«Клянёмся Родину любить»: славильная музыка для детского хора в Советском Союзе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Перепич Н. В. «Клянёмся Родину любить»: славильная музыка для детского хора в Советском Союзе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2926–2930. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85586.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются славильные кантаты и оратории для детского хора, появившиеся в период конца 1950-х – начала 1980-х годов. Отмечается их значимость в деле идеологического и патриотического воспитания подрастающего поколения, выявляются поэтические и музыкальные выразительные средства претворения ключевых образов и идей коммунизма.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Перепич Наталья Владимировна,преподаватель МБУДО «Детская школа искусств №6», Красноярской государственной академии музыки и театра, Красноярскperepichnatali@mail.ru

"Клянёмся Родину любить": славильнаямузыка для детского хора в Советском Союзе

Аннотация.В данной статье рассматриваются славильные кантаты и оратории для детского хора, появившиеся в период конца 1950х ‬начала 1980х годов. Отмечается их значимость в делеидеологического и патриотического воспитания подрастающего поколения, выявляются поэтические и музыкальные выразительные средства претворения ключевых образов и идей коммунизма.Ключевые слова:советская музыка, славильные сочинения, пионеры, детский хор, выразительные средства.

В советское время музыка при поддержке государственной власти задействовалась в решении первостепенных задач (репрезентативной, воспитательной, агитационной и других), и особаяроль отводиласьсфереславильных сочинений, воспевающих Родину и её героев.В 1920е ‬начале 1950х годов возникло множество такого рода произведенийразных жанров преимущественно для смешанных составов, в которых иногда принимал участие хор пионеров.С середины 1950х годов наблюдается рост интереса композиторов к славильным кантатноораториальным опусам для детской аудитории. В их числе сюита С. Соснина, кантаты и оратории А. Пахмутовой, А. Петрова, А. Флярковского, О. Хромушина, Л. Сидельникова, В. Витлина, Я. Дубравина, Г. Гладкова, появившиеся в конце 1950х ‬начале 1980х годов.Они были доступны широкому слушателю: звучали в концертах и транслировались по радио и телевидению во все уголки страны.Основанный в 1970 году Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио под управлением В.С. Попова, наряду с другимидетскоюношескимиколлективамистраны, вёл активную концертную и гастрольную деятельность и записалв студии свыше тысячи произведений, в том числе пионерскихкантат и отдельных частей их них. В 1970е ‬1980е годы фирмой «Мелодия» были выпущены грампластинки с записью кантат, среди которых «Солнечными маршрутами» (1972),«Салют, победа!» (1975)и «Клятва Родине»Ю. Чичкова на текст К. Ибряева (1978), «Отрядные песни» (1975) и «Ленин в сердце у нас» А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова и С. Гребенникова (1988)и другие.Очевидно, правительством была осознана существенная функция жанров славильной музыки в деле воспитания нового поколения советских людей.Роль таковых опусов в формировании мировоззрения октябрят и пионеров1несомненна, ведь их поэтические и музыкальные тексты ‬своего рода, «азбука» подрастающего гражданина. В них находят своё претворение традиционные идеологические 1Члены Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина (1922) и подготовительной к ней группы, которые объединили школьников разных возрастов (октябрята 79 лет, пионеры 914 лет). Эта структура, являясь проекцией государственной иерархической системы на школьный уровень, позволяла оказывать влияние на процесс становления советского гражданина. Переняв многие идеи дореволюционного скаутского движения, пионерская организация определила свод правил и законов, символы (красное знамя, флаг, гимн, пионерский салют), атрибуты (горн, барабан), знаки отличия (значок, галстук). Её внутреннее строение подразумевает наличие разновеликих «подразделений»: у октябрят ‬«звёздочка» (5 человек) и группа (класс из 2025 человек), у пионеров ‬звено (5 человек), отряд (класс), дружина (все отряды школы). Почётный статус в них имели школьники, исполнявшие общественно значимые обязанности (горнист, барабанщик, командир, тимуровец), также действовала система вожатых.установки, а также ведущие образы, приёмы и средства выразительности, выработанные в советскойофициозной музыке.