Тарифы на услуги ЖКХ в 2015 году
Выпуск:
ART 85510
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Грачёва
И.
И. Тарифы на услуги ЖКХ в 2015 году // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
2546–2550. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85510.htm.
Аннотация. Статья посвящена тенденциям регулирования тарифов на рынке жилищно-коммунальных услуг в современных экономических условиях. Автором анализируются принципы индексации платы за услуги в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Текст статьи
Грачева Ирина Ивановна,преподаватель кафедры экономики и менеджмента Филиал ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецкеgrachevaii@mail.ru
Тарифы на услугиЖКХв 2015 году
Аннотация.Статья посвящена тенденциям регулирования тарифовна рынкежилищнокоммунальных услугв современных экономических условиях.Автором анализируютсяпринципыиндексации платы за услуги в жилищнокоммунальном хозяйстве.
Ключевые слова: жилищнокоммунальное хозяйство, тарифы, индексация тарифов, тарифное регулирование.
Реформирование системы ЖКХ в настоящее время в России является приоритетным направлением развития потенциала страны.Одной из причин тормозящих реформирование жилищнокоммунального хозяйства является неэффективная тарифная политика, в связи с чем, большое значение приобретает проблема формирования экономически обоснованных тарифов на жилищнокоммунальные услуги и их регулирование по времени. Поэтому вопрос ценообразования и регулирования тарифов в жилищнокоммунальном хозяйстве РФ имеет исключительно важное значение[1, 2].Тарифы ‒расценки (ЖКУ) устанавливаются исполнительными органами государственной власти, региональными энергетическими комиссиями, местными властями, в соответствии с законодательством РФ [3].С применением тарифов на услуги ЖКХ, утвержденных на 2015 год в соответствующем порядке, рассчитывается стоимость услуг, оказанных предприятиями ЖКХ (жилищнокоммунального хозяйства) населению с целью комфортного проживания граждан в многоквартирных домах и частных жилых домах.К тарифамЖКХ относят следующие виды тарифов:‒ тарифы на воду (горячее и холодное водоснабжение);‒ тарифы на газ (газоснабжение);‒ тарифы на теплоснабжение;‒ тарифы на электроэнергию;‒тариф на содержание жилья, пользование лифтом, вывоз ТБО;‒ благоустройствотерритории и капитальный ремонт[4].На протяжении последних нескольких лет тарифы за коммунальные услуги стремительно росли, в несколько раз опережая темпы роста уровня инфляции в стране.На протяжении последних лет Правительство пытается разработать варианты привязки роста тарифов к официальной инфляции, которая составляют 78% в год, однако, не исключается и рост с опережением инфляции на пару процентных пунктов.В2014 году впервые за 7 лет ситуация несколько изменилась –инфляция обогнала показатели по росту тарифов за ЖКХ. Однако это не улучшило ситуацию, а скорее усугубило и так сложное положение. Резкий рост цен на товары первой необходимости (около 20%) заставил граждан увеличить долю расходов на них, сократив средства, которые планировалось направить на
оплату услуг ЖКХ. Тем не менее, из года в год именно жилищнокоммунальные платежи остаются одной из самых заметных статей расходов населения. По итогам 2012 года на услуги ЖКХ приходилось больше 9% всех трат, в 2013 году –уже 11,5%, в 2014 году –около 17%.Тарифы на жилищнокоммунальные услуги в России в 2014 году повысились на 9,4% после роста на 9,8% в 2013 году. Тарифы на жилищные услуги в России в 2014 году выросли на 19% (в 2013 году рост составлял 5,4%), тарифы на коммунальные услуги повысились на 5,3% (в 2013 году рост составлял
