Перспективы потребительского кредитования в Ростовской области

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лихолетова Н. В., Виноходова Г. А. Перспективы потребительского кредитования в Ростовской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2796–2800. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85560.htm.
Аннотация. В статье кратко изложено состояние потребительского кредитования в России и Ростовской области в частности. Нестабильная экономическая ситуация в нашей стране проявляется в спаде потребительского кредитования. Существуют четыре главные задачи клиентского бизнеса: привлечь клиента, удержать его, развить и, в конце концов, избавиться от недобросовестного клиента. В привлечении потенциальных клиентов значение имеют формы привлечения, тарифная политика. В существующей конкурентной среде банки заинтересованы не только привлечь наибольшее число потенциальных клиентов, но и удержать старых. К таким методам можно отнести различные программы «лояльности».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Виноходова Галина Александровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры Бухгалтерского учета и финансов ФГБОУ ВПО Донской государственный аграрный университет, пос. Персиановский, Ростовская областьGalya61@yandex.ru

Лихолетова Надежда Владимировна,кандидат экономических наук, ст. преподаватель кафедры Бухгалтерского учета и финансов ФГБОУ ВПО Донской государственный аграрный университет, пос. Персиановский, Ростовская областьsnav2005@ yandex.ru

Перспективы развития потребительского кредитования вРостовской области

Аннотация.В статье кратко изложено состояние потребительского кредитования в России и Ростовской области, в частности. Нестабильная экономическая ситуация в нашей стране проявляетсяв спадепотребительского кредитования.Существует четыре главные задачи клиентского бизнеса –привлечь клиента, удержать его, развить, и, в конце концов, избавиться от недобросовестного клиента. В привлечении потенциальных клиентов значение имеют формы привлечения, тарифная политика. В существующей конкурентной среде банки заинтересованы не только привлечь наибольшее число потенциальных клиентов, но и удержать старых. К таким методам можно отнести различные программы «лояльности». Ключевые слова: потребительское кредитование, Ростовская область,рейтинг банков, формы и тарифная политика привлечение потенциальных клиентов, дистанционное обслуживание, зарубежные методики оценки кредитоспособности клиентов.

В современном обществе кредитование физических лиц является наиболее актуальной темой. Наибольшее распространение получил такой вид кредитования как потребительское. Преимуществом потребительского кредита является возможность быстро получить деньги на любые цели. Всегда есть риск, что к тому времени, пока Вы накопите необходимую сумму, нужный Вам товар или услуга могут оказаться недоступными или подорожать. У граждан есть возможность оформить кредит непосредственно в магазине или в любом ближайшем отделении банка. К тому же банк не требует отчета о потраченных суммах или их целевому использованию.На сегодняшний день потребительское кредитование охватило всю территории нашей страны. Этоговорит о том, что розничный банковский сегмент развивается не локально, а охватывает масштабы всей страны.Российскими исследователями замечено, что в среднем один банк за год предоставляет своим клиентам 1113 млн. рублей на нужды кредитования.[1]Формирование потребительского рынка способствует преодолению социальной нестабильности в обществе и различий в условиях жизни граждан.

Потребительский кредит служит средством удовлетворения различных потребительских нужд населения и способствует выравниванию потребительских групп населения с различным уровнем доходов. В нашей стране в настоящее время рынок потребительского кредитования получил широкое распространение, но попрежнему требует существенных преобразований. Это обуславливает актуальность выбранной темы и проведения исследований в данной сфере кредитования.В связи с кризисной экономической ситуацией, как в стране, так и в Ростовской области в частности, объём выданных потребительских кредитов за последнее время заметно сократился. Об этом свидетельствуют данные таблиц 1, 2.Таблица 1 Кредитный рейтинг банков Ростовской области за март 2015 года.* [2]