Встихах славильных ораторий и кантат для детского хора данного периода освещаются главные события истории СССР: Великая Октябрьская Революция, деятельность и смерть Ленина, строительство Страны Советов, Великая Отечественная война. Интересно, что о царской России в них не упоминается, а советское историческое время трактуется сквозь призму мифологической «родословной» граждан от «дедов» (революционеров) к «отцам» (героям Великой Отечественной Войны) и «детям, внукам» (октябрятам и пионерам времён «оттепели» и «развитого социализма»).Согласно этому в текстах утверждается идея родовой преемственности качеств пионера от своих предков, участников героических событий.Однако в кантатах не прослеживается равнозначность временных форм: в них преобладает повествование о прошлом, которое мобилизует на выполнение действий во «взрослом» будущем.Таким образом, воссоздаётся специфическая модель мира, характерная для советского искусства.Вершина общественной иерархии, пирамиды‬Вождь (В.И. Ленин),имякоторого встречается довольно часто встроках пионерских кантат и ораторий. В стихах фигурируют многие объекты и достопримечательности, хранящие память о нём (как Мавзолей), илиназванные в его честь: Ленинская библиотека, завод имени Ленина, спортивный комплекс «Лужники» имени Ленина,город Ленинград2. Символом неустанного трудана благо рабочих и крестьяни заботы о советских людях становятся места его пребывания: кабинет, где уснула девочка, забежавшая «к Ильичу любимому» (кантата В. Витлина «Гори, пионерский костёр!»), озеро Разлив, где он «у костра сидел, мечтая» и «ночи напролёт работал» (в тексте В. Шошина из кантаты О. Хромушина «Ленин с нами»).Примечательно, что в произведениях для детского хора создание представлений о коммунистическом мире зиждется на идее сохранения в сердцах «пламенных ленинцев» идеализированного образа Вождя, наделённого метафизическими свойствами: «Ленина образ я видел повсюду ‬в работе, улыбках, в сердцах москвичей!», «Ленин с нами, в наших сердцах живёт», «Ленин в сердце у больших и детей, Ленин жив, пока бьются сердца!» (в стихах Н. Добронравова, В. Верховского, В. Шошина).В текстах кантат и ораторий 1950х ‬начала 1980х годов пионеры характеризуются как подрастающая смена, ответственная за продление «золотого века» коммунизма: «пусть всех депутатов мы нынче моложе, мы тоже Советская власть!» (в стихах Н. Добронравова), «и сейчас пионер ‬коммунист, гражданин XXIвека» (в тексте В. Крючкова), «Всё, что Ленин сделать нам завещал, завершим мы, юные, до конца» (слова В. Верховского). Прежде всего, подчёркивается многочисленность и сплочённость членов пионерской организации: «нас миллионы, юных и смелых», «пионеров сегодня на земле миллионы», «Первый, второй <…> десятый, тысячный, миллионный! Вот такие у нас колонны!» (в текстах С. Гребенникова, Н. Добронравова, В. Верховского).В кантате А. Пахмутовой «Ленин в сердце у нас» советский пионер (от его лица декламирует Второй чтец) представляется иностранному товарищу с помощью поэтического тропа перифраза: «Я ‬Ленинец юный, я ‬брат Комсомола», что демонстрирует максимальную степень идейного и коллективного сплочения.В кантате Я. Дубравина на слова В. Суслова пионер ‬исключительный образец человека будущего («Он в простор большого неба заглянул и Вселенной подарил земную песню»), чьи мечты ‬«выше звёзд в поднебесье». 2Имя Ленина с 1924 года носят пионерская и комсомольская организации, в текстах кантат Пахмутовой употребляется эпитет «ленинская партия».В некоторых текстах свидетельством полноты и отлаженности жизни юного поколения служит мифологическая трактовка пионерской организации как автономного государства: «Есть такая страна ‬Пионерия, но на карте её не найти» (в кантате А. Флярковского «Страна Пионерия» на слова В. Татаринова). Объектами «государственной важности» в стихах выступают лагерь «Артек», символ дружескогоединения пионеров всего мира,Дворец пионеров, с которого в кантате А. Пахмутовой «Ленин в сердце у нас» начинается знакомство гостей с Москвой, а также вымышленные географические координаты(остров Подвига, мыс Героев в кантате«Красные следопыты» на текст С. Гребенникова и Н. Добронравова).Для описания жизни советских ребят избирается лирический тон повествования, в каждом тексте воплощается светлое и радостное мироощущение. Романтическим колоритом проникнуты строки о крепкой дружбе, звонкой песне и первой любви. В стихах главенствуют образы солнца, которое «всё выше встаёт» (В. Татаринов), алой зари, весны, природы (небо, дождь, гроза, роща, луг, ручей, цветы, яблони). Чаще всего они репрезентируются посредством олицетворения, и пионер органично вписывается вэтот мир в роли доброго друга. В текстах акцентируется и сторона жизни советского школьника, подчинённая «уставному» регламенту. Будучи участником пионерского церемониала, он с первых лет готовится служить Отчизне. В качестве первостепенных символов функционируют атрибуты Пионерии, среди которых горн, регламентирующий распорядок дня, барабан(«пионерский ветеран»), регулирующий слаженность шага будущих коммунистов, и алый галстук, «младший брат великих, свершивших революцию, знамён». Этот знак отличия, положенный лишь посвящённым, предстаёт в стихах символом мужества и стойкости, который подвергался угрозе со стороны врага (его «срывали», «жгли», «стреляли»).