, что, оказавшись в сходной ситуации, эти лица смогут принять правильное решение.Очевидно, с учителями надо говорить о недостатках их воспитательной работы, способствующих формированию у их воспитанников неправильных правовых взглядов, убеждений, неверной оценки собственного поведения.Например, недопустимо часто еще встречающееся расхождение между словом и делом воспитателя, даже если оно касается так называемых «мелочей», например, несоблюдения времени начала намеченного мероприятия. Воспитание и его обязательный компонент правовое воспитание призваны формировать активную жизненную позицию, сознательное отношение к общественному долгу, единство слова и дела как повседневную норму поведения.Наверное, следует напомнить и о том, как пагубно влияют на нравственное и правовое сознание несовершеннолетних те меры воспитательного воздействия,
которые воспринимаются ими как несправедливые и ущемляющие их человеческое достоинство.В своем выступлении следователь должен разоблачать ложный романтизм любого правонарушения, раскрывать его природу и вредные последствия; неправильно понимаемое чувство товарищества, под влиянием которого совершаются некоторые преступления.Необходимо сосредоточивать внимание слушателей на наиболее распространенных преступлениях, типичных для конкретной обстановки, складывающейся в районе, городе. Ведь преступлений, отличающихся особенностями по характеру совершения, не так уж много. Чаще всего подростки из хулиганских побуждений угоняют автомототранспорт, избивают группами одного подростка на почве личной неприязни. Именно на таких преступлениях, которые многими воспринимаются как простое озорство, не влекущее уголовной ответственности, следует акцентировать внимание несовершеннолетних, давать им соответствующую правовую и общественную оценку.Каким должен быть объем правовой информации, которую следователь, выступая перед аудиторией несовершеннолетних слушателей, должен до них донести?Представляется, что понятие правовой информации в его узком смысле более применимо к профилактическому аспекту правового воспитания несовершеннолетних. Иными словами, в целях предупреждения правонарушений следует в первую очередь разъяснить несовершеннолетним те положения закона, которые могут оказать на них сдерживаемое влияние. Во всех аудиториях бывает полезным акцентировать внимание несовершеннолетних на таких важных вопросах, как совершение преступления в состоянииалкогольного опьянения, на понятиях необходимой обороны и крайней необходимости, на ответственности за соучастие в преступлениях; ответственности за незаконное хранение, ношение, приобретение и сбыт оружия; за хулиганство, неосторожные преступления и др. Нужно, чтобы подростки понимали необратимость последствий преступного поведения для себя лично, для своих родителей и для общества в целом.Большое значение в правовоспитательной работе органов внутренних дел имеют формы индивидуального воздействия. Их результативность определяется возможностью учесть особенности каждого подростка, окружающую его обстановку, условия воспитания.Несовершеннолетние правонарушители это, как правило, нормальные дети, временно попавшие в ненормальные условия. Поэтому успех правовоспитательной профилактической деятельности во многом зависит от возможностей выявления и устранения или нормализации этих условий.В целях правового воспитания и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей мы рекомендуем следователям использовать формы индивидуальнопрофилактического воздействия. Среди этих форм самыми распространенными являются индивидуальные беседы.Эффективность бесед зависит от выполнения ряда требований, среди которых основными являются:знание личности подростка, причин егопоступков, семейного положения и других условий воспитания, влияния окружающей среды;умение установить с ним в процессе беседы психологический контакт;учет возрастных особенностей несовершеннолетних. Абстрактные призывы и пожелания, многократное повторение одних и тех же положений, пусть и бесспорных, не только бесполезны, но и могут принести вред воспитательной работе.Выявляя условия, способствующие совершению несовершеннолетними преступлений, следователь в первую очередь обращает внимание на отсутствие необходимого воспитания подростков в отдельных семьях, школах или по месту их
работы; низкий уровень воспитания в трудовых коллективах, где работают несовершеннолетние; плохую организацию быта и культурного досуга молодежи, особенно проживающей в общежитиях; отсутствие обстановки, убеждающей морально неустойчивых несовершеннолетних в неотвратимости наказания за совершенные преступления.Отмеченные и им подобные обстоятельства являются, как показывает практика, условиями, способствующими совершению преступлений несовершеннолетними.Таким образом, предотвращение следователем преступленийнесовершеннолетних, вопервых, исключает наступление вредных для общества последствий, избавляя его от необходимости применения карательных мер, во вторых, позволяет удержать морально неустойчивых лиц от совершения преступлений со всеми вытекающими из этого последствиями.