Благотворительная деятельность Русской православной церкви в отношении несовершеннолетних в XIX – начале XX века (на примере деятельности приюта для девочек священника Георгия Коссова)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Матвеева Е. С. Благотворительная деятельность Русской православной церкви в отношении несовершеннолетних в XIX – начале XX века (на примере деятельности приюта для девочек священника Георгия Коссова) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2261–2265. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85453.htm.
Аннотация. В данной статье на основе анализа законодательных актов, регламентирующих деятельность Церкви, краевых источников периодической печати и документов Государственного архива Орловской области проводится характеристика благотворительной деятельности Русской православной церкви на Орловщине в XIX – начале XX века. Методологической основой исследования послужили важнейшие принципы исторической науки, такие как системность, историзм, междисциплинарность и научная объективность, что позволило автору рассмотреть изучаемые факты и события в динамике и взаимодействии. Анализ основных вопросов проводится в контексте дихотомии Русской православной церкви и Российского государства в целом и на основе развития общей социальной политики в частности. Отдельное внимание в исследовании уделяется роли благотворительной деятельности во время переломных моментов истории, когда обостряются такие социальные проблемы, как сиротство и вдовство. Обозначенный период, XIX – начало XX века, характеризуется стремлением государства контролировать Церковь и её деятельность, в том числе направленную и на благотворительность. На основе анализа конкретных мер выделяются общие тенденции для Орловского края. Определяются направления благотворительной деятельности Церкви. Автором отмечается, что благотворительная деятельность приюта для девочек-сирот Георгия Коссова является определённым образцом содержания, находившим отражение в различных социальных аспектах.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Матвеева Евгения Сергеевна,Кандидат исторических наук, доцент кафедры «Теория и история государства и права».ФГБОУ ВПО Орловскийфилиал Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте РФ, г.Орёл.evgmatveeva@bk.ru

Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви в отношении несовершеннолетних в XIX‬начале XXвека(на примере деятельности приюта для девочек священника Георгия Коссова)

Аннотация.В данной статье на основе анализа законодательных актов, регламентирующих деятельность Церкви, краевых источников периодической печати идокументов Государственного архива Орловской области проводится характеристика благотворительной деятельности Русской Православной Церкви на Орловщинев XIX ‬начале XX века. Методологической основой исследования послужили важнейшие принципы исторической науки, такие как системность, историзм, междисциплинарность и научная объективность, что позволило автору рассмотреть изучаемые факты и события в динамике и взаимодействии. Анализ основных вопросов проводится в контексте дихотомии Русской Православной Церкви и Российского государства в целом и на основе развития общей социальной политики в частности. Отдельное внимание в исследовании уделяется роли благотворительной деятельности во время переломных моментов истории, когда обостряются такие социальные проблемы, как сиротство и вдовство. Обозначенный период, XIX ‬начало XX века, характеризуется стремлением государства контролировать Церковь и её деятельность, в том числе направленную и на благотворительность. На основе анализа конкретных мер выделяются общие тенденции для Орловского края. Определяются направления благотворительной деятельности Церкви. Автором отмечается, что благотворительная деятельность приюта для девочексирот Георгия Коссоваявляется определённым образцом содержания, находившим отражение в различных социальных аспектах.Ключевые слова:Русская Православная Церковь, Российская Империя, несовершеннолетние, благотворительность, социальное обеспечение, приют для девочексирот Георгия Коссова.