Показательно, что в поэтических эпизодах, рассказывающих о пионерской жизни, превалирует лексика, применяемая в военном деле (отряд, сбор, знамя, колонны, парад, строй, клятва, приказ, поход). Подобные слова и словосочетания встречаются в стихах, посвящённых революции, Великой отечественной войне и теме мира на планете: подвиг, борьба, солдат, бойцы, герой, враг, эскадроны, «белых разбить», «готов служить Отчизне», «чеканя шаг», «партизанская сноровка», «огневая песня», «песен раскаты». Приведённые выражения из текстов, адресованных пионерам конца 1950х ‬начала 1980х годов, играют роль поведенческих ориентиров, направляемых идеологическими установками: на непримиримость кврагам государства рабочих и крестьян,службу Отчизне, развитие физических и коммуникативных навыков, полезных для коммуниста.«Героический» характер имеет и деятельность пионеров: процедура посвящения в «дружину ленинцев» с парадом и клятвой,походы по местам боевых действий, сборы у костра, специфические игры («Зарница»). Примером для юного поколения являются сверстники, погибшие молодыми: революционер Павлик Андреев, борец с кулачеством Павлик Морозов, разведчица Зоя Космодемьянская, партизаны Володя Дубинин и Витя Коробков, юнга Саша Ковалёв, санитарка Гуля Королёва, герой романа Н. Островского «Так закалялась сталь» Павка Корчагин.Впоэтике пионерских кантат и ораторий конца 1950х ‬начала 1980х годов находит отражение ряд мотивов, имеющихопределяющее значение для становления советского гражданина (их«фундаментом» служат положения из«Законов пионеров»3и«Морального кодекса строителей коммунизма»4[1]):Мотив учения, базирующийся на ленинском завете, главенствует в стихах о школе и выборе дальнейшего пути пионера: «Королёва, Курчатова, Циолковского 3«Пионер лучший в учёбе, труде и спорте», «Пионер честный и верный товарищ…», «Пионер друг пионерам и детям трудящихся всех стран».4Где провозглашаются «добросовестный труд на благо общества», «гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат», «дружба и братство всех народов СССР».внуки… Звёзды дальних открытий нам видны изза парт», «дружи с хорошей книгой, вернее друга нет», «горит заря на кончике пера», «на штурм небывалых научных высот всегда наша юность нацелена», «взгляни ‬любознательный входит народ в библиотеку имени Ленина». В тексте Н. Добронравова подчёркивается важность эрудированности советского школьника в условиях научнотехнического прогресса, для чего используются терминынеологизмы (физтех, пульсар, мюмезон, антивещество, термояд, квант, синхрофазотрон, ЭВМ).Мотив созидающего труда находит отражение во многих сочинениях: «гудит завод, поёт завод», «ночи напролёт работал Ленин», «подноси скорее саженцы скорей», «надо, чтоб каждое сердце узнало эту великую радость труда», «страна сталеваров, страна хлеборобов, мы все ‬подмастерья твои», «настанет положенный срок, доверит страна в мои руки станок», «историю Родины нашейрабочие руки творят». Как и в повествованиях о Ленине, который «работал» и «мечтал», образы труда и мечты здесь взаимосвязаны: «свою мечту нам нужно найти и прославить Родину нашу!», «всё, о чём мечтает он [Вождь], всё в Отчизне сбудется», «всегда молода заветная ленинцев юных мечта».Мотив спортивной борьбы прослеживается в стихах о пользе физического воспитания. Это тексты о стадионе имени Ленина в кантате А. Пахмутовой(«секунды зовут на борьбу нас», «рекорды свои посвящаем мы Ленинской партии нашей», «лишь смелый спортсменом зовётся») и турнире по футболу среди дворовых команд «Кожаный мяч» в кантате Ю. Чичкова («ведь каждый мальчишка ‬поклонник и рыцарь отважной футбольной игры»).Мотив дружбы ‬один из ключевых, характеризующих Пионерию и советский строй: «дружно пускай звенят песня и смех!», «сдружены наши народы навек Октябрём!», «дружба людей на свете миру пути проложит», «те, кто сдружился, дружбу будут крепить навеки».Мотив добра и помощи человеку ‬ядро «гуманных отношений», официально задекларированных в «Кодексе» 1961 года ‬наполняет строки о советской жизни и общественной роли пионера«тимуровца»: «без людского участья не сделать ни шагу, как не стать Человеком без любви и труда», «мы разносим людям радость по забытым адресам», «платят золотом улыбки за волшебные труды»5.