Мир детства у тувинцев: культурологический обзор антологии «Урянхай. Тыва дептер» (тувинская тетрадь)
Выпуск:
ART 85390
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дыртык-Оол
М.
О. Мир детства у тувинцев: культурологический обзор антологии «Урянхай. Тыва дептер» (тувинская тетрадь) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
1946–1950. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85390.htm.
Аннотация. Статья посвящена культурологическому осмыслению начального этапа инкультурации мира детства у тувинцев по трудам Г. Е. Грумм-Гржимайло, Ф. Я. Кона, Е. К. Яковлева и П. П. Маслова, составляющих семитомную антологию «Урянхай. Тыва. дептер» (Тувинские тетради).
Ключевые слова:
ребенок, тувинцы, мир детства, антология «урянхай. тыва.детпер», с. к. шойгу, зарубежные и российские ученые-путешественники
Текст статьи
Дыртыкоол Майя Оюновна,аспирантка кафедры философии Тувинского государственного университета, старший научный сотрудник отдела истории ГБУ «Национальный музей имени АлданМаадыр Республики Тыва», г. Кызылdyrtykool@yandex.ru
Мир детства у тувинцев:культурологический обзор антологии «Урянхай. Тыва дептер»
(тувинская тетрадь)
Аннотация. Статья посвящена культурологическому осмыслению начального этапа инкультурации мира детства у тувинцев по трудам Г.Е. ГруммГржимайло, Ф.Я. Кона, Е.К. Яковлева и П.П. Маслова, составляющих семитомную антологию «Урянхай. Тыва. дептер» (Тувинские тетради).Ключевые слова: мир детства, ребенок, тувинцы, антология «Урянхай. Тыва.детпер», С.К. Шойгу, зарубежные и российские ученыепутешественники.
Введение. Республика Тыва расположена в центральной части Азиатского материка: на севере она граничит с Хакасией и Красноярским краем, на юге и востоке с Монголией и Бурятией, на западе с Горным Алтаем. Тыва это географический центр Азии и поэтому ее называют «сердцем Азии». Республика Тыва самая молодая национальная республика в Российской Федерации, она вошла в ее состав в 1944 г. [3, с.5]Природные условия Тувы различаются в отдельных ее районах: в ее западных, центральныхи южных преобладают горностепные ландшафты, на северо и юговостоке горная тайга. Все это в сочетании с традициями народа предопределяло особенности хозяйства, культуры и быта тувинцев на отдельных территориях. Отметим,что Тыва является одним из древнейших скотоводческих районов мира. [4, с.2]Сегодня изучением Тувы и тувинцев (самоназвание тыва) занимаются как российские, так и зарубежные ученые.[8, с.3] Первые сведения о Туве, причем разнообразные, представлены в отчетах экспедиций, командировоки самостоятельных путешествий, а также в полевых наблюдениях и заметках, составленных известными учеными, путешественниками, общественными деятелями и представителями царской администрацииРоссии, побывавшие на этой древней земле в XIXначале ХХ вв. Пословам Героя России, Президента РГОС.К. Шойгу, «Туваэто удивительный регион, населенный людьми, сумевшими сохранить тысячелетние традиции и самобытную культуру».[4, с.4] Не случайно Республика Тыва была интересна в плане исследования по разным направлениям. Тувинская земля долгое время оставалась «terraincognito» как для естественных и гуманитарных наук, так и в плане освоениягеографического пространства.[1, с.269]История формирования и развития тувинского народа так же многогранна и богата, как и любого другого этноса. Предки, издревле населявшие благодатные предгорья СаяноАлтая, оставили зримые следы на этой огромной территории. Это и «открытые книги» на скалах петроглифы и писаницы, и оленные камни и каменные изваяния, и остатки древних городищ иирригационных систем, большие и малые курганы места захоронений «царей», вождей и дружин саяноалтайских племен. [11, с.10]Наш земляк С.К. Шойгу известен в России своими идеями и проектами в исследовании древней истории Тувы. И это не случайно. Вот он как пишет о себе: «В 19671971 годах мне, как и многим моим сверстникам, довелось работать в СаяноТувинской экспедиции Академии наук СССР (СТЭАН). Это было первое прикосновение к загадочному далекому прошлому нашейземли. Именно тогда мыначалиприобщаться к истории предков, живших многие сотни и тысячи лет до нас. Кто они скифы, хунны, тюрки, уйгуры, кыргызы, древние монгунтайгинцы?…»[там же]В это время С.К. Шойгу и другим школьникам, помогавшимв работе экспедиции, посчастливилось познакомиться с известными учеными археологами, антропологами,общение с которымиоставилонеизгладимоевпечатлениев подростковыхдушах. Особые воспоминания у С.К. Шойгу оставилначальник экспедиции А.Д.Грач человек неординарный, яркий и невероятно преданный своему делу и Туве. По воспоминаниям С.