Мир детства у тувинцев: культурологический обзор антологии «Урянхай. Тыва дептер» (тувинская тетрадь)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дыртык-Оол М. О. Мир детства у тувинцев: культурологический обзор антологии «Урянхай. Тыва дептер» (тувинская тетрадь) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1946–1950. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85390.htm.
Аннотация. Статья посвящена культурологическому осмыслению начального этапа инкультурации мира детства у тувинцев по трудам Г. Е. Грумм-Гржимайло, Ф. Я. Кона, Е. К. Яковлева и П. П. Маслова, составляющих семитомную антологию «Урянхай. Тыва. дептер» (Тувинские тетради).
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дыртыкоол Майя Оюновна,аспирантка кафедры философии Тувинского государственного университета, старший научный сотрудник отдела истории ГБУ «Национальный музей имени АлданМаадыр Республики Тыва», г. Кызылdyrtykool@yandex.ru

Мир детства у тувинцев:культурологический обзор антологии «Урянхай. Тыва дептер»

(тувинская тетрадь)

Аннотация. Статья посвящена культурологическому осмыслению начального этапа инкультурации мира детства у тувинцев по трудам Г.Е. ГруммГржимайло, Ф.Я. Кона, Е.К. Яковлева и П.П. Маслова, составляющих семитомную антологию «Урянхай. Тыва. дептер» (Тувинские тетради).Ключевые слова: мир детства, ребенок, тувинцы, антология «Урянхай. Тыва.детпер», С.К. Шойгу, зарубежные и российские ученыепутешественники.

Введение. Республика Тыва расположена в центральной части Азиатского материка: на севере она граничит с Хакасией и Красноярским краем, на юге и востоке ‬с Монголией и Бурятией, на западе ‬с Горным Алтаем. Тыва ‬это географический центр Азии и поэтому ее называют «сердцем Азии». Республика Тыва самая молодая национальная республика в Российской Федерации, она вошла в ее состав в 1944 г. [3, с.5]Природные условия Тувы различаются в отдельных ее районах: в ее западных, центральныхи южных преобладают горностепные ландшафты, на северо ‬и юговостоке ‬горная тайга. Все это в сочетании с традициями народа предопределяло особенности хозяйства, культуры и быта тувинцев на отдельных территориях. Отметим,что Тыва является одним из древнейших скотоводческих районов мира. [4, с.2]Сегодня изучением Тувы и тувинцев (самоназвание тыва) занимаются как российские, так и зарубежные ученые.[8, с.3] Первые сведения о Туве, причем разнообразные, представлены в отчетах экспедиций, командировоки самостоятельных путешествий, а также в полевых наблюдениях и заметках, составленных известными учеными, путешественниками, общественными деятелями и представителями царской администрацииРоссии, побывавшие на этой древней земле в XIX‬начале ХХ вв. Пословам Героя России, Президента РГОС.К. Шойгу, «Тува‬это удивительный регион, населенный людьми, сумевшими сохранить тысячелетние традиции и самобытную культуру».[4, с.4] Не случайно Республика Тыва была интересна в плане исследования по разным направлениям. Тувинская земля долгое время оставалась «terraincognito» как для естественных и гуманитарных наук, так и в плане освоениягеографического пространства.[1, с.269]История формирования и развития тувинского народа так же многогранна и богата, как и любого другого этноса. Предки, издревле населявшие благодатные предгорья СаяноАлтая, оставили зримые следы на этой огромной территории. Это и «открытые книги» на скалах ‬петроглифы и писаницы, и оленные камни и каменные изваяния, и остатки древних городищ иирригационных систем, большие и малые курганы ‬места захоронений «царей», вождей и дружин саяноалтайских племен. [11, с.10]Наш земляк С.К. Шойгу известен в России своими идеями и проектами в исследовании древней истории Тувы. И это не случайно. Вот он как пишет о себе: «В 19671971 годах мне, как и многим моим сверстникам, довелось работать в СаяноТувинской экспедиции Академии наук СССР (СТЭАН). Это было первое прикосновение к загадочному далекому прошлому нашейземли. Именно тогда мыначалиприобщаться к истории предков, живших многие сотни и тысячи лет до нас. Кто они ‬скифы, хунны, тюрки, уйгуры, кыргызы, древние монгунтайгинцы?…»[там же]В это время С.К. Шойгу и другим школьникам, помогавшимв работе экспедиции, посчастливилось познакомиться с известными учеными ‬археологами, антропологами,общение с которымиоставилонеизгладимоевпечатлениев подростковыхдушах. Особые воспоминания у С.К. Шойгу оставилначальник экспедиции А.Д.Грач ‬человек неординарный, яркий и невероятно преданный своему делу и Туве. По воспоминаниям С.К. Шойгу:«…именно он, ученый из далекого Ленинграда, не только преподавал нам уроки археологии, полевой жизни, но и, самое главное, возбудил в нас интерес к прошлому нашего народа, часто скрытому от нас глубинными слоями земли» [там же]. Интерес к истории своей малой родины остался у С.К. Шойгунавсю жизнь, об этом свидетельствует егокропотливаяработапо составлению ценного источника‬многотомной антологии «Урянхай. Тыва дептер» (тувинскиететради), вышедшей в светв 2007 г. Отметим, что целью данной работыбылособрать «под одним переплетом» наиболее важные и интересные научные труды, просветительские и публицистические работы российских и зарубежных ученых, писателей, журналистов, посвященные истории и археологии Тувы, этнографии (культуре, быту, традициям) и этногенезу (этапамвозникновения и развития) тувинского народа.Надо заметить, что книги, рукописи, статьи многих авторов (А.И. Лызлова, Г.Е. ГруммГржимайло, СымаЦяня, В.А. Панова, Н.Я. Бичурина, РашидадДина, Ф.Я. Кона, Д. Каррутерса, А.В. Адрианова, В.М. Родевичаи др.), вошедшие в антологию, хранятся только в крупных библиотеках и музеях РоссиииТувы,в частности, в единичных экземплярах[6, с.8].Наблюдения путешественников и впечатления от увиденного далеко не однозначны, одни искренне хотели понять тувинцев, то есть урянхайцев (или сойотов,или саянцев), как принятобыло называть тувинскийнарод на рубеже XIXХХ вв.Другие откровенно не принимали и осуждали их быт и нравы, часто были необъективны[10, с. 3]. В этом уникальностьантологии ‬в ней присутствуют материалы, поданные с самых разных точек зренияразличные мнения и высказывания обувиденномв далеком крае.