В кантатах и ораториях для детского хора цитируются строки из таких знаковых для советского официоза образцов, как Интернационал («Мы наш,мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем!») и Гимн Пионерии (к нему отсылает аллюзия «И ночи синие взвились, тогда взвились, взвились кострами»). В стихах анализируемых опусов наблюдается концентрированное бытование советских лозунгов (призывов, провозглашений), изобилие которых усиливается повторностью:«Пионер ‬это значит первый, это значит ‬всегда впереди», «Слушайте все!», «Всегда готов!», «Вперёд!», «К борьбе заленинское дело всегда готовы!», «Будь готов служить Отчизне!», «Войне ‬войну!», «Назад ‬ни шагу!», «Мир голубой планете!», «Да здравствует труд!», «Учиться, учиться, учиться», «Клянёмся поленински жить!».Кроме того, встречаются считалки(«Ой, считалка, ты, считалка, справа речка, слева балка...»), фразы в духе речёвки («Дружина ‬это значит дружно/ Шагать нам через годы нужно», «кто кого ‬давай поспорим», «Тяжёл рюкзак, а нам пустяк,/ Давай, ребята, шире шаг») и пословицы:«знамя алое ‬наша надежда и вера», «в дружбе жить ‬богаче жить», «книги ‬друзья человека», «отряд пионерский ‬хорошая школа», «кто сдружился в Артеке ‬тот сдружился навеки».В поэтических текстах данных сочинений большую роль играют стилистические фигуры, обеспечивающие выразительность интонации (риторическое обращение, 5Для примеров взяты строки из текстов Я. Серпина, В. Суслова, Н. Добронравова, В. Шошина, Л. Барбас, В. Верховского, В. Крючкова, К. Ибряева.риторическое восклицание, риторический вопрос). В нихиспользуются разновидности поэтических тропов, способствующие более яркому и конкретному преподнесению образов советской модели мира для детской аудитории.Наиболее часто употребляется олицетворение, многие обороты которого возникли, очевидно, под влиянием народной поэзии: «заводские дышат корпуса», «примеряют берёзки алый галстук зари», «Красная площадь зарёй умывается и улыбается», «смотрите, вас встречает улыбкой Москва», «стать лучше и краше стремится талантливый городгерой», «секунды зовут на борьбу нас», «и верит молодым усталая планета», «и слышали все, с какой тоской рыдали заводов гудки». В примерах сравненияобнаруживается сочетание признаков других тропов (метафоры, гиперболы, олицетворения), в отдельных случаях достигающее высокой насыщенности: «красный солдат крепче разбойничьей стали!», «он стоит ‬как воин на параде!», «бурлит, беспокойный, как море, московский завод Ильича», «и отблеск великих огней Октября на галстуках наших горит как заря». Это сообщает стихам свежесть и особую выразительность, сильный эмоциональный тонус.Применение метафорыкак средства обогащения поэтического языка приводит к лирической и идеализированной трактовке советской жизни: «земля ‬наш общий дом», «Ленин! Это маяк негасимый вдали», «Ленин в сердце у больших и детей», «в этой песне звенит, не смолкая, мечта молодая», «расправляются крылья и хочется петь», «заря поколений над нами зажглась», «алокрылою птицею галстук летит», «зори рассвета ‬наши горнисты». Метонимиярепрезентирует образы Октябрьского восстания и привносит в тексты пионерских кантат патетическое звучание: «и ночи синие тогда взвились кострами», «в небе песен раскаты», «открывая двери Октября», «клокочет в медном горле у трубы бессмертная мелодия борьбы». С помощью антитезытрадиционно сопоставляются прошлое и настоящее, война и мирное время: «ктото первый из мрака к свету осторожно шагнул вперёд», «и побед торжественные клики, и могилы братской тишину», «добрые ветры и огненный час, сказки и проза».В текстах кантат и ораторий для детского хора, как и в других советских официозных опусах,широко представлен постоянный эпитет‬устойчивое словосочетание, бытующее в стихах разных авторов: алая звезда, вечная звезда, звезда Кремлёвская, алое знамя, флаг победный Октября, пионерский салют, красный галстук, песня огневая, ленинский костёр, ленинский завет, ленинское дело, великий ленинский путь, советская страна, отчизна родная. Одни из них по своей функции и эмоциональноэкспрессивному колориту приближены к оборотам из народных текстов, в других утверждается символика государства.Славильные кантаты и оратории для детского хора конца 1950х ‬начала 1980х годов ‬крупные произведения для солистов, хора и оркестра (фортепиано), организованные, как правило, в многочастные композиции, которые включают от четырёх до десяти номеров. Их музыкальный язык доступен детской аудитории. Для воплощения ключевых образов и коммунистических идей, заявленных в текстах, композиторы оперируют средствами и приёмами, устоявшимися вопусах славильной жанровой сферы. Развёртывание поэтического текста сопровождается в музыке комплексом интонаций, ритмических формул, тембров со сложившейся и понятной слушателю семантикой. В результате интенсивного применения различными авторами многие музыкальновыразительные средства становятся своего рода кодами для слушательского восприятия. Таким образом, типовые элементы языка славильных сочинений закрепляются в памяти пионера, связываясь с идеей прославления советской державы и её героев, подъёмом патриотических чувств и гордостью за страну, осознанием особой роли славильных жанров в советской культуре.