Интеграция маркетинга в многоуровневых системах управления территориально-отраслевым развитием

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лавров А. М., Поликарпова Л. А., Хандрамай А. А. Интеграция маркетинга в многоуровневых системах управления территориально-отраслевым развитием // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2336–2340. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85468.htm.
Аннотация. В статье авторами сделана попытка разработки многоуровневой системы управления территориально-отраслевым развитием в рыночных условиях, построенной на основе широкого использования различных видов маркетинга [1] и их горизонтальной и вертикальной интеграции.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лавров Александр Михайлович,д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Маркетинг», ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Кемеровоlavrov@kemsu.ru

Поликарпова Лада Александровна,к.э.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой «Маркетинг», ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Кемеровоlada_polikarpova@mail.ru

Хандрамай Алла Александровна,к.э.н., доцент кафедры «Экономическая теория, налогообложение, предпринимательство и право», ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Кемеровоkhandalla@yandex.ru

Интеграция маркетинга в многоуровневых системах управления территориальноотраслевым развитием

Аннотация. В статье авторами сделана попытка разработки многоуровневой системы управления территориальноотраслевым развитием в рыночных условиях, построенной на основе широкого использования различных видов маркетинга[1]и их горизонтальной и вертикальной интеграции.Ключевые слова: территориальныеконкурентные позиции, отраслевые конкурентные позиции, интеграция, система управления территориальноотраслевым развитием.

Для эффективного управления территориальноотраслевым развитием в рыночных условиях требуется разработка теоретически обоснованных принципов и положений, использование которых позволит учесть характер взаимосвязи отраслей и территорий в условиях открытой экономики и определить необходимые параметры эффективного взаимодействия различных субъектов управления.Для решения вышеуказанной проблемы предлагается к использованию многоуровневые системы управления территориальноотраслевым развитием, построенные на основе широкого использования различных видов маркетинга и их горизонтальной и вертикальной интеграции. Следует заметить, что в экономической науке до настоящего времени достаточно слабо проработаны формы и методы интеграции маркетинговой деятельности в сложных многоуровневых системах управления развитием отраслей, сфер деятельности и территорий.Выбраны три уровня управления: микро, мезо(с тремя подуровнями: муниципальный, региональный, окружной) и макро. На каждом уровне (подуровне) выделены территориальные и отраслевые аспекты управления. В качестве базовых инструментов предлагается принять следующие виды маркетинга: территориальный маркетинг, отраслевой маркетинг, инвестиционный маркетинг. Для эффективной интеграции маркетинга определены «точки соприкосновения» различных инструментов маркетинга.На каждом уровне (подуровне) управления с использованием методов территориального и отраслевого маркетинга формируются, оцениваются и анализируются территориальные (ТКП) и отраслевые (ОКП) конкурентные позиции соответствующих объектов управления. Так, на микроуровне управления формируются, оцениваются и анализируются ТКП и ОКП отраслевого предприятия. На муниципальном подуровне –ТКП и ОКП муниципального образования. На региональном подуровне –ТКП и ОКП региона и т.д.Горизонтальная интеграция территориального и отраслевого маркетинга на каждом уровне (подуровне) управления позволяет формировать, оценивать и анализировать территориальноотраслевые конкурентные позиции (ТОКП), которые совместно с ТКП и ОКП являются основой для разработки инвестиционных предложений.Для осуществления этих процедур в рамках проведенного исследования предложены соответствующие методики, базирующиеся на проведении первого этапа SWOTанализа (т.е. определения, оценки и анализа соответствующих сильных и слабых сторон).Затем проводится второй этап SWOTанализа для определения основных направлений развития на каждом уровне (подуровне) управления. При этом оценка факторов внешней среды осуществляется с использованием методики PESTанализа. Вмногоуровневой системе управления территориальноотраслевым развитием нами предлагается выделять четыре уровня влияния пространственного окружения: муниципальный, региональный, окружной, национальный.При использовании методики PESTанализа нами также принято, что набор четырех базовых групп факторов (политикоправовые, экономические, социальнокультурные и технологические) различны, но высоко зависимы между собой на каждом уровне влияния. Существенное изменение одного из факторов способно оказать сильное воздействие на развитие объекта управления, как со стороны угрозы и прекращения развития, так и со стороны возможностей для перспективного развития.Выявленныес помощью методики PESTанализа возможности и угрозы могут значительно различаться по уровню и силе воздействия на развитие объекта управления. В этой связи правомерно использование оценки значимости наряду с оценкой вероятности появления тех или иных возможностей и угроз.Качественная и количественная оценка факторов позволяет исключить из дальнейшего рассмотрения малозначимые и маловероятные факторы, как не имеющие никакой практической значимости для выработки направлений развития. Целесообразно классифицировать их в формате двумерной матрицы (рисунки 1, 2). В матрице выделено четыре области, которые характеризуются стандартными рекомендациями, как реакция на возможности и угрозы в зависимости от силы и вероятности их возникновения.

