Проектная деятельность в детском саду как фактор развития дошкольников (на примере краткосрочного проекта «Радуга»)
Выпуск:
ART 85646
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Коваленко
Л.
М. Проектная деятельность в детском саду как фактор развития дошкольников (на примере краткосрочного проекта «Радуга») // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
3226–3230. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85646.htm.
Аннотация. В статье рассмотрен пример реализации краткосрочного проекта для дошкольников «Радуга» в МОУ ДОУ № 345 г. Волгограда. Проанализирована актуальность проектирования для целей развития потенциала дошкольников.
Текст статьи
Коваленко Лариса Михайловна,Воспитатель МОУ ДОУ № 345, г.Волгоградann1925@yandex.ru
Проектная деятельность в детском саду как фактор развития дошкольников (на примере краткосрочного проекта «Радуга»)
Аннотация.Встатье рассмотрен пример реализации краткосрочного проекта для дошкольников «Радуга» в МОУ ДОУ № 345 г.Волгограда. Проанализирована актуальность проектирования для целей развития потенциала дошкольников.Ключевые слова:проект, потенциал, дошкольники, развитие.
Детский коллектив отличается ярко выраженной эмоциональностью. В связи с этим актуальным является поиск путей использования детских эмоций для сохранения сплоченности детского коллектива.Одним из таких направлений можно считать проектную деятельность в детском саду, реализуемую воспитателем,специалистами учреждения,родителями и детьми. Проект включает в себя реализацию последовательно продуманных мероприятий в рамках заданной тематики, направленных на формирование конкретных качеств, навыков, что рождает возможность развития творческого и иных видов потенциала дошкольников. «Именно проектная деятельность позволяет перенести внимание с процесса пассивного накопления … суммы знаний на овладение…разными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи и работать в нестандартных условиях»[1].В МОУ ДОУ № 345 г.Волгограда зимой 2015 года были реализованы ряд краткосрочных проектов в старшейгруппе. Один из них проект «Радуга».По мнению И.С. Сергеева, проект это «пять П»: проблема проектирование (планирование) поиск информации продукт презентация. Шестое «П» проекта его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт[3]. Опираясь на это, был проработан краткосрочный проект. Цельпроекта: развитие детской эмпатии, творческих способностей,воображения и наблюдательности, развитие связной речи и сплочение детского коллектива.Алгоритм проведения: Каждый день недели соответствовалопределенным цветам радуги по порядку. Проект длилсяодну неделю.Предварительная работа в рамках проекта сводилась к следующим этапам. 1.Предварительная работа с родителями. За десять дней до начала проекта родителям сообщено о целях и оснащении проекта. В анонсе было сказано, что на каждый день проекта потребуется одежда по цветам радуги, воздушные шары, фрукты, папки по тематике проекта. 2.Необходимо было построить алгоритм проведения каждого дня в соответствии с работой узких специалистов, принимающих участие в проекте (Музыкальный руководитель, психолог).Ходпроектасводился к реализации запланированных учебных, игровых, творческих мероприятий на период одной недели.Воспитателем и сотрудниками детского сада была продумана структура каждого дня, представленная мероприятиями (см. таблицу 1)
Таблица 1Структура каждого дня проекта «Радуга»
Наименование элемента дняСодержаниеНеобходимый инвентарь«Церемония вхождения в группу»С утра дети входят в группу с воздушным шариком, в одежде соответствующего цвета. В группе подбор игрушек и картин, на поднос дети складывают фрукты.Воздушные шары, фрукты, игрушки и картиныпсихологическое упражнение «Ощущение цвета».После завтрака ребята отвечают на вопросы:
Каким вам кажется этот цвет?
Какое он вызывает настроение?
Вам он кажется радостным или грустным? Тревожным или спокойным?
