Особенности содержания и определенности оценивания смысложизненных и ценностных ориентаций современной молодежью

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чиркова Т. И., Шурыгина М. А. Особенности содержания и определенности оценивания смысложизненных и ценностных ориентаций современной молодежью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2941–2945. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85589.htm.
Аннотация. В статье анализируются теоретические положения и принципы изучения смысловых и ценностных ориентаций молодежи в возрастном аспекте: старшеклассники, студенты, молодые профессионалы; особое внимание уделено определенности/неопределенности оценок ими своих смысловых ориентаций по параметру целей, процесса, результата жизни и локусов контроля; представлены результаты анализа сравнительного экспериментального исследования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чиркова Тамара Ивановна, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и организационной психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Нижний Новгород. tm.ch@mail. ru

Шурыгина Майя Александровна,выпускница факультета психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Нижний Новгород.maiia.shurygina@yandex.ru

Особенности содержания и определенности оценивания смысложизненных

и ценностных ориентаций современной молодежью

Аннотация. В статье анализируются теоретические положения и принципы изучения смысловых и ценностных ориентаций молодежи в возрастном аспекте: старшеклассники, студенты, молодые профессионалы; особое внимание уделено определенности/неопределенности оценок ими своих смысловых ориентаций по параметру целей, процесса, результата жизни, и локусов контроля; представлены результаты анализа сравнительного экспериментального исследования.Ключевые слова: смысложизненные ориентации, терминальные и инструментальные ценности, определенность/неопределенность самооценок.

Основные теоретические положения, определяющие дизайн исследованияи формулировок его гипотезЮношеский возраст, это сензитивный период формирования самосознания человека, специфического проявления всех его жизненных сил и видов социальной активности, чрезвычайно значимый период становления убеждений, стремление самостоятельно строить свой жизненный путь. Психологические особенности молодежи, такие как: самоутверждение, независимость, ригоризм1при недостаточности самокритичности и мудрости жизненного опыта являются одновременно и плюсом и минусом их личностного развития и становления жизненных позиций. Поэтому, молодежь привлекает такое пристальное внимание исследователей многих гуманитарных наук и различного рода социальных практик, причем, как конструктивной, так и деструктивной нацеленности. Не анализируя детально современные теории молодежи2, отметим только, что интенсивность интереса к изучениюее психологии напрямую зависит от политических, социальноэкономических преобразований в обществе. Например, В.А. Луков пишет, что «стремление исследователей перейти на уровень высокой теории в такие эпохи, когда молодежь становится непонятной для общества, означает, что нарастает предчувствие приближающихся социальных перемен» [1,2].

В контексте анализа психологии разрушения, как одного из самых существенных явлений социального мира, проблемам разрушительных тенденций поведения молодежи отводится одно из основных мест (С.Г. КараМурза, И.В.Усольцева, В.И. Слободчиков, Т.И. Чиркова, Б.Г. Юдин и др.) [37]. И ученых и 1«Ригоризм —(франц. rigorisme —от лат. rigor —твердость,строгость), неукоснительное проведениекакоголибо принципа в действии, поведении и мысли, исключающее какиелибо компромиссы, учетдругих принципов, отличных от исходного.Нередкоригоризм является своеобразным выражением этического формализма» [энциклопедический словарь].2«Понятие «молодежь» в свете тезаурусного подхода осмысливается как концепт —выражаемый в знаке сращения смысла и чувственного восприятия, внутреннего образа» [1.].

