Гендерные различия при выборе мотивации учебной деятельности подростков 13–14 лет

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Манатова Э. Р. Гендерные различия при выборе мотивации учебной деятельности подростков 13–14 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2831–2835. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85567.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте; показано, что от мотивов, которые движут школьником, зависит особенность его учебной деятельности; представлены результаты исследования учебной мотивации подростков 13–14 лет.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Манатова Эльвира Расулевна,студентка3 курса факультета психологии ФГБОУ ВПО "Челябинский государственный педагогический университет", г. Челябинскamirka33@mail.ru

Гендерные различия при выборе мотивацииучебной деятельности подростков 1314 лет

Аннотация. Статья посвящена изучению мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте; показано, что от мотивов, которые движут школьником, зависит особенность его учебной деятельности; представлены результаты исследования учебной мотивации подростков 1314 лет.Ключевые слова: мотивация учебной деятельности, подростки, мотивация, мотивы.

Формирование мотивации учебной деятельности в школьном возрасте является одной из центральных проблем современной школы. Актуальность её обусловлена тем, что мотивация учебнопознавательной деятельности –это феномен, который требует от педагога систематической работы на протяжении всего учебного процесса. Необходимость развитой учебной мотивации у школьников понимает каждый педагог, так как для включения ученика в работу, задачи которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности должны быть понятны и внутренне приняты им. Процессы интериоризации мальчиков и девочек отличаются.Основы гендерных различий закладываются генетически и имеют значительные различия, это влияет на способности учеников, их поведение, предпочтения, отношение к окружающему миру. В связи с этим, учет гендерного фактора при анализе учебной мотивации подростков важен для совершенствования учебного процесса.Для того, чтобы грамотно выстроить учебный процесс, замотивировать ученика, педагогу надо знать особенности мотивации учения на разных возрастных этапах, акцентировав при этом внимание на подростковом возрасте и гендерных особенностях ученика[8].Для того чтобы определить понятие «мотивация учебной деятельности», рассмотрим разные определения авторов понятия «мотивация»C точки зрения С.Л.Рубинштейна мотив –как побуждение –это источник действия, его порождающий[1].А.А.Реан считает, что внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности является мотивом деятельности личности.Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Понятие«мотивация» применяетсяв современной психологии в двух значениях: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления), и как характеристика процесса, активизирующего и поддерживающегоповеденческую активность на определенном уровне. Исходя из представленного определения мотива деятельности, мотивация ,или мотивационная сфера личности, является совокупностью стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающихнаправленность личности[2].Немов Р.С. дает несколько иное определение понятию мотивация, представляя ее каксовокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, активность и направленность [3].Направленность ученика на различные стороны учебной деятельностиявляется мотивом учения.Одну часть учеников интересуетсампроцессприобретения знаний, других мотивируют взаимоотношения с людьми в ходе учения.В соответствии с этими интересами школьниковМарковой А.К. были выявлены две большие группы мотивов:1) познавательные мотивы, которые связаныс содержанием учебной деятельности, особенностями процессаее выполнения;2) социальные мотивы, связанные со всевозможнымисоциальными взаимодействиями ученикас другими людьми.У познавательных мотивовестьдругоеназвание –внутренние. Внешние мотивы учения имеют второе название социальные.Познавательные мотивысодержат в себенесколько подгрупп:1) широкие познавательные мотивы, означающие направленность ученикана освоение новых знаний. К ним относятся: заинтересованность последними занимательными фактами, явлениями или их значимыми свойствами, либо интерес к закономерностям учебного материала, к теоретическим основам, к основополагающимидеям;2) учебнопознавательные мотивы, представляющие собой направленностьшкольников на усвоение способов добывания знаний: заинтересованностьприемамисамостоятельногоприобретения знаний, методами научного познания, интерес к способам разумной организации своей учебной деятельности;3) мотивы самообразования, состоят в устремленностиучениковна самостоятельное улучшениеспособов добывания знаний.Познавательные мотивы, движущие школьником, могут обеспечить наличие у него мотива достижения. Мотив достижения проявляется в направленности ученика на успех, он словносоревнуется с самим собой, стремясь достичь результатов которые будут лучше предыдущих.Группа социальных мотивов делится на несколько подгрупп:1) широкие социальные мотивы, состоятв желании ученикаполучать знания, чтобы быть полезным своей стране, обществу, стремлении выполнить свой долг. Школьник учится, чтобы подготовится к будущей профессии, понимает необходимостьучиться и в нем сильно чувствоответственности.2) узкие социальные или позиционные мотивы, заключаются в стремлении ученика занять определенное место в отношениях с людьми, ученик хочет получить одобрение, быть авторитетным среди окружающих.3) социальные мотивы илимотивысоциального сотрудничества, состоят в том что ученик одновременно стремится общаться и взаимодействовать с окружающимии, также, стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и одноклассниками, старается все время их улучшать. Данныймотив является одним из основополагающих в самовоспитании и самосовершенствованииличности[4].Самосовершенствование выходит на первый план в подростковом возрасте. Подросток считает себя взрослым и хочетпризнанияокружающимиего самостоятельности. Для этого подростку надо приобрестикачества свойственныевзрослому человеку, начинается внешняя и внутренняя перестройка.Он подражает «кумиру», копирует его поведение, черты личности. Мальчики подражают людям, которые ведут себя как «настоящие мужчины», посещают спортивные секции, чтобы развить силу и выносливость. Девочки видят «настоящую женщину» привлекательной, обаятельной, пользующейся популярностью у других. Изза этого девочки больше внимания сосредотачивают на выборе одежды, косметики, осваивают приемы кокетства. Подросткутакже надо уметь общаться со сверстникам, надо заработать авторитет среди окружающих. Подросток придает особое значение общению, не игнорируя при этом учение.Решение учебных задач мальчиками и девочками, особенности восприятия ими материала и концентрации на нем различны. Общительные девочки берутся за несколько дел одновременно. В свою очередь мальчики, которым свойственна большая сила воли и выдержка, лучше концентрируются на одной задаче, но при этом выполняют ее усердно, пытаясь найти новые способы решения[5].В исследовании приняли участие 9 человек, являющихся учениками 8 класса МОУ Дербишевская СОШ. Разница в возрасте составляет не более 2 лет. Коллектив состоит из 5 мальчиков и 4 девочек.Успеваемость в коллективе средняя. Коллектив дисциплинирован, делают замечания друг другу, если ктото ведет себя неправильно. Более слабые ученики стараются не отстать от остальных. Члены коллектива не ограничиваются общением только внутри своих групп, а общаются и с другими одноклассниками.Основными видами деятельности коллектива являются учебная и общественная деятельность. Дети участвуют в различных олимпиадах, общешкольных мероприятиях и концертах.Ученики знают и понимают друг друга достаточно хорошо, быстро находят общий язык, что связано с одинаковым возрастом и общностью интересов, в основе которых саморегуляция поведения [9].Ученики доброжелательны к своим одноклассникам, уважают их интересы.Для исследования уровня учебной мотивации подростков данной группы, нами были выбранаметодика изучения мотивации учения Лускановой М.И. Результаты диагностики испытуемых представлены таблице 1.Таблица 1 Результаты диагностики мотивации учения М.ИЛускановой