Дети всегда представляли собой самую незащищенную часть общества, поэтому потребность в помощи и защите несовершеннолетних зародилась ещё у истоков первобытной культуры и развивалась на всех ступенях цивилизации, она была присуща всем верованиям и религиям, находя своё отражение в господствующих мировоззрениях и идеологиях[30]. Основные черты правового статуса детей и церковной благотворительности в отношении несовершеннолетних были заложены ещё в Древний период Христианской Церкви, представляющий собой неотъемлемую часть всемирной истории. Основываясь на религиознонравственных побуждениях, первые русские князья одну из первичных форм благотворительности ‬институт общественного призрения, возложили под покровительство именно Церкви[17]: «…Церковь в делах благотворительности, по которым она являлась членом гражданского русского общества, руководилась уставами, издававшимися русскими князьями»[13]. Ввиду этого благотворительная деятельность, как формировавшаяся система призрения, всегда занимала одно из центральных мест в официальной доктрине Русской Православной Церкви, закрепляясь в древних церковных правовых актах, таких как «Церковный устав», «Уставы русских православных монастырей» и др.[11]При этом хотелось бы отметить, что пожертвования взимались и возлагались на алтарь храма в момент совершения Таинства Евхаристии, поэтому историческое происхождение церковной благотворительности имеет евхаристические корни[9].Далее в период феодальной раздробленности на Руси и монголотатарского нашествия, Церковь, определяясь идеей социального служения и призвания, выступала единственным «прибежищем» нуждающимся в помощи людей. Церковь и монастыри в контексте общей социальной политикигосударства XIIXIII веков фактически полностью взяли на себя благотворительную функцию. В «Правилах о церковных людях и о десятинах» (XIII век) закреплялся перечень благотворительных дел ‬«…нищих и чад их кормление; сиротам и убогим промышление; вдовам на пособие; девицам на потребы; обидным в заступление; в напастях поможение; пленным в искупление; в голоде прикормление; в худобе умирая ‬покровы и гробы…»[25], поэтому данный род деятельности становился постоянным для духовенства, принимая всё более целенаправленный и организованный характер.В период падения татаромонгольского ига и последующей централизации русского государства был дан новый импульс развитию церковного благотворения, что закреплялось и на законодательном уровне. ЦерковныеСоборыXVII века закреплялирасширениеэтой деятельности, которая к этому времени воспринималасьуже как неотъемлемаяи составнаячастьв деятельностидуховных лиц. Необходимо также уточнить, что никогда в последующие периоды нашей истории, на благотворительные дела не выделялось такой значительной части общих доходов, как в древнейший период княжеской власти[20]. Общественная помощь осуществлялась ради собственного духовного совершенствования и не преследовала особенных целей общественного благоустройства.При Петре I ситуация изменилась. Ликвидация Патриаршества и секуляризация церковной собственности резко сократили уровень благотворительности Церкви, поэтому реализация данного направления перешла в ведение государственной системы общественного призрения. Государственные преобразования Петра Iпослужили основой для зарождения новых явлений общественной жизни, в том числе и системы социального обеспечения и призрениянесовершеннолетних[27]. Государство, реализуя социальную функцию, стало принимать меры по оказанию помощи несовершеннолетним. Детей стали устраивать в новые семьи. С 1725 года, по настоятельному распоряжению Синода, в монастырях на трёх монахов полагалось помещать одного несовершеннолетнего или инвалида. В Уставах большинства женских обителей содержалисьпункты «О призрении несовершеннолетних подкидышей и сирот, инвалидов и больных»[14]. Но системная социальная деятельность, которая проводилась с помощьюцерковных ресурсов, стала блокироваться, а общественная инициатива внутри самой Церкви сокращаться[30]. При этом можно отметить, что лишение действенных церковных механизмов по смягчению сложной социальной обстановки в русском обществе[29], стало одной из причин политических и экономических катаклизмов начала ХХ века.К началу ХIХ века церковная благотворительность развивалась, но её доля в общегосударственных расходах была мала. Во второй половине XIXвека в России, ввиду преобразований Александра II, это направление начало резко развиваться. В XIX веке в России появляется новая форма благотворительности ‬сестринское милосердие. В сознании русского человека с древних времён укреплялись идеи патернализма. Догматы христианского милосердия и благотворительности переходили в идеи социальной справедливости. Именно поэтому социальная политика светских учреждений рассматривалась как продолжение христианских традиций и практики христианской благотворительности.