Высшее профессиональное образование в России: проблемы и перспективы
Выпуск:
ART 85370
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бочкова
Е.
В.,
Назаренко
В.
А. Высшее профессиональное образование в России: проблемы и перспективы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
1846–1850. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85370.htm.
Аннотация. В предложенной статье проведен анализ основных проблем отечественного высшего профессионального образования; сформулированы основные проблемы и предложены мероприятия по совершенствованию образовательной деятельности в высшей школе.
Ключевые слова:
высшее профессиональное образование (впо), высшее учебное заведение (вуз), единый государственный экзамен (егэ), профессорско-преподавательский состав (ппс), федеральный государственный образовательный стандарт (фгос), рабочая программа дисциплины (рпд)
Текст статьи
Бочкова Елена Владимировна,кандидат экономических наук, преподаватель кафедры теоретической экономики ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодарelennel@mail.ru
Назаренко Виктория Александровна,Студент 1 курса направления «Экономика» ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодарstargirl03051996@mail.ru
Высшее профессиональноеобразование в России: проблемы и перспективы
Аннотация. В предложенной статье проведен анализ основных проблем отечественного высшего профессионального образования; сформулированы основные проблемы и предложены мероприятия по совершенствованиюобразовательной деятельностив высшей школе. Ключевые слова:высшее профессиональное образование(ВПО),высшее учебное заведение (ВУЗ),единый государственный экзамен (ЕГЭ), профессорскопреподавательский состав (ППС),федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), рабочая программа дисциплины (РПД)
Сегодня проблема подготовки высококвалифицированных кадровдо сих пор остается актуальной для российского высшего профессионального образования. Несмотря на то, что в стране наблюдается переизбытоклиц с высшим образованием, тем не менее, настоящих специалистов, к сожалению, очень мало, и на повестке дня, на наш взгляд, необходимо поставить вопрос не о количественной составляющей этой проблемы, а о качестве потенциальных работников. Анализкачествавысшего профессионального образования стоит рассмотретьсквозь призму следующих составляющих:–качество профессорскопедагогического состава (ППС), который осуществляет подготовку студентов;–несоответствие программ подготовки ВУЗов запросам работодателей;–качество Федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования (ФГОСВПО);–качествознанийобучающихся.Что касается первой составляющей, то зачастую во многих ВУЗах (и государственные не являются исключением) уровень квалификации преподавателей абсолютно не соответствует должному уровню. Например, ряд преподавателей на экономических направлениях подготовки не имеют высшего экономического образования, причём эта проблема является продолжением эпохи 1990х гг., когда недавние историки и военные осваивали дисциплины, никак не связанные с их профессиональной деятельностью. Это, безусловно, оказывает огромное влияние на подготовку будущих кадров. Не исключениями являются случаи интеллектуального унижения студентов со стороны работников ППС, что в конечном итоге может привести к развитию комплексов неполноценности или других психологических проблем.
Второй аспект рассматриваемой проблемы отражает разрыв между высшим образованием и непосредственно работой. Как показывает практика, зачастую студенту, обучающемуся на очной форме, сложно оформить свободное посещение ввиду устройства на работу. Также данная ситуация не поощряется некоторыми преподавателями, которые негативно относятся к такому порядку вещей и в дальнейшем будут предвзято подходить при приеме зачета / экзамена. Большая часть работодателей не принимает на работу только что завершивших обучение выпускников, объясняя это отсутствием стажа, который априори не может появиться, если студент прилежно учился на дневнойформеобучения, не устраиваясь на работу.
