Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления и развития педагога

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Батаршев А. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления и развития педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1916–1920. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85384.htm.
Аннотация. Раскрываются структура и содержание системы психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления и развития педагога. По-новому ставится вопрос о субъектах и объектах процесса сопровождения педагога-профессионала. Подчёркивается роль института наставничества в формировании социально значимых качеств личности педагога.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Батаршев Анатолий Васильевич,Доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, гл. науч. сотр., ФГБНУ «ИПООВ РАО», г. СанктПетербургbatarchev@mail.ru

Психологопедагогическоесопровождениепрофессиональноличностногостановленияиразвитияпедагога

Аннотация. Раскрываетсяструктураисодержание системыпсихологопедагогическогосопровождения профессиональноличностного становления и развития педагога. Поновомуставится вопрос о субъектах и объектах процесса сопровождения педагогапрофессионала.Подчёркиваетсярольинститутанаставничествавформировании социальнозначимых качеств личности педагога. Ключевые слова: профессиональноестановление иразвитие личностипедагога,психологопедагогическоесопровождениепедагогапрофессионала,профессиональное самоопределение педагога,самореализацияличности, профессиональная направленность, институт наставничества.

Согласно современному философскому словарю, термин «становление» указывает на переходное состояние, ведущее к формированию явлений действительности, к самоопределению природных и общественных систем. Это понятие взаимосвязано с такими понятиями, какизменение, возникновение, преобразование, обновление, формирование, восстановление. В связи с этим следует обратить внимание на интерпретацию Б. Г. Ананьевым феномена «социализация», которую он рассматривал какпроцесс, протекающий в двух направлениях –становление человека как личности и становление человека как субъекта деятельности [1].Действительно, когда мы говорим о профессиональноличностном становлении и развитии человекапрофессионала, то имеем в видуэталон –модельбудущего специалиста, которой человек стремится соответствовать в процессе социального взаимодействия. Активное же воспроизводство человеком социального опыта происходит в процессе социализации–сложного социальнопсихологического явления, представляющего собой и процесс, и отношения, и способ, и результат становления личности в общении и деятельности (Новиков В. В. [2, с. 165]).

Анализ отечественных психологопедагогических исследований выявил сущность понятия «становление личности»,под которым понимается процесс прогрессивных изменений личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности, самосовершенствования, самоактуализации и самореализации. Таким образом, такой процесс можно охарактеризовать как процесс интегративный, объединяющий в одно целое движение личности на пути профессионального самоопределения, профессионализации, самоактуализации, самореализации и саморегулирования. Профессиональное самоопределение и самореализация представлены здесь как важнейшие этапы профессиональноличностного становления и развития педагога профессиональной школы, как выбор человеком для себя системы ценностей, норм морали и поведения, образа жизни и жизнедеятельности.

В учебном познании обострилось противоречие между возросшими требованиями современного общества к профессиональному самосовершенствованию педагогов, с одной стороны, и отсутствием обоснованных и апробированных подходов в научнометодическом обеспечении исопровождении процесса профессиональноличностного становления и развития студентов педагогического вуза − будущих педагогов. Их становление и развитие наиболее интенсивно происходит в процессе первичной социализации непосредственно в педагогических образовательных организациях. Усвоение социального опыта студента по 4−8 часов в день на протяжении 4−6 лет в образовательном учреждении неизбежно и закономерно накладывает свой отпечаток на его становление как педагогапрофессионала. Каково качество усвоения этого социального опыта? Как отмечают В. В. Рубцов, А. М. Столяренко и другие [3,с. 91], постоянный состав педагогических образовательных организаций, как правило, мало интересуется качественными показателями усвоения социального опыта студентами –будущими педагогами, вследствие чего социализация этих студентов довольно часто идёт на самотёк. Между тем при качественном освоении социального опыта в педагогической образовательной организации (вузе,педагогическом колледже) будущий педагог способен накопитьпрофессиональноличностный формирующий потенциал, без которого полноценное становление педагогапрофессионала невозможно.

Выявление закономерностей психологопедагогического сопровождения профессионального становления и личностного развития современного педагога неминуемо сталкивается с изучением комплекса проблем, связанных с формированием специалистапрофессионала. Профессиональное самоопределение, профессиональная пригодность, самореализация и профессионализация, профессиональная направленность и профессиональная компетентность –далеко не полный перечень понятий, интегративно связанных с формированием феномена «профессиональное становление и развитие педагога». Кратко рассмотрим состояние решения актуальных проблем формирования данного феномена.