КРЕДИТНЫЙ РЕЙТИНГ БАНКОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА МАРТ 2015 ГОДАБанкКредитыСбербанк России3 535 416 млн.руб. 0,5% за месяцВТБ 241 254 987 млн.руб. 1,1% за месяцГазпромбанк290 787 млн.руб. 1,7% за месяцРоссельхозБанк258 911 млн.руб. 1,5% за месяцАльфаБанк226 084 млн.руб. 3,7% за месяц *http://rostovnadonu.viberu.ru/Анализируя данные таблиц 1,2, видим, что у пятёрки крупнейших банков, осуществляющих деятельность на территории Ростовской области наблюдается спад кредитов выданных физическим лицам. Наилучшие показатели у Сбербанка России и банка ВТБ 24 по показателям выданных кредитов населению. Сбербанк и ВТБ24 делят практически половину всего розничного кредитного рынка. Больше 60%этого рынка составляет потребительское кредитование.Таблица 2Кредиты физическим лицам в Ростовской области на 01.04.2015*[3]

*http://www.sravni.ru/banki/rating/kredityfizicheskikhlic/В целом по России Рынок потребительского кредитования с начала 2014 года вошел в период "охлаждения" после почти трехлетнего периода "кредитного бума". Согласно статистике Банка России, темпы роста рынка сократились вдвое по сравнению с 2013 годом (рис.1). Среднемесячные темпы роста выдаваемых физическим лицам займов упали с 2,2% в 2013 году до 1,4% в первом полугодии 2014 года. Поэтому текущее снижение темпов роста кредитования физических лиц даже провозглашалось Банком России в качестве одной из целей по стабилизации рынка в данном сегменте. С конца 2013 года Банк Россиипоследовательно ужесточает политику как в области надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций (количество действующих кредитных организаций с начала 2014 года сократилось на 39, в то время как за весь 2013 год на 33), так и в области ужесточения денежнокредитной политики (ключевая ставка ЦБ РФс начала года выросла на 2,5 процентных пункта –с 5,5% до 8,0%).В ответ на изменение макроэкономических условий, поведение заемщика стало более консервативным в отношении наращивания новых кредитов. За первые пять месяцев 2014 года физическим лицам было выдано кредитов в объеме 3,4 трлн рублей, в то время как чистый объем задолженности вырос всего на 0,6 трлн рублей –до 10,5 трлн рублей. Это свидетельствует о том, что 84% от объема выданных с начала года кредитов было направлено на погашение существующей задолженности, то есть рефинансировано. В 2013 году за аналогичный период на рефинасирование заемщики направляли 74% от объема выданных кредитов.

Рис. 1.Среднемесячный темп роста кредитного портфеля физическим лицам за 20122014 гг., %

Стоит отметить, что в условиях удорожания кредитных ресурсов рефинансирование имеющейся задолженности, как правило, производится на менее выгодных условиях для заемщика: новый кредит выдается по более высокой ставке. Как следствие, происходит рост доли просроченной задолженности (рис.2). [4]

Рис.2.Доля просроченной задолженности в кредитном портфеле физических лиц на 01.07.2014 г., %

Анализ рынка потребительского кредитования Ростовской области за 20132014 и частично 2015 годов показал спад данного сегмента банковского кредитования. Это проявилось в следующем.1.Уменьшение объёма рынка потребительского кредитования в два раза. По итогам первого полугодия 2014 года в Ростовской области было выдано всего кредитов на сумму 410 млрд руб., что на 51% меньше показателяна 01.01.2014 года (рис.3).

Рис.3.Объём рынка кредитования в1ом полугодии 20132014 гг.в Ростовской области

2.Задолженность кредитных средств по сравнению с объёмом выданных кредитов возросла на 35%. По результатам первого полугодия 2014 года объём задолженности по кредитам составил более 729 млрд руб. Между этим почти 10% задолженности просрочено. Темп роста задолженности по сравнению с началом года был равен 138%. Сравнение между объёмом просроченной задолженности и объёмом выданных кредитов за первое полугодие 2014 года рассмотрим на рисунке 4. [5]Из рисунка 4 видно, что наблюдается значительный рост кредитной задолженности, нежели выдача самих кредитов.

Рис. 4.Объём задолженности по кредитам по сравнению с объёмамивыданных кредитов за 1ое полугодие 2014 года в Ростовской области.

3.Значительный рост процентных ставок по потребительским кредитам за анализируемый период (2014 год) варьируется от 13,5 до 69% годовых, но средний показатель составляет около 40%. В связи с этим наиболее крупные банки предоставляют более низкие проценты держателям своих карт, чем тем, у кого соответствующей карт нет. 4.Появилась новая тенденция среди населения –брать новые кредитные средства на погашение старых, уже существующих кредитов. Наибольшее число физических лиц прибегают к данному решению для покрытия других кредитных средств, тем самым набирают себе большое число кредитов, что в дальнейшем ведёт к задолженности.