11,2%).В 2014 году наибольший рост среди жилищных услуг наблюдался на «содержание и ремонт жилья (включая взнос на капитальный ремонт) для граждансобственников жилья в результате приватизации –22,4% (в 2013 году–4,9%).Среди коммунальных услуг в 2014 году сильнее всего подорожало горячее водоснабжение –на 6,9% (в 2013 году –на 11,4%), отопление –на 5,9% (11,3%), водоотведение –на 5,2% (8,9%)[5].Однако устойчивый рост тарифов на жилищнокоммунальные услугив течение десятилетия не влечет за собой столь же устойчивого улучшения финансового состояния организаций ЖКХ.На протяжении десятилетий в жилищнокоммунальной сфере преобладали неэкономические подходы и методы хозяйствования, остаточный принципресурсообеспечения и административный механизм регулирования хозяйственной деятельности. Тарифы на продукцию и услуги ЖКХ были экономически необоснованными, эксплуатация и развитие комплекса ЖКХ обеспечивались в основном за счет бюджетных ассигнований, а их размер зависел не от качества и надежности услуг, а от затрат предприятий ЖКХ на их производство. Хозяйственный механизм, действовавший в системе ЖКХ, не стимулировал предприятия этой сферы улучшать результаты своей деятельности.Предприятия ЖКХ часто перекладывают на плательщиков расходы, связанные с необоснованным повышением заработной платы своим работникам, строительством жилья, приобретением транспортных средств и другие затраты, не связанные с оказанием коммунальных услуг. Существующие тарифы также не способствуют повышению эффективности производства, внедрению новых технологий, не ориентированы на снижение себестоимости коммунальных услуг.В настоящее время предпринимаются законодательноорганизационные инициативы как, в общем, по стране, так и в регионах. Происходит совершенствование тарифов на услуги, внедряются различные методы экономического управления (на государственном, муниципальном и предпринимательском уровнях)[6]. В соответствии с действующим российским законодательством за каждым из уровней регулирования закреплены свои полномочия, реализуемые в процессетарифной политики.Ключевой инновацией в сфере регулирования тарифного ценообразования является переход к долгосрочному тарифному регулированию. От регулируемых тарифов будет происходить переход к фиксированным на 3–5 лет. Никто теперь не имеет права в течение периода регулирования пересматривать установленные параметры.Органом государственной власти, определяющим основные тенденции тарифной политики вЖКХиэнергетики вРоссии ипредельные индексы роста тарифов ЖКХ, платы закоммунальные услуги является Федеральная служба потарифам РФ.Предельным сроком дляподачи тарифных заявок на2015 годбыло 1 мая2014г. –организации коммунального комплекса, энергоснабжающие организации подавали свои предложения спакетом обосновывающих рост тарифов на2015 годдокументов.Первый прогноз тарифов на2015 годбылвыпущен ФСТРоссии вформе информационного письма от25 апреля 2014 г. №СЗ4683/5 [7].Письмо ФСТРоссии определяло такие показатели на2015 годкак‒индекс потребительских цен(дляопределения расходов наоплаты труда исоциальные выплаты);
‒ индекс ценпроизводителей промышленной продукции(дляопределения затрат постатьям условнопостоянных расходов, кроме оплаты труда, социальных выплат, амортизации иналога наимущество);
‒ индекс ценнаприродный газ, индекс ценнауголь энергетический;
‒ индекс ценнамазут топочный;
‒ индекс ценнаэлектрическую энергию(регулируемыхтарифов ирыночных цен, длявсех категорий потребителей, исключая население),В мае2014 года прогноз предельных индексов роста тарифов на2015 годбылскорректирован вИнформационном письме ФСТРоссии от27 мая2014г. №СЗ5824/5.Уточнение прогноза предельных индексов роста платы закоммунальные услуги обусловлено опубликованием Минэкономразвития РФсценарных условий Прогноза СЭРРоссии на2015 годиплановый период 20162017 гг. 20 мая2014 года.На рисунке 1 представлена сравнительная характеристика апрельского имайского прогнозов роста тарифов на 2015 год[8].