Профессиональное самоопределениеявляется своего рода способом оптимизации человека с профессией. Так для студента педвуза –будущего педагога, выбор профессионального пути сопряжён с поиском смыслапрофессиональнойпедагогической деятельности. Важнейшим из профессионально важных и социально значимых качеств студентов педвузов является интерес к профессии педагога, представляющий собой познавательную направленность личности на овладение педагогической деятельностью, реализацию своих склонностей и способностей, формирование убеждений в правильности выбранного профессионального жизненного пути [4, с. 26].

В свою очередь, профессиональное самоопределение выступает в качестве важнейшего этапа самореализации и первичной социализации студента педвуза –этапа, предопределяющего направленность его жизненного пути и самостоятельный поиск значимых смыслов будущей педагогической деятельности. Профессиональное самоопределение субъекта педагогической деятельности предполагает наличие у него профессионально важных и социально значимых качеств личности, в значительной степени гарантирующих процесс продуктивной самореализации педагога профессиональной школы.

Таким образом, профессиональное самоопределение педагога–это самостоятельное и осознанное согласование индивидуальнопсихологических и психофизиологических возможностей личности с содержанием и требованиями педагогической деятельности, а также нахождение смыслов выполняемого педагогом труда по обучению и воспитанию подрастающего поколения. Такое самоопределение педагога гарантировано при правильно проведённой профессиональной ориентации –системы государственных мероприятий, обеспечивающих научнообоснованный выбор человеком своеготрудового пути, определении своего места в жизни [4, с. 14].

Выявлено, что рациональное профессиональное самоопределение педагога возможно при адекватной самооценке, реалистическом уровне притязаний и приемлемом уровне ответственности, как меры социальной зрелости.

Процесс профессионального самоопределения завершается выявлением степени профессиональной пригодностисубъекта деятельности (специалистапрофессионала, инженера, квалифицированного рабочего, педагога и пр.), под которым понимается совокупность индивидуальнопсихологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для достиженияобщественно приемлемой эффективности в профессиональном труде [5, с. 287].Таким трудом для студентов педвуза является педагогическая деятельность.Профессиональная пригодность педагога опосредована педагогическими компетентностями и формируетсяпри наличии положительной профессиональной мотивации, возникновению и упрочению которой способствуют осознание будущим педагогом общественной ценности своего нелёгкого педагогического труда и признание достижений в этом труде, а также система материальныхи моральных стимулов.

Самореализация педагогапредполагает его развитие и самосовершенствование, формирование способности к непрерывному педагогическому творчеству. Результатом самореализации педагога должны стать сформировавшаяся на основе креативного мышления потребность в непрерывном саморазвитии и самосовершенствовании, в мотивации к творческому педагогическому потенциалу и дивергентному мышлению [6, с. 59].

Феномены «профессиональное самоопределение», «профессиональное Профессиональная направленностьличности выступает в качестве интегративного свойства, определяющее её отношение к педагогической профессии. Под направленностью личности понимается совокупность устойчивых, независимых от текущих ситуаций мотивов, ориентирующих деятельность человека всоответствие с его интересами, склонностями, убеждениями и идеалами. В совокупности эти осознанные мотивы образуют мировоззрение личности. Немалую роль в формировании направленности личности играют и неосознанные мотивы, например, психологическая установка, под которой понимается неосознанная личностью готовность действовать определённым образом, обеспечивая устойчивый целенаправленный характер деятельности. Направленность личности педагогасвязана с системой педагогических целей и мотивами профессиональной деятельности, во многом определяя его мировоззрение и сформированность моральнонравственные качеств. По выражению В. А. Сластёнина[7], профессиональнопедагогическая направленность образует каркас, вокруг которого компонуются основные свойства личностиучителя (интерес к профессии, к профессиональной педагогической деятельности, устремлённость в овладении основами педагогического мастерства, формирование социально значимых качеств).В структуре направленности личности интерес к педагогической профессиив системе мотивации будущего педагога является ведущим мотивом. Именно формирование готовности к будущей педагогической деятельности предполагает выраженный интерес старшеклассника, абитуриента, студента педвуза к профессии педагога. Для студента педвуза –будущего педагога, выбор профессионального пути сопряжён с поиском смысла профессиональнойпедагогической деятельности. Важнейшим из профессионально важных и социально значимых качеств студентов педвуза (колледжа) является именно интерес к профессии педагога, представляющий собой познавательную направленность личности на овладение педагогической деятельностью, реализацию своих склонностей и способностей, формирование убеждений в правильности выбранного профессионального жизненного пути [4, с. 26]. Под профессиональной направленностьюЛ. М. Митина понимает систему ценностных ориентаций педагога, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов, побуждающих его к утверждению в деятельности и общении [8]. Для педагога профессиональной школы доминирующим мотивом является профессиональный интерес.

