Маркетинговое мышление в условиях консолидации и концентрации активов экономики новой России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тимофеева А. А. Маркетинговое мышление в условиях консолидации и концентрации активов экономики новой России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2721–2725. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85545.htm.
Аннотация. В статье рассмотрен процесс маркетингового мышления по снижению рисков и явлений в экономике новой России и повышению его конкурентоспособности на основе консолидации и концентрации активов. Дано теоретическое обоснование, и разработаны организационно-методические положения, практические рекомендации по оценке рисков в условиях реформирования экономики.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Зюзина Н.Н.,ФГБОУ ВПО Финансовый университет при Правительстве РФ, Липецкий филиал

Юдин О.И.,

ФГБОУ ВПО Финансовый университет при Правительстве РФ, Липецкий филиал

Тимофеева А.А.,ФГБОУ ВПО Финансовый университет при Правительстве РФ, Липецкий филиал

Маркетинговое мышление в условиях консолидации и концентрации активов экономики новой России

Аннотация.В статье рассмотрен процесс маркетингового мышления по снижению рискови явлений в экономике новой Россиии повышении его конкурентоспособностина основе консолидациииконцентрацииактивов. Дано теоретическое обоснование и разработаны организационнометодическиеположения, практическиерекомендациипо оценке рисковв условиях реформирования экономики.Ключевые слова:маркетинговое мышление, маркетинговый подход, экономика, риски, инвестиции, формы управления.

За последние десятилетия наши маркетинговые исследования экономики новой Россиипоказали консолидациюиконцентрациюактивов, где результатом сталиобразованияв большинстверегионовРоссиипо однойдвум крупным транснациональным группамв условиях турбулентных процессов. Нами разработаны и предложены маркетинговые подходы по снижению рисков в экономике.При этом государство заинтересованнов укрупнении отечественных компаний и их дальнейшем развитии на мировом рынке активно поддерживало подобные слияния и поглощения в отрасли, тем более в условиях санкционного давления западного мира[5].Маркетинговые исследования показали, что специфика Российскойэкономики, выраженная в его высокой капиталои наукоемкости, состоит в необходимости консолидации и концентрации производителей в целях повышения своей конкурентоспособностии маркетинговогоподхода по снижению рисковых процессов и явлений. В настоящее время практически весь мировой рынок представленнесколькими многопрофильными корпорациями.В новой России привлекательность рынка многопрофильными транснациональными корпорациями для бизнесструктур поняли сравнительно недавно, однако динамика развития свидетельствует о том, что тенденция слияния отдельных предприятий в огромные холдинги будет только укрепляться, особенно в условиях турбулентных процессов.Достаточно сказать чток примеру, по прогнозам рост промышленности в текущем году составит 22,5%, а в Липецкой области динамика роста машиностроения превысит 5ти процентный рубеж. Изза долгого простоя производственных мощностей и технологического отставания сегодня экономикаостро нуждается в инвестициях.Следует отметить, что по результатам 2013 года Липецкая область заняла 3е место среди 84ти регионов России в рейтинге инвестиционнойпривлекательности в номинации «Минимальныериски инвестирования». Поэтому увеличение объемов производства и выпуск продукции нового поколения в необходимом объеме невозможно осуществить только на имеющейся базе[4].

Маркетинговыйподход в экономике определяет, чтоглавнойзадачей являетсяпостроение крупной компании в любой сфере, способной конкурировать с ведущими западными производителями. А это невозможно без развития предприятий, без инвестиционных программ, без создания собственных конструкторских бюро, способных разрабатывать технику и технологии современного уровня, и без подготовки высокопрофессиональных кадров.

Для получения желаемых результатов необходима масштабная инвестиционная привлекательность территории и программапо комплексной модернизации крупнейших предприятий отраслейс введением новых производственных мощностей[6]. Безусловно, решение важных задач развития отечественнойэкономикиневозможно без широкого использования, в том числе и зарубежного опыта оценки и управления рисками на предприятиях.В

наших маркетинговых исследованиях

проблемы, связанные с оценкой и управлением рисками в сложных системах, рассматриваются в основном как математическиеили технологические. Хотя сам термин"риск" (в отличие от понятия "опасность") целесообразно исследовать учитывая "человеческийфактор"[1].Научный и производственный опыт позволил нам поиному подойтик понятию риска. При этом, склонность идти на рискованные решения, отношение к риску, поведение в условиях риска—являются важнейшими постулатами разных методов подхода.Термин "риск" означает сочетание вероятности события и его последствия. Риском можно и нужно управлять, используя методику, позволяющуюв определенной степени прогнозировать ход рискованных событий, своевременно корректировать его с тем, чтобы свести к минимуму нежелательные последствияс учетом того, что в последнее время произошел разрыв экономических связей с европейскими странами.

Риск есть везде, где принимаются решения, даже там, где тщательно проведены маркетинговые исследования. Причем, естественно, причин конкретной рисковой ситуации, т. е. конкретных условий, вызывающих неопределенность исхода ситуации, может быть очень много. Это непосредственно деятельность предприятия, деятельность самого предпринимателя, недостаток информации о состоянии внешней среды, оказывающей влияние на результат данной деятельности[2].В экономикеможно выделить риски как минимум 10 групп —технологические, производственные, финансовые, криминальные, экологические, рыночные, политические, инновационные, проектные, коммерческие. Для успешного управления проектным риском ведущие отечественные фирмыобычно принимают меры по его снижению. Они основываются на комплексном (системном) подходе, суть которого состоит в том, что система управления проектными рисками воспринимается как секторсистемы управления проектами, а последняя, в свою очередь, —как сегментсистемы менеджмента качества предприятия и общей системы корпоративного менеджмента. К сожалениюсегодня, в новой Россиикак и прежде в стране вопросами, связаннымис управлением рисками, при анализе и оценке жизнеспособности, перспективности проектов, а также при планировании их реализации,необоснованно пренебрегают. Теоретические и практические исследования отечественных ученых экономистов и инженеров ограничивались в основном обеспечением необходимогои надлежащего уровня надежности конструктивных техническихразработок и систем. Централизованное планирование, отсутствие конкуренции и частной собственности –в данных условиях уровень рискованностипроекта при его реализации был не существенен, что давало право не учитывать риски его последствия. В случае срыва или невыполнения проекта,повлиявшие на это факторы, относились к субъективным, а не к вероятностным.Данный подход в большинстве случаев приводил не только к значительному увеличению периода реализации проектов, но и значительно повышал их стоимости, что являлосьпричиной низкогокачества работ.Запоследние годы

