Инвестиционная привлекательность муниципальных образований

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тойшева О. А. Инвестиционная привлекательность муниципальных образований // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1966–1970. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85394.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросу инвестиционной привлекательности муниципальных образований. Автор в статье рассматривает основные составляющие, которые позволят привлечь в муниципальные образования инвестиционные вложения. Привлечение инвестиций будет способствовать развитию промышленной составляющей, которая позволит создать новые рабочие места и обеспечит повышение уровня конкурентоспособности не только предприятий, но и муниципального образования в целом.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тойшева Ольга Анатольевна,К.э.н., доцент кафедры экономики и управления Сызранского филиала ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г.СызраньTojsheva@yandex.ru

Инвестиционная привлекательность муниципальных образований

Аннотация. Статья посвящена вопросу инвестиционной привлекательности муниципальных образований. Автор в статье рассматривает основные составляющие, которые позволят привлечь в муниципальные образования инвестиционные вложения. Привлечение инвестиций будет способствовать развитию промышленной составляющей, которая позволит создать новыерабочиеместа, и обеспечит повышение уровня конкурентоспособности не только предприятий, но и муниципального образования в целом.Ключевыеслова: инвестиционное развитие, инвестиционная политика инвестиционный климат, инвестиционная активность, муниципальноеобразование.

На современном этапе развития реального сектора российской экономики привлечение инвестиций, является необходимым элементом развития производства, повышенияуровня жизни населения и глубокого преобразования хозяйственной системы страны. Инвестиционный процесс необходимо рассматривать с точки зрения системности, так как он обладает всеми признаками: инвестор, объект инвестиционных вложений,связь между объектом и инвестором,и инвестиционная среда. Основным звеном в данном случае выступает связь между объектом и инвестором, которая объединяет все элементы в единое целое. Рассматривая инвестиционный процесс с точки зрения системного подхода,позволит более полно описать данный процесс.Муниципалитеты стремятсяболее полно использовать свои территории для того, чтобы стать наиболее инвестиционно привлекательными. Следовательно, на сегодняшний момент инвестиционную привлекательность можно считать одним из ключевых моментов развития территорий.Инвестиционная привлекательность,является важным звеном в процессе социальноэкономического развития муниципального образования.Развитие инвестиционной деятельности напрямую определяет экономический рост и занятость населения муниципального образования.К основной проблеме в данном вопросе следует отнести отсутствие эффективной системы управления инвестиционной привлекательностью территорий[1]. При построении результативной инвестиционной системы управления необходимо учитывать основные принципы, такие как:

формирование целенаправленных действий на достижение конкретного результата;

разработка комплексного подхода системы управления;

разработка перспективного и текущего планирования;

разработка контрольных мероприятий и т.п.Наличие эффективной системы управления, является основной составной частью инвестиционного процесса в муниципалитете. Снижение инвестиционной привлекательности в муниципальных образованиях связано со снижением развития промышленных предприятий ис оттоком молодежи[1].

Рассматривая вопрос инвестиционной привлекательности важно помнить, что результативные показатели в данной области могут быть достигнуты при условии квалифицированных кадров. В муниципальных образованиях эта проблема стоит особо остро, так как большинство молодежи уезжает учиться в более крупные города и там в дальнейшем остаются жить и работать. Такая ситуация обязывает административные органы муниципалитетов задуматься о том, как остановить отток молодежи. Одним из способов,является создание новых рабочих мест на градообразующих предприятиях. Постоянное социальноэкономическое развитие муниципалитета влечет за собой улучшения качества жизни местного населения. В данном развитии должно уделятьсявнимание таким составляющим:

повышение уровня оказания услуг населению;

улучшение жилищных условий;

развитие инфраструктуры;