Н. К. Сергеев и В.В. Арнаутов профессиональные интересы будущего педагога, понимают как эмоционально выраженную познавательную направленность личности на овладение педагогической деятельностью, реализацию своихсклонностей к профессии, профессионально значимых способностей и убеждений [9, с. 59].Проявления таких профессиональных интересов они объединяют в следующие основные группы: − в познавательной деятельности (стремление к приобретению профессиональных знаний, осведомлённость о содержании профессии);− в эмоциональноволевой сфере личности (положительное отношение к данному виду деятельности, осознание её общественной значимости, стремление достичь высоких результатов в труде);− в практической деятельности(стремление к пробе сил, проверка своих способностей, желание самореализоваться в данной профессии и др.).

Интерес к профессии возникает не сам по себе, он проходит через определённые уровни, исследованные Н. К. Сергеевым и В. В. Арнаутовым [9]:

− первый уровень− любопытство;

− второй уровень–любознательность;

− третий уровень–склонность к педагогической деятельности;

− четвёртыё уровень–устойчивый интерес ко всему, что связано с профессией педагога. Такая мотивация выбора профессии достаточно эффективна и выражается в стремлении к самореализации и самосовершенствованию в педагогической деятельности. Профессия педагога находится среди наиболее престижных. Будущий педагог уже имеет значительный объём профессионально значимых знаний, накопленных в результате учебнопрофессиональной деятельности и самообразования. Обучаемые стремятся апробировать себя в роли воспитателя, наставника, помощника или консультанта. Оценивая профессиональную пригодность к педагогической деятельности, они связывают свои способности, выявленные в практическойи учебной деятельности,с требованиями профессии.Способны адекватно оценивать себя и выявлять реалистический уровень притязаний [9, с. 76−82]. Диагностируют интерес к профессии (мотивы, знания о профессии и др.)с помощью разнообразных методов. Предпочтение отдаётся психодиагностическим методикам (методу тестирования и опроса). Интерес к профессии у старшеклассника, абитуриента или студента педвуза с помощью дифференциальнодиагностического опросника Е. А. Климова, психодиагностической методике Н. К. Сергеева [9] и др.Установление требований профессиик инженернопедагогическому работнику (преподавателю, мастеру производственного обучения профессиональной образовательной организации), его возможностям и способностям осуществляется с помощью профессиографического анализа. Результатом такого анализа является разработка профессиограмм,представляющих собой своеобразный психологический портрет специалистапрофессионала с перечнями достоинств, которыми должен обладать педагог. Особенности профессий и требования к специалистам описываются в профессиограммах по конкретным профессиям (специальностям). развитие», «продуктивная самореализация», «профессиональная педагогическая направленность», «педагогическая компетентность»играют важную интегративную роль в процессе объединения, взаимодействия и развития всех составляющих структуры профессиональноличностного становления и развития педагога (профессиональноличное становление, профессиональное и личностное развитие, социализация), определяя тем самым основные пути оптимизации сопровождения процесса становления современного педагога.

Интегративное значение феномена «профессиональноличностное становление и развитие педагога» заключается во взаимообусловленности, взаимопроникновении и взаимовлиянии одновременно протекающих процессов профессионального самоопределения, самореализации и социализации (для студентов педвузов и колледжей –первичной социализации) субъекта педагогической деятельности. Происходит процесс прогрессивного интегрированного изменения личности педагога под влиянием социальных воздействий и его активности. Для преподавателей и мастеров производственного обучения важно знать свои способности и возможности стать полноценно функционирующим педагогомпрофессионалом, стремящимся к продуктивной самореализации, к постоянному профессиональноличностному становлению и формированию творческого педагогического потенциала.

