Использование рассказов И. И. Акимушкина как средство формирования у третьеклассников знаний о диких животных

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Толпаева Е. А. Использование рассказов И. И. Акимушкина как средство формирования у третьеклассников знаний о диких животных // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3361–3365. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85673.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме использования рассказов детского писателя-натуралиста И. И. Акимушкина в процессе формирования у третьеклассников знаний о диких животных. В статье предлагаются данные констатирующего эксперимента по определению уровня сформированности знаний о диких животных у третьеклассников. Описаны рекомендации по применению на уроках «Окружающего мира» рассказов И. Акимушкина.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Толпаева Елена Анатольевна,Студентка IIкурса Вятского Государственного Гуманитарного Университета г.КироваTolpaevalena95@mail.ru

Использование рассказов И.И. Акимушкинакак средства формирования

у третьеклассников знаний о диких животных

Аннотация.Статья посвящена проблеме использования рассказов детского писателянатуралиста И.И. Акимушкина в процессе формирования у третьеклассников знаний о диких животных. В статье предлагаются данные констатирующего эксперимента по определению уровня сформированности знаний о диких животных у третьеклассников. Описанырекомендации по применению на уроках «Окружающего мира»рассказов И. Акимушкина. Ключевые слова:понятие «дикие животные», урок «Окружающий мир», уровень знаний.

Согласно Федеральному Государственному Образовательному СтандартуНачального Общего Образованияодной из важнейших задач начальнойшколыявляется формирование у младших школьников научной картины мирао природе, одной из составляющих которой являются современные научные знания о диких животных.Несмотря на повышенное внимание современных ученых к содержательному аспекту учебновоспитательного процесса в начальной школе, использование произведений детских писателейнатуралистов, в частности И.И. Акимушкина, как предмет специальных педагогическихисследований не выявлено.

Такие данные позволяют определить следующую проблему исследования: каковы особенности использования на уроках окружающего мира и во внеурочной работе произведений И.И. Акимушкина при формировании у третьеклассников знаний о диких животных.Цель исследования: определитьособенности использования рассказов И.И. Акимушкина как средства формирования у третьеклассников знаний о диких животных.Объект исследования: формирование знаний о диких животных у младших школьников.Предмет исследования: особенности использования рассказов И.И. Акимушкина как средство формирования у третьеклассников знаний о диких животныхФедеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования в требованиях к результатам обучения одними из ведущих считает развитие предметных результатов школьника по учебной дисциплине Окружающий мир.

По толковом словарю С.И. Ожегова понятие «дикие животные» определяется как «неприрученные животные» [1, с.134]. Такое же определение понятия «дикие животные» дается в толковом словаре М.С. Лапатухина, Е.В Скорлуповской, Г.П. Снетовой [2, с.88].В энциклопедии И. Акимушкин «Мир животных. Млекопитающие, или звери» относит к диким животным следующих: яйцекладущие звери; звери сумчатые, или двуутробки; насекомоядные; звери хищные; непарнокопытные; парнокопытные; звери в чешуйчатой броне; неполнозубые; зайцеобразные; грызуны; трубкообразные; даманы; хоботные; сирены, или морские коровы; китообразные; ластоногие; рукокрылые; приматы [3]. Таким образом,к диким животным И. Акимушкин относит только представителей класса млекопитающих.В учебнике «Окружающий мир» А.А. Плешакова за 2 класс дается следующее определение понятия дикие животные. Дикие животные это такие животные, которые живут сами по себе [4, с.75].Таким образом, в настоящее время в литературе нет единого определения понятия «дикие животные».Анализ УМК по предмету «Окружающий мир» А.А. Плешакова за 3 класс позволил определить, какие знания предполагаются для формирования у третьеклассников:1.Особенности строения диких животных в плане приспособления к условиям окружающей среды. 2.Питание. 3.Размножение и развитие. 4.Роль в природе и жизни человека. 5.Охрана диких животных. Изучаемые дикие животные: еж, волк, лиса, медведь, лев, гепард, тигр, олень, лось.Рассказ как словесный метод обучения широко используется на уроках окружающего мира. З.А. Клепинина говорит о рассказе как о словесном методе обучения. По словам Клепининой, рассказ –последовательное описательное монологическое изложение учебного материала. Рассказ применяется тогда, когда нужно сообщить новую информацию, которая ранее не изучалась. Этот метод используется, когда необходимо создать образ, иллюстрацию путем словесного описания, передать классу содержание личных наблюдений ипереживаний