В очерках, докладах и отчетах путешественниковисследователей мир детства у тувинцев не был предметом специального изучения, однако,даже совсем скудные свидетельства очевидцев представляют большой научный интерес, так как являются источником информации[там же] начального этапа процесса инкультурации,через который происходит обучение ребенка, прежде всего, обычаям и нормам поведения в традиционном обществе. Во второй том«Урянхай. Тыва дептер» включены перваяи третьяглавыиз Iвыпуска IIIтома фундаментального труда географапутешественника Г.Е. ГруммГржимайло «Западная Монголия и Урянхайский край», который в полном виде составляетчетырехтомник.Этот трудвпервыебылопубликован в 1926 г. Г.Е. ГруммГржимайло был разносторонним специалистом, разбирающемсявботанике, зоологии, геологии, социологии, этнографии. Кроме того, он был почетным членом Государственного Русского и Королевского Нидерландского географических обществ.Так, всвоем труде автор писал,что роды у сойоток чащевсего были трудными,гдетребовалось практическаяпомощьдругой женщины (повитухи) или даже мужчины. Роженица находилась в вертикальном положении,при этомеедержали под мышки. В случаепатологических,т.е. затянувшихся по времениродов, когдасуществовала реальная угроза здоровью и жизни материи плода,и опытность профессиональных сойотских повитух оказывалось недостаточной,сойотам приходилось проситьпомощи у Неба, обращаясь к нему с молитвамичерез посредстволамили шаманов. Благополучное рождениеребенка ‬обязательный повод для созыва родственников и знакомых на «той»[дой] ‬празднество, в котором участвуют только женщины, из мужчин же ‬ближайшие родственники, и которое сводится главным образом к изобильной трапезе.Самый многолюдный «той»,к которому молодая чета исподволь и долго готовилась,былв честь первенца, появление же на свет последующих детей праздновалосьменее людно[8, с.597599].

В то время существовавшая проблема бездетности часто решалась путем усыновления. Г.Е. ГруммГржимайло писал, что тувинцы прибегали к этому «… как к средству спасти подрастающее поколение от смерти, например, в том случае, если в какойлибо семье дети не выживали» [2, с.597599].Бездетность воспринималась тувинцами как угроза продолжению рода. Чтобы избежать ее,прибегали к различным магическим обрядам. Об этом говорится в работеисследователя Центральной Азии и Сибири Г.Н. Потанина «Очерки СевероЗападной Монголии», которая также включена во второй томантологии.Он писал, «если в семье умирали дети или не рождались, то для такой семьи делали онгонЕмегельджин или Емеген»[9, с.469].ОнгонамиГ.Н.Потанин называл все семейныеобереги. Онписал, «домашних фетишей, которые встречаются только на крайнем севере Монголии ‬у Алтайцев, Урянхайцев (Тува), Дархатов и Бурят, я называю в своей книге монгольским именем онгон, хотя ни Алтайцы, ни Урянхайцы этого имени не употребляют. Я потому прибег к помощи монгольского языка, что у Тюрских племен нет общего имени для фетишей, тогда как монголы называют всех урянхайских фетишей без различия имени онгон».[там же, с.467468].