Таким образом, психологопедагогическую систему профессиональноличностного становления и развития педагога следует понимать как процесс развития, саморазвития педагога в ходе решения им профессиональных педагогических задач, овладения профессиональными компетенциями. Вместе с тем, это –динамический процесс «развёртывания» психологических свойств и качеств личности, проявляющийся в формировании интереса к педагогической деятельности, в овладении профессионально важными и социально значимымикачествами личности. Профессиональная направленность, профессиональное самоопределение, профессиональная самореализация и профессионализм деятельности педагога (как основные составляющие его профессиональноличностного становления и развития) носят интегративный характер, обусловливая взаимодействие всех составляющих данной психологопедагогической системы.

Что жеследует понимать под феноменом «Психологопедагогическое сопровождение профессиональноличностного становления и развития специалистапрофессионала? Исследования данного феномена в рамках фундаментальной темы НИР «Психологопедагогические, аксиологическиеи акмеологические основания профессионально личностного становления педагога», рассчитанной на 2013−2017 гг., привели нас к выводу о том, что психологопедагогическое сопровождение профессиональноличностного становления молодого педагога (студента педагогического вуза или колледжа)

это движение вместе с изменяющейся личностью обучающегося, рядом сней, своевременное указание возможных профессиональных перспектив, а при необходимости психологическая и педагогическая помощь и поддержка в выборе путей профессионального и личностногоразвития. Вопрос не праздный. Здесь следует выделить субъекты и объекты процесса сопровождения. Обратимся к рис. 1, на котором феномен «профессиональноличностное становление и развитие педагога» обозначено аббревиатурой ПЛСРП.

Вопросы, относящиеся к теоретикометодическим предпосылкам психологопедагогического сопровождения ПЛСРП (научные подходы, закономерности, психологопедагогические и акмеологические основания, научнометодическое и учебнометодическое обеспечение и др.) здесь мы не рассматриваем, ибо это –тема отдельной статьи.Нас интересует, какие субъекты и объекты мы имеем в виду при анализе системы сопровождения ПЛСРП.

Нами предпринята попытка разработать такую систему психологопедагогического сопровождения ПЛСРП (см. рис. 1), компонентами которой являются:

− субъектыпроцесса сопровождения ПЛСРП (педагогпсихолог или педагогнаставник, с одной стороны, и молодой педагог или педагогстажёр, − с другой, находящиеся между собой в субъектсубъектных отношениях);

− объектыпроцесса сопровождения ПЛСРП, т. е. образующие ПЛСРП (профессиональноличностное становление педагогапрофессионала; профессиональноличностное развитие педагога; формирование ответственности как показателя социальной зрелости личности, других социально значимых качеств);

− теоретикометодические предпосылкипсихологопедагогического сопровождения ПЛСРП (научные подходы; закономерности; психологопедагогические, аксиологические и акмеологические основания);

− научнометодическое и учебнометодические обеспечениепсихологопедагогического сопровождения ПЛСРП(научные предпосылки и вопросы обеспечения психологопедагогического сопровождения –тема отдельной статьи).



К субъектам процесса психологопедагогического сопровожденияПЛСРП мы относим как педагога (педагогапсихолога, педагоганаставника), осуществляющего сопровождение процесса формирования профессиональноличностного становления и развития у молодого (начинающего) педагога, так и непосредственно самого молодого педагога. Оба субъекта психологопедагогического сопровождения ПЛСРП равнозначны, равноценны и равноправны, находятся между собой в субъектсубъектных отношениях. Иногда роль педагоганаставника приписывают педагогукуратору или тьютору. Однако это не совсем корректно. Профессиональная деятельность педагогапсихолога, педагоганаставника по психологопедагогическому сопровождению ПЛСРП регламентируетсяинститутом наставничества, осуществляющим контроль за деятельностью методических комиссий профессиональных образовательных организаций.Наставничествокак механизм профессиональноличностного развития педагогических работников является гарантом овладения обучающимися профессиональными педагогическими компетенциями через общение с более опытными членами коллектива –наставниками, оказывающими методическую поддержку преподавателям и мастерам производственного обучения в обеспечении выполнения требований профессиональных стандартов СПО.