Рис. 1.Сравнительная характеристика апрельского имайского прогнозов роста тарифов 2015 года
В дополнение кранее направленномуписьмуот25.04.2014 №СЗ4683/5 Федеральная служба потарифам сообщила, что в целях формирования предложений обустановлении предельных уровней тарифов натепловую энергию ипредельных индексов изменения тарифов всфере водоснабжения иводоотведения на2015 годпосубъектам Российской Федерации, атакже факторов, обосновывающих дополнительный рост указанных предельных уровней тарифов ипредельных индексов, ФСТРоссии рекомендует использовать сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации иосновные параметры прогноза социальноэкономического развития Российской Федерации на2015 годиплановый период 2016 и2017 годов, разработанный Минэкономразвития России:Были рекомендованыследующие показатели:‒индекс потребительских цен(дляопределения расходов наоплаты труда исоциальные выплаты)‒105,0%;‒индекс ценпроизводителей промышленной продукции(дляопределения затрат постатьям условнопостоянных расходов, кроме оплаты труда, социальных выплат, амортизации иналога наимущество)‒104,6%;‒индекс ценнаприродный газ‒106,0%(с1 июля 2015 года);‒индекс ценнауголь энергетический‒104,9%;‒индекс ценнамазут топочный‒103,4%;‒индекс ценнаэлектрическую энергию(регулируемыхтарифов ирыночных цен, длявсех категорий потребителей, исключая население)‒108,4%.Кроме того, согласно Прогнозу рост регулируемых тарифов натепловую энергию(производство, передача ираспределение) с1 июля 2015 года вцелом поРоссийской Федерации составит 106,0%[8].В случае изменения параметров прогноза социальноэкономического развития Правительством Российской Федерации расчет предельных уровней тарифов натепловую энергию ипредельных индексов изменения тарифов наводоснабжение иводоотведение может быть скорректирован ФСТРоссии.РаспоряжениемПравительства от 1 ноября 2014 года РФ № 2222 «Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов» были утвержденыиндексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2015 2018 годы[9].Индексация платы за ЖКУ зависит от множества факторов:‒условия развития российской экономики;‒ главные показатели социальноэкономического развития страны, собственно, на 2015 год и прогнозы на плановый период, соответственно ‒2016 и 2017 годов;‒ сведения, которые предоставляют органы власти субъектов Федерации.Новые индексы платы за услуги ЖКХ на 2015 год установлены дифференцированно на два периода:‒ с 1 января по непосредственно 30 июня 2015 года, предусматривается нулевое значение индекса, то есть плата повышаться не будет;‒с 1 июля по соответственно 31 декабря 2015 года. Предусмотрены различные индексы для разных регионов России. Повышать размер платы выше предельных индексов не разрешено.В то же время, согласно одобренным правительством РФ в сентябре решениям, индексация тарифов для населения на электрическую и тепловую энергию должна составить в следующем году с 1 июля 8,5%, а по газу ‒7,5%.Из распоряжения правительства следует, что в 2015 году минимальное значение индексации вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектуРФ составит 7,5% для Северной Осетии, максимальное ‒11% (Якутия и Камчатский край). Для Москвы значение индекса установлено на уровне 10%, для Московской области —8,5%, для СанктПетербурга ‒9,5%[9].Такимобразом,этот документ позволит субъектам федерации принять максимальные индексы изменения оплаты за услуги ЖКХ в своих муниципальных образованиях. Губернаторы будут иметь возможность, если необходимо, устанавливать более высокие цены. Кроме того, это разрешено будет делать и муниципалитетам при представлении обоснования. Отдельным муниципальным образованиям постановление Правительства РФ предусмотрело отклонение от индекса на 2%.Во всех решениях субъектов РФ, касающихся установления предельных индексов, должно быть обязательно представлено обоснование величины принятых индексов.В обоснование должны быть включены:‒ информация о благоустройстве;‒ информация о темпах изменения тарифов;‒ данные о численности населения, которое затронут изменения тарифов.Федеральная служба, которая отвечает за тарификацию, устанавливает границы, удерживающие монополии в рамках платежной способности граждан. В границе этих указателей каждый регион формирует свои тарифы. Их величина не должна быть выше среднероссийского роста. Поэтому в разных регионах будут и разные цены.На повышение цен на услуги ЖКХ в 2015 году повлияют:‒ социальная поддержка малоимущих граждан;‒ состояние экономики каждого отдельно взятого региона (потребительскаякорзинана2015год).Общеизвестно, что увеличение тарифов не должно быть выше официального показателя уровня инфляции за предыдущий год.Таким образом, максимальное ожидаемое увеличение цен на услуги ЖКХ не должно быть более 46% по сравнению с ценами предыдущего года.Принятые решения призваны лимитировать рост платежей населения за жилищнокоммунальные услуги, то есть обеспечить защиту потребителей[10].Вне зависимости от величины изменения платежа за коммунальные услуги, при наличии законодательно установленных оснований, у граждан есть право обратиться в органы социальной защиты по месту жительства за получением адресных социальных субсидий по оплате жилищнокоммунальных услуг.На основе проведенного анализа зарубежного опыта ценообразования в сфере ЖКХ, необходимо сделать вывод, что при использовании любых методов регулирования тарифов должны быть разработаны и установлены обязательные стандарты качества услуг, работ и базовые нормативы расходов ресурсов (основные фонды, трудозатраты, материальные затраты и т.п.), необходимые для обеспечения качественной поставки тепла, электрической энергии, воды, очистки стоков, утилизации (захоронения) ТБО. Только при установлении таких нормативов, возможно разрабатывать техническое задание на разработку производственной программы организации коммунального комплекса, принимать и производить контроль за выполнением такой программы, а также быть уверенным в установлении экономически обоснованных тарифов [11].
