Некоторые социальные проблемы обеспечения жилой площадью детей-сирот

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Павлова Г. Г. Некоторые социальные проблемы обеспечения жилой площадью детей-сирот // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2401–2405. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85481.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемные аспекты предоставления жилой площади особой категории граждан детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Данные проблемы связаны с социально-экономическими вопросами, а именно с отсутствием: системы постадаптационного периода детей-сирот; органа, контролирующего реализацию данной системы; фонда специализированных жилищных учреждений/помещений; сроков, в течение, которых дети по наступлению предусмотренных в законе обстоятельств имеют право на получение жилья.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Павлова Галина Геннадьевна,кандидат юридических наук, доцент, ЧелГУ, г.Челябинск galina.pavlova.7878@mail.ru

Некоторые социальные проблемыобеспечения детейсирот жилой площадью

Аннотация.В статье рассматриваются проблемные аспекты предоставления жилой площади особой категории граждан детямсиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Данные проблемы связаны с социальноэкономическими вопросами, а именно с отсутствием: системыпостадаптационного периода детейсирот; органаконтролирующегореализацию данной системы;фондаспециализированных жилищных учреждений/помещений; сроков, в течение, которыхдети по наступлению предусмотренных в законе обстоятельств, имеют право на получение жилья.Ключевые слова: детисироты, без попечения родителей, жилые помещения, дополнительные гарантии, социальная поддержка, специализированное помещение.

Сложно представить, что в современном мире наряду с небывалым развитием интеллектуальных способностей человека, наряду с людьми, которых мы можем по праву назвать личностями, уникальными и исключительными персонами, присутствуют и те, кто не несет ответственность за совершенные им действия. Речь идет о тех, кто способен оставить маленькое беззащитное существо без права расти в любящей и оберегающей его семье.Детисиротыи дети, оставшиеся без попечения родителей–это особая незащищенная категория граждан. В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФЗ№159

детисироты лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;дети, оставшиеся без попечения родителей, лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителяминаказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.[1] Ежегодно число «отказников» среди новорожденных составляет 78 тысяч детей в год, 44,5 тысячи возвращают уже усыновившие их семьи, при этом порядка 85% российских сирот —дети при живых родителях.[2]

Причины тенденции роста числа детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно свести к следующим основным показателям:нестабильное социальноэкономическое положение страны; уменьшение социальной значимости понятия семья; увеличение числа молодых людей ведущих асоциальный образ жизнии т.д. В этой связи проблема социального обеспечения самой обездоленной и нуждающейся категории граждан имеет одно из первостепенных значений.исследования эволюции статуса детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловлена многими фактами. По информации Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, на 1 октября 2013 года количество детейсирот, зарегистрированных в России, превысило 660 тыс. Из них на полном государственном обеспечении находится около 106 тыс. детей, в том числе так называемые социальные сироты. Остальные дети устроены на семейные формы воспитания [3].В Российской Федерации задачей государственного масштаба является создание условий для обеспечения интеллектуального, физического, духовного, социального и нравственного развития на высоком уровне. Для этого формируются и реализуются как на федеральном, так и на уровне субъектов федерации комплекс мероприятий, обеспечивающие гарантии прав на образование (профессиональная подготовка), на медицинское обеспечение, на труд, на социальноэкономическую защиту и гарантию прав на имущество и жилое помещение.Сегодня становится необходимым создание развитой информационнокоммуникативной инфраструктуры социальной сферы. Главенствующее место в этой сфере на современном этапе занимает система социальной защиты, включающая в себя комплекс мер по предотвращению социальной напряженности, социальному развитию граждан и обеспечению наиболее нуждающихся слоев населения в социальной помощи и социальной поддержке. Одной из самых острых иактуальных проблем на сегодняшний день для особой категории граждан детейсиротявляется жилищная проблема, вследствие которой возникает немалое количество трудностей. Несмотря на наличие указанных правовых гарантий, наблюдаются устойчивые негативные тенденции в сфере соблюдения жилищных прав несовершеннолетних. Особую обеспокоенность вызывает значительное число нарушений прав детейсирот. Не случайно, выступая на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ 5 мая 2013 г., Президент РФ В.В. Путин отметил серьезность проблемы обеспечения жилыми помещениями детейсирот.Негативные тенденции в данной сфере во многом являются следствием несовершенства федерального и регионального законодательства. В соответствии с федеральным законом № 159ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детейсирот и детей, оставшихся безпопечения родителей» установлен порядок жилищного обеспечения детейсирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. В 2013 г. этот порядок был изменен и в связи с этим возникает ряд проблем. Если раньше жилые помещения детям –сиротампредоставлялись сразу по договорам социального найма во внеочередном порядке, то сейчас жилые помещения детям должны предоставляться из специализированного жилищного фонда для детейсирот по договорам найма специализированного жилого помещения сроком на 5лет. По истечении данного периода жилое помещение переходит в бессрочное пользование нанимателю на условиях социального найма. Абзац о внеочередном предоставлении жильябылисключен. Для начала обозначим ряд преимуществ, преследуемые законодателем при введении такого рода реформы.