Сила51мониторинг2использование04игнорирование3исследование

01

Вероятность наступления

Рис. 1. Классификация возможностей, определяемых внешней средой





Сила51подготовка2противостояние04отсутствие опасности3мониторинг

01

Вероятностьнаступления

Рис. 2.Классификация угроз, определяемых внешней средой

Креативный подход к оценке PESTфакторов на каждом уровне (подуровне) управления позволяет произвести совокупный анализ выделенных территориальных, отраслевых и территориальноотраслевых конкурентных позиций с наиболее вероятными возможностями и угрозами, сформировать и расставить приоритеты для направлений развития и перспективных инвестиционных предложений.Таким образом, инструменты территориального и отраслевого маркетинга, их горизонтальная интеграция позволяют получить на каждом уровне (подуровне) управления набор (множество) перспективных инвестиционных предложений –сформировать инвестиционные поля (рисунок 3).

Инвестиционное поле на микроуровне

Инвестиционное поле на муниципальном подуровне

Инвестиционное поле на региональном подуровне

Инвестиционное поле на окружном подуровне

Инвестиционное поле на макроуровнеРис.3. Инвестиционные поля многоуровневой системы управления территориальноотраслевым развитием

Следующим принципиальным элементом предлагаемой многоуровневой системы управления территориальноотраслевым развитием является процедура формирования согласованного по уровням (подуровням) управления «коридора» инвестиционного развития, увязки и уточнения параметров инвестиционных предложений. В основе этой процедуры заложены инструменты вертикальной интеграции территориального и отраслевого маркетинга.Инвестиционные предложения, сформированные на каждом уровне (подуровне) управления на основе территориальных (ТКП) конкурентных позиций, отраслевых (ОКП) конкурентных позиций, территориальноотраслевых (ТОКП) конкурентных позиций в сопоставлении с факторами внешней среды на этом этапе согласовываются уже с сформированными инвестиционными предложениями внешних уровней (подуровней) по отношению к данному. Это, по сути, среда спроса для инвестиционных предложений рассматриваемого уровня (подуровня) управления. Запуск процедуры вертикальной интеграции позволяет согласовывать параметры инвестиционных предложений и формировать «коридор» инвестиционного развития путем увязки векторов спроса и предложений.На основании описанных выше механизмов горизонтальной и вертикальной интеграции маркетинга разработана общая модель функционирования многоуровневой системы управления территориальноотраслевым развитием (рисунок 4). На каждом уровне (подуровне) управления модель включает 5 этапов.

Рис. 4.Модель функционирования многоуровневой системы управления территориальноотраслевым развитием

ИнвесторПродукт (ИП)ПродвижениеЦена ИППроцессы4Контроль и анализ выполнения инвестиционных проектов, программ

мониторинг выполнения инвестиционных проектов и программ

разработка корректирующих механизмов5Доработка инвестиционных предложений до проектов, формирование инвестиционных программИнвестиционный маркетинг3Разработка и реализация комплекса маркетинга для поиска (привлечения) потенциальных инвесторов2Определение стратегических направлений, инвестиционного поля и «коридора» инвестиционного развитияВыявление возможностей и угроз внешней среды (на основе PESTанализа)1Анализ и оценка ТКП ОКП и ТОКПТерриториальный маркетингВыделение, оценка и анализ территориальных (ТКП) конкурентных позицийОтраслевой маркетингВыделение, оценка и анализ отраслевых (ОКП) конкурентных позицийсубъектами управленияГоризонтальная интеграция территориальных и отраслевых конкурентных позиций, формирование ТОКП, их оценка и анализ Вертикальная интеграция с внешними уровнями(подуровнями), формирование «коридора»инвестиционного развитияВыделение наиболее актуальных ТКП, ОКП, ТОКП, формирование инвестиционного поля