Ссылки на источники1. Грачева И.И. Проблемы и перспективы функционирования рынка жилищнокоммунальных услуг в современных экономических условиях // Концепт, №12 (28), 2013. 2. Korolyuk E.V. Use of dialectic method in economic studies//World Applied Sciences Journal. 2014. Т. 30.№6. С. 747750.3. Тарифы ЖКХ. ‒ http://newtariffs.ru/otrasli/zhkkh. 4. Тарифы ЖКХ 2015 ‒ http://www.energoconsultant.ru/sprav/tarfi_gkh_2015.5. Графов А.А. Направления совершенствования жилищнокоммунального хозяйства на основе инноваций. // Экономика и управление: российский научный журнал. ‒ СПб.: 2010.№ 2(52) –С.17190,35 п.л. 6. Королюк Е.В. Интегрированные субъекты рынка как основа эффективного хозяйствования. В сборнике:Актуальные вопросы развития социальноэкономических систем в современном обществе.Материалы V международной научнопрактической конференции. Саратов, 2014. С. 6367.7. Тарифы на ЖКУ в России в 2014 году выросли на 9,4% ‒ http://www.cnis.ru.8. Информационное письмо ФСТ России от 25.04.2014 №СЗ4683/5 (с изм. от 27.05.2014) «По вопросу утверждения предельных уровней тарифов на тепловую энергию и предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2015 год»9. Распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 2014г. №2222р«Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов»10. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2015 г. №216 г. «Об особенностях применения в 2015 году основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации».11. Савотина С.В. Зарубежный опыт преобразований в жилищнокоммунальном хозяйстве и возможности его использования в России. – Томск, Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin), февраль 2012.
Тарифы на услугиЖКХв 2015 году
Аннотация.Статья посвящена тенденциям регулирования тарифовна рынкежилищнокоммунальных услугв современных экономических условиях.Автором анализируютсяпринципыиндексации платы за услуги в жилищнокоммунальном хозяйстве.
Ключевые слова: жилищнокоммунальное хозяйство, тарифы, индексация тарифов, тарифное регулирование.
Реформирование системы ЖКХ в настоящее время в России является приоритетным направлением развития потенциала страны.Одной из причин тормозящих реформирование жилищнокоммунального хозяйства является неэффективная тарифная политика, в связи с чем, большое значение приобретает проблема формирования экономически обоснованных тарифов на жилищнокоммунальные услуги и их регулирование по времени. Поэтому вопрос ценообразования и регулирования тарифов в жилищнокоммунальном хозяйстве РФ имеет исключительно важное значение[1, 2].Тарифы ‒расценки (ЖКУ) устанавливаются исполнительными органами государственной власти, региональными энергетическими комиссиями, местными властями, в соответствии с законодательством РФ [3].С применением тарифов на услуги ЖКХ, утвержденных на 2015 год в соответствующем порядке, рассчитывается стоимость услуг, оказанных предприятиями ЖКХ (жилищнокоммунального хозяйства) населению с целью комфортного проживания граждан в многоквартирных домах и частных жилых домах.К тарифамЖКХ относят следующие виды тарифов:‒ тарифы на воду (горячее и холодное водоснабжение);‒ тарифы на газ (газоснабжение);‒ тарифы на теплоснабжение;‒ тарифы на электроэнергию;‒тариф на содержание жилья, пользование лифтом, вывоз ТБО;‒ благоустройствотерритории и капитальный ремонт[4].На протяжении последних нескольких лет тарифы за коммунальные услуги стремительно росли, в несколько раз опережая темпы роста уровня инфляции в стране.На протяжении последних лет Правительство пытается разработать варианты привязки роста тарифов к официальной инфляции, которая составляют 78% в год, однако, не исключается и рост с опережением инфляции на пару процентных пунктов.В2014 году впервые за 7 лет ситуация несколько изменилась –инфляция обогнала показатели по росту тарифов за ЖКХ. Однако это не улучшило ситуацию, а скорее усугубило и так сложное положение. Резкий рост цен на товары первой необходимости (около 20%) заставил граждан увеличить долю расходов на них, сократив средства, которые планировалось направить на
