Роль государства в развитии алюминиевой промышленности: зарубежный опыт, отечественная практика

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хиревич Э. Ю., Руйга И. Р. Роль государства в развитии алюминиевой промышленности: зарубежный опыт, отечественная практика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3266–3270. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85654.htm.
Аннотация. Металлургия – одна из важнейших базовых отраслей российской и мировой промышленности. Особое место в ней занимает металлургия легких металлов и сплавов. Тенденции развития современного мирового рынка алюминия можно охарактеризовать как неблагоприятные, что обусловлено наличием ряда факторов, сдерживающих развитие отрасли с 2008 года. С целью их предотвращения алюминиевые компании прибегают к различным инструментам и методам. Однако в развитии алюминиевой отрасли участвует также и государство, чья поддержка является определяющей для обеспечения эффективной работы алюминиевых предприятий.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Хиревич Эдита Юрьевна,студент специальности 080101.65 «Экономическая безопасность», ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярскedita.khirevich@mail.ru

Руйга Ирина Рудольфовна,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления бизнеспроцессами, ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярскirina_rouiga@bk.ru

Роль государства в развитии алюминиевой промышленности: зарубежный опыт, отечественная практика

Аннотация. Металлургия –одна из важнейших базовых отраслей российской и мировой промышленности. Особое место в ней занимает металлургия легких металлов и сплавов.Тенденции развития современного мирового рынка алюминия можно охарактеризовать как неблагоприятные, что обусловлено наличием ряда факторов, сдерживающих развитие отрасли с 2008 года.С целью их предотвращения алюминиевые компании прибегают к различным инструментам и методам. Однако,в развитии алюминиевой отрасли участвует также и государство, чья поддержка является определяющей для обеспечения эффективной работы алюминиевых предприятий.Ключевые слова:Алюминиевая промышленность, металлургия, тенденции развития отрасли,факторы, сдерживающие развитие алюминиевой отрасли, инструменты и методы стимулирования промышленности, промышленная политика государства.

Металлургия –одна из важнейших базовых отраслей российской и мировой промышленности. Особое место в ней занимает металлургия легких металлов и сплавов, без которых сегодня немыслим научнотехнический прогресс в освоении космоса, авиа, автомобилеи судостроении, в различных отраслях машиностроения, химии, строительстве, в быту.Ключевую роль среди металлургии лёгких металлов занимает алюминиевая отрасль.

Внастоящее время алюминиевая промышленность представляет собой стратегический сектор отечественной экономики. Многиепредприятия этой отрасли являются градои системообразующими.Таким образом,с однойстороны, можно отметитьвысокую значимость производимой продукции и оказываемыхуслуг для жизнеобеспечения отдельных территорий и отраслей в масштабах отдельных регионов и страны в целом. Сдругой стороны –данные предприятия и отраслисоздают основу для развития инфраструктуры и социального развития территорий,а такжеобеспечивают занятостьзначительной частиработающего населения.

Современные тенденции развития мировогорынка алюминия можно охарактеризовать как неблагоприятные, что обусловлено наличием ряда факторов, сдерживающих развитие отрасли с 2008 года.Вопервых, низкий спрос на алюминий.Так, кризис 2008 года привел к резкому сокращению спроса отраслей основных потребителей алюминия. Однако,далее наблюдается рост спроса, что обеспечивается высоким уровнем потребления металла такими странами, как Китай (потребляет около 40% производимого в мире алюминия), США, Япония, Южная Корея, Индия.Вовторых, превышение предложения алюминиянад спросом.Это связано с тем, что в 2008 году компании во время не отреагировали на кризис, не снизив производственные мощности в соответствии с потребностямирынка. В результате к концугода в мире было накоплено на складах 7000 тыс. тонн.Однако, в настоящее время ситуация улучшается–на 2014 год запасы алюминия на складах LME составляют 4,25 млн.тонн[1]. Втретьих, низкие цены на алюминий, что является результатом экономических кризисов. Так, в 2008 году цена достигла уровня1500 долл./т., в августе 2013 года до уровней 18001850долл.за тонну, при которых алюминиевые предприятия оказывались убыточными. К середине 2014 года цены на алюминий стабилизировались на фоне возникновения дефицитаметалла, однако в четвертом квартале 2014 года в условиях резкого падения цен на нефть и укрепления доллара США цена алюминия снова снизиласьдо 1821,5 долл./ т.в апреле 2015 года[2].Проведенный анализ зарубежного опыта по решению выше изложенных проблемалюминиевого рынка указывает на активную политику государства по предотвращению негативных факторов алюминиевой отрасли (таблица 1).Таблица 1 Зарубежная практика реализуемых инструментов и методов, направленных на предотвращениенегативных факторов, сдерживающих развитиеалюминиевой отрасли*Зарубежная алюминиевая компания, характеристикаГосударственные методывоздействия на алюминиевый рынокМероприятия, реализуемыеалюминиевыми компаниямиКитайская алюминиевая компания «Chalco» основной производитель и потребитель металла в мире. 30% заводов убыточны. Самая высокая в мире цена электричества для алюминиевой отрасли –около 1000 долларов за тонну. Таким образом, прямая себестоимость выпуска тонны алюминия в Китае превышает 2200 долларов