практиков, прежде всего, интересуют особенности смысловых личностных ориентаций и жизненных ценностей молодежи, поскольку именно их кризис3более всего определяет содержание и формы сознания и поведенческого репертуара этой социальной группы.В отечественной и зарубежной психологии изучение смысложизненных (СЖО) и ценностных ориентаций имеет давнюю историю. В социальнопсихологических и психологопедагогических исследованиях изучаются структура ориентаций личности, их роль в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязь ценностных ориентаций с индивидуальнотипическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональнойнаправленностью. Разработан обширный психодиагностический арсенал изучения феноменологии этих ориентаций и воздействия на них.(Д.А. Леонтьев, О.Гуляр,Е.Е. Дергунов, А.Т. Дуйсебек, С.К. Исламгулова, Н.М. Лебедева, А.В. Рябов и др.)[814].В.И. Слободчиков пишет, что в юношеском возрасте происходит завершающая стадия "персонализации", «нахождение самоидентичности» [15]. И.Ю. Кулагина перечисляет следующие психические новообразования юношеского возраста: глубокая рефлексия; развитое осознание собственнойиндивидуальности; формирование конкретных жизненных планов; готовность к самоопределению в профессии; установка на сознательное построение собственной жизни; постепенное "врастание" (вхождение) в различные сферы жизни и деятельности; развитие самосознания; активное формирование мировоззрения [16]. Бондырева С.К. отмечает, что у молодежи довольно напряженно происходит формирование нравственного сознания, выработка и формирование ценностных ориентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качествличности [17].Объектами восприятия молодежи могут быть как явления внешнего мира, так и внутренние процессы собственного бытия. К ним относится «образ Я» со всеми его структурными составляющими, в том числе осознание, оценка, понимание, переживание своихособенностей, мотивов, побуждений и т.д. Поэтому необходимо исследование отдельных составляющих сложного личностного образования смысложизненных ориентаций, которые по признанию многих психологов выполняют в структуре «Я» системобразующую функцию (А.Г.Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев.)[1821].Б.С. Братусь отмечает, что ввиду двойственности перцептивных процессов, в психологии восприятия принято разделять их на два различных между собой подхода: объектный и субъектный. В субъектноориентированном подходе субъект активен, он сам моделирует воспринимаемый образ, управляет механизмами восприятия, используя для этого рефлексивное мышление. Однако при этом продолжается действие и внешних стимулов[22]. Поэтому в «порождении» субъективного «образа Я», и СЖО, большую роль играют внешние обстоятельства жизни. К ним можно отнести: выбор жизненного пути при поступлении и окончании учебных заведений (школы, вуза), пережитый успешно или неуспешно опыт, социальный профессиональный статус и т.д. Исходя из этого, можно предполагать, что показатели структурных составляющих ценностных ориентаций в различные возрастные периоды у молодежи будут иметь существенные различия.Еще одним из теоретических положений, определяющих план нашего исследования и формулировку гипотез, может служить конструктивистский подход к интерпретации сущности восприятия и оценки человеком самого себя. Этот подход также является субъектнодетерминированным. Основная идея конструктивистского 3Китайское слово «кризис» (危机wēijī «вэйцзи»), которое часто представляют, как сочетание двух иероглифов: «опасность» и «возможность», хотя и дискутируется по интерпретации, но по отношению к юношескому возрасту во многом раскрывает существенную особенность этого периода.подхода заключается в том, что воспринимаемое и оцениваемое человеком в любой момент представляет собой ментальную конструкцию, основанную на познавательных стратегиях, предшествующем опыте, пристрастиях, ожиданиях, мотивации и т. д.

Итак, накоплен обширный ресурс всестороннего исследования психологических особенностей молодежи. Естественно возникает вопрос: «Почему же тогда не иссекаем исследовательский интерес к этому возрасту?» С одной стороны, это можно объяснить тем, что в юности есть некая специфика, которая не очень то поддается экспериментальному исследованию. Либо феноменология поведенческого репертуара молодежи подчиняется воздействию какихто факторов в большей мере, чем другие возрастные периоды. Анализ данных разносторонних исследований позволяет сделать вывод, что таким факторомявляется динамически напряженное вхождение молодых людей в сложнейшую систему социального окружения4. Причем, напряженность эта скорее вызвана не столько недостаточным развитием операционнотехнологической составляющей их возможностей, а скорее неадекватностью потребностей, неопределенностью мотивационной сферы, системообразующей частью которой являются их смысложизненные и ценностные ориентации. Поэтому особую значимость приобретает изучение особенностей действия фактора неопределенностив познании ими нетолько окружающего мира, но и самих себя. Понятие «неопределенность» имеет многозначное толкование: это характеристиканесовершенства чеголибо; нечеткость состояния; не достаточная ясность проявления свойств, формвсего материального и идеального; факторразвития или разрушения. В методологии психологии неопределенность рассматривается системообразующим конструктом, выполняющим функцию включения личностного контекста в регуляцию поведения и выбора, в принятии решений и т.д. (И.Р.Пригожин, Э.Глазерсфельд,В.П.Зинченко, Т.В.Корнилова, М.И.