отношение к вопросу управления рисками в новой России медленно, но все же меняется. И этовполне понятно: предпринимательсобственник работает для полученияприбыли, поэтому детальное исследование рисков и разработка системы поддержки управления рисками на основе исследования законченных проектов и обобщения полученного опыта для него —жизненноважнаянеобходимость. В частности, анализируя законченный проект, руководительполучает возможность точно знать, как он завершился —успешно или неудачно. Потому что по завершенному проекту имеется полнокомплектная документация, отражающаяфактический ход его реализации. Это позволяет выявить рисковые события, действительно возникшие в ходе осуществления проекта, и провести их детальный анализ. В результате могут быть установлены качественные и количественные характеристики рисков, определены взаимосвязи рисков с основными компонентами проекта, разработаны рекомендации по управлению рисками. Затем эти закономерности можно применить для планирования и внедрения новых проектов, принятия решений. То есть основная идея, которой руководствуются все большее и большее число российских руководителей производств и бизнесструктур, состоит в накоплении опыта и принятии основанных на нем решений о предотвращении рисковых процессов и явлений. В мировой практике да и собственно в новой России выполнено и выполняется большое число работ по управлению рисками. В условиях плановой экономики информация о ходе реализации проектов после их завершения, как правило, не изучалась и не систематизировалась. Как результат —бесследно терялись опыт и полученные практические знания. Финансовыеи инвестиционныериски взаимосвязаны со спецификой капитальных вложения организациив различные проекты.Так, в настоящее время, риски вложений в экономику, особенно в дорогостоящие инвестиционные проекты, остаются очень велики.

В основе успешной работы экономически сильныхпредприятий, лежат банковские кредиты, которые компенсируют нехватку оборотных средств (временную и неизбежную) при реализации длительных объемных проектов, что возможно иметь подобный подход и в новой России.В настоящее времясложилась иная ситуация: банки кредитуют сильныепредприятия только на краткосрочный период, а в качестве залога выступает либо готовая ликвидная продукция, либо контроль над экспортными поставками. Причиной такой политики банков является неумение отечественных предприятий управлять рисками Норма прибыли от долгосрочных капитальных вложений остается несопоставимой с потенциально возможной степенью риска. То есть, большинство отечественных предприятий не готовы получать инвестиции на мировых условиях, когда инвестор требует от предприятий финансовой «прозрачности», эффективного использования выделенных денежных средств.Попрежнему большинство руководителей предприятий привлекают инвестиции со стороны, не неся за это экономическую ответственность.Все этипричины невозможно устранить единовременно. Было бы вполне достаточно принять комплекс сбалансированных мер для привлечения инвестиций. Такие меры необходимо принимать по трем направлениям:Вопервых, государство должно активизировать свою роль в обеспечении инвестиционного процесса; Вовторых, банки и промышленники —создать организационные и институциональные предпосылки в сфере банковской и инвестиционной деятельности; Втретьих, законодатели —адекватно закрепить условия, благоприятствующие инвестициям.Причем основой взаимодействия всехпредприятий и банков должна служить реализация законченного инвестиционного цикла[3]. Таким образом,проведенные исследования, в основномзаключались в теоретическом обосновании и разработке организационнометодических положений и практических рекомендаций с точки зрениямаркетинговых подходов оценки рисков предприятийв условиях турбулентных процессов экономики.

Ссылки на источники1.Зюзина Н.Н. Маркетинг как инструмент управления предприятием. Учебное пособие[Текст]// Зюзина Н.Н. –Липецк, ЛКИ. –2010. –65 с.2.Нестерова Н.Н. Социальноэкономическая статистика: учебнопрактическое пособие // Н.Н. Нестерова, О.Н. Левчегов.ТамбовЛипецк: Издво Першина Р.В., 2011.623с.3.Савенкова О.Ю. Особенности развития социальноэкономических систем: проблемы, тенденции, перспективы. Монография [Текст]// –ТамбовЛипецк, Издво Першина Р.В. –2012. –509 с.4. Савенкова О.Ю., Юдин О.И. Разработка управленческого решения: учебнопрактическое пособие. [Текст]// –ТамбовЛипецк, Издво Першина Р.В. 2011. 443 с. 5.Юдин О.И. Эффективность отдельных видов продукции[Текст]// О.И. Юдин, Н.Н. Зюзина // Экономика и управление: сб. науч. статей Всеросс. науч.практ. конф. –ТамбовЛипецк, Издво Першина Р.В. –2012. –6 с.6.Юдин О.И.Сущность матричного метода оценки конкурентоспособноссти продукции[Текст]// О.И. Юдин, О.Ю. Савенкова // Экономика и управление: сб. науч. статей Всеросс. науч.практ. конф. –ТамбовЛипецк, Издво Першина Р.В. –2012. –7 с.