Информационное пространство начальной школы (интернет-страница) как инструмент решения образовательных задач

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Горшкова Е. Б. Информационное пространство начальной школы (интернет-страница) как инструмент решения образовательных задач // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2806–2810. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85562.htm.
Аннотация. Информационное пространство начальной школы рассматривается как инструмент решения образовательных задач в негосударственном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе «Образовательный центр ОАО "Газпром"». Международный опыт развития сети Интернет показывает, что сайт может быть инструментом педагогического взаимодействия учителей и учащихся. Школьный сайт открывает для педагогической деятельности новую среду и новые возможности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Горшкова Елена Борисовна,воспитатель группы продленного дня, НОУ СОШ «Образовательный центр ОАО «Газпром», г. Москваgd060275@mail.ru

Информационное пространство начальной школы (интернет страница) как инструмент решения образовательных задач

Аннотация.Информационное пространство начальной школы рассматривается как инструмент решения образовательных задач в негосударственном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе«Образовательный центр ОАО«Газпром».Международный опыт развития сети Интернет показывает, что сайт может быть инструментом педагогического взаимодействия учителей и учащихся. Школьный сайт открывает для педагогической деятельности новую среду и новые возможности.Ключевые слова: школьный сайт, Интернетресурсы, интернет страничка, информационное пространство

Особенность современного образования состоит втом, что через насыщение школьного информационного пространства новыми технологиями изменяется содержание учебновоспитательного процесса, создается новая внутришкольная коммуникационная среда. Школьный сайт сегодня —такая же необходимая деталь современного образовательного процесса,как и уроки, учебный план и т.д. [1] Сайт Образовательного центра http://www.gazpromschool.ru/[2]организует и структурирует информационное пространство школы таким образом, что позволяет создать уникальный социокультурный фон, столь необходимый современному образовательному учреждению. Основными задачамив работе сайта являются:оперативное информирование учащихся и родителей об основных событиях, проходящих в школе, в классах, о возможностях, представляемых Образовательным центром;представление Образовательного центра в мире, обмен опытом в педагогическом сообществе.Новый интерфейс страницы «Начальная школа» http://grade.gazpromschool.ru/[3] позволил сделать акцент на новостной информации и обеспечить быстрый доступ к разделам меню, а изменения дизайна сайта начальной школы значительно повысили лояльность пользователей, повысило их активность, что отражено в модуле сбора статистики, который позволяет отследить абсолютно все обращения к сайту. Изменив сайт, функционирование которого направлено на привлечение внимания «внутренних пользователей» (родителей, учащихся и педагогов), возникает вопрос, может ли информационное пространство начальной школы быть инструментом решения образовательных задач? Чтобы ответить на этот вопрос на первом этапе мы определили круг образовательных задач.В Образовательной программеначального общего образования на 2011 2015 гг., котораяявляется ядром образовательного пространства школы, сформулирована образовательная задача, являющаясяединицей образовательной программы: "Начальная школа Школа открытий и поэтому стратегическим направлением развития начальной ступени образования является создание условий, позволяющих младшему школьнику получать удовольствие от посещения школы, развивать мотивацию участия в школьной жизни. Каждый ребёнок должен поверить в успешную, интересную и привлекательную школьную жизнь. У ребёнка необходимо сформировать позитивное отношение к: школьному пространству, работающим в школе взрослым, сверстникам, содержанию учебной деятельности, собственным результатам. Успешность поставленной цели зависит от степени включения в образовательную практику опоры на познавательный интерес учащихся, использования игровых технологий, успешного взаимодействие педагогов и родителей, от ранней диагностики и профилактики учебных затруднений учащихся, выявления и сопровождения талантливых детей"[4].Проанализировав литературу и изучив имеющийся опыт других школ, определили значимость использования интернетресурсов в школьном образовании на современном этапе.Цель моей работы:обобщить опыт и показать, что школьный сайт открывает для педагогической деятельности новую среду и новые возможности; сайт может быть инструментом педагогического взаимодействия педагогов и учащихся. Информационное пространство начальной школы можно рассматривать как инструмент решения образовательных задач.

1. Популяризация детских достижений, демонстрация продуктов деятельностиДля учащихся начальной школы интернет ресурс http://grade.gazpromschool.ru/ является площадкой для демонстрации разных по форме и содержанию творческих работ (отзывы, стихи, рисунки). Активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностнозначимого продукта могут естественным образом служить механизмом запуска формирования ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через компетенции, необходимые современным людям. Выполнение творческого задания для размещения на школьном сайте стимулирует самообразование: от повторения правил правописания к освоению специальных компьютерных программ. Сайт предоставляет возможность первой публикации начинающим поэтам и писателям. Творческие работы размещаются и хранятся на сайте, и выполняют функции гораздо более значительные, чем трансляция информации, а именно способствует формированию рефлексии как качества личности. Школьный сайт —прекрасная выставка работ в различных форматах и фактором повышения ученической самооценки.

