Применение современных гаджетов на уроках математики как средство формирования универсальных учебных действий школьника
Выпуск:
ART 85683
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Казакова
М.
С. Применение современных гаджетов на уроках математики как средство формирования универсальных учебных действий школьника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
3411–3415. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85683.htm.
Аннотация. Статья посвящена возможностям организации учебно-воспитательного процесса с использованием современных гаджетов, которые повсеместно и все активнее входят в жизнь человека. Показано, что их грамотное использование способствует формированию УУД. Определены приложения для IPad, которые могут быть использованы учителями на уроках математики, алгебры и геометрии, а также во внеурочной деятельности.
Ключевые слова:
обучение, универсальные учебные действия, современные гаджеты, ipad на уроке, приложения для урока математики
Текст статьи
Казакова Марина Сергеевна,Учитель математики и информатики МАОУ «Гимназия №2» г. Пермиkazakova_m_s@mail.ru
Применение современных гаджетов на уроках математикикак средство формирования универсальных учебных действийшкольника
Аннотация. Статья посвящена возможностям организации учебновоспитательного процесса с использованием современных гаджетов, которые повсеместно ивсе активнеевходят в жизнь человека. Показано, что их грамотное использование способствует формированию УУД. Определены приложения для IPad, которые могут быть использованы учителями на уроках математики, алгебры и геометрии, а так же во внеурочной деятельности. Ключевые слова:обучение, современные гаджеты, IPadна уроке, приложения для урока математики, универсальные учебные действия
Постоянное движение и развитие современного мира характеризуется все быстрыми темпами, что определяет необходимость обучающихся гибко реагировать на происходящие изменения. Знания, которые получает ученик в школе устаревают за достаточно короткий срок, поэтому их необходимо постоянно корректировать и обновлять, применяя в новых проблемных ситуациях. Главным на современном уроке становится не количество полученной информации, а способ ее нахождения; ученик должен научиться добывать знания, уметь учиться. Формирование универсальных учебных действий, в свою очередь, становится важной задачей современного образования, что обеспечивает постоянную самореализацию, саморазвитие и самосовершенствование школьника XXIвека.Универсальные учебные действияэто действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться[4].К основным функциям УУД относят: обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использоватьнеобходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.Универсальные учебные действия у обучающихся на уроках математики формируются путем вовлечения детей в активный процесс изучения математики. При этом предполагаемоедвижение должно происходить в четырех направлениях, подразумевающих развитие познавательных УУД, регулятивных УУД, коммуникативных УУД и получение личностных результатов[6].Личностные УУДсистема ценностных ориентаций школьника («Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я»).Таблица 1.Формирование личностных УУД на примере заданий математики
УУД/виды знаний формирующие УУДПримеры заданий
Личностные
(творческие задания, имеющие практическое применение)
№ 999. Придумайте пять дробей, у которых числитель на 3 меньше знаменателя. Запишите пять дробей, у которых числитель в три раза больше знаменателя[5, с.154].
№ 886. Разделите тремя способами квадрат со стороной 4 см на 4 доли. Начертите четверть квадрата, половину квадрата[5, с. 140]. Кроме того, для формирования личностных УУД возможно использование приложения TriangleSolve, которое позволяет применять правило существования треугольника, проверять его на конкретных примерах,а так же позволяет высчитать углы треугольника с заданными сторонами и его площадь. Кроме того, ученикам наглядно представлены треугольники, свойства которых можно охарактеризовать.
Рис.1. Скриншот приложения " TriangleSolve".
Регулятивные УУДспособность строить учебнопознавательную деятельность, учитывая все ее компоненты.Таблица 2.Формирование регулятивных УУД на примере заданий математики
УУД/виды знаний формирующие УУДПримеры заданийРегулятивные(преднамеренные «ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; самоконтроль и взаимоконтроль; взаимный диктант; диспут)№ 1728. Сколькими способами 4 пассажира могут разместиться в четырёхместном купе поезда? [5, с. 262].
№ 432. На вершину холма ведут пять тропинок. Сколько существует способов подняться на холм и спуститься с него, если подниматься и спускаться по разным тропинкам? [5, с. 70].
№ 597. Саша любит решать трудные задачи. Он рассказал, что за 4 дня смог решить 23 задачи. В каждый следующий день он решал больше задач, чем в предыдущий, а в четвертый день решил вчетверо больше, чем в первый. Сколько задач решил Саша в каждый из этих четырёх дней? [5, с. 90].