Субсидированиеубыточных производств.Опубликование ГоссоветомКНР плана по сокращению избыточных производственных мощностей после кризиса 2008 года. Создание резервного фонда алюминияс целью поддержки производителей в непростой период: выкуп государствому производителей металла по невысоким ценам. Разработка все более жестких требованийк алюминиевой промышленности в отношении экологии, реализация экспортноориентированнойполитики

Продажа активовкомпанииво второй половине 2014года.Принятие руководством «Chalco» решения в 2011 годуо снижении затраткорпорации на 2,3 млрд. юаней (360 млн. долларов)Прибыль на 2013 год

159 млн. долларовАмериканская корпорация«Alcoa» один из ведущих мировых производителей первичного алюминия, алюминиевых изделий и глиноземаПредоставление электроэнергии алюминиевым заводам «Alcoa», расположенным в США со скидкой. Разработка все более жестких требованийк алюминиевой промышленности в отношении экологии, реализация экспортноориентированнойполитикиЗакрытиев2012 году около 12% мощностей. Активное перепрофилирование своих заводов с упором на созданиепродукции с добавленной стоимостьюдля автомобильной и авиакосмической отраслей

Сокращениек 2015 году затрат на производство первичногоалюминия на 10%,глинозема на 7%. Прибыль во 2квартале 2014 года 138 млн. долларовНорвежская компания «Norsk Hydro», крупнейшийпоставщикэлектроэнергии ГЭС в НорвегииДоговоренность сословацкими энергетиками о поставке электричества словацкому подразделению «Norsk Hydro» по льготной ценев период с 2014 по 2021 год. Разработка все более жестких требованийк Окончательноезакрытиев2013 году завода в Австралии и, как следствие, его продажапо частям. Продажав 2014 году фольгопрокатного завода в Малайзии.Активное увеличение выпуска продукции для сектора алюминиевой промышленности в отношении экологии, реализация экспортноориентированнойполитикиавтопрома и алюминиевой тары, продукции с добавленной стоимостьюЧистая прибыль в 3квартале 2014 увеличилась с 222 млн норвежских крон до 589 млн крон (89,7 млн. долл.)Австралийскобританский концерн «Rio Tinto» мировой поставщиквысококачественных бокситов, глинозема и алюминияРазработка все более жестких требованийк алюминиевой промышленности в отношении экологии, реализация экспортноориентированнойполитики путем создания налоговых, кредитных, таможенных и прочих преференций предприятиям алюминиевой отрасли

Продажав2011 году алюминиевыхактивовконцерна по всемумиру на сумму 8 млрд. долларов.Прекращениевыпускана заводах в Англии и Канаде, масштабные сокращения персонала. Закрытиев2014 году двухалюминиевыхзаводов в Северной Америке и продажа своейдолив голландской алюминиевой компании «Constellium NV» за 330 млн. долларов. Переориентация на выпуск более прибыльного металла посредством миллиардных инвестиций в рудные шахтыСнижение производстваалюминия в 1квартале 2012 года на 10% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года.Чистаяприбыльв2013 году

3,7 млрд. долларов.

