Профориентационная программа внеурочной деятельности «Экологический дизайн», или Как одним выстрелом убить двух зайцев?

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Захарова С. В., Панкина М. В. Профориентационная программа внеурочной деятельности «Экологический дизайн», или Как одним выстрелом убить двух зайцев? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3151–3155. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85631.htm.
Аннотация. В статье обосновывается необходимость включения авторского курса «Экологический дизайн» в планы внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений. Экологическая культура должна прочно войти в список ожидаемых характеристик выпускника школы. Ее формирование невозможно лишь в рамках естественнонаучных и технических предметов. Авторы предлагают «чувственно-образный» подход к формированию экологической культуры старшеклассников, основываясь на разработках экологической психологии и педагогики.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Захарова Светлана Викторовна,кандидатпедагогических наук, доцент кафедры артдизайна ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет», г.Екатеринбург; zsv99@mail.ru

Панкина Марина Владимировна,кандидат педагогическихнаук, доцент кафедры артдизайна

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет», г.Екатеринбург; marinapankina@rambler.ru

Профориентационная программа внеурочной деятельности «Экологический дизайн» или как одним выстрелом убить двух зайцев?

Аннотация.В статье обосновывается необходимость включения авторского курса «Экологический дизайн» в планы внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений.Экологическая культура должна прочно войти в список ожидаемых характеристик выпускника школы. Ее формирование невозможно лишь в рамках естественнонаучных и технических предметов. Авторы предлагают «чувственнообразный» подход к формированию экологической культуры старшеклассников, основываясь на разработках экологической психологии и педагогики.Ключевые слова:внеурочная деятельность, профориентационная работа, экологическая культура, экологический дизайн.

Сегодня нет необходимости доказывать причинноследственную связь хозяйственной и бытовой деятельности общества с экологическими проблемами окружающей среды. Сегодняшним подросткам предстоит жить в условиях непредсказуемых последствий антропогенного воздействия на природу. И если человечество не осознает экологический императив, т.е. «…ту границу допустимого воздействия человека на природу, которую он не имеет права переступить ни при каких обстоятельствах»[1, с.8], то катастрофические последствия неизбежны. Ядром экологической культуры любого человека является понимание им меры свободы, пределаего прав по отношениюк природе. Уровень же экологической культуры определяется тем, насколько полно человек осознает себя субъектом природы, понимает свою личную ответственность за продолжениежизни на Земле, насколько его потребности соответствуют возможностям природной средыв их удовлетворении, насколько его деятельность вписана вприродные циклы и ритмы. Важнейшую роль встановлении экологической культурыличности играет школа, где формируются основы экологоориентированного мировоззрения, происходит становление ценностносмысловой сферы личности, осваиваются на практике экологические нормы и требования. Содержание общего образования академично и инертно по своей сути. Традиционно главным является овладение необходимым уровнем знаний умений навыков компетенций вместомировоззренческой составляющей, формирования нравственноэкологического императива сознания. Оперативно откликаться на актуальные образовательные потребности учеников позволяют программы внеурочной деятельности. Курсы по выбору предоставляют учащимся возможность осознанно проектировать свое будущее и формировать ресурсы для осуществления профессионального выбора. Экология и дизайн, пожалуй, два самых «модных» в среде современных старшеклассников направления профессиональной деятельности. Значит,актуальна разработка образовательных программ,позволяющих знакомить учеников с основами данных профессий, осуществлять «профессиональныепробы»одновременно в двух профессиональных областях.Человек смог преодолеть свою слабость и зависимость от природной стихии. Антропогенная предметнопространственная среда, «вторая природа» обеспечивает насущные потребности человечества, однако, главными проблемами, несмотря на бурный научнотехнического прогресс, остаются ‬выживание и здоровье. Эти самые важные категории определяют качество жизни, развитие и реализацию личности, психофизический комфорт, а сами в свою очередь зависят откачества архитектурной и предметной среды. Экология человека и экологияпространства неразрывны и оказывают взаимное влияние. Профессии, связанные с формированием пространства, дизайнер и архитектор,априори имеютэкологическую составляющую. Архитекторы для создания комфортной и безопасной среды для человека могут и должны анализировать качество и экологические свойства строительных материалов, вписывать сооружения в природныйландшафт, включать природные объекты в интерьер. Дизайнеры еще на стадии проектирования имеют возможность прогнозировать и снизить вредное влияниепроцессов производства и функционирования объекта на окружающую среду, предложить рациональное, экономичное с точки зрения расходуемых ресурсов, материалов и энергии решение, вторичное использование материалов, проектировать объекты долговечные, «вне моды» или изделия, легко утилизируемые. Экологический подход в архитектуре и дизайнеподразумевает гармонию сосуществования объектов с окружающей природной средой. Авторами разработан и втечение нескольких лет апробирован в системе высшегои общегообразованиякурс «Экологический дизайн». Знакомство школьников в рамках курсов по выбору с этимнаправлением в дизайнепозволяет на пропедевтическом уровне рассмотреть и множество смежных вопросов проектной деятельности: психологические, социологические, этические и философские аспекты, технологические вопросы. Курс «Экологический дизайн», по мнению авторов, может стать таким интегрированным, обобщающим курсом, в котором возможна реализация концептуальных идей, футуристические предложения, социальные акции, выставки, рассмотрение актуальных экологических проблем и предложений, знакомство с мировыми тенденциями в науке и проектировании.