Далее автор упоминает тувинское названиесемейных оберегов «ерень [ээрен]»[там же, с.468].В книгепредставленоподробноеописаниеемегельджина. Емегельджин состоял из четырехугольного лоскутка,на котором были пришиты куколки наподобие человечков, имеющие глазки и носик в виде трех бисерин.Уних на голове имелись меховые шапочки.Сам же оберег,которого обязательно задабривали едой, подвешивался на видном месте к решетке юрты наженской стороне[там же, с.469470].Это все делалось для того, чтобы ээрен помог бездетной семье обзавестись здоровым ребенком, которыйв дальнейшем и оберегался этим ээреном.В четвертом томе «Урянхай. Тыва дептер» представлена знаменитая работа этнографа,публициста, революционера Ф.Я. Кона «Экспедиция в Сойотию». По его данным,как только ребенок рождался, пуповина перевязываласьжилами в двух местах: на расстоянии сустава пальца от животика ребенка и надлину пальца от места первой перевязки, иперерезаласьножницами или ножом. Употребляемые для этого ножницы и нож считалисьнечистыми до очищения,‬а это происходилопо истечении трех дней, ‬ине моглибыть в употреблении. Это очищение происходилоодновременно с «очищением» и роженицы, иребенка. Новорожденного обмываликитайским чаем с растворенной в нем каменной солью. До отпадения пуповины ребенка пеленалии укладывалиобязательно со скрюченными ножками [5, с.438439].

В пятом томе «Урянхай. Тыва Дептер» имеются извлеченияизосновного трудачлена Красноярского подотдела ВосточноСибирского отдела Императорского Русского географического общества Е.К. Яковлева «Этнографический обзор инородческого населения Южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея». Впервые данный труд был опубликован в 1900 г. в Минусинске. В монографии представлен системный обзор традиционной культуры тувинцев, гдеавтор немного упоминает один из важнейших событий, происходящих в семейной жизнитувинцев.«Рождение ребенка ‬большой праздник; самый последний бедняк гордится, если у него полна юрта ребят»[12,с.237].Предшествующие роды у женщин чаще всего бываютзатруднительными и затягивалисьдо трех суток. При рождении мальчика пуповина обрезаласьножом, девочки ‬ножницами. Послед,в свою очередь,прятался в землевозле юрты. Новорожденногообмывали теплой водой с солью,после чего укладывали в люльку, положив емув рот кусочек сала. Последнеедействобылосвоего рода символом благосостояния и земного счастья, которое желалось ребенку. Обязательным семейным праздником считался дой, проводившийся в честь благополучного рождения ребенка, где основными участниками были женщины. Женщина кормила ребенка грудью,иногда до 5ти летнего возраста. К детям родители относились с любовью, идаже баловалиих. Несмотря на половое различие, трудовое воспитание у мальчикови девочек начиналось в раннем возрастеодновременно. Вначале их учили пасти скот и выполнять несложные поручения взрослых по хозяйству.Далее, со взрослением детей,идет разделение в гендерном аспекте. Теперь, в обязанности девочки входилошить, кроить одежду и обувь, а также выделывать шкуры и готовить еду. Мальчик, начиная с 12летнего возраста,становился помощником длямужчин[Там же].Один из крупнейших ученыхстатистов, доктор экономических наук П.П. Маслов в очерке «Конец Урянхая», изданномв 1933 г. отмечает, что«сразу после появления на свет,ребенок кладется в особую люлькусанки и плотно привязывается к ней ремнями. В таком положении … он остается без движения долгоевремя»[7, с. 666].Здесь надо учитывать образ жизни, который вели в то время тувинцыномады, и которому соответствовалипредметы быта, утварь. Ребенок,находящийся в колыбели,обязательно был привязан ремнямиво избежаниевыпадения оттуда и получения травм. Под ребенка в люлькуподкладывалислой овечьего пометас цельювпитыванияв негоэкскрементовребенка.В юртах, куда заходил Павел Маслов,были маленькие дети. Он пишет: «Мы уезжаем к юрте Шокара… Он богач. У него большие табуны, всего до полутораста лошадей и столько же крупного рогатого скота. У Шокара тоже грудной ребенок. У него сейчас во рту соска ‬кусок сырой бараньей кожи, сшитой мешочком, в который и наливается козье молоко»[12, с. 653].Кроме того, статист отмечалособенно нежное отношениеродителей к детям. Очерк «Конец Урянхая» включенв пятый том антологии.