Картинки с цветами, фрукты, цветные вещи (игрушки, фигурки)Игры со специалистамиИгры проводят психолог, музыкальный работник, инструктор по физкультуреСпортивный инвентарь разных цветов, флажки, цветные картинки, книгиУпражнение на мышечное расслабление «Чем пахнет цвет?».Ребята определяют, чем пахнет то или иной цветФрукты«Пробы дня»Ребята съедают то, что они принесли утромФрукты«Отпечаток ладошки на общей радуге»каждый ребенок ставит свой отпечаток определенного цвета на общей заготовке.Разноцветные краски, белая бумага, полотенце, мылоЧтение детских сказокДети читают сказки, составленныедома с родителями об определенном цвете.Заготовки со сказкамиРисование «цветовых» историйДети рисовалирисункиигры на ощущение цвета. Для этого использовались нетрадиционные способы изображения: «Монотипия», «Отпечаток», «Знакомая форма
новый образ»
Цветные краски и карандаши, белая бумага
Источник: составлено автором
Данная структура дня использоваласьна всю неделю, детей делят на две группы по 2 цвета в день. Встреча каждой подгруппы «представителей цвета» начинается с проговаривая речевки: «Мы все краски, мы все краски посмотрите, а у нас «красные» рубашки»! Текст речевки зависит от цвета, который дети представляют в этот день.Результатамипроектаможно считать следующие аспекты:возросла детская эмпатия, сплотился коллектив группы. на протяжении этой недели у всех участников проекта сохранялось радостное праздничное настроение. проектдал большой толчок для развития детского творчества и воображения, повысился уровень связной речи.Джон Дьюи отмечал в отношении проекта, что «истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества»[2]. Рассмотренный проект «Радуга» стал результативным как для самих воспитанников детского сада, так и для родителей. Дети и родители сплотились в ходе выполнения домашних заданий и заготовок, кроме того, сплочённой стала и сама детская группа. Не менее важным считаем развитие творческих навыков ребят и других способностей, которые формируют многогранную и творческую личностьв преддверии школьного обучения.
Ссылки на источники1.Стороженко Г. В. Критерии эффективности сетевой проектной деятельности с учащимися начальных классов // Концепт: Современное образование: тенденции и перспективы. Выпуск 1. 2015. ART 95036. URL: http://ekoncept.ru/teleconf/95036.html Гос. рег. Эл № ФС 7749965. ISSN 2304120X.[Дата обращения 22.04.2015]2.Пахомова Н.Ю.
Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. 3е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2005. 112 с3.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.М.: Аркти, 2004, с.4.
Проектная деятельность в детском саду как фактор развития дошкольников (на примере краткосрочного проекта «Радуга»)
Аннотация.Встатье рассмотрен пример реализации краткосрочного проекта для дошкольников «Радуга» в МОУ ДОУ № 345 г.Волгограда. Проанализирована актуальность проектирования для целей развития потенциала дошкольников.Ключевые слова:проект, потенциал, дошкольники, развитие.
Детский коллектив отличается ярко выраженной эмоциональностью. В связи с этим актуальным является поиск путей использования детских эмоций для сохранения сплоченности детского коллектива.Одним из таких направлений можно считать проектную деятельность в детском саду, реализуемую воспитателем,специалистами учреждения,родителями и детьми. Проект включает в себя реализацию последовательно продуманных мероприятий в рамках заданной тематики, направленных на формирование конкретных качеств, навыков, что рождает возможность развития творческого и иных видов потенциала дошкольников. «Именно проектная деятельность позволяет перенести внимание с процесса пассивного накопления … суммы знаний на овладение…разными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи и работать в нестандартных условиях»[1].В МОУ ДОУ № 345 г.Волгограда зимой 2015 года были реализованы ряд краткосрочных проектов в старшейгруппе. Один из них проект «Радуга».По мнению И.С. Сергеева, проект это «пять П»: проблема проектирование (планирование) поиск информации продукт презентация. Шестое «П» проекта его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт[3]. Опираясь на это, был проработан краткосрочный проект. Цельпроекта: развитие детской эмпатии, творческих способностей,воображения и наблюдательности, развитие связной речи и сплочение детского коллектива.