Другая сторона проблемы состоит в том, что выпускники, как правило, вооружены теоретическим багажом знаний, который не в состоянии применить на производстве, поскольку практики, которые они обязаны проходить по учебному плану, либо не проводятся должным образом, либо вообще по факту отсутствуют. Поэтому, можно утверждать, что выпускник приходит на производство абсолютно неподготовленным, что требует от работодателя дополнительных вложений, в том числе и финансовых, на его переобучение и последующую адаптацию кусловиямпроизводства. После перехода на болонскую систему двухуровнего образования «бакалавриат –магистратура», возникла очередная проблема, связанная с тем, что ряд работодателей просто не понимает, в чем заключается специфика бакалавриата, хотя с момента перехода прошло уже более 10 лет. Большинство воспринимает бакалавра,в лучшем случае,как человека с неполным высшим образованием или недоспециалиста несмотря на то, что в новом Федеральном законе «Об образовании» [1]в ст. 69 бакалавриат считается высшим образованием. Тем не менее, при непосредственном опросе студентов основная часть при прочих равных условиях желала бы обучаться5 лет по программам специалитета, а не 42 (бакалавриат –магистратура). Двухуровневая система высшего образования также порождает психологические проблемы у абитуриентов и студентов, связанные с тем, что помимо поступления на бакалавриат (как правило, по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ)), возникают сложности с поступлением в магистратуру, обусловленные сдачей очередных вступительных испытаний. С недавнего времени на смену Государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования (ГОС ВПО) пришли ФГОС ВПО, которые до сих пор вызывают немало вопросов у работников образования. Суть ФГОС проста –уменьшение часов аудиторной работы (времени непосредственного общения с преподавателем) студентов и увеличение часов внеаудиторной работы (по сути, самостоятельная подготовка с периодическими консультациями у преподавателя).И, судя по всему, грядет принятие очередных стандартов, в которых взят курс исключительно на уменьшение количества лекционных и практических часов. Для дисциплин физикоматематического и химикобиологического блока такое обучение (по сути,заочное), на наш взгляд, приведёт к значительному снижению качества получаемых знаний. Помимо этого, ФГОС предполагает разработку рабочих учебных программ (РПД) каждой дисциплины, причем, парадокс заключается в том, что требования к РПД перманентно изменяются, что приводит к затратам времени преподавателей на их обновление. Постоянновыходят новые версии ФГОС ВПО, которым должны по своему содержанию соответствовать РПД. К примеру, сегодня действуют ФГОС 3го поколения, на ряд направлений подготовки вышли ФГОС 3+(заметим, что отличия в основном заключаются не вкоренном изменении содержательной части, а в ином расположении таблиц и рисунков). Сейчас, обновляя РПД по ФГОС 3+, преподавательское сообщество уже ожидает ФГОС 4го поколения. Тем самым, можно говорить о том, что данный процесс излишне забюрократизирован и ведет к тому, что преподаватель тратит время не на подготовку к лекциям и написанию научных статей, а к бессмысленному переоформлению своих РПД, иэто в конечном итоге сказывается на подготовке будущего специалистаи квалификации самого преподавателя.Безусловно, блок учебнометодической работы должен присутствовать в планировании работы преподавателя на год, но не должен сводиться к ежечасной корректировке часов аудиторной и самостоятельной работы и форматированию таблиц в РПД. С недавнего времени для повышения качества работы ППС ввели индекс Хирша, отражающий степень цитируемости научных трудов преподавателя –так называемый российский индекс научного цитирования (РИНЦ), который запустили в 2005 г. [3]. В ряде ВУЗов страны приприеме надолжность доцента или профессора данный показатель должен отличаться от нуля, причем, для профессуры –значительно. Низкие значения показателя, по мнению разработчиков, свидетельствуют о неэффективности работы преподавателя. Но, как известно, большая часть публикаций сегодня осуществляется на платной основе, а, если мы говорим о публикациях в журналах из перечня высшей аттестационной комиссии (ВАК)или в журналах базы данных Scopusи WebofScience, то итоговая стоимость услуги весьма ощутимо сказывается на бюджете профессорскопреподавательскогосостава, заработная плата которого давно не отражает специфику данной профессии. Это лишний раз доказывает, что интеллектуальный труд в России, в отличие от большинства развитых государств, сильно недооценивается. Государство предпринимает шаги по