оплату услуг ЖКХ. Тем не менее, из года в год именно жилищнокоммунальные платежи остаются одной из самых заметных статей расходов населения. По итогам 2012 года на услуги ЖКХ приходилось больше 9% всех трат, в 2013 году –уже 11,5%, в 2014 году –около 17%.Тарифы на жилищнокоммунальные услуги в России в 2014 году повысились на 9,4% после роста на 9,8% в 2013 году. Тарифы на жилищные услуги в России в 2014 году выросли на 19% (в 2013 году рост составлял 5,4%), тарифы на коммунальные услуги повысились на 5,3% (в 2013 году рост составлял
11,2%).В 2014 году наибольший рост среди жилищных услуг наблюдался на «содержание и ремонт жилья (включая взнос на капитальный ремонт) для граждансобственников жилья в результате приватизации –22,4% (в 2013 году–4,9%).Среди коммунальных услуг в 2014 году сильнее всего подорожало горячее водоснабжение –на 6,9% (в 2013 году –на 11,4%), отопление –на 5,9% (11,3%), водоотведение –на 5,2% (8,9%)[5].Однако устойчивый рост тарифов на жилищнокоммунальные услугив течение десятилетия не влечет за собой столь же устойчивого улучшения финансового состояния организаций ЖКХ.На протяжении десятилетий в жилищнокоммунальной сфере преобладали неэкономические подходы и методы хозяйствования, остаточный принципресурсообеспечения и административный механизм регулирования хозяйственной деятельности. Тарифы на продукцию и услуги ЖКХ были экономически необоснованными, эксплуатация и развитие комплекса ЖКХ обеспечивались в основном за счет бюджетных ассигнований, а их размер зависел не от качества и надежности услуг, а от затрат предприятий ЖКХ на их производство. Хозяйственный механизм, действовавший в системе ЖКХ, не стимулировал предприятия этой сферы улучшать результаты своей деятельности.Предприятия ЖКХ часто перекладывают на плательщиков расходы, связанные с необоснованным повышением заработной платы своим работникам, строительством жилья, приобретением транспортных средств и другие затраты, не связанные с оказанием коммунальных услуг. Существующие тарифы также не способствуют повышению эффективности производства, внедрению новых технологий, не ориентированы на снижение себестоимости коммунальных услуг.В настоящее время предпринимаются законодательноорганизационные инициативы как, в общем, по стране, так и в регионах. Происходит совершенствование тарифов на услуги, внедряются различные методы экономического управления (на государственном, муниципальном и предпринимательском уровнях)[6]. В соответствии с действующим российским законодательством за каждым из уровней регулирования закреплены свои полномочия, реализуемые в процессетарифной политики.Ключевой инновацией в сфере регулирования тарифного ценообразования является переход к долгосрочному тарифному регулированию. От регулируемых тарифов будет происходить переход к фиксированным на 3–5 лет. Никто теперь не имеет права в течение периода регулирования пересматривать установленные параметры.Органом государственной власти, определяющим основные тенденции тарифной политики вЖКХиэнергетики вРоссии ипредельные индексы роста тарифов ЖКХ, платы закоммунальные услуги является Федеральная служба потарифам РФ.Предельным сроком дляподачи тарифных заявок на2015 годбыло 1 мая2014г. –организации коммунального комплекса, энергоснабжающие организации подавали свои предложения спакетом обосновывающих рост тарифов на2015 годдокументов.Первый прогноз тарифов на2015 годбылвыпущен ФСТРоссии вформе информационного письма от25 апреля 2014 г. №СЗ4683/5 [7].Письмо ФСТРоссии определяло такие показатели на2015 годкак‒индекс потребительских цен(дляопределения расходов наоплаты труда исоциальные выплаты);
‒ индекс ценпроизводителей промышленной продукции(дляопределения затрат постатьям условнопостоянных расходов, кроме оплаты труда, социальных выплат, амортизации иналога наимущество);
‒ индекс ценнаприродный газ, индекс ценнауголь энергетический;
‒ индекс ценнамазут топочный;
‒ индекс ценнаэлектрическую энергию(регулируемыхтарифов ирыночных цен, длявсех категорий потребителей, исключая население),В мае2014 года прогноз предельных индексов роста тарифов на2015 годбылскорректирован вИнформационном письме ФСТРоссии от27 мая2014г. №СЗ5824/5.Уточнение прогноза предельных индексов роста платы закоммунальные услуги обусловлено опубликованием Минэкономразвития РФсценарных условий Прогноза СЭРРоссии на2015 годиплановый период 20162017 гг. 20 мая2014 года.На рисунке 1 представлена сравнительная характеристика апрельского имайского прогнозов роста тарифов на 2015 год[8].
