Духовный потенциал художественной культуры и художественного творчества в сфере художественного образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Балина Т. Г. Духовный потенциал художественной культуры и художественного творчества в сфере художественного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2921–2925. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85585.htm.
Аннотация. Определена значимость духовного воспитания в системе художественного образования. Выявлен духовный потенциал художественной культуры и художественного творчества в сфере художественного образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Балина Татьяна Геннадьевна,

заведующая методическим кабинетом, преподаватель художественных дисциплин филиала ГОБУК ВПО «Волгоградский государственный институт искусства и культуры» в г. Камышин, художественное отделение;аспирант кафедры педагогики ФГБОУВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет»balina.t75@mail.ru

Духовный потенциал художественной культуры и художественного творчества в сфере художественного образования

Аннотация. Определена значимость духовного воспитания в системе художественного образования. Выявлендуховный потенциал художественной культуры и художественного творчества в сфере художественного образования.Ключевые слова: духовное воспитание, художественная культура, художественное творчество, художественное образование.

Проблема духовности рассматривалась в различных аспектах научного знания: философском, психологическом, педагогическом, социологическом и др. Однако нельзя сказать, что понятие «духовность» является отработанной категорией в философском или педагогическом плане. Так, в трактовке Т.И.Петраковой духовность —«это то самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится «личность» [15, С.23]. В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой «духовность» определяется как «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными». Русские мыслителей и педагоги соотносили духовность с категорией «ценности» (Н.А. Бердяев, Е.В. Бондаревская, В.В. Зеньковский, И. А. Ильин, В.А. Караковкий, B.C. Соловьев,). Духовность они определяли как уровень приобщения личности к высшим ценностям. Отсюда важными характеристиками духовности можно считать наличие ценностных жизненных ориентаций, потребностьв осмыслении своего предназначения, соотнесения себя с окружающим миром, способность чувствовать и выражать свои чувства.В гуманитарной педагогической парадигме аналогом «духовности» выступает субъектность. У Н.М.Борытко под субъектностью понимается «неизменная основа «самости» человека, ее уникального, личностноэкзистенциального ядра, способность человека к творческой самореализации в предметной и непредметной деятельности» [2, С.180].

Л.М. Лузина определяет «духовность» как «собственно человеческое вчеловеке» [10, С.24]. И.А. Соловцова рассматривает понятие «духовность», как основополагающее в системе категорий, которое следует понимать в социальном плане как часть менталитета народа. В индивидуальном плане свойство отдельного человека, то, что составляет его истинно человеческую сущность и определяет характер его бытия в мире и способность к саморазвитию [18, С. 152].С.В. Куликова рассматривает духовность как особую характеристику русского народа, российской культуры и образования и определяет понятие «духовности» как базовой ценности национального образования России [6, С. 61].

Таким образом, в общем виде в педагогике чаще всего понятие духовности связано со смыслообразующими компонентами человеческого существования, «человеческого в человеке».Многие философы (Н.Бердяев, А.Ф.Лосев, В.Соловьев, А.С.Хомяков, П.Флоренский, С.Л. Франк) также считают, что духовность –процесс и результат развития человека. Развитие, в свою очередь, определяется как восхождение к высшему уровню духовности в условиях организованного целенаправленного взаимодействия личности, ее внутреннего мира с внешним. В работах таких педагогов как Я.А.Коменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский содержание духовного рассматривалось и определялось как воспитание души и самосознания.В педагогическом аспекте воспитание всегда рассматривалось как «средство социализации индивидуума, способ передачи социального опыта и ценностей от старших поколений к младшим» [2, С. 21]. Определение воспитания как социального явления обозначалось и в трудах Г.Н. Волкова, В.А. Караковского, И. С. Кона, А. В. Мудрика, С.Д.Полякова, В. Д. Семенова, С.Г. Шацкого, Н.Е. Щурковой и др. Система воспитания как целостное явление в образовательном процессе имеет непосредственную связь с культурой народа. Совершенствование системы образования в России связывают с принятием культурных ценностей как основы духовного возрождение страны.КучероваО.Е. подчеркивает, что «культура как ценностная основа жизни» есть ориентир для духовного становления и приобретения «духовной зрелости» [9,С.18].Н.Е. Щуркова отмечает, что воспитание –есть «приобщение к современной культуре» [20, С. 84]. Г.Н. Волков в своих исследованиях указывает на взаимосвязь традиций, культуры и воспитания. Ученый подчеркивает, что без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа[4, С. 45]. Е.В. Бондаревская в работах по вопросам воспитания указывает, что «воспитательный процесс —это и есть процесс становления осознанного отношения личности ко всему, что с ней происходит, это внутренняя духовная работа, протекающая в сознании вокруг собственных дел и поступков, а также дел и поступков других людей, это работа по осмыслению, оценке явлений природы, социума» [1, С.18].Из этого следует, что духовное воспитание –этостановление личности, одна из форм ее развития при условии организованного взаимодействия учащегося и педагога.Воспитание не отделяют от духовности, а наоборот соотносят с процессом духовного становления, где важным ориентиром выступает культура.Но в педагогической практике духовное воспитание рассматривается часто как само собой разумеющийся процесс, не всегда имеющий четкие разработанные установки в соответствии с уровнями и ступенями обучения.