Таким образом, проведя культурологический обзор антологии «Урянхай. Тыва дептер» мы можем сделатьследующий вывод:вработах ученыхпутешественников упоминается самое первоеиважноесобытие в жизнилюбой семьи‬это родины, которые проходили,по их мнению,крайне затруднительно. Ксожалению,авторы не дают разъяснений, а только описывают увиденное событие. Е.К. Яковлев пишет, «я затрудняюсь дать объяснение этому факту,замечу лишь, что у прочих известных мне азиатских народностей, будь то: оседлые или кочевые, живущие в условияхнисколько не лучших,чем сойоты, роды проходили намного легче» [12,с.87].

Надо отметить, что родыирождение ребенка занимаютособое место в мировоззрении номадов. Вопервых, роды, как всякий переломный момент в жизничеловека, ведутк перемене его статуса в традиционном обществе,неизбежно становятся предметом интенсивной рефлексии,как отдельного человека, так и всего коллективав целом. Вовторых, процесс беременности и родов связан с особым пограничным состоянием, представление о котором в мифологической картине мира всегда подразумевает усиление опасностидля человека и особеннойего уязвимости в это время.Здесь особое значение играют семейныеобереги.В упомянутых трудах отмечено, что по мере взросления у тувинских детей происходитгендерная социализация трудовой деятельности. Отметим, что начальный аспект инкультурации мира детства у тувинцев авторы связывали,прежде всего, с особенностями семейных нравовв традиционном обществе, которыедля них оставалисьзагадочным миром.

Ссылки на источники1.Антолиновская В.М. Ступина Т.В. Культурологический обзор взаимодействия коренного населения и переселенцев в Сибири в XVIIIвеке (на материалах трудов П.С. Палласа) //В мире научный открытий. № 5.1. (53). Красноярск, 2014. С. 268275.2.ГруммГржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т.3.Выпуск I// Урянхай. Тыва дептер: антология научной мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае ‬ТаннуТуве, урянхайцах ‬тувинцах, о древностях Тувы: в 7 т. Т.2: Племена СаяноАлтая. Урянхайцы (IVв. ‬начало ХХ в.). / Состав. С.К. Шойгу. ‬М.,2007. 662 с.3.Каталог передвижной выставки «Национальные мотивы в искусстве Тувы и Хакасии» Абакан, 2013. 90 с.4.Каталог выставки «Тува ‬в беге времени. ‬М., 2014. 96 с.5.Кон Ф.Я. Экспедиция в Сойотию. // Урянхай. Тыва дептер: антология научной мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае ‬ТаннуТуве, урянхайцах ‬тувинцах, о древностях Тувы: в 7 т. Т. 4: Урянхайский край: перекресток мнений (конец XIX‬начало XX). /Состав. С.К. Шойгу. ‬М., 2007. 736 с.6.Михалков Н. Слово к читателю. //Урянхай. Тыва дептер: антология научной мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае ‬ТаннуТуве, урянхайцах ‬тувинцах, о древностях Тувы: в 7 т. Т. I: Древние племена Тувы и сопредельных территорий Центральной Азии (IIтысячелетие до н.э. ‬конец XIXв.). /Состав. С.К. Шойгу. ‬М., 2007. 592 c.7.Маслов П.П. Конец Урянхая. // Урянхай. Тыва дептер: антология научной мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае ‬ТаннуТуве, урянхайцах ‬тувинцах, о древностях Тувы: в 7 т. Т. 5: Урянхайский край: от Урянхая к ТаннуТуве /Состав. С.К. Шойгу. ‬М., 2007. 736 с. 8.Монгуш М.В. Тува века спустя после Каррутерса и МенхенХельфена. ‬Осака, 2010. 212 с.9.Потанин Г.Н. Очерки Северозападной Монголии. Выпуск II// Урянхай. Тыва дептер:антология научной мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае ‬ТаннуТуве, урянхайцах ‬тувинцах, о древностях Тувы: в 7 т. Т.2: Племена СаяноАлтая. Урянхайцы (IVв. ‬начало ХХ в.). / Состав. С.К. Шойгу. ‬М., 2007. 662 с.10.Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX‬начало ХХ века. /Сост. А.К. Кужугет. ‬Кызыл, 2002. 223 с.11.Шойгу С.К. Предисловие. //Урянхай. Тыва дептер: антология научной мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае ‬ТаннуТуве, урянхайцах ‬тувинцах, о древностях Тувы: в 7 т. Т. I: Древние племена Тувы и сопредельных территорий Центральной Азии (IIтысячелетие до н.э. ‬конец XIXв.). /Состав. С.К. Шойгу. ‬М., 2007. 592 с.12.Яковлев Е.К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного населения и объяснительный каталог этнографического отдела музея (извлечения). // Урянхай. Тыва дептер: антология научной мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае ‬ТаннуТуве, урянхайцах ‬тувинцах, о древностях Тувы: в 7 т. Т. 5: Урянхайский край: от Урянхая к ТаннуТуве /Состав. С.К. Шойгу. ‬М., 2007. 736 с.