Специализированный центр как вариант логистической системы по подготовке квалифицированных специалистов для флота

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Курбатова Л. Д. Специализированный центр как вариант логистической системы по подготовке квалифицированных специалистов для флота // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1901–1905. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85381.htm.
Аннотация. В данной статье рассмотрен вопрос о создании специализированного центра, деятельность которого направлена на подготовку востребованных специалистов для флота, переподготовку кадров и обеспечение флота целевыми специалистами.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Курбатова Лариса Джоновна,преподаватель, «Техникум водного транспорта», г. Шлиссельбургlarisakurbatova2011@mail.ru

Специализированный центр как вариант логистической системы по подготовке квалифицированных специалистов для флота

Аннотация.В данной статье рассмотрен вопрос о создании специализированного центра, деятельность которого направлена на подготовку востребованных специалистов для флота, переподготовку кадров и обеспечение флота целевыми специалистами.Ключевые слова: транспорт, флот, кадры, логистика.



Транспорт является важнейшей составляющей инфраструктуры нашей страны, так как он не только обеспечивает товарооборот, как между странами, так и на региональном уровне, но удовлетворяет потребности населения в туристической сфере, при миграционных процессах, а также играет огромную роль в обеспечении безопасности российских границ, от его развития зависит дальнейший ростэкономики. Именно поэтому проблема транспорта рассматривается, как одна из приоритетных проблем развития страны, и отнесенак важнейшим направлениям фундаментальных исследований Российской Академии наук [6]. Кроме того, водный транспорт является важным звеном общей транспортной системы, особенно в таких районах, где он является наиболее дешевым, особенно при перевозках массовых грузов: нефти и нефтепродуктов, леса, зерна, строительных материалов.

Вопросы транспортной логистики рассмотрены в трудах таких ученых как Е.И. Алехина, Б.А. Аникина, А.Ю. Беликова, H.H. Брушлинский, Я.Д. Вишнякова, Н.И. Радаева, В.А. Романова, С.Р. Соколова, М.В. Терский, В.В. Троилина A.C. Шапкина, и др. Но современные условия транспортировки, внесение изменений в ряд нормативных правовых актов, направленных на повышение безопасности плавания пассажирских судов и повышения ответственности и квалификации командного состава судов, изменения, касающиеся минимального состава экипажа судна внутреннего водного транспорта, о дипломировании членов экипажей судов, необходимость разработки и совершенствования программ подготовки и повышения квалификацииэкипажей скоростных судов, выработки нового целевого фактора, основанного на данных о персонале (по данным прессслужбы Минтранса России), требуют объединения промышленных, торговых, транспортноэкспедиторских компаний, учебных заведений, готовящих кадры для строительства и эксплуатации флота, в интегрированные логистические системы[5]. Как вариант такой системы мы предлагаем создание специализированного центрана базе «Техникума водного транспорта» г. Шлиссельбурга.Базовый принцип современного образовательного маркетинга, который может быть положен в основу создания центра, можно сформулировать следующим образом: выявление потребностей рынка, разработка и реализация маркетинговых стратегий, обеспечивающих удовлетворение этих потребностей на более качественном уровне, чем у конкурентов. Аксиомой является тот факт, что для обеспечения стабильной рентабельности современного флота должны быть правильно подготовлены и скомбинированы ресурсы.

Мы предполагаем, что посредством центра интегрированныхлогистических систем будет создано своеобразное социально –образовательное пространство, направленное на подготовку востребованных специалистов для флота, переподготовку кадров и обеспечение флота целевыми специалистами. В это пространство необходимо вовлечь и другие образовательные организации северозападного региона, ведущие подготовку специалистов для флота, а также организации, в которых предстоит трудиться выпускникам, таким образом, процесс подготовки будет более целостным. Основными предпосылкамисоздания и развития центра являются:востребованность на рынке труда конкурентоспособных специалистов для флота;необходимость в обучении и переподготовке специалистов.

Таким образом,функционирование центра должно представлять систему социального партнерства систему взаимоотношений между субъектами: работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления. Ее деятельность основывается на следующих принципах:участия в разработке квалификационных требованийк специалистам (спецификация сферы труда), национальных стандартов профессий и совершенствования национальной системы квалификаций;организации производственной практики и стажировок на предприятии (обучение на рабочем месте) или в мастерских учебного заведения;содействия в трудоустройстве молодёжи;участия учебных заведений профессионального образования в повышении квалификации работников предприятий социальных партнёров (модульные программы, основанные на компетенциях);проведения профориентационных мероприятий в учебных заведениях, направленных на повышение привлекательности отрасли для потенциальных работников;оказания помощи предприятиями в модернизации учебного оборудования, оснащении или ремонте учебных помещений[1]. Деятельность центра

это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, общественными организациями, нацеленными на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. На сегодняшний день на базе «Техникума водного транспорта» действует аналог центра в виде «Молодежной биржи труда».