К. Шойгу:«…именно он, ученый из далекого Ленинграда, не только преподавал нам уроки археологии, полевой жизни, но и, самое главное, возбудил в нас интерес к прошлому нашего народа, часто скрытому от нас глубинными слоями земли» [там же]. Интерес к истории своей малой родины остался у С.К. Шойгунавсю жизнь, об этом свидетельствует егокропотливаяработапо составлению ценного источникамноготомной антологии «Урянхай. Тыва дептер» (тувинскиететради), вышедшей в светв 2007 г. Отметим, что целью данной работыбылособрать «под одним переплетом» наиболее важные и интересные научные труды, просветительские и публицистические работы российских и зарубежных ученых, писателей, журналистов, посвященные истории и археологии Тувы, этнографии (культуре, быту, традициям) и этногенезу (этапамвозникновения и развития) тувинского народа.Надо заметить, что книги, рукописи, статьи многих авторов (А.И. Лызлова, Г.Е. ГруммГржимайло, СымаЦяня, В.А. Панова, Н.Я. Бичурина, РашидадДина, Ф.Я. Кона, Д. Каррутерса, А.В. Адрианова, В.М. Родевичаи др.), вошедшие в антологию, хранятся только в крупных библиотеках и музеях РоссиииТувы,в частности, в единичных экземплярах[6, с.8].Наблюдения путешественников и впечатления от увиденного далеко не однозначны, одни искренне хотели понять тувинцев, то есть урянхайцев (или сойотов,или саянцев), как принятобыло называть тувинскийнарод на рубеже XIXХХ вв.Другие откровенно не принимали и осуждали их быт и нравы, часто были необъективны[10, с. 3]. В этом уникальностьантологии в ней присутствуют материалы, поданные с самых разных точек зренияразличные мнения и высказывания обувиденномв далеком крае.
В очерках, докладах и отчетах путешественниковисследователей мир детства у тувинцев не был предметом специального изучения, однако,даже совсем скудные свидетельства очевидцев представляют большой научный интерес, так как являются источником информации[там же] начального этапа процесса инкультурации,через который происходит обучение ребенка, прежде всего, обычаям и нормам поведения в традиционном обществе. Во второй том«Урянхай. Тыва дептер» включены перваяи третьяглавыиз Iвыпуска IIIтома фундаментального труда географапутешественника Г.Е. ГруммГржимайло «Западная Монголия и Урянхайский край», который в полном виде составляетчетырехтомник.Этот трудвпервыебылопубликован в 1926 г. Г.Е. ГруммГржимайло был разносторонним специалистом, разбирающемсявботанике, зоологии, геологии, социологии, этнографии. Кроме того, он был почетным членом Государственного Русского и Королевского Нидерландского географических обществ.Так, всвоем труде автор писал,что роды у сойоток чащевсего были трудными,гдетребовалось практическаяпомощьдругой женщины (повитухи) или даже мужчины. Роженица находилась в вертикальном положении,при этомеедержали под мышки. В случаепатологических,т.е. затянувшихся по времениродов, когдасуществовала реальная угроза здоровью и жизни материи плода,и опытность профессиональных сойотских повитух оказывалось недостаточной,сойотам приходилось проситьпомощи у Неба, обращаясь к нему с молитвамичерез посредстволамили шаманов. Благополучное рождениеребенка обязательный повод для созыва родственников и знакомых на «той»[дой] празднество, в котором участвуют только женщины, из мужчин же ближайшие родственники, и которое сводится главным образом к изобильной трапезе.Самый многолюдный «той»,к которому молодая чета исподволь и долго готовилась,былв честь первенца, появление же на свет последующих детей праздновалосьменее людно[8, с.597599].
В то время существовавшая проблема бездетности часто решалась путем усыновления. Г.Е. ГруммГржимайло писал, что тувинцы прибегали к этому «… как к средству спасти подрастающее поколение от смерти, например, в том случае, если в какойлибо семье дети не выживали» [2, с.597599].Бездетность воспринималась тувинцами как угроза продолжению рода. Чтобы избежать ее,прибегали к различным магическим обрядам. Об этом говорится в работеисследователя Центральной Азии и Сибири Г.Н. Потанина «Очерки СевероЗападной Монголии», которая также включена во второй томантологии.Он писал, «если в семье умирали дети или не рождались, то для такой семьи делали онгонЕмегельджин или Емеген»[9, с.469].ОнгонамиГ.Н.Потанин называл все семейныеобереги. Онписал, «домашних фетишей, которые встречаются только на крайнем севере Монголии у Алтайцев, Урянхайцев (Тува), Дархатов и Бурят, я называю в своей книге монгольским именем онгон, хотя ни Алтайцы, ни Урянхайцы этого имени не употребляют. Я потому прибег к помощи монгольского языка, что у Тюрских племен нет общего имени для фетишей, тогда как монголы называют всех урянхайских фетишей без различия имени онгон».[там же, с.467468].
