Изучение и развитие стрессоустойчивости корреспондента СМИ
Выпуск:
ART 85674
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Жарова
Д.
В.,
Лобанов
С.
М. Изучение и развитие стрессоустойчивости корреспондента СМИ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
3366–3370. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85674.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме развития стрессоустойчивости сотрудников средств массовой информации (на примере корреспондентов). Авторы рассматривают профессионально значимые качества корреспондентов, описывают программу и этапы эмпирического исследования, приводят практические рекомендации по развитию стрессоустойчивости.
Ключевые слова:
развитие, стрессоустойчивость, исследование, корреспондент, способы противостояния стрессу
Текст статьи
Жарова Дарья Викторовна,кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и организационной психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина», г.Нижний Новгородzharodar@yandex.ru
Лобанов Святослав Максимович,Студент очного отделения психологопедагогического факультета ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина», г. Нижний Новгород.thesuperslavik@hotmail.com
Изучение и развитие стрессоустойчивости корреспондентов СМИ
Аннотация.Статья посвящена проблеме развития стрессоустойчивостисотрудников средств массовой информации (на примере корреспондентов). Авторы рассматривают профессиональнозначимые качества корреспондентов, описывают программу и этапы эмпирического исследования, приводят практические рекомендации по развитию стрессоустойчивости. Ключевые слова: стрессоустойчивость, корреспондент, развитие, исследование, способы противостояние стрессу.
Успех в любой деятельности, в том числе и журналистской, зависит от способностей –индивидуальнопсихологических особенностей личности, которые определяют качественный уровень конечного продукта профессиональной деятельности. Они обусловливают легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности и не сводятся только к знаниям, умениям и навыкам. Корреспонденту нужно обладать широким спектром навыков, таких как анализ и отбор наиболее актуальной для аудитории информации, проведение интервью, преобразование информации в доступную для аудитории формуи т.п. В профессиональных стандартах корреспондента СМИ, утвержденных приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 21 мая 2014 г., обобщенная трудовая функция корреспондента определена, как сбор, подготовка и представление актуальной информации для населения, общества. В свою очередь, общая трудовая функция конкретизируется четырьмя более частными:1. Отслеживание информационных поводов и планирование деятельности. Для реализации этой функции корреспондент должен обладать следующими умениями:определять, находить и разрабатывать актуальные интересные темы для целевой аудитории;овладевать и пользоваться современными средствами связи, использовать приемы эффективной коммуникации; пользоваться современными информационнокоммуникационными технологиями для поиска информации, в том числе в социальных сетях;анализировать большой объем информации;соблюдать сроки работ в соответствии с внутренним распорядком и технологическим процессом.Получение информации для подготовки материала. Необходимые умения:пользоваться современными информационнокоммуникационными технологиями для связи;организовывать и проводить интервью;использовать современные технические средства для фотосъемки, видео, аудиозаписи информации;использовать приемы коммуникации, выступать публично;работать в кадре, перед микрофоном (для теле, радиои мультимедийного корреспондента);координировать работу участников съемочной группы.2. Обработка и проверка полученной информации для материала. Необходимые умения, для успешной реализации данной функции:пользоваться современными информационнокоммуникационными технологиями для поиска информации, в том числе в сети Интернет и социальных сетях;анализировать большой объем информации;использовать методы обработки и редактирования информации с использованием современных технических средств;3. Формирование материала. Необходимые умения:выстраивать сюжет материала согласно сценарным законам;расставлять акценты на значимых деталях в итоговом материале;формулировать заголовок для материала;готовить материалы в соответствии с требованиями редакции [1,2].