Дубенцов и др.) [23 27]. Определенность/неопределенность мощный фактор, влияющий на мотивы, организацию деятельности, рефлексию, творческую направленность. В.П. Зинченко на основе методологического анализа проблемы «человек в условиях неопределенности» делает заключение, что интерес к неопределенности возрастает, «потому что психология становится событийной, а не только описательной, объяснительной…» [25с. 19]. Неопределенность неизбежна, закономерна иможет проявляться на самых различных уровнях: в индивидных и личностных особенностях когнитивной сферы; явно или имплицитно содержаться в чувствах, волевых процессах. Есть основания относить ее к атрибутивным свойствам любого психического [28].Неопределенность характеризует пространственновременные особенности любой психологической реальности, определяя сущность личности и информационную составляющую деятельности человека. Определенности/неопределенность характеризует содержание и специфику обучения; переживается человеком, становится стимулом проявления его активности; в развитии личности может оказывать конструктивное воздействие или деструктивное. При этом важно, что определенность/неопределенность не имеют абсолютного положительного, или отрицательного значения. Например, экспериментально доказано, что неопределенность в познании двигатель творчества, «толерантность к неопределенности положительно связана с креативностью, тогда как интолерантность к неопределенности демонстрирует обратную связь» [29, с.11]. Поэтому попытки установления четких демаркационных 4По большому счету, они хотят занять социальные ниши, которые еще заняты другими, не исчерпавшими еще своих претензий и возможностей на эти местоположения.границ в их качестве воздействия дело чрезвычайно сложное. Поэтому,вконтексте решения задач изучения особенностей самооценки молодежью смысловых ориентаций,мы брали за основу разработанный В.Д. Небылицыным принцип континуума (лат. continuumнепрерывное многообразие), раскрывающий специфику непрерывного многообразия меры неопределенности знания и способов ее преодоления [30].Результаты многочисленных исследований закономерностей психологического развития молодежи создают картину смысловых ориентаций и ценностей у молодежи в конкретных социальных условиях, которые в настоящее время имеют закономерную тенденцию к резким изменениям. Возможно, именно этим объясняется неиссякаемый поток теоретических и экспериментальных исследований СЖО молодежи.В интересах современной психологопедагогической практики чрезвычайно важно знать уровень сегодняшнего состояния ценностноориентационной системы молодежи, чтобы эффективно и своевременно осуществлять работу с ней. Правильной постановкой целеполагания исследований в области ценностных ориентаций, является не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент. Именно индивидуальный смысл жизни служит ключом к пониманию поведения личности в целом. Смысл жизни первичен по отношению к смыслам отдельных действий человека. Отсутствие смысла порождает у людей состояние, которое В. Франкл называет экзистенциальным вакуумом, порождающим в широких масштабах специфические «ноогенные неврозы»[3132]. По оценкам социологов около 20% невротических расстройств («ноогенный невроз») у молодежи вызваны потерей смысла жизни. Основной причиной этого, в соответствии с теорией В. Франкла, является экзистенциальная фрустрация, когда у молодого человека блокируются его воля, стремления к значимой для него деятельности, утрачиваются способы его личного существовании. «Ноогенные неврозы возникают не из конфликтов между влечениями и сознанием, а из конфликтов между различными ценностями(моральные конфликты), из духовных проблем и, в первую очередь, изза утраты осмысленности существования» [33, с 149]. При анализе смысловой сферы жизни молодого поколения чрезвычайно важно первоначально обозначить сущностных характеристики и закономерности ее возникновения. Традиционно категория «смысл» рассматривается как интегральная характеристика сознания и деятельности человека, показатель уровня развития мотивационной сферы личности. А.Н. Леонтьев писал, что «смысл» это последнее аналитическое понятие, венчающее общее учение о психике. Оноявляется средоточием синергического порождения взаимодействия составляющих когниции (познания), эмоции (переживания) и воли (действия). Первоначально «смысл» рассматривали в большей мере, как явление только сознания. Принципиально иной подход к изучению понятия «смысл» был в работах А.Н. Леонтьева, поскольку он рассматривали его с точки зрения не просто сознания, а прежде всего с позиций жизнии деятельности человека [21].Еще одной из значимых особенностей генезиса смысловой сферы молодежи является неразрывная ее связь с нравственной сферой.Ярким примером этой закономерности может служить разнообразие, причем даже диаметрально противоположное с точки зрения нравственности, проявление смыслов учебнопрофессиональной деятельности, которые проявляются в конкретных действиях студентов и молодых профессионалов. Практика многих профессий показывает, что сущностные смыслы профессии не могут быть оторваны от общечеловеческих ценностей и духовнонравственной их составляющей (С.В.Духновский, Р.В. Овчарова) [3435].

Поэтому в сферу наших исследований (в рамках исследовательских проектов кандидатских, магистерских и дипломных работ) входят такие аспекты смысловых и ценностных ориентаций молодежи, как социальноидеологическаямодель должного; как объективная направленность жизнедеятельности группы; как субъективный мотив деятельности человека. Параметры смыслов жизни и ценностные ориентации молодежи изучаются в аспекте выявления их влияния на индивидуальное личностное развитие и учебнопрофессиональную подготовку. Кроме этого, в связи с современными резкими социальноэкономическими, политическими изменениями в нашей стране и в мировом пространстве, смысловые ориентации изучаются и как фактор, определяющий психологию разрушения личности (Е.Ю. Елисеева, С.П.Кондратьев, Е.М. Кочнева, С.П. Мялкина, Т.И. Чиркова) [3638].В данной статье обсуждаются только некоторые аспекты из выше обозначенных проблем.