Далее автор упоминает тувинское названиесемейных оберегов «ерень [ээрен]»[там же, с.468].В книгепредставленоподробноеописаниеемегельджина. Емегельджин состоял из четырехугольного лоскутка,на котором были пришиты куколки наподобие человечков, имеющие глазки и носик в виде трех бисерин.Уних на голове имелись меховые шапочки.Сам же оберег,которого обязательно задабривали едой, подвешивался на видном месте к решетке юрты наженской стороне[там же, с.469470].Это все делалось для того, чтобы ээрен помог бездетной семье обзавестись здоровым ребенком, которыйв дальнейшем и оберегался этим ээреном.В четвертом томе «Урянхай. Тыва дептер» представлена знаменитая работа этнографа,публициста, революционера Ф.Я. Кона «Экспедиция в Сойотию». По его данным,как только ребенок рождался, пуповина перевязываласьжилами в двух местах: на расстоянии сустава пальца от животика ребенка и надлину пальца от места первой перевязки, иперерезаласьножницами или ножом. Употребляемые для этого ножницы и нож считалисьнечистыми до очищения,а это происходилопо истечении трех дней, ине моглибыть в употреблении. Это очищение происходилоодновременно с «очищением» и роженицы, иребенка. Новорожденного обмываликитайским чаем с растворенной в нем каменной солью. До отпадения пуповины ребенка пеленалии укладывалиобязательно со скрюченными ножками [5, с.438439].
В пятом томе «Урянхай. Тыва Дептер» имеются извлеченияизосновного трудачлена Красноярского подотдела ВосточноСибирского отдела Императорского Русского географического общества Е.К. Яковлева «Этнографический обзор инородческого населения Южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея». Впервые данный труд был опубликован в 1900 г. в Минусинске. В монографии представлен системный обзор традиционной культуры тувинцев, гдеавтор немного упоминает один из важнейших событий, происходящих в семейной жизнитувинцев.«Рождение ребенка большой праздник; самый последний бедняк гордится, если у него полна юрта ребят»[12,с.237].Предшествующие роды у женщин чаще всего бываютзатруднительными и затягивалисьдо трех суток. При рождении мальчика пуповина обрезаласьножом, девочки ножницами. Послед,в свою очередь,прятался в землевозле юрты. Новорожденногообмывали теплой водой с солью,после чего укладывали в люльку, положив емув рот кусочек сала. Последнеедействобылосвоего рода символом благосостояния и земного счастья, которое желалось ребенку. Обязательным семейным праздником считался дой, проводившийся в честь благополучного рождения ребенка, где основными участниками были женщины. Женщина кормила ребенка грудью,иногда до 5ти летнего возраста. К детям родители относились с любовью, идаже баловалиих. Несмотря на половое различие, трудовое воспитание у мальчикови девочек начиналось в раннем возрастеодновременно. Вначале их учили пасти скот и выполнять несложные поручения взрослых по хозяйству.Далее, со взрослением детей,идет разделение в гендерном аспекте. Теперь, в обязанности девочки входилошить, кроить одежду и обувь, а также выделывать шкуры и готовить еду. Мальчик, начиная с 12летнего возраста,становился помощником длямужчин[Там же].Один из крупнейших ученыхстатистов, доктор экономических наук П.П. Маслов в очерке «Конец Урянхая», изданномв 1933 г. отмечает, что«сразу после появления на свет,ребенок кладется в особую люлькусанки и плотно привязывается к ней ремнями. В таком положении … он остается без движения долгоевремя»[7, с. 666].Здесь надо учитывать образ жизни, который вели в то время тувинцыномады, и которому соответствовалипредметы быта, утварь. Ребенок,находящийся в колыбели,обязательно был привязан ремнямиво избежаниевыпадения оттуда и получения травм. Под ребенка в люлькуподкладывалислой овечьего пометас цельювпитыванияв негоэкскрементовребенка.В юртах, куда заходил Павел Маслов,были маленькие дети. Он пишет: «Мы уезжаем к юрте Шокара… Он богач. У него большие табуны, всего до полутораста лошадей и столько же крупного рогатого скота. У Шокара тоже грудной ребенок. У него сейчас во рту соска кусок сырой бараньей кожи, сшитой мешочком, в который и наливается козье молоко»[12, с. 653].Кроме того, статист отмечалособенно нежное отношениеродителей к детям. Очерк «Конец Урянхая» включенв пятый том антологии.