Рис. 1.Сравнительная характеристика апрельского имайского прогнозов роста тарифов 2015 года
В дополнение кранее направленномуписьмуот25.04.2014 №СЗ4683/5 Федеральная служба потарифам сообщила, что в целях формирования предложений обустановлении предельных уровней тарифов натепловую энергию ипредельных индексов изменения тарифов всфере водоснабжения иводоотведения на2015 годпосубъектам Российской Федерации, атакже факторов, обосновывающих дополнительный рост указанных предельных уровней тарифов ипредельных индексов, ФСТРоссии рекомендует использовать сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации иосновные параметры прогноза социальноэкономического развития Российской Федерации на2015 годиплановый период 2016 и2017 годов, разработанный Минэкономразвития России:Были рекомендованыследующие показатели:‒индекс потребительских цен(дляопределения расходов наоплаты труда исоциальные выплаты)‒105,0%;‒индекс ценпроизводителей промышленной продукции(дляопределения затрат постатьям условнопостоянных расходов, кроме оплаты труда, социальных выплат, амортизации иналога наимущество)‒104,6%;‒индекс ценнаприродный газ‒106,0%(с1 июля 2015 года);‒индекс ценнауголь энергетический‒104,9%;‒индекс ценнамазут топочный‒103,4%;‒индекс ценнаэлектрическую энергию(регулируемыхтарифов ирыночных цен, длявсех категорий потребителей, исключая население)‒108,4%.Кроме того, согласно Прогнозу рост регулируемых тарифов натепловую энергию(производство, передача ираспределение) с1 июля 2015 года вцелом поРоссийской Федерации составит 106,0%[8].В случае изменения параметров прогноза социальноэкономического развития Правительством Российской Федерации расчет предельных уровней тарифов натепловую энергию ипредельных индексов изменения тарифов наводоснабжение иводоотведение может быть скорректирован ФСТРоссии.РаспоряжениемПравительства от 1 ноября 2014 года РФ № 2222 «Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов» были утвержденыиндексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2015 2018 годы[9].Индексация платы за ЖКУ зависит от множества факторов:‒условия развития российской экономики;‒ главные показатели социальноэкономического развития страны, собственно, на 2015 год и прогнозы на плановый период, соответственно ‒2016 и 2017 годов;‒ сведения, которые предоставляют органы власти субъектов Федерации.Новые индексы платы за услуги ЖКХ на 2015 год установлены дифференцированно на два периода:‒ с 1 января по непосредственно 30 июня 2015 года, предусматривается нулевое значение индекса, то есть плата повышаться не будет;‒с 1 июля по соответственно 31 декабря 2015 года. Предусмотрены различные индексы для разных регионов России. Повышать размер платы выше предельных индексов не разрешено.В то же время, согласно одобренным правительством РФ в сентябре решениям, индексация тарифов для населения на электрическую и тепловую энергию должна составить в следующем году с 1 июля 8,5%, а по газу ‒7,5%.Из распоряжения правительства следует, что в 2015 году минимальное значение индексации вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектуРФ составит 7,5% для Северной Осетии, максимальное ‒11% (Якутия и Камчатский край). Для Москвы значение индекса установлено на уровне 10%, для Московской области —8,5%, для СанктПетербурга ‒9,5%[9].Такимобразом,этот документ позволит субъектам федерации принять максимальные индексы изменения оплаты за услуги ЖКХ в своих муниципальных образованиях. Губернаторы будут иметь возможность, если необходимо, устанавливать более высокие цены. Кроме того, это разрешено будет делать и муниципалитетам при представлении обоснования. Отдельным муниципальным образованиям постановление Правительства РФ предусмотрело отклонение от индекса на 2%.Во всех решениях субъектов РФ, касающихся установления предельных индексов, должно быть обязательно представлено обоснование величины принятых индексов.