В связи с вышеуказанными тенденциями, которые ухудшают ситуацию на рынке потребительского кредитования, необходимо рассмотреть новые способы привлечения потенциальных клиентов для улучшения ситуации на данном рынке.Привлечение новых клиентов в банк –работа не из лёгких, нежели удержание старого. Необходимо разработать различные методы его осуществления. Существует четыре главные задачи клиентского бизнеса –привлечь клиента, удержать его, развить, и, в конце концов, избавиться от недобросовестного клиента.[6]Привлечение клиентов –дорогостоящая процедура. По отношению к остальным видам клиентского бизнеса затратностьсоставляет выше в 23 раза. Технология по привлечению предполагает серьёзную работу по подготовке специалистов, осуществление мероприятий по поиску и привлечению клиентов. Существует несколько форм прямого поиска клиентов. Рассмотрим некоторые из них.1.Привлечение клиентов с помощью ранее обслуживающих клиентов в данном банке. Получение рекомендаций от постоянных партнёров –наиболее эффективный и простой метод поиска и привлечения новых клиентов.2.Привлечение клиентов через средства массовой информации. Наиболее эффективный способ привлечения через рекламу, различные печатные издания, а также с помощью интернета. 3.Вовлечение клиентов путём направления потенциальным клиентам адресных писемпредложений (данная система носит название «directmail»). Это один из самых удобных вариантов поиска клиентов. Данный вид наиболее прост в исполнении, не требующих больших затрат. Существует критерии кредитования, которые наиболее привлекательны для клиентов. Основные из нихследующие:Своевременное реагирование на требования рынка финансовых услуг. Данный критерий позволит банку попасть на первые строчки рейтингов и стать универсальной кредитной организацией, которая ориентируется на все существующие категории;Постоянное совершенствование ассортиментного ряда, то есть разработка новых банковских продуктов наиболее привлекательных для клиентов;Отсутствие жёсткого графика погашение основного долга. Заёмщик вправе самостоятельно выбирать, когда ему удобнее всего вернуть денежные средства. Главное условие –к концу срока задолженность должна быть погашена.Срок кредитования; Возможное отсутствие запретов на досрочное погашение основного долга;Отсутствие условия целевого использования заёмных средств, в то же время при получении целевого кредита в другой кредитной организации заёмщик вынужден приобретать более дорогие услуги у партнёров банка, предоставляющего кредит. Одним из важных вопросов привлечения клиентов является разработка гибких тарифных планов.Здесь возникает необходимость дифференцированногоподхода (на примерустановить фиксированный месячный тариф). Это относится к тем клиентам, которые постоянно отправляют много платёжных поручений. А для тех клиентов, у которых мало немного платежей–наоборот. Они выберут более выгодный для них тариф с оплатой за каждое платёжное поручение. Следовательно, гибкий подход будет иметь преимущество. Также следует обратить внимание на тарифную политику своих конкурентов.Большинство клиентов, которые заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве с банком, наиболее привлекательныразумные скидки при оплате обслуживания на некоторое время вперед.Для привлечения большего количества клиентов банку требуется разработать более понятные и простые условия дистанционного обслуживания. Зайдя на сайт банка, потенциальный клиент полагается получить быстро и в удобной форме необходимую информацию о различных банковских продуктах. От клиента не рекомендуется прятать важные условия обслуживания в сносках, малозаметных примечаниях, слишком маленький шрифт в тексте и тому подобное. Сайт должен быть доступен каждому. Совсем недавно для клиента был важен контакт с сотрудником банка, обслуживающий его. В настоящее время большую популярность набирает удобный интерфейс в системе дистанционного обслуживания и скорости обработки поручений. Для увеличения числа клиентов в области дистанционного обслуживания банку рекомендуется систематически выявить типовые проблемы, с которыми клиенты банка обращаются к технической поддержке, а также основные факторы, которые вызывают непонимание в данной системе. Исследованиями интернетбанкинга занимается, на пример,агентство MarkswebbRank& Report, у которого есть возможность заказать детальный отчёт об эффективности системы дистанционного обслуживания банка. [7]Ещё одним важным вопросом является длительность операционного дня. Для привлечения и удержания большего числа клиентов в банке необходимо увеличить длительность операционного дня, то есть, если в банке платёжные поручения, отправленные после определённого времени, приводят к следующему операционному дню, либо взимается дополнительная комиссия. Это является негативным фактором, что рекомендуется увеличить срок приёма клиентов на более длительное время.Следующий и не менее популярный способ привлечения клиентов –это бесплатный первоначальный период обслуживания, в течение которого клиент имеет возможность оценить качество услуг. Данная мера поможет клиенту принять решение в выборе подходящего банка, выделяя его между другими.В настоящее время наиболее перспективным направлением развития кредитования у населения является выпуск кредитных карт на различные нужды, позволяющие уходить в минус на определённую сумму установленную банком. Вероятно, что через некоторое время именно кредитная карта останется единственным способом выдачи потребительских кредитов. Для клиента это наиболее удобная система, нежели целевые кредиты. С помощью кредитной карты, возможно, расходовать кредитные средства на различные нужды, что тем самым, вероятнее всего, банк увеличит свою возможность в привлечении большего числа клиентов. Внастоящее время стали использоваться новые технологиивобласти привлечения клиентов в банки.Это такие как технология выездного обслуживания, обеспечение клиентов актуальной информацией, формирование положительного имиджа банка, активные маркетинговые кампании,рекламные мероприятия.[8]В существующей конкурентной среде банки заинтересованы не только привлечь наибольшее число потенциальных клиентов, но и удержать старых. Для этого каждое кредитное учреждение разрабатывают свою политику по удержанию клиента. Наличие своих постоянных клиентов для банка это большое преимущество. Вопервых, уменьшаются издержки, которые связаны с многочисленными привлечениями новых клиентов. Если посчитать, то 5% увеличение постоянных клиентов может дать от 25% больше прибыли. Вовторых, для банка возможность получения роста от объёма продаж, так как постоянные клиенты всегда увеличивают свои расходы, следовательно, и прибыль увеличивается. Втретьих, наличие неизменной группы клиентов, рынок может предоставить тестированиямаркетинговых исследований и выведения новых банковских продуктов.

