Региональные особенности адаптации тувинских студентов в условиях научно-образовательного комплекса г. Томска

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Орлова В. В., Луц Ю. А. Региональные особенности адаптации тувинских студентов в условиях научно-образовательного комплекса г. Томска // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3371–3375. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85675.htm.
Аннотация. В статье рассматривается специфика адаптации студентов из автономных территорий Сибири в межкультурной образовательной среде крупных научно-образовательных центров (на примере научно-образовательного комплекса г. Томска). Обсуждаются особенности различных основных сфер жизнедеятельности студентов: учебная (образовательная) сфера; бытовая сфера; досуговая сфера. Проблемы адаптации иногородних студентов детерминированы включением в новую социокультурную и учебно-познавательную среду, где происходит формирование структуры устойчивых отношений ко всем компонентам образовательного процесса. Процесс адаптации к новой социокультурной среде протекает в рамках учебной деятельности, где формируется речевая и социокультурная компетенция. Одной из проблем в адаптации студентов тувинской национальности является слабое владение русским языком.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Орлова Вера Вениаминовна,доктор социологических наук, профессор, кафедра философии и социологии, Томский государственный университет системуправления и радиоэлектроникиorlova_vv@mail.ru

Луц Юлия Александровна,аспирант, кафедра философии и социологии, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники julia.lutz@yandex.ru

Региональные особенности адаптации тувинских студентов в условиях научнообразовательного комплексаг. Томска

Аннотация.В статье рассматривается специфика адаптации студентов из автономных территорий Сибири в межкультурной образовательной среде крупных научнообразовательных центров (на примере научнообразовательного комплекса г. Томска). Обсуждаются особенности различных основных сфер жизнедеятельности студентов: учебная (образовательная) сфера; бытовая сфера; досуговая сфера. Проблемы адаптации иногородних студентов детерминированы включением в новую социокультурную и учебнопознавательную среду, где происходит формирование структуры устойчивых отношений ко всем компонентам образовательного процесса. Процесс адаптации к новой социокультурной среде протекает в рамках учебной деятельности, где формируется речевая и социокультурная компетенция.Одной из проблем в адаптации студентов тувинской национальности является слабое владение русским языком.

Ключевые слова:студенты,научнообразовательный комплекс, традиции

За последние годы в вузах города Томска значительно выросло число иногородних студентов (54 % от общего числа2013 г). Регион является третьим в России, который имеет такое большое число иногородних студентов. Например, в вузах Республики Татарстан обучается только 3 % студентов из других городов. По сравнению с 2011 годом, количество иногородних увеличилось на 3 %. Два университета г.Томска, имеющие статус национальных исследовательских, по программам развития должны наращивать долю иностранных студентов. Большинство иногородних студентов поступают в ВУЗы из Красноярского края, Хакасии, Бурятии, Тувы и т.д. Студенты первого курса, как правило, более остро переживают проблемы, связанные с социокультурной адаптацией к новой форме и режиму обучения, и это обусловлено, прежде всего, тем, что им приходится сталкиваться с проблемами социокультурной адаптации к новой среде. Особенно это остро касается студентовпредставителей коренных народов Сибири, а именно студентов из Тувы. Наиболее активные студенты данной категории принимают участие в работе своих национальных объединений, в общественной жизни университетов и это, как правило, помогает студентам легче адаптироваться к новой социокультурной среде. Однако многие из студентов тувинцев не готовы к открытому культурному диалогу с однокурсниками, и преподавателями в силу, с одной стороны национальных особенностей, с другой стороны, особенностей построения системы профессиональной подготовки в ВУЗе, которая не всегда стимулирует культурную открытость [1].Для иногородних студентов российских вузов, наряду с решением проблем профессиональноличностного становления, освоения новых условий образовательной среды высшей школы, весьма остро стоят проблемы преодоления вхождения в специфику новой среды жизнедеятельности, в том числе построения комфортного быта, организации условий поддержания и развития здоровья, удовлетворения культурных потребностей и общения. В отдельных исследованиях показано, что адаптация к социокультурным условиям современной образовательной среды крупных научных центров Сибири студентов из автономных территорий Сибири и Дальнего Востока нередко связана с существенным снижением психологических ресурсов жизнестойкости личности, сужением репертуара паттернов просоциального поведения, повышением рисков нарушения физического и психического здоровья, а также с развитием суицидального поведения [2]. Однако проблема соответствия социокультурных условий среды жизнедеятельности студентов научнообразовательных центров потребностям представителей различных этнических общностей остается одной из наименее исследованных.