*Составленоавтором по [3]Негативные тенденции на мировом рынке цветных металлов явились причиной сокращения производства первичного алюминияроссийской алюминиевой компанией ОАО «РУСАЛ» с 2009 года (Таблица 2). Так, на 2014 год производство алюминия составило 3,601 млн. т., что на 18,7% ниже показателя в 2008годуи является минимальным показателем за последние несколько лет. Вместе с тем, происходит увеличение производства сплавов на основе первичного алюминия, которые имеют более высокую добавленнуюстоимость. Таблица 2

Производственные показатели деятельности ОАО «РУСАЛ», млн. т.[4]Годы201420132012201120102009200820072006Производство первичного алюминия3,6013,8574,1734,1234,0833,9464,4244,2023,958Производство глинозема7,2537,317,4778,1547,847,27811,31711,34711,313Добыча бокситов12,10811,87612,36513,511,811,319,118,519,2

Сокращениепроизводства алюминия осуществлялось за счет частичной или полной остановки электролизеров заводов компании ОАО «РУСАЛ», расположенных в европейской части страны, так называемый «западный дивизион». К 2014 году алюминиевое производство было полностью приостановлено на Волгоградском, Волховском и Уральском алюминиевых заводах, а также на первой площадке Новокузнецкого алюминиевого завода. Производство также остановлено во втором, третьем, четвертом и пятом корпусах Богословского алюминиевого завода (первый корпус был законсервирован еще в 2011 году) и в первом и втором корпусах Надвоицкого алюминиевого завода (третий корпус был законсервирован в 2012 году)[5]. В итоге на данный момент используется только 80% производственной загрузки ОАО «РУСАЛ», которая в целом составляет 4,5 млн. тонн алюминия в год.Для решения сложившихся проблем ОАО «РУСАЛ» следует по пути ведущих зарубежных компаний, реализуя аналогичные инструменты и методы стимулирования промышленности. Так, сцелью повышения спросакомпанияиспользует следующие инструменты:

увеличение доли продукции с добавленной стоимостью, которая в настоящее время составляет 43% отпродаваемого ассортимента (в планах компании повысить долю до 50% к 2015 году и до 75% в будущем);

увеличение объема и ассортимента продукции:1) увеличение выпускаемых сплавов алюминия с другими металлами в соответствии с потребностями рынка (в планахкомпании увеличение их доли в общем объеме производства до 75%); 2) запуск производствамоющих средствна промплощадке Богословского алюминиевого завода (БАЗ). Данная мера является вынужденной и направлена на извлечениедополнительной прибыли с законсервированных производственных площадок;

3) открытие совместного предприятияс «Omen» в 2015 году по производству автокомпонентов на промплощадке Волховского алюминиевого завода (ВАЗ);4) разработка проектапо организации производства алюминиевых радиаторовна территории Надвоицкого алюминиевого завода;5) расширение производстваанодов и литейной продукции на Саянском алюминиевом заводе(САЗ).

стимулирование спроса:1) официальное сообщение в конце 2014 года ОАО «РУСАЛ»

о снижении цены на алюминий для российских потребителей в начале 2015 года;2) активнаяразработка предложений о новых способах использования алюминия за счет его полезных свойств: применениеалюминиевых проводов в строительстве, создание алюминиевого грузового вагона или хоппера, который предназначен для перевозок минеральных удобрений и других сыпучих грузов, замещение стальных труб на алюминиевые.С целью снижения предложения алюминия компания прибегает к следующим мерам:

сокращение производственных мощностей за счет закрытия нерентабельных производств. Таким образом, в 2013 году ОАО «РУСАЛ» снизиловыпуск алюминия на 325 тысяч тонн, а среднюю себестоимость алюминия по группе на 40долл.;