улучшение социального климата и т.п.Такой подход будет положительно сказываться не только на социальном и экономическом развитии муниципалитета, но и будет способствовать снижению уровня оттокамолодежи.В процессе рассмотрения инвестиционной привлекательности особого внимания заслуживает инвестиционная активность муниципального образования.Административные органы муниципального образования должны вести постоянную работу в направлении развития инвестиционной активности, как среди руководящих структур градообразующих предприятий, так и среди руководителей малого и среднего бизнеса. Инвестиционная активность муниципальных образований состоит из ряда показателей (рис. 1), которые напрямую оказывают свое влияние на развитие инвестиционной привлекательности.При рассмотрении инвестиционной привлекательности муниципалитетов особое внимание следует уделять инвестиционной политике.Инвестиционную политику в муниципалитетах следует рассматривать,как целенаправленную и в тоже время научнообоснованную деятельностьместных властей. В ее основе должно лежать привлечение и максимальное использование всех имеющихся на территории инвестиционных ресурсов. Такой подход к формированию инвестиционной политике позволит не только обеспечить рост качества жизни местного населения, но и положительно скажется на социальноэкономическом развитии муниципального образования в целом[1].При развитии инвестиционной деятельности в муниципалитетах важными составляющими являются: инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность. Рассматривая вопрос инвестиционной привлекательности особое внимание необходимо уделяться:

факторам, которые определяютинвестиционный климат (экономические, природные, инфраструктурные, демографические, ресурсные составляющие);

факторам, которые относятся к объектам инвестирования (основные показатели финансового состояния объекта, производственнотехнологическая база объекта, а также развитие инфраструктуры, менеджмента, маркетинга). Основной проблемой в процессе формирования инвестиционной политики малых средних городов региона остается поиск источников финансирования. С теоретической точки зрения можно перечислить большое количество вариантов, которые позволят привлечь капитал на инвестиционные проекты небольших территорий. Но на самом деле не все эти варианты дают положительный результат.



























Рис. 1 Формирование инвестиционной активности муниципального образования

Сегодня муниципалитетам не приходится, надеется на всестороннюю финансовую поддержку инвестиционных проектов со стороны федерального бюджета. При этом бюджетная ситуация самих муниципалитетов тоже остается напряженной. В такой ситуации может помочь опыт регионов, которые активно инвестируют денежные средства в развитие своих территорий.Затрагивая проблему зарубежного иностранного инвестирования, отметим, в региональную экономику приток иностранных инвестиционных вложений очень мал. Такая ситуация обусловлена следующими причинами:

несовершенство экономического законодательства;

уровень налогообложения высокий;

высокий политический риск.Эти и другие причины являются препятствием для иностранных инвесторов.Инвестиционная активность муниципального образованияСистема и распределение инвестиционного капитала в муниципальном образованииОбъединение производственной деятельности в муниципальном образованииАктивизация введения новых производственных мощностей на предприятиях муниципального образованияСистема развития прямых и портфельных инвестиций на предприятиях муниципальногообразованияИнтеграционные факторы реализации инвестиционных проектовРассмотрим основные составляющие процесса формирования инвестиционной привлекательности на примерег. Сызрани, который находится на территорииСамарской области.В муниципальных образованиях области инвестиции могут поступать из таких истоков, как:

поступление инвестиционных вложений, как из частных, так и из общественных источников;

инвестиции муниципальной собственности;

инвестиции немуниципальной собственности.Рассматривая инвестиционную привлекательность муниципального образования (рис. 2), особое внимание следует уделять таким показателям, как:

инвестиционный потенциал муниципального образования;

факторы инвестиционного риска в муниципальном образовании.

























Рис. 2Инвестиционный климат муниципального образованияИнвестиционный потенциал муниципалитета

объем промышленного производства;

уровень развития малого и среднего предпринимательства;

количество убыточных предприятий;

общий объем внутренних инвестиционных ресурсов предприятий;

обеспеченность муниципального образования автодорогами, железнодорожным транспортом;

частные факторы инвестиционного потенциала.Факторы инвестиционного риска в муниципалитете

уровень конфликтности трудовых коллективов предприятий;

уровень преступности в муниципальном образовании;

показатели безработицы;

экологическая ситуация территории;

отношение населения к развитию инвестиционной активности;

муниципальные инвестиционные некоммерческие риски.