Вопервых, предполагается, что ограниченный срок в 5 лет и отсутствие возможности приватизации или передачи по любым сделкам, исключает риск выселения из жилого помещения по причине мошенничества и других нарушений, тем самым увеличивая шансы на успешную и полноценную интеграцию в общество. Также можем отметить, что это способствует разгрузке задолженности государства в предоставлении социального жилья, так как довольно сложно обеспечить всех нуждающихся.

Вовторых, после 2013 года невозможно предоставить неблагоустроенные или коммунальныеквартиры (как это было в практике ранее)что, безусловно, является очевидным плюсом. Законодатель в Федеральном законеот 29 февраля 2012 года N 15ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей»расширил основания предоставления жилья предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.В силу п.7 ст.8ФЗ«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам, указанным в п.1данной статьи, предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрено в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставленияплощади жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с пунктом 6данной статьи срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1данной статьи, составляет пять лет и такой договор может быть один раз заключен на новый пятилетний срок; по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1данной статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять в отношении данного жилого помещения решение об исключении его из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1данной статьи, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, договор социального найма жилого помещения.[4]Втретьих, отвечает критериям основных задач статьи 5 «Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства» в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 гг.»Несмотря на то, что предусмотрен ряд значительных и эффективных правовых гарантий, однако новый порядок не учел все необходимые моменты для обеспечения защиты прав и интересов детейсирот, детей, оставшихся без попечения родителей в области предоставления вышеупомянутым жилой площади.Один из главных недостатков это отсутствие официально закрепленного срока в течение, которогоорган исполнительной власти субъекта федерации должен предоставить жилое помещение выпускнику детского дома, и как следствие позволяет органам власти злоупотреблять данным упущением, оттягивая срок предоставления жилья. Возникает вопрос: где жить бывшему детдомовцу во время ожидания обещанной жилой площади? Каким образом может успешно проходить социализация и адаптация в условиях нового окружения, где возникают все новые и новые проблемы бытового, социального, экономического и как следствие психологического характера? Кто должен следить и контролировать выходв новую жизнь? Еще одной немаловажной проблемой является отсутствие органа или структуры, которая бы контролировала и направляла таких граждан в русло способствующему развитию и самореализации. Изза того что такая структура не закреплена законодательно на данном начальном этапе может возникнуть множество вопросов, которые станут предметом внимания уголовного, административного и т.д. права, это связь с преступными сообществами, мошенничество, наркомания, алкоголизм, упадок жизненных сил, безработица, регрессия умственных способностей и т.д. Как мы видим, был создан элемент постинтернатного сопровождения детейсирот в виде временного решения жилищного вопроса, но не создана система постинтернатного сопровождения детейсирот.[5]Следующая проблема связана с вопросом: должен ли быть заявительный характер включения в список для получения льготного жилья по наступлению 18 лет. В ФЗ №159 закреплено, что в список включаются лица, достигшие возраста 14 лет, но этот список имеет предварительный характер для выявления нуждаемости жилья, планирования бюджетных средств на строительство и т.п. Льготное жилье предоставляется на основании письменного заявления по окончании нахождения в образовательном или ином учреждении до 23 лет в орган опеки и попечительства и/или в администрацию района. В силу особенностей данной категории граждан (неполная дееспособность, особая жизненная ситуация), а также отсутствия необходимой и доступной информациидовольно сложно сориентироваться самостоятельно, без консультаций и бесед, объясняющие как действовать, куда обращаться, и какие документы при этом нужны.Проблема неактуальности информации обусловлена большим количеством категорий людей нуждающихся в социальной защите. Социальная поддержка детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей одно из главных направлений деятельности Министерства социальных отношений. В Челябинской области по состоянию на 1 января 2013 года проживает 15 612 детей, лишенных родительского попечения, что составляет 2,17 процента от общего количества детей, проживающих в регионе. По состоянию на 1 января 2014 года на учете в органах социальной защиты населения состоит более 215 тысяч семей и более 300 тысяч детей, в том числе около 16 тысяч детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Их количество возрастает, в связи, с чем и растет количество информации, которую необходимо учитывать для эффективной работы. [6]

