Филологический анализ текста с использованием рабочей тетради на печатной основе как одно из условий формирования речевой компетенции обучающихся в контексте достижения предметных планируемых результатов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Нарбекова А. К. Филологический анализ текста с использованием рабочей тетради на печатной основе как одно из условий формирования речевой компетенции обучающихся в контексте достижения предметных планируемых результатов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3021–3025. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85605.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу текста, который помогает сформировать речевую компетенцию учащихся средней школы. Использование рабочей тетради значительно упрощает процесс анализа текста.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Нарбекова Альфия Кямилевна,Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №20» г.Саранскalfinarbekova@yandex.ru

Филологический анализ текста с использованиемрабочей тетради на печатной основе как одноиз условийформирования речевой компетенции обучающихся в контексте достижения предметных планируемых результатов

Аннотация. Статья посвящена анализу текста, который помогает сформировать речевую компетенцию учащихся средней школы. Использование рабочейтетради значительно упрощает процесс анализа текста.Ключевые слова: филологический анализ текста, интеграция, речевая компетенция, лингвистический, лингвостилистический, литературоведческий анализ

Русский язык —это государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения и единения народов России; Он является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и коммуникативных способностей учащихся, формирует умение общаться, способствует социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира, а значит является одним из факторов успешности личности.С 1 сентября 2015 основная школа переходит на реализацию нового федерального государственного образовательного стандарта. Целями изучения русского языка в основной школев контексте ФГОС являются:

развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;

овладение на этой основе культурой устной и письменной речи,

совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни. На сегодняшний день очевидно противоречие между задачами образования в области речевой компетенции школьников и реальным уровнем речевой культуры личности в современном обществе. Рост ненормативных речевых образцов, обилие иностранных слов, заметная вульгаризация бытовой сферы общения и, наконец, стилистическое упрощение современной устной и письменной речи, ведет к снижению уровня речевой компетенции обучающихся.Это противоречие заставляет искать новые пути повышения уровня речевой компетенции обучающихся в условиях углубленного изучения курса русского языка.Речевая компетенция

знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения своих собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя следующее: знание основных понятий лингвистики речи —стили, типы речи, строение описания, рассуждения, повествования, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки анализа текста; собственно коммуникативные умения —умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учетом адресата, стиля. На этапе изучения педагогического опыта в области формирования речевой компетенции мною было осмыслено множество методических материалов по проблемам филологического образования, полученных в процессе личного участия в вебинарах Бунеева и Бунеевой, Разумовской и др., мастерклассах ведущих специалистовфилологов РМ и РФ. Меня заинтересовала технология филологического анализа художественного текста на основе интеграции знаний русского языка и литературы, авторами которой являются М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, М.И. Гореликова, Ю.М. Лотман, В.А. Лукин, Л.А. Новиков, В.В. Одинцов, Н.М. Шанский, Л.В. Щерба.

Таким образом, ведущей педагогической идеей, положенной в основу моего педагогического опыта, является формированиесистемы работы по формированию речевой компетенции обучающихся через филологический анализ текста. Текст, по определению М.М. Бахтина, это «первичная данность» всех гуманитарных дисциплин и «вообще всего гуманитарнофилологического мышления… Текст является той непосредственной действительностью, действительностью мысли и переживания, из которой только и могут исходить эти дисциплины и это мышление. Где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления»[Бахтин, 1979: 257].Как правило, школьникина уроках литературы анализируют содержание, идею и тематику поэтических текстов, а на уроках русского языка языковые единицы с точки зрения системных характеристик. В связи с этим особое значение приобретает работа с образцовыми текстами, взятыми из произведений русской литературной классики, анализ которых помогает сформировать у учеников образ и культуру художественного слова. Целью филологического анализа текста является сформировать у учащихся навык разбора художественного текста на основе его основных единиц и категорий. Филологический анализ текста интегрирует лингвистический, лингвостилистический и литературоведческий анализ . Так как уроки по формированию речевой компетентности, посредством филологического анализа текста я осуществляю на протяжении нескольких лет, совместно с учениками мною осуществлена подборка текстов, создана система кейсзаданий, которые явились основой для авторской Рабочей тетради по русскому языку для 6 класса, подготовленной мной в 2013 году. Система кейсзаданий по филологическому анализу текста направлена на применение знаний орфографии, пунктуации, морфологии, лексики, лингвистики, стилистики, что позволяет разносторонне подойти к анализу одного и того же текста. Дидактическая ценность таких кейсзаданий заключается впоследовательном продвижения учащихся

