К вопросу о роли региональной политики в управлении трудовым потенциалом
Выпуск:
ART 85507
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Басырова
Э.
И. К вопросу о роли региональной политики в управлении трудовым потенциалом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
2531–2535. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85507.htm.
Аннотация. В статье раскрывается роль региональной экономической политики в управлении трудовым потенциалом. Эффективное управление подготовкой персонала и его рациональное использование являются одним из главных направлений активизации инновационной деятельности в стране в целом и в каждом регионе.
Ключевые слова:
трудовой потенциал, региональная политика
Текст статьи
Басырова Эльмира Илдаровна,Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента ЗИМИТ (филиал) КНИТУКАИ
К вопросу о роли региональной политики в управления трудовым потенциалом
Аннотация.В статье раскрывается роль региональной экономической политики в управлении трудовым потенциалом.Эффективное управление подготовкой персонала и его рациональное использование являются одним из главных направлений активизации инновационной деятельности в стране в целом и в каждом регионе.Ключевые слова:региональная политика, трудовой потенциал.
Развитиеэкономикифедерального,субфедерального, муниципального уровней преследует, в конечном счете, одну и ту же цель рост уровня жизни населения. Однако единство общей цели развития не должно исключатьитехспецифическихособенностей(федеральных,региональных, муниципальных), которые делают ее присущей только тому или иному уровню государственного устройства и потому модифицируют ее в сугубо специальное явление.Причемэтаспецификацелисоциальноэкономическогоразвития регионовобусловленатойрольюиместом,которыеопределяют функциональныеособенностиэтихтерриториальноадминистративных образований в жизни общества и их собственными интересами. Мезоуровневыйаспект социальной и хозяйственной жизни определяют региональные интересы, которые реализуются в деятельности их носителей –населения,властныхструктур,хозяйственныхиинфраструктурных образованийидругихсубъектов.Воспроизводственныйхарактеристабилизационнаяосноварегиональныхинтересоввполнеестественны,ибо жизнедеятельностьрегионавотличиеотлюбогопредприятияилидругого объектанеограниченавовремени(оннеможетсамораспуститься, ликвидироватьсяит.д.).Азначит,то,чтосоставляетресурсы,условияи предпосылкисуществованиярегиона,должнопостоянновозобновляться.Исходяизэтого,региональныеинтересынауровнесубъектовносителей проявляютсявзаинтересованностивстабильномвоспроизводствеи приумножениисоциального,природноресурсногоиэкологического, демографического, трудового, хозяйственного и других потенциалов региона.
Лишьмалаячастьрегиональныхинтересовавтоматическиреализуема черезобщегосударственнуюсоциальноэкономическуюполитику.Особые региональныеинтересынеобходимопостоянноопределять,отслеживать, учитыватьиоценивать,арезультатыучетаиоценки—использоватьпри определенииконкретныхформинаправленийреализациисоциальноэкономической политики на территории края, района, населенных пунктов.
Важнейшей целью государственной и региональнойполитики управления трудовым потенциалом является обеспечение благополучия населения и оптимальной продуктивной занятости в условиях дальнейшей трансформации экономики. Именно эффективное управление подготовкой персонала и его рациональное использование являются одним из главных направлений активизации инновационной деятельности в стране в целом и в каждом регионе. Поэтому разработка концепции управления трудовым потенциалом на государственном и региональном уровнях является сегодня актуальной проблемой[9, с 187.].Движение России к новому жизнеустройству требует социальной переориентации экономических преобразований на макрои мезоуровнях. Единственно приемлемой нормой оценки развития регионального бытия должна стать ориентация на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения.Трудовой потенциалрегиона представляет собой совокупность демографических и социальноэкономических характеристик, а также профессиональных и физических качеств трудоспособного населения региона в условиях достигнутого уровня развития продуктивных сил, научнотехнического прогресса и системы отношений, связанной с участием человека в процессе создания материальных и духовных благ[10, с 111.].Концепция государственного управления трудовым потенциалом предусматривает осознанное управление развитием человека как гражданина и профессионала, результатом которого должно быть: с одной стороны, создание контингента хорошо подготовленных специалистов в соответствии с требованиями рыночных реформ; с другой –обеспечение продуктивной занятости этого контингента экономически активного населения. Другими словами, государственная стратегия управления трудовым потенциалом состоит в усилении воздействия на структуру и качество подготовки кадрового потенциала путем разработки и реализации комплексных региональных программ экономического развития и развития человеческих ресурсов, создания эффективной системы профессиональной ориентации, совершенствования системы профессиональной подготовки и переподготовки персонала[5, с 3.].Реализация данной стратегии предполагает:
анализ и оценку современного состояния трудового потенциала с точки зрения инновационных возможностей в каждом регионе;
формирование целей и приоритетов управления социальноэкономическим развитием трудового потенциала в каждом регионе:
разработку стратегических направлений и тактических мер по совершенствованию управления трудовым потенциалом в регионах;
разработку организационной модели стратегического управления трудовым потенциалом;
прогноз перспективного развития трудового потенциала в каждом регионе с использованием сценарного подхода [3, с. 93].Региональная концепция управления трудовым потенциалом должна быть частью государственной концепции человеческого развития, целью которой является обеспечение возможностей формирования и реализации трудового и творческого потенциала каждого конкретного человека независимо от происхождения, места проживания, материального состояния.К числу ключевых социальнотрудовых проблем, обусловленных процессами экономическогореформирования на макрои мезоуровнях и влияющих на эффективность экономики региона, относятся:• качество жизни населения региона, т.к. его многоаспектная характеристика часто не соответствует российским, а в ряде случаев и областным параметрам;• система государственных социальных стандартов и финансовых нормативов. Отсутствие их не позволяет установить норму всестороннего развития человека;• уровень социальной инфраструктуры. Необходимо довести уровень жизнеобеспечения до приемлемого, что требует создания условий для инвестирования средств в данную сферу и многократного роста удельной плотности капитальных вложений[8, с 46.];миграционная политикадолжна быть направлена на активизацию трудоустройства высвобождающихся работников в различные сферы деятельности внутри региона, осуществление квотирования рабочих мест на развивающихся предприятиях, расселение трудовых ресурсов с предоставлением более широкого спектра факторов повышения благосостояния и развития личности;политику в сфере образованияследует строить в направлении развития рынка образовательных услуг путем расширения сети образовательных учреждений на территории и интеграции субъектов образования, формирования регионального заказана оказание образовательных услуг, организации непрерывного профессионального образования рабочей силы в регионе;в рамках кадровой политикипредприятий целесообразно трансформировать процессы найма персонала, осуществить пересмотр возможных его источников, сформировать новые требования к оценке работников, организации непрерывного обучения, условиям и процессу адаптации персонала.Решение указанных проблем должно осуществляться в рамках четко определенных параметров стратегического развития экономики региона, что в свою очередь требует уточнения теоретических положений выбора стратегий[1, с 20.].
Повышениесамостоятельностирегионов,развитиебюджетного федерализмаувеличиваютзначимостьрегиональнойполитики.Поскольку эффективность любого управления, в том числе и регионального, определяется системойконкретныхиндикаторов,некоторыми ученымипредлагаетсяпоказатель эффективностисоциальноэкономическойполитики,проводимойнауровне региона. Онвыражаетстепеньсоответствияпродолжительностижизни человекауровнюблагосостоянияиразвитиякаждогочленаобщества, достигнутому региональной экономикой на определенный момент времени [2, с 3.].Как показывают исследования, на региональном уровне, практически, отсутствует четкая система управления трудовым потенциалом, который был бы способен в условиях острой конкуренции получать профессиональные знания высокого уровня с целью дальнейшей их реализации на благо всего общества.[3].Для преодоления всех этих негативных проявлений необходимо создание благоприятной социальноэкономической ситуации в стране с целью сохранения инновационноориентированного трудового потенциала[4]; выработка государственной миграционной политики с целью регулирования миграционных процессов; решение проблемы выхода из демографического кризиса, улучшение качественных параметров населения и состояния человеческого генофонда на основе экономического развития общества и государства; улучшение качественных характеристик трудового потенциала путем уменьшения численности иммигрирующей квалификационной рабочей силы; стабилизация масштабов нелегальной миграции с целью снижения дополнительной нагрузки на бюджет (дотационные услуги, увеличение затрат на содержание милиции и других структур). В условиях ограниченности бюджетных ресурсов, незавершенности структурной трансформации экономики накопленный трудовой потенциал может рассматриваться как ведущий фактор антикризисного регулирования российской экономики. Возвращение на траекторию поступательного развития, повышение индекса развития человеческого потенциала, увеличение доли среднего класса, создание равных возможностей предполагает необходимость повышения производительности труда в основных секторах российской экономики, формирование мотивации к инновационному поведению на основе повышения эффективности функционирования трудового потенциала. Это, в свою очередь, предполагает использование бюджетного механизма для наращивания государственных инвестиций в инфраструктуру, фундаментальную науку и развитие базовых технологий, что обеспечит диверсификацию экономики и рост конкурентоспособности региона.