Изучив профессиональные стандарты, проанализировав работы, посвященные изучению личности корреспондента, мы выделили ряд наиболее значимых качеств, обеспечивающих успешное выполнение функций данной профессии, к ним можно отнести следующие: стрессоустойчивость, сангвинический темперамент, экстравертированность, литературные способности, зрелость личности и т.д. Стоит отметить, что труд корреспондента связан с большими психологическими нагрузками, и для успешного выполнения всех задач, которые ставит перед человеком профессия корреспондента, ему нужно обладать целым спектром личностных качеств, которые, при низком уровне их сформированности, стоит развивать [1,2].На наш взгляд, особое положение и значимость занимает стрессоустойчивость как одно из ключевых качеств корреспондента. Где бы ни работал журналист, ему понадобятся физическая и психологическая выносливость, чтобы справиться с перегрузками, стрессами, связанными с работой в экстремальных ситуациях. Исключительно велики психологические нагрузки на сотрудника редакции. Опытный газетчик и писатель Андрей Дмитриевич Константинов пишет, что его коллеги очень часто сталкиваются с проблемами профессиональной деформации, когда безжалостно уродуется их психика, так как физическая опасность «угрожает журналистам лишь время от времени, “психологическая” же действует постоянно, как проникающая радиация, –она бывает такой же незаметнойподчас и такой же смертельной» [3]. В статье «Стресспрофессия 21 века: как “выгорают” журналисты», психолог и журналист Дарья Якушева говорит о том, что корреспондент находится в ситуации постоянного стресса, даже когда его работа не связана с риском для жизни. Журналисты, по её словам живут в стрессовой обстановке, пропуская через себя десятки информационных потоков, его мозг привыкает работать на износ: «Ты понимаешь, пишет она, что обязан почти круглосуточно находиться в курсе последних новостей. Звонки, соцсети, официальные заявления, «сливы», инсайды, прессрелизы а внутри ты один, который должен быстро сориентироваться и сделать из моря необработанной информации читабельный материал. И ты знаешь, что у тебя огромное количество конкурентов и можно пропустить хорошую тему, если расслабиться». [4]Данные высказывания подтолкнули нас на изучение именно стрессоустойчивости и этому есть несколько обоснований: вопервых, на сегодняшний день проблема стресса наиболее остро проявляет себя в повседневной жизни любого современного человека, это связано с процессами урбанизации, глобализации общества и т.д.; вовторых, применительно к профессии корреспондента, проблема стресса становится еще более актуальна, о чем мы говорили выше, и наконец, втретьих, диагностика и развитие стрессоустойчивости составляюткруг компетенций практического психолога.В настоящее время проблема стресса и стрессоустойчивости весьма актуальна, и в связи с этим психодиагностического инструментария направленного на выявление стрессоустойчивости достаточно много. Но кругметодик, представляющих интерес для нашего исследования, значительно сужается, и связано это, в первую очередь с дефицитом времени корреспондентов СМИ. Даже когда они находятся в офисе, а не на выездах, они пишут тексты, «начитывают» материал, следят за качеством монтажа сюжетов, и т.д. Принимая во вниманиеданные особенности, при выборе методик мы ориентировались на их краткость, но информативность. В качестве таких методик нами были выбраны: тест на определение стрессоустойчивости личности (Киршева Н.В., Рябчикова Н.В.),
тест «Анализ стиля жизни» («Бостонский тест на стрессоустойчивость»). В качестве дополненияк тестовым методикам нами были выделены две проективные техники: рисуночная методика «Человек под дождем» [5], «Не дайте человеку упасть» [6]. Программа нашего исследования по изучению и развитию стрессоустойчивости предполагает последовательное прохождение несколько этапов: 1.Этап–диагностика стрессоустойчивостикорреспондентов СМИ с помощью выбранных методик. 2.Этап –развитие стрессоустойчивости корреспондентов СМИ в рамках работы тренинговой группы (программа тренинга основана на работах Г.Б. Мониной и Н.В Раннала «Ресурсы стрессоустойчивости»).3.Этап –повторная диагностика стрессоустойчивости корреспондентов СМИ по выбранным методикам. 4.Этап –сопоставление результатов первичной и повторной диагностики; оценка эффективности комплекса проведенных мер по развитию стрессоустойчивости.
