К проблеме итальянского влияния в отечественной музыкальной культуре второй половины XVIII века

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Алешина М. Н. К проблеме итальянского влияния в отечественной музыкальной культуре второй половины XVIII века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3321–3325. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85665.htm.
Аннотация. История развития русско-итальянских культурных связей охватывает период от XV до XX века. На начальном этапе можно говорить лишь об одностороннем, итальянском влиянии, особо проявлявшемся в области искусства. В XIX веке культурное взаимодействие двух стран представляется уже в виде своеобразного диалога, что выражается в первую очередь в литературе и публицистке, а в XX веке в область взаимодействия включается еще театр и кино.  Расцвет же культурных связей пришелся на период с середины XVIII до середины XIX века.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Алешина Маргарита Николаевна,Аспирант Уральской государственной консерватории (академии) им. М. П. Мусоргского, Екатеринбургaleshina.marg@mail.ru

К проблеме итальянского влияния в отечественной музыкальной культуре второй половины XVIIIвека

Аннотация. История развития русскоитальянских культурных связей охватывает период от XVдо XXвека. На начальном этапеможно говорить лишь об одностороннем, итальянском влиянии, особо проявлявшемся в области искусства. В XIX веке культурное взаимодействие двух стран представляется уже в виде своеобразного диалога, что выражается, в первую очередь, в литературе и публицистке, а в XX веке в область взаимодействия включается еще театр и кино.

Расцветже культурных связей пришелся на период ссередины XVIIIдо середины XIXвека. Ключевые слова:русская культура, итальянская культура, культурное взаимодействие, XVIIIвек.

Взаимодействие русской и итальянской культур имеет довольно продолжительную историю. Эта тема не раз привлекала к себе внимание исследователей,как в отечественном, так и в зарубежном музыкознании: Коваль Л. М. [1], Комолова Н. П. [2], Потапова З. М. [3],Сарабьянов Д. В. [5],Тетдоева С. А. [6], Шаркова И. С. [8], Ясюнас С. В. [10],GattoLoE. [11] IRussieL’Italia[12].Проблемы межнационального диалога интенсивно изучаются в настоящее время как отечественными, так и зарубежными исследователями. Изучению русскоитальянского взаимодействия способствовали научные конференции, проводимые Институтом всеобщей истории РАН. Среди итальянских источников нельзя не отметитьработы Этторе Ло Гатто«RussiainItalia. DalsecoloXVIIadoggi»(где автор дает развернутый перечень российских деятелей, посетивших Италию и рассказывает об их впечатлениях), и

«Italiaepaesidilingueslave» из «Uncinquantenniodistudisullaletteraturaitaliana(18861936)».Развитие русскоитальянских культурных связейдостигает своей кульминации в периодцарствования императрицы Елизаветы Петровны (с1741 года) до конца первого десятилетия царствования императора Николая I(до 1837 года)1. Большое значение для музыкальной жизни Петербурга того времениприобретает Придворная Певческая Капелла, ставшая образцом в техническом и музыкальном отношении для русских церковных хоров.Уровни проявления итальянского воздействия на русскую музыкальнуюкультурув исследуемый период были весьма многообразны:1.Итальянское искусство, культура в отечественном сознании подвергались идеализации и мифологизации. Неизведанная и чуждая культура южной страны неизменно притягивала к себе внимание. Особенно под впечатлением оказывались жители Петербурга –северного города, которые ощущали себя в Италии на грани реального и воображаемого. 1Особое внимание уделялось изучению итальянского языка. В 1694 г. Петр Iиздал указ об обучении детей бояр и других чинов итальянскому языку. А в 1757 г. началось практическое преподавание итальянского языка в Московском университете.