[5, с. 169]. Рассказ, который используют учителя в начальной школе, а именнона уроках по окружающему миру, определяется конкретными требованиям. Продолжительностьрассказадолжна бытьне больше 1 или 3минут в первых класса и 5 или 7 минут в 3 и 4 классах. Также необходимапредшествующая рассказу работа с детьми:обобщение их опыта по теме урока, вызов заинтересованности к новым знаниям. Учителю полезно перед рассказом поставить детям задачи в виде вопросов и предупредить, что по окончании рассказа по его содержанию будет проведена беседа, в которую данные вопросы и задания будут включены. Для рассказа важна его доказательность, опора на изученное, четкое выделение понятий и терминов, которые важно усилить голосом –интонацией, оттенками, тембром. Новыйтермин можно проговорить 23 раза, предложить проговоритьего детям, записать на доске [5, с. 169].В соответствии с этими животными мы отобрали содержание из рассказов детского писателянатуралиста И.И. Акимушкина.Игорь Иванович Акимушкин (1 мая 1929 –1 января 1993) –писательнатуралист, окончивший биологопочвенный факультет Московского Государственного Университета. В них написанестественнонаучныйматериал, заложена схема современной систематизации мираживотных, описаны разнообразные факты из жизни животных,рыб, насекомых,птиц, приведены цветные иллюстрации, картинки и фото, истории имифы, случаи из жизни и заметки самого писателя и его товарищейнатуралистов.И. Акимушкин является автором самой известной шеститомной энциклопедии о животных «Мир животных».Был провели анализ восьми рассказов И.И. Акимушкина, содержание которых было сопоставлено с содержанием курса учебника «Окружающий мир» за 3 класс: «Тайны за иглами», « О волке и волках», «О шакалах и лисах», «Семь медведей и большая панда», «Почему льва царем зверей назвали?», «Скороход на шиповках», «Тигрджентльмен», «Олени», «Плата за смерть».Из рассказов выделялась информация, которая соответствует учебной программе, в частности ареал обитания диких животных, особенности строения, приспособление к окружающей среде, экология (питание, размножение), развитие, забота о потомстве, роль в природе и охрана.Содержание рассказов может способствовать углублению знаний детей о диких животных.Констатирующий эксперимент был проведен на базе МКОУ Гимназия г. Вятские Поляны. В исследовании приняло участие 23 ученика 3А класса. Целью экспериментальной работы было выявить уровень сформированности у третьеклассников знаний о диких животных.Были определены задачи:1. Составить тест для диагностики уровня сформированности знаний о диких животных у учащихся третьего класса.2. Провести диагностическую работу.3. Осуществить количественный и качественный анализ полученных результатов.4. Составить рекомендации по использованию рассказов И. Акимушкина на уроках окружающего мира.Для определения уровня сформированности знаний о диких животных использовалось тестирование. В тест входит 10 вопросов, учащимся необходимо выбрать правильный ответ. 1. Укажите способ питания ежа обыкновенного:а) травоядный;б) всеядный; в) насекомоядный.2. Ежи при рождении:а) с темными и острыми иголками;б) с мягкими и белыми иголками;в) иголки отсутствуют.3. Какой цвет шерсти у волка в тундре:а) серобурый;б) серебристый;в) черный.4.При рождении лисенка отличает от волчат:а) белый кончик хвоста;б) черный кончик хвоста;в) ничего не отличает, они полностью похожи.5. Укажите тип питания медведя:а) хищник;б) всеядный;в) травоядный.6. Грива бывает:а) у льва;б) у львицы;в) у льва и львицы.7. Гепард может развивать скорость до:а) 60 км/ч;б) 110 км/ч;в) 200 км/ч.8. Через сколько месяцев рождаются тигрята:а) 8 месяцев;б) 6 месяцев;в) 3,5 месяцев.9. Укажите среду обитания гепарда:а) лес;б) саванны, степи;в) пустыни.10. Теленок лосихи и олененок рождаются:а) без пятен;б) с пятнами;в) пятна отсутствуют всю жизнь.