Целеполагание, задачи и гипотезы сравнительного исследования смысложизненных и ценностных ориентаций молодежиОсновная цель (обсуждаемой в статье части) исследования сопоставление содержательных и динамических характеристик смысловых и ценностных ориентаций молодежи, занимающей различный социальный статус.Задачи исследования:1.Сопоставление изменений в характеристиках смысложизненных ориентаций (СЖО) (целей, процесса, результата жизни и локусов контроля) у старшеклассников, студентов различных направлений профессиональной подготовки, а так же молодых специалистов за последние пять лет.2.Выявление тенденций определенности/неопределенности оценок молодежью структурных составляющих своих смысловых и ценностных ориентаций, как экзистенциального личностного конструкта в зависимости от социальной ситуации и жизненного пути.

Гипотезыисследования: содержание смысложизненных оринтаций и ценностей молодежи в большой мере зависит от занимаемого ими социального статуса и условий деятельности;содержание ориентаций может иметь значительные индивидуальные различия, однако при этом, есть некоторые общие тенденции в проявлении особенностей этой сферы, особенно в периоды, когда произходят процессы резкого социальноэкономического изменения и статусного расслоения общества; наиболее четко изменения могут проявиться в динамике определенности осознавания молодежью своих мотивационных конструктов, личностной активности, отношений, состояний и тд; определенность/неопределенностьоценок молодежью структурных составляющих своих ориентаций зависит от пройденного и предстоящего жизненного пути.

Общий состав выборки респондентов и методики тестированияПоскольку доминирующими респондентами наших опросов была молодежь, обучающаяся в школах и вузах, то сопоставлялись результаты исследований, проведенных в 20092010 и 20142015 учебные годы.Первая группа школьники в период выпуска и определения своего жизненного пути (60 человек 20092010 уч. год; 20 человек 20142015 уч. год).Вторая группа –студенты НГПУ им. К. Минина на начальных этапах их обучения и на завершающих профессиональную подготовку (100 человек 20092010 уч. год; 100 человек 20142015 уч. год). (Профили подготовки: практическая социальная иорганизационная психология; психология ипедагогика дошкольного и начального образования; математика иинформатика),Третья группа–молодые люди, определившиеся в своем профессиональном и социальном выборе (30 человек, работающих программистами в престижных информационных компаниях и 20 человек практических психологов, успешно работающих в сфере образования)5.В исследования были использованы тесты: «Смысложизненные ориентации (СЖО)» Д.А. Леонтьева; «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Описание технологии количественной и качественной обработки результатов тестирования смысложизненных ориентацийВ соответствии с инструкцией обработки анкет (методика Д.А. Леонтьева) определялось количество баллов у каждого респондента по пяти шкалам: (цели, процесс, результат, интернальный и экстернальный локус контроля).Подсчитывалось количествоответов респондентов по параметрам определенности (ответы градаций «3», «2», «1») и неопределенности (ответы градаций «0») оценки своих личностных смысловых позиций по каждой отдельно из пяти шкал и их общая сумма.В группах респондентов определяются меры центральных тенденций (Md медиана; M0мода; Mxсреднее арифметическое; Dдисперсия; Ϭстандартное отклонение)по каждому из показателей СЖО и сравниваются в группах статистическим Uкритерием МаннаУитни для выявления значимости их различий.

Делаются общие выводы относительно полученных результатов, обсуждаются возможные причины таких результатов. Дается оценка степени подтверждения сформулированных гипотез.