В особенности для банка важен тот клиент, который имеет большие суммы на депозите, а также, если он погашает кредиты в срок. Чтобы удержать клиента, банки разрабатывают различные программы лояльности. Рассмотрим основные из них:1.Многие банки поощряют своих клиентов, не только подарками, а также проводят различные лотереи и розыгрыши крупных призов. Это является способом привлечения внимания новых клиентов. Обещание поощрить одного из новыхклиентов –наиболее распространённый маркетинговый ход для привлечения и удержания клиентов, как физических, так и юридических лиц.Для того чтобы удержать клиента либо продать ему дополнительную услугу, банковский продукт, многие банки используют всевозможные скидки. Например, сниженный процент по кредитам, низкие комиссии при проведении определённых банковских операций, возможность получения второго и последующего банковского продукта на определённых банковских условиях. Некоторые банки практикуют предодобренные кредиты. Данная услуга предоставляется клиентам банка, проходящие по возрастным критериям, а также имеют положительную кредитную историю. Для клиента это очень удобный сервис, так как ему необходимо только явиться в банк со своим паспортом.2.Распространённой программой является программа по отношению к клиентам, участвующих в зарплатном проекте. Если компания имеет счёт в банке, а сотрудники получают заработанную плату на карту данного банка, то таким клиентам предоставляются кредиты на льготных условиях, так называемые овердрафты. 3.В некоторых банках существует программа по предоставлению льгот определённым группам клиентов некоторой возрастной категории. Данные льготы относятся к пенсионерам, студентам либо представители социальной группы, а также определённые профессии. 4.Распространёнными методами являются различные карточные бонусы и кобрендинг. Для удержания своего клиента банк разрабатывает различные карточные бонусы. В неком банке действует программа «Формула удачных покупок». Оплачивая картой банка у клиента имеется возможность накапливать баллы, которые в дальнейшем можно обменять на ценный приз. Также многие банки заключают договор с различными торговыми сетями, где в последствие клиент может получить скидку рассчитавшись картой определённого банка.5.Помимо предоставленных скидок и бонусов банки пытаются удержать клиентов, предлагая им абсолютно бесплатные сервисы. Например, такие как SMS–информирование, подключение к интернетбанкингу, иные услуги, делающие для клиента работу с банком более удобной.Клиент оценивает банк не только за хорошее обслуживание, но и за перспективу роста в будущем. Для банков рекомендуется проводить исследования среди клиентов, где вычисляются экономические эффекты от введённого продукта или услуги. Все эти исследования делаются на благо удержания клиента, без траты многочисленных денежных средств. По нашему мнению, российские банки должны набираться опытом в области оценки кредитоспособности потенциального клиента у своих зарубежных коллег. В настоящий момент большинство зарубежных банков используют в своей практике два метода оценки кредитоспособности заёмщика. Рассмотрим эти методы наиболее подробно.1.Экспертные системы оценки. Данные экспертные системы позволяют банкам выполнять взвешенную оценку, как личных качеств клиента, так и его финансового состояния. В международной практике такому методу уделяют большое внимание, также активно развивается сеть мониторинга для анализа кредитной истории потенциального клиента.К примеру, в США кредитный инспектор имеетправо запросить у местного кредитного бюро информацию о кредитной истории определённого физического лица. 2.Балльные системы оценки кредитоспособности потенциальных клиентов. Данные системы основываются на основе факторного анализа. Они используют накопленную базу данных «хороших», «удовлетворительных», а также «неблагоприятных» заёмщиков, что позволяет установить критериальный уровень оценки потенциального заёмщика.Системы балльной оценки имеют преимущество в том, что с их помощью можно быстро и с минимальными трудовыми затратами проанализировать большой объём кредитных заявок, сократив, в следствии этого, операционные расходы. Таким образом, они представляют собой более эффективный способ оценки заявок, то есть могут проводиться кредитными инспекторами, которые не обладают достаточным опытом работы. Это позволяет уменьшить убытки от выдачи безнадёжных кредитных средств.Использование данного метода оценки кредитоспособности заёмщиков –наиболее объективный и экономически обоснованный метод принятия решенийпри выдаче кредитных средств, нежели экспертные оценки. [9,10]Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что в настоящее время как в стране, так и в Ростовской области наблюдается значительный спад потребительского кредитования, рост кредиторской задолженности населения. На рынке потребительского кредитования появились новые тенденции, которые способствуют спаду потребительского кредита. Поэтомудля каждого банка необходимо разработать свою политику для привлечения и удержания каждого потенциального клиента, усовершенствовать методы и критерии оценки потенциального заёмщика, чтобы в будущем банк увеличивал какклиентскую базу, так и прибыль.