Ссылки на источники1.Базаров Р.Т., Лизинг как основная составляющая современной экономики Международная научнопрактическая конференция «Наука и образование в XXIвеке, Издательство ТРОО «БизнесНаукаОбщество», г. Москва, 2013 г, с. 19212.Базаров Р.Т., Совершенствование менеджмента качества некоммерческих организаций, Международная научнопрактическая онлайн конференция «Гуманитарные и социальноэкономические исследования: от теории к практике», г.Чебоксары, 2014г.3.Базаров Р.Т., Роль консалтинговых услуг в современных условиях экономики, Международная заочная научнопрактическая конференция «Современные тенденции в науке и образовании», 2014 год, Саратов, С. 8790.4.Базаров Р.Т., К вопросу инвестиционной политики некоммерческого сектора Республики Татарстан, Сегодня и завтра российской экономики, г. Москва, С. 9093, 2014 год.5.Тишкина Т.В. Совершенствование механизма формированиясистемыуправления предприятием//Электронное научнопрактическое издание «Экономика и социум».вып.№1(10).2014 URL: http:// www.iupr.ru6.Басырова Э.И.Методические аспекты оценки эффективности использования трудового потенциала//«Экономический анализ: теория и практика» Издательский дом «Финансы и кредит» Москва, 2014№ 47–2014 С. 347.Ахметова И.А., Надреева Л.Л.Региональные особенности инновационных подходов к профессиональному развитию ИТперсонала//Современные проблемы науки и образования. 2014.№5. С. 362.8.Синетова Р.Г. Социальная направленность как основа экономического развития// Горизонты экономики, 2014, №4(16) –С.4547.9.Синетова Р.Г. Повышение социальной сознательности бизнесафактор делового успеха//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук., 2014.№9. С. 18718910.Тишкина Т.В. Перспективы развития взаимодействия государства с частным сектором // Сборник статейпо материалам международнойнаучнопрактической конференции «Управление инновационным развитием современного общества: тенденции, приоритеты: экономические, социальные, философские, политические, правовые общенаучные закономерности».–Саратов.: изво ЦПМ «Академия Бизнеса», 2014.—С.110114с
К вопросу о роли региональной политики в управления трудовым потенциалом
Аннотация.В статье раскрывается роль региональной экономической политики в управлении трудовым потенциалом.Эффективное управление подготовкой персонала и его рациональное использование являются одним из главных направлений активизации инновационной деятельности в стране в целом и в каждом регионе.Ключевые слова:региональная политика, трудовой потенциал.
Развитиеэкономикифедерального,субфедерального, муниципального уровней преследует, в конечном счете, одну и ту же цель рост уровня жизни населения. Однако единство общей цели развития не должно исключатьитехспецифическихособенностей(федеральных,региональных, муниципальных), которые делают ее присущей только тому или иному уровню государственного устройства и потому модифицируют ее в сугубо специальное явление.Причемэтаспецификацелисоциальноэкономическогоразвития регионовобусловленатойрольюиместом,которыеопределяют функциональныеособенностиэтихтерриториальноадминистративных образований в жизни общества и их собственными интересами. Мезоуровневыйаспект социальной и хозяйственной жизни определяют региональные интересы, которые реализуются в деятельности их носителей –населения,властныхструктур,хозяйственныхиинфраструктурных образованийидругихсубъектов.Воспроизводственныйхарактеристабилизационнаяосноварегиональныхинтересоввполнеестественны,ибо жизнедеятельностьрегионавотличиеотлюбогопредприятияилидругого объектанеограниченавовремени(оннеможетсамораспуститься, ликвидироватьсяит.д.).Азначит,то,чтосоставляетресурсы,условияи предпосылкисуществованиярегиона,должнопостоянновозобновляться.Исходяизэтого,региональныеинтересынауровнесубъектовносителей проявляютсявзаинтересованностивстабильномвоспроизводствеи приумножениисоциального,природноресурсногоиэкологического, демографического, трудового, хозяйственного и других потенциалов региона.