Инвестиционная привлекательность муниципального образования

Определение степени реализации инвестиционной привлекательности муниципального образованияИз представленной на рисунке схемы мы может сказать, что инвестиционная привлекательность напрямую зависит от показателей названных выше, так как степень реализации инвестиционной привлекательности муниципального образования складывается из отношения инвестиционной активности муниципалитета к его инвестиционной привлекательности, которая включает инвестиционный потенциал и факторы инвестиционного риска.При этом важно помнить, что на развитие инвестиционной привлекательности в муниципалитетах оказывают свое влияние и такие показатели, как:

создание необходимой нормативной основы;

создание и развитие структурных механизмов способствующих развитию и поддержанию инвестиционной привлекательности территории;

создание благоприятных социальных условий для инвесторов.Администрация муниципального образования делаетвсе необходимое для того чтобы город был инвестиционно привлекательным. Промышленные предприятия города образуют городской промышленный комплекс, что способствует его слаженной работе[1]. В городе создан и работает Координационный совет по стратегическому развитию. Совет включает в себя несколько рабочих групп, среди которых группа по разработке направлений и методов повышения инвестиционной привлекательности и перспектив инновационного и промышленного развития города.В области проводится политика в основе, которой лежит создание благоприятной инвестиционной среды. С этой целью в области принята программа «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности».В основе программы учтены все составляющие, такие как: цель, задачи, основные направления и мерыгосударственной поддержки, которые позволяют решить возникающие проблемы в инвестиционной сфере.В процессе изучения инвестиционной привлекательности городского образования, важно помнить, что на данный процесс развития оказывает влияние, и область где он расположен. Самарская область согласно размерам вложений в основной капитал входит в основную двадцатку субъектов РФ[2].Постоянно проводимые инвестиционные рейтинги привлекательности областей показывают, что Самарская область обладает устойчивым и качественным инвестиционным климатом. Анализируя международные кредитные рентинги, показывают, что область имеет высокие кредитные показатели, что делает ее наиболее инвестиционно привлекательной.На основании проводимых рейтинговых исследований Национальным рейтинговым агентством Самарская область на конец 2013 года входит в группу IC3 (высокая инвестиционная привлекательностьтретий уровень)[4].Можно предположить, что такой результат достигается за счет постоянной работы, которая ведется в направлении благоприятного инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности области.Основой инвестиционной политики в Самарской области являются следующие принципы:

с целью привлечения инвестиций обеспечивается благоприятная информационная и институциональная среды:

с целью более свободного выхода на рынок обеспечивается снижение административных барьеров;

на уровне законодательства осуществляется всесторонняя поддержка предпринимательского сектора;

развитие партнерских отношений между государственным и частным секторами[3].Для предприятий, которые стремятся привлечь инвесторов, выпускается специальная справочная литература.В Самарской области образовано (2008 год) ОАО «Корпорация развития Самарской области». К основным задачам Корпорации относится: прямое участие в реализации инвестиционных проектов, а так же создание общих структур с инвесторами.В заключении отметим, что рассмотренные проблемы и пути их решения позволят повысить инвестиционную привлекательность муниципального образования для инвесторов. Обеспечит стабильность не только экономического,но и социального развития, что в свою очередь приведет к повышениюуровня жизни жителей муниципального образования.

Ссылки на источники1. Гороховицкая Т.Н., Тойшева О.А. Регулирование предпринимательской деятельности в муниципальных образованиях. Экономика и предпринимательство. 2014. № 6. С. 856858.2. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области –[электронный ресурс] http://www.economy.samregion.ru/activity/investicii/invest_politic/faktori_inv_p/investitsionnayaprivlekatelnost/(дата обращения 15.04.2015 г.)3. Постановление Правительства Самарской области от 14.11.2013 № 622 (ред. от 17.06.2014) "Об утверждении государственной программы Самарской области «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области» на 2014 2018 годы» [электронный ресурс] http://allregionz.ru/index.php?id=337546(дата обращения 15.04.2015 г.)4. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России. Декабрь 2013 г.Национальное рейтинговое агентство –[электронный ресурс] http://www.ranational.ru/(дата обращения 15.04.2015 г.)