Таким образом, проведя культурологический обзор антологии «Урянхай. Тыва дептер» мы можем сделатьследующий вывод:вработах ученыхпутешественников упоминается самое первоеиважноесобытие в жизнилюбой семьиэто родины, которые проходили,по их мнению,крайне затруднительно. Ксожалению,авторы не дают разъяснений, а только описывают увиденное событие. Е.К. Яковлев пишет, «я затрудняюсь дать объяснение этому факту,замечу лишь, что у прочих известных мне азиатских народностей, будь то: оседлые или кочевые, живущие в условияхнисколько не лучших,чем сойоты, роды проходили намного легче» [12,с.87].
Надо отметить, что родыирождение ребенка занимаютособое место в мировоззрении номадов. Вопервых, роды, как всякий переломный момент в жизничеловека, ведутк перемене его статуса в традиционном обществе,неизбежно становятся предметом интенсивной рефлексии,как отдельного человека, так и всего коллективав целом. Вовторых, процесс беременности и родов связан с особым пограничным состоянием, представление о котором в мифологической картине мира всегда подразумевает усиление опасностидля человека и особеннойего уязвимости в это время.Здесь особое значение играют семейныеобереги.В упомянутых трудах отмечено, что по мере взросления у тувинских детей происходитгендерная социализация трудовой деятельности. Отметим, что начальный аспект инкультурации мира детства у тувинцев авторы связывали,прежде всего, с особенностями семейных нравовв традиционном обществе, которыедля них оставалисьзагадочным миром.
Ссылки на источники1.Антолиновская В.М. Ступина Т.В. Культурологический обзор взаимодействия коренного населения и переселенцев в Сибири в XVIIIвеке (на материалах трудов П.С. Палласа) //В мире научный открытий. № 5.1. (53). Красноярск, 2014. С. 268275.2.ГруммГржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т.3.Выпуск I// Урянхай. Тыва дептер: антология научной мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае ТаннуТуве, урянхайцах тувинцах, о древностях Тувы: в 7 т. Т.2: Племена СаяноАлтая. Урянхайцы (IVв. начало ХХ в.). / Состав. С.К. Шойгу. М.,2007. 662 с.3.Каталог передвижной выставки «Национальные мотивы в искусстве Тувы и Хакасии» Абакан, 2013. 90 с.4.Каталог выставки «Тува в беге времени. М., 2014. 96 с.5.Кон Ф.Я. Экспедиция в Сойотию. // Урянхай. Тыва дептер: антология научной мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае ТаннуТуве, урянхайцах тувинцах, о древностях Тувы: в 7 т. Т. 4: Урянхайский край: перекресток мнений (конец XIXначало XX). /Состав. С.К. Шойгу. М., 2007. 736 с.6.Михалков Н. Слово к читателю. //Урянхай. Тыва дептер: антология научной мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае ТаннуТуве, урянхайцах тувинцах, о древностях Тувы: в 7 т. Т. I: Древние племена Тувы и сопредельных территорий Центральной Азии (IIтысячелетие до н.э. конец XIXв.). /Состав. С.К. Шойгу. М., 2007. 592 c.7.Маслов П.П. Конец Урянхая. // Урянхай. Тыва дептер: антология научной мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае ТаннуТуве, урянхайцах тувинцах, о древностях Тувы: в 7 т. Т. 5: Урянхайский край: от Урянхая к ТаннуТуве /Состав. С.К. Шойгу. М., 2007. 736 с. 8.Монгуш М.В. Тува века спустя после Каррутерса и МенхенХельфена. Осака, 2010. 212 с.9.Потанин Г.Н. Очерки Северозападной Монголии. Выпуск II// Урянхай. Тыва дептер:антология научной мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае ТаннуТуве, урянхайцах тувинцах, о древностях Тувы: в 7 т. Т.2: Племена СаяноАлтая. Урянхайцы (IVв. начало ХХ в.). / Состав. С.К. Шойгу. М., 2007. 662 с.10.Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIXначало ХХ века. /Сост. А.К. Кужугет. Кызыл, 2002. 223 с.11.Шойгу С.К. Предисловие. //Урянхай. Тыва дептер: антология научной мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае ТаннуТуве, урянхайцах тувинцах, о древностях Тувы: в 7 т. Т. I: Древние племена Тувы и сопредельных территорий Центральной Азии (IIтысячелетие до н.э. конец XIXв.). /Состав. С.К. Шойгу. М., 2007. 592 с.12.Яковлев Е.К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного населения и объяснительный каталог этнографического отдела музея (извлечения). // Урянхай. Тыва дептер: антология научной мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае ТаннуТуве, урянхайцах тувинцах, о древностях Тувы: в 7 т. Т. 5: Урянхайский край: от Урянхая к ТаннуТуве /Состав. С.К. Шойгу. М., 2007. 736 с.