повышению доходов работников высшей школы, но они заключаются в том, чтобы максимально сократить ППС,и за счет этого фонд заработной платы, естественно, увеличится, но, не стоит забывать,чтозначительно возрастает и объём педагогической нагрузки. Сейчас он составляет в среднем 800900 часов в год, а лет десятьпятнадцатьназад этот показатель был 680 часов. Это доказывает, что с каждым годом педагогическая нагрузка только возрастает, а количество аудиторной нагрузки в учебных планах снижается, следовательно, уменьшается число штатных единиц ППС, при этом уровень заработной платы не успевает за увеличением часов педагогической нагрузки. Исходя из вышесказанного, сегодня работа преподавателя сводится к постоянному форматированию РПД и повышению индекса научного цитирования. Отсюда возникает резонный вопрос –когда готовиться к учебным занятиям и повышать квалификацию, которая также является обязательным пунктом при выполнении индивидуального плана преподавателя научебный год. Также преподавателю необходимо находить время, чтобы осуществлять подготовку студентов для участия в олимпиадах и конкурсах различного уровня, что также учитывается при составлении итоговых рейтингов ВУЗов страны. В условиях же все растущей педагогической нагрузки это сделать становится трудней. Не менее остро стоит вопрос, связанный с качеством знаний абитуриентов –потенциальных студентов. Как показывает практика, поступление по результатам ЕГЭ приводит к тому, что студент не в состоянии формулировать предложения на русском языке, не говоря уже о применении профессиональной терминологии. Тестовая система оценки знаний, которая в последнее время активно внедряется и в ВУЗах, только усугубляетсложившуюся ситуацию. Студент, не умеющий формулировать свои мысли и изъясняться на родном языке, не может стать высококвалифицированным кадром для экономики страны. Мы считаем, что и будущий математик, и физик и представители других негуманитарных направлений подготовки не освобождаются от знания родногоязыка. Заметим, что и ЕГЭ до сих пор вызывает много вопросов у научнопедагогического сообщества. Система ЕГЭ, вопервых, остается в целом непрозрачной в плане проведения непосредственного экзамена, о чем свидетельствуют многочисленные махинации, выявленные в КабардиноБалкарской Республике, Ставрополе в 2013 г. [4]и др. регионах; вовторых, абсолютно не отражает истинный уровень знаний потенциальных студентов; и, втретьих, оказывает негативное психологическое влияние на выпускников школ, находящихся в постоянном режиме ожидания итоговых баллови ожидания «поступлю/не поступлю» в ВУЗ.
Балльнорейтинговая система, которая в последнее время внедряется в отечественных ВУЗах, приводит к тому, что студент «в погоне» за высоким рейтингом пытается формально выполнить ряд заданий, чтов конечном итоге также приводитк снижению качества знаний. Традиционный диалог «студентпреподаватель», к сожалению, уходит в прошлое. На смену приходит тестовая система, которая только формирует навык «угадывания» наиболее подходящего ответа, сводя к минимуму творческую составляющую мыслительного процесса студента, выражающуюся в построении полного и четкого ответа на заданный экзаменатором вопрос.Мы полагаем, что в сложившейся ситуации в российском высшем профессиональном образовании, необходимо предпринять следующие шаги. Вопервых, не снижать количество аудиторной нагрузки (лекции и семинарские занятия) в учебном плане подготовки.При проведении лекционных занятий активно использовать возможности мультимедийной техники (проектор), интерактивной доски. Вовторых, необходимо разработать такую систему оценки знаний студентов(при приеме как зачетов, так и экзаменов), которая обязательным компонентом включала бы в себя устный ответ на поставленный вопрос (проблему), минимизируя тем самым недостатки тестовой системы. Втретьих, при поступлении в ВУЗ по результатам ЕГЭ проводить индивидуальные собеседования с каждым абитуриентом, определяя тем самым уровень знаний претендента на зачисление. Как показывает практика, лица, набравшие по результатам ЕГЭ высокие баллы, зачастую абсолютно не подготовлены к учебному процессу и с трудом справляются с заданиями базового уровня сложности. Многие стобалльники не в состоянии без ошибок заполнить заявлениеанкету при поступлении в ВУЗ, нередки случаи массового отчисления после первого семестра обучения лиц, набравших по результатам ЕГЭ высокие баллы. К примеру, в МГУ им. М.