На первом этапе, на каждом уровне (подуровне) управления, вначале реализуются процессы территориального и отраслевого маркетинга по определению и оценке соответствующих конкурентных позиций. Затем запускается процедура горизонтальной интеграции. Дляэтого этапа характерна следующая последовательность действий и участников:1)проводится комплексный анализ конкурентных позиций объекта управления в территориальном и отраслевом аспектах:1.1)отраслевые (производственные) подразделения субъекта управления выделяют, оценивают и анализируют отраслевые конкурентные позиции объекта управления;1.2)плановоэкономические подразделения субъекта управления выделяют, оценивают и анализируют территориальные конкурентные позиции объекта управления;1.3)проводитсяоценка сильных и слабых территориальных и отраслевых конкурентных позиций (первый этап SWOTанализа);2)формируются ТОКП объекта управления путем интеграции деятельности отраслевых (производственных) и плановоэкономических подразделений. Это возможно в рамках формирования совместных рабочих комиссий, групп и т.д., включающих специалистов отраслевых (производственных) и плановоэкономического подразделений.Следует заметить, что на мезои макроуровнях управления отраслевые конкурентные позиции (ОКП) и территориальноотраслевые конкурентные позиции (ТОКП) формируется для всех отраслей и сфер деятельности.На втором этапевначале проводится PESTанализ факторов внешней среды, выделяются наиболее «весомые» и эффективные для развития территории и отраслей ТКП, ОКП, ТОКП, разрабатываются инвестиционные предложения территориальноотраслевого развития.Сформированные инвестиционные предложения на данном уровне (подуровне) управления согласовываются с инвестиционными предложениями внешних уровней (подуровней) по отношению к рассматриваемому. Процедура вертикальной интеграции позволяет согласовывать параметры инвестиционных предложений и формировать «коридор» инвестиционного территориальноотраслевого развития снизу вверх и сверху вниз.На третьем этапеформируется комплекс инвестиционного маркетинга. Его основная цель –поиск инвесторов.Для инвестиционных предложений разрабатывается комплекс маркетингамикса, подбираются инструменты для его адаптации к потребностям инвестора, оценки стоимости, продвижения и организации процессов взаимодействия (рисунок 5).Следует заключить, что при выполнении всех вышеуказанных мероприятий маркетинговая деятельность субъектов управления направлена на активную работу на рынке инвестиций, на замешивание «смеси» инвестиционного маркетинга для каждой группы и даже отдельного инвестора.На четвертом этапеинвестиционные предложения на основании официальной заявки инвесторов дорабатываются до уровня инвестиционных проектов, заключаются соответствующие договоры с ними. На всех уровнях управления инвестиционные проекты консолидируются в инвестиционные программы соответствующих уровней управления.На пятом этапепредлагаемой модели функционирования системы управления выполняются стандартные процедуры организации мониторинга выполнения инвестиционных проектов и программ, анализ причин отклонений, корректировка программных документов, направленных на координацию взаимодействия всех элементов системы управления и контроль их эффективности. Циклы функционирования повторяются.



















Рис. 5. Схема взаимодействия субъектов управления различных уровней с инвесторами на инвестиционном рынке

Таковы общие подходы к организации управленческой деятельности в многоуровневой системе управления территориальноотраслевым развитием. Намикроуровне управления разрабатываются инвестиционные предложения, проекты и программы, основанные на параметрах ТКП, ОКП и ТОКП предприятий и организаций с использованием инструментов и интеграции территориального, отраслевого и инвестиционного маркетинга. На мезоуровне и макроуровне управления разрабатываются также инвестиционные проекты и программы по формированию устойчивых условий развития соответствующих территорий и отраслей, основанные также на параметрах ТКП, ОКП и ТОКП, инструментов и интеграции территориального, отраслевого и инвестиционного маркетинга. Модель многоуровневого управления территориальноотраслевым развитием выстроена таким образом, что соблюдается принцип согласованности интересов всех субъектов управления.

Ссылки на источники1.Лавров А. М. Использование менеджмента и маркетинга в формировании рыночноориентированной модели управления развитием региона [Текст] / А. М. Лавров, Л. А. Поликарпова // Вестник Кемеровского государственного университета. –Выпуск №3 (51). –2012. –С. 284287.

Комплекс инвестиционного маркетингаИПИПИП

ИнвесторВыбор ИП

Согласование ИП, заключение договораРассмотрение ИП путем организации процессов взаимодействия синвесторамиИнвестиционные предложения (ИП)Субъекты управленияТКП, ОКП, ТОКПТКП, ОКП, ТОКПТКП, ОКП, ТОКПТКП, ОКП, ТОКПТКП, ОКП, ТОКП