Лишьмалаячастьрегиональныхинтересовавтоматическиреализуема черезобщегосударственнуюсоциальноэкономическуюполитику.Особые региональныеинтересынеобходимопостоянноопределять,отслеживать, учитыватьиоценивать,арезультатыучетаиоценки—использоватьпри определенииконкретныхформинаправленийреализациисоциальноэкономической политики на территории края, района, населенных пунктов.
Важнейшей целью государственной и региональнойполитики управления трудовым потенциалом является обеспечение благополучия населения и оптимальной продуктивной занятости в условиях дальнейшей трансформации экономики. Именно эффективное управление подготовкой персонала и его рациональное использование являются одним из главных направлений активизации инновационной деятельности в стране в целом и в каждом регионе. Поэтому разработка концепции управления трудовым потенциалом на государственном и региональном уровнях является сегодня актуальной проблемой[9, с 187.].Движение России к новому жизнеустройству требует социальной переориентации экономических преобразований на макрои мезоуровнях. Единственно приемлемой нормой оценки развития регионального бытия должна стать ориентация на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения.Трудовой потенциалрегиона представляет собой совокупность демографических и социальноэкономических характеристик, а также профессиональных и физических качеств трудоспособного населения региона в условиях достигнутого уровня развития продуктивных сил, научнотехнического прогресса и системы отношений, связанной с участием человека в процессе создания материальных и духовных благ[10, с 111.].Концепция государственного управления трудовым потенциалом предусматривает осознанное управление развитием человека как гражданина и профессионала, результатом которого должно быть: с одной стороны, создание контингента хорошо подготовленных специалистов в соответствии с требованиями рыночных реформ; с другой –обеспечение продуктивной занятости этого контингента экономически активного населения. Другими словами, государственная стратегия управления трудовым потенциалом состоит в усилении воздействия на структуру и качество подготовки кадрового потенциала путем разработки и реализации комплексных региональных программ экономического развития и развития человеческих ресурсов, создания эффективной системы профессиональной ориентации, совершенствования системы профессиональной подготовки и переподготовки персонала[5, с 3.].Реализация данной стратегии предполагает:
анализ и оценку современного состояния трудового потенциала с точки зрения инновационных возможностей в каждом регионе;
формирование целей и приоритетов управления социальноэкономическим развитием трудового потенциала в каждом регионе:
разработку стратегических направлений и тактических мер по совершенствованию управления трудовым потенциалом в регионах;
разработку организационной модели стратегического управления трудовым потенциалом;
прогноз перспективного развития трудового потенциала в каждом регионе с использованием сценарного подхода [3, с. 93].Региональная концепция управления трудовым потенциалом должна быть частью государственной концепции человеческого развития, целью которой является обеспечение возможностей формирования и реализации трудового и творческого потенциала каждого конкретного человека независимо от происхождения, места проживания, материального состояния.К числу ключевых социальнотрудовых проблем, обусловленных процессами экономическогореформирования на макрои мезоуровнях и влияющих на эффективность экономики региона, относятся:• качество жизни населения региона, т.к. его многоаспектная характеристика часто не соответствует российским, а в ряде случаев и областным параметрам;• система государственных социальных стандартов и финансовых нормативов. Отсутствие их не позволяет установить норму всестороннего развития человека;• уровень социальной инфраструктуры. Необходимо довести уровень жизнеобеспечения до приемлемого, что требует создания условий для инвестирования средств в данную сферу и многократного роста удельной плотности капитальных вложений[8, с 46.];миграционная политикадолжна быть направлена на активизацию трудоустройства высвобождающихся работников в различные сферы деятельности внутри региона, осуществление квотирования рабочих мест на развивающихся предприятиях, расселение трудовых ресурсов с предоставлением более широкого спектра факторов повышения благосостояния и развития личности;политику в сфере образованияследует строить в направлении развития рынка образовательных услуг путем расширения сети образовательных учреждений на территории и интеграции субъектов образования, формирования регионального заказана оказание образовательных услуг, организации непрерывного профессионального образования рабочей силы в регионе;в рамках кадровой политикипредприятий целесообразно трансформировать процессы найма персонала, осуществить пересмотр возможных его источников, сформировать новые требования к оценке работников, организации непрерывного обучения, условиям и процессу адаптации персонала.Решение указанных проблем должно осуществляться в рамках четко определенных параметров стратегического развития экономики региона, что в свою очередь требует уточнения теоретических положений выбора стратегий[1, с 20.].