Мир детства у тувинцев:культурологический обзор антологии «Урянхай. Тыва дептер»
(тувинская тетрадь)
Аннотация. Статья посвящена культурологическому осмыслению начального этапа инкультурации мира детства у тувинцев по трудам Г.Е. ГруммГржимайло, Ф.Я. Кона, Е.К. Яковлева и П.П. Маслова, составляющих семитомную антологию «Урянхай. Тыва. дептер» (Тувинские тетради).Ключевые слова: мир детства, ребенок, тувинцы, антология «Урянхай. Тыва.детпер», С.К. Шойгу, зарубежные и российские ученыепутешественники.
Введение. Республика Тыва расположена в центральной части Азиатского материка: на севере она граничит с Хакасией и Красноярским краем, на юге и востоке с Монголией и Бурятией, на западе с Горным Алтаем. Тыва это географический центр Азии и поэтому ее называют «сердцем Азии». Республика Тыва самая молодая национальная республика в Российской Федерации, она вошла в ее состав в 1944 г. [3, с.5]Природные условия Тувы различаются в отдельных ее районах: в ее западных, центральныхи южных преобладают горностепные ландшафты, на северо и юговостоке горная тайга. Все это в сочетании с традициями народа предопределяло особенности хозяйства, культуры и быта тувинцев на отдельных территориях. Отметим,что Тыва является одним из древнейших скотоводческих районов мира. [4, с.2]Сегодня изучением Тувы и тувинцев (самоназвание тыва) занимаются как российские, так и зарубежные ученые.[8, с.3] Первые сведения о Туве, причем разнообразные, представлены в отчетах экспедиций, командировоки самостоятельных путешествий, а также в полевых наблюдениях и заметках, составленных известными учеными, путешественниками, общественными деятелями и представителями царской администрацииРоссии, побывавшие на этой древней земле в XIXначале ХХ вв. Пословам Героя России, Президента РГОС.К. Шойгу, «Туваэто удивительный регион, населенный людьми, сумевшими сохранить тысячелетние традиции и самобытную культуру».[4, с.4] Не случайно Республика Тыва была интересна в плане исследования по разным направлениям. Тувинская земля долгое время оставалась «terraincognito» как для естественных и гуманитарных наук, так и в плане освоениягеографического пространства.[1, с.269]История формирования и развития тувинского народа так же многогранна и богата, как и любого другого этноса. Предки, издревле населявшие благодатные предгорья СаяноАлтая, оставили зримые следы на этой огромной территории. Это и «открытые книги» на скалах петроглифы и писаницы, и оленные камни и каменные изваяния, и остатки древних городищ иирригационных систем, большие и малые курганы места захоронений «царей», вождей и дружин саяноалтайских племен. [11, с.10]Наш земляк С.К. Шойгу известен в России своими идеями и проектами в исследовании древней истории Тувы. И это не случайно. Вот он как пишет о себе: «В 19671971 годах мне, как и многим моим сверстникам, довелось работать в СаяноТувинской экспедиции Академии наук СССР (СТЭАН). Это было первое прикосновение к загадочному далекому прошлому нашейземли. Именно тогда мыначалиприобщаться к истории предков, живших многие сотни и тысячи лет до нас. Кто они скифы, хунны, тюрки, уйгуры, кыргызы, древние монгунтайгинцы?…»[там же]В это время С.К. Шойгу и другим школьникам, помогавшимв работе экспедиции, посчастливилось познакомиться с известными учеными археологами, антропологами,общение с которымиоставилонеизгладимоевпечатлениев подростковыхдушах. Особые воспоминания у С.К. Шойгу оставилначальник экспедиции А.Д.Грач человек неординарный, яркий и невероятно преданный своему делу и Туве. По воспоминаниям С.К. Шойгу:«…именно он, ученый из далекого Ленинграда, не только преподавал нам уроки археологии, полевой жизни, но и, самое главное, возбудил в нас интерес к прошлому нашего народа, часто скрытому от нас глубинными слоями земли» [там же]. Интерес к истории своей малой родины остался у С.К. Шойгунавсю жизнь, об этом свидетельствует егокропотливаяработапо составлению ценного источникамноготомной антологии «Урянхай. Тыва дептер» (тувинскиететради), вышедшей в светв 2007 г. Отметим, что целью данной работыбылособрать «под одним переплетом» наиболее важные и интересные научные труды, просветительские и публицистические работы российских и зарубежных ученых, писателей, журналистов, посвященные истории и археологии Тувы, этнографии (культуре, быту, традициям) и этногенезу (этапамвозникновения и развития) тувинского народа.