К объектам процесса психологопедагогического сопровожденияпрофессиональноличностного становления и развития педагога мы относим те качественные характеристики личности субъекта педагогического труда, которые формируются у него в процессе одновременно протекающих процессов профессиональноличностного становления и профессиональноличностного развития. Анализируя труды отечественных учёных (А. А. Бодалёва, Э. Ф. Зеера, Л. М. Митиной, Ю. П. Поваренкова, В. Д. Шадрикова и др.),мы пришли к выводу, что такими качественными характеристиками являются:

− профессиональноличностное становление педагога;

− профессиональноличностное развитие педагога;

− формирование социальнозначимых качеств личности(самосознания, мотивации к педагогическому труду, ответственности и др.).

Элементами (образующими) профессиональноличностного становления педагогаявляются (рис. 2):

− профессиональная направленностьпедагога,выступающая в качестве интегративного свойства, определяя его отношение к педагогической профессии;

− профессиональная педагогическая компетентность, отражающая интегральную характеристику деловых и личностных качеств, а также социальнонравственную позицию педагога;

− формирование профессионально важных качеств, т. е.качеств личности, включенных в процесс педагогической деятельности и обеспечивающих эффективность педагогического труда.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

− профессиональная направленностьличности педагога (интегративное системное качество, определяющее отношение педагога к педагогической профессии (намерения, склонности, призвание, интерес к педагогической профессии);

−профессиональная педагогическая компетентность(интегральная характеристика деловых и личностных качеств педагогапрофессионала, отражающих не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей педагогическойдеятельности, но и его социальнонравственную позицию:сформированность педагогических компетенций, высокий уровень готовности к педагогическому труду, развитые педагогические рефлексия и интуиция, индивидуальный стиль педагогической деятельности идр.);

− формирование профессионально важных качеств, т.е.качеств личности педагога, включенных в процесс педагогической деятельности и обеспечивающих эффективность её исполнения). ПРОФЕССИОНАЛЬНОЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

−профессиональное самоопределение –самостоятельное и осознанное согласование индивидуальнопсихологических и психофизиологических возможностей педагога с содержанием и требованиями педагогической деятельности;

− профессиональная пригодность− совокупность психологических и психофизиологических особенностей специалистапрофессионала, необходимых и достаточных для эффективного выполнения конкретного профессионального труда.

− самореализация личности педагога предполагает собственное его саморазвитие, самосовершенствование и формированиеспособности к непрерывному педагогическому творчеству;

− педагогическое мастерствокак наиболее высокая степень владения педагогической деятельностью, педагогическое искусство;

− профессиональная зрелость–период наивысшего развития уровня профессионализации педагогаСОЦИАЛИЗАЦИЯ

− усвоение социального опыта–знаний, норм, ценностей и др.;

− формирование ответственности как показателя социальной зрелости педагога, других социально значимых качеств;

− развитое самосознание(осознание своего мировоззрения, жизненных целей, мотивов и др.);

− мотивацияк развитию творческого педагогического потенциала, самовоспитанию, самосовершенствованию и самоорганизации.

Рис. 2. Структура профессиональноличностного становления и развития педагога

Элементы (образующие) профессиональноличностного развития:

−профессиональное самоопределение–согласование психологических особенностей и психофизиологических возможностей с содержанием и требованиями педагогического труда;

− профессиональная пригодность− совокупность особенностей и возможностей,необходимыхдля эффективного выполнения трудовой деятельности;

− самореализация личности едагога, обеспечивающаясобственное саморазвитие и самосовершенствование педагога;

− педагогическое мастерствокак наиболее высокая степень владения педагогической деятельностью, педагогическое искусство;

− профессиональная зрелость–период наивысшего развития уровня профессионализации педагога.

Основными социально значимыми качествами личности педагогаявляются развитое самосознание, мотивация к педагогическому труду, высокая ответственностькак показатель социальной зрелости педагога и др.

Конечно, деление феномена «профессиональноличностное становление и развитие педагога» на элементы, а элементы –на составляющие, весьма условно. Все элементы и их составляющие взаимодействуют и взаимообусловливают друг друга одновременно, но каждый из них –с различной степенью интенсивности в зависимости от многих привходящих факторов (социальноэкономических условий; неравномерности развития индивидуумов; гетерохронности, т.е. разновременности развития профессионально важных качеств; подъёмов и спадов активности в процессе профессионализации субъекта педагогического труда; возможностинаступления негативных явлений в развитии личности –профессиональной деформации, эмоционального «выгорания» и др.). Разработка системы психологопедагогического сопровождения профессиональноличностного становления и развития педагога(ПЛСРП) потребовала чёткого представления о сущности процесса сопровождения, её основной цели и функции, а также о предполагаемом результате такого сопровождения ПЛСРП.

