Театрализованная игра как средство воспитания дружеских взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ионова Н. В., Трофимова Е. И. Театрализованная игра как средство воспитания дружеских взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2651–2655. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85531.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме воспитания дружеских взаимоотношений дошкольников. Авторы подчеркивают роль театрализованной игры в развитии у детей проявлений заботы, взаимопомощи, симпатии, сочувствия и отзывчивости к сверстникам. В работе формулируются педагогические условия использования театрализованных игр как средства воспитания дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Трофимова Екатерина Ивановна,Студент 4 курса, кафедра дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецasha1974@bk.ru

Ионова Наталья Владимировна,кандидат филологических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецionovanv2k9@mail.ru

Театрализованная игра как средство воспитания дружеских взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте

Аннотация.Статья посвящена проблеме воспитания дружеских взаимоотношений дошкольников. Авторы подчеркивают роль театрализованной игры в развитии у детей проявлений заботы, взаимопомощи, симпатии, сочувствия и отзывчивости к сверстникам. В работе формулируются педагогические условия использования театрализованных игр, как средства воспитания дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.Ключевые слова:Взаимоотношения, дружба, дружеские взаимоотношения, театрализованнаяигра.

Постановка проблемы.Для современной дошкольной педагогики становится актуальным вопрос о поискеэффективных средств формирования дружеских взаимоотношенийдетей, определяющих ихповедение в группесверстников. Дошкольники в детском саду начинаютвпервые выделять среди других детей тех, кто ближе им по поведению, чертам характера, могут мотивировать выбор друга, правда, подобные объяснения еще носят поверхностный характер.На этом этапе формируются первые устойчивые объединения малышей. Они отдают предпочтение в игре определенным детям.

Именно поэтому театрализованная играиграет большую роль в становлении эмоциональной сферыребенка, так как она способствует осознанию его субъектного мира, а также пониманию особенностей других детей.Как показывает практика, в современном детском саду театрализованные игры используются чаще в процессе развития речи и театральноисполнительских способностей ребенка. Такое ограниченноеиспользование театрализованных игр, сводящееся к механическомувоспроизведению того или иного художественного текста, лишает малышавозможности осознать его этическую составляющую.Педагоги детских садов практически не используют театрализованные игры как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра, заботы,справедливости, дружбы. Недостаточно и практического материала, позволяющего на более высоком уровне выстраивать работу с использованием театрализованных игр как средства воспитания дружеских взаимоотношений старших дошкольников.В связи с вышеизложенным возникает противоречие:между потребностью со стороны педагогов в планировании работы с использованием театрализованных игр по воспитанию дружеских взаимоотношений у детей и методической неразработанностью данного аспекта в психологопедагогическойлитературе.Выделенное противоречие позволило нам сформулировать проблему исследования:каковы педагогические условия использования театрализованных игр, как средства воспитания дружеских взаимоотношений детей 67 лет?Анализ исследований и публикаций.Проблема развития социальных взаимоотношений дошкольников исследована авторамив психологической и педагогической литературе:Е.А. Алябьевой[1], Н.В. Бариленко [2], И.О. Карелиной [3], Е.Г. Кононенко [4], Т.И. Петровой [5], Е.О. Смирновой[6], Н.В. Ионовой [7]и др.Для характеристики социальных связей между детьми в литературе используются такие термины как взаимодействие, дружба, дружеские взаимоотношения.И.О. Карелина определяет дружеские взаимоотношения детей как «определенную форму общения, имеющуюморальную направленность, регулируемую доступными для ребенка нормами поведения» [3]. На основании этих отношений и формируетсяизбирательная дружба между отдельными детьми группы. Дети начинают испытывать интерес к деятельности конкретных детей, чаще отдают им предпочтение в игре, способны проявлять такие чувства как сочувствие, отзывчивость и взаимопомощь.Большой вклад в изучение роли театрализованной игры в развитии дружеских взаимоотношений дошкольников внесли Н.В. Бариленко [2], Т.И. Петрова [5].Помнению Т.И. Петровой, театрализованная игра –это «представление, где в лицах разыгрывается то или иноелитературное произведение,с помощью определенных выразительных средств (интонация, мимика, жесты)воссоздаются художественныеобразы» [5]. Театрализованная игра развивает эмоциональную сферу ребенка, помогает понять переживания персонажей, степень их участия в разыгрываемыхсобытиях. Данный вид деятельности является основнымсредством развития у детей эмпатии, способности распознавать эмоциональное состояние другого человека по мимике, жестам, умения ставить себя на место другого человека, находить адекватные способы общения и взаимодействия. То есть театрализованная играблагоприятно влияетна установление дружеских взаимоотношений со сверстниками.Анализ психологопедагогической литературы позволил определиться с ключевой целью нашего исследования.Цель работы–изучение педагогических условий использования театрализованных игр, как средства воспитания дружеских взаимоотношений у старших дошкольников.