К моменту написания статьи проводится третий этап эмпирического исследования, и делать какиелибо выводы и заключения, нам представляется преждевременным. Однако, опираясь на проделанную теоретическую и практическую часть научного исследования, целесообразнопредставить комплекс практических рекомендаций по развитию стрессоустойчивости. Как мы убедились методы определения уровня стрессоустойчивости весьма и весьма разнообразны, но ещё более разнообразны методы противостоянию стрессу. В связи с актуализацией проблемы стресса в современном обществе, психологическая наука ищет все более новые, порой совершенно неожиданные, способы противостояния стрессовым воздействиям. В рамках данной статьимы рассмотрим некоторые из них.Автоматическая реакция тревоги, по теории Г. Селье, включает три последовательные фазы: импульса, стресса и адаптации. Отсюда следует, что, если наступает стресс, вскоре стрессовое состояние начинает уменьшаться –человек,так или иначе,успокаивается. Если же адаптация нарушается или вообще отсутствует, то могут появиться психосоматические нарушения либо заболевания. Следовательно, если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать расслаблением. Посредством релаксации,как вида активной защиты от стрессовых воздействий, человек в состоянии вмешиваться в любую из трех фаз стресса. Тем самым он может помешать влиянию стрессового импульса, задержать его или (если стрессовая реакция еще не наступила) ослабить стресс, предотвратив этим психосоматические нарушения в организме. Активизируя деятельность нервной системы, релаксация может контролировать настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или сбросить спровоцированное стрессом психическое и мышечное напряжение. При помощи релаксации можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Для овладения этим методом не требуется специального образования или природного дара. Необходимое условие для овладения этим методом –наличие мотивации, т. е. каждый должен знать, зачем он использует приемы релаксации. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того, чтобы их освоить, необходимы упорство и терпение. Большинство настолько привыклок душевному и мышечному напряжению, что воспринимает его как естественное состояние, не осознавая, насколько это вредно. Освоив релаксацию, можно это напряжение регулировать, приостанавливать и расслабляться в тот момент, который нужен самому человеку. Овладение приемом концентрациипомогает более успешно использовать имеющиеся временные ресурсы для выполнения конкретных дел. Человек, находящийся в состоянии стресса, в большинстве случаев испытывает трудности ссосредоточением внимания. Например, для большинства женщин характерно постоянное совмещение нескольких функций: матери, жены, домохозяйки. Каждая из перечисленных функций является весьма объемной и требующей сосредоточенности, концентрации внимания, физических и моральных усилий. Но любому человеку очень сложно одновременно одинаково хорошо выполнять несколько функций, в результате нет сосредоточенности ни на одной из них. Женщина ощущает, что не может должным образом сосредоточиться ни на одной из своих функций, следовательно, постоянно чтото делает не столь хорошо, как бы ей этого хотелось, все это приводит к стрессу. Длительно существующий стресс приводит в конечном итоге к психическому истощению. В такой ситуации могут помочь концентрационные упражнения, не требующие дополнительного оборудования и длительного времени. Подойдут концентрационные упражнения на слове или на счете.Ауторегуляция дыханияявляется действенным способом борьбы со стрессом. В повседневной жизни никто постоянно не вспоминает и не думает о дыхании, но при различных нестандартных ситуациях дыхание меняется, и человек не может этого не замечать. При физическом усилии, стрессовой ситуации дыхание становится затрудненным и тяжелым. Если человека напугать, он рефлекторно задерживаетдыхание, как бы затаивает его. Зная это, человек может сознательно управлять дыханием, изменяя его в зависимости от своих целей. Изменив ритм дыхания и проделав это несколько минут, человек замечает, как начинает успокаиваться, что способствует тому, чтобы продолжать начатое упражнение [7].Ароматерапия может стать эффективным средством снятия стресса. В первую очередь помогут успокаивающие масла и маслаантидепрессанты, которые вызывают столь необходимое состояние расслабления. Это эфирные масла бергамота, шалфея мускатного, жасмина, лаванды, майорана,розы, розового дерева. Также, в течение непродолжительного времени, можно воспользоваться эфирными маслами, усиливающими функцию надпочечников, например маслами розмарина и герани[8].