Современные направления развития системы управления знаниями предприятия

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тишкина Т. В. Современные направления развития системы управления знаниями предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2196–2200. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85440.htm.
Аннотация. Адаптивность предприятия к изменениям внешней среды является качеством, влияющим на возможности функционирования и процветания предприятия. Формирование и развитие этого качества невозможно без постановки системы управления знаниями. Данная система способна обеспечить создание и эффективное использование корпоративных порталов, экспертных и аналитических систем. Содержание организационных мероприятий должно обеспечить циркуляцию знаний в среде предприятия и способствовать росту компетенций персонала
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тишкина Татьяна Викторовна,к.э.н., доценткафедры экономики и менеджментаЗеленодольский институтмашиностроения и информационных технологий (филиал)КНИТУКАИ им. А.Н.Туполеваг. ЗеленодольскTvt879@mail.ru

Современные направления развития системы управления знаниямипредприятия

Аннотация. Адаптивность предприятия к изменениям внешней среды является качеством, влияющим на возможности функционирования и процветания предприятия. Формирование и развитие этого качестваневозможно без постановки системы управления знаниями. Данная системаспособно обеспечить

созданиеи эффективноеиспользованиекорпоративных порталов, экспертныхи аналитических систем. Содержание организационных мероприятий должно обеспечить циркуляцию знаний в среде предприятияи способствовать росту компетенций персонала.Ключевые слова: адаптивность предприятия, управление знаниями,

система управления знаниями.

Адаптация предприятия к изменениям внешней средыво многом определяет его жизнеспособность и эффективность. Поскольку связь с внешней средой осуществляет, прежде всего, система управления предприятием, то именно ее адаптивность во многом определяет результат деятельности всего предприятия. Важным звеном в обеспечении роста адаптивности предприятия является управление знаниями предприятия.В современных исследованиях данный термин не имеет однозначного толкования. Как правило, исследователи выделяют либо технологический аспект управления знаниями(корпоративные порталы, локальные сети и т.п.), либо, ограничиваются описанием категорий, показывающих большую значимость знаний в широком смыслев функционировании современного предприятия[1, 31].

Для реакции на изменения в окружении предприятия отсутствие возможности быстрого поиска информации и ее обработки для осуществления краткосрочных прогнозов может негативно сказаться на перспективах предприятия На наш взгляд, управление знаниями в российской практике реализовано недостаточно полно, прежде всего, потому, что не обеспечено в полной мере организационноуправленческое развитие предприятий. Это влияет на четкое понимание предмета управления, цели управления. Также не всегда четко понимаются инструменты, которые можно для этого использовать. Закономерным следствием является неполучение ожидаемого эффекта от ITпроектов, проектов, осуществляемых консультантами[2, 68].Управление знаниями позволяет обобщитьопыт предприятия для того, чтобы сформированный стандартизированный вид позволял его использовать в дальнейшем. Принципиальным моментом здесь является то, что накопленный опыт отдельных сотрудников может быть полезен предприятию в целом, будучи отделенным от сотрудника как такового. Несомненно, переход

знаний от сотрудников к организации обеспечивает устойчивость проведения изменений в будущем, создаются предпосылки для дальнейшего качественного преобразования предприятия.

Можно считать обязательным условием для становления процесса управления знаниями это опыт, умение предприятия создавать свой собственный уникальный продукт, услугу, которое выходит за рамки знаний и опыта отдельных сотрудников(руководителя, специалистов).

Важным решением является выбор формы аккумулирования знаний. В практике ведущих предприятий машиностроения наибольшее распространение получили создание и поддержание баз данных о происходящих изменениях, библиотеки аналитических материалов, архив отдела НОТ. Само понятие «знания» следует рассматривать как. закономерности и принципы, позволяющие решать реальные производственные и бизнесзадачи [4, 93]. Степень развития управления знаниямизависит от понимания того, в какой степени зависимость от знаний вызывает желание уменьшить незнание. Понимание того факта, что знания, накопленные в предыдущие периоды могут не обеспечить развитие предприятия как в ближайшей перспективе так и в отдаленном будущем активно побуждает к целевому состояниюпополнениязнаний предприятия. Аналитические инструменты позволяют определить разрыв между текущим и целевым состоянием предприятия, организационнораспорядительные инструменты позволяют выявленный разрыв ликвидировать, а также оперативно реагировать на плохо прогнозируемые факторы.Целью развития управления знаниями можно назвать следующую идею: выявить и обратить на пользу предприятию всю имеющуюся у него информацию, опыт и квалификацию сотрудников, стем чтобы повысить качество обслуживания клиентов и сократить время реакции на меняющиеся рыночные условия.[6, 46].