Алгоритм проведения: Каждый день недели соответствовалопределенным цветам радуги по порядку. Проект длилсяодну неделю.Предварительная работа в рамках проекта сводилась к следующим этапам. 1.Предварительная работа с родителями. За десять дней до начала проекта родителям сообщено о целях и оснащении проекта. В анонсе было сказано, что на каждый день проекта потребуется одежда по цветам радуги, воздушные шары, фрукты, папки по тематике проекта. 2.Необходимо было построить алгоритм проведения каждого дня в соответствии с работой узких специалистов, принимающих участие в проекте (Музыкальный руководитель, психолог).Ходпроектасводился к реализации запланированных учебных, игровых, творческих мероприятий на период одной недели.Воспитателем и сотрудниками детского сада была продумана структура каждого дня, представленная мероприятиями (см. таблицу 1)
Таблица 1Структура каждого дня проекта «Радуга»
Наименование элемента дняСодержаниеНеобходимый инвентарь«Церемония вхождения в группу»С утра дети входят в группу с воздушным шариком, в одежде соответствующего цвета. В группе подбор игрушек и картин, на поднос дети складывают фрукты.Воздушные шары, фрукты, игрушки и картиныпсихологическое упражнение «Ощущение цвета».После завтрака ребята отвечают на вопросы:
Каким вам кажется этот цвет?
Какое он вызывает настроение?
Вам он кажется радостным или грустным? Тревожным или спокойным?
Картинки с цветами, фрукты, цветные вещи (игрушки, фигурки)Игры со специалистамиИгры проводят психолог, музыкальный работник, инструктор по физкультуреСпортивный инвентарь разных цветов, флажки, цветные картинки, книгиУпражнение на мышечное расслабление «Чем пахнет цвет?».Ребята определяют, чем пахнет то или иной цветФрукты«Пробы дня»Ребята съедают то, что они принесли утромФрукты«Отпечаток ладошки на общей радуге»каждый ребенок ставит свой отпечаток определенного цвета на общей заготовке.Разноцветные краски, белая бумага, полотенце, мылоЧтение детских сказокДети читают сказки, составленныедома с родителями об определенном цвете.Заготовки со сказкамиРисование «цветовых» историйДети рисовалирисункиигры на ощущение цвета. Для этого использовались нетрадиционные способы изображения: «Монотипия», «Отпечаток», «Знакомая форма
новый образ»
Цветные краски и карандаши, белая бумага
Источник: составлено автором
Данная структура дня использоваласьна всю неделю, детей делят на две группы по 2 цвета в день. Встреча каждой подгруппы «представителей цвета» начинается с проговаривая речевки: «Мы все краски, мы все краски посмотрите, а у нас «красные» рубашки»! Текст речевки зависит от цвета, который дети представляют в этот день.Результатамипроектаможно считать следующие аспекты:возросла детская эмпатия, сплотился коллектив группы. на протяжении этой недели у всех участников проекта сохранялось радостное праздничное настроение. проектдал большой толчок для развития детского творчества и воображения, повысился уровень связной речи.Джон Дьюи отмечал в отношении проекта, что «истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества»[2]. Рассмотренный проект «Радуга» стал результативным как для самих воспитанников детского сада, так и для родителей. Дети и родители сплотились в ходе выполнения домашних заданий и заготовок, кроме того, сплочённой стала и сама детская группа. Не менее важным считаем развитие творческих навыков ребят и других способностей, которые формируют многогранную и творческую личностьв преддверии школьного обучения.
Ссылки на источники1.Стороженко Г. В. Критерии эффективности сетевой проектной деятельности с учащимися начальных классов // Концепт: Современное образование: тенденции и перспективы. Выпуск 1. 2015. ART 95036. URL: http://ekoncept.ru/teleconf/95036.html Гос. рег. Эл № ФС 7749965. ISSN 2304120X.[Дата обращения 22.04.2015]2.Пахомова Н.Ю.
Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. 3е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2005. 112 с3.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.М.: Аркти, 2004, с.4.