Возможности воспитания духовных и нравственных качеств у учащихся образовательных учреждений в целостном учебновоспитательном процессе раскрыты в исследованиях О.Е. Кучеровой, Н.М.Савченко, В.В. Склядневой и др.КучероваО.Е. отмечает, что «духовность должна быть постоянно воспитываема, и начинать такое воспитание следует с самого рождения. Духовный мир ребенка формируется не только в результате целенаправленного воздействия школьного образования, но и в результате незапрограммированных систем влияния: семьи, товарищей, средств массовой информации и др. Духовность находит выражение в образе жизни, творческой деятельности, в моральных и религиозных традициях» [9, С.18]. Ученая определяет педагогические средства духовного воспитания учащихся, среди которых особо отмечается «художественноэстетическая насыщенность жизнедеятельности» воспитуемых. Художественноэстетическая жизнедеятельность является частью общей культуры личности.Неоценимый вклад в раскрытие проблемы воспитания духовности средствами художественной культуры отражено в работах Ш.А. Амонашвили, Г.И.Беленького, Е.В.Веселовой, В.В. Волкова, И.С. Збарского, В.А. Караковкого, В.Я. Коровиной, Т.Ф. Курдюмовой, Н.Я. Мещеряковой; средствами художественной деятельности –А.Д.Алехина, Е.Ю. Анохиной, И.В. Бурцевой, С. П.Ломова, Н. Н.Ростовцева, Т.Я. Шпикаловой, Е.В. Шорохова и др.