Анализ результатов тестирования позволил нам выявить, что лишь 4% учащихся 3 класса имеют высокий уровень сформированностизнаний о диких животных, у 48% средний уровень и 48% у учеников низкий уровень сформированности знаний о диких животных (рис. 1).

Рис. 1.Показатели уровня сформированности знаний о диких животныхНа основе полученных данных констатирующего эксперимента нами были разработаны рекомендации для педагогов по использованию рассказовИ.И. Акимушкина как средства формирования у третьеклассников знаний о диких животных: ежа, волка, лисицы, медведя, льва, гепарда, тигра, оленя, лося. При разработке рекомендаций нами были учтены содержание учебника по окружающему миру за 3 класс и темы уроков по рабочей программе А.А. Плешакова.Например, в рассказе «Семь медведей и большая панда» мы выделили информацию, которую педагог может использовать на уроке при изучении диких животных. В рассказе подробно описывается питание медведя. Медведь является вегетарианцем: ест и желуди, и орехи, и ягоды, и молодые побеги ест. Ловко забирается на деревья, чтобы ими полакомится. И даже насекомых может съесть. И если падальнайдет, то попирует. Бурундуков даже грабит. Разрывает листву, находит орешки с прошлого года, а также желуди поест [3]

В рассказе «Почему льва царем зверей назвали?» дается подробное описание внешнего строения льва и его особенности. Грива бывает только у льва, а не у львицы. Гривы бывают и темные, черные и светлые, короткие и длинные. Бывает, что грива растет у шеи небольшим воротником, а бывает, что обрастает мощно и страшно: укутывает всю шею и растет даже снизу по брюху. По разной форме и окрасу гривы выделяют 1012 подвидов львов. Также у льва великолепен и хвост. Он может быть длинным, тонким, тугим, он содержит в себе необъяснимую силу: может вдруг стать прочным, как из металла, может ударить, будто это чугунная палка или фантастически мощная плеть. Но самое примечательное –кисточка. Она находится на кончике хвоста и у льваи у львицы[3]4%48%48%Показатели уровней сформированности знаний о диких животныхВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньПо рассказу «О шакалах и лисах» учащиеся могут изучить особенности заботы о потомстве лис. Лисица обычно занимает барсучью нору, чтобы весной принести на свет 36, а то и 12 бурых лисят. Некоторые, кто встречает лисят, путают их с волчатами. На неопытный взгляд они и в самом деле похожи немного на волчат, но отличить их можно по белому кончику хвоста: у волчат он весь темный. Один месяц и около двух недельлисица кормит своих детенышей молоком. Потом потихонечку ее чада выходят из норы для разведки. Но еще месяца тричетыре прячутся в ней. К осени разбредаются кто куда. А следующей весной у подросших лисят уже дети[3].

Все проанализированные рассказы могут быть использованы при изучении таких тем уроков по программе как: Животные, их разнообразие, Растительноядные животные, Насекомоядные животные, Хищные животные, Цепи питания, Размножение и развитие животных, Роль животных в природе и жизни человека, Влияние человека на животный мир, Животные из Красной книги России, Охрана животных.Таким образом, на наш взгляд, использование рассказов И.И. Акимушкина как средства формирования знаний о диких животных у третьеклассников целесообразно, т. к. ихавтором является ученыйбиолог, отрывки из рассказов могут дополнить содержание учебника об изучаемых диких животных.

Ссылки на источники1.Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Н.Ю. Шведова –М.: Русский язык, 1988. –748 с.2.Лапатухин, М.С., Скорлуповская, Е.В, Снетовая, Г.П. Толковый словарь русского языка / Ф.П. Филин. –М.: Просвещение, 1981. –463 с.3.Акимушкин, И.И. Мир животных. Млекопитающие, или звери. –М.: Мысль, 1988. –463 с.4.Плешаков, А.А. Окружающий мир. Учебник для 2класса, Часть 1. М.: Просвещение. 2012. –147 с.5.Клепинина, Е.А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования /З. А. Клепинина, Г. Н. Аквилева. —2е изд., перераб. и доп. —М. : Издательский центр «Академия», 2013. —336 с.