Надо заметить, что книги, рукописи, статьи многих авторов (А.И. Лызлова, Г.Е. ГруммГржимайло, СымаЦяня, В.А. Панова, Н.Я. Бичурина, РашидадДина, Ф.Я. Кона, Д. Каррутерса, А.В. Адрианова, В.М. Родевичаи др.), вошедшие в антологию, хранятся только в крупных библиотеках и музеях РоссиииТувы,в частности, в единичных экземплярах[6, с.8].Наблюдения путешественников и впечатления от увиденного далеко не однозначны, одни искренне хотели понять тувинцев, то есть урянхайцев (или сойотов,или саянцев), как принятобыло называть тувинскийнарод на рубеже XIXХХ вв.Другие откровенно не принимали и осуждали их быт и нравы, часто были необъективны[10, с. 3]. В этом уникальностьантологии в ней присутствуют материалы, поданные с самых разных точек зренияразличные мнения и высказывания обувиденномв далеком крае.
В очерках, докладах и отчетах путешественниковисследователей мир детства у тувинцев не был предметом специального изучения, однако,даже совсем скудные свидетельства очевидцев представляют большой научный интерес, так как являются источником информации[там же] начального этапа процесса инкультурации,через который происходит обучение ребенка, прежде всего, обычаям и нормам поведения в традиционном обществе. Во второй том«Урянхай. Тыва дептер» включены перваяи третьяглавыиз Iвыпуска IIIтома фундаментального труда географапутешественника Г.Е. ГруммГржимайло «Западная Монголия и Урянхайский край», который в полном виде составляетчетырехтомник.Этот трудвпервыебылопубликован в 1926 г. Г.Е. ГруммГржимайло был разносторонним специалистом, разбирающемсявботанике, зоологии, геологии, социологии, этнографии. Кроме того, он был почетным членом Государственного Русского и Королевского Нидерландского географических обществ.Так, всвоем труде автор писал,что роды у сойоток чащевсего были трудными,гдетребовалось практическаяпомощьдругой женщины (повитухи) или даже мужчины. Роженица находилась в вертикальном положении,при этомеедержали под мышки. В случаепатологических,т.е. затянувшихся по времениродов, когдасуществовала реальная угроза здоровью и жизни материи плода,и опытность профессиональных сойотских повитух оказывалось недостаточной,сойотам приходилось проситьпомощи у Неба, обращаясь к нему с молитвамичерез посредстволамили шаманов. Благополучное рождениеребенка обязательный повод для созыва родственников и знакомых на «той»[дой] празднество, в котором участвуют только женщины, из мужчин же ближайшие родственники, и которое сводится главным образом к изобильной трапезе.Самый многолюдный «той»,к которому молодая чета исподволь и долго готовилась,былв честь первенца, появление же на свет последующих детей праздновалосьменее людно[8, с.597599].
В то время существовавшая проблема бездетности часто решалась путем усыновления. Г.Е. ГруммГржимайло писал, что тувинцы прибегали к этому «… как к средству спасти подрастающее поколение от смерти, например, в том случае, если в какойлибо семье дети не выживали» [2, с.597599].Бездетность воспринималась тувинцами как угроза продолжению рода. Чтобы избежать ее,прибегали к различным магическим обрядам. Об этом говорится в работеисследователя Центральной Азии и Сибири Г.Н. Потанина «Очерки СевероЗападной Монголии», которая также включена во второй томантологии.Он писал, «если в семье умирали дети или не рождались, то для такой семьи делали онгонЕмегельджин или Емеген»[9, с.469].ОнгонамиГ.Н.Потанин называл все семейныеобереги. Онписал, «домашних фетишей, которые встречаются только на крайнем севере Монголии у Алтайцев, Урянхайцев (Тува), Дархатов и Бурят, я называю в своей книге монгольским именем онгон, хотя ни Алтайцы, ни Урянхайцы этого имени не употребляют. Я потому прибег к помощи монгольского языка, что у Тюрских племен нет общего имени для фетишей, тогда как монголы называют всех урянхайских фетишей без различия имени онгон».[там же, с.467468].