сокращение производственных мощностей за счет снижения объемов выпуска металла на Иркутском заводе, второй площадке Новокузнецкого, Саяногорском и Хакасском. Проведенные мероприятия позволили к 30 сентября 2013 г. снизить себестоимость 1 тонныалюминия до 1872долл., что составляет абсолютный минимум с 2010 г[7].С целью стимулирования роста цен на алюминий ОАО «РУСАЛ»сокращает производство металла, что должно создать дефицит на алюминиевом рынке.Помимо указанных внешних негативных факторов алюминиевой отрасли Россиинеобходимо выделить внутренниефакторы,сдерживающие ее развитие,в ответ на которые ОАО «РУСАЛ» разрабатываетсистемуинструментов и методов, направленных на их предотвращение.Вопервых, наличие высокого уровня закредитованности алюминиевых предприятий чистый долг на 2014 г. составил 8837 млн. долл., хотя с 2010 года наблюдается тенденция к снижению. С целью увеличения своей финансовой независимости ОАО «РУСАЛ» прибегает к рефинансированию кредитов:

с ноября 2013 года компания ведет переговоры о рефинансировании синдицированных кредитов на сумму свыше 5 млрд.долл.;

в первом квартале 2014 года ОАО «РУСАЛ»погасило 200 млн.долл.по синдицированному кредиту;

в начале 2014 года компания рефинансировала три кредита Газпромбанка сроком на 5 лет, а также кредит Сбербанка на сумму 5,6 млрд.долл. до 2021 года;

руководство ОАО «РУСАЛ» договорилосьоб объединении двухсиндицированных кредитов(4,75 млрд. долл. и 400 млн. долл.)и прекращениисхемысудебной реструктуризации [3].Вовторых, узкий ассортимент отечественной продукции не позволяет максимально удовлетворить потребности российского покупателя, в связи с чем почти 80% производимого металла ОАО «РУСАЛ» продает в другие страны. В 2014 году экспорт алюминия снизился (его прирост составил 78,9%), однако,это связано со снижением самих объемов производства алюминия российскими предприятиями, а также с неблагоприятной конъюнктуройвнешнего рынка.Решениемданной проблемыявляются меры, направленные на повышение и стимулирование спроса в целом, а именно расширение ассортимента и увеличение доли продукции с добавленной стоимостью[8].Втретьих, остро стоит вопрос о рентабельности алюминиевого производства, что зависит, в том числе, от издержек производства:

высокие тарифы на электроэнергию, их доля в себестоимости крайне энергоемкого производства алюминия уже доходит до35% и составляет свыше 1900долл./т.;

высокий уровень транспортных затрат, составляющий в России более 170 долл. на тонну алюминия (самое высокое значение в мире). В виду сложившихся обстоятельствс целью повышения рентабельности ОАО «РУСАЛ»реализует следующие мероприятия, направленные на сокращениесебестоимости:

снижение тарифов на электроэнергию. После переговоров с властями в ряде регионов отменена схема перекрестного субсидирования, то есть крупные потребители энергии работают напрямую с Федеральной сетевой компанией, не переплачивая посредникам;

внедрение новых технологий. Так, ОАО «РУСАЛ» владеет собственными энергоэффективными технологиями производства алюминия, которые позволяют существенно снизить энергоемкость производства.

усовершенствование конструкции электролизера. С помощью новой технологии можно будет уменьшить производственные площади и свести к минимуму потребление энергии;

создание собственной энергетической базы, чтопозволяет,как минимум,на 60% удовлетворить потребность компании в электроэнергии. В рамках этой стратегической цели ОАО «РУСАЛ» совместно с компанией «РусГидро» реализует строительство новой гидроэлектростанции –Богучанской ГЭС–в Красноярском крае, а также участвует в совместном предприятии по разработке Экибастузского угольного месторождения в Казахстане;

переработка алюминия. Для переплавки и производства вторичного алюминия требуется всего 5% энергии, необходимой для выработки первичного алюминия. Кроме этого,переработка 1 килограмма алюминия экономит 8 килограммов бокситов;

переработка красного шлама –отходов глиноземного производства с целью извлечения ценных компонентов, что снимает необходимость дорогостоящего захоронения красного шлама и создает источник дополнительной прибылидля глиноземных предприятий;

трансформация логистической системы. Так, между поставщиком и заказчиком была внедрена «тянущая система», согласно которойобеспечиваются поставки ровно того объема продукции, который был потреблен, в необходимые сроки. Внедрение «тянущей системы» позволило сократить объем катодных блоков для капитального ремонта электролизера на складах предприятий более чем на 50%, сократить площадь складских помещений более чем на 20%;