В дальнейший период управление всеми благотворительными учреждениями, в том числе призрения несовершеннолетних, было передано императрице Марии Фёдоровне, которая внесла изменения в организации данного направления, придавая ей несколько светский характер[27]. Именно при помощи императрицы благотворительную деятельность стали воспринимать как высоконравственный поступок, благородство души и обязательное дело для каждого члена общества[28]. Следствием этого было появление сословной благотворительности и увеличение числа разного уровня благотворительных учреждений. Стали создаваться дома призрения для малолетних бедных детей, душевнобольных; наряду с сословными домами призрения организовывались и всесословные. В Орловской губернии действовало несколько учреждений, относившихся к Ведомству императрицы: детский женский приют в городе Орле, Орловский приют для детей низших сословий «Сборня», Трубчевский детский приют и Краснослободский сельский приюти др.[5]В данный временной промежуток происходит своеобразное взаимодействие светской и духовнойвласти по вопросам благотворительности в отношении несовершеннолетних. Многие приюты для детей в России действовали за счёт Церкви и различных банков, а также за прибыль от издания различных газет и т.д. Например, дети убитых и умерших от полученных на службе ран и увечий военнослужащих получали пенсию и вспомоществование от созданного в Александровском комитете попечения раненых инвалидного капитала, а также за счёт издания газеты «Русский инвалид», за счёт бенефисов, маскарадов, концертов и представлений[12]. В Орловской губернии помощь оказывалась различным категориям населения, но всё же особенным и пристальным вниманием государство, Церковь и общественная благотворительность была направлена на несовершеннолетних. Земства стали передавать детей на воспитание имевшимся в губернии благотворительным обществам, с платой за каждого 84 рубля в год (с 11 декабря 1874 г. плата была увеличена до 120 руб. в год). Данная практика содержания детей получила достаточно широкое распространение по России и отвечала интересам всех участвующих сторон. Так по информации на1893 год,повсемприходами монастырямРоссии существовало 480 больниц и 729 богаделен, в которых призревалось около 9700 человек. К 1903 году ситуация улучшилась ‬было уже 18 232 церковноприходских попечения, 231 монастырская и приходская больница на 2796 мест, 997 богаделен, где уже призревалось 14 147 человек[10].Необходимо отметить, что Церковь в отношении несовершеннолетних совершала не только материальную и медицинскую помощь, но на основании мнения Государственного совета «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних, а также законоположений о их наказуемости» от 2 июня 1897 года, принимала на исправление. На основании данного закона,малолетние преступники в возрасте от 10 до 17 лет (ранее от 10 до 14 лет)[19], в случае невозможности поместить их в исправительные приюты и колонии, передавались для исправления на срок, определенный судом, в монастыри их вероисповедания. Многие видные государственные деятели того времени воспринимали данную форму перевоспитания несовершеннолетних, как своеобразное благодеяние, которое может спасти их не только от пагубного влияния преступного мира, но и приобщить к духовным ценностям. По России был составлен список монастырей, которые могли бы взять под контроль детей. На территории Орловской епархии, на основании предписания Епархиального начальства также существовал список монастырей, в которые могли направить малолетних правонарушителей, но широкой практики применения этого предписания не было.Наиболее ярким примером благотворительности духовенства в отношении несовершеннолетних на Орловщине является деятельность одного из почитаемых болховских святых ‬ГеоргияКоссова (04.04.185526.08.1928гг.), уроженца села Андросово Дмитровского уезда Орловской губернии. Получив хорошее образование и отработав 5 лет учителем в земской школе, он принял сан священника (1884г.) с назначением в наиболее беднейший приход Орловской епархии в село СпасЧекряк Болховскогоуезда[18], находившегося в «страшной глуши» в двух верстах от села и семидесяти верстах от железной дороги. На основании исторической топонимики Орловской области, название «СпасЧекряк» является соединением татарского слова в названии реки ‬Чекряк, означавшее «непроходимое урочище», и посвящением к СпасоПреображенской церкви[4]. Если ориентироваться на древнее предание, то становится известно, что первая христианская церковь здесь была построена на языческом капище и со временем ушла под землю. Первоеупоминание о селе СпасЧекряк встречается уже в 1647 году, когда Русь преодолевала разорение от Смуты. В этот период здесь уже была построена СпасоПреображенская церковь. Приход, в который был назначен Георгий Коссов состоял из 14 бедных дворов, ветхой инеотапливаемой церкви[7].