В. Ломоносова до введения собственных экзаменов оказалось, что из тех, кто поступил по ЕГЭ, только треть способна учиться, остальных следует отчислять. Как следствие, массовые отчисления и введение собственных экзаменов[2]. Вчетвертых, больше внимания уделять интерактивной форме проведения семинарских занятий для гуманитарных направлений подготовки (деловые игры, кейсstudy, моделирование реальных ситуаций и др.). Впятых, создать единый стандарт оформления РПД для всех ВУЗов страны, чтобы нивелировать потери временипреподавателей, связанные с бессмысленным форматированием таблиц и рисунков. Мы считаем, что вполне реальным является создание программы, которая генерировала бы итоговый вариант РПД по мере внесения изменений со стороны преподавателя. Вшестых, включить в базовый блок учебного плана на всех направлениях подготовки дисциплину «Русский язык и культура речи», причем, преподавание данного предмета должно осуществляться в полном объёме как нагуманитарных, так и на естественнотехнических факультетах. Вседьмых, активизировать работу по повышению интереса работодателей к потенциальным работникам посредством приглашения на стажировку и производственную практику. Только вопрос о том, какзаинтересовать работодателя, остается до сих пор открытым. Безусловно, случаи устройства на работу студентов после прохождения практики имеют место быть, но это скорее исключения из правил, которые носят в основном несистемный характер. Конечно, если государство, обратит внимание на рассмотренные выше проблемы и примет соответствующие меры, которые найдут практическое воплощение и не останутся в бумажнонормативном виде, то будущее отечественного высшего профессионального образования выглядит не так бесперспективно. А на сегодняшний день можно констатировать тот факт, что большинство выпускников ВУЗов не соответствуют требованиям работодателей ни по уровню профессиональной подготовки, нипо уровню теоретических знаний и практических навыков.
Ссылки на источники1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета.2012.№ 5976.31 декабря.2. Ректор МГУ Виктор Садовничий о едином госэкзамене: коррупцию победить не удалось, выявление талантливых затруднилось// Педсовет.org. URL: http://pedsovet.org/content/view/19491/.3. Российский индекс научного цитирования: успехи и проблемы// Полит.ру. URL: http://polit.ru/article/2009/01/26/rints/. 4. ФСБ задержала в КБР сотрудника Минобразования, продававшего бланки ЕГЭ // Комсомольская правда. 2013. 7 июня. URL:http://www.kp.ru/online/news/1458102/.
Назаренко Виктория Александровна,Студент 1 курса направления «Экономика» ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодарstargirl03051996@mail.ru
Высшее профессиональноеобразование в России: проблемы и перспективы
Аннотация. В предложенной статье проведен анализ основных проблем отечественного высшего профессионального образования; сформулированы основные проблемы и предложены мероприятия по совершенствованиюобразовательной деятельностив высшей школе. Ключевые слова:высшее профессиональное образование(ВПО),высшее учебное заведение (ВУЗ),единый государственный экзамен (ЕГЭ), профессорскопреподавательский состав (ППС),федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), рабочая программа дисциплины (РПД)
Сегодня проблема подготовки высококвалифицированных кадровдо сих пор остается актуальной для российского высшего профессионального образования. Несмотря на то, что в стране наблюдается переизбытоклиц с высшим образованием, тем не менее, настоящих специалистов, к сожалению, очень мало, и на повестке дня, на наш взгляд, необходимо поставить вопрос не о количественной составляющей этой проблемы, а о качестве потенциальных работников. Анализкачествавысшего профессионального образования стоит рассмотретьсквозь призму следующих составляющих:–качество профессорскопедагогического состава (ППС), который осуществляет подготовку студентов;–несоответствие программ подготовки ВУЗов запросам работодателей;–качество Федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования (ФГОСВПО);–качествознанийобучающихся.Что касается первой составляющей, то зачастую во многих ВУЗах (и государственные не являются исключением) уровень квалификации преподавателей абсолютно не соответствует должному уровню. Например, ряд преподавателей на экономических направлениях подготовки не имеют высшего экономического образования, причём эта проблема является продолжением эпохи 1990х гг., когда недавние историки и военные осваивали дисциплины, никак не связанные с их профессиональной деятельностью. Это, безусловно, оказывает огромное влияние на подготовку будущих кадров. Не исключениями являются случаи интеллектуального унижения студентов со стороны работников ППС, что в конечном итоге может привести к развитию комплексов неполноценности или других психологических проблем.