Способность адаптироваться является решающим фактором успешности развития человека и его здоровья. Существенную роль в реализации процессов адаптации населения играют экологоклиматогеографические факторы. Экстремальные климатогеографические условия проживания вызывают в организме напряжение адаптационных механизмов (АвцынА.П., 1974; Деряпа Н.Р.,РябининИ.Р., 1977; Казначеев В.П. и др., 19801986;АгаджанянH.A. и др., 19802009). В районах Сибири климатогеографические и социальноэкономические условия регионов оказывают существенное влияние на состояние здоровья, темпы физического развития, как коренного, так и пришлого населения (УчакинаР.В. и др., 2004). В силу разных причин и у тех, и у других в процессе фенотипической адаптации наблюдаются перестройкиметаболизма, психоэмоциональное напряжение, развитие десинхроноза. В ряде случае длительное психоэмоциональное напряжение, которое является одним из основных звеньев мобилизации резервных возможностей организма, в сочетании с изменениями метаболизма становится причиной развития дезадаптации и прогрессирования соматических заболеваний (КривощековС.Г., 2006) [2].Приобретение устойчивости к действию экстремальных климатических условий у коренного населения сопровождалось формированием необратимых морфофункциональных изменений, которые стали «нормой» и были названы «экологофизиологическим портретом» (АгаджанянН.А., Ермакова Н.В., 1997). Этнические особенности морфотипа заключаются в адекватности экологически сбалансированной жизнедеятельности коренных народов со всеми элементами окружающей среды.Данные научной работы Будукоол Л. К. где сравнивается адаптация студентов русской и тувинской национальностей, автор указывает на отличия в уровне тревожности, нейродинамических показателях нервной системы, типах темперамента, акцентуациях характера у студентов в зависимости от национальности. Показано, что студенты тувинской национальности характеризуются низким уровнем психосоциальной адаптации [3] который формируется под влиянием высокой тревожности, флегматического и меланхолического типов темперамента, интровертированности, низких показателей силы и подвижности нервных процессов, достоверным преобладанием эмотивной, педантичной и тревожнобоязливой акцентуациями характера. Анализ результатов сравнительного физиологического исследования позволил описать адаптивный портрет студентов тувинской и русской национальности, сформированный как из общих половозрастных закономерностей приспособительных механизмов к экологоклиматогеографическим условиям среды проживания, так и особенностей национального характера. Интегральный анализ адаптивного портрета студентов тувинской и русской национальности выявил более высокие возможности физиологической адаптации у тувинских студентов, а психосоциальной адаптации —у русских студентов. Культуральный анализ жизнедеятельности тувинцев позволил предположить, что для них характерен пространственнообразный способ восприятия мира. Так, к примеру, традиционные занятия тувинцев —скотоводство и охота —требуют выносливости, быстроты реакции, наблюдательности и других правополушарных качеств [3]. Особенности национальной культуры и традиции оказывают влияние и на формирование психологического портрета человека. Этнопедагогические исследования показали, что у тувинцев воспитывались такие качества как скромность, сдержанность в проявлении чувств, спокойствие, выдержка, терпимость (РезниковE.H., Товуу Н.О., 2002). Воспитание таких черт тувинцев адекватно особенностям их нейродинамики —низкой силе возбуждения, торможения и инерности нервных процессов. Эти особенности тувинцев являются генетически предопределенными тем образом и укладом жизни ряда поколений, который характеризует их как «стайеров» (Казначеев В. П, 1981). Для них характерно медленное и экономное использование ресурсов организмав единицу времени. По мнению В.И. Хаснулина (2009), данный тип людей на стрессовую ситуацию реагирует постепенным нарастанием мобилизации ресурсов нервной системы. Регуляторные системы жизнеобеспечения организма ограничивают использование всех ресурсов организма в короткие промежутки времени. Организм сохраняет постоянный резерв адаптивных ресурсов в эти промежутки времени, который уже в процессе использования начинает пополняться. Люди с подобным типом мобилизации хорошо приспосабливаются к длительному действию стрессовых факторов не очень высокой интенсивности.Кочевой образ жизни тувинцев наложил специфический отпечаток на характер воспитания подрастающего поколения. Пример специфического воспитания: Мужчина до тридцати лет не имел право голоса или же когда собирались старшие в ауле, дети (молодые) не имели право перебивать старших, или громко говорить. Свою главную задачу родители видели в том, чтобы их дети с раннего возраста усвоили обычаи своего народа и овладевали необходимыми для жизни среди своих соплеменников знаниями, умениями и навыками.