Культурологи определяют художественную культуру частью духовной культуры. При этом духовная культура не сводится к духовной деятельности, а характеризует эту деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека [7, С.12].Одной изспециализированных сфер культуры, функционально решающая задачу интеллектуальночувственного отображения бытия в художественных образах, выступает искусство [19, С.229]. «Искусство –это специфический род духовного освоения человеком действительности, формирующий и развивающий его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты»[8, С. 449]. Т.Г. Русакова рассматривает искусство в качестве ведущего фактора обогащения духовного опыта личности. Ученая выделяет образовательный и духовный потенциал искусства.Образовательный потенциал искусства проявляется в том, что его произведения передают информацию о мире, воплощенную в художественной форме, формирует познавательный интерес, способствует развитию логического мышления; создают образ художественноэстетической картины мира, способствуют развитию художественнообразного мышления; активизируют творческий потенциал личности, способствуют развитию творческого воображения; формируют нормы моральнодолжного, развивают волевыекачества; формируют личность в ее целостности, способствуют гармонизации внутреннего мира личности и его внешних проявлений; раскрывают эстетическое содержание окружающего мира через художественные образы, приобщают к общечеловеческим ценностям; формируютэстетические потребности; приобщают к идеалам культуры [16, С.54].Духовный потенциал произведений искусства заключается в возможности направлять познавательную активность воспринимающего на себя, свой внутренний мир; через образ вести к постижению гармонии и единства мира; развивать воображение, стимулировать формирование образа будущего; демонстрировать позитивные и негативные формы взаимоотношений посредством знаковосимволического языка искусства; создавать условия для приобретения духовного опыта через переживание жизненных ситуаций не проживая их в жизни, показывать пути духовного совершенствования; раскрывать духовную красоту человека, природы, мира в целом; открывать возможность духовного (ценностного) общения с собой, другим, культурой, богом [16, С.54].Основанием искусства является художественное творчество, а специфика искусства, отличающая его от других форм духовной культуры, заключается в художественнообразном отражении жизни. [7, С. 20]. Многими учеными (В.С. Кузиным, Т.Г. Русаковой, Б.П.Юсовым и др.) и практиками (Д.Л.Зрелых, Б.М. Неменским, Н.М. Сокольниковой) было определено, что процесс художественного творчества способствует изменению внутреннего мира человека, побуждает личность к духовному росту. Ученые (Д.Л.Зрелых, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Т.Г. Русакова, Т.Я.Шпикалова, Б.П.Юсов и др.) выделяют одну из важнейших функций изобразительного искусства –воспитательную. На основе восприятия произведений мирового искусства, собственного художественного творчества идет обогащение духовногомира детей и молодежи.Т.Г. Русакова большое внимание уделяет искусству как ведущему фактору формирования и обогащения духовного опыта личности. «Духовный опыт –это культурноисторический феномен, который формируется в процессе эмпирического отбора произведений человеческого духа и является своеобразной персонифицированной памятью общества, закрепленной в произведениях искусства, науки и артефактах культуры. Духовный опыт передается из поколения в поколение через ценности, правила, традиции и авторскую деятельность: ценности наряду с идеалами выступают в качестве эталона должного и служат целевыми ориентирами жизнедеятельности и смыслотворчества народа, правила определяют границы дозволенного и задают этикоэстетические нормы взаимоотношений, традиции задают ту систему координат, которая создает устойчивую культурную матрицу и стимулирует авторскую деятельность индивидов, придавая ей конструктивный или деструктивный характер» [16, С. 52]. Можно сделать вывод, что художественная культура и художественная деятельность могут выступать как средства духовного воспитания. В духовности интегрируются эмоциональные и интеллектуальные потребности развивающейся личности, находя отражение в ценностных ориентациях. При разработке концептуальных основ духовного воспитания в сфере художественного образования необходимо учитывать накопленный опыт о развитии духовной сфере человека на основе восприятия художественной культурыи собственного художественного творчества. Основываясь на выше изложенных тезисах мы считаем, что суть духовного потенциала художественной культуры и художественного творчества в сфере художественного образованиябудет выступать идея сопричастности человека к миру. Произведения искусства способны влиять на духовное развитие личности [3, С. 63]. Изобразительное искусство и художественное творчество могут влиять на пробуждение у учащихся «неотчужденного» и ответственного отношения во всему, что окружает в жизни [14, С. 76]. А.А.МеликПашаев полагает, что учащегося следует приобщать к изобразительному искусству через восприятие произведений изобразительного искусства и научить их относиться ко всему в мире как к живому, самоценному, уникальному и в то же самое время родственному ему самому, и тем самым дать обучающемуся возможность ощутить самого себя как универсальное, ко всему причастное существо [11, С. 184]. Многие исследователи (И.В.Бурцева, А.А.МеликПашаев, Б.М.Неменский, Т.И. Петракова, Т.Г.Русакова и др.) отмечают, что в произведениях изобразительного искусства можно обнаружить все признаки духовности: целостное мировосприятие; одухотворенное мироотношение, представленное в художественном образе; отображение жизненного смысла, выраженного в уникальности самого произведения. Художественные произведения позволяют расширять границы своего видения и, как следствие, изменяется позиция личности к окружающему миру: она начинает соотносить себя с другим. Учащийся начинает более целостно познавать окружающий мир и себя.