В стрессовом состояниив организме в большом количестве вырабатываются свободные радикалы, которые повреждают клетки организма. Нейтрализовать их действие можно с помощью антиоксидантов, которыми надо наполнять организм во время стрессового состояния. Одна из самых действенных групп антиоксидантов –витамины.Витамины группы В препятствуют развитию депрессии. Получить витамин В можно, употребляя в пищу орехи, бобовые, картофель, перец, бананы, зеленые листовые овощи и рыбу. Витамин С является стимулятором иммунной системы и мощным антиоксидант, который играет огромную роль в борьбе со стрессом. Витамин С участвует в регуляции функции надпочечников, которые производят гормоны стресса: кортизол и адреналин. Красный перец, помидоры, брокколи, цветная капуста, все цитрусовые, клубника, зелень, дыня, арбуз, лук источники витамина С.Бороться со стрессовыми ситуациями помогают занятия спортом, а также они делают организм более устойчивым к эмоциональным воздействиям. Прекрасный способ противостояния стрессу –занятия физическими упражнениями, причем, абсолютно не важно, какими. Это может быть бег, отжимания, велосипед, силовые тренировки. Наибольший эффект будет от упражнений, где нужны регулярные повторения. Уменьшается частота сердечных сокращений, понижается кровяное давление, уменьшается напряжение в мышцах. Достаточно тридцати минут занятий на тренажере, чтобы снизить на 25% эмоциональное напряжение вызванное стрессом. Еще один из эффективных способов снятия стресса подвергнуть организм новому виду стресса,например,принять холодный душ, пройти процедуру иглоукалывания, заняться экстремальными видами спорта, например, прыжками с парашютом.Так же, на сегодняшний день признана эффективной практика йоги для борьбы со стрессом. Принятие устойчивых, «удобных» поз, так называемых ассан, улучшает кровообращение, приближает к состоянию гомеостаза. Йога сочетает ассаны с техниками дыхания, что дает дополнительный эффект, о котором мы упоминали выше. Не секрет, что сегодня йога очень популярна во всем мире, от НьюЙорка до Москвы; люди, практикующие йогу часто говорят о том, что без регулярных занятий они бы не справились с неимоверно быстрым ритмом жизни в мегаполисе.Мы перечислили основные способы преодоления стресса, но, стоит сказать, помимо описанных нами, существует множество других. Несмотря на то, что проблема стресса действительно хорошо изучена, далеко не все люди сегодня понимают роль стрессоустойчивости в современном мире, и не каждый специалист, чья деятельность связанна с постоянными стрессами,знает методы противостояния ему. Практический психолог, работающий в организации обязательно должен уделить проблеме стресса и стрессоустойчивости должное внимание. Не станет исключением и психолог, работающий в сфере СМИ. Для того, чтобы привлечь внимание сотрудников СМИ к важности стрессоустойчивости в их профессиональной деятельности и в повседневной жизни в целом, можно воспользоваться тренингом Г.Б. Мониной и Н.В. Раннала «Ресурсы стрессоустойчивости». Помимо самой программы тренинга, в нем имеется объемная теоретическая база, которая поможет психологу самому «окунуться» в проблему стресса, заполнить пробелы в своих знаниях, быть подкованным в этой теме и готовым к любым вопросам участников тренинга. Сам тренинг предполагает четыре встречи, в ходе которых участники будут узнают способы борьбы со стрессом, в игровых ситуациях тренировать навыки стрессоустойчивости. В этом тренинге наиболее полно затронуты методы противостояния стрессу: участники попробуют различные техники дыхания, узнают о важности целеполагания в борьбе со стрессом и т.д.[8].
Ссылки на источники1.Виноградова С.М. Слагаемые журналистской профессии// Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000.2.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 мая 2014 г. №339н «Профессиональный стандарт корреспондента средств массовой информации»3.Константинов А.Д. –«Выдумщик», АСТпресс, 2008 –299 с4.Якушева Д. «Стресспрофессия 21 века: как «выгорают» журналисты», интернетиздание «Журдом», 21 ноября 2014г5.Юринова Н.Н. «Человек под дождем. Графическая психодиагностическая методика» // Школьный психолог. –2000, №336.Смирнова Е.Т. «Экспресспсиходиагностика. Введение в целостную психологию. Методики и тесты» / Самара: «БахрахМ», 2005. –320с. 7.Полин А.В. «Медицинская психология. Полный курс»,Москва, 2013 –243 с.8.Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг Ресурсы стрессоустойчивостиСпб.: Речь, 2009. 250 с.