В обоснование должны быть включены:‒ информация о благоустройстве;‒ информация о темпах изменения тарифов;‒ данные о численности населения, которое затронут изменения тарифов.Федеральная служба, которая отвечает за тарификацию, устанавливает границы, удерживающие монополии в рамках платежной способности граждан. В границе этих указателей каждый регион формирует свои тарифы. Их величина не должна быть выше среднероссийского роста. Поэтому в разных регионах будут и разные цены.На повышение цен на услуги ЖКХ в 2015 году повлияют:‒ социальная поддержка малоимущих граждан;‒ состояние экономики каждого отдельно взятого региона (потребительскаякорзинана2015год).Общеизвестно, что увеличение тарифов не должно быть выше официального показателя уровня инфляции за предыдущий год.Таким образом, максимальное ожидаемое увеличение цен на услуги ЖКХ не должно быть более 46% по сравнению с ценами предыдущего года.Принятые решения призваны лимитировать рост платежей населения за жилищнокоммунальные услуги, то есть обеспечить защиту потребителей[10].Вне зависимости от величины изменения платежа за коммунальные услуги, при наличии законодательно установленных оснований, у граждан есть право обратиться в органы социальной защиты по месту жительства за получением адресных социальных субсидий по оплате жилищнокоммунальных услуг.На основе проведенного анализа зарубежного опыта ценообразования в сфере ЖКХ, необходимо сделать вывод, что при использовании любых методов регулирования тарифов должны быть разработаны и установлены обязательные стандарты качества услуг, работ и базовые нормативы расходов ресурсов (основные фонды, трудозатраты, материальные затраты и т.п.), необходимые для обеспечения качественной поставки тепла, электрической энергии, воды, очистки стоков, утилизации (захоронения) ТБО. Только при установлении таких нормативов, возможно разрабатывать техническое задание на разработку производственной программы организации коммунального комплекса, принимать и производить контроль за выполнением такой программы, а также быть уверенным в установлении экономически обоснованных тарифов [11].
Ссылки на источники1. Грачева И.И. Проблемы и перспективы функционирования рынка жилищнокоммунальных услуг в современных экономических условиях // Концепт, №12 (28), 2013. 2. Korolyuk E.V. Use of dialectic method in economic studies//World Applied Sciences Journal. 2014. Т. 30.№6. С. 747750.3. Тарифы ЖКХ. ‒ http://newtariffs.ru/otrasli/zhkkh. 4. Тарифы ЖКХ 2015 ‒ http://www.energoconsultant.ru/sprav/tarfi_gkh_2015.5. Графов А.А. Направления совершенствования жилищнокоммунального хозяйства на основе инноваций. // Экономика и управление: российский научный журнал. ‒ СПб.: 2010.№ 2(52) –С.17190,35 п.л. 6. Королюк Е.В. Интегрированные субъекты рынка как основа эффективного хозяйствования. В сборнике:Актуальные вопросы развития социальноэкономических систем в современном обществе.Материалы V международной научнопрактической конференции. Саратов, 2014. С. 6367.7. Тарифы на ЖКУ в России в 2014 году выросли на 9,4% ‒ http://www.cnis.ru.8. Информационное письмо ФСТ России от 25.04.2014 №СЗ4683/5 (с изм. от 27.05.2014) «По вопросу утверждения предельных уровней тарифов на тепловую энергию и предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2015 год»9. Распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 2014г. №2222р«Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов»10. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2015 г. №216 г. «Об особенностях применения в 2015 году основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации».11. Савотина С.В. Зарубежный опыт преобразований в жилищнокоммунальном хозяйстве и возможности его использования в России. – Томск, Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin), февраль 2012.