Сосредоточием всех воспитательных начал и родительского счастья у тувинцев была семья с ее укладом, традициями, обычаями, своими праздниками и обрядами. Созидательница и хранительница семьи —женщина; сравнивалась с образом Матери —Земли. Культ матери был безграничен, ее почитали как священную сокровищницу —приносящую благополучие. Женщина —мать должна обладать девятью добродетелями: «Быть светла и чиста душой и телом», в делах мастерицей, в супружестве опороймужу, уважительной к его родне, почтительной к старшим. У тувинцев говорят: «Хорош ли ребенок, узнают по матери», «Люди приходят в дом, почитая мужа, а уходят, славя жену»[3].Священные родовые горы почитались тувинцами как старшие родственники, так же как у алтайцев и хакасов. Многочисленные этнографические материалы свидетельствуют, что представление о плодородии почвы и богатом урожае тувинцев связаны с культом животворящего источника. Воспитательное значение этого обряда заключалось в том, чтобы малые дети не играли у источников, не загрязняли их, не кидали в источник, предметы быта. Почетными старейшинами аала («село» на тувинск.) запрещалось вокруг источника без надобности создавать шум, игры, заходить в источник босиком и т.д. Говорили, что источник может «уйти» иссякнуть. В этом воспитательное значение обряда. По сравнению с нынешними школьниками в то время дети очень соблюдали эти правила. Современные младшие школьники особенно городские не знают назначения этих обрядов. О традициях и обычаях своих предков они узнают только от своих учителей в школе, от старшего поколения, к сожалению очень мало т.к. в школах не отведены специальные уроки, по традициям и обычаям, а современные бабушки и дедушки работают и мало общаются с детьми.Целью данного исследования являлось определение наличия или отсутствия характерной специфики в субъективных оценках факторов адаптации студентами из автономных территорий Сибири в межкультурной образовательной среде крупных научнообразовательных центров (на примере научнообразовательного комплекса г. Томска) Организация исследования.В состав выборки исследования вошли 100 студентов ведущих вузов г. Томска из Тувы, обучавшихся и проживавших в Томске на момент исследования не более года.38% студентов первых и вторых курсов в возрасте от 17 до 20 лет, обучающихся в трех университетах города Томска (ТУСУР, СибГМУ, ТГПУ), 62 студента обучающихся на старших курсах ТУСУР и СибГМУ. Из них число юношей 20 и девушек 41; 28 из СибГМУ, из них: 27 девушек и 1 юноша; 12 студентов из ТГПУ, из них: девушек 7 и юношей 5.Из ста опрошенных на первом курсе учатся –25 человек, из них: девушек 11 и юношей 14; на втором курсе 15 человек, из них: 5 юношей и 10 девушек; на третьем курсе –36 человек, из них: 3 юноши и 33 девушки; на четвертом курсе –15 человек, из них: 4 юноши и 11 девушек; на пятом курсе –9 человек, из них: 1 юноша и 8 девушек. Основным методом сбора информации была анкета, содержащая 15 вопросов открытого и закрытого типа. Вопросы анкеты были разделены на блоки, которые затрагивали различные стороны основных сфер жизнедеятельности студентов: учебная (образовательная) сфера; бытовая сфера; досуговая сфера.Краткое описание основных результатовОдной из проблем в адаптации студентов тувинской национальности является слабое владение русским языком, так ответили 29% из всех опрошенных, поэтому возникают затруднения в общении со стороны педагогов и студентов. Из всех опрошенных респондентов сложнее всего адаптироваться студентам первого и второго курсов, что составляет 38% из всех опрошенных респондентов. Вместе с тем, следует иметь в виду, что наибольшая часть опрошенных студентов, это старшие курсы 62%. 19% учащихся не нравиться учиться в университете изза следующих причин: сложная специальность, нет интереса к выбранной специальности, сложность восприятии информации на русском языке. 31% опрошенных важно, чтобы в их группе был студент их национальности (в нашем случае это тувинец), что без всякого сомнения является еще одним показателем.Важную роль в формировании адаптивных реакций играют индивидуальнотипологические характеристики. Уровень личностной тревожности характеризует специфические особенности взаимоотношений многих параметров организма, что позволяет использовать его в качестве индикатора адаптации студентов к обучению (Миляева М.В. и др., 1995). Тувинские студенты находятся в состоянии психоэмоционального напряжения, характеризующегося подверженностью страхам, беспокойству и эмоциональным срывам, соответственно снижающего адаптивные возможности. У 32% студентов, проживающих в общежитиях, возникают конфликтные ситуации с соседями по комнате по вопросам организации быта в комнате. На втором месте стали такие проблемы как: нет условий, чтобы делать домашние задания; плохое, антисанитарное состояние общежитий; «наезд со стороны органов поддерживающих порядок в общежитии». И только у 12% опрошенных студентов нет никаких претензий к условиям в общежитии, это студенты ТГПУ и СибГМУ.