Лобанов Святослав Максимович,Студент очного отделения психологопедагогического факультета ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина», г. Нижний Новгород.thesuperslavik@hotmail.com
Изучение и развитие стрессоустойчивости корреспондентов СМИ
Аннотация.Статья посвящена проблеме развития стрессоустойчивостисотрудников средств массовой информации (на примере корреспондентов). Авторы рассматривают профессиональнозначимые качества корреспондентов, описывают программу и этапы эмпирического исследования, приводят практические рекомендации по развитию стрессоустойчивости. Ключевые слова: стрессоустойчивость, корреспондент, развитие, исследование, способы противостояние стрессу.
Успех в любой деятельности, в том числе и журналистской, зависит от способностей –индивидуальнопсихологических особенностей личности, которые определяют качественный уровень конечного продукта профессиональной деятельности. Они обусловливают легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности и не сводятся только к знаниям, умениям и навыкам. Корреспонденту нужно обладать широким спектром навыков, таких как анализ и отбор наиболее актуальной для аудитории информации, проведение интервью, преобразование информации в доступную для аудитории формуи т.п. В профессиональных стандартах корреспондента СМИ, утвержденных приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 21 мая 2014 г., обобщенная трудовая функция корреспондента определена, как сбор, подготовка и представление актуальной информации для населения, общества. В свою очередь, общая трудовая функция конкретизируется четырьмя более частными:1. Отслеживание информационных поводов и планирование деятельности. Для реализации этой функции корреспондент должен обладать следующими умениями:определять, находить и разрабатывать актуальные интересные темы для целевой аудитории;овладевать и пользоваться современными средствами связи, использовать приемы эффективной коммуникации; пользоваться современными информационнокоммуникационными технологиями для поиска информации, в том числе в социальных сетях;анализировать большой объем информации;соблюдать сроки работ в соответствии с внутренним распорядком и технологическим процессом.Получение информации для подготовки материала. Необходимые умения:пользоваться современными информационнокоммуникационными технологиями для связи;организовывать и проводить интервью;использовать современные технические средства для фотосъемки, видео, аудиозаписи информации;использовать приемы коммуникации, выступать публично;работать в кадре, перед микрофоном (для теле, радиои мультимедийного корреспондента);координировать работу участников съемочной группы.2. Обработка и проверка полученной информации для материала. Необходимые умения, для успешной реализации данной функции:пользоваться современными информационнокоммуникационными технологиями для поиска информации, в том числе в сети Интернет и социальных сетях;анализировать большой объем информации;использовать методы обработки и редактирования информации с использованием современных технических средств;3. Формирование материала. Необходимые умения:выстраивать сюжет материала согласно сценарным законам;расставлять акценты на значимых деталях в итоговом материале;формулировать заголовок для материала;готовить материалы в соответствии с требованиями редакции [1,2].Изучив профессиональные стандарты, проанализировав работы, посвященные изучению личности корреспондента, мы выделили ряд наиболее значимых качеств, обеспечивающих успешное выполнение функций данной профессии, к ним можно отнести следующие: стрессоустойчивость, сангвинический темперамент, экстравертированность, литературные способности, зрелость личности и т.д. Стоит отметить, что труд корреспондента связан с большими психологическими нагрузками, и для успешного выполнения всех задач, которые ставит перед человеком профессия корреспондента, ему нужно обладать целым спектром личностных качеств, которые, при низком уровне их сформированности, стоит развивать [1,2].