переход от транспортировки материалов по железной дороге к грузовым автоперевозкам, составляющим 27% от общего объема грузоперевозок в месяц. Реализация данного мероприятия позволилаувеличить оборачиваемость материалов с 4 месяцев до 10 дней;

оснащение заводов собственной сырьевой базой. В конце 2014 года ОАО «РУСАЛ»заключилодве сделки по консолидации компаний по добыче бокситов, получив право собственности на 7%ную долю в компании по производству глинозема и добыче бокситов West Indies Alumina Company (Windalco, Ямайка) и 20%ную долю в ОАО "Боксит Тимана" (Республика Коми). С учетом новых запасов ОАО «РУСАЛ»будет обеспеченобокситом на 97%[3];

разработкарациональной политики формированиятарифов на перевозку грузов железнодорожными компаниями. Так, эксперты рекомендуют использовать дифференцированный подход по видам грузов и направлениям перевозки, а также оценивать влияние возможного повышения тарифной нагрузки на товаропроизводителей. Также считается целесообразным введение обязательной процедуры «внешнего» согласования решений ОАО «РЖД», предусматривающей участие потребителей, экономические интересы которых затрагиваются данным решением, независимых экспертов и Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД»[10];

замещение импортной обрабатывающей техники для заводов компании на технику, созданную собственными силами. Отечественная техника выгодно отличается от европейских аналогов по стоимости, при этом надежна и экономична в эксплуатации, отлично зарекомендовала себя на сибирских заводах компании. Это позволяет сокращать издержки и затраты на обслуживание техники в 2 раза.Вчетвертых, наличие высокого уровня износа основных фондов алюминиевых предприятий в России лишь 15% алюминия выпускается на современных мощных электролизерах. Одной измерявляетсяинвестирование по характеру модернизации и инновации. В кризисных условиях ОАО «РУСАЛ»не сворачивает инвестиционный бюджет, но приоритет отдается проектам со сроком окупаемости до трех лет, ав производстве металла главным приоритетом стали так называемые «эффективные тонны».Впятых, наличие экологических рисков. В целом около 80% продукции ОАО «РУСАЛ»выпускается с использованием экологичной гидроэлектроэнергии. Однако источником экологических рисков остается эффективная во многих отношениях и широко применяемая в России технология Содерберга. Компания работает над ее усовершенствованием. Новая технология «Экологичный Содерберг» позволяет значительно снизить нагрузку на окружающую среду и увеличить производительность электролизера. Кроме этого,ведется разработка технологии инертного анода, благодаря которой единственное вещество, которое новый электролизер будет выбрасывать в атмосферу, –это кислород, равный объему от 70 гектаров леса [11].Таким образом, ОАО «РУСАЛ» проводит активную политику, направленную на устранение негативных факторов в целях дальнейшего повышения эффективности своей деятельности. Однако, стоит отметить, что сложившиеся условия создают существенные барьеры для развития отрасли, преодоление которых невозможнобез участия государства.В условиях нестабильной политической ситуациирезко снижается привлекательность отрасли для иностранных инвесторов, в этой связи с государство минимизируетнегативные последствия политического кризиса, прибегая, например, к партнерствус другими странами. Так, 17 марта 2015 года состоялась встреча рабочей группы по сотрудничествув сфере алюминиевой промышленности, созданной в рамках межправительственной РоссийскоЭмиратской комиссии по торговому, экономическому и техническому взаимодействию[12].Негативным факторомкак для отечественного рынка в целом, так и для алюминиевого рынка, в частности, выступаетрост доли импортной продукции на российском рынке алюминия. В 2014 году ее доля по отношению к отечественному производству увеличилась на 3%[13]. При этом больше половины готовых изделий импортируется в Россию из Китая, а структуру импорта составляют в основном продукты с добавленной стоимостью. Это связано с узким ассортиментом российской продукции, также с закрытием заводов в европейской части России, что, в свою очередь приводит к выгодности осуществлять поставки алюминия из Казахстана, чем из Сибири. Решением указанной проблемы является реализация целенаправленнойгосударственнойполитикиимпортозамещения.Одной из мер поддержки представителей алюминиевой отрасли со стороны государства является субсидирование предприятий промышленности в рамках государственной программы инновационного развития. Так, ОАО «РУСАЛ»в 2010 году получило1,4 млрд.рублей на реализацию своих инновационных проектов, что на данный момент является абсолютным максимумом по России. Высокая стоимость заемных средств ограничивает возможности ОАО «РУСАЛ» к осуществлению инноваций и модернизации производства. С целью снизить девальвационные и инфляционные риски в декабре 2014 года ЦБ РФ поднял ключевую ставку до 17%, что фактически привело к росту ставок кредитов под оборотные средства до 2530% [14]. Выходом из этого является активная политика ЦБ РФ, нацеленная на снижение ставки. Однако снижение ее в апреле 2015 г. до уровня 12,5% является недостаточным для обеспечения алюминиевой отрасли доступными кредитными средствами. В связи с этим проблема остается открытой.В связи с более дешевыми и доступными ставками по кредитным ресурсам зарубежных банков до 2014 года в настоящий момент текущий долг ОАО «РУСАЛ» на 95% состоит из долларовых кредитов и лишь на 5% из рублевых. Вусловиях девальвации рубля данное обстоятельство представляет серьезную проблему для предприятий, так как ухудшается возможность обслуживания корпоративного долга российскими предприятиямиалюминиевой отрасли. Однако,с другой стороны, девальвация рубля является положительным фактором для всех сырьевыхи металлургических предприятий, ориентирующих свою продукцию на экспорт. В сложившихся условиях в третьем квартале 2014 года практически все основные финансовые показатели ОАО «РУСАЛ» продемонстрировали рост по сравнениюс предыдущим отчетным периодом этого года (таблица 3).