2.Русские музыканты считалисебя учениками, которые должны были овладевать мастерством, осваивать новые жанры и формы. Они изучали в Италии новый стиль и новую лексику, учились строгому стилю и контрапункту, а так же писали оперы, симфонии и дивертисменты.Приведем лишь самые яркиепримеры:Д.Бортнянский:«Креонт» (1776, Венеция, театр «СанБенедетто»); «Алкид» (1778, Венеция) либретто П.Метастазио; «КвинтФабий» (1779, Модена, Герцогский театр); Цикл сонат для клавесина; Сочинения для клавикордов и чембало: Ларгетто, Каприччио, Рондо и др.; Концерт Cdurдля клавесина; Концерт для чембало с оркестром Ddur; Квартет Cdur; Квинтет amoll; Сdur; Концертная симфония;М.Березовский:«Демофонт» на либретто П.Метастазио; Синфония Cdur; Cоната для скрипки и чембало Cdur, Три сонаты для клавесина (С –dur, Bdur, F dur); П.Скоков:«Ринальдо», «Прекрасная Джирометта» («LabellaGirometta»), «Любовь к музыке» («Lamoreinmusica»), кантата «Убежище любви» («Asilo d'amore»). И.Хандошкин Три сонаты для скрипки соло.3.Традиционным стало приглашение итальянских мастеров в качестве руководителей оперных трупп, инструментальных и хоровых коллективов: Франческо Арайя (1735–1759,1762 г.); Бальдассаре Галуппи (1765–1768 гг., ВинченцоМанфредини (1761–1765 гг., 1765–1768 гг. –второй); Томмазо Траэтта (1768–1775 гг.), Джованни Паизиелло (1776–1783 гг.); Джузеппе Сарти (1784–1786, 1793–1802 гг.); ДоменикоЧимароза (1787–1791 гг.),Катерино Кавос (1799–1840 гг.)2.4.В Россию приглашались как отдельные итальянские исполнители, так и целые труппы.Во время правления Анны Иоанновны особого положения в труппе добился скрипач Петро Мира. Именно ему суждено было впоследствии сыграть большую роль в русской музыкальной культуре. И эта миссия была блистательно выполнена. Особо можно отметитьприезд нескольких музыкантов: Луиджи Мадониса, Джованни Верокаи, Доминико Далольо, Фердинанда Антонолини и Джованни Ристони. Все они обучались поклассу скрипки и композиции у Антонио Вивальди. Луиджи Мадонисбыл однимиз первых,кто попробовал написать «русскую» музыку. Он обработал русские песни в итальянском стиле, написал сюиту и две симфонии на русские темы. Также он сочинил кантату «Россия по печали паки обрадованная» (1742) по случаю коронования Елизаветы.5.В Италию направлялись музыканты, которые должны были «пройти аттестацию», «получить лицензию» итальянского учебного заведения (особенно Болонской филармонической академии3) и рекомендацию авторитетныхмузыкантов4. 2Не менее распространенным стало и приглашение итальянских архитекторов и скульпторов: Растрелли Б., Киявери Г., Микетти Н., Фонтана Дж., Трезини Д., Ринальди А., Росси К., Торелли С. и др.3В XVIII в. Болонская филармоническая академия (Accademia Filarmonica) заняла ведущее место в общественнополитической и культурной жизни. Она была основана в 1666 В. М.Каррати с целью изучения и распространения музыки. Болонская филармоническая академия объединила все музыкальные академии в Болонье (более 40), которые функционировали до нее. Среди ее членов были выдающиеся музыканты, популярные и известныев Европе. В начале XVIII в. Академия полностью руководила музыкальной жизнью Благодаря рекомендации Бальдассаре Галуппи Д. Бортнянскому(1751–1825) в 1768 г., как особо одарённому музыканту, назначили художественную стипендию –«пансион» для учёбы в Италии. Однако он избрал местом постоянного жительств не Болонью, а другой важный культурный центр –Венецию. В Италии композитор написал триоперы на мифологические сюжеты –«Креонт», «Алкид», «Квинт Фабий», а также сонаты, кантаты, церковные произведения.

С.Дегтярёв (1766–1813), в 1790 году вместе с Джузеппе Сарти ездил в Италию. По возвращении в Россию он служил при дворе графа Шереметева регентом и дирижёром оркестра.

И.Хандошкин (1747–1804) благодаря содействию мецената Л.А.Нарышкина путешествовал в Италию, где занимался у известного скрипача и композитора Дж.Тартини. Русский музыкант достиг в игре такого совершенства, что мог соперничать со знаменитыми в то время скрипачами Дж.Виотти, Н.Местрино и Ф.Дицом.

М.Матинский в 1783 г. был отправлен графом С. П. Ягужинским на учёбу в Италию.