Далее автор упоминает тувинское названиесемейных оберегов «ерень [ээрен]»[там же, с.468].В книгепредставленоподробноеописаниеемегельджина. Емегельджин состоял из четырехугольного лоскутка,на котором были пришиты куколки наподобие человечков, имеющие глазки и носик в виде трех бисерин.Уних на голове имелись меховые шапочки.Сам же оберег,которого обязательно задабривали едой, подвешивался на видном месте к решетке юрты наженской стороне[там же, с.469470].Это все делалось для того, чтобы ээрен помог бездетной семье обзавестись здоровым ребенком, которыйв дальнейшем и оберегался этим ээреном.В четвертом томе «Урянхай. Тыва дептер» представлена знаменитая работа этнографа,публициста, революционера Ф.Я. Кона «Экспедиция в Сойотию». По его данным,как только ребенок рождался, пуповина перевязываласьжилами в двух местах: на расстоянии сустава пальца от животика ребенка и надлину пальца от места первой перевязки, иперерезаласьножницами или ножом. Употребляемые для этого ножницы и нож считалисьнечистыми до очищения,а это происходилопо истечении трех дней, ине моглибыть в употреблении. Это очищение происходилоодновременно с «очищением» и роженицы, иребенка. Новорожденного обмываликитайским чаем с растворенной в нем каменной солью. До отпадения пуповины ребенка пеленалии укладывалиобязательно со скрюченными ножками [5, с.438439].
В пятом томе «Урянхай. Тыва Дептер» имеются извлеченияизосновного трудачлена Красноярского подотдела ВосточноСибирского отдела Императорского Русского географического общества Е.К. Яковлева «Этнографический обзор инородческого населения Южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея». Впервые данный труд был опубликован в 1900 г. в Минусинске. В монографии представлен системный обзор традиционной культуры тувинцев, гдеавтор немного упоминает один из важнейших событий, происходящих в семейной жизнитувинцев.«Рождение ребенка большой праздник; самый последний бедняк гордится, если у него полна юрта ребят»[12,с.237].Предшествующие роды у женщин чаще всего бываютзатруднительными и затягивалисьдо трех суток. При рождении мальчика пуповина обрезаласьножом, девочки ножницами. Послед,в свою очередь,прятался в землевозле юрты. Новорожденногообмывали теплой водой с солью,после чего укладывали в люльку, положив емув рот кусочек сала. Последнеедействобылосвоего рода символом благосостояния и земного счастья, которое желалось ребенку. Обязательным семейным праздником считался дой, проводившийся в честь благополучного рождения ребенка, где основными участниками были женщины. Женщина кормила ребенка грудью,иногда до 5ти летнего возраста. К детям родители относились с любовью, идаже баловалиих. Несмотря на половое различие, трудовое воспитание у мальчикови девочек начиналось в раннем возрастеодновременно. Вначале их учили пасти скот и выполнять несложные поручения взрослых по хозяйству.Далее, со взрослением детей,идет разделение в гендерном аспекте. Теперь, в обязанности девочки входилошить, кроить одежду и обувь, а также выделывать шкуры и готовить еду. Мальчик, начиная с 12летнего возраста,становился помощником длямужчин[Там же].Один из крупнейших ученыхстатистов, доктор экономических наук П.П. Маслов в очерке «Конец Урянхая», изданномв 1933 г. отмечает, что«сразу после появления на свет,ребенок кладется в особую люлькусанки и плотно привязывается к ней ремнями. В таком положении … он остается без движения долгоевремя»[7, с. 666].Здесь надо учитывать образ жизни, который вели в то время тувинцыномады, и которому соответствовалипредметы быта, утварь. Ребенок,находящийся в колыбели,обязательно был привязан ремнямиво избежаниевыпадения оттуда и получения травм. Под ребенка в люлькуподкладывалислой овечьего пометас цельювпитыванияв негоэкскрементовребенка.В юртах, куда заходил Павел Маслов,были маленькие дети. Он пишет: «Мы уезжаем к юрте Шокара… Он богач. У него большие табуны, всего до полутораста лошадей и столько же крупного рогатого скота. У Шокара тоже грудной ребенок. У него сейчас во рту соска кусок сырой бараньей кожи, сшитой мешочком, в который и наливается козье молоко»[12, с. 653].Кроме того, статист отмечалособенно нежное отношениеродителей к детям. Очерк «Конец Урянхая» включенв пятый том антологии.