Крайнее разорение чекрякских обывателей отразилось и на их духовном «окормлении» ‬частая смена настоятелей; ветхий деревянный храм, находящийся далеко от села, был в запустении и грозил разрушением[22]. Именно с этого начиналась деятельность священника. Службу он вёл с усердием, беседовал с людьми, крестил детей, проводил обряды венчания, о чём свидетельствуют сохранившиеся метрические книги. Слава о ЕгореЧекряковском разнеслась далеко вокруг, и многие толпы прихожан стали собираться на его службы. Он был практичным и деятельным человеком ‬сначала создал небольшой кирпичный завод, на котором стали трудиться его прихожане. Потом выстроил и окормлял шесть школ, в том числе и для подготовки сельских учителей, небольшую больницу, странноприимный дом (гостинницу) для богомольцев, трёхэтажное здание приюта для бесприютсях девочексирот и крестьянских детей, а также величественный каменный храм[24].Сам отец Георгий был из бедной семьи и не обладал большими средствами. Он, так же каки прежние настоятели, был напуган, увидев крайнее запустение села и покосившуюся деревянную церковь. Но прежде чем отказаться и покинуть приход, он направился к оптинскому старцу ‬отцу Амвросию, надеясь получить одобрение на переезд в другое место. Напротив, старец благословил его на дальнейшую деятельность и строительство большого каменного храма[23].Священник жил в большом кирпичном доме, окруженном со всех сторон верандой. Местные крестьяне ввиду своей бедности стали подбрасывать детейсирот на эту веранду, зная, что он их выходит и вырастит. Некоторых детей он записывал на себя, поэтому в Орловском областном архиве, в метрических книгах СпасоПреображенской церкви, есть много записей о девочках с фамилией «Коссова» и отчеством отца Георгия. Именно сэтого периода он начинает готовиться к созданию Приюта.С началом возведения в 1897 году здания школы при приходе СпасЧекряка, кроме благотворительной, начинается и просветительскопедагогическая деятельность священника в отношении несовершеннолетних. Школа была построена на земле пожертвованной самим священником и помещицей Всеволжской, на что было потрачено около 8 тысяч рублей собственных средств.Приют был построен и освящен 27 июня 1903 года отцами Иоанном Феноменовым, Дмитрием Рудневым и Константином Коссовым. Он создавался именно для девочек. Сюда поступали по большей части круглые сироты, девочки из крайне бедных семей, от трёх лет и старше. Священник отмечал, что девочек необходимо воспитывать в религии и доброй нравственности, так как они в дальнейшем могли бы и сами учить грамоте своих детей, содействуя дальнейшему распространению школ и грамотности по России.Трёхэтажный красивый кирпичный дом, построенный столичным зодчим, был рассчитан первоначально на 160 детей а в первый год набралось толькооколо 30. По мнению священника, Приюты и Воспитательные дома, необходимо было устраивать именно в деревнях,«где воздух чище, простору больше, содержание дешевле…» «…устройство таких домов обогатило бы сёла и деревни, давая хороший заработок соседним крестьянам кому работой, кому доставкой провизии и т.д., не говоря уже о нравственном влиянии на них»[26]. По основному замыслу устроителя Приюта, девочкисироты должны жить в нём до своего совершеннолетия, получая образование по программе церковноприходскихшкол, а также обучаясь хозяйству и рукоделию[30].Приют строился и существовал в дальнейшем благодаря доброхотным пожертвованиям приходящих и приезжающих. Приезжающие люди неоднократно отмечали сильную духовную связь, которая устанавливалась между ними исвященником, что и было залогом процветания Приюта. Многие удивлялись силам одного человека, который заботился о стольких сиротах. В разные периоды на содержании отца Георгия было до 200 человек. Первоначально дети были из своего прихода, а со временем отец Георгий стал принимать нуждающихся в помощи со всей Центральной части России. Чаще дети были круглые сироты, но были и те, чьи семьи жили в крайней бедности.