На наш взгляд, особое положение и значимость занимает стрессоустойчивость как одно из ключевых качеств корреспондента. Где бы ни работал журналист, ему понадобятся физическая и психологическая выносливость, чтобы справиться с перегрузками, стрессами, связанными с работой в экстремальных ситуациях. Исключительно велики психологические нагрузки на сотрудника редакции. Опытный газетчик и писатель Андрей Дмитриевич Константинов пишет, что его коллеги очень часто сталкиваются с проблемами профессиональной деформации, когда безжалостно уродуется их психика, так как физическая опасность «угрожает журналистам лишь время от времени, “психологическая” же действует постоянно, как проникающая радиация, –она бывает такой же незаметнойподчас и такой же смертельной» [3]. В статье «Стресспрофессия 21 века: как “выгорают” журналисты», психолог и журналист Дарья Якушева говорит о том, что корреспондент находится в ситуации постоянного стресса, даже когда его работа не связана с риском для жизни. Журналисты, по её словам живут в стрессовой обстановке, пропуская через себя десятки информационных потоков, его мозг привыкает работать на износ: «Ты понимаешь, пишет она, что обязан почти круглосуточно находиться в курсе последних новостей. Звонки, соцсети, официальные заявления, «сливы», инсайды, прессрелизы а внутри ты один, который должен быстро сориентироваться и сделать из моря необработанной информации читабельный материал. И ты знаешь, что у тебя огромное количество конкурентов и можно пропустить хорошую тему, если расслабиться». [4]Данные высказывания подтолкнули нас на изучение именно стрессоустойчивости и этому есть несколько обоснований: вопервых, на сегодняшний день проблема стресса наиболее остро проявляет себя в повседневной жизни любого современного человека, это связано с процессами урбанизации, глобализации общества и т.д.; вовторых, применительно к профессии корреспондента, проблема стресса становится еще более актуальна, о чем мы говорили выше, и наконец, втретьих, диагностика и развитие стрессоустойчивости составляюткруг компетенций практического психолога.В настоящее время проблема стресса и стрессоустойчивости весьма актуальна, и в связи с этим психодиагностического инструментария направленного на выявление стрессоустойчивости достаточно много. Но кругметодик, представляющих интерес для нашего исследования, значительно сужается, и связано это, в первую очередь с дефицитом времени корреспондентов СМИ. Даже когда они находятся в офисе, а не на выездах, они пишут тексты, «начитывают» материал, следят за качеством монтажа сюжетов, и т.д. Принимая во вниманиеданные особенности, при выборе методик мы ориентировались на их краткость, но информативность. В качестве таких методик нами были выбраны: тест на определение стрессоустойчивости личности (Киршева Н.В., Рябчикова Н.В.),
тест «Анализ стиля жизни» («Бостонский тест на стрессоустойчивость»). В качестве дополненияк тестовым методикам нами были выделены две проективные техники: рисуночная методика «Человек под дождем» [5], «Не дайте человеку упасть» [6]. Программа нашего исследования по изучению и развитию стрессоустойчивости предполагает последовательное прохождение несколько этапов: 1.Этап–диагностика стрессоустойчивостикорреспондентов СМИ с помощью выбранных методик. 2.Этап –развитие стрессоустойчивости корреспондентов СМИ в рамках работы тренинговой группы (программа тренинга основана на работах Г.Б. Мониной и Н.В Раннала «Ресурсы стрессоустойчивости»).3.Этап –повторная диагностика стрессоустойчивости корреспондентов СМИ по выбранным методикам. 4.Этап –сопоставление результатов первичной и повторной диагностики; оценка эффективности комплекса проведенных мер по развитию стрессоустойчивости.