В2014 году ОАО «РУСАЛ» опубликовалоотчето первой годовой прибыли с 2011 года: в 2014 году она составила 293 млн.долл., тогда как в 2013 году компания получила 3,22 млрд.долл. убытка, в 2012 –5,28 млрд. долл. Это говорит о том, что алюминиевая компания может самостоятельно обслуживать свой долг. Также в 2014 году производство алюминия достигло уровня рентабельности16,9%. Кроме этого, положительной тенденции придерживается чистый долг компании, который продолжает снижаться с 2010 года.

Таблица 3Финансовые показатели ОАО «РУСАЛ»[4]Годы201420132012201120102009200820072006Выручка, млн. долл.93579760108911229110979816515685135888429Чистая прибыль, млн. долл.2933 2225282372 8678215 9842 8062 897Себестоимость производства алюминия, долл. /т.1 7291 9071 9461 9841 6931 4711 9151 7781 488Рентабельность, %16,90011,9169,355,80157,8194,7Чистый долг, млн. долл. 8 83710 10910 82911 04911 47213 63313 1708 3954 319Так, в 2014 году ОАО «РУСАЛ» опубликовалоотчето первой годовой прибыли с 2011 года: в 2014 году она составила 293 млн.долл., тогда как в 2013 году компанияполучила 3,22 млрд.долл. убытка, в 2012 –5,28 млрд. долл. Это говорит о том, что алюминиевая компания может самостоятельно обслуживать свой долг. Также в 2014 году производство алюминия достигло уровня рентабельности16,9%. Кроме этого, положительной тенденции придерживается чистый долг компании, который продолжает снижаться с 2010 года.Таким образом,включение России в процесс мировой глобализации вызвало негативные тенденции в развитии экономики страны, которые, в свою очередь, получили ярко выраженный характер в период мирового финансовоэкономического кризиса. Сложившаяся негативная тенденция на мировом рынке, связанная главным образом с падением цен на основные цветные металлы, существенно повлияла как на мировое металлургическое производство, так ина основные производственные показатели отечественных металлургических компаний и макроэкономические показатели Российской Федерации.В свою очередь, мировая и отечественная практика доказывает необходимость реализации активной политикив сфере стимулирования алюминиевой промышленности, как на уровне компаний, так и на уровне государства.В большинстве стран первоочередной мерой выступает сокращение производственных мощностей путем консервации или продажи активов, чтоуменьшаетобъемы производственных запасови издержки производства, обеспечивая получение чистой прибылипредприятиями. Кроме этого, рост прибыли алюминиевых компаний обусловленпереориентациейпроизводства на продукцию с добавленной стоимостью, а также на продукцию наиболее потенциальных секторов экономики.При этом нельзя не отметить регулирующего участия государства в развитииалюминиевой отрасли.Проведенный анализ мирового опыта по вопросам государственной поддержки позволяет сделать вывод об активном включении в процесс стимулирования промышленности правительств зарубежных стран. Что касается России, то воздействие государства на развитие отрасли не является основополагающим, все меры по предотвращению негативных факторов инициируютсяв основном самой компаниейОАО «РУСАЛ».