Экологический дизайн является актуальным современным направлением в проектировании. Его определяют, как участие средствами и методами дизайна в решении социально актуальных задач защиты окружающей природной среды(и самих людей) от последствий ее загрязнения отходами техногенной цивилизации (в том числе и информационными) и нарушения экологического равновесия в биотехносфере как с позиций ценностей природы, так и культуры[2]. Экодизайнобъединяет в себе и художественнопроектные основы, и научное, философское осмысление степени влияния созидательной деятельности человека на окружающую среду, последствий взаимодействия человека и окружающей среды. Главной целью экологического проектирования является гармонизациявзаимодействиячеловека и окружающей его среды. Это область комплексной дизайнерской деятельности, стремящейся к реализации в проектируемых объектах сближения требований природной среды с потребительскими и эстетическими требованиями человека [3].Термин «экологический дизайн» в настоящее время широко используется в повседневной проектной практике и в научной литературе, наряду с терминами «зеленый дизайн», «устойчивый дизайн». Авторы используют термин «экологический дизайн» как более обобщающий и, кроме того, включающий корень «эко». Проблематика экологического дизайна соприкасается с различными сферами производства и научного знания начиная от архитектуры, промышленного дизайна и прикладной экологии, заканчивая современными исследованиями в области философии, медицины, психологии, социологии и педагогики. Только на базе естественных и гуманитарных наук, в том числе социальных, можно понять, как соединить экономику с экологией. Дизайнпроектирование охватывает фактически всю предметнопространственную среду обитания человека и его потребления, объединяет в себе и научнотехнический подход, и художественнообразную, философскую составляющую. Дизайнеры открывают для общества новые формы, конструкции и технологии, воспитывают вкус и организуют жизненное пространство, часто провоцируют на новый виток потребления.Обоснование предела допустимого воздействия дизайнпродукта на природную систему ‬поле взаимодействия эколога и дизайнера. Предвидеть возможные последствия, минимизировать риски при проектировании среды не только для человека, общества, но и для природы ‬цель и результат их профессиональной деятельности. В разработанных нами программе и учебном пособии [4] определено понятие экологического дизайна как актуального общественногои научного явления, систематизированы истоки экологического дизайна, обобщены его принципы и приемы. Изучение основ экологического дизайна позволяет сформировать ценностные представления о выгодном взаимодействии окружающей среды и человека, а также ознакомиться с принципами и с конкретными приемами экологизации, которые следует использовать при проектировании архитектурной среды и объектов дизайна. В практических заданиях школьники могут проводить анализ экологической целесообразности объекта, всех ступеней производственнопотребительской системы, а наряду с художественноэстетическими, социальными, технологическими, экономическими аспектами рассматривать также философскоэтические и психологические проблемы.В основу методики преподавания курса положены принципы сознательности, активности и мотивированности обучаемых. Сознательность в обученииподразумеваетпонимание учащимися сущности изучаемых проблем, убежденность в правильности и практической ценности получаемых знаний, положительное отношение к обучению. Активность учащихся должна проявляться в их интенсивной умственной деятельности, основанной на методах научного познания и творческих методах мышления, и в постоянном применении сформированных знаний, умений и навыков на практике. Мотивированность учащихся обеспечивается пониманием актуальности и социальной значимости будущей профессиональной деятельности, включенностью в групповую творческую работу, систематической самостоятельной работой с последующим обсуждением ее результатов, постоянной рефлексией своей деятельности. Содержание курса достаточно полно раскрывает теоретические основы экологического дизайна, определяя его область деятельности, предмет, цели, принципы, знакомит с современными экологическими технологиями и экоматериалами. Формируются необходимые знания для дизайнерской деятельности, рассматриваются актуальные экологические проблемы, активизируются процесс эстетического восприятия окружающей среды, а также развитие творческих навыков при выполнении практических заданий. Процесс обучения включает знакомство с лучшими работами современных дизайнеров и архитекторов, самостоятельное изучение литературы, работу с дидактическим материалом, наглядными пособиями, опыт проектной деятельности.Формирование экологической культуры и владение нравственными нормами экологического поведения лишь декларируются, но не обеспечиваются образовательными программами и педагогическими технологиями. Экологическая культура должна быть имманентным, надпрофессиональным и межпрофессиональным качеством личности любого специалиста. Для ее формирования необходима интеграция экологического, психологического, педагогического и акмеологического знаний.Создание и внедрение курса «Экологический дизайн»является откликом на развитие теории и практики экологического и художественного образования, экологизации и гуманитаризации содержания общего и дополнительного образования.

Ссылки на источники1.Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Экологополитологический анализ / Н.Н.Моисеев. ‬М.: МНЭПУ, 1994. ‬47 с. 2.Дизайн. Иллюстрированный словарьсправочник. //Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов. М.: АрхитектураС, 2004. 288 с.3.Медведев В. Ю. Сущность дизайна: учеб. пособие. /В.Ю.Медведев.− СПб.: СПГУТД, 2009. 110 с.4.Панкина М.В. Экологический дизайн: учебное пособие/М.В.Панкина, С.В. Захарова.‬Бийск: Издательский дом «Бия». ‬2011. ‬186 с.