Основными задачами Биржи являются:1) содействие молодежи, ищущей работу, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в период каникул и в свободное от учебы время от 14 до 30 лет;2) взаимодействие с центром занятости населения:

в вопросах организации, проведения профконсультационных и диагностических мероприятий;

в вопросах оказания услуг по получению начального, среднего и высшего профессионального образования, в том числе курсового;

в проведении мониторинга развития регионального рынка труда;3) разработка и реализация социально значимых проектов с учетом проводимых опросов и результатов анкетирования молодых людей. В своей деятельности Биржа руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов детей, подростков и молодежи, указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, указами и распоряжениями Губернатора Ленинградской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Ленинградской области, нормативными актами Комитета по делам молодежи Ленинградской области.

Для реализации своих задач Биржа работает в тесном взаимодействиис центром занятости населения Кировского района, с предприятиями, учреждениями и организациями любой формы собственности, занимающимися оказанием социальных услуг населению на основе договоров о взаимном сотрудничестве.Финансирование деятельностиБиржи производится из следующих источников: бюджет техникума, а также средства спонсоров, добровольные пожертвования физических и юридических лиц. Необходимо отметить, что преддипломная практика и дипломное проектирование проводится по тематике, предложенной предприятиями. Польза от этого очевидна: возрастет качество профессиональной подготовки выпускаемых молодых специалистов. Посредством деятельности «Молодежной биржи труда», в этом учебном году в рамках подготовки специалистов для флота Ленинградской области, заключен 21 договор на подготовку по профессии «Судоводитель», переподготовку и обучение прошли 220 человек. Основные наши социальные партнеры: ООО «Адмирал +», ООО «Пассажирский флот», НЛРВПиС, ООО «АкваЭкскурс», «НССЗ». В соответствии с договорами на практику трудоустроено на штатные должности 97 человек студентов 24 курса(20142015учебный год), предварительно прошедших дипломирование с участием ГБУ Волгобалт, Регистра, судоходной инспекции и др. Взаимоотношения социальных партнёров выстраиваются на основе договорово сотрудничестве и других нормативных актов, позволяющих образовательному учреждению подготовить необходимых специалистов, согласовывая с работодателем требования к подготовке выпускника, программу производственной практики, оснащение новейшим оборудованием, соответствующие образовательным стандартам. Социальное партнёрство используется для решения различных задач, среди которых наиболее важными являются такие, как организация всех видов практик на предприятиях, трудоустройство выпускников, развитие и укрепление материальнотехнической базы образовательного учреждения. Созданная система социального партнерства решает задачу повышения качества подготовки и обеспечения потребностей рынка труда города и района конкурентоспособными специалистами, являясь, важным фактором маркетинговой деятельности. И она может послужить фундаментом создания центра интегрированных логистических систем.

Таким образом, деятельность центра можно представить в виде следующего алгоритма:





Предлагаемый вариант представляет собой законченный цикл подготовки высококвалифицированных специалистов по всему северозападному региону, он даст возможность учесть как потребности в кадрах, так и запросы образовательных организаций и будущих специалистов. Кроме того, возможно присоединение и других регионов России, включая Крым, что открывает еще большие возможности как в плане трудоустройства, так и для развития флота в целом.

Ссылки на источники1.Ефремов Н.А. Российские суда смешанного рекаморе плавания важное звено всистеме международных транспортных коридоров // Бюллетеньтранспортной информации. 2009. № 6, с. 2732.выявление потребностей рынкаразработка и реализация маркетинговых стратегийподготовка специалистов2.Кодекс внутреннего водного транспорта. Серия «Человек и общество». Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2010. 112 с.3.Логачев СИ.,Чугунов В.В.Мировое судостроение: современное состояние и перспективы развития. СПб.: Судостроение, 2010. 312 с.4.Транспорт России // Информационный бюллетень. М.: Мин. трта РФ. 2012.5.Транспортный комплекс России /Информационноаналитический сборник. М.: Мин. трта РФ, 2012. 209 с.6.Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России». М.: Мин. трта РФ. 2002.