от простого к сложному, от репродукции к творчеству. Помимо этого, в Рабочей тетради предусмотрена возможность для самостоятельного творчества учащихся, исследовательской деятельности.Алгоритм филологического анализа текста заключается в следующем: на первом этапе, после первого прочтения текста, осуществляется определение учащимися его темы, выражение эмоционального впечатления, которое он произвел, затем это первое впечатление конкретизируется, обосновывается в ходе дальнейшего литературоведческого анализа. Здесь же уместно говорить об истории создания произведения, о периоде творчества автора текста. На втором этапе мы проводим анализ изобразительновыразительных средств, то есть осуществляем лингвистический анализ текста.

На третьем этапе работа усложняется, поскольку осуществляется выход на уровень синтеза уже частично произведенного лингвистического, а также литературоведческого подходов к анализу текста. На данном этапе учащиеся переходят к созданию собственных текстов на основе модели проанализированных образцовых текстов.Новизнапредставляемого мной опыта заключается в том, что технология филологического анализа текста реализуется мной на основе определенной системы, раскрытой в Рабочей тетради. Рабочая тетрадь прошла успешную апробацию и одобрена на экспертном совете Министерства образования Республики Мордовия. Безусловно, педагогический и методический потенциал рабочей тетради позволяет не только замотивировать учащихся на активную учебную деятельность, на освоение лучших художественных образцов литературы, но и способствует их интеллектуальному развитию и повышению уровня речевой компетенции. На сегодняшний день система работы по данной Рабочей тетради позволяет достичь предметных планируемых результатов, определяемых ФГОС основного образования по предмету «Русский язык», главными среди которых являются:

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстовхудожественной литературы.

Безусловно, ценность технологии филологического анализа текста заключается не только в повышении качества знаний, но и уровня сформированностикоммуникативных навыков и уровня речевой компетенции, что наглядно представлено на диаграммах. При этом нами использована методика исследования уровня речевой компетенции Мельниковой Л.В. и Гордон Т.Филологический анализ текста позволяет успешно реализовывать программы углубленного изучения русского языка и позволяет в конце каждого учебного года проводить комплексный экзамен, включающей в себя кроме теоретических вопросов, выполнение кейсзаданий по филологическому анализу текста. Результаты данного экзамена еще раз подтверждают эффективность данной технологии. Филологический анализ текста позволяет включить обучающихся в непрерывный творческий поиск, в реализацию творческих проектов, где ключевым требованием является высокий уровень развития речевойкомпетенции. Авторская Рабочая тетрадь на печатной основе является лишь одной частью учебнометодического комплекта для обучающихся 511х классов. В этом полугодии мною, вместе с учениками 6го класса создаются подборки образцовых текстов и кейсзаданий для Рабочей тетради для учащихся 5го класса, что особенно актуально в контексте перехода в 2015 году основной школы на новый образовательный стандарт.В разработке –Рабочая тетрадь для учащихся 7го класса, которая будет использована в 20152016 учебном году для работы с нынешними 6ти классниками. Одним словом, есть над чем работать и есть к чему стремиться. Свое выступление я хочу завершить высказыванием ученого Ричарда Феймана: «Нам необыкновенно повезло, что мы живём в век, когда ещё можно делать открытия».

Ссылки на источники1.Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин. –2е изд.–М.: Искусство, 1986. –444 с.2.Белова, Н.А. Осуществление принципа интеграции при изучении филологических дисциплин в школе / Н.А.Белова // Интеграция образования. Научно–методический журнал. –Саранск: Мин. образования РФ, Правительство РМ, Мордов. гос. унт, 2003. –№ 1. –С. 131–134.