С целью ознакомления студентов с культурными ценностями региона в Томске проходят такие мероприятия, как: Фестиваль национальных культур (при ТУСУР), Фестиваль дружбы народов, региональный фестиваль «Радуга», Сибирский фестиваль российских немцев, Фестиваль исполнителей эстрадной песни «Голоса 21 века», Фестиваль этнической культуры «Легенды севера» и т.д. Большинство молодежи посещают такие мероприятия (60%). Кроме того на вопрос «Как вы проводите свой досуг?» выбрали следующие варианты ответов: «сижу за компьютером», играю в видео игры (представители мужского пола), занимаюсь спортом около 20% и провожу время с друзьями (100%). К сожалению, незначительная доля студентов проводят время в общественной деятельности, читают книги и занимаются в библиотеке (1%). Часть студентов имеют ребенка и посвящают свободное время им (5%). Большинству респондентов нравится учиться (81 респондент, их них: 17 юношей и 6 девушек), и 19 опрошенных «не нравится» ответили, из них: 10 юношей и 9 девушек. 39 студентам сложно учиться по специальности, что выбрали, из них: 10 юношам и 29 девушкам, а остальным 61 опрошенным не сложно, это: 17 юношей и 4 девушки. Сложнее всего учиться студентам из ТУСУРа. Главные причины следующие: «Про грамма учебного процесса тяжелая» (6 респондентов); чувствуют, что специальность не «их» (2респондента), поскольку «Сложно воспринимать информацию на русском языке» 29 респондентов.В особый культ в тувинской семье возводилось отношение к родителям, старшим. Считалось, что залог настоящего и будущего счастья входящего в жизнь человека —в егокрепкой связи с матерью и отцом, способности воспринимать и принимать их наставления и заботы, разделять их тревоги. Характерны в этой связи такие увековеченные тувинские пословицы: «Человек в беде спешит к родителям, как птица —к гнезду», «По матери выбирай невесту, по чистоте чашки суди о пище». Доброта и милосердие как высокие нравственные ценности и нормы поведения вырастают на благородной почве любви и привязанности к родным и близким. [4, c 102] В качестве старших в университете выступают прежде всего преподаватели. На один из вопросов анкеты: «Когда вы опаздываете на пару, ваше действие?» 29 человек ответили, что ждут перерыв, из них 26 девушек и 3 юноши, 6 ждут следующую пару (девушки), сразу захожу –14 человек, из них: 14 юношей ей, 9 девушек; стучусь и захожу –42 человека, из них: 10 юношей и 32 девушки.Следующий вопрос анкеты: «Часто ли вы пропускаете пары? Eкажите причину?». «Да, пропускаю» –20 студентов из ста, из них:14 юношей и 6 девушек; «Нет, не пропускаю» 32 студента и все девушки; «Иногда пропускаю» 48 студентов, из них: 13 юношей и 35 девушек. Респонденты указали главные причины, почему они пропускают: не интересно учиться (45, из них 44 девушки); сложно вставать по утрам –15 человек, из них: 6 юношей и 9 девушек. Одной из частых причин названа «ленюсь» –35 респондентов (20 юношей и 15 девушек). Данное обстоятельство отражается и на успеваемости. Для 67% во время сессии остаются долги».Одним из факторов адаптации выступает окружение студентов. На вопрос анкеты: «Важно ли вам, чтобы в вашей группе был студент вашей национальности?» из числа опрошенных респондентов 39 студентам важно, чтобы в их группе был студент тувинской национальности, из них:7 юношам и 32 девушкам. Остальным 61 респондентам не важно, чтобы в их группе был представитель их национальности, это: 20 юношам и 41 девушка.Сложности в общежитии беспокоят больше всего девушек. На вопрос: «С какими проблемами вы сталкиваетесь в общежитии?» получены ответы: 28 девушек из 32 респондентов имеют проблемы с соседями по комнате; проблемы с бытом, с приготовлением еды –17 человек, из них: 11 юношей и 6 девушек; беспокоит антисанитарное состояние в общежитиях (16 девушки); стычки с другими жителями общежития –11 человек, их них: 2 юноши и 9 девушек; проблемы со стороны поддерживающих порядок в общежитии (10 юноши); у девушек таких проблем нет (12). Дети в тувинской семье должны были знать систему запретов и предписаний, что являлось стержнем их воспитания и мировоззрения в целом. Запреты и предписания играли значительную рольв деле формирования из них воспитанных, заботливых, послушных людей. Менталитет тувинского воспитания в том, чтобы дети следовали запретам и предписаниям старших, в противном случае можно было говорить об упущении в их воспитании, что указывало бы на недостаточное внимание системе запретов и предписаний. [4, c 51]