Результаты сравнительного исследования содержания и динамических характеристик смысловых и ценностных ориентаций респондентовСравнение оценок респондентами содержательных характеристик своих смысложизненных ориентаций по методике Д.А. Леонтьева выявил ряд следующих статистически значимых тенденций.Вопервых, подтвердилась гипотеза об индивидуальных различиях в оценках респондентами своих СЖО во всех выборках респондентов.Например, стандартные отклонения у старшеклассников в 2010 году были суммарно представлены в 14.75 баллов, а в 2015 году 18.75 баллов. У студентов различного профиля подготовки стандартные отклонения в 2010 году в начале обучения были от 11.4 и до 14.6 баллов на завершающем этапе обучения; а в 2015 году от 14.3 и до 19.4 баллов.В группе программистов, работающих в престижной коммерческой компании, имеющих высокий социальный статус и уровень профессионализма, стандартные отклонения значительно ниже, чем у предыдущих респондентов 5.32 балла, но тоже в пределах статистической значимости. Это свидетельствует об однородности данной выборки по показателям СЖО. 5Выражаем признательность Е.Ю. Елисеевой [36] С.П. Кондратьеву [37] за возможность использовать материалы их научных работ для сравнения количественных показателей СЖО у нескольких групп респондентов.Таким образом, в полученных нами результатах проявляется более высокая индивидуальная дифференциация оценивания СЖО молодежью в 2015 году, что ставит особую исследовательскую задачу перед психологами и социологами выявление причин такой тенденции.Вовторых, получила подтверждение гипотеза о том, что содержание СЖО молодежи в большой мере зависит отусловий деятельности. Например, если сравнить результаты тестирования СЖО у программистов в 2010 и в эти же годы студентов выпускников психологического факультета, то наглядно видны значимые различия в показателях оценок по всем пяти шкалам: цели, процесс, результат, локусы контроля.Таблица 1Данные обработки результатов тестирования СЖО программистов в 2010 г (n=30, возраст от 23 до 25 лет)

Общий Балл СЖОЦелиПроцессРезультатЛокус контроля «Я»Локус контроляЖизньБалл%балл%балл%балл%балл%балл%ононононононMd126851539.591.658.353883,316,73280202675253883,316,7M012680104210003883,316,7328002650503883,316,7Mx125.9841639,1586,713,337.476,723,332,280,519,525,567,532,537,979,1617,85D28.254.2154.215.82280.6280.66.78333.0333.03.01299.7299.72,99598.7598.73.92259.2259.2ϭ5.37.367.362.4116.7516.752.618.2518.251.7417.3117.311.7324.4724.471.9816.116.1

(О –определенность; Н –неопределенность оценивания респондентами своих личностных конструктов).Таблица 2Данные обработки результатов тестирования в 2010 г. СЖО у студентовпсихологов (n=30, 5 курс, возраст 2223 лет)

Общий Балл СЖОЦелиПроцессРезультатЛокус контроля «Я»Локус контроляЖизньбалл%балл%балл%балл%балл%балл%ононононононMd107.570303266,733,33066,733,327604021,575253266,633,3M01183552810002866,733,3276002575253066,733,3Mx105,767.1732.8332.9671.1128.8930.5361.1138.8926.57663420.8363.336.6731.268.8931.11D214.3399.4399.428.45650,1650,129.36581.1581.130.94714.5714.518.35850.6850.645.54531.2531.2ϭ14.6419.9919.995.3325.4925.495.4224.1124.115.5626.7326.734.2829.1629.166.7523.0523.04

Аналогичные результаты были получены нами при сопоставлении по этим параметрам и между другими группами респондентов.При использовании Uкритерия МаннаУитни сравнение различий по критерию определенности оценок своих СЖО между студентами всех курсов и программистами эмпирические показатели Uрасположились в зоне p≤0.01. Таким образом, как и ожидалось, смысложизненные ориентации людей, имеющих высокий уровень профессиональной подготовки, опыт успешной работы и статусное положение гораздо выше, чем у учащейся молодежи.Не получили подтверждения при использовании Uкритерия МаннаУитни ожидания значимых различий между общими показателями смысложизненных ориентаций старших школьников и студентами наших выборок. Uэмпбыло выше следующих критических значений, что отвергает предположения о различиях между этими группами: Uкр= 627 (p≤0.01) Uкр= 707 (p≤0.05).

Это может говорить в целом о схожести представлений о себе и оценок своих ценностных ориентаций обеих групп респондентов. Выявленная нами тенденция заслуживает более пристального внимания к условиям личностного развития студенческой молодежи, специальных разработок формирования их СЖО, как профессионально важных личностных качеств. Ю.М. Забродин и В.Э. Пахальян, анализируя проблемы личностного и творческого потенциала студентов, в частности будущих психологов, указывают на «скрытый брак» отсутствие в программах их подготовки требований к их личностному развитию [39]. Втретьих, получила подтверждение гипотеза, что наиболее четко могут проявиться различия в определенности/неопределенности оценивания молодежью своих целей и процесса деятельности, его результата и локуса контроля в зависимости от социального статуса.