П.Скоков (1758–1817), после окончания Академии художеств в 1779 году был направлен для совершенствования в Италию. С 1779 по 1782 годыкомпозитор занимался в Болонской академии под руководством Падре Мартини. В Неаполе он создал оперу «Ринальдо», которая в 1788 году была поставлена в театре «СанКарло». М.Березовский в 1760е годы брал уроки у придворного капельмейстера Франческо Цопписа, с большим интересом изучал итальянские жанры, с 1769 годаБерезовский(MassimoBerezovsky)прошел почти пятилетнюю «стажировку»в Италии, где его наставником был падре Мартини, ав 1771 годуполучил диплом члена Болонской академии. В период пребывания в Италии он создавал сочинения на итальянском языке (опера «Демофонт») и на немецком языке («UnserVater»). В исполнении сочинений принимали участие итальянские певцы и исполнителиинструменталисты. На премьере оперы «Демофонт» среди участников были Ф. Порри, Дж. Веролли, Д. Аффери, В. Николини –мужские партии и К. Маттеи, К. Спиги –женские партии. 6.Итальянские сюжеты становились основой русских музыкальнотеатральных сочинений. В произведениях русских композиторов использовался итальянский язык. Назовем лишь некоторые самые известные сочинения: О.Козловский итальянские канцоны «О, ветер легкокрылый», «Как только молний жгучих», города. Таким образом, Болонья стала одним из европейских центров музыкального образования и музыковедения. Существовало три градации членов Академии: accademico cantore(академик певец), accademico suonatore (академик исполнитель на инструменте) и accademico compositore (академик композитор). Для получения последнего необходимо было выдержать сложный экзамен по теории музыки и композиции. Звание академика давало право надолжность руководителя капеллы любой католической церкви (уже без дополнительного испытания) и, конечно, открывало путь к широкому признанию в Европе. Среди членов Болонской филармонической академии были В.А.Моцарт (1770), чешский композитор Й.Мысливечек (1771), русские музыканты М.С.Березовский (1771), Е.И.Фомин (1785) и другие.4Италия была ориентиром не только в музыкальном искусстве, но и в архитектуре и живописи. Большое количество архитекторов и строителей получили образование в Италии: Никитин И. Н., Старов И. Е., Еропкин П. М., Усов Т. Н. Щедрин С. Ф. и др.

«Амур, несправедлив я был», полонез на тему Н.Пиччини, «Песня трубадура» «Полонезпастораль», «Роман в песнях «Эстелла», Д.Бортнянский –30 итальянских дуэтов.В дальнейшем эта традиция будет продолжена. Целый ряд итальянских сочинений создал М.Глинка: «HoperdutoilmioTesoro» (стихи PietroMetastasio), «Ildesiderio» (стихи FeliceRomany), «Purnelsonno» (стихи PietroMetastasio), «Pensachequestoistante» (стихи PietroMetastasio), «Ah, rammenta, obellaIrene» (стихи PietroMetastasio), «Allacetra» (стихи PietroMetastasio), «Dovunqueilguardoiogiro» (стихи PietroMetastasio), «Piangendoancora» (стихи PietroMetastasio), «TuseiFiglia» (стихи PietroMetastasio), «Miobenricordati» (стихи PietroMetastasio), «Misentoilcortrafiggere» (стихи PietroMetastasio).7.Активно использовалась стилистика, жанры и формы итальянской музыки того времени.Осваиваются сложные музыкальные жанры: опера, кантата, соната, сюита. Музыкальные инструменты, в том числе клавикорды, скрипка и арфа, получают все более широкое распространение в дворянском быту. Русские музыканты овладевают исполнительским мастерством. Тем самым развивающиеся традиции бытового и концертного музицирования готовили почву для последующего возникновения русской композиторской школы.В качестве примера использования итальянских жанров и форм итальянской музыки можно рассмотреть светские произведения М.С. Березовского. В течение долгого времени значение композитора в истории отечественной музыкальной культуры определялось его неоценимым вкладом в развитие жанров духовной музыки. Однако во второй половине XXвека исследователями были обнаружены светские сочинения, принадлежащие композитору. Самой яркой находкой за последнее время стала Симфония Cdur, рукопись которой храниться в Archivio Doria Pamphilj. Впервые о ней сообщила итальянский исследователь, профессор А.Латерца в 1998 г. Спустя некоторое время, благодаря усилиям П. Сербина (руководитель барочного оркестра «Pratumintegrum») симфония была впервые исполнена в России. Симфония Cdurпредположительно была написана в период пребывания Березовского в Италии. В своем сочинении композитор ориентировался на образцы известных ему симфоний итальянского типа (трехчастный цикл с противопоставлением двух крайних оживленных частей медленной средней). Особенностью этой симфонии является то, что все части должны исполняться без перерыва. Можно предположить, что эта музыка могла изначально задумываться как оперная увертюра(возможно к опере «Демофонт»). Состав оркестра типичен для того времени –скрипки, альт, гобой, валторны иbassocontinuo. Струнные выполняют мелодическую функцию, партия духовых представляет собой гармоническое заполнение, bassocontinuoиграет роль функциональной опоры.Каждый пласт дифференцирован фактурно, тесситурно и ритмически. Так, если достаточно рельефный мелодический рисунок использован в партии скрипок, то в партии духовых в это время выдерживаются крупные длительности, а партия bassocontinuoпредставляет собой речитацию на одном звуке. Первая часть создана в сонатной форме с типичным для эпохи тональным соотношением главной и побочной партии в экспозиции и репризе (TD, TT). Темы сонатного allegroразличаются по характеру, но не контрастны друг другу. Главная партия –яркая, энергичная, волевая, с фанфарными интонациями, что подчеркивается энергичными «скачками» на кварту и квинту. Такойхарактер темы весьма типичендля итальянских увертюри симфоний. М.Березовский Симфония Cdur, Iчасть, Гл. тема