Второй аспект рассматриваемой проблемы отражает разрыв между высшим образованием и непосредственно работой. Как показывает практика, зачастую студенту, обучающемуся на очной форме, сложно оформить свободное посещение ввиду устройства на работу. Также данная ситуация не поощряется некоторыми преподавателями, которые негативно относятся к такому порядку вещей и в дальнейшем будут предвзято подходить при приеме зачета / экзамена. Большая часть работодателей не принимает на работу только что завершивших обучение выпускников, объясняя это отсутствием стажа, который априори не может появиться, если студент прилежно учился на дневнойформеобучения, не устраиваясь на работу.
Другая сторона проблемы состоит в том, что выпускники, как правило, вооружены теоретическим багажом знаний, который не в состоянии применить на производстве, поскольку практики, которые они обязаны проходить по учебному плану, либо не проводятся должным образом, либо вообще по факту отсутствуют. Поэтому, можно утверждать, что выпускник приходит на производство абсолютно неподготовленным, что требует от работодателя дополнительных вложений, в том числе и финансовых, на его переобучение и последующую адаптацию кусловиямпроизводства. После перехода на болонскую систему двухуровнего образования «бакалавриат –магистратура», возникла очередная проблема, связанная с тем, что ряд работодателей просто не понимает, в чем заключается специфика бакалавриата, хотя с момента перехода прошло уже более 10 лет. Большинство воспринимает бакалавра,в лучшем случае,как человека с неполным высшим образованием или недоспециалиста несмотря на то, что в новом Федеральном законе «Об образовании» [1]в ст. 69 бакалавриат считается высшим образованием. Тем не менее, при непосредственном опросе студентов основная часть при прочих равных условиях желала бы обучаться5 лет по программам специалитета, а не 42 (бакалавриат –магистратура). Двухуровневая система высшего образования также порождает психологические проблемы у абитуриентов и студентов, связанные с тем, что помимо поступления на бакалавриат (как правило, по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ)), возникают сложности с поступлением в магистратуру, обусловленные сдачей очередных вступительных испытаний. С недавнего времени на смену Государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования (ГОС ВПО) пришли ФГОС ВПО, которые до сих пор вызывают немало вопросов у работников образования. Суть ФГОС проста –уменьшение часов аудиторной работы (времени непосредственного общения с преподавателем) студентов и увеличение часов внеаудиторной работы (по сути, самостоятельная подготовка с периодическими консультациями у преподавателя).И, судя по всему, грядет принятие очередных стандартов, в которых взят курс исключительно на уменьшение количества лекционных и практических часов. Для дисциплин физикоматематического и химикобиологического блока такое обучение (по сути,заочное), на наш взгляд, приведёт к значительному снижению качества получаемых знаний. Помимо этого, ФГОС предполагает разработку рабочих учебных программ (РПД) каждой дисциплины, причем, парадокс заключается в том, что требования к РПД перманентно изменяются, что приводит к затратам времени преподавателей на их обновление. Постоянновыходят новые версии ФГОС ВПО, которым должны по своему содержанию соответствовать РПД. К примеру, сегодня действуют ФГОС 3го поколения, на ряд направлений подготовки вышли ФГОС 3+(заметим, что отличия в основном заключаются не вкоренном изменении содержательной части, а в ином расположении таблиц и рисунков). Сейчас, обновляя РПД по ФГОС 3+, преподавательское сообщество уже ожидает ФГОС 4го поколения. Тем самым, можно говорить о том, что данный процесс излишне забюрократизирован и ведет к тому, что преподаватель тратит время не на подготовку к лекциям и написанию научных статей, а к бессмысленному переоформлению своих РПД, иэто в конечном итоге сказывается на подготовке будущего специалистаи квалификации самого преподавателя.