Таблица 3Сопоставление определенности/неопределенности оценивания СЖО в различных группах респондентов

респондентыОбщий Балл СЖОЦелиПроцессРезультатЛокус контроля «Я»Локус контроляЖизньбалл%балл%балл%балл%балл%балл%ононононононMxСтуденты психологи105.767.132.832.971.128.830.561.138.826.5663420.863.336.631.268.831.1Mxпсихологи практики125.787.512.536.786.413.533.174.625.427.185.015.026.080.619.438.078.812.2MxСтуденты матфака 107.562.837.131.359.440.630.562.837.226.565.734.320.360.839.232.265.634.4MxПрограммисты125.9841639.186.713.337.476.723.332.280.519.525.567.532.537.979.219.8

Самые высокие показатели определенности оценивания по всем шкалам СЖО показали молодые, активно практикующие психологи, успешно работающие в системе образования, в тех учреждениях,где созданы психологические службы: школы для одаренных детей; авторские экспериментальные площадки; психологопедагогические социальнореабилитационные центры и т.п.У студентов, будущих психологов по всем шкалам СЖО менее высокие баллы, чем у практиков, кроме локуса контроля «Я».

У студентов, будущих математиков, учебные планы которых содержат и подготовку к работе программистов по всем шкалам определенность оценивания своих СЖО значительно ниже по сравнению с программистами,работающими в престижных коммерческих компаниях.

Особенности ценностных ориентацийВ контексте решения задач нашего исследования интерес представляетиобсуждениеособенностей ценностных ориентаций различных групп современной молодежи, выявленные нами с помощью Методики М. Рокича.

Группы выборок респондентов(Таблица №4):Первая выборкастаршеклассники (n=20); вторая студенты, будущие психологи Vкурса (n=16); третья студенты IIкурсапрофиля подготовки психология ипедагогика дошкольного образования(n=20); четвертаястуденты IIкурса профиля подготовкипедагогика начального образования(n=20).На основе полученных нами данных можно сделать следующий вывод: увсехнаших респондентов оценки конкретных ценностей преобладают над абстрактными. Оценка ценности личной жизни преобладает над ценностью профессиональной самореализации.Таблица 4Сводная таблица результатов тестирования

№ выборкиКонкретные ценностиАбстрактные ценностиПрофессиональная самореализацияЛичная жизньЭтические ценностиЦенности общенияЦенности делаИндивидуалистические ценностиКонформистские ценностиАльтруистические ценностиЦенности самоутвержденияЦенности принятия других людей1122152381674212215127346431221526814734122161583274Остальные ценности по классификации М.Рокича у наших респондентов имеют некоторые возрастные вариации. Например, у школьников на первом месте стоят конформистские ценности, далее идут ценности общения и ценности дела, на последнем месте стоят ценности самоутверждения и индивидуалистические ценности. С позиций генетических задач этого возрастного периода такое распределение ценностей должно насторожить школьного психолога и разработать специальную программу своей деятельности по развитию в данной группе респондентов ценностей самоутверждения и этических ценностей, поскольку им в ближайшем времени предстоит выбор своей будущей профессиональной подготовки и в целом нового этапа жизненного пути.У студентов Vкурсов, будущих психологов, на первое место выходят ценности общения и ценности дела, что вполне правомерно, поскольку эти ценности составляют основу их профессионализма. На последнем месте оказались индивидуалистические ценности. С первого взгляда это можно расценивать как положительное явление. Но только при этом не следует забывать, что низкий уровень этих ценностей может стать риском в последствие в возникновении феномена «профессиональное выгорание». Конформистские ценности и ценности общения на первое место ставят студенты IIкурса, будущие специалисты дошкольного образования. Это возможно результат сохранившихся у них тенденций школьных личностных ориентаций и недостаточность дидактических условий для активного включения их в специфику учебнопрофессиональной деятельности в вузе. На последнем месте стоят у них ценности самоутверждения и альтруистические ценности. Это тоже должно настораживать и ставить особые воспитательные задачи для развития их профессионально важных качеств, начиная с первых курсов обучения, чтобы не возник «скрытый брак» в развитии их профессионально важных личностных конструктах по терминологии Ю.М. Забродина [39].Студенты IIкурса, будущие учителя начального образования на первое место выдвигают ценности общения и альтруистические ценности, что можно рассматривать как позитивный фактор для развития их профессионально важных качеств. Постановка на последнее место ценности самоутверждения это риск для становления их активности в учебнопрофессиональной деятельности. Итак, в целом по всем четырем выборкам выявились и позитивные и негативные тенденции в ценностных ориентациях молодежи, занимающих статус подготовки к будущей профессиональной деятельности и выбора жизненного пути. Результаты нашего пилотажного исследования еще раз подтвердили необходимость создания психологических служб в системе высшего образования, направлением работы которых должна стать разработка эффективных технологий развития у студентов профессионально важных ценностных ориентаций [40]. В заключение обозначим контуры некоторых задач, которые могут способствовать решению проблем полноценного развития ценностных ориентаций современной молодежи.Разработать научно обоснованную методологию (принципы, способы, методыи правила) организации работы с молодежью как важного направления государственной политики.Систематизировать аспекты работы с молодежью в современных условиях социальноэкономической модернизации общества и трансформации ценностей. Особого внимания требует подготовка кадров для сферы Государственной молодежной политики в профессионализирующей среде современного гуманитарнопедагогического образования.