Побочная партия ориентирована на состав старинного трио, она менее яркая по тематическому материалу, и представляет собой несколько раз секвентно повторенный в нисходящем движении мотив, сходный с традиционными того времени «галантными» интонациями.Своеобразно строение первой части в целом: развитие тем в основном заключается в простой транспозиции главного тематического материала в родственных тональностях, экспозиция в Iчасти не повторяется. Разработка выполняет функцию подготовки к репризе, в ней появляется новый тематический материал.Вторая часть светлого, созерцательного характера,играет роль своеобразного интермеццо между действенными, активными образами крайних частей. М.Березовский Симфония CdurIIчасть, осн. тема

Итогом всей симфонии становится героический финал. Здесь, как и в первой части, важная функция отводится духовым инструментам –гобою и валторнам. Основной мотив построен на фанфарных интонациях.

М.Березовский Симфония CdurIIIчасть

В целом характеризуется восходящим направлением, акцентированными аккордовыми звуками.В репризе материал экспозиции повторяется без изменений. Итак, русскоитальянские связи, начиная со второй половины XVIIIвека, были довольно значительными. Большая часть достиженийрусского искусства того времени связанастакими талантливыми композиторами как М.Березовский и Д.Бортнянский, которыеполучили образование в Италии, в Болонской академии. Благодаря русским музыкантампроизошла адаптацияевропейского музыкального мышления и композиторской техники предклассическогопериода. М.Березовский и последующие композиторы в совершенстве усвоили музыкальные традиции, бытовавшие в то время в Италии. Музыкантамудалось поднять на новый уровень светские жанры, которые заняли достойное место рядом с духовной музыкой.

Ссылки на источники1.Коваль Л. М. Русскоитальянские культурные связи. –М., 1981.109 с.2.Комолова Н.П. Духовные связи России с Италией в нач.XX в.// Италия и Европа. Сб.ст. РАН. М.,1990. С. 91–159.3.Потапова З. М. Русскоитальянские связи. Вторая половина XIXв. –М., 1973. 288 с.4.Россия и Италия. –М.: ИВИ РАН, 1993.456 с.5.Сарабьянов Д.В. Росия и Запад. Историкохудожественные связи. XVIII начало XX. М.,2003.296 c.6.Тетдоева С.А. Петербург как пространство русскоитальянского диалога культур XVIII–первой половины XIXвв. дисс. ... кандидата культурол. наук, Спб.,20037.ЦивьянТ. Il pelligrinaggio della Achmatova nella sua Italia // La Pietroburgo di Anna Achmatova. Bologna,Grafis Edizioni, 1996. P. 40–54.8.ШарковаИ. С. Россия и Италия. Торговые отношения XV–первая половина XVIIIвека. –Л., 19819.Штелин Я. Известия о музыке в России // В кн.: Музыка и балет в России XVIIIвека. Пер. и вст. статья Б.И. Загурского, ред. и предисл. Б.В.Асафьев. Л., 193510.Ясюнас С.В.Типология русскоитальянских культурных связей: Ренессанс –«серебряный век» дисс. ... кандидата культурол. наук, Москва 2000. 171 c.11.Gatto lo Ettore Russians in Italia. –Roma: Ed.Riunit, 1971.332 p.12.I Russi e L’Italia. A cura di Vittorio Strada. –Milano: Libri scheiwiller,1995.952 p.