Повышениесамостоятельностирегионов,развитиебюджетного федерализмаувеличиваютзначимостьрегиональнойполитики.Поскольку эффективность любого управления, в том числе и регионального, определяется системойконкретныхиндикаторов,некоторыми ученымипредлагаетсяпоказатель эффективностисоциальноэкономическойполитики,проводимойнауровне региона. Онвыражаетстепеньсоответствияпродолжительностижизни человекауровнюблагосостоянияиразвитиякаждогочленаобщества, достигнутому региональной экономикой на определенный момент времени [2, с 3.].Как показывают исследования, на региональном уровне, практически, отсутствует четкая система управления трудовым потенциалом, который был бы способен в условиях острой конкуренции получать профессиональные знания высокого уровня с целью дальнейшей их реализации на благо всего общества.[3].Для преодоления всех этих негативных проявлений необходимо создание благоприятной социальноэкономической ситуации в стране с целью сохранения инновационноориентированного трудового потенциала[4]; выработка государственной миграционной политики с целью регулирования миграционных процессов; решение проблемы выхода из демографического кризиса, улучшение качественных параметров населения и состояния человеческого генофонда на основе экономического развития общества и государства; улучшение качественных характеристик трудового потенциала путем уменьшения численности иммигрирующей квалификационной рабочей силы; стабилизация масштабов нелегальной миграции с целью снижения дополнительной нагрузки на бюджет (дотационные услуги, увеличение затрат на содержание милиции и других структур). В условиях ограниченности бюджетных ресурсов, незавершенности структурной трансформации экономики накопленный трудовой потенциал может рассматриваться как ведущий фактор антикризисного регулирования российской экономики. Возвращение на траекторию поступательного развития, повышение индекса развития человеческого потенциала, увеличение доли среднего класса, создание равных возможностей предполагает необходимость повышения производительности труда в основных секторах российской экономики, формирование мотивации к инновационному поведению на основе повышения эффективности функционирования трудового потенциала. Это, в свою очередь, предполагает использование бюджетного механизма для наращивания государственных инвестиций в инфраструктуру, фундаментальную науку и развитие базовых технологий, что обеспечит диверсификацию экономики и рост конкурентоспособности региона.
Ссылки на источники1.Базаров Р.Т., Лизинг как основная составляющая современной экономики Международная научнопрактическая конференция «Наука и образование в XXIвеке, Издательство ТРОО «БизнесНаукаОбщество», г. Москва, 2013 г, с. 19212.Базаров Р.Т., Совершенствование менеджмента качества некоммерческих организаций, Международная научнопрактическая онлайн конференция «Гуманитарные и социальноэкономические исследования: от теории к практике», г.Чебоксары, 2014г.3.Базаров Р.Т., Роль консалтинговых услуг в современных условиях экономики, Международная заочная научнопрактическая конференция «Современные тенденции в науке и образовании», 2014 год, Саратов, С. 8790.4.Базаров Р.Т., К вопросу инвестиционной политики некоммерческого сектора Республики Татарстан, Сегодня и завтра российской экономики, г. Москва, С. 9093, 2014 год.5.Тишкина Т.В. Совершенствование механизма формированиясистемыуправления предприятием//Электронное научнопрактическое издание «Экономика и социум».вып.№1(10).2014 URL: http:// www.iupr.ru6.Басырова Э.И.Методические аспекты оценки эффективности использования трудового потенциала//«Экономический анализ: теория и практика» Издательский дом «Финансы и кредит» Москва, 2014№ 47–2014 С. 347.Ахметова И.А., Надреева Л.Л.Региональные особенности инновационных подходов к профессиональному развитию ИТперсонала//Современные проблемы науки и образования. 2014.№5. С. 362.8.Синетова Р.Г. Социальная направленность как основа экономического развития// Горизонты экономики, 2014, №4(16) –С.4547.9.Синетова Р.Г. Повышение социальной сознательности бизнесафактор делового успеха//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук., 2014.№9. С. 18718910.Тишкина Т.В. Перспективы развития взаимодействия государства с частным сектором // Сборник статейпо материалам международнойнаучнопрактической конференции «Управление инновационным развитием современного общества: тенденции, приоритеты: экономические, социальные, философские, политические, правовые общенаучные закономерности».–Саратов.: изво ЦПМ «Академия Бизнеса», 2014.—С.110114с