Многие произведения и их части открываются развёрнутым вступлением, где главенствует сигнальный тематизм, мажорный лад и громкая динамика, плотная оркестровая (фортепианная) фактура, как, например, в кантате«Отрядные песни» А. Пахмутовой. В ряде случаев вступление представляет собой продолжительную фанфару, мелодическую илиаккордовую. Яркость и призывный характер её интонаций способствуют активизации слушательского внимания и сообщают о торжественности и героическом модусе отображаемых событий.Пример 1 А. Флярковский,вступление к оратории «Счастливое солнце над нами»

Авторы обращаются к жанру марша и песнимарша, широко употребимых напраздничных демонстрацияхи военных парадах. Преобладая в кантатах и ораториях для детского хора, они передают слушателю бодрость и приподнятость духа, репрезентируют идею сплочённости и организованности коллектива. В средних частях кантат распространён подвижный темп и трёхдольный метр, что указывает на приоритет танцевального начала. В номере «Праздник в Артеке» из кантаты В. Витлина в рамках трёхдольности происходит совмещение танцевальных ритмов, раскрывающее, по задумке автора, идею содружества пионеров разных стран. В его среднем разделе обнаруживается опора на жанр вальса, популярного в тот период у советского массового слушателя. Чаще вальсовые средства сосредоточены в мелодии номеров, в то время как аккомпанементная формула вальса встречается редко («Следопытский костёр» Я. Дубравина и «Кто сдружился в Артеке» В. Витлина, припев «Баллады о юнге Саше Ковалёве» Ю. Чичкова).Примером композиторского интереса к двухдольному танцу являются «Замечательный вожатый», пятая часть кантаты «Красные следопыты», и «Турнир эрудитов», третья часть из кантаты«Отрядные песни» А. Пахмутовой, где доминируют жанровые признаки польки.В славильных кантатах и ораториях для пионеров можно наблюдать разные приёмы, обусловленные влиянием музыкальной изобразительности. Так, ваккомпанементе части «Костёр» (О. Хромушин) преобладают гармонические фигурации шестнадцатыми длительностями, своей графикой вызывающиеассоциации с языками пламени,в конце IIIчасти кантаты В. Витлина «Гори, пионерский костёр!» средствами фортепианной фактуры передаётся волнообразное движение реющих на ветрупионерских знамён, а в хоровой партии кантаты Л. Сидельникова «К Ильичу»(№3, «Походная», тт. 1518)встречается звукоподражание сигналу горна. Во IIчасти оратории А. Флярковского «Счастливое солнце над нами» («О Павлике Андрееве») слова «Интернационала», которые, согласно сюжету, пел юный революционер, прерываются тремя короткими аккордами на ffffи ударом ладонью в нижнем регистре фортепиано, что изображает выстрелы и смерть юного героя.Наличие развёрнутой партии чтеца в кантатах «К Ильичу» Л. Сидельникова, «Пионер ‬значит первый» Я. Дубравина, «Ленин в сердце у нас» и «Отрядные песни» А. Пахмутовой, оратории «Счастливое солнце над нами» А. Флярковского свидетельствует о действии театральных приёмов. Стремление композиторов к усилению зрелищного, игрового начала привело к их разнообразному употреблению, в том числе и при работе с хоровой фактурой. В «Турнире эрудитов» из кантаты «Отрядные песни» присутствуют разговорные вставки: этот номер открывается вопросом солиста «Что за крики? Что за шум?», который подхватывает «на все лады» хор. В конце первого раздела хоровой зарисовки после положенных на мелодию слов «на такой не даст ответ сам великий Архимед» выписана речевая вставка «Онто знает!». В припеве юным знатокам со всех сторон адресуются вопросы, озвучиваемые пением то сопрано, то альтов: «Как пульсирует пульсар? Когда открыт был мюмезон? В чём сила антивещества? И кто такой был Резерфорд?».Во многих сочиненияххор театрализованно делится на две группы, поочерёдно пропевающие фразы и мотивы темы, как вкантате «Гори, пионерский костёр» В. Витлина: «голоса друзей сейчас услышим ‬сейчас услышим; Ильич ‬Ильич; горит костёр ‬горит костёр».Другие варианты деления хоровой тканивозникают в случае сочетаниясолирующей и многоголосной партии, которая озвучивает свой материал с закрытым ртом или распевая гласную «А», а также поддержкиведущей партии распевом гласной в хоре («Костёр» и «Ленинград» в кантате О. Хромушина, «Дикая собака динго» в кантате «Отрядные песни» А. Пахмутовой) или завершенияим хорового припева («Следопытский костёр» в кантате «Пионер ‬значит первый» Я. Дубравина, «Ленинская библиотека» в кантате «Ленинв сердце у нас» А. Пахмутовой). Отметим особую тембральную яркость звучания вокализирующих детских голосов. Его введение связано, как правило, с образами ленинских мест, павших героев, пионерского костра, первой любви, и способствует их идеализации и лиризации.Влияние театральности прослеживается и в оформлении вокальной партии сочинений. В кантате А. Петрова «Мир голубойпланете» для провозглашения лозунгов («Мир! Мир! Мир голубой планете!», Ц.3) избирается приём хоровой ритмодекламации. То же и в Iчасти кантаты О. Хромушина «Ленин с нами»:Пример 2