Организовать широкомасштабные исследования «социальных, воспитательных рисков» развития подрастающих поколений в современном обществе, на основе которых создать системные технологии улучшения качества жизни, как составляющей государственной молодежной политики.Обобщить достижения отечественной и зарубежной науки в изучении психологических особенностей личности и поведения молодежи. Например, результаты многочисленных психологических исследований способностей к самодетерминации собственной активности молодежи; динамики изменений ценностных ориентаций в различные возрастные периоды; векторов успеха жизненной навигации студентов за период обучения в вузе; мотивов профессиональной карьеры в юношеском возрасте; ценностных приоритетов современной молодежи; и др. (М.Дж.Девульф, А. Лайтон)[41].Активизировать научные исследования в изучении особенностей социального, эмоционального интеллекта, рисков, недостатков, возможностей и достоинств различных видов клипового самосознания у молодежи, утраты трудовой созидательной активности, героизма, патриотизма и др. Особое внимание следует обратить на проблему не только изучения факторов психологии разрушения в молодежной среде духовнонравственных ценностей, но и на технологии формирования высших духовных ценностей у современной молодежи средствами гуманитарного образования.

В исследованиях в большей мере учитывать воздействия на развитие смысложизненных ценностных ориентаций молодежи средствами массовой информации, поскольку они социализируют молодежь, проникая в пространство их мыслей и чувств, становятся повседневностью их жизнедеятельности. Применяяочень часто особыетехнологии разрушительного действия,они становятсяугрозой политическим режимам. Интернет тоже переформатирует представления молодежи о структуре смысловых ценностей и социальных отношений. На место реального общения «лицом к лицу», приходит взаимодействие молодежи с компьютером и Интернетом, последствия которого необходимо серьезно изучать и не только в плане ценностных ориентаций современной молодежи, но и наставнической модернизации интернетпространства, как средства социального развития молодежи.Разрабатывать специальные психологические технологии пропаганды здорового образа жизни, как смысложизненной ориентации и стратегии поведения подрастающего поколения; способов включения молодежи в социальнозначимые проекты, например, такие как волонтерское движение, «никто и ничто не забыто» др.

Ссылки на источники1.Луков В.А.Теории молодежи: пути развития // Знание. Понимание. Умение. 2007. №3.С.7082; №4. С.8798. 2.Луков В.А.Теории молодежи: возможности развития. // Электронный информационный портал «Русский интеллектуальный клуб», 20092015 http://www.rikmosgu.ru/publications/3559/4015/?mode=print&3.КараМурза,С.Г.Россия: кризис мировоззренческой основы общества // Социальногуманитарные знания. 2008.№ 5. С.316.4.Усольцева И.В. Социальные риски развития подрастающих поколений в современном обществе: к постановке проблемы «воспитательные риски» молодежи /Сборник тезисов конференции «Ценностные приоритеты, стратегии поведения и перспективы развития современной молодежи.Молодежь и социальный компьютинг» М.2012. С. 169173.5.Слободчиков В.И. Антропологический кризис современной культуры нашего общества. [Электронный ресурс]: http://www.circleplus.ru/circle/kentavr/n/36/6/print.6.Чиркова Т. И.Психология разрушения: контуры методологического анализа // М.: Известия РАО, 2012. № 3.С. 99106.7.Юдин Б.Г.О человеке, его природе и его будущем // Вопросы философии. 2004. №002. С. 1628.8.Леонтьев Д.А.Ценности как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 1526. 9.Гуляр О. Теоретические основы изучения ценностных ориентаций студентов. Вища школа. Гуманізація навчальновиховного процесу. Спецвипуск 9. Слов‱янськ 2012.