По данным заседания коллегии Счетной Палаты, где обсуждались вопросы совершенствования государственной политики в сфере защиты детейсирот, очередь из детейсирот, не обеспеченных жильем к моменту окончания школы, достигла почти 122 тысяч человек, увеличившись с 2013 года на 40%. В почти 61 регионе увеличился долг по предоставлению жилья сиротам. Как мы видим, меры, принимаемые в области совершенствования политики в области решения жилищного вопроса, малоэффективны. [7]Итак, детисироты больше чем ктолибо подвержены негативному влиянию среды нового общества, поэтому именно они нуждаются в поддержке и помощи государства. Ввиду этого необходимо: разработать полноценную систему постадаптационного периода детейсирот; создать и учредить орган ответственный и контролирующий реализацию данной системы; в рамках этой же системы создать фонд специализированных жилищных учреждений/помещений (пусть и не полностью удовлетворяющие требованиям), которые бы обеспечивали детейсирот жильем на период ожидания жилья отвечающим требуемым условиям; обозначить сроки, в течение, которого дети по наступлению предусмотренных в законе обстоятельств, имеют право на получение жилья. Это лишь немногие из мероприятий необходимые для усовершенствования механизма жилищного обеспечения детейсирот.Устранение проблем (упущений) в обеспечении прав на предоставление жилого помещения детямсиротам и создание полноценной системы содействия в реализации их прав значительно бы уменьшило риск антиобщественных действий данной категории лиц, что в свою очередь благотворно повлияло бы на общество в целом.

Ссылки на источники1.Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159ФЗ /Российская газета, N 248, 27.12.1996.(с изм. внесеннымиФедеральным закономот 25.11.2013 N 317ФЗ от 25.11.2013).2.Общероссийский портал Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав [Электронный ресурс]. URL : http://komissy.ru/3.Количество детейсирот, зарегистрированных в России, превысило 660 тысяч: URL: http://www.webecon.ru/ (дата обращения: 19.01.2013).4.Определение Конституционного Суда РФ от 24.09.2013 N 1320О«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Клименкова Ангела Юрьевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 1 статьи 3 и пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 1 и пунктов 1 и 9 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15ФЗ». Документ не был опубликован.5.«Национальная стратегия действий в интересах детей на 20122017 гг.», утверждённая Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 7616.Правовая социальная сеть для юристов [Электронный ресурс]. URL : http://zakon.ru/7.Официальный сайт Счетной Палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.ach.gov.ru/