Во IIчасти кантат Я. Дубравинаи В. Витлина («Именем Ленина») главенствуют мелодии, приближенные к декламации, что выражается в их ритмической свободе и опоре на круг речевых интонаций.В инструментальном сопровождении распространение приёмов театрализации сказывается в использовании композиторами соло малого барабана и пионерского горна (трубы),являющихся главнымиатрибутамипионерской организации. Партия малого барабана выписана в опусах как с оркестровым, так и с фортепианным аккомпанементом6: в кантатах «К Ильичу» Л. Сидельникова(«Походная», «С Лениным в сердце»), «Пионер ‬значит первый» Я. Дубравина («Идёт барабанщик»), «Страна Пионерия» А. Флярковского («Товарищ барабан»), «Именем Ленина» В. Витлина («Каким был сначала Артек», «Тайна старого горна» и «Походная»), «Солнечными маршрутами» Ю. Чичкова («Баллада о юнге Саше Ковалёве»), оратории «Счастливое солнце над нами» А. Флярковского («Первые отряды»).Его чёткий упругий ритм, наполняющий повседневную жизнь пионеров, вводится в разделах о борьбе, подвиге и походном 6В кантате Л. Сидельникова оговаривается возможность его замены фортепиано.марше.То женаблюдается и в отношении другого лейттембра Пионерии, сигнального горна, который дублирует вокальную партиюиисполняетсолирующие темы. В некоторых кантатахон озвучивает сигналы пионерского строевого репертуара, вкраплённые в музыкальную тканьи активизирующие слушательскоевнимание: «Слушайте все!» (вступление к кантате А. Пахмутовой «Отрядные песни», «Тайна старого горна» из кантаты В. Витлина «Именем Ленина», «Песня горниста» из кантаты Я. Дубравина «Пионер ‬значит первый»), «сбор» (его видоизменённый вариант с сохранением мелодикоритмической основы открывает №6 «Войска собирает зарница» кантаты Я. Дубравина), «на обед» («Песнягорниста» из кантаты Я. Дубравина, тт. 6366):Пример 3

Свойственная театральному искусству идея яркого преподнесения эмоции, которая репрезентирует конкретную обстановку или ситуацию и моделирует ответную реакцию зрителя, с большой долей условности претворяется в пионерских кантатах и ораториях конца 1950х ‬начала 1980х годов в акцентировании мажорного ладового наклонения. Мажорные тональности превалируют при воссоздании советской действительности, воспевании Ленина и Революции: Cdur, Fdur, Ddur, Bdur, Adur, Esdur, Asdur, Hdur, редко Desdur. В минорных тональностях написаны части, повествующие о сражениях прошлого: amoll(«Солдатская могила» в сюите С. Соснина «Мы‬внуки революции» и «Горнист» в «Отрядных песнях» А. Пахмутовой), cmoll(«Песня корчагинцев» из кантаты О. Хромушина «Ленин с нами», «Тайна старого горна» из кантаты В. Витлина «Именем Ленина»), dmoll(«Следопытский костёр» из кантаты Я. Дубравина «Пионер ‬значит первый»), bmoll(раздел «те, кого уже нет» из части «Вы, артековцы, с нами навеки...» в кантате В. Витлина).В оратории А. Флярковского «Счастливое солнце над нами» отмечены fismoll(«О Павлике Андрееве» и «Героям забвения нет»), esmoll(«Клятва верности» о смерти Ленина) и fmoll(«Постигаем былое»). В целом, это отвечает традициям, сложившимся в классикоромантической музыке, где перечисленные мажорные тональности служат воплощению детских, пасторальных, идиллических образов и торжественного начала, а минорные усиливают героикодраматический, сумрачный, скорбнотраурный колорит.В музыкальной ткани сочинений встречаются интонационноритмические и фактурногармонические обороты, которые появляются на конкретных участках формы и фразах поэтического текста и имеют закреплённые выразительные средства. Устойчивость их образносмысловой нагрузки и неоднократное возвращение в установленном контексте отдалённо напоминают принцип лейтмотивной характеристики в музыкальнотеатральных жанрах. Кроме того, стабильность средств и повторность позволяют увидеть общность их функции с музыкальнориторическими фигурами.Так, в кантатах «Мир голубой планете» А. Петрова (вступлении и хоровом припеве) и «Ленин в сердце у нас» А. Пахмутовой7(в IVчасти в оркестре на словах «По порядку номеров рассчитайсь!») обнаруживается восходящий поступенный мотив, который известен в западноевропейской музыке как «золотой ход валторн».