Воспитательный потенциал изобразительного искусства состоит и в том, что в художественных произведениях разнообразно представлена «палитра ценностных отношений к одному и тому же явлению, событию, человеку». «Произведение изобразительного искусства –это результат уже свершившегося процесса творчества» [3, С. 76]. Изобразительное искусство какфактор духовного развития определяется не только учеными и педагогами, но и обучающимися. В результате проведенного лонгитюдного исследования среди учащихся общеобразовательных школ(г.Камышина Волгоградской области), нами выявлено, что 26% опрашиваемых считают, что на духовное становление влияет общение (с педагогами, родными, сверстниками),22% изобразительное искусство (академическое искусство и народное декоративноприкладное творчество), 19% литература (классическое наследие), 15% музыка (произведения мировой классики), 11% церковь и религия (обряды и праздники), 4% театр, 3% считают, что на духовное становление ничего не влияет.В сфере художественного образования результаты исследования были несколько иными. В результате ранжирования опроса учащихся детской художественной школы (г.Камышина) данные распределились следующим образом: 34% опрашиваемых считают, что на духовное становление влияет изобразительное искусство общение,26% литература, 15% общение, 13% церковь и религия, 6% музыка, 5% театр, 1% считают, что на духовное становление ничего не влияет. При ранжировании данных опроса учащихся художественного отделения колледжа искусств (г.Камышина) показатели были следующими: 47% опрашиваемых считают, что на духовное становление влияет изобразительное искусство общение,17% общение, 16% церковь и религия, 14% музыка, 4% литература, 2% театр.Другой этап исследования предлагал учащимся проставить приоритеты в вопросе: Что дает человеку общение с изобразительным искусством?В результате проведенного ранжирования данных учащихся общеобразовательных школ на первое место было поставлено удовольствие, затем отдых, далее духовное обогащение и на последнее место информация об окружающем мире; у учащихся детской художественной школы на первое место была поставлена информация об окружающем мире, затем духовное обогащение и на последнее место отдых и удовольствие; у учащихся художественного отделения колледжа искусств первое место было отдано духовному обогащению, затем информации об окружающем мире и на последнем месте также отдых и удовольствие.На основании приведенного выше исследования можно сделать вывод, что сами обучающиеся отводят изобразительному искусству важное место и отмечают его влияние на свое духовное становление. Однако в общеобразовательных школах первое место было отдано общению. Значит ли это, что художественная среда или атмосфера влияет на избирательность взглядов? Можно предположить, что учащиеся музыкальных отделений колледжа искусств (г.Камышина) иначе распределят приоритеты в значимости духовного развития.При ранжировании данных опроса учащихся музыкальных отделений колледжа искусств (г.Камышина) показатели были следующими: 39% опрашиваемых считают, что на духовное становление влияет музыка (произведения мировой классики),21% общение, 20% изобразительное искусство (академическое искусство и народное декоративноприкладное творчество), 11% церковь и религия, 5% литература, 4% театр.Как видно из полученных данных на первое место учащиеся музыкальных отделений колледжа искусств ставят музыкальные произведения мировой классики, но и изобразительное искусство имеет также большое преимущество. В данном опросе изобразительное искусство представлялось художественными произведениями академическими и народнымидекоративноприкладными. Академический рисунок и живопись как основа реалистичного изображения действительности понятно и доступно практически всем и не требует особой подготовки зрителя, также как и произведения народного декоративноприкладного искусства. Тогда как музыкальные произведения мировой классики (сонаты, сюиты, оперы и пр.) требуют подготовленности слушателя. Следовательно, особенность изобразительного искусства доступность и понятность.«Изобразительное искусство –это чарующая нас объективная реальность, это красота, которая окружает, волнует, радует, побуждая бережно и с любовью относиться к ее прелестям». «Изобразительное искусство –универсальная форма отражения духовного мира человека, его материальной культуры»[5, С. 144]. Однако следует осторожно относиться к процессу восприятия произведений изобразительного искусства. Ошибочно считать, что всякое приобщение к изобразительному искусству способствует духовному становлению личности [3, С. 81]. «Этот познавательный процесс –длительный и сложный, требующий постепенного системного подхода к познанию мира и осознанию роли искусства в формировании и развитии гармоничной и развитой личности». Задача педагога состоит в умелом введении учащегося в мир изобразительного искусства. Преподаватель должен сформировать зрительное восприятие учащегося, элементарные эстетические представления об окружающей действительности [5, С. 144]. Очень важно научить художественному восприятию через понимание смысла произведения изобразительного искусства. «Постижение воспринимающим смысла и ценности художественного произведения является важным звеном художественного общения». «Преобразующий характер художественного общения заключается в формировании направленности личности, становлении школьника как субъекта, как личности»[17, С. 29].Таким образом, «общение» с изобразительным искусством выступает как важный аспект развития творческого потенциала учащегося и требует особой развернутой программы. Процесс восприятия произведений изобразительного искусства базируетсяна следующих педагогических принципах:

принцип постижения духовного через чувственное восприятиехудожественныхпроизведений;

принцип интерпретации художественныхпроизведений;

принцип одухотворения и отождествления;

принцип обратной связи или рефлексии.Принцип постижения духовного через чувственное восприятиехудожественныхпроизведений раскрывает сущность восприятия искусства. Так, сначала мы воспринимаем художественную наполненность произведения, а затем в этом открываем для себя духовную наполненность. Здесь художественное выступает формой и средством выражения духовного.Принцип интерпретации художественныхпроизведений определяет восхождение к осмыслению увиденного, к рассуждению об этом. Здесь прослеживается эмоциональное и интеллектуальное напряжение зрителя.Принцип одухотворения и отождествления означает, что воспринимаемое в произведении пропускается через зрителя, через его жизнь. Это позволяет приобщить к ценностям мира и самому открыть связи этого мира с личностными ценностями.Принципобратной связи или рефлексии предполагает наличие специфической ситуации, где бы в виде беседы или собственного творчества, или сотворчества произошел бы ответный эмоциональный выплеск. Таким образом, рефлексия предполагает как минимум озвучания своих мыслей в беседе или собственной художественной деятельности.На основе анализа процесса восприятия произведений изобразительного искусства, нами были выделены принципы, на которые должно опираться духовное воспитание в условиях художественного образования:

принцип активного эмоционального восприятия искусства;

принцип воспитывающего обучения в процессе учебнопознавательной художественной деятельности;

принцип аналитикосинтетического духовного наполнения в процессе самостоятельной творческой деятельности.Потребность в творчестве–неотъемлемая характеристика нормально развивающегося человека[12, С.8]. «Художественное развитие и художественное творчество начинается не с развития специальных навыков, не с приобретения специальных знаний, не с развития особого зрения, слуха или двигательных способностей. Это все по мере необходимости развивается потом. Начинается все с пробуждения, воспитания и развития того особого отношения человека к миру, которое лежит в основе всех искусств.» [13, С.352]. «Только гуманитарнохудожественная область дает ребенку возможность развивать эмоциональную сферу, осознавать свою и чужую душевную жизнь, а также –это более всего относится к Мировой художественной культуре приобщиться к тем высшим и непреходящим духовным ценностям, которые хранят великие произведения культуры.» [13, С.355].Таким образом, художественной культуре и художественном образованиюотводится важная роль в приобщении к духовным ценностям и становлении личности.

Ссылки на источники1.БондаревскаяЕ.В.Смыслыистратегииличностноориентированного воспитания//Педагогика, №1,2001, С. 1724.2.Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия. Волгогра, 2000.3.Бурцева И.В. Воспитание духовности у старшеклассников средствами изобразительного искусства в условиях групповой деятельности: Дисс. канд. пед. наук. М., 1996. 253с.4.Волков Г.Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы // Национальная школа: Концепция и технология развития. –М.: Просвещение, 1993. –С. 4551.5.Зрелых Д.Л. Художественное образование как непрерывный процесс познания объективной реальности человеком // Ученые записки.. 2008. № 2. С. 141149.6.Куликова С.В. Духовность как базовая ценность национального образования Ро ссии/ Грани познания. 2012. –№3(17). –С.6165.7.Культурологияввопросахиответахдля зачетов и экзаменов [Текст]: учеб. пособие для вузов / ред. И.Т. Пархоменко, А.А. Радугин. М.: Центр, 2001–336 с .8.Культурология [Текст]: учебник для студентов технич. вузов / ред. Н.Г. Багдасарьян. –М.: Высшая школа, 2007. –528 с.9.КучероваО.Е. Проблема духовнонравственного здоровья в современном воспитании // Среднее профессиональное образование. 2006. №10, С.1821.10.Лузина Л.М. Теория воспитания: философскоантропологический подход. Псков, 2000.11.МеликПашаев А.А. Мир художника. —М.: ПрогрессТрадиция, 2000. —271 с.12.МеликПашаев А.А. Осостоянииивозможностяххудожественногообразования.Аналитическаязаписка. Искусство в школе, 2011.13.МеликПашаев А.А. Психологические основы художественного творчества // Основные современнее концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. С.349360.14.Неменский Б.М. Познание искусством.М.: УРАО, 2000. –192с.15.Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания —М. Импэто, 1997. 16.Русакова, Т. Г. Искусство как фактор формирования и обогащения духовного опыта личности / Грани познания. 2014. –№2(29). –С.5254.17.Русакова, Т.Г. Формирование навыков художественного общения у младших школьников: Дисс. канд. пед. наук. Оренбург, 1996. 279с.18.Соловцова И.А. Духовное воспитание в контексте полипарадигмальной педагогической реальности / И.А. Соловцова // Теоретикометодологические проблемы современного воспитания. Волгоград: Перемена, 2004. С. 149163.19.Флиер А.А. Культурология для культурологов [Текст] / А.Я. Флиер. –М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 492 с20.Щуркова,Н.Е.Педагогическая технология. 2е изд., доп./ Н.Е.Щуркова.—М.: Педагогическое общество России, 2005.—

224с.