Ссылки на источники1.Гончарова Н.А.Развитие алюминиевой промышленности в мире и России // Успехи современного естествознания. –2007. –№ 1 –С. 9497;Как закалялся российский алюминий. Нелегкая судьба «крылатого металла» в России. http://newslab.ru/article/6169162.Динамика цен на Алюминий (LME.Alum), USD/тонна [Электронный ресурс]: Яндекс Новости. –2015. –Режим доступа: http://news.yandex.ru/quotes/1500.html3.Евгений Проскуряков Оружие против кризиса: как крупнейшие алюминиевые компании выжили и спасли отрасль [Электронный ресурс] / Е. Проскуряков // ALгоритм успеха. –2014. №1. –Режим доступа: http://www.uppro.ru/library/strategy/management/weaponrusal.html4.РУСАЛ официальный сайт URL: http://www.rusal.ru/5.Руйга И.Р. Современные тенденции на российском рынке металлургии // Экономика и предпринимательство. –2014. –№ 9 (50). –С. 851854.6.UC Rusal снизит цены на алюминиевую продукцию для российских потребителей [Электронный ресурс]: Ведомости. Электронный журнал. –2014. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/business/news/2014/12/02/ucrusalsnizitcenynaalyuminijdlyarossijskih7.Закрыть нельзя работать [Электронный ресурс]: Базовый элемент. Электронный журнал. –2013. –Режим доступа: http://www.basel.ru/articles/expert_25_03_13/8.Россия уменьшила экспорт алюминия на 14,7% [Электронный ресурс]: Новости СМИ. –Эдектронный журнал. –2014. –Режим доступа: http://www.rusimpex.ru/Content/News/readlastnews.php?newsvar=2015_01_11.txt9.Установление тарифов на электрическую энергию для предприятий алюминиевой промышленности [Электронный ресурс]: Энергорынок. –Электронный журнал. –2010. –Режим доступа: http://www.em.ru/er/200604/22932/10.Совет потребителей: заключение по тарифам РЖД на экспорт [Электронный ресурс]:Советы потребителей. Электронный журнал. –Режим доступа: http://gosinvest.open.gov.ru/news/2658/Оценка уровня экономической безопасности торгового предприятия [Электронный ресурс]: Narod.ru. Электронный журнал. –Режим доступа: http://www.safetyfactor.narod.ru/doc/evaluation.html11.Регулирование инновационной деятельности [Электронный ресурс]: Repetitor.ru. –Электронный журнал. –2012. –Режим доступа: http://repetitora.com/regulirovanieinnovacionnojdejatelnosti

12.Россия и ОАЭ объединяют усилия для обеспечения устойчивого развития алюминиевой отрасли [Электронный ресурс]: МинПромТорг России. Электронный журнал. –2015. –Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/presscentre/all/#!rossiya_i_oae_obedinyayut_usiliya_dlya_obespecheniya_ustoychivogo_razvitiya_alyuminievoy_otrasli13.UC Rusal теряет Россию [Электронный журнал]: Ведомости. Электронный журнал. –2014. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2014/02/14/ucrusalteryaetrossiyu 14.Л.И. Ремизова Россия в структуре мировой алюминиевой промышленности [Электронный ресурс] / Л.И. Ремизова // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. –2006. № 1. –Режим доступа: http://www.vipstd.ru/gim/content/view/38/197/15.Итоги 2014: алюминиевая сказка [Электронный ресурс]: INTERFAX. Электронный журнал. –2014. –Режим доступа: http://www.interfax.ru/business/415434Алена Ласкутова