Распространённый в аккомпанементе оборот «фанфара» с его призывной квартовой интонацией, пунктирным ритмом,ямбическойначальной формулой и громкой динамикой проникает в партию хора. Введение торжественного и призывного сигнала из официозного и военноспортивного репертуара привносит соответствующие нюансы в трактовку текста, сопровождаемого им. Например,третью часть кантаты А. Пахмутовойо заводе имени Ленина «Гудит завод» открывает «фанфарапризыв» без инструментального сопровождения: мотив восходящей кварты, который имитируется в партии сопрано, затем альтов.Будучи звукоподражательным элементом, он в то же время способствует формированию торжественногероических представлений о заводе, что имеет отношение и к труду рабочих, и к легендарному приезду Ленина, окончившемуся покушением, и к мечте юных ленинцев встать у станка.В ряде кантат последние фразы разделов и частей, где претворяются значимые для советского государства образы и идеи, преподносятся с укрупнением ритма, размера и замедлением темпа, протяжением заключительного тонического аккорда, увеличением динамики и количества фактурных голосов. В этом случае можно говоритьо выходе за пределы сюжетного времени и выведении на первый план идеи славления. Подобные построения, имеющие в советских славильных опусах статус музыкальнориторической фигуры возвеличивания[2], в пионерских кантатах и ораториях маркируют зону каденциии раскрывают некоторые аспекты, особо актуальные для детскоюношеской аудитории.Прежде всего, это касается идеи прославления советского государстваи его символов, провозглашения центральныхустановоккоммунистической идеологии, а также идей почитания воинской славы, ценности подвига дедов и отцов («гордо будем славу Ленинграда как святыню Родины хранить!» в IVчасти кантаты О. Хромушина «Ленин с нами»), крепкой пионерской дружбы.Пример 4 В. Витлин, завершениеIIIчасти кантаты «Гори, пионерский костёр!»

Таким образом, кантаты и оратории для детского хора времён «оттепели» и «развитого социализма» действительно принадлежат к жанровой сфере славильной музыки и былипризваны играть значимую роль в воспитании советского гражданина. В них претворяются ключевые образы и идеи коммунистической картины мира. Стихи сочинений рассказывают о роли первого Вождя и его заветов, качествах примерного коммуниста, преемственной связи поколений и долге младшего перед старшим. В нихв художественно привлекательной, вызывающей непосредственное эмоциональное переживание форме освещаются события отечественной истории, говорится о подвигах дедов и отцов, о служении Отчизне и патриотизме.Данные идеи доводятся до пионерской аудитории с помощью доступных музыкальнопоэтических средств и приёмов. В поэтике подчеркнём особое 7Интересно, что названия обеих кантат представляют собой типичные фразылозунги.распространение риторического восклицания, риторического обращения и риторического вопроса, придающих интонационное разнообразие стихам, а также тропа «постоянный эпитет», примеры которого активно тиражируются в текстах. Наблюдаются случаи цитирования фрагментов советских гимнов и высокая насыщенность стихов лозунгами. В музыке произведений большую роль играет комплекс выразительных средств, в котором сконцентрированы базовые элементы музыкального словаря славильной жанровой сферы: фанфарное вступление, антитеза мажора и минора, направленная на отображение светлого настоящего и сурового прошлого, опора на жанровые модели марша, песнимарша и гимна, вальса. Из музыкальнориторических фигур встречаются «фанфара» и фигура возвеличивания как носитель идеи славления и знак завершения сочинения или его части. Также отмечено проникновение приёмов музыкальной изобразительности, конкретизирующих поэтический текст, и театрализации, привносящих в произведения зрелищное, игровое начало.Славильные кантаты и оратории для детского хора конца 1950х ‬начала 1980х годов подготавливают юного слушателя к восприятию «взрослой» музыки. Сделанные умело и профессионально, они, в целом, позволяют практически усвоить язык академической музыки (не только официозной), привить школьникам основы музыкальной культуры. Советская модель мира преподносится в них адаптированно, с акцентированием первостепенных моментов (остаётся не раскрытым образ партии, не показано дореволюционное время). Притом, что вданныхсочиненияхглавенствуют генеральныеидеи коммунизма, богатство лирических, скерцозных, пейзажных образов свидетельствует об отсутствии жёсткой идеологизации. На первый план выводятсясюжеты, созвучные теме детства и юношества (учение, игра, поход, мечта, дружба). Это сказывается и на уровне музыкальнопоэтических средств: в стихах преобладает олицетворение, «оживляющее» явления природы, государственные объекты и абстрактные понятия, в игровой форме перечисляются неологизмы, используются считалка и речёвка, а музыка двух частей написана в знакомом с ранних лет жанре польки.