Сохранилось в метрических книгах большое количество ссылок на фамилию Коссова. Своих детей,воспитанници прихожан священник наставлял словами: «…деньги опутывают и порабощают людей и делают из них своих жалких и послушных рабов. Они соблазняют и требуют от них жертвы, благополучия в жизни не дают и зла от них много. Не порабощайте ими свою душу. Цена денег помимо их стоимости зависит также от правильной жизни и благополучии души. Знайте, что копейка может быть как рубль, а рубль как копейка…»[3].Со временем у отца Георгия было три имения, доходы с которых шли на благотворительность и развитие образовательного дела в крестьянской среде. Примером данного вида имущества можно считать имение, находившееся при селе Рогозина Болховского уезда приобретённое от умершего коллежского советника Ивана Ивановича Преображенского в декабре 1902 года.По словам епархиального наблюдателя церковноприходских школ М.Космодамианского, участвовавшего в открытии и освящении СпасЧекрякской школы, отмечалось: «Чарующее впечатление произвела на меня эта школа своим устройством, внутренним расположением и обстановкой. Но эта внешняя, чисто материальная сторона школы окончательно стушевывалась и заслонялась перед внутренним её содержанием, перед строем, духом и общим направлением благотворительного и учебновоспитательного дела в ней, обуславливаемых личностью самого священника, хозяина этой школы… Священник Коссов всё же находит и время, и возможность не только посещать свою школу, но и обучать в ней детей грамоте и Закону Божию».По сведениям Епархиального училищного совета, отец Георгий построил несколько школ ‬Сиголаевскую, Шпилевскую, Меркуловскую, в которых он был попечителем и законоучителем. При школе для крестьянских мальчиков со слесарной и столярной мастерскими устроил и интернат на 80 человек, развел сад и основал пасеку[7].С началом работы СпасЧекрякского кирпичного завода началось поэтапное строительство на народные жертвы трехпрестольного храма во имя Преображения Господня. В 1905 году Архиепископ Орловский и Севский Александр, при большом стечении народа совершил его освящение.С помощью обеспеченных и сопереживающих людей священник построил вблизи от церкви трехэтажный кирпичный дом для 150 крестьянских детей. При их активной помощи он устроил плотину и пруд для купания, а на месте осушенного оврага разбили сад.Детей на занятиях старались учить тому, что им пригодится в жизни, поэтому опытные наставники обращали внимание на житейские и профессиональные навыки воспитанниц.Уже при жизни Георгия Коссова кнему ехали со своими бедами люди со всей России. Многие о нём писали.Наиболее тяжелое положение самойЦеркви стало после 1917 года, что подрывало основы церковной благотворительности. Но и в эти годы представители духовенства и верующие люди собирали значительные денежные средства в помощь малоимущим и голодающим, более 140 млн. руб. было собрано на нуждыфронта в годы Великой Отечественной войны, значительные суммы жертвовались (не всегда добровольно, но это не является темой настоящей статьи) в Фонд мира, Детский фонд в послевоенные годы.В ходе компаний по изъятию церковных ценностей в городе Орле и в губернии с 1 мая по 1 июля 1922 года, и в Болховском уезде были произведены насильственные меры по изъятию различных драгоценных элементов в церковном обиходе.А уже в наше время на юбилейном Архиерейском Соборе 2000года подвижник Орловского края ‬протоиерей ГеоргийАлексеевичКоссов был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Онотметился трудами просвещения, милосердия и чудотворения в приходе СпасоПреображенского храма села СпасЧекряк Болховского уезда Орловской губернии, в котором он, сосмирением и усердием, прослужил 43 года[1].В целом вышеизложенное позволяет говорить о том, что Русская Православная Церковь до 1917 года большое внимание уделяла проблемам милосердия и социального служения. В этот период начинает разрабатываться теория милосердия, подкрепляемая благотворительной деятельностью, как отдельных лиц, так и союзов, церкви и государства по призрению бедных, увечных, вдов, сироти других социальных слоёв населения. Самым ярким примером благотворительной деятельности Русской Православной Церкви на Орловщине в отношении несовершеннолетних можно признать деятельности приюта для девочек священника Георгия Коссова. Но это отдельный региональный пример, которых было достаточное количество по России.