Безусловно, блок учебнометодической работы должен присутствовать в планировании работы преподавателя на год, но не должен сводиться к ежечасной корректировке часов аудиторной и самостоятельной работы и форматированию таблиц в РПД. С недавнего времени для повышения качества работы ППС ввели индекс Хирша, отражающий степень цитируемости научных трудов преподавателя –так называемый российский индекс научного цитирования (РИНЦ), который запустили в 2005 г. [3]. В ряде ВУЗов страны приприеме надолжность доцента или профессора данный показатель должен отличаться от нуля, причем, для профессуры –значительно. Низкие значения показателя, по мнению разработчиков, свидетельствуют о неэффективности работы преподавателя. Но, как известно, большая часть публикаций сегодня осуществляется на платной основе, а, если мы говорим о публикациях в журналах из перечня высшей аттестационной комиссии (ВАК)или в журналах базы данных Scopusи WebofScience, то итоговая стоимость услуги весьма ощутимо сказывается на бюджете профессорскопреподавательскогосостава, заработная плата которого давно не отражает специфику данной профессии. Это лишний раз доказывает, что интеллектуальный труд в России, в отличие от большинства развитых государств, сильно недооценивается. Государство предпринимает шаги по повышению доходов работников высшей школы, но они заключаются в том, чтобы максимально сократить ППС,и за счет этого фонд заработной платы, естественно, увеличится, но, не стоит забывать,чтозначительно возрастает и объём педагогической нагрузки. Сейчас он составляет в среднем 800900 часов в год, а лет десятьпятнадцатьназад этот показатель был 680 часов. Это доказывает, что с каждым годом педагогическая нагрузка только возрастает, а количество аудиторной нагрузки в учебных планах снижается, следовательно, уменьшается число штатных единиц ППС, при этом уровень заработной платы не успевает за увеличением часов педагогической нагрузки. Исходя из вышесказанного, сегодня работа преподавателя сводится к постоянному форматированию РПД и повышению индекса научного цитирования. Отсюда возникает резонный вопрос –когда готовиться к учебным занятиям и повышать квалификацию, которая также является обязательным пунктом при выполнении индивидуального плана преподавателя научебный год. Также преподавателю необходимо находить время, чтобы осуществлять подготовку студентов для участия в олимпиадах и конкурсах различного уровня, что также учитывается при составлении итоговых рейтингов ВУЗов страны. В условиях же все растущей педагогической нагрузки это сделать становится трудней. Не менее остро стоит вопрос, связанный с качеством знаний абитуриентов –потенциальных студентов. Как показывает практика, поступление по результатам ЕГЭ приводит к тому, что студент не в состоянии формулировать предложения на русском языке, не говоря уже о применении профессиональной терминологии. Тестовая система оценки знаний, которая в последнее время активно внедряется и в ВУЗах, только усугубляетсложившуюся ситуацию. Студент, не умеющий формулировать свои мысли и изъясняться на родном языке, не может стать высококвалифицированным кадром для экономики страны. Мы считаем, что и будущий математик, и физик и представители других негуманитарных направлений подготовки не освобождаются от знания родногоязыка. Заметим, что и ЕГЭ до сих пор вызывает много вопросов у научнопедагогического сообщества. Система ЕГЭ, вопервых, остается в целом непрозрачной в плане проведения непосредственного экзамена, о чем свидетельствуют многочисленные махинации, выявленные в КабардиноБалкарской Республике, Ставрополе в 2013 г. [4]и др. регионах; вовторых, абсолютно не отражает истинный уровень знаний потенциальных студентов; и, втретьих, оказывает негативное психологическое влияние на выпускников школ, находящихся в постоянном режиме ожидания итоговых баллови ожидания «поступлю/не поступлю» в ВУЗ.