Особую роль в управлении знаниями предприятия играют корпоративные порталы и экспертные системы. Корпоративные порталы чаще всего используются для систематизации данных с дальнейшей возможностью активного обменав рамках предприятия. Реализация задачи осуществляется с помощью электронных рассылок ( рассылка приказов, распоряжений и др. важных документов), организации сетевых ресурсов, интранет (частный случай общих сетевых ресурсов с усовершенствованием в виде дружественного интерфейса, а также ряда вебинструментов)[7, 188]. Портал предприятия позволяет пользователям рационально и эффективно организовывать текстовую информацию и выполнять поиск такой информации. Функции управления знаниями позволяет пользователям находить текстовую информацию посредством интеллектуального поиска, методов публикации и подписки или простой навигации, рационально управлять, классифицировать и выполнять поиск информации в различных хранилищах документов. Портал, как правило, позволяет воспользоваться системой управления содержанием, которая поддерживает полный жизненный цикл информации: от редактирования и публикации, включая процесс утверждения, управление полномочиями на доступ и навигацию, до администрирования и организации обратной связи пользователя и автора документа[1, 102].

Возможности связать текстовую информацию с различными инструментами бизнес –приложений несомненно повышают потенциал системы управления в части реакции на происходящие изменения. Также существенным последствием является результативное расширение функции управления знаниями за счет выполненияпоиска информации в различных источниках с привлечением экспертов в определенной сфере.

Средства автоматизации, реализованные в портале, автоматизируют процесс сбора и хранения информации и позволяютлогически структурировать ее по тематическим областям. Менеджеры, ответственные за создание бизнес

содержания, могутпубликовать информацию для различных пользователей. Последние, в свою очередь,могут подписаться на автоматическое получение интересующей информации по определенной теме[10, 136]. Применение информационных систем в организации производственных процессов имеет особое значение, если ставится задача обеспечения производственного процесса без отклонений, с постоянным качеством на выходе. Это реализуется в концепции «6 Сигм»и является частью общей концепции развития бережливого производства.Базируется она на работе со статистическими рядами данных, собранных в ходе повторяющихся производственных операций. Количественные методы анализа позволяют выявить отклонения и тем самым дать базу для поиска и устранения причин этих отклонений. Уменьшая вариабельность процесса, возможноуменьшить вариабельность результата и повысить устойчивость производства. Изначально, концепция «6Сигм» декларирует тезис о том, удовлетворяющие клиента процессы производят не более 34 дефектана миллион изделий. Она не исключаетналичие отклонений, что в свою очередь, создает возможность использовать ее как инструмент улучшений[10, с. 3]. Вместо абстрактных понятий тотального управления качеством, максимального удовлетворения нужд клиента или бездефектного производства предлагается механизм, четко определяющий определений конкретных показателей процесса, их измерение и анализ, планирование мер по их улучшению и контроль. Отличительной чертой целевого применения этой концепции является систематическое снижение вариабельности процессов.Условием для применения количественных методов является наличие статистических рядов. В реализации данной концепции они активно применяются на таких этапах как: DefineОпределениетребований к выходу; MeasureИзмерение дефекта процесса и его причин;AnalyzeАнализ результатов деятельности и причин дефектов, ImproveСовершенствование в виде определения оптимального соотношения факторов, ControlКонтроль за улучшением процесса. Такой сбор, систематизацию и хранение в течение длительного периода работы предприятия обеспечивает информационная системаСоздание одного из бизнеспроцессов предприятияуправление знаниями позволит аккумулировать опыт реализации мероприятий по улучшению эффективности предприятия и использовать его в целях

развития предприятияв нестабильный условиях.

Ссылки на источники1.В.Г. Тмирясов, Л.М. Рабинович, Т.В. Тишкина, «Система менеджмента предприятия: оценка эффективности».Казань.:Издво «Познание»,2009.–183с.2.Базаров Р.Т., Лизинг как основная составляющая современной экономики Международная научнопрактическая конференция «Наука и образование в XXIвеке, Издательство ТРОО «БизнесНаукаОбщество», г. Москва, 2013 г, с. 19213.Базаров Р.Т., Роль консалтинговых услуг в современных условиях экономики, Международная заочная научнопрактическая конференция «Современные тенденции в науке и образовании», 2014 год, Саратов, С. 8790.4.Базаров Р.Т.,К вопросу инвестиционной политики некоммерческого сектора Республики Татарстан, Сегодня и завтра российской экономики, г. Москва, С. 9093, 2014 год.5.Синетова Р.Г. Социальная направленность как основа экономического развития// Горизонты экономики, 2014, №4(16) –С.4547.6.Синетова Р.Г. Повышение социальной сознательности бизнесафактор делового успеха//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук., 2014.№9. С. 187189.7.Басырова Э.И., Некоторые аспекты управления промышленным предприятием на основе повышения эффективности использования трудового потенциала «Сегодня и завтра российской экономики», 2009 №298.Басырова Э.И., Оценка и активизация использования трудового потенциала промышленного предприятия, Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. –2014. –№12 (71) ч.1 –С. 111115.9.

Басырова Э.И., Трехуровневая модель системы управления трудовым потенциалом предприятия, Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. –2014. –№ № 12 (71) ч.1. –С. 115118 10.Тишкина Т.В. Совершенствование механизма формирования системы управления предприятием//Электронное научнопрактическое издание «Экономика и социум».вып.№1(10).2014[Электронный ресурс]. –Режим доступа: URL: http:// www.iupr.ru