Ссылки на источники1.Акафист, житиесвятого священноисповедника протоирея Георгия Коссова. Серия «Святые земли орловской». ‬Орёл: Издатель АлександрВоробьев, 2012. ‬40с.2.Александров Г. Люди Железногорья / Г. Александров. ‬Орёл: Издательство «Труд», 2005. ‬308с.3.Амиргулова В.А. Житие преподобного отца нашего священноисповедника Георгия Коссова из СпасЧекряка Болховского района Орловской Области // Сборник церковного историкоархиологического общества, посвященный 2000летию Христианства. Выпуск 2(5). ‬Орёл, 2001. ‬С. 188228.4.АшихминаЕ.Н. Историческая топонимика Орловской области: Монография / Научн.ред. И.Л.Ашихмин. ‬Орёл: Издатель АлександрВоробьёв, 2014. ‬364с.5.Благотворительные учреждения России. ‬СПб., 1912. ОТ.I‬304с.6.Болхов ‬город церквей. Исторические очерки и святыни / Составители диакон Александр Берташ, Наталия Живолуп, Екатерина Казакова. ‬СПб.: Агат, 2005. ‬352с.7.ВласовВ.А. Духовные пастыри / В.А.Власов. ‬Орёл: Издательский дом «Орловская литература и издательство» («ОРЛИК»). Издатель АлександрВоробьёв, 2005. ‬188

с.8.Высочайше утвержденное мнение Государственного совета "Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних, а также законоположений о их наказуемости" // Полное собрание законов Российской империи. Собр. II. Т. XVII. Ст. 14233. СПб., 1900.9.ГефенидерВ.Э., ИльичевМ.В., МасляевА.И., ОвчинниковА.Б., ОрловМ.Ю., ЦыпинВ., ЧернегаК.А. Русская Православная Церковь и право: Комментарий / Отв. ред. М.В.Ильичев. ‬М.: Издательство БЕК, 1999. ‬464с.10.Греков Б.Д., Бахрушин С.В. и др. Религия и церковь в истории России. Серия: Научноатеистическая библиотека. ‬М.: Мысль, 1975. ‬435с.11.ГущинаН. Благотворительность Русской Православной Церкви / Н.Гущина // Православное информационное агентство Русская Линия, 21.07.2007.12.Доклад митрополита Солнечногорского Сергия, Председателя Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви URL: http://www.ateismy.net/content/spravochnik/aktual/miloserdie13.ДрошневВ.В. Развитие обязательного медицинского страхования в России: история и современность / В.В.Дрошнев // Страховое дело. ‬2004. ‬№1. ‬С. 47‬59.14.ЗолотареваВ.Ю. Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви в конце XIX ‬середине XX вв. (на примере Забайкалья) / В.Ю. Золотарева // Гуманитарный вектор. Серия: История, политология. ‬2013. ‬№ 3(35). ‬С. 83‬89.15.Иванова (Преснова)Л. Всех скорбящих радости. Документальная повесть о протоиерее Георгии Косове / Л.Иванова(Преснова). ‬Орёл: Типография «Труд», 1999. ‬280с.16.Иванова (Преснова)Л. Всех скорбящих радости. Документальная повесть о протоиерее Георгии Косове. 2е издание / Л.Иванова(Преснова). ‬СПб: Агат, 2003. ‬280с.17.Игольникова В.А. Предпосылки формирования социального государства в России / В.А. Игольникова // Государственная власть и местное самоуправление. ‬2012. ‬№ 6. ‬С. 3‬4.18.ЛепилинА.В. ГеоргийКоссов и село СпасЧекряк // Православный Болхов. Серия «Орловщина туристическая» / А.В.Лепилин. ‬Орёл, 2011. ‬15с.19.МатвееваЕ.С. Особенности развития пенитенциарной практики монастырей во второй половине XIX‬начале XXвека (на материалах Орловской епархии) / Е.С.Матвеева // Среднерусский вестник общественных наук. ‬2014. ‬№1. ‬С.212‬219.20.Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России / В.П. Мельников, Е.И. Холостова. ‬М.: Дашков и Кº, 2004. ‬344с.21.МитрохинН. Русская Православная Церковь: современное состояние и актуальные проблемы / Изд. 2е, испр., доп. / Н.Митрохин. ‬М.: Новое литературное обозрение, 2006. ‬656 с.22.НилусС.А. Свет во тьме // Московские Ведомости. ‬1903. ‬№293 от 26 октября.23.Преподобные Старцы Оптинские. Жития и наставления. ‬Оптина Пустынь: СвятоВведенский монастырь, 2010. ‬512с.24.Пришвин М.М. Собрание сочинений. Т.1. Произведения 1906‬1914гг. Новая Земля. СпасЧекряк / М.М. Пришвин. ‬М.: Художественная литература, 1982. ‬815с.25.Русская историческая библiотека, издаваемая Археографическою комиссiею.‬СПб.: Печатня В.И.Головина, 1872‬1927. ‬Т. 36. ‬114с.26.Священник Игорь Чистюхин «…И я не забуду Вас». Приют для девочексирот протоирея Георгия Коссова в селе СпасЧекряк Орловской губернии / И. Чистюхин. ‬Орёл: ОАО «Типогрпафия «Труд», 2007. ‬111с.27.СелютинаЕ.Н. Формирование государственной правовой политики Российской империи по призрению несовершеннолетних в XVIII‬XIXвв. / Е.Н. Селютина // Среднерусский вестник общественных наук. ‬2014. ‬№1. ‬С. 152‬156.28.СелютинаЕ.Н. Создание и деятельность учреждений ведомства императрицы Марии Федоровны по призрению детей в Орловской губернии в XIX‬начале XXвв. / Е.Н.Селютина // Ученые записки Орловского государственного университета. ‬2014. ‬№1. ‬С.331‬335.29.СелютинаЕ.Н., МатвееваЕ.С. Актуальные проблемы формирования и развития российской государственности (обзор материалов научнопрактического «Круглого стола») / Е.Н.Селютина, Е.С.Матвеева // Вестник государственного и муниципального управления. ‬2012. ‬№ 4. ‬С. 188‬195.30.ХомяковаЛ. Предки были щедры. А мы? / Л.Хомякова // Болховские куранты. ‬1999. ‬№30 (9393). ‬14апреля. ‬С.2.