Цельюпсихологопедагогического сопровождения профессиональноличностного становления и развития педагога является полноценная реализация профессионального психологопедагогического потенциала и удовлетворение профессиональной творческой деятельностью субъектом педагогического труда. Основная функцияпсихологопедагогического сопровождения начинающего педагога заключается в оказании поддержки и помощи его личности в преодолении трудностей профессиональноличностного становления и развития.Основными принципамисистемыпсихологопедагогического сопровождения профессиональноличностного становленияи развития педагога являются: рекомендательный характер советовсопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого; непрерывность сопровождения; комплексность сопровождения.Результатом сопровожденияпрофессиональноличностного становления молодого педагога станут новые качественные характеристики его профессиональной деятельности (профессиональное развитие и саморазвитие, реализация психологопедагогического творческого потенциала, обеспечение профессионального педагогического самосохранения, повышение продуктивности педагогического труда, удовлетворение педагогической деятельностью). Таким образом, психологопедагогическое сопровождение профессиональноличностного становления педагогапрофессионала (молодого начинающего педагога) представляет собой своего рода технологию, основанную на единстве четырёх функций: диагностики возникшей проблемной ситуации; информации о возникшей проблеме и путях её решения; консультации на этапе выработки плана и принятия решений; оказание помощи на этапе реализации плана решений. Для оказания психологопедагогической помощи и поддержки начинающего педагога вначале целесообразно провести мониторингего профессиональноличностного развития с использованием комплекса психологопедагогических методов исследования личности (наблюдение, оценка продуктивной деятельности, прогнозные оценки психических состояний, психодиагностические методики), обеспечивающего контроль его профессионально важных и социально значимых качеств личности.После выявления сильных и слабых сторон начинающего педагога рекомендуется проведение личностноориентированных тренингов с целью повышения его профессиональной психологопедагогической компетентности.

РЕЗЮМЕ

Исходным положением для формирования теоретических основ психологопедагогического сопровожденияспециалистапрофессионала является личностноориентированный подход, в логике которого, согласно Э. Ф. Зееру, развитие понимается как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций, путей профессиональноличностного становления. При этом сопровождение трактуется как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несёт он сам. В психологическом сопровождении нуждаются, прежде всего, люди, которые испытывают потребность в психологической поддержке и помощи (например, оптанты, лица с низким уровнем познавательнойи профессиональной активности или с ограниченными способностями) [10,с. 253].Цельюпсихологопедагогического сопровождения является полноценная реализация профессионального психологопедагогического потенциала и удовлетворение профессиональной творческой деятельностью субъектом педагогического труда. Основная функцияпсихологопедагогического сопровождения начинающего педагога заключается в оказании поддержки и помощи его личности в преодолении трудностей профессиональноличностного становления и развития.Результатом сопровожденияпрофессиональноличностного становления молодого педагога станут новые качественные характеристики его профессиональной деятельности (профессиональное развитие и саморазвитие, реализация психологопедагогического творческого потенциала, обеспечение профессионального педагогического самосохранения, повышение продуктивности педагогического труда, удовлетворение педагогической деятельностью). Таким образом, психологопедагогическое сопровождение профессиональноличностного становления педагога (начинающего педагога, студента педвуза или колледжа) представляет собой своего рода «технологию, основанную на единстве четырёх функций»;

диагностики возникшей проблемной ситуации;

информации о возникшей проблеме и путях её решения;

консультации на этапе выработки плана и принятия решений;

оказание помощи на этапе реализации плана решений [10, с. 257].Для оказания психологопедагогической помощи и поддержки начинающего педагога вначале целесообразно провести мониторингего профессиональноличностного развития с использованием комплекса психологопедагогических методов исследования личности (наблюдение, оценка продуктивной деятельности, прогнозные оценки психических состояний, психодиагностические методики), обеспечивающих контроль егопрофессионально важных и социально значимых качеств личности.После выявления сильных и слабых сторон начинающего педагога рекомендуется проведение личностноориентированных тренингов с целью повышения его профессиональной психологопедагогической компетентности. К примеру, на стадииоптации проводится комплексное изучение индивидуальнопсихологических особенностей личности оптанта, а в процессе психотехнологии профессионального консультирования осуществляется диагностика ценностных ориентаций, установок, самооценки, интересов, его склонностей и способностей.