(Составление алгоритма, выстраивание последовательности необходимых операций)
ПознавательныеУУД самостоятельный поиск, исследование и обработка, систематизация, обобщение и использование информации. Таблица 3. Формирование познавательных УУД на примере заданий математики
УУД/виды знаний формирующие УУДПримеры заданийПознавательные(«найди отличия»; «поиск лишнего»; «лабиринты»; хитроумные решения; составление схемопор; работа с разного вида таблицами, графиками; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями)
№1322. Во сколько раз лестница на девятый этаж длиннее лестницы на третий этаж этого дома? [5, с. 206].№ 636. При вычитании каких натуральных чисел получится 12? Сколько пар таких чисел? Ответьте на же вопросы для умножения и для деления [5, с. 96].
(Поиск и выделение необходимой информации, анализ с целью выделения общих признаков, синтез, как составление целого из частей)
Приложения для IPad, способствующие формированию регулятивных и познавательных УУД:
1.«Математика» отработка действий с положительными и отрицательными числами. Переход от более простого уровня к сложному и увеличение скорости на прохождение заданий определяет быстроту счета ученика и мотивирует на отработку вычислительных навыков.
2.«Король математики» работа с различными разделами математики на скорость (от арифметики до математической статистики). Задания так же дифференцированы по уровню сложности. Кроме того, в приложении предусмотрена работа в книгах «Смешанное», где собраны задания из пройденных ранее книг с заданиями.
Рис.2. Скриншот приложения «Король математики»
3.«Формулы» содержит все формулы курса алгебры и геометрии. Это приложение целесообразно применять на уроках в ходе отработки умений применения формул, а так же для само и взаимопроверки.
Рис. 3. Скриншот приложения «Formule»
4.
«QuckGraph+» позволяет строить графики различных функций, а так же области, задаваемые системой уравнений, определять точки пересечения графиков нескольких функции, изучать движение графика функции вдоль осей координат, исследовать функцию и анализировать представленный график.
Рис. 4. Скриншот приложения «Quck Graph+»
5.«iCrosss» приложение для построениясечений различных объемных фигур, дает возможность посмотреть фигуру в пространстве, ее проекции на координатные плоскости, а так же определить тип фигуры, полученной в сечении многогранника.
Рис. 5. Скриншот приложения «iCrosss»
Коммуникативные УУД осуществление коммуникативной деятельности.
Таблица 4.
Формирование коммуникативных УУД на примере заданий математики
УУД/виды знаний формирующие УУДПримеры заданийКоммуникативные(составить задание партнеру; оценка работы товарища; групповая работа по выполнению заданий; «подготовь рассказ…», опиши устно…», «объясни…»; парный опрос;)№ 528. Поговорите со своими родителями, бабушками и дедушками, со знакомыми взрослыми и постарайтесь узнать, нужна ли им в работе, в жизни математика, можно ли стать хорошим специалистом, не зная математики [5, с. 81].
(Сотрудничество в поиске и сборе информации, умение точно и грамотно выражать свои мысли).
№913. Приведите примеры предметов, имеющих форму окружности, круга, дуги окружности, полукруга [5, с. 143].
Формирование коммуникативных УУД происходит, в том числе, и во внеурочной деятельности, поэтому следует так же отметить возможные приложения для IPad, использование которых будет способствовать их формированию, а так же организации внеурочной деятельности обучающихся.Здесь представлен широкий спектр приложений, которые направлены на развитие критического и логического мышления; задания не повторяются, от уровня к уровню становятся сложнее.
Рис. 6.Скриншот приложения«Да Винчи».
Результатом формирования познавательных УУД являетсяумение ученика выделять тип задач и способы их решения; осуществлять поиск информации, которая нужна для решения задач; обосновывать этапы решения учебной задачи; производить анализ и преобразование информации;составлять математическую модель для решения поставленной задачи;проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.); устанавливать причинноследственные связи; владеть общим приемом решения задач; создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.Эти результаты несут особую ценность в решении задач более сложного уровня, которые касаются другой предметной области или жизни в целом.Поскольку современные гаджеты широко и плотно вошли в жизнь человека, то их рациональное использование позволяет экономить время на уроке, повысить интерес к математике, а так же стать важным инструментом в формировании универсальных учебных действий ребенка.