Таким образом, проведя культурологический обзор антологии «Урянхай. Тыва дептер» мы можем сделатьследующий вывод:вработах ученыхпутешественников упоминается самое первоеиважноесобытие в жизнилюбой семьиэто родины, которые проходили,по их мнению,крайне затруднительно. Ксожалению,авторы не дают разъяснений, а только описывают увиденное событие. Е.К. Яковлев пишет, «я затрудняюсь дать объяснение этому факту,замечу лишь, что у прочих известных мне азиатских народностей, будь то: оседлые или кочевые, живущие в условияхнисколько не лучших,чем сойоты, роды проходили намного легче» [12,с.87].
Надо отметить, что родыирождение ребенка занимаютособое место в мировоззрении номадов. Вопервых, роды, как всякий переломный момент в жизничеловека, ведутк перемене его статуса в традиционном обществе,неизбежно становятся предметом интенсивной рефлексии,как отдельного человека, так и всего коллективав целом. Вовторых, процесс беременности и родов связан с особым пограничным состоянием, представление о котором в мифологической картине мира всегда подразумевает усиление опасностидля человека и особеннойего уязвимости в это время.Здесь особое значение играют семейныеобереги.В упомянутых трудах отмечено, что по мере взросления у тувинских детей происходитгендерная социализация трудовой деятельности. Отметим, что начальный аспект инкультурации мира детства у тувинцев авторы связывали,прежде всего, с особенностями семейных нравовв традиционном обществе, которыедля них оставалисьзагадочным миром.
Ссылки на источники1.Антолиновская В.М. Ступина Т.В. Культурологический обзор взаимодействия коренного населения и переселенцев в Сибири в XVIIIвеке (на материалах трудов П.С. Палласа) //В мире научный открытий. № 5.1. (53). Красноярск, 2014. С. 268275.2.ГруммГржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т.3.Выпуск I// Урянхай. Тыва дептер: антология научной мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае ТаннуТуве, урянхайцах тувинцах, о древностях Тувы: в 7 т. Т.2: Племена СаяноАлтая. Урянхайцы (IVв. начало ХХ в.). / Состав. С.К. Шойгу. М.,2007. 662 с.3.Каталог передвижной выставки «Национальные мотивы в искусстве Тувы и Хакасии» Абакан, 2013. 90 с.4.Каталог выставки «Тува в беге времени. М., 2014. 96 с.5.Кон Ф.Я. Экспедиция в Сойотию. // Урянхай. Тыва дептер: антология научной мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае ТаннуТуве, урянхайцах тувинцах, о древностях Тувы: в 7 т. Т. 4: Урянхайский край: перекресток мнений (конец XIXначало XX). /Состав. С.К. Шойгу. М., 2007. 736 с.6.Михалков Н. Слово к читателю. //Урянхай. Тыва дептер: антология научной мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае ТаннуТуве, урянхайцах тувинцах, о древностях Тувы: в 7 т. Т. I: Древние племена Тувы и сопредельных территорий Центральной Азии (IIтысячелетие до н.э. конец XIXв.). /Состав. С.К. Шойгу. М., 2007. 592 c.7.Маслов П.П. Конец Урянхая. // Урянхай. Тыва дептер: антология научной мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае ТаннуТуве, урянхайцах тувинцах, о древностях Тувы: в 7 т. Т. 5: Урянхайский край: от Урянхая к ТаннуТуве /Состав. С.К. Шойгу. М., 2007. 736 с. 8.Монгуш М.В. Тува века спустя после Каррутерса и МенхенХельфена. Осака, 2010. 212 с.9.Потанин Г.Н. Очерки Северозападной Монголии. Выпуск II// Урянхай. Тыва дептер:антология научной мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае ТаннуТуве, урянхайцах тувинцах, о древностях Тувы: в 7 т. Т.2: Племена СаяноАлтая. Урянхайцы (IVв. начало ХХ в.). / Состав. С.К. Шойгу. М., 2007. 662 с.10.Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIXначало ХХ века. /Сост. А.К. Кужугет. Кызыл, 2002. 223 с.11.Шойгу С.К. Предисловие. //Урянхай. Тыва дептер: антология научной мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае ТаннуТуве, урянхайцах тувинцах, о древностях Тувы: в 7 т. Т. I: Древние племена Тувы и сопредельных территорий Центральной Азии (IIтысячелетие до н.э. конец XIXв.). /Состав. С.К. Шойгу. М., 2007. 592 с.12.Яковлев Е.К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного населения и объяснительный каталог этнографического отдела музея (извлечения). // Урянхай. Тыва дептер: антология научной мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае ТаннуТуве, урянхайцах тувинцах, о древностях Тувы: в 7 т. Т. 5: Урянхайский край: от Урянхая к ТаннуТуве /Состав. С.К. Шойгу. М., 2007. 736 с.