2. Сайт —это возможность дополнительного образованияИмеет огромное значение тот факт, что ученики сами придумывают темы для написания статей и заметок, сами подбирают необходимый, интересующий их и их сверстников материал. Это развивает их творческий потенциал, помогает открыть в себе новые способности, реализовать свои идеи и потребность в лидерстве. Следует отметить, что статьи учеников показывают их собственное отношение ко всему происходящему в стенах школы, их оценку какихлибо событий, явлений, что, в свою очередь, облегчает понимание между детьми и взрослыми. Ведь выбрать правильную модельповедения втой или иной ситуации педагог может, лишь располагая подлинными данными о настроениях в классе, школе и о позиции детей. Развивается активное исследование и мышление на высоком уровне. Возрастает уверенность учащихся в собственных силах и возможностях, повышается мотивация к учебе. Учащиеся, участвующие в создании материалов для сайта, берут на себя ответственность за собственное обучение более осмысленно по сравнению с традиционными методами учебной деятельности. В результате улучшается качество обучения. Усиливаются возможности развивать у учащихся обобщенные умения и способы деятельности, такие как видение и решение проблем, сотрудничество и общение. Развиваются коммуникативные навыки. Развивается умение выражать свою точку зрения и аргументировано ее доказывать. Хочется отметить еще один момент. Большинство сегодняшних школьников —представители поколения, для которых в будущем вопрос культуры интернет общения будет вопросом личной и профессиональной социализации. Педагог, организующий работув классе по сбору информации для школьного сайта, создает условия для формирования коммуникативной модели у младших школьников, переводит развлекательный характер интернет активности на информационный поиск и самообразование.

3. Сайт форма взаимодействия «Педагог —ученик» (индивидуализация содержания)Конечно, со стороны педагогов осуществляется психологопедагогическое сопровождение учащихся в процессе включения в деятельность школьного сайта, направленная на помощь и поддержку ребенка взрослым, стимулирование его возможностей и инициирование к проявлению самостоятельности. Психологическая составляющая включает в себя психологопедагогическую помощь в преодолении барьеров, а появившийся более широкий спектр возможностей для обучения учащихся подкрепляется серьезной работой и практическими шагами по использованию интернетстранички «Начальная школа» в образовательных целях. Так от внимания учащихся не ускользают выставки работ других учеников, интересные проекты, реализуемые другими классами, олимпиады и др. События не должны «теряться», а значит обеднять и заметно искажать общую картину происходящего в школе или в классе.Результатом работыявляетсявысокая активность учащихся класса: отзывы об экскурсиях, о классных часах, о победе или участии в конкурсах, рисунки, сочинения.Предлагаем маршрутныйлист «Как превратить сайт в общее дело?» [5]Он поможет педагогам привлечь детей к активному участию в жизни школы; родителей –к сотрудничеству и участию в жизни детей. Тем самым реализовать основную задачу,которую преследовали при создании сайта, –приобщаем всех членов школьного коллектива к активному участию в развитии информационного пространства школы. Хороший сайт —это не только визитная карточка школы, а инструмент для решения образовательных задач.организовать работу по наполнению сайта информацией и в решении образовательных задач. Очевидно, что список образовательных задач может быть расширен и уточнен. Важно другое: эти цели необходимо выделять и видеть школьный сайт как инструмент решения образовательных задач, иначе он не будет востребован. Смело двигайтесь шаг за шагом и смотрите только вперед!«Как превратить сайт в общее дело?» Шаг 1. Информационное обеспечение участников образовательного процесса.(Цель: познакомить учащихся и родителей соструктурой сайта, рубриками, рисуем перспективы, обозначаем личную пользу и возможности для каждого).Шаг 2. «Деловая игра» (Цель: распределение ролей, назначение ответственных, поддержка инициативы, особые поручения, «Дежурство по сайту»)Шаг 3. «Onlineпомощь»(Цель: соблюдение сетевого принципа: «Умеешь сам —научи другого»)Шаг 4. «Новость» (Цель: создание новости класса, параллели классов, начальной школы)Новости должны отвечать трём требованиям:1.Оперативность2.Значимость для широкой аудитории3.Профессиональная подача:когда —где —что —с кем —произошло суть событиямнения участников, отзывы, рисунки, фотографииШаг 5. Включение родителейШаг 6. «Эстафета высоких достижений» (Мероприятие считается завершенным, если информация о нем размещена на сайте)Выводы:1.всвязи с применением маршрутноголиста«Как превратить сайт в общее дело?» в учебновоспитательном процессе, возрастет число учащихся, участвующих в подготовке творческих материалов для размещения на сайте; 2.родители получают оперативную и качественную информацию не только по вопросамобучения, воспитания, а главное о жизни детей в школе. Можно сказать и так: школьный сайт сам постепенно становится виртуальной школой. Чтобы каждый посетитель —родитель, ученик, учитель, чиновник, просто случайный гость, приоткрыв дверь, увидел активную и заманчивую деятельность и захотел войти и совершить подробную экскурсию.Итак, кшкольному сайту применимы универсальные критерии, справедливые для любых сайтов: технические, эстетические, психологические, информационные. В то же время для школьных сайтов педагогическая составляющая остается главной. Таким образом, школьный сайт является действенным образовательным инструментом, если содержит реальные продукты деятельности учеников и педагогов, а также являетсядля пользователей (педагогов, учеников, родителей) точкой входа в мировое информационное пространство.

Ссылки на источники1.Курбатов Р. Движок, который может сдвинуть школу с мертвой точки//Директор школы. –2010.

№4.2.URL: http://www.gazpromschool.ru/[Дата обращения 30.04.2015]3.URL: http://grade.gazpromschool.ru/[Дата обращения 30.04.2015]4.URL:http://www.gazpromschool.ru/docs/localacts.html[Дата обращения 30.04.2015]5.Калужская М. Сайт как конкурентное преимущество школы//Народное образование. –2007. –№10.