Ссылки на источники1.http://www.babylessons.ru/sovremennyegadzhetyvpomoshhshkolniku/[19.06.2014]2.http://nsportal.ru/lpm/gadzhetyvshkolevsezaiprotiv[19.06.2014]3.http://www.kleo.ru/items/kids/gadzhety_i_deti.shtml[19.06.2014]4.Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/А.Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2010. 159 с.5.Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.Ч. Чесноков, С.И. Шварцбурд. 31е изд., стер. М.: Мнемозина, 2013. 280 с.: ил.6.Сапегина И.В. Организация процесса обучения математике в 56 классах, ориентированного на понимание: дис. канд. пед. наук / И.В. Сапегина. СПб., 2002. 151 с.
Применение современных гаджетов на уроках математикикак средство формирования универсальных учебных действийшкольника
Аннотация. Статья посвящена возможностям организации учебновоспитательного процесса с использованием современных гаджетов, которые повсеместно ивсе активнеевходят в жизнь человека. Показано, что их грамотное использование способствует формированию УУД. Определены приложения для IPad, которые могут быть использованы учителями на уроках математики, алгебры и геометрии, а так же во внеурочной деятельности. Ключевые слова:обучение, современные гаджеты, IPadна уроке, приложения для урока математики, универсальные учебные действия
Постоянное движение и развитие современного мира характеризуется все быстрыми темпами, что определяет необходимость обучающихся гибко реагировать на происходящие изменения. Знания, которые получает ученик в школе устаревают за достаточно короткий срок, поэтому их необходимо постоянно корректировать и обновлять, применяя в новых проблемных ситуациях. Главным на современном уроке становится не количество полученной информации, а способ ее нахождения; ученик должен научиться добывать знания, уметь учиться. Формирование универсальных учебных действий, в свою очередь, становится важной задачей современного образования, что обеспечивает постоянную самореализацию, саморазвитие и самосовершенствование школьника XXIвека.Универсальные учебные действияэто действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться[4].К основным функциям УУД относят: обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использоватьнеобходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.Универсальные учебные действия у обучающихся на уроках математики формируются путем вовлечения детей в активный процесс изучения математики. При этом предполагаемоедвижение должно происходить в четырех направлениях, подразумевающих развитие познавательных УУД, регулятивных УУД, коммуникативных УУД и получение личностных результатов[6].Личностные УУДсистема ценностных ориентаций школьника («Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я»).Таблица 1.Формирование личностных УУД на примере заданий математики
УУД/виды знаний формирующие УУДПримеры заданий
Личностные
(творческие задания, имеющие практическое применение)
№ 999. Придумайте пять дробей, у которых числитель на 3 меньше знаменателя. Запишите пять дробей, у которых числитель в три раза больше знаменателя[5, с.154].
№ 886. Разделите тремя способами квадрат со стороной 4 см на 4 доли. Начертите четверть квадрата, половину квадрата[5, с. 140]. Кроме того, для формирования личностных УУД возможно использование приложения TriangleSolve, которое позволяет применять правило существования треугольника, проверять его на конкретных примерах,а так же позволяет высчитать углы треугольника с заданными сторонами и его площадь. Кроме того, ученикам наглядно представлены треугольники, свойства которых можно охарактеризовать.
Рис.1. Скриншот приложения " TriangleSolve".
Регулятивные УУДспособность строить учебнопознавательную деятельность, учитывая все ее компоненты.Таблица 2.Формирование регулятивных УУД на примере заданий математики
УУД/виды знаний формирующие УУДПримеры заданийРегулятивные(преднамеренные «ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; самоконтроль и взаимоконтроль; взаимный диктант; диспут)№ 1728. Сколькими способами 4 пассажира могут разместиться в четырёхместном купе поезда? [5, с. 262].
№ 432. На вершину холма ведут пять тропинок. Сколько существует способов подняться на холм и спуститься с него, если подниматься и спускаться по разным тропинкам? [5, с. 70].
№ 597. Саша любит решать трудные задачи. Он рассказал, что за 4 дня смог решить 23 задачи. В каждый следующий день он решал больше задач, чем в предыдущий, а в четвертый день решил вчетверо больше, чем в первый. Сколько задач решил Саша в каждый из этих четырёх дней? [5, с. 90].
(Составление алгоритма, выстраивание последовательности необходимых операций)
ПознавательныеУУД самостоятельный поиск, исследование и обработка, систематизация, обобщение и использование информации. Таблица 3. Формирование познавательных УУД на примере заданий математики
УУД/виды знаний формирующие УУДПримеры заданийПознавательные(«найди отличия»; «поиск лишнего»; «лабиринты»; хитроумные решения; составление схемопор; работа с разного вида таблицами, графиками; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями)
№1322. Во сколько раз лестница на девятый этаж длиннее лестницы на третий этаж этого дома? [5, с. 206].№ 636. При вычитании каких натуральных чисел получится 12? Сколько пар таких чисел? Ответьте на же вопросы для умножения и для деления [5, с. 96].