Уровень учебной мотивации12345Количество испытуемых

441

Проанализировав данные таблицы 1, мы делаем выводы, что у 44% учеников выявлен 2 уровень учебной мотивации. Это признак хорошей школьной мотивацией, являющейся нормой. Еще 44 % учеников данного класса положительно относятся к школе, но она больше привлекает их своей внеучебной деятельностью–3 уровень мотивации учения. 11% от всей характерен 4 уровень учебной мотивации. У таких подростков низкая школьная мотивация, они посещают школу неохотно, предпочитая прогуливать уроки.



Рис. 1.Сравнительный анализ результатовдиагностики мотивации учения М.ИЛускановой.

Из рисунка 1 мы видим, что максимальныйвыявленный уровень учебной мотивации у девочек такой же как и у мальчиков, минимальныйуровень у мальчиков –ниже,чем минимальныйуровень мотивации у девочек. Двум мальчикам и двум девочкам характерен высокий уровень мотивации учения и такому же количеству мальчиков и девочек характерен средний уровень.У 1 одного ученика выявлен низкийуровень мотивации учения.С целью определения преобладающего мотива, который определяетжелание ребенка идти в школу, мы использовали методикудля диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой). Результаты исследования диагностики учебной мотивации школьников поданнойметодике представлены в таблице 2. Таблица 2Результаты диагностики учебной мотивации школьников М.В.Матюхиной в модификацииН.Ц.Бадмаевой

Мотивы ученияКоличество испытуемых Долга и ответственности4Самоопределения и самосовершенствования7Благополучия7Аффилиации2Престижа1Избегания неудачи4Учебнопознавательные (содержание учения)4Учебнопознавательные (процесс учения)2Коммуникативные2Творческой самореализации1Достижения успеха7

По данным, представленным в таблице, преобладающими мотивами учения в данном классе являются мотивы самоопределения, достижения успехаи благополучия(78%). 44% учеников руководствуются мотивами долга и ответственности.Такое же количество испытуемых мотивирует само содержание учения и стремление избежать неудачи.22% движут коммуникативные мотивы и стремлениебыть в обществе других людей или мотив аффилиации. Столько же 4040205050010203040506012345Количество испытуемых %Уровень учебной мотивацииколичество мальчиков %количество девочек %учеников интересуются процессом учения. Мотив творческой самореализации и мотив престижа выявленыу 11% испытуемых.



Ссылки на источники1.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. http://www.klex.ru/um. [Дата обращения 10.04.2015].2.РеанА.А. Психология и педагогика. http://www.twirpx.com/file/4557/

[Дата обращения 11.04.2015].3.Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн.. –М.:. ВЛАДОС, 2013.–687 с.4.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя.http://www.pedlib.ru/Books/1/0389/index.shtml?from_page=3.

[Дата обращения 10.04.2015].5.ХилькоМ.Е., Ткачева М.С.Возрастная психология. Конспект лекций. М.:Юрайт, 2014. –208 с.6.Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психологопедагогические показатели деятельности школьника. Критерии и диагностика. http://www.twirpx.com/file/1004565. [Дата обращения 11.02.2015].7.Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. http://window.edu.ru/resource/940/18940/files/Mtdusc10.pdf. [Дата обращения 11.02.2015].8.Долгова В.И. Проблемы подготовки руководителей инновационного процесса в начальной школе: (аспект психологии пола). / Новые системы обучения в начальной школе. –Материалы региональной конференции. Под ред. Гашевой Л.П., Геращенко Н.В., Ерыкаловой Л.П. –Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет. –1994. –С. 1517 9.Савина Н.Г. Саморегуляция поведения как социальная характеристика личности. / Культура и образование: от теории к практике. Т. 1. Киров: Кировское областное государственное автономное образовательное учреждение СПО «Вятский колледж культуры». –2015 г. С. 302306.

020406080100количество испытуемых %самоопределенияаффилиацииизбегания неудачиучебнопознавательные …творческой самореализации …Количество испытуемых %Ряд1