К моменту написания статьи проводится третий этап эмпирического исследования, и делать какиелибо выводы и заключения, нам представляется преждевременным. Однако, опираясь на проделанную теоретическую и практическую часть научного исследования, целесообразнопредставить комплекс практических рекомендаций по развитию стрессоустойчивости. Как мы убедились методы определения уровня стрессоустойчивости весьма и весьма разнообразны, но ещё более разнообразны методы противостоянию стрессу. В связи с актуализацией проблемы стресса в современном обществе, психологическая наука ищет все более новые, порой совершенно неожиданные, способы противостояния стрессовым воздействиям. В рамках данной статьимы рассмотрим некоторые из них.Автоматическая реакция тревоги, по теории Г. Селье, включает три последовательные фазы: импульса, стресса и адаптации. Отсюда следует, что, если наступает стресс, вскоре стрессовое состояние начинает уменьшаться –человек,так или иначе,успокаивается. Если же адаптация нарушается или вообще отсутствует, то могут появиться психосоматические нарушения либо заболевания. Следовательно, если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать расслаблением. Посредством релаксации,как вида активной защиты от стрессовых воздействий, человек в состоянии вмешиваться в любую из трех фаз стресса. Тем самым он может помешать влиянию стрессового импульса, задержать его или (если стрессовая реакция еще не наступила) ослабить стресс, предотвратив этим психосоматические нарушения в организме. Активизируя деятельность нервной системы, релаксация может контролировать настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или сбросить спровоцированное стрессом психическое и мышечное напряжение. При помощи релаксации можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Для овладения этим методом не требуется специального образования или природного дара. Необходимое условие для овладения этим методом –наличие мотивации, т. е. каждый должен знать, зачем он использует приемы релаксации. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того, чтобы их освоить, необходимы упорство и терпение. Большинство настолько привыклок душевному и мышечному напряжению, что воспринимает его как естественное состояние, не осознавая, насколько это вредно. Освоив релаксацию, можно это напряжение регулировать, приостанавливать и расслабляться в тот момент, который нужен самому человеку. Овладение приемом концентрациипомогает более успешно использовать имеющиеся временные ресурсы для выполнения конкретных дел. Человек, находящийся в состоянии стресса, в большинстве случаев испытывает трудности ссосредоточением внимания. Например, для большинства женщин характерно постоянное совмещение нескольких функций: матери, жены, домохозяйки. Каждая из перечисленных функций является весьма объемной и требующей сосредоточенности, концентрации внимания, физических и моральных усилий. Но любому человеку очень сложно одновременно одинаково хорошо выполнять несколько функций, в результате нет сосредоточенности ни на одной из них. Женщина ощущает, что не может должным образом сосредоточиться ни на одной из своих функций, следовательно, постоянно чтото делает не столь хорошо, как бы ей этого хотелось, все это приводит к стрессу. Длительно существующий стресс приводит в конечном итоге к психическому истощению. В такой ситуации могут помочь концентрационные упражнения, не требующие дополнительного оборудования и длительного времени. Подойдут концентрационные упражнения на слове или на счете.Ауторегуляция дыханияявляется действенным способом борьбы со стрессом. В повседневной жизни никто постоянно не вспоминает и не думает о дыхании, но при различных нестандартных ситуациях дыхание меняется, и человек не может этого не замечать. При физическом усилии, стрессовой ситуации дыхание становится затрудненным и тяжелым. Если человека напугать, он рефлекторно задерживаетдыхание, как бы затаивает его. Зная это, человек может сознательно управлять дыханием, изменяя его в зависимости от своих целей. Изменив ритм дыхания и проделав это несколько минут, человек замечает, как начинает успокаиваться, что способствует тому, чтобы продолжать начатое упражнение [7].Ароматерапия может стать эффективным средством снятия стресса. В первую очередь помогут успокаивающие масла и маслаантидепрессанты, которые вызывают столь необходимое состояние расслабления. Это эфирные масла бергамота, шалфея мускатного, жасмина, лаванды, майорана,розы, розового дерева. Также, в течение непродолжительного времени, можно воспользоваться эфирными маслами, усиливающими функцию надпочечников, например маслами розмарина и герани[8].