Один из вопросов анкеты: «Позволяете ли вы себе употреблять спиртное?» позволил получить такие отыветы: «Да,позволяю» ответили 85 респондентов, их них: 27 юношей и 58 девушек; «Нет, не позволяю» 15 респондентов и все девушки. Обратим внимание, что из них один раз в месяц –55 респондентов (9 юношей и 46 девушек); раз в неделю –30 респондентов, из них: 18 юношей и 12 девушек. Особенности адаптации тувинских студентов определяются комплексом факторов: психофизиологических, учебнопознавательных, социокультурных, бытовых. В районах Сибири и Крайнего Севера многообразный комплекс неблагоприятных социальноэкономических факторов сочетается с экстремальными климатическими условиями проживания. Процесс адаптации к новой социокультурной среде протекает как в рамках учебной деятельности, так и во время проведения внеаудиторных мероприятий, что способствует ускорению данного процесса, а так же формирует речевую и социокультурную компетенцию.

Ссылки наисточники1.Орлова ВВ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ(на материалах Томской и Кемеровской областей) : [монография] / В. В. Орлова ; Мво образования и науки Российской Федерации, Томский гос. Унт систем упр. И радиоэлектроники, Бурятский гос. Унт. УланУдэ, 2010.

2.Анисимов Т. Особенности адаптации столичных и провинциальных студентов в вузовской среде // Власть. –2013. №1.С. 9598.3.Будукоол Л. К. Адаптация студентов Республики Тыва к обучению в вузе. Авторефер. Диссерт. Докт. Биол.н., 2011 Челябинск, 03.03.01 // URL:Http://www.dissercat.com/content/adaptatsiyastudentovrespublikityvakobucheniyuvvuze4.КенинЛопсан, М. Б. Традиционная культура тувинцев. Кызыл : Тувинское книжное издательство. –20065.Орлова В.В., Шестакова Д.К. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ НА ЧУВСТВО ЛОКАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА У ПРИЕЗЖИХ СТУДЕНТОВ (ОБУЧАЮЩИХСЯ В ТОМСКЕ)// Социология города. 2013. №3. С. 1826.6.Орлова В.В.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ СИБИРСКОЙ МОЛОДЕЖИ// Alma mater (Вестник высшей школы). 2010. №8. С. 3135.