(Поиск и выделение необходимой информации, анализ с целью выделения общих признаков, синтез, как составление целого из частей)
Приложения для IPad, способствующие формированию регулятивных и познавательных УУД:
1.«Математика» отработка действий с положительными и отрицательными числами. Переход от более простого уровня к сложному и увеличение скорости на прохождение заданий определяет быстроту счета ученика и мотивирует на отработку вычислительных навыков.
2.«Король математики» работа с различными разделами математики на скорость (от арифметики до математической статистики). Задания так же дифференцированы по уровню сложности. Кроме того, в приложении предусмотрена работа в книгах «Смешанное», где собраны задания из пройденных ранее книг с заданиями.
Рис.2. Скриншот приложения «Король математики»
3.«Формулы» содержит все формулы курса алгебры и геометрии. Это приложение целесообразно применять на уроках в ходе отработки умений применения формул, а так же для само и взаимопроверки.
Рис. 3. Скриншот приложения «Formule»
4.
«QuckGraph+» позволяет строить графики различных функций, а так же области, задаваемые системой уравнений, определять точки пересечения графиков нескольких функции, изучать движение графика функции вдоль осей координат, исследовать функцию и анализировать представленный график.
Рис. 4. Скриншот приложения «Quck Graph+»
5.«iCrosss» приложение для построениясечений различных объемных фигур, дает возможность посмотреть фигуру в пространстве, ее проекции на координатные плоскости, а так же определить тип фигуры, полученной в сечении многогранника.
Рис. 5. Скриншот приложения «iCrosss»
Коммуникативные УУД осуществление коммуникативной деятельности.
Таблица 4.
Формирование коммуникативных УУД на примере заданий математики
УУД/виды знаний формирующие УУДПримеры заданийКоммуникативные(составить задание партнеру; оценка работы товарища; групповая работа по выполнению заданий; «подготовь рассказ…», опиши устно…», «объясни…»; парный опрос;)№ 528. Поговорите со своими родителями, бабушками и дедушками, со знакомыми взрослыми и постарайтесь узнать, нужна ли им в работе, в жизни математика, можно ли стать хорошим специалистом, не зная математики [5, с. 81].
(Сотрудничество в поиске и сборе информации, умение точно и грамотно выражать свои мысли).
№913. Приведите примеры предметов, имеющих форму окружности, круга, дуги окружности, полукруга [5, с. 143].
Формирование коммуникативных УУД происходит, в том числе, и во внеурочной деятельности, поэтому следует так же отметить возможные приложения для IPad, использование которых будет способствовать их формированию, а так же организации внеурочной деятельности обучающихся.Здесь представлен широкий спектр приложений, которые направлены на развитие критического и логического мышления; задания не повторяются, от уровня к уровню становятся сложнее.
Рис. 6.Скриншот приложения«Да Винчи».
Результатом формирования познавательных УУД являетсяумение ученика выделять тип задач и способы их решения; осуществлять поиск информации, которая нужна для решения задач; обосновывать этапы решения учебной задачи; производить анализ и преобразование информации;составлять математическую модель для решения поставленной задачи;проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.); устанавливать причинноследственные связи; владеть общим приемом решения задач; создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.Эти результаты несут особую ценность в решении задач более сложного уровня, которые касаются другой предметной области или жизни в целом.Поскольку современные гаджеты широко и плотно вошли в жизнь человека, то их рациональное использование позволяет экономить время на уроке, повысить интерес к математике, а так же стать важным инструментом в формировании универсальных учебных действий ребенка.
Ссылки на источники1.http://www.babylessons.ru/sovremennyegadzhetyvpomoshhshkolniku/[19.06.2014]2.http://nsportal.ru/lpm/gadzhetyvshkolevsezaiprotiv[19.06.2014]3.http://www.kleo.ru/items/kids/gadzhety_i_deti.shtml[19.06.2014]4.Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/А.Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2010. 159 с.5.Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.Ч. Чесноков, С.И. Шварцбурд. 31е изд., стер. М.: Мнемозина, 2013. 280 с.: ил.6.Сапегина И.В. Организация процесса обучения математике в 56 классах, ориентированного на понимание: дис. канд. пед. наук / И.В. Сапегина. СПб., 2002. 151 с.