Ссылки на источники1.Виноходова, Г.А., Кукса, Д.В. Современное состояние потребительского кредитования.[Текст]/Г.А. Виноходова, Д.В. Кукса//Вестник Донского государственного аграрного университета (Научный журнал)п. Персиановский, 2014. № 1 (11). –с.77832.Электронный сервис рейтинга банков России, а также Ростовской области ТОР100 [Электронный ресурс] URL: http://rostovnadonu.viberu.ru/(дата обращения 02.04.2015 г.)3.Рейтинг банков по кредитам физическим лицам на 1 апреля 2015 [Электронный ресурс] URL:http://www.sravni.ru/banki/rating/kredityfizicheskikhlic/(дата обращения 18.04.2015)4.Рынок розничного кредитования. Итоги I полугодия 2014 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2663065(дата обращения 02.04.2015)5.Журнал «Деловой квартал» / Рейтинг банков РостованаДону [Электронный ресурс] URL:http://rostov.dk.ru(дата обращения 08.03.2015 г.) 6.Банковский портал Рунета [Электронный ресурс] URL: http://www.banki.ru (дата обращения 05.02.2015 г.)7.Петербургский банковский портал [Электронный ресурс] URL: http://bankvspb.ru/(дата обращения 06.04.2015 г.)8.Электронный журнал «Деловая жизнь» [Электронный ресурс] URL: http://bslife.ru(дата обращения 14.04.2015 г.)9.АриаФинансФинансовая компания [Электронный ресурс] URL: http://arealfinance.ru (дата обращения 18.03.2015 г.)10.Методичка по кредитоспособности «Определение кредитоспособности потенциального заёмщика» [Электронный ресурс] URL: http://3ys.ru (дата обращения 18.03.2015 г.)