Балльнорейтинговая система, которая в последнее время внедряется в отечественных ВУЗах, приводит к тому, что студент «в погоне» за высоким рейтингом пытается формально выполнить ряд заданий, чтов конечном итоге также приводитк снижению качества знаний. Традиционный диалог «студентпреподаватель», к сожалению, уходит в прошлое. На смену приходит тестовая система, которая только формирует навык «угадывания» наиболее подходящего ответа, сводя к минимуму творческую составляющую мыслительного процесса студента, выражающуюся в построении полного и четкого ответа на заданный экзаменатором вопрос.Мы полагаем, что в сложившейся ситуации в российском высшем профессиональном образовании, необходимо предпринять следующие шаги. Вопервых, не снижать количество аудиторной нагрузки (лекции и семинарские занятия) в учебном плане подготовки.При проведении лекционных занятий активно использовать возможности мультимедийной техники (проектор), интерактивной доски. Вовторых, необходимо разработать такую систему оценки знаний студентов(при приеме как зачетов, так и экзаменов), которая обязательным компонентом включала бы в себя устный ответ на поставленный вопрос (проблему), минимизируя тем самым недостатки тестовой системы. Втретьих, при поступлении в ВУЗ по результатам ЕГЭ проводить индивидуальные собеседования с каждым абитуриентом, определяя тем самым уровень знаний претендента на зачисление. Как показывает практика, лица, набравшие по результатам ЕГЭ высокие баллы, зачастую абсолютно не подготовлены к учебному процессу и с трудом справляются с заданиями базового уровня сложности. Многие стобалльники не в состоянии без ошибок заполнить заявлениеанкету при поступлении в ВУЗ, нередки случаи массового отчисления после первого семестра обучения лиц, набравших по результатам ЕГЭ высокие баллы. К примеру, в МГУ им. М.В. Ломоносова до введения собственных экзаменов оказалось, что из тех, кто поступил по ЕГЭ, только треть способна учиться, остальных следует отчислять. Как следствие, массовые отчисления и введение собственных экзаменов[2]. Вчетвертых, больше внимания уделять интерактивной форме проведения семинарских занятий для гуманитарных направлений подготовки (деловые игры, кейсstudy, моделирование реальных ситуаций и др.). Впятых, создать единый стандарт оформления РПД для всех ВУЗов страны, чтобы нивелировать потери временипреподавателей, связанные с бессмысленным форматированием таблиц и рисунков. Мы считаем, что вполне реальным является создание программы, которая генерировала бы итоговый вариант РПД по мере внесения изменений со стороны преподавателя. Вшестых, включить в базовый блок учебного плана на всех направлениях подготовки дисциплину «Русский язык и культура речи», причем, преподавание данного предмета должно осуществляться в полном объёме как нагуманитарных, так и на естественнотехнических факультетах. Вседьмых, активизировать работу по повышению интереса работодателей к потенциальным работникам посредством приглашения на стажировку и производственную практику. Только вопрос о том, какзаинтересовать работодателя, остается до сих пор открытым. Безусловно, случаи устройства на работу студентов после прохождения практики имеют место быть, но это скорее исключения из правил, которые носят в основном несистемный характер. Конечно, если государство, обратит внимание на рассмотренные выше проблемы и примет соответствующие меры, которые найдут практическое воплощение и не останутся в бумажнонормативном виде, то будущее отечественного высшего профессионального образования выглядит не так бесперспективно. А на сегодняшний день можно констатировать тот факт, что большинство выпускников ВУЗов не соответствуют требованиям работодателей ни по уровню профессиональной подготовки, нипо уровню теоретических знаний и практических навыков.
Ссылки на источники1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета.2012.№ 5976.31 декабря.2. Ректор МГУ Виктор Садовничий о едином госэкзамене: коррупцию победить не удалось, выявление талантливых затруднилось// Педсовет.org. URL: http://pedsovet.org/content/view/19491/.3. Российский индекс научного цитирования: успехи и проблемы// Полит.ру. URL: http://polit.ru/article/2009/01/26/rints/. 4. ФСБ задержала в КБР сотрудника Минобразования, продававшего бланки ЕГЭ // Комсомольская правда. 2013. 7 июня. URL:http://www.kp.ru/online/news/1458102/.