В соответствии с поставленной целью, нами определены следующие задачи:1. изучитьособенности развития дружеских взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте;2. выявить педагогические условия использования театрализованной игры, как средства воспитания дружеских взаимоотношений старших дошкольников;3. разработать методические рекомендации для педагогов по воспитанию дружеских взаимоотношений у детейпосредством театрализованных игр.Педагогическое исследование, направленноена изучение особенностей дружеских взаимоотношений между детьми 56 летбыло организовано на базедетского садагорода Вологды, с детьми старшей группы в количестве 20 человек и 4 педагогами ДОУ.Для решения первой задачи исследованияв ходе реализации диагностической программы, реализованной в декабре 2014 года, нами были изучены особенности дружеских взаимоотношений детей56 лет.

Прежде всего, на этапе констатирующего эксперимента нами были подобраны критерии и апробированы диагностические методики по выявлению особенностей дружеских взаимоотношений детьми 56 лет, автором которых является Т.А. Репина: социометрическая игра «Секрет» и метод проблемных ситуаций(Таблица 1).



Таблица 1Критерии и методики исследования

№КритерииМетодики1Мотивация социометрического выбораСоциометрическая игра «Секрет»2Степень эмоциональной вовлеченности в действия сверстника3Характер участия в действиях сверстникаМетод проблемных ситуаций4Характер выраженности сопереживания сверстнику5Характер проявления просоциальных форм поведения

Все результаты обследования детей были подвергнуты качественной и количественной обработке результатов.Анализ проявления эмоциональной вовлеченности девочек 56 летв действия мальчиков,показал, что они выражаютактивное вмешательство в действиясверстников. В процессе участия в действиях с мальчиками девочки дают позитивные оценки. У мальчиков, чаще всего можно отметить, проявлениедемонстративной оценки.Они так же проявляют активное вмешательство в действия девочек, так же можнозаметить негативную оценку, насмешки, ругань в их адрес.Анализируя характер участия девочек 56 лет в действиях и степень выраженности сопереживания мальчикам, мы отметилирадостное принятие как положительной, так и отрицательной оценки. Девочки стремятся защитить от несправедливой критики и подчеркнуть достоинства сверстника. Мальчики чаще всего проявляют безусловную поддержку взрослого в ответ на его поощрение. Они охотно принимают критику в адрес девчонок, чувствуют свое превосходство над ними. Процессуальныедействия девочек направлены непосредственно на ребенка противоположного пола. Девочки способны оказывать безусловную и бескорыстную помощь мальчикам, в отличие от мальчиков, которые чаще оказывают прагматическуюпомощь, т.е. помогают девочкам только тогда, когда выполнять задание сами. У мальчиков наблюдается соревновательный момент, для них, прежде всего, выиграть и лишь при условии собственной победы помочь сверстнику.Обобщив результаты диагностического исследования, мы пришли к выводу, что 20% детей старшей группы имеют низкий уровень дружеских взаимоотношений. У 50% детей был выявлен средний уровень дружескихвзаимоотношений, и 30% детей показали высокий уровень(Рисунок 1).

Рис.1. Результаты диагностического исследования уровня дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возрастаДля решения второй задачи, нами были изучены педагогические условия, созданные в группе по использованию театрализованной игры как средства воспитания дружеских взаимоотношений детей 56 лет.Сначалабыл проведен опрос педагогов ДОО, с целью выявления заинтересованности и готовности к проведению театрализованных игр, как средства воспитания дружеских взаимоотношений и наблюдение за организацией театрализованных игр(Таблица 2).Таблица 2Критерии и методики исследования

№КритерииМетодики1Систематичность и планомерность использования театрализованных игр по теме работыНаблюдение за организацией проведения театрализованной игры2Разнообразие и уместность использования театрализованных игр3Активность и желание использования театрализованных игр в работе по воспитанию дружеских взаимоотношений у детей Опроспедагогов4Грамотное руководство театрализованными играми

В результате анализа документации, мы выяснили, что воспитатели иногда используют театрализованные игры в работе по воспитанию дружеских взаимоотношений у детей, однако, в данной работе нет планомерности и систематичности. Результаты опроса показали, что театрализованные игры, чаще всего используются как средство развития выразительности речи, исполнительских умений, развития мимики и пантомимики, а также психических процессов: памяти, воображения. Только одинвоспитатель активно использует театрализованные игрыв работе по воспитанию дружеских взаимоотношений у детей. Его планы работы показали планомерность и систематичность в работе с использованием разнообразных театрализованных игр. Воспитатель грамотно руководить театрализованными играми. Двапедагога иногда используют театрализованные игры в работе по воспитанию дружеских взаимоотношений у детей, нет планомерности и систематичности в работе. Одинвоспитатель вообще не использует театрализованные игры в работе по воспитанию дружеских взаимоотношений у детей.Так же нами была проанализирована предметноразвивающая среда, как средство воспитания дружеских взаимоотношений, с учетом требований ФГОС(Таблица 3). Таблица 3Критерии и методики исследования

№КритерииМетодики1Доступность средыАнализ развивающей предметнопространственной среды для организации театрализованных игр в соответствии с ФГОС

2Вариативное использование пространства3Открытостьсреды4Наличие видов театра, способствующих развитию дружеских взаимоотношений