С уходом советской эпохи тематика кантат и ораторий для пионеров во многомутратила актуальность, и их исполнение прекратилось. Сегодня можно услышать отдельные номера из них,лирические зарисовки, лишённые идеологического контекста: «Песня о родной земле» из кантаты «Красные следопыты», «Дарите радость людям», «Дикая собака Динго» из кантаты «Отрядные песни» А. Пахмутовой,«Страна Читалия» Я. Дубравина (из кантаты «Пионер ‬значит первый»), «Утро школьное, здравствуй!» Ю. Чичкова (из кантаты «Солнечными маршрутами») и другие.Между тем, в современных условиях вновь осознаётсяактуальностьгражданского ипатриотического воспитания, его значимость признаётся не только руководящими лицами государственных структур, но и крупнейшими деятелями культуры. В современной литературе по педагогике для средних и высших учебных заведений патриотическое воспитание представляется одним из ведущих направленийи очевидно, что музыка для детей могла бы способствоватьрешению его задач.В этом русле положительным моментом видится возрождение в 2013 годуВсероссийского хорового обществапод председательствомнародногоартистаРоссии ВалерияГергиева.Его главным проектом сталаорганизациясводного Детского хора России, объединившего тысячу хористовиз разных уголков нашей страныс целью «сохранения, развития и популяризации российской хоровой культуры, приобщения к хоровому пению широких слоев российского общества»[3].Среди приоритетных направлений деятельности в Уставе ВХО задекларировано«содействие в создании условий для развития массового хорового исполнительства детей и молодежи как средства нравственного, гражданского, патриотического воспитания и успешной социализации подрастающего поколения»[3], что обусловливает концертную и репертуарную политику руководствахорового общества.За первый год существования коллектив принял участиев знаковых для государства мероприятиях, широко освещаемых в СМИ и сети Internet, таких как:закрытие XXIIЗимних Олимпийских игр в Сочи (23 февраля 2014 года), концерт ко дню Славянской письменности и культуры (24 мая 2014 года), концерт ко дню России в Крыму (12 июня 2014 года).В репертуарДетского хора России вошлисочинения дореволюционной эпохи, народные песни, массовые песни времён СССР, среди которых обращает на себя внимание весомая доляопусов славильной и патриотической тематики: Государственный гимн РФ А. Александрова на текст С. Михалкова, панегирический кант XVIIIвека «радуйся, Росско земле», «Славься» М. Глинки на текст С. Городецкого, советские песни «Широка страна моя родная» И. Дунаевского на слова В. ЛебедеваКумача, «Родина слышит» Д. Шостаковича на стихи Е. Долматовского, «Солдатские звёзды» Ю. Чичкова на слова К. Ибряева, а также восьмая часть «Реквиема» Д. Кабалевского на слова Р. Рождественского «Наши дети» и кантата С. Прокофьева «Славься, наш могучий край»[4]. Последнее произведение заслуживает особоговнимания, поскольку представляет собой единственный образец кантатноораториального жанра, исполняемый коллективомв переложенииглавного хормейстера Мариинского театра А. Петренко(оригинал написандля смешанного хора).Ему же принадлежитновый вариантпоэтического текста, третийза историю бытования прокофьевского сочинения, звучавшего в сталинскую эпоху со словамиЕ. Долматовского (1947), а затем ‬с текстом А. Машистова(1962).При всём этом, нужно отметить, что основной массив кантатноораториальныхопусовдля детейостаётся невостребованным и традиция создания славильной музыки для подрастающей аудитории, возникшаяв последнее советское тридцатилетие, угасла.Обращение к музыке советской эпохикак «фундаменту» отечественного церемониалаподтверждает достоинства и жизнеспособность последней, однако факты появленияславильных произведенийсовременных композиторов, воспевающих событияновой российской истории, поканеизвестны.

Ссылки на источники1.Моральныйкодекс строителя коммунизма //Программа коммунистической партии советского союза.‬Москва: Госполитиздат, 1961. ‬С. 119120.2.Найко Н.М. Музыкальнориторические фигуры "обновленной России" в вокальносимфонических произведениях Д. Шостаковича //Найко Н.М. Познавший тайну звука: статьи о музыке и музыкантах. ‬Красноярск, 2012. ‬С. 131150.3.Устав Некоммерческого Партнёрства «Всероссийское хоровое общество». ‬URL: http://childrenchoir.ru/vxo/documents/ustav.php.‬[Дата обращения 25.04.2015].4.Репертуар сводного тысячного хора. ‬URL: http://childrenchoir.ru/deyatelnost/noty.php.‬[Дата обращения 25.04.2015].