10.Дергунов Е.Е. Проблемы формирования высших духовных ценностей у современной молодежи /Сборник тезисов конференции «Ценностные приоритеты, стратегии поведения и перспективыразвития современной молодежи.Молодежь и социальный компьютинг» М.2012. С. 19920111.Дуйсебек А.Т. Некоторые аспекты работы с молодежью в условиях социальноэкономической модернизации общества и трансформации ценностей. /Сборник тезисов конференции «Ценностные приоритеты, стратегии поведения и перспективы развития современной молодежи.Молодежь и социальный компьютинг» М.2012. С. 5561

12.Исламгулова С.К.О ценностных приоритетах в развитии современной молодежи. /Сборник тезисов конференции «Ценностные приоритеты, стратегии поведения и перспективы развития современной молодежи.Молодежь и социальный компьютинг» М.2012. С. 306314.13.Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века. // Психологический журнал. 2000. №3. С. 7387.14.Рябов А.В., Курбангалеева Е.Ш.Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. М., 2003.15.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М.: Школьная пресса, 2000. с. 323.16.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ Сфера, 2005, с. 38.17.Бондырева С.К.Нравственность. / Сб. Под ред. С.К. Бондыревой, Д.В. Колесова. М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2006, 61 с.18.Асмолов А.Г.Слово о толерантности // Век толерантности: Научнопублицистический вестник,2001. №1. С. 47.19.Выготский Л.С.Психология развития человека. М.: Издво Смысл; Эксмо, 2005. 136 с.20.Леонтьев А.Н.Проблемы развития психики. М.: Издво МГУ, 1981. 584с.21.Леонтьев Д.А.Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2е, испр. изд. М.: Смысл, 2003. 487с.22.Братусь, Б.С.К изучению смысловой сферы личности// Вестник Московского университета. Серия14. Психология. 1981.№2.С. 4656.23.Пригожин И.Р.Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы. –М.: Ижевск РХД, 2000.24.ГлазерсфельдЭ.

Введение в радикальный конструктивизм// Вестник Московского унта. Сер. 7, Философия. 2001. № 4. С. 5981.25.Зинченко В.П.Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? // Вопросы психологии. 2007. № 6. C. 320.26.Корнилова Т.В.Принцип неопределенности в психологии: основания и проблемы [Электронный ресурс]// Психологические исследования: электрон. науч. журн.2010. N3 (11). URL:http://psystudy.ru27.Дубенцов М.И.Категория неопределенности в психологической науке и профессиональном самоопределении личности. // Современные научные исследования и инновации.Октябрь, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/10/307828.Чиркова Т.И.Подходы к изучению атрибутивных свойств психологических реальностей // Материалы научной конференции «Ананьевские чтения2010». СПб.: СГУ, 2010. С.210.29.Корнилова Т.В.Толерантность к неопределенности и интеллект как предпосылка креативности //Вопросы психологии. 2010. №5. С. 513.30.Небылицын В.Д.: Жизнь и научное творчество / Базылевич Т.Ф., Боцманова М.Э., Голубева Э.А. и др.; Отв. ред. А.В. Брушлинский, Т.Н. Ушакова. М.: Ладомир, 1996.384 с. 31.Франкл В.Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. М.: Альпина Нонфикшн, 2009. 239 с.32.ФранклВ.Воляксмыслу= The will to meaning. М.: Апрель Пресс; ЭКСМОПресс, 2000. С. 97. 33.Чиркова Т.И.Психология разрушения: Монография. М.: ИНФРАМ, 2015. 192 с.34.Духновский С.В.Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса.Автореф. дисс. докт. психол. наук (19.00.07). Екатеринбург,2013. 43 с. 35.Овчарова Р.В.Социальнопедагогическая запущенность детей и подростков. Международное издательство «Palmarium». МоскваБерлин, 2013. 638 с. 36.ЕлисееваЕ.Ю.Психологические условия преодоления неопределенности представлений студентов психологов о будущей профессиональной деятельности. Дисс. канд. психол. наук.Нижний Новгород, 2011.150 с.37.Кондратьев С.П.Неопределенность восприятия современной молодежью смысложизненных ориентаций и личностных конструктов. Магистерская диссертация. Н.Новгород. НГПУ им. К Минина, 2012. 63 с.38.Кочнева Е.М., Чиркова Т.И., Мялкина С.П.Профессиональные риски деятельности психологов: контекст вузовской подготовки.// Концепт. 2014. № 06 (июнь). ART 14171. URL: http://ekoncept.ru/2014/14171.htm. Гос. рег. ЭлNo ФС7749965. ISSN 2304120X. [Дата обращения: 10.11.2014]39.Забродин Ю.М., Пахальян В.Э.К вопросу о необходимости разработки стандарта профессиональной переподготовки по

специальности «Практическая психология» // Вестник практической психологии образования. 2011.№ 4. C. 100106.40.Чиркова Т.И. Психологическая служба вуза: иллюзия или стратегическая возможность решения проблем профессиональной подготовки студентов // Проблемы современного образования. 2011. № 1. С. 8293. URL:http://www. pmedu. ru [Дата обращения 14. 05. 2014] 41.Девульф М.Дж., ЛайтонA.Поддержка позитивного поведения в психологической науке и образовании [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru.2012. №4. URL: http://psyedu.ru/ (дата обращения: 16.05.2013).