Было выявлено, что развивающая предметнопространственнаясреда по театрализованной деятельности доступна детям старшей возрастной группы. В свободном доступе на стеллажах размещаются различные виды театра(настольный, кукольный, пальчиковый и т.д.), ширмы, тематические альбомы, имеются разнообразные виды детских костюмов. Данные виды театрализованных игр способствуют реализации коммуникативного и эмоционального компонента в развитии дружеских взаимоотношений, направлены на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Форма и дизайн предметов для театрализованных игр ориентирован на безопасность и возраст детей. Элементы декораций для театрализованных игр легко сменяемы.Однако нами было выявлено, что в группе отсутствуют тематические альбомы с изображением проблемных ситуаций, способов решения конфликтов, и показателейдружеских взаимоотношений. Нет картотеки стихов на тему «Дружбы», которые могли бытьинсценированы детьми старшей группы, нет картотеки театрализованных игр по воспитаниюдружеских взаимоотношений со сверстниками.Для решения третьей задачи исследования на основе полученных результатов педагогического исследования были разработаны методические рекомендации для педагогов по воспитанию дружеских взаимоотношений встаршем дошкольном возрасте посредством театрализованных игр, которые включали в себя работу по тремнаправлениям: работа с детьми, педагогами, обогащение развивающейпредметнопространственнойсреды.По первому направлению «работас детьми»нами было разработано перспективноепланированиепо воспитанию дружеских взаимоотношений, которое содержит театрализованные игры, подобранные с учетом развития эмоционального, когнитивного и поведенческого компонента дружеских взаимоотношений. Фрагмент планирования на один месяц представлен в таблице 4.Таблица 4Перспективное планирование работы с детьми по формированию дружеских взаимоотношений посредством театрализованных игр

МесяцИгры на развитие эмоционального компонента дружеских взаимоотношенийИгры на развитие когнитивного компонента дружеских взаимоотношенийИгры на развитие поведенческого компонента дружеских взаимоотношенийСентябрь«Разные настроения», «Это я! Это моё»,

«Чунязадавака»«Обида»

«Два сердитых мальчика», «Изобрази, того, кого я назову»,«Встреча с другом»,

«Если есть хороший друг»Игра «Поссорились и помирились», «Ссора».Драматизация сказок «Под грибом», «Теремок»

Работа с детьмипредполагает участие детей в театрализованных играх, которое заключается в разыгрывании стихов, песенок, потешек, минисценок,сказок, басен, к которым подбираются и готовятся необходимые атрибуты, костюмы, различные вида театра. В работе с педагогамимы рекомендуем следующие формы работы:консультации «Роль театрализованных игр в воспитании дружеских взаимоотношений у дошкольников», «Роль игринсценировок по стихам на тему «Дружбы».мастеркласс «Использование театрализованных игр для развития дружеских взаимоотношений у детей»;организация открытого просмотра проведения театрализованных игр, их анализ с позиции воспитания дружеских взаимоотношений.семинарпрактикум «Создание условий для воспитания дружеских взаимоотношений в группе через работу с использованием театрализованных игр».Обогащение развивающей предметнопространственнойсреды заключаетсяв создании тематическихальбомовс изображением проблемных ситуаций, конфликтов, и проявлений дружеских взаимоотношений, которые затем можно использовать в процессе театрализованных игр. Например, «Волшебные превращения», «Ссора зверей». Так же рекомендуется создать картотеку стихов на тему «Дружбы», которую можно использовать в качестве игринсценировок для детей,а также картотеку театрализованных игр в соответствии с компонентом развития дружеских взаимоотношений.Выводы. Таким образом, театрализованная игра будет способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений у детей, при соблюдении следующих условий:

осуществление планомерной работы с детьми с использованием разнообразных видов театрализованных игр (игринсценировок, игрдраматизаций, игр с настольным и кукольным театром) для развития проявления заботы, взаимопомощи, симпатии, сочувствия и отзывчивости к сверстникам, проявления объективных оценок и самооценок, способности поступиться личным желанием в пользу товарищей;

заинтересованность педагогов в организации работы по воспитанию дружеских взаимоотношений посредством театрализованных игр;

обогащение развивающей предметнопространственнойсреды различными видами театра (бибабо, настольный, пальчиковый), способствующими использованию детьми 56 леттеатрализованных игр в самостоятельной игровой деятельности со сверстниками, с целью создания положительных форм общения.

Ссылки на источники1.Алябьева, Е.А.Нравственноэтические беседы и игры с дошкольниками. М., 2003.2.Бариленко, Н.В. Становление взаимоотношенийу старшихдошкольниковв совместной деятельности / Н.В. Бариленко //Вопросы психологии. 2008. №4. С.34.3.Карелина, И.О. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс лекций // Учебнометодическое пособие. –Рыбинск, 2012.4.Кононенко, Е.Г. Азбука нравственности / Сост. Е.Г. Кононенко. М., 2007.5.Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.6.Смирнова, Е.О.Детская психология. М., 2003.7.Ionova, N.V. Technological the foundations of developing of social activity among older preschoolers / E.I. Timoshina, M.A. Arsenova, N.V. Ionova // Всборнике: Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives, 1st International symposium Vienna. 2013. С. 312 317.