Закономерности психологопедагогического сопровождения профессиональноличностного становления и развития педагога могут быть раскрыты на основе изучения возрастных и социальнопсихологических закономерностей формирования его как специалистапрофессионала.

Алексей Михайлович Столяренко отмечает: «Процесс профессионального становления личности закономерен, как и весь процесс социализации человека, частью которого он является» [11, с. 165].Этот процесс подчиняется объективно существующим, устойчивым, повторяющимся причинноследственным зависимостям между воздействиями на личность и происходящими в ней изменениями. Такие зависимости существуют между психологическими причинами(психология группы,психологическое воздействие отдельных личностей или факторов непсихологическойприроды, например, материальных условий жизни) и психологическими следствиями− формирующимися или изменяющимися психологическими свойствами человека.Точно также имеются зависимости между педагогическими причинами (педагогическими воздействиями школы, педагогов, воспитателей, родителей и др.) и педагогическими результатами, т. е. следствиями (образованностью, воспитанностью, обученностью, развитостью обучающихся).

Однако причинноследственные зависимости в любой образовательной организации носят взаимосвязанный психологопедагогический характер.На обучающегося одновременно и взаимосвязано воздействуют как психологические, так и педагогические причины, обусловливая психологопедагогические закономерности профессионального становления личности.

Таким образом, психологопедагогическую систему профессиональноличностного становления и развития педагога следует понимать как процесс развития, саморазвития педагога в ходе решения им профессиональных педагогических задач, овладения профессиональными компетенциями. Вместе с тем, это –динамический процесс «развёртывания» психологических свойств и качеств личности, проявляющийся в формировании интереса к педагогической деятельности, в овладении профессионально важными и социально значимымикачествами личности. Профессиональная направленность, профессиональное самоопределение, профессиональная самореализация и профессионализм деятельности педагога (как основные составляющие его профессиональноличностного становления и развития) носят интегративный характер, обусловливая взаимодействие всех составляющих данной психологопедагогической системы.

Ссылки на источники1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. –СПб.: Питер,2007. –288 с.2. Новиков, В.В. Социальная психология: феномен и наука / В.В. Новиков. –М.: Наука, 1998. –464 с.3. Профессиональноличностные ориентациив современном высшем образовании: учеб. пособие / под ред. В.В. Рубцова, А.М. Столяренко. –М.: ИНФРАМ, 2014. –304 с. 4. Батаршев, А.В.Профессиональное самоопределение и самореализация педагога профессиональной школы: монография / А.В. Батаршев, И.С. Макарьев. –СПб.: ИПООВ РАО, 2012. − 192 с.5. Шадриков, В.Д.Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие. − 2е изд., перераб. и доп. / В.Д. Шадриков. –М.: Логос, 1996. –320 с.6. Педагогика профессионального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластёнина; В.А. Сластёнин, И.В. Исаев, А.Г. Панов [и др.]. –М.: Академия, 2004. –368 с.7. Батаршев, А.В. Теория и практика творческой самореализации личности: монолграфия / А.В. Батаршев, А.С. Лукьянов, И.С. Макарьев, Г.В. Морозова. –СПб.: Издво «Петрополис», 2013. –254 с.8. Митина, Л.М. Учитель какличность и профессионал (психологические проблемы) Л.М. Митина. –М.: Дело, 1994. –216 с.9. Сергеев, Н.К. Профессиональное становление будущего учителяв условиях учебнонаучнопедагогическогокомплекса (мотивационный аспект): монография / Н.К. Сергеев,В.В. Арнаутов. –Волгоград: Перемена, 1997. –206 с.

10. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студ. Вузов. –5е изд., перераб. и доп. / Э.Ф. Зеер. –М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2008. –336 с. 11.Столяренко, А.М. Общая и профессиональная психология: учеб. пособюие / А.М. Столяренко. –М.: ЮНИТИДАНА, 2003. –382 с.