В стрессовом состояниив организме в большом количестве вырабатываются свободные радикалы, которые повреждают клетки организма. Нейтрализовать их действие можно с помощью антиоксидантов, которыми надо наполнять организм во время стрессового состояния. Одна из самых действенных групп антиоксидантов –витамины.Витамины группы В препятствуют развитию депрессии. Получить витамин В можно, употребляя в пищу орехи, бобовые, картофель, перец, бананы, зеленые листовые овощи и рыбу. Витамин С является стимулятором иммунной системы и мощным антиоксидант, который играет огромную роль в борьбе со стрессом. Витамин С участвует в регуляции функции надпочечников, которые производят гормоны стресса: кортизол и адреналин. Красный перец, помидоры, брокколи, цветная капуста, все цитрусовые, клубника, зелень, дыня, арбуз, лук источники витамина С.Бороться со стрессовыми ситуациями помогают занятия спортом, а также они делают организм более устойчивым к эмоциональным воздействиям. Прекрасный способ противостояния стрессу –занятия физическими упражнениями, причем, абсолютно не важно, какими. Это может быть бег, отжимания, велосипед, силовые тренировки. Наибольший эффект будет от упражнений, где нужны регулярные повторения. Уменьшается частота сердечных сокращений, понижается кровяное давление, уменьшается напряжение в мышцах. Достаточно тридцати минут занятий на тренажере, чтобы снизить на 25% эмоциональное напряжение вызванное стрессом. Еще один из эффективных способов снятия стресса подвергнуть организм новому виду стресса,например,принять холодный душ, пройти процедуру иглоукалывания, заняться экстремальными видами спорта, например, прыжками с парашютом.Так же, на сегодняшний день признана эффективной практика йоги для борьбы со стрессом. Принятие устойчивых, «удобных» поз, так называемых ассан, улучшает кровообращение, приближает к состоянию гомеостаза. Йога сочетает ассаны с техниками дыхания, что дает дополнительный эффект, о котором мы упоминали выше. Не секрет, что сегодня йога очень популярна во всем мире, от НьюЙорка до Москвы; люди, практикующие йогу часто говорят о том, что без регулярных занятий они бы не справились с неимоверно быстрым ритмом жизни в мегаполисе.Мы перечислили основные способы преодоления стресса, но, стоит сказать, помимо описанных нами, существует множество других. Несмотря на то, что проблема стресса действительно хорошо изучена, далеко не все люди сегодня понимают роль стрессоустойчивости в современном мире, и не каждый специалист, чья деятельность связанна с постоянными стрессами,знает методы противостояния ему. Практический психолог, работающий в организации обязательно должен уделить проблеме стресса и стрессоустойчивости должное внимание. Не станет исключением и психолог, работающий в сфере СМИ. Для того, чтобы привлечь внимание сотрудников СМИ к важности стрессоустойчивости в их профессиональной деятельности и в повседневной жизни в целом, можно воспользоваться тренингом Г.Б. Мониной и Н.В. Раннала «Ресурсы стрессоустойчивости». Помимо самой программы тренинга, в нем имеется объемная теоретическая база, которая поможет психологу самому «окунуться» в проблему стресса, заполнить пробелы в своих знаниях, быть подкованным в этой теме и готовым к любым вопросам участников тренинга. Сам тренинг предполагает четыре встречи, в ходе которых участники будут узнают способы борьбы со стрессом, в игровых ситуациях тренировать навыки стрессоустойчивости. В этом тренинге наиболее полно затронуты методы противостояния стрессу: участники попробуют различные техники дыхания, узнают о важности целеполагания в борьбе со стрессом и т.д.[8].
Ссылки на источники1.Виноградова С.М. Слагаемые журналистской профессии// Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000.2.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 мая 2014 г. №339н «Профессиональный стандарт корреспондента средств массовой информации»3.Константинов А.Д. –«Выдумщик», АСТпресс, 2008 –299 с4.Якушева Д. «Стресспрофессия 21 века: как «выгорают» журналисты», интернетиздание «Журдом», 21 ноября 2014г5.Юринова Н.Н. «Человек под дождем. Графическая психодиагностическая методика» // Школьный психолог. –2000, №336.Смирнова Е.Т. «Экспресспсиходиагностика. Введение в целостную психологию. Методики и тесты» / Самара: «БахрахМ», 2005. –320с. 7.Полин А.В. «Медицинская психология. Полный курс»,Москва, 2013 –243